«Инклюзивное образование детей»

Содержание скрыть

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети.

Актуальность выбранной темы проекта заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.

Проблема – принятие индивидуальности каждого ребёнка и создание ему таких условий обучения, которые необходимы для удовлетворения его особых потребностей.

Цель – изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через реализацию детьми с ОВЗ своих способностей и достижение успехов в учебном процессе не в специализированном учебном заведении, а в обычной общеобразовательной школе.

Задача – показать важность решения данной проблемы в современных условиях развития общества. Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и инвалидов вместе. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.

  1. Инклюзивное образование детей с ОВЗ

2. 1. Образовательные возможности детей с ОВЗ за рубежом и в

21 стр., 10179 слов

Антропологический подход к воспитанию личности ребенка

... личность ребенка, «учет ее реальных потребностей и возможностей для самопознания, саморазвития, самовоспитания, самореализации в различных сферах жизни. Антропологический подход как основа педагогического образования предполагает изучение Человека как «предмета воспитания». Основоположником ...

России

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: мэйнстриминг, интеграция, инклюзия. Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия, реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 – 1990-х гг. продемонстрировали преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.

На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные и муниципальные школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

Первые инклюзивные образовательные учреждения в нашей стране появились на рубеже 1980 – 1990 гг. так, например, в Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321).

С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей с ОВЗ.

Необходимо отметить, что для отечественной педагогики понятие инклюзивного образования не является чем-либо абсолютно чуждым и неприемлемым. Теория и практика проблемного обучения разработана в российской педагогике достаточно широко. Концепция этого направления в отечественной педагогике основывается на исследованиях С.Я. Рубинштейна, теория и практика проблемного обучения изложены в работах А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова, М.Н. Скаткина. Практика проблемного обучения в школе очень интересно изложена в работах С. И. Брызгаловой и других авторов. Конечно, этот подход не является единственным в обучении детей, в том числе, учащихся с особенностями развития. Формирование базовых школьных навыков и умений, таких как читать и понимать прочитанное, грамотно и красиво писать, считать, слушать, пересказывать, держать внимание на рутинной работе, не перебивать, и т.д. чрезвычайно важно и актуально. Поскольку это тот фундамент, на котором можно построить и развить прекрасное творческое начало в каждом ученике, в том числе и ученике с особенностями развития. А вот способы и подходы к формированию таких базовых умений и навыков в инклюзивном классе будут несколько иными. Это, прежде всего, подход, центрированный на ребёнке, а не на взрослом, где самыми важными будут потребности и нужды каждого конкретного ребёнка, с особенностями или без них, а не профессиональные установки и стереотипы учителя. Это использование индивидуальных программ обучения, сотрудничество и работа в команде, как для учителей, так и для учеников. Вот об этом и стоит поразмышлять педагогам, которые хотели бы развить практику включения в образовательный процесс разных и нетипичных детей.

26 стр., 12710 слов

Модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями ...

... развитию способностей каждого ребенка и поможет выработать у каждого ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, адаптационные механизмы к социуму. Практическая значимость результатов исследования: 1. Создание модели инклюзивного образования детей с ОВЗ в ...

2. 2. Интеграция и инклюзия

В настоящее время терминология, связанная с инклюзивным образованием находится в стадии разработки. Рассмотрим основные термины, связанные с проблемой инклюзивного образования.

Инклюзивное образование ( Inclusif — включающий в себя, include -заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации школьного пространства к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Это не означает, что инклюзия не требует оказания детям с различными возможностями специальной помощи и поддержки на уроках или обучения за пределами класса, если это требуется. Но это всё является разнообразными возможными вариантами, и, честно говоря, периодически бывает необходимым буквально для всех учеников в классе.

