Проблемы патриотического воспитания в разном возрасте

Актуальность проблемы

Проблема воспитания у детей любви к родному краю была актуальной всегда. На современном этапе развития общества идея воспитания патриотических чувств приобретает все большее значение.

Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. Существуют проблемы, мешающие эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодёжи, а именно:

  • несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию;
  • недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;
  • отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодёжи и подготовке их в военной службе;
  • малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания;
  • недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
  • отсутствие системы координации деятельности заинтересованных структур министерств, ведомств, научных и образовательных заведений, общественных и религиозных организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодёжи.

В настоящее время в связи с изменяющимся обществом возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. Поэтому, начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные иморально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.

Проблемы приобщения детей к истории, культуре, социальной жизни родного края, города отражены в современных исследованиях Т.Н. Антоновой, Е.П. Арнаутовой, Т.Т. Зубовой, М.Ю. Новицкой. Педагогические исследования С.А. Козловой, О. А. Князевой, С. Е. Шукшиной раскрывают проблему осознания

Цель исследования изучить патриотическое воспитание детей разных возрастных групп.

Объект исследования — дети разных возрастных групп.

Предмет исследования — патриотическое воспитание детей.

Задачи исследования:

1. изучить сущность патриотического воспитания, как важная составляющей гражданственности;

13 стр., 6197 слов

Цель воспитания как педагогическая проблема

... является раскрытие особенности цели воспитания как педагогической проблемы. Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта ... в педагогике будущего». И в этой системе - не педагог-одиночка, даже очень талантливый, а коллектив единомышленников, создающий систему и развивающий ее. Физическое воспитание ...

2. раскрыть современные проблемы патриотического воспитания;

3. определить принципы патриотического воспитания детей дошкольного возраста;

4. изучить патриотическое воспитание детей школьного возраста;

5. выявить характеристики патриотического воспитания студентов;

1.1 Патриотическое воспитание, как важная составляющая гражданственности

Понятия гражданственность и патриотизм, несмотря на тесную связь между ними, не тождественны. Патриот чувствует любовь к Родине, а гражданин осознает свои обязанности перед ней. То есть гражданственность — это нравственно-политическое качество, важной составляющей которого является патриотизм.

В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь закреплены приоритеты воспитания в учреждениях образования. Стратегическая цель гражданско-патриотического воспитания — формирование не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг.

В соответствии со стратегической целью определяется педагогическая цель гражданско-патриотического воспитания — формирование гражданско-патриотической культуры личности, выражающейся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении к другим гражданам и к государственной власти, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств, любви к Родине и готовности к исполнению гражданского долга.

Гражданско-патриотическое воспитание должно быть ориентировано на формирование воспитывающего пространства, позволяющего создать в любом учреждении образования реально ощутимую атмосферу уважения к государству, его символам, закону и правопорядку, устанавливающего реальные гражданско-правовые отношения в коллективе.

В содержании гражданско-патриотического воспитания учащихся интегрируются нравственные, правовые, политические и другие знания, ответственное отношение к обществу и самим себе, а также опыт социального поведения, позволяющего выполнять свой гражданский долг, выбирать линию поведения в соответствии с нормами морали и права.

Содержание гражданско-патриотического воспитания конкретизируется в его основных направлениях:

1. Обогащение учащихся гражданско-патриотическими знаниями; осознанное освоение и принятие ими основных гражданско-патриотических ценностей.

2. Воспитание уважения к государственной власти и закону, чувства любви к Родине и своему народу, развитие патриотических, национальных и интернациональных чувств.

3. Формирование готовности к выполнению своего гражданского долга, накопление опыта гражданско-патриотического поведения, способствующего активной жизненной позиции личности.

Процессы воспитания гражданско-патриотической и информационной культуры тесно взаимосвязаны. В Кодексе Республики Беларусь об образовании (ст. 18) и Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (п. 5.1 и глава 1) определяется, что формирование у обучающегося информационной культуры является одной из составляющих гражданского воспитания. В главе 2 «Воспитание гражданской культуры личности» п. 28 приводится определение информационной культуры, под которой понимается «совокупность методов, способов овладения знаниями, умениями, навыками в области информационных технологий и позволяет эффективно использовать имеющиеся в распоряжении общества информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций в личностном и профессиональном становлении» [6].

17 стр., 8374 слов

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ...

