«Методологические принципы воспитания»

Сознание ребёнка формируется постепенно, в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путём целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни. Педагогом должно учитываться содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному усвоению и приобретению духовных ценностей. Я выбрала тему «принципы методологии воспитания» так как это важнейший раздел, который изучает наука педагогика. Тема воспитания актуальна как раньше, так и сейчас. Потому что мировая и отечественная история образования свидетельствует о том, что содержательные параметры, цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Принципы воспитания в своем разнообразии могут охватывать целесообразным влиянием всю жизнь детей и педагогов наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием. В жизни существует и взаимодействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребенка формируется постепенно, в процессе жизни и, прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путем целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни.

3 стр., 1243 слов

Роль чтения в воспитании личности

... чтения - возможность в течение одной жизни пережить множество иных. Эта возможность даруется каждому читателю, способному к перевоплощению. Всего удивительного, что несет в себе чтение, в ... удивительное: глаз видит одно, а сознание творит другое. Наши дети, если ... нам дает чтение? Это общая грамотность и кругозор. Развитие моральных навыков ... себя как личность, читающий не только узнает себя в ком-то ...

Глава1. Основные понятия воспитания и методологии в педагогике.

    1. Главные понятия.

В широком смысле воспитание, В узком смысле воспитание, Содержание воспитания, Главная цель воспитания, Методология

    1. Сущность воспитания в педагогике.

Воспитание

  • «воспитание – необходимая и обязательная часть той социальной среды, благодаря которой осуществляется выживание человека»;

  • с социально-культурной точки зрения воспитание представляет собой «объективный социальный механизм передачи между поколениями жизненно важного опыта»;

  • с философско-религиозной позиции «воспитание является тем божественным механизмом, с помощью которого осуществляется передача веры из поколения в поколение».

Сущность воспитания

Закономерности воспитания.

Закономерности воспитания каждым ученым трактуются по-своему. Поэтому нет единообразия в подходе. В этой части кратко раскрываются основные закономерности воспитания.

  1. Воспитание – процесс целенаправленный с непредсказуемым, неадекватным результатом. Для него характерна высокая степень неопределенности, т.к. потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто другой про это ничего не знают. (Влияние множества факторов, которые невозможно учесть, приводит к непредсказуемости, неопределенности, вероятности результата. Вероятность, вообще, – фундаментальный принцип жизни и культуры.

  2. Воспитание – преобразование потребностей. Существует диалектическая связь между неудовлетворением и преобразованием потребности. Известно что, потребность – нужда в чем-либо, мотив — внутренние силы, которые связаны с потребностью и побуждают к определенной деятельности. Ниже приведены две схемы иерархии потребностей.

    10 стр., 4643 слов

    Роль народного художественного творчества в воспитании личности

    ... личности и воспитания; охарактеризовать понятие народного художественного творчества; выявить роль народного художественного творчества в воспитании личности. Объектом исследования является музыкальная педагогика. Предметом исследования является воспитание личности в народном художественном творчестве. Воспитанием личности в народном художественном творчестве ... из основных принципов является ...

Хороший педагог – педагог, умеющий организовывать деятельность детей, обусловленную их потребностями и ведущую к развитию их способностей.

Воспитание

  1. целенаправленный процесс, направленный на развитие личности;

  2. диалогическое взаимодействие, направленное на развитие личности;

  3. введение в культуру, развивающее личность.

Знание закономерностей воспитания – необходимая предпосылка успешной деятельности педагога.

Механизмы воспитания.

Под механизмами воспитания понимают те процессы, которые происходят в личности когда она вступает во взаимодействие со средой и воспитателем, и которые оказывают влияние на изменения, происходящие в личности. В этой части рассмотрены основные механизмы воспитания (кратко описываются механизмы, задачи и позиция педагога, использующего данный механизм):

  • Идентификации.

  • Драматизация.

  • Осознавание.

  • Сублимация.

  • Вытеснение, изгнание образа.

Методы и формы воспитания

Форма воспитания

  • индивидуальные;

  • микрогрупповые;

  • групповые (коллективные);

  • массовые.

Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. При возрастании количества воспитуемых качество воспитания снижается.

Методы воспитания

  • убеждение;

  • упражнения;

  • предъявление воспитаннику .социально-культурной нормы

  • отношения и поведения;

  • воспитывающие ситуации;

  • стимулирование деятельности и поведения.

В педагогической литературе нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы.

Наиболее известна классификация по направлениям воспитательной работы: умственное, нравственное, этическое, эстетическое, трудовое, физическое.

16 стр., 7528 слов

Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного ...