«Интеграция» и «инклюзия» — это два термина, которые часто используются один вместо другого, поскольку многие учителя и школы считают их синонимами. Инклюзия отличается от интеграции тем, что с самого начала рассматривает всех детей без исключения частью общеобразовательной системы. Таким образом, для детей с особенностями отсутствует необходимость в какой-либо специальной адаптации, поскольку они с самого начала являются частью школьной системы. Одна из целей инклюзии состоит в том, чтобы любая школа могла быть готовой в будущем принять детей с различными возможностями. Это может повлечь не только изменения в структуре и работе школы, но и изменения во взглядах учителей общего и специального образования, привыкших рассматривать свою работу как обучение только определённых групп детей.

2.3. Цели и основные составляющие инклюзивного образования

Инклюзивное образование, К основным элементам инклюзии можно отнести:

  • включение всех детей с различными возможностями в такую школу, которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности;

  • количество детей с различными возможностями, обучающихся в школе, находится в естественной пропорции в отношении всей детской популяции этого округа в целом;

  • отсутствие «сортировки» и отбраковывания детей, обучение в смешанных группах;

    14 стр., 6992 слов

    Инклюзивное образование: особенности организации

    ... Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды. Инклюзивное образование в Украине: возможности, опыт и ...

  • дети с особенностями находятся в классах, соответствующих их возрасту;

  • ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и методов обучения;

  • эффективность как стиль работы школы, децентрализованные модели обучения.

Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

  • каждый человек способен чувствовать и думать;

  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

  • все люди нуждаются друг в друге;

  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

2. 4 . Пути решения проблем, связанных с инклюзивным

образованием

Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует научиться успешно решать проблемы. Конечно, речь не идёт только о проблемах какого-либо одного ребёнка. Речь идёт о проблемах всей школы, о том, как школе соответствовать потребностям всех её учеников. Успешное решение проблем по мере их возникновения, основанное на ясной педагогической платформе, общие ценности и позитивное лидерство представляет собой наилучший путь для продвижения школы и класса к большей инклюзивности. Решение многочисленных проблем часто является вполне естественным состоянием для учителей, которые постоянно взаимодействуют с учениками и взрослыми в течение всего дня.

Весь школьный коллектив вовлекается в рациональное осмысление инклюзии и тех преимуществ, которые она даёт для всех учеников школы. Обсуждение этих тем ясное и открытое.

Сфера действия

Изменения, которые производятся в школе, чрезмерны, или, наоборот, ограниченны или недостаточны

Работа по включению начинается с одним-двумя учениками, внимательно отслеживаются их успехи и неудачи, постепенно количество включаемых детей возрастает.

Скорость введения

Необходимые изменения вводятся слишком быстро или слишком медленно, что приводит к уменьшению энтузиазма

Скорость реализации инклюзивных подходов сильно варьируется в зависимости от школы. Постоянное сотрудничество всех участников процесса и регулярное отслеживание скорости изменений поможет добиться успеха.

Ресурсы

Адекватность ресурсов не всегда является гарантией, что инклюзия будет работать; ресурсы могут использоваться нерационально

При появлении дополнительных ресурсов, их следует обязательно использовать. Необходим нестандартный подход в использовании ресурсов, предназначенных для поддержки инклюзии. Адекватное финансирование инклюзии поможет обеспечить заинтересованность в ней тех, кто её внедряет.

7 стр., 3286 слов

Право ребенка на образование

... образования гарантируются следующие права и возможности: - право на создание по инициативе обучающихся, ... организации Международный союз спасения детей Декларации о правах ребенка (Женевской). В 1959 г ... образования ребёнка являются: детский сад (дошкольное образование), школа (начальное, среднее образование) и колледжи, лицеи, училища (начальное профессиональное образование). Образование ...

Приверженность идее

Отсутствует постоянные стимулы для формирования приверженности идее инклюзии, которая зачастую воспринимается только как «прихоть» некоторой социальной группы

Сотрудничество тех, кто вовлечён в процесс школьной инклюзии, поможет укрепить постоянную приверженность этой идее всех участников. Возможность проявления собственной инициативы также формирует у участников постоянную приверженность идее и заинтересованность в её успешной реализации

Ключевые фигуры

Ключевые сотрудники, определяющие успех инклюзии, недостаточно привержены этой идее, или, наоборот, имеют слишком большой объём работы. Это способствует отчуждению других сотрудников от реализации инклюзивных подходов в школе

Сотрудники, играющие ключевую роль в продвижении инклюзии в школе, должны поддерживать равное сотрудничество между всеми участниками школьного сообщества. На них лежит большая ответственность в обеспечении успеха инклюзии, чем на других сотрудниках школы.