... модель управления гражданско-патриотическим воспитанием школы, которая может быть реализована в ОУ области. Структура работы. Дипломный проект состоит ... формирование новых подходов утверждения патриотического и гражданского сознания является в настоящее время актуальной научно-практической задачей. Данные обстоятельства актуализируют необходимость научного осмысления отношения к патриотизму ...

Таким образом, смысл гражданственности и патриотизма сводится воедино: нравственность, правовая, политическая и информационная культура личности.

Учащиеся, у которых сформирована информационная культура, более адаптированы к реалиям современного государства, могут адекватно решать жизненные задачи. Конечно, информационные ресурсы не могут обеспечить потребность детей в знаниях, необходимых для разрешения различных проблем, но каждый школьник, владеющий информационными технологиями, знает, как найти, оценить и применить информацию, необходимую для преодоления трудных ситуаций в сфере действия социальных, нравственных и правовых норм.

Проникновение информационных технологий в образование заставляет рассматривать воспитательный процесс как процесс информационный, в котором происходит получение информации, ее освоение и принятие в качестве личностных ценностей. Информационно-образовательные ресурсы представляют собой совокупность всей получаемой и накапливаемой информации в процессе развития образования, практической деятельности педагогов и функционирования специальных устройств, используемых в учреждениях образования.

Деятельности педагогов в воспитательном процессе с использованием информационных технологий уделялось до недавнего времени недостаточно внимания. Ситуация существенно изменилась с принятием и введением в действие государственных документов, содержащих требования к результатам освоения информационной культуры всех субъектов образовательного процесса. Постановлением Совета Министров от 28 марта 2011 г. № 384 была утверждена Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 гг., разработанная на основе Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 г. В рамках программы создана подпрограмма, касающаяся системы образования, — «Электронное обучение и развитие человеческого капитала» [5].

1.2 Современные проблемы патриотического воспитания

В настоящее время в связи с формированием новых, постсоветских общественных отношений в Российской Федерации становится особенно актуальным изучение различных аспектов такого явления, как патриотизм. Возникает настоятельная потребность в научном анализе тех процессов, которые влияют на формирование и развитие патриотизма как политического, социального, психологического феномена. Особое место занимает проблема отношения к патриотизму в среде молодежи.

Необходимо отметить, что в современном обществе происходит трансформация термина «патриотизм». В советской науке термин «патриотизм» трактовался как любовь к социалистическому отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам, как неотъемлемая часть общественного сознания. В современной России патриотизм — это нравственный и политический принцип, социальное чувство, предполагающее гордость достижениями и культурой своей Родины.

3 стр., 1060 слов

Духовно-нравственное воспитание современной молодежи

... духовно-нравственного развития молодежи. Необходимо проводить мероприятия с целью воспитания: гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; нравственных ... духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. - 24 с. 3. Духовно-нравственное воспитание ... студентов отсутствует высокое патриотическое сознание, чувства верности ...

В настоящее время философы, социологи, политологи, историки, педагоги вновь занялись проблемой сущности патриотизма, его формирования, воспитания, прежде всего в молодежной сфере. Молодежь, как особая социально-демографическая группа, наиболее восприимчива к усвоению ценностей, нравственных норм общества. [4] Задачу формирования патриотических чувств в среде молодежи отражает государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации». В этих документах подчеркивается, что основными группами граждан, выступающими объектами патриотического воспитания, являются: семья, молодые граждане и молодежные общественные объединения, военнослужащие.

Цель патриотического воспитания — развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и важнейшими качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества. патриотический дошкольный студент педагог

Патриотизм как специально воспитанное в человеке чувство рождается на основе взаимности обязательств, солидарности, а также оптимальных для человека степени и способе его интеграции в макросообщество своей страны. Важно проследить, насколько качества, являющиеся патриотическими, составляющие его содержание, выражены у молодежи. [11]

В связи с этим было проведено социологическое исследование в 14 муниципальных образованиях области; количество опрошенных, участвующих в исследовании составило 780 человек в возрасте от 12 до 20 лет; выборка квотная, стратифицированная по полу и возрасту. Участникам исследования был задан вопрос: «Как вы считаете, насколько у современной молодежи выражены следующие качества?». Рассмотрим оценки респондентов, которые они давали молодым людям, проживающим на территории их муниципального образования. Респондентам были предложены несколько характеристик молодежи, которые предполагалось оценить по степени выраженности (ярко выражено, слабо выражено, отсутствует).

