АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ: состоит в том, что проблема личности является не только проблемой всей совокупности психологических наук, и поэтому, даже если мы определим «границы» между ними в подходе к личности, мы не решим вопрос о специфике анализа полностью.
В настоящее время в современном обществе интерес к проблемам возможностей человеческой личности настолько велик, что, практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования: проблема личности стоит в центре и философского, и социологического знания; ею занимается и этика, и педагогика, и генетика.
Можно, конечно, пренебречь точным обозначением сферы и угла зрения в исследовании этого действительно общезначимого феномена и работать по принципу «все, что будет познано и описано, будет полезно». Но, хотя с практической точки зрения в таком рассуждении и есть резон, вряд ли, такой подход способствует повышению эффективности
Разведение направлений такого всеобщего интереса к проблеме личности кажется особенно важным еще и по тому, что решить ее можно только совместными усилиями всех научных дисциплин, имеющих отношение к делу. Совместность таких усилий предполагает комплексный подход к исследованию личности, а он возможен лишь при достаточно точном определении области поиска для каждой из вовлеченных дисциплин.
Эта задача не может иметь единого решения для любых систем как социологического, так и психологического знания.
Вся трудность ее решения заключается в том, что в зависимости, от понимания личности в какой-либо конкретной социологической или психологической концепции, только и можно понять специфику ее как предмета исследования в социальной психологии. Естественно, что при этом должны быть включены в анализ и те философские предпосылки, которые лежат в основе системы наук о человеке.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: состоит в том, чтобы теоретически обосновать проблему личности в социальной психологии.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – социальная психология.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – само понятие «личность».
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Данная проблематика отображена в трудах таких ученных, как: Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Мясищев В.Н., У. Джеймс, Дж. Олпорт, К. Роджерс, Ф. Скиннер, З. Фрейд,
1.Теоретические аспекты проблемы личности
1.1. Проблема личности в отечественной и зарубежной литературе
Философские и методологические проблемы науки и техники
... техники, нужен новый технический специалист с широким философским видением перспектив использования техники. Немаловажно и влияние на технический прогресс науки. Несмотря на то, что наука и техника развивались ... Сегодня, особенность данной проблемы связана, прежде всего, с быстрым ростом мощных технологий. Число людей, которое может быть подвергнуто воздействию технических мероприятий и их различных ...
На протяжении нескольких десятилетий отечественная
Суть этого подхода была изложена известным отечественным психологом П.Я. Гальпериным. Он писал, что деятельностный принцип означает требование изучать психическую деятельность не саму по себе, а в составе внешней, предметной деятельности субъекта; изучать ее по роли в этой внешней деятельности, которая определяет саму необходимость психики, и ее конкретное содержание, и ее строение; рассматривать психическую деятельность не как безличный процесс, а как деятельность субъекта в плане психического отражения проблемной ситуации [1].
В отечественной психологии личность изучается с двух точек зрения: С позиции введения в методологию и теорию психологии личностного принципа. Он означает, что все психические процессы — внимание, память, мышление — носят активный, избирательный характер, т.е. зависят от особенностей личности (мотивации, интересов, целей, характера).
С точки зрения изучения личности самой по себе — ее структуры, особенностей формирования и развития, самосознания и самооценки.
Отечественные психологические школы формировались вокруг ведущих ученых. Это — школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлина. Гипотезы, которые были сформулированы в рамках различных научных парадигм, продолжают теоретически и эмпирически исследоваться. Определим общий контекст и специфические феномены, которые были выделены в этих школах в связи с изучением проблемы личности.
Центральной категорией, которой Выготский уделял
Его концепция была названа культурно-исторической, потому что интерпретацию сознания и
Л.С. Выготский формулирует
Эксперименты, проведенные на разных функциях показали, что сначала овладение поведением
Природа как субъект всестороннего развития личности
... детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания. 1. Значимость природы в жизни человека природа личность развитие дети ...
Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли» [5].
Формирование личности, по Выготскому, представляет собой процесс культурного развития. Он писал, что можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность формируется в результате такого исторического развития, и сама по себе исторична.
Показателем личности является соотношение натуральных и
А.Н.Леонтьев — выдающийся отечественный психолог, организатор науки, создатель теории деятельности. Известны такие его работы, как «Очерк развития психики», «Проблемы развития психики», «Потребности, мотивы и эмоции», «Деятельность. Сознание. Личность». Концепция А.Н. Леонтьева продолжала линию Л.С. Выготского, утверждая роль социальной детерминации в развитии личности. Основой замысел теории личности А.Н. Леонтьева можно понять исходя из решения им основной критической задачи — преодоления натуралистического понимания личности [6].
Ведущим понятием его
Благодаря феномену деятельности, А.Н. Леонтьев преодолевает принцип стимульности, согласно которому организм реагирует на воздействия, исходящие от среды.
Принцип предметности деятельности изменяет позицию субъекта в процессе взаимодействия с объектом, поскольку последний трактуется двояко: «первично — в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично — как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может» [7].
Личность по Леонтьеву — внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений.
Структура личности
Развитие экспериментальной психологии в к.XIX – н.XX вв
... “чистым” психологам. Анализ сознания ставился в зависимость от новой переменной - реальной деятельности личности. В 90-х годах ... Бехтерев, С.С. Корсаков, А.А. Токарский - первые энтузиасты экспериментальной психологии в России. Правда вундтовская программа также нашла в ... обязательный минимумс. Он вел с Гельмгольцем спор по принципиальным вопросам теории зрительнызх ощущений и восприятий, ...
А.Н. Леонтьев приводит пример того, как изменяется личностный смысл при изменении мотива деятельности. Например, чтение студентом научной литературы выступает для него как сознательная цель.
Мотивом же может быть и стремление приготовить себя к будущей профессии, и желание формально сдать экзамен. Зная, что личностный смысл определяется отношением мотива к цели, мы в этих двух случаях по-разному проинтерпретируем
Проблема исследования
С.Л. Рубинштейн — выдающийся философ и психолог, занимавшийся проблемами психологии мышления и заложивший методологические основы психологии, автор одного из популярнейших учебников, на котором выросло не одно поколение психологов – «Основы общей психологии», исследователь, энциклопедист [15].
Методологические основы психологии увязывались С.Л. Рубинштейном с идеями К. Маркса. В статье «Принцип творческой самодеятельности» он рассматривает познание не как созерцание, а как активную деятельность. На основе этой идеи он формулирует принцип единства сознания и деятельности. Положение о единстве сознания и деятельности было сформулировано на определенном этапе развития психологии (в 30-40-е г. ХХ в.) с целью разрешения ситуации, которая сложилась в психологии вследствие преимущественного влияния двух направлений — интроспективной психологии и бихевиоризма.
«Утверждение единства сознания и деятельности означало, что надо понять сознание, психику не как нечто лишь пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, как деятельность субъекта, реального индивида, и в самой человеческой деятельности, в поведении человека раскрыть его психологический состав и сделать, таким образом, самую деятельность человека предметом психологического исследования» [17].
Рубинштейн специально отмечает, что не только деятельность влияет на личность, но и личность, имея право на выбор, занимает активную и инициативную позицию.
Постановка вопроса о связи сознания и деятельности