Родители

Родители, как партнёры, не включены в школьную жизнь

Родители воспринимаются в школе как партнёры и соучастники процесса, их знания, опыт, очень ценятся сотрудниками школы.

Руководство

Руководители школы либо осуществляют чрезмерный контроль, либо их стиль руководства недостаточно эффективный, или они не поддерживают коллектив в достижении более высоких целей.

Руководители облегчают взаимодействие и сотрудничество всего коллектива и каждого сотрудника по продвижению инклюзии, а также обеспечивают координацию действий.

Отношение к другим школьным инициативам

Инклюзия является чем-то изолированным по отношению к другим школьным инициативам.

Инклюзия является одной из интегральных частей относительно других школьных инициатив, эти отношения чётко обозначены.

Согласно

  • каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.

  • каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.

  • необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.

  • лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.

  • обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

    3 стр., 1280 слов

    «Содержание современного образования в школе»

    ... содержания образования являются -потребности общества в образованных людях; цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой на тех или иных этапах своего исторического развития; -реальные возможности процесса обучения; ... общество России, 2006. – 608с. Педагогика: учебное пособие для студентов высших ... формированию жизненной позиции. Содержание образования по каждому учебному предмету ...

2. 5. Медицинская и социальная модель инвалидности

В контексте проблемы инклюзивного образования, принято рассматривать медицинскую и социальную модели инвалидности.

В рамках медицинского подхода ребенок с инвалидностью – это проблема. В прошлом дети с ограниченными возможностями рассматривались исключительно через призму их нарушения, подвергались обязательному «лечению», институциализации и изоляции от остального общества. Иногда у таких детей даже отнималось их право на жизнь. Сегодня высокотехнологичные решения, лекарства и методы терапии носят куда более конструктивный характер, к примеру, слуховые аппараты для людей с нарушениями слуха.

От детей с инвалидностью в рамках модели ожидается приспособление к существующей среде и обществу. Зачастую забывается о том, что у детей-инвалидов также есть их права человека, в частности права быть принятыми такими, какие они есть и право на получение дошкольного и школьного образования. Зачастую их пытаются интегрировать в существующую среду (не путать интеграцию и инклюзию).

При такой «интеграции» проблема все еще рассматривается внутри ребенка, а не в школе или детском саду, который этот ребенок посещает.

Социальная модель инвалидности

Этот образ мышления отвечает социальной модели инвалидности, которая рассматривает барьеры, существующие в обществе и не позволяющие ребенку наравне участвовать в его жизни как основную причину, делающую ребенка инвалидом. Социальная модель основывается на абсолютно разных определениях нарушения и инвалидности.

Как объяснить дошкольнику, который проводил свое время с ровесниками во

Инклюзивное образование помогает претворять в жизнь подобные цели не только учащимся с особенностями в развитии, но и детям, которые, в той или иной степени, выделяются из большинства. Это ребята, говорящие на других языках, принадлежащие иным культурным и этническим группам, а также дети, обладающие разными интересами и способностью к обучению. Для всех этих категорий требуется определенная степень модификации в средствах и способах подачи информации преподавательским коллективом. ВКЛЮЧЕНИЕ каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и ГИБКОСТЬ в подходах к обучению — это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования.

Определение барьеров и решение проблем

Нарушение становится центром внимания, Проведение мероприятий, нацеленных на результат, Оценка потребностей, мониторинг, терапия нарушений, Доступность стандартных услуг с использованием дополнительных ресурсов, Сегрегация и предоставление отдельных, особых услуг, Подготовка и обучение родителей и специалистов, Ординарные потребности откладываются

«выращивание» отношений между людьми

8 стр., 3562 слов

Влияние нарушений слуха на психическое развитие детей

... степени. Обучение речи глухих детей специальными средствами только в редких случа­я обеспечивает формирование речи, приближающееся к нормаль. Таким образом, глухота вызывает вторичные изменения в психическом развитии ребенка — более ...