Среди характеристик были следующие: социальная активность, готовность к решению собственных проблем, коллективизм, ответственность, стремление изменить будущее, патриотизм. [12]

Большинство опрошенных достаточно низко оценивает готовность и способность своих сверстников занимать активную жизненную позицию и включаться в социальную деятельность. Особенно негативно оцениваются такие качества, как «ответственность» (84,9%), «социальная активность» (82,8%), «патриотизм» (79%), респонденты отмечают их как слабо выраженные либо отсутствующие. По мнению респондентов, более ярко, чем предыдущие, выражены у молодежи качества коллективизма (74,4%), готовности к решению проблем (70,6%), стремление изменить будущее (70,2%).

По результатам исследования можно предполагать, что в современной России фактически формируется новая культура, в ценностно-нормативное поле которой активно вовлекается молодежь 8 . Данная категория обладает своим, новым взглядом и отношением к общественным ценностям. В этом и заключается основная трудность в формировании патриотизма у молодежи, так как основные его черты не являются выраженными у данной общественной группы. Если экстраполировать эти показатели на более широкие социальные группы или даже на все современное состояние молодежного сегмента общества, приходится констатировать, что на сегодняшний день реализация молодежной политики не обладает достаточно эффективными инструментами, способными полноценно воспитывать рассмотренные выше ценности. Проблема в формировании патриотизма заключается в том, что необходимо развивать патриотические чувства не только на уровне всего общества, но и на индивидуальном, личностном уровне через любовь к своей семье, своему городу. Именно личностный уровень наименее представлен в деятельности государственных органов по делам молодежи. [7]

30 стр., 14941 слов

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПАТРИОТИЗМА В ПРОЦЕССЕ

... работы по воспитанию основ патриотизма у детей. Патриотическое воспитание является одной из главных задач дошкольной образовательной организации. Однако анализ исследований показал, что научных работ, исследующих патриотическое воспитание дошкольников , мало. Недостаточно изучено содержание, формы и методы патриотического воспитания детей ...

В настоящий момент в Российской Федерации действует около 2000 организаций, которые имеют непосредственное отношение к делу военно-патриотического воспитания молодежи . Эти организации, по самым скромным подсчетам, охватывают более 100 тысяч юношей и девушек. В различной форме сохранились все способы военно-патриотического воспитания, существовавшие с советских времен, — такие как Суворовские и Нахимовские военные училища, ДОСААФ, военно-патриотические клубы, — а также появилось множество новых. Большинство из них вписываются в рамки Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы». В результате принятия этой программы, организации, работающие с детьми и молодежью, обрели единый ориентир для своих многочисленных направлений деятельности.

Структурой, призванной решать организационные, методические и информационные задачи в системе патриотического воспитания граждан, является государственное учреждение Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации («Росвоенцентр»).

Эта организация была образована в 1997 году постановлением Правительства РФ с целью разработки и реализации «программ и планов по решению задач военно-исторического, мемориального и культурно-воспитательного характера, по поддержке и консолидации движений ветеранов войн, ветеранов военной службы и правоохранительных органов» . С 2001 года основным направлением деятельности данной государственной структуры становится обеспечение реализации принятой в РФ Государственной программы патриотического воспитания граждан, а впоследствии — и разработка концептуальных основ следующей, рассчитанной на 2011-2015 годы. [9]

Проводниками цели патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти; учебные заведения всех уровней; различного рода общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы; средства массовой информации и другие.

2.1 Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России. [5]

10 стр., 4718 слов

Роль семейного воспитания в развитии личности

... воспитание детей по-прежнему оставалось очень жестким. Поворотным пунктом европейского общественного мнения по отношению к детству послужила книга Ж.-Ж. Руссо “Эмиль, или о воспитании”. Сравнительно-исторический ... Социальный характер формируется благодаря семейному воспитанию, важнейшими элементами которого могут ... неблагоприятное воздействие на развитие личности ребенка, порождая пассивность и ...

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно — развивающая среда в группе. [16]

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку. [19]

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство — это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

15 стр., 7276 слов

«Воспитание гражданских качеств личности при изучении обществоведческих ...

... направлениями этой работы. Особое значение в гражданском становлении личности имеют следующие задачи: 1. Мировоззренческая подготовка молодёжи, определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни. Гражданское воспитание строится ... семью ребёнок осознаёт свою причастность к большой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которого является он сам ...