Восстановление в случае более или менее нормального состояния, иначе сегрегация, Различия приветствуются и принимаются. Инклюзия каждого ребенка., Общество остается неизменным, Сообщество развивается, Самым лучшим в инклюзии является то, что при успешном её проведении выигрывают все.

Это и дети с особенностями развития, и без них, одарённые дети, учителя (имеется в виду совершенствование практики преподавания и повышение квалификации учителей), и всё школьное сообщество в плане совершенствования общего климата и духа школы. Тем не менее, существуют давние «поверья» в отношении обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной среде. Например, что дети – инвалиды нарушают процесс обучения всего класса, что учителя не способны справляться с новыми задачами, возникающими в классе с появлением такого ребёнка, и что дети с ограниченными возможностями при инклюзии получают недостаточно качественное образование, причём, при такой форме обучения, серьёзно страдает их самооценка. Однако, во многих исследованиях доказывается, что большинство этих «верований» являются предвзятыми, и не основываются на каких-либо основательных и очевидных фактах.

В любом случае, преимущества инклюзии значительно перевешивают недостатки этого процесса, и наилучшей проверкой правильности инклюзивных подходов в образовании будут его результаты. Каким же тогда должен быть конечный результат включения детей с разными возможностями в общую школу?

2.6. Преимущества инклюзивного образования

Преимущества инклюзии для детей-инвалидов весьма существенны:

  • Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах. Это становится особенно очевидным, если взрослые в школе целенаправленно поддерживают социализацию, и если количество детей с особенностями находится в естественной пропорции по отношению к остальным ученикам в целом.

  • В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с тем, что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту.

  • В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков и академических достижений.

  • Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного для инклюзивных классов обучения в малых группах. Дети «переступают» за черту инвалидности другого ученика, работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего.

  • В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в тех случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалёку от своего места жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со своими одноклассниками вне школы. Учителя играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.

    10 стр., 4858 слов

    Воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    ... лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. Так, например, детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с ... составлять основу процесса обучения умственно отсталых детей. Коррекция дефектов умственно отсталых детей и подростков осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы школы, такими исследователями, ...

3. Особенности организации инклюзивного образования

    1. Особенности организации инклюзивного образования в школе

Обучение особых детей в школе принципиально отличается от их обучения в начальной ДУЗ. Поэтому при переходе в школу возникают новые проблемы их обучения. Ребенок должен привыкнуть не только к большому числу новых учителей, совершенно разных по характеру и требованиям, но и к новым одноклассникам. Ему необходимо освоить новое пространство школы, кабинетную систему, совершенно новые правила школьной жизни, например, понять, что на разных уроках дети рассаживаются по-разному, и он должен всюду найти свое место. Кроме того, в детском саду или в начальной школе судьба особого ребенка зависит в основном от одного человека. А в средней школе ситуация принципиально другая — многое зависит от того, насколько все, с кем ребенок взаимодействует, могут работать в команде, и насколько они могут придерживаться од­них и тех же принципов.

Основное условие успеха — это сформированная команда единомышленников. Администрация, учите­ля, психологи и родители должны говорить на одном языке. Хоть и трудно предположить, что в обычной школе все будут придерживаться одних взглядов, но у нас такая команда постепенно формируется.

Необходимо также понимать, что, несмотря на наличие каких-то общих черт, все особые дети абсолютно разные. Поэтому требуется ряд предварительных шагов по организации взаимодействия таких детей с учителями и одноклассниками и постоянное индивидуальное сопровождение в учебном процессе. Перечислим их.