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах поселка, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям. [6]

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Белгородчины, Ровеньского района. Знакомясь с родным поселком, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

2.2 Патриотическое воспитание детей школьного возраста

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы общеобразовательной школы. [6]

Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери.

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:

11 стр., 5020 слов

«Основы воспитания личности»

... целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека. Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание. 1.1 Задачи воспитания Общая цель воспитания достигается посредством решения ...

«Патриотизм — одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».[3]

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся. [12]

Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И.Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты.

Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795, а также подпрограмме МО РФ «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества» в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России», в которых определены понятие, содержание проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий, механизмы реализации программы, что является основой организации деятельности с детьми. [7]

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2015г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

12 стр., 5900 слов

Совершенствование системы управления военно-патриотическим воспитанием

... процесса управления. Основные задачи выпускной квалификационной работы заключались в том, чтобы: систематизировать методологические и теоретические основы изучения понятия и сущности военно-патриотического воспитания; рассмотреть роль органов управления в формировании патриотизма ... и практического опыта военно-патриотического воспитания в г. Нижнекамске. Структура работы. Дипломный проект состоит из ...

Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Ведь патриотизм — одна из важных черт современной развитой личности.

Актуальность патриотического воспитания младших школьников связана с тем, что сейчас очень много негативной информации, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру и любовь к народу и стране. Именно поэтому необходима программа гражданского и военного патриотического воспитания школьников.

Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране — умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России и ее самоценности. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны. Ведь патриотизм имеет характерные черты — веротерпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе. [9]

Патриотизм основывается не на пустом месте, а на вековых традициях и устоях нашей страны. Самое главное — самостоятельно школа не сможет справиться с патриотическим воспитанием. Здесь должна присутствовать поддержка и участие семьи.

Задачи патриотического воспитания школьников

Программа нравственного патриотического воспитания младших школьников направлена на выполнение следующих задач:

  • воспитывать у школьника чувство самоуважения через его добрые поступки, любовь и уважение к семье и друзьям, чувство уважения к старшим;
  • формировать представление об окружении человека, умение вести себя в обществе в соответствии с общепринятыми нормами;

— воспитывать любовь к малой родине через интерес к семейной истории и ее традициям, уважение к ее прошлому страны, настоящему, а также воспитать чувство ответственности за ее будущее.

Особенности патриотического воспитания младших школьников

Но не стоит забывать, что мы говорим сейчас о детях в возрасте 7-10 лет, и с этими задачами можно справляться только через игры и увлекательные мероприятия, доступные для понимания детей — это главная особенность патриотического воспитания младших школьников. Основные мероприятия, направленные на формирование патриотизма: классные часы, деловые игры, встречи с ветеранами, беседы, викторины, смотры-конкурсы, коллективные творческие дела, соревнования, выставки, экскурсии, походы, поездки, знакомство с историческим прошлым малой родины, ее традициями, фольклором, обычаями русского народа. [10]

Военно-патриотическое воспитание является одной из составляющих школьной программы. Основная цель — это формирование любви к Родине, психологической и моральной готовности к службе в армии — защите своей страны. Справиться с этой задачей позволяют экскурсии в исторические музеи, походы по местам боевой славы. Все это приобщает школьников к истории нашей страны, ее духовности.

Не стоит забывать и о спортивной составляющей. Участие в различных соревнованиях, спортивных праздниках вместе с родителями сплачивает семьи, и цепочка школа-семья-педагог становится сильнее, крепче, авторитетнее в глазах младших школьников.

Гражданское патриотическое воспитание позволяет формировать правильную гражданскую позицию, любовь и уважение к старшему поколению. Здесь так же важно участие семьи — ведь в истории практически каждой есть моменты, связанные с подвигом во время войны. Рассказывайте детям о бабушках и дедушках, их участии в Великой отечественной войне, пересматривайте фотографии — изучайте историю своей семьи, это тоже воспитывает в детях маленьких патриотов! Изучайте письма, дневники — это позволяет детям соприкасаться с историями людей, переживать их судьбы. Это оказывает неоценимое значение!

Основные структуры, целью которых является патриотическое воспитание, на сегодняшний день, можно разделить на три группы: государственные, общественно-государственные, и общественные. Примерами первых являются Суворовские и Нахимовские военные училища и кадетские корпуса, вторых — ДОСААФ как общественно-государственная организация, третьих — различные военно-патриотические, поисковые, военно-спортивные ассоциации и клубы, военно-патриотические клубы при РПЦ и различные скаутские организации. [4]

Суворовские и Нахимовские военные училища и кадетские корпуса

Суворовское (Нахимовское) военное училище — это специализированное учебное заведение для молодежи школьного возраста. Поступление до 2008 года было возможно исключительно для лиц мужского пола. До недавнего времени такие училища давали своим воспитанникам среднее школьное образование и одновременно готовили их к поступлению и учебе в военных вузах.

ДОСААФ . Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту — Общероссийская общественная организация содействия армии, авиации и флоту, массовая оборонно-патриотическая организация трудящихся, цель которой — содействие укреплению обороноспособности страны и подготовке трудящихся к защите социалистического Отечества. 17 декабря 2009 года состоялся внеочередной съезд РОСТО — организации-правопреемника советского ДОСААФ. Съезд утвердил преобразование Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация — РОСТО (ДОСААФ)» в Общероссийскую общественно-государственную организацию «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ России).

Обновленная организация ДОСААФ призвана стать основой допризывной подготовки в нашей стране — об этом сказано в недавно утвержденной Концепции федеральной системы подготовки граждан к военной службе до 2020 года. Согласно документу, число армейских специалистов, подготовленных ДОСААФ, в недалеком будущем должно ежегодно составлять 200 тыс. человек. Для сравнения: за последние 10 лет в ДОСААФ было подготовлено около 1,3 млн. специалистов. То есть, в среднем — 130 тысяч в год. [13]

Скаутское движение, Военно-патриотическое и военно-спортивное движение.

Военно-спортивные клубы зародилось в 80-е годы прошлого века. Без преувеличения можно сказать, что это движение было всесоюзным. Занятия в клубах давали молодым людям очень хорошую общефизическую подготовку, основы военных знаний, а также понимание таких слов, как «любовь к Родине» и «мужская дружба».

Поисковое движение., Военно-патриотические клубы при РПЦ.

Один из активистов православного военно-патриотического движения, создатель и руководитель клуба «Дружина «Доброволец»» А.Кравченко, отмечает: «Православная Церковь всегда являлась, наряду с служилым сословием и народом, одной из главных опор Российской государственности. И в качестве таковой всегда занималась вопросами защиты Отечества. Вспомним, как Дмитрия Донского на Куликовскую битву благословлял Преподобный Сергий Радонежский. Или как ополчение Минина и Пожарского родилось потому, что прозвучал пламенный призыв Патриарха Гермогена к освобождению страны. И таких примеров не счесть. Все наиболее выдающиеся русские полководцы были, как известно, людьми глубоко верующими. Более того, до 1917 года существовала стройная система подходов к воспитанию воинов, основанная всецело на православных традициях. Так что повышенное внимание Церкви к воинскому воспитанию молодёжи сегодня вполне закономерно. В отличие от тех, кто пытается превратить защиту Родины в один из способов зарабатывания денег, Церковь видит в воинской службе прежде всего служение Богу и Родине. Мы в военно-патриотических клубах придерживаемся такой же точки зрения». [15]

2.3 Патриотическое воспитание студентов

Сегодня патриотическое воспитание-это комплексная система, включающая в себя большое количество направлений и сфер деятельности. В нем содержатся не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-исторический, идеологический компоненты.

Ключевыми целями данной системы считаются становление у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма как наиглавнейших духовно-нравственных и общественных ценностей, составление у молодежи мастерски важных свойств, умений и готовности к их функциональному проявлению в всевозможных сферах жизни общества. [14, с. 13]

Воспитание должно подготовить человека к одной из главной роли в жизни — к роли гражданина, которая предусматривает выполнение гражданских обязанностей — чувства долга перед страной, обществом, родителями, чувство национальной гордости и патриотизма, уважение Конституции государства, государственной символики, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к национальным и природным богатствам государства. Ситуация развития современного общества на данный момент создаёт хорошие предпосылки для формирования активной гражданской позиции молодого поколения.

Патриотизм — это чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Патриотизм наших студентов наглядно проявляется в коллективных настроениях (общий настрой группы на уроках, во внеклассных мероприятиях, в общественной и спортивной жизни колледжа), в родственных чувствах к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам, в оценках к образу их жизни, к истории, к культуре, к государству, к системе основополагающих ценностей.