1. Необходим «переводчик» между ребенком и его окружением, который объясняет ему на его языке, чего от него хотят, и объясняет учителям, что с ним происходит. Нужен человек, который сопровождает его в школьной жизни и находится в постоянном контакте с родителями.

2. Необходим предварительный контакт с теми учителями, с которыми ребенок будет работать. Все остальные тоже должны знать его особенности, чтобы случайно не навредить, и знать, к кому обратиться в случае возникновения проблем. Тогда ребенок будет ощущать себя в большей безопасности.

3. Необходимо тактично предупредить одноклассников о том, что с ними будет учиться такой ребенок.

4. Нужно найти нескольких детей-волонтеров, которые могли бы общаться с ним на переменах.

5. Необходимо принять ряд правил, связанных с контролем успеваемости, облегчающих ему школьную адаптацию:

  • при опросе отвечать в любой удобной для него форме (письменной или устной), возможно, на компьютере;

при написании контрольной работы давать дополнительное время;

15 стр., 7245 слов

Занятия рисованием как средство подготовки детей к обучению в школе

... подготовки детей к школе Рассматривая роль изобразительной деятельности в решении задач всестороннего развития ребенка- дошкольника, особенно важно определять воз­можность занятий рисованием в подготовке детей в детском саду к школе. ... на занятиях в процессе обучения рисованию у детей ... ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование представляет ему возможность ... здоровья ребенка, ...

  • при необходимости разрешать переписывание контрольной работы;
  • принимать работу позже установленного срока;
  • оценивать собственный прогресс ребенка, не сравнивая его с другими, на протяжении длительного времени.

Учителя часто боятся устанавливать разные правила для разных детей. Они считают, что если сделают послабление одному ребенку, то остальные захотят, то­го же. Однако особый ребенок тратит огромные усилия на постижение того, что другим дано от рождения. Справедливо — это не значит одинаково. Сами дети прекрасно понимают этот принцип, проблема во взрослых.

6. Нужно искусственно создавать ситуацию успеха на уроках по тем предметам, которые являются сильной стороной такого ребенка, чтобы дети иногда обращались к нему за помощью.

7. Учителя должны четко понимать, зачем нужны все эти усилия.

Итак, реорганизация учебного процесса выглядит следующим образом.

  • При распределении по учебным группам обязательно учитывается психологическая совместимость ученика с учителем и с учениками в группе.

  • Для каждого особого ребенка разрабатывается индивидуальная учебная траектория, которая включает в себя уроки в классе (в исключительных случаях это могут быть занятия по разным предметам в разных классах), индивидуальные занятия, занятия с психологом.

  • В течение учебного дня с особым ребенком постоянно работает психолог сопровождения.

  • Учителя, работающие в программе, проходят специальную подготовку и сопровождаются в процессе обучения этих детей.

  • Для гиперактивных детей отдельно организуется игровое пространство, а для аутичных детей выделяется комната, где они могли бы безопасно провести пугающую их перемену.

  • Между всеми учителями организуется взаимодействие.

  • Сопровождение особых детей в учебном процессе и контроль их успеваемости осуществляется в соответствии с выработанными особыми правилами.

  • Необходимые изменения в индивидуальную траекторию обучения ребенка вносятся по результатам постоянного мониторинга ситуации.

4. Заключение

Таким образом, аргументы в поддержку инклюзии бесспорны. Аргументы против инклюзивного образования, в основном, сводятся к тому, что дети-инвалиды получают при таком обучении более низкий уровень знаний, или при их обучении возникают некоторые социальные сложности. Этим утверждениям довольно трудно найти какое-либо подкрепление.

Но инклюзия несёт преимущества и детям без особенностей развития., Можно выделить следующие преимущества инклюзии для обычных учащихся или одарённых детей:

  • Для обычных или одарённых детей нахождение в классе детей с особенностями развития не является фактом, несущим угрозу или представляющим опасность для их успешного обучения.

  • Представления о том, что дети-инвалиды нарушают процесс обучения в классе — несостоятельны. Время, которое на уроке уделяется детям с особенностями, абсолютно сопоставимо со временем, которое учитель затратит на обычных учеников.

  • Обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и совершенствования педагогических технологий работы в классе. Некоторым детям с инвалидностью при обучении необходимы новые технологии образования; например, использование информационных технологий очень часто бывает необходимо при обучении детей с инвалидностью. Другие дети получают преимущества от использования этих технологий, и, кроме того, все остальные ученики могут пользоваться этими программами и технологиями в то время, когда они не являются необходимыми для обучения детей с инвалидностью.

  • Обычные дети или одарённые ученики получают преимущества в инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при таком обучении. Деньги, полученные из «специальных программ», могут быть использованы как для поддержки обучения не только детей с инвалидностью, но и их здоровых сверстников. Эти средства могут быть использованы различными способами, например, для организации внеклассной активности, приглашения гостей для выступления в классе, обеспечения класса дополнительными техническими средствами обучения, которые могут использоваться всеми детьми, а не только детьми с инвалидностью.

  • В инклюзивном классе обычные или одарённые дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы.

Необходимо также сказать, что существование инклюзивных школ позитивно сказывается на типично развивающихся детях, а не только на учениках с инвалидностью. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное — способствует искренней заботе и дружбе.

Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно — принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/problemyi-sozdaniya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-rossii/

1. Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.- 2015.- № 1.- С. 83-95.

2. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.

3.Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011., Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2014.

4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 20014.

5. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования.- 2013.- № 5.- С. 100-106

6. . // Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года.

7. Материалы по инклюзивному образованию

8. Об интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья

9. Инклюзивное образование — равные возможности для всех учащихся

10. Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы

Приложение 1, Ключевые фигуры

Ключевые сотрудники, определяющие успех инклюзии, недостаточно привержены этой идее, или, наоборот, имеют слишком большой объём работы. Это способствует отчуждению других сотрудников от реализации инклюзивных подходов в школе

Сотрудники, играющие ключевую роль в продвижении инклюзии в школе, должны поддерживать равное сотрудничество между всеми участниками школьного сообщества. На них лежит большая ответственность в обеспечении успеха инклюзии, чем на других сотрудниках школы.

Родители

Родители, как партнёры, не включены в школьную жизнь

Родители воспринимаются в школе как партнёры и соучастники процесса, их знания, опыт, очень ценятся сотрудниками школы.

Руководство

Руководители школы либо осуществляют чрезмерный контроль, либо их стиль руководства недостаточно эффективный, или они не поддерживают коллектив в достижении более высоких целей.

Руководители, Отношение к другим школьным инициативам, Инклюзия является чем-то изолированным по отношению к другим школьным инициативам.

Инклюзия является одной из интегральных частей относительно других школьных инициатив, эти отношения чётко обозначены.

Приложение 2

6. 2. Новые проекты по поддержке и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, реализованные в Ульяновской области

В ходе последней встречи с семьями, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов выяснил проблемы таких детей и ознакомил всех присутствующих с новыми проектами по поддержке и реабилитации их.

По просьбе родителей детей с ДЦП Сергей Морозов поручил проработать вопрос о предоставлении технических средств реабилитации напрокат на заявительной основе. Также в ходе встречи принято решение о создании службы раннего вмешательства, которая начала работать в Ульяновской области в 2017 году и позволяет сопровождать каждую семью в индивидуальном порядке. Кроме того, до конца года в каждом муниципальном образовании планируется открыть реабилитационные отделения для детей-инвалидов.

«Ребята с ограниченными возможностями здоровья должны быть полностью вписаны в социум и не ощущать никаких барьеров. Поэтому мы должны продумать, какие еще необходимо запустить проекты, чтобы и таким детям, и их родителям было комфортно. Я хочу искренне поблагодарить многие общественные организации, которые объединили мам и отцов таких особых детей в одном общем желании – сделать так, чтобы они были счастливы и готовы к долгой жизни. И мы продолжим поддержку таких семей», — подчеркнул Сергей Морозов.