На протяжении всего образовательного периода в нашем колледже студенты вовлечены в процесс патриотического воспитания через привлечение к участию в различных конкурсах и мероприятиях, так например, в конкурсе презентаций «Щедра талантами земля Вятская», «Презентация к Победе в ВОВ». Безусловно, воспитание личности — патриота в студенческий период осуществляется в течение всего учебно-воспитательного процесса: и во время учебной деятельности (в рамках изучения дисциплин) и во внеклассной деятельности.

Естественно, при планировании мероприятий по патриотическому воспитанию возникают трудности. В частности, до сих пор в организациях образования недостаточно качественных, эффективных по содержанию материалов по культуре мышления и толерантности, мало книг для подростков, способных пробудить в их сознании чувство патриотизма, любви к своей Родине, вызвать стремление принести пользу Отечеству. Одной из эффективных форм методической работы является открытые внеклассные мероприятия, которые позволяют осуществить поиск и апробацию новых форм воспитательной работы, направленных на формирование патриотизма. Проекты к Дням воинской славы, исследовательские рефераты, творческие работы, презентации — вот далеко не полный перечень форм патриотической работы, которые используются со студентами.

Творческие проекты — вот, пожалуй, главный элемент, который мне хочется выделить в проводимой воспитательной работе. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Работая в тесном сотрудничестве с преподавателями истории, литературы, обществознания, экологии и биологии, с преподавателями спецдисциплин по той или иной профессии, которую получают студенты нашего колледжа, мы приходим к идеям создания совместных проектов. Предметники отвечают за содержательную составляющую проекта, информатики за поиск и обработку информации, а также за должный уровень оформления результатов работы. Так появляются интерактивные проекты, посвященные различным страницам в истории нашей страны, и в истории родного края, например, исследовательская работа, посвященная каповому промыслу на Вятской земле.

Информатика — наука об информации, а именно: о получении, о хранении, о преобразовании, о передаче, об использовании её. Так пришла идея об интеграции в работе с информацией студенческих проектов и информатики, электронных экскурсий в профессиональную направляющую студентов, курсовых и дипломных проектов значимых для развития отраслей в нашей области. В процессе работы над проектом студенты обрабатывают материал, осуществляют поиск дополнительной информации в Интернете, работают с Интернет источниками. Параллельно они изучают возможности и методы работы в электронной среде, а именно с программным обеспечением, знакомятся с правилами оформления и стандартами применениями. Например, наши студенты приняли участие в областном конкурсе творческих проектов по информационным технологиям «Славные вехи родной земли» и заняли призовые места в номинациях «Сайты» и «Презентации».

Воспитание патриотических чувств студентов нашего колледжа происходит через приобщение к культурным и историческим ценностям, процессам сохранения природы, охраны исторических памятников, народных ремесел, фольклора, через различные формы вовлечения студенческой молодежи в различного рода творческую деятельность: научные и экспериментальные исследования, художественная самодеятельность, праздники, спортивные игры, соревнования, фестивали и конкурсы.

Принципиально новые условия социальной жизни выдвигают дополнительные требования к подготовке на всех уровнях профессионального образования. Образование является ценностью, целью, средством и результатом истинно человеческой жизни, главным инструментом преемственности поколений. Будущее цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека. В решении проблемы формирования патриотизма будущего специалиста значительную роль играет среда образовательного учреждения, где значительное место отводится патриотическому воспитанию с высоким содержанием.

Патриотизм как фактор, консолидирует общество в целом, формирует в личности студента социально-значимую направленность, помогает четко определить жизненные ориентации. В настоящее время патриотическое воспитание студентов символизирует идею исторической преемственности, связи поколений. Организация данной работы в вузе предусматривает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, направленного на воспитание студентов, формирование у них патриотических убеждений и устойчивых норм поведения. [16]

Главным содержанием воспитательной работы следует считать проведение государственной политики по формированию у студентов качеств патриота, личной ответственности за соблюдение требований Конституции Российской Федерации и законов.

В этих условиях все более ощущается необходимость признания патриотического воспитания наряду с образованием и обучением неотъемлемым и важнейшим частям педагогического процесса в институте. Патриотическое воспитание — это целенаправленный процесс взаимодействия всех структурных подразделений института и студента, в ходе которого осуществляется образование, патриотическое воспитание и развитие человека. Развитие личности человека как патриота неотъемлемо от воспитания и образования.

Патриотическое воспитание нельзя рассматривать в отрыве от учебного процесса. Именно совместная работа преподавателей и студентов в институте является основой патриотического воспитания.

На основе принятой концепции разрабатывается программа патриотического воспитания в вузе, где основные концептуальные принципы конкретизируются в программные положения на основе принципа системности.

Нельзя изолировать патриотическое воспитание от процесса профессиональной подготовки. Профессиональное обучение и патриотическое воспитание должны слиться в органический процесс формирования личности студента. [13]

Задача концепции патриотического воспитания студентов — обозначить критерии и ориентиры воспитательного процесса в плане патриотического воспитания в вузе, предложить цели, принципы и направления патриотического воспитания будущего специалиста с профессиональным высшим образованием.

В заключении хотелось бы отметить, что патриотизм был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее, стремление и готовности его защитить. Патриотизм — одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины, поэтому насколько педагог сможет развить в каждом студенте данное чувство, настолько будет сплочённым и толерантным в целом наше общество, зависит от самого педагога. Заложенные в студенческом возрасте взгляды, мировоззрения, установки и идеалы укрепят и помогут развить патриотическую направленность личности нового человека-созидателя, активного участника общественных преобразований. Проблемы патриотического воспитания важны, в том числе, и для педагогического самосовершенствования преподавателя, здесь, несомненно, важен метод личного примера педагогов по патриотическому отношению к Родине и её ценностям.

При наличии различных трактовок термина «патриотизм», на государственном уровне, у всех политических движении, партий существует четкое понимание необходимости формирования системы патриотического воспитания, которая бы пронизывала все слои и социальные группы общества.

Несмотря на произошедший развал системы массового патриотического воспитания граждан в постсоветское время, на сегодняшний день в обществе сформирован совершенно явный запрос на возрождение данной системы.

Однако разрозненные попытки государственных органов создать новые или модернизировать существующие воспитательные структуры, оставшиеся от СССР, оказываются неудачными и больше напоминают оперативное заделывание пробоин. Зачастую это связано, с одной стороны, с попыткой опираться только лишь на государственные и общественно-государственные воспитательные структуры, не учитывая их объективные трудности, утрату прежнего влияния на молодежь и потерю значительной части своей материально-технической базы. В то время как многочисленные и уже зарекомендовавшие себя независимые организации и объединения, обладающие существенным потенциалом для привлечения молодёжи и, самое главное, движимые искренним энтузиазмом, по-прежнему не имеют должной поддержки на государственном уровне. С другой стороны, решение задач экономического восстановления страны и преодоления кризисных явлений экономики не позволяло, вероятно, государственным органам применить системный подход к вопросу патриотического воспитания будущих поколений граждан, привлечь к этому процессу все заинтересованные общественные институты, объединять и направлять их усилия.

Сегодня совершенно очевидно, что необходимо отказаться от тактики латания дыр и подойти к решению данной проблемы комплексно, начав создавать новую систему целостного патриотического воспитания граждан России. При этом важно увязывать государственные и общественные формы патриотической, военной и допризывной подготовки в единую систему с прозрачными механизмами администрирования и финансирования.

Таким образом, процесс формирования патриотизма должен быть управляемым. В связи с изменением отношения молодежи к нравственным ценностям и качествам одной из наиболее актуальных задач является поиск нового подхода к формированию патриотических чувств нового российского социума. Мы считаем возможным наметить основные ориентиры, в направлении которых, как нам кажется, необходимо выстраивать работу по патриотическому воспитанию молодежи. Они представляют собой аксиологические и технологические основания патриотического воспитания молодежи. Стержнем патриотического сознания должно являться чувство привязанности как особая система установок, характеризующаяся ярко выраженным личностным позитивным отношением к определенным социальным группам: семье, ближайшему сообществу, городу, стране. В связи этим встает вопрос о необходимости организации работы по обучению молодых людей современным социальным технологиям: социальному проектированию, социальному творчеству, продвижению своих идей и проектов, политическим технологиям решения проблем сообщества.

1. Алипханова Ф.Н., Магомедова П.К. Формы и направления воспитательной работы педагогического вуза в воспитании патриотизма студентов / / Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1. С. 34-36.

2. Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». — М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. — 186 с.

3. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 192 с.

4. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. — Волгоград: Учитель, 2007. — 122 с.

5. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Некоторые проблемы воспитания студенческой молодежи // Молодежь и образование. — М., 2012, с 152.

6. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 64 с.