Обсуждение проходило на базе реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Подсолнух». Напомним, в учреждении проводится реабилитация ульяновцев в возрасте до 23 лет с нарушениями работы центральной нервной системы, в том числе с ДЦП, генетическими хромосомными нарушениями и соматической патологией.

По информации специалистов Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, высокая результативность реабилитации достигается за счёт комплексного подхода и применения различных технологий и методов. Положительная динамика наблюдается у 80% несовершеннолетних, которые прошли такие курсы оздоровления.

«Сегодня в Ульяновской области проживает 4687 детей с ограниченными возможностями здоровья, из которых 993 ребенка с диагнозом ДЦП. Для помощи этим семьям работает ряд специализированных центров, который помогают в реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, подобные услуги оказываются в трёх центрах социального обслуживания в Димитровграде, Кузоватово и Павловке», — доложила Екатерина Сморода.

Как отметила директор центра иппотерапии «Флора и Лавра» Татьяна Семенова, в ближайшее время в Новой Майне в непосредственной близости от Димитровграда будет открыт филиал учреждения. При этом услуги будут доступны и жителям Мелекесского района, где сейчас проживает 87 детей с ограниченными возможностями здоровья, которым показана иппотерапия.

«Ипппотерапия — это широко распространенный и научно обоснованный метод реабилитации и социализации детей-инвалидов. Подобное лечение считается довольно эффективным, ведь при общении с лошадьми у детей не только восстанавливается здоровье, но и расширяются коммуникативные возможности. На сегодняшний день на территории Ульяновской области действуют несколько центров, которые помогают больным детям», — пояснила Татьяна Семенова.

Также в ходе встречи обсуждался вопрос образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе введения института тьюторства. Губернатор поручил разработать необходимые изменения в закон «Об образовании в Ульяновской области», в том числе по предоставлению субвенций, и внести их перед формированием бюджета на следующий год.

Планируется, что тьюторы будут назначаться ребенку в соответствии с диагнозом по результатам психолого-медико-педагогической комиссии.

«Сегодня в Ульяновской области 62 детских сада работают с особенными детьми. В них обучают 4605 ребят с нарушением зрения, слуха, интеллекта, с задержкой психического развития. В этих учреждениях созданы условия для физкультурно-оздоровительной работы, познавательно-речевого, эмоционального, художественно-эстетического развития. Детсады оснащёны всем необходимым оборудованием, в том числе и специализированным, методическими пособиями, игрушками, — доложила главе региона первый заместитель Председателя Правительства — Министр образования и науки Ульяновской области Екатерина Уба. — В этих учреждениях вместе с детьми без ограничений воспитываются малыши с особыми образовательными потребностями. это важнейший шаг на пути к инклюзивному образованию, способствующий созданию условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день в соответствии с поручением главы региона практически в каждом строящемся или отремонтированном детском саду предусматривают такую группу. У нас уже не первый год действует система, когда отдельным ребятишкам предоставляется индивидуальное обучение даже в дошкольных учреждениях. У нас также есть коррекционные школы по разным направлениям».

Напомним, с 1 сентября 2016 года все первоклассники с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Также 29 мая Губернатор Сергей Морозов поприветствовал участников «Парада ангелов», посвященного детям с ДЦП. В торжественном мероприятии приняли участие порядка 200 семей, где воспитываются особые дети.

«Наше сообщество было организовано пять лет назад, и за это время многое изменилось. Настроен прямой диалог с властью, который позволяет решить ряд проблем, улучшилась жизнь наших детей: они начали ходить в детские сады, общеобразовательные учреждения. «Парад ангелов» сегодня – это, в первую очередь, шествие толерантности, ведь раньше наши семьи стеснялись выходить на улицу, и то, что сегодня они смогли пройти по центральной площади – уже большой шаг. От имени сообщества «Солнце для всех» я хочу поблагодарить партию «Единая Россия» за оказанную помощь и поддержку в проведении нашего праздника для особых детей», — сказала руководитель сообщества родителей детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнце для всех» Екатерина Маркова.

ПРОГРАММА