... в процессе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Задачи исследования: 1. Анализ психолого-педагогической и фольклорной литературы по проблеме. 2. Выявление роли сказкотерапии в воспитательном процессе детей; 3. Составление программы тренинга для детей ... детям родители не читают сказки. Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому ...

Принципы воспитания.

Принципы и закономерности воспитания

Принципы воспитания

Закономерности воспитания

Принцип природосообразности

Принцип культуросообразности воспитания

Принцип центрации воспитания на развитии личности

Принципы воспитания

Выделяют следующие основные принципы (Пидкасистый П.И., 1996)

Первый принцип воспитания

Второй принцип воспитания

Третий принцип воспитания

Союз трех принципов воспитания придает гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна (Хрест. 11.3) (http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-fak.html ).

    1. Понятие о методологии педагогической науки.

Методология

Функцией методологических

философский,

общенаучный,

конкретно-научный,

технологический

Исходя из данного понимания методологии, будем рассматривать содержание методологических основ воспитания следующим образом:

  • на философском уровне методологическими основами воспитания выступает понятие о движущих силах и логике воспитательного процесса;

на общенаучном – научные подходы;

на конкретно-научном – базовые теории воспитания и развития личности;

на технологическом – закономерности и принципы воспитания.

Глава2 Методологические принципы воспитания.

2.1. Движущие силы и логика воспитательного процесса.

движущей силой

Внешними являются противоречия между требованиями среды к человеку и его возможностями удовлетворить эти требования (противоречия между «надо» и «могу»).

К ним относятся противоречия между: а) школой и семьей, выражающиеся в противодействии со стороны семьи некоторым требованиям педагогов; б) содержанием информации (духовно-нравственной, культурологической, исторической, литературной, политической), дезориентирующей воспитанника, взгляды и пристрастия которого еще не сформировались; в) словом и делом, выражающиеся в том, что взрослые не всегда сами поступают так, как требуют того от воспитанников; г) требованием педагога совершить какую-либо деятельность и нежеланием ребенка выполнять ее, вызванное отсутствием интереса к ней; д) требованием педагога к личности и несформированностью у ребенка потребностей выполнять данное требование, совершенствуя себя; е) требованием педагога к личности и отсутствием у ребенка необходимым навыков для самовоспитания и саморазвития;

21 стр., 10262 слов

Семейное воспитание и его роль в развитии ребёнка

... том, чтобы создать наилучшие условия для развития и роста ребенка, стать для него социально-экономической и психологической защитой. К общим принципам семейного воспитания можно отнести такие как открытость и ... участие 20 человек, из них 10 - мамы дошкольников подготовительной группы и 10 - бабушки тех же самых детей. Курсовая работа, имеет следующую структуру: введение; три главы, в которых ...

Внутренними

Для эффективного осуществления воспитательного процесса необходимо целостное единство внешних и внутренних противоречий в сознании личности: внешние противоречия на уровне ее индивидуального сознания должны восприниматься как личностно значимые и вызывать у воспитанника желание изменять себя, выполнять требования педагога, совершать общественно одобряемые поступки. И наоборот, противоречие не будет содействовать развитию личности, если ребенок не готов к восприятию позитивных влияний, в том числе со стороны педагога. Поэтому педагогу необходимо хорошо изучать воспитанников, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития и превращать их в конкретные воспитательные задачи.

Воспитание – сложный динамический процесс, поэтому эффективное его осуществление предполагает наличие определенной логики, основанной на четкой этапности действий, постепенном восхождении от внешнего (среды) к внутреннему (индивидуально-личностному).

В педагогической литературе существуют различные точки зрения на определение логики воспитательного процесса.

Логика воспитания,

уровня актуального развития,

Таким образом, логика воспитательного процесса, нацеленного на развитие личности, предусматривает, что педагог должен четко представлять завтрашний день развития ребенка: то, что сегодня воспитанник может делать с помощью взрослых, завтра он должен делать сам. Это означает, что воспитание должно происходить не только как изменение уровня воспитанности каждого ребенка, но и как изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса.

2.2. Филосовский принцип

Методологическая основа педагогики – философия. На философских положениях о жизни, природе и человеке разрабатываются концепции воспитания. Марксистско-ленинская философия была методологической основой советской педагогики. Нынешняя отечественная педагогика не имеет общей методологической основы. Педагоги опираются на различные философские основания, поэтому их теории и практические рекомендации весьма различаются между собой. Сегодня большинство отечественных педагогов отошли от марксистско-ленинской философии и опираются на положения западной и восточной науки. О восточной философии мы поговорим отдельно, а сейчас рассмотрим основные направления западной философии, на которых разрабатываются педагогические системы.

Основные положения этой системы следующие. Школа не должна быть оторвана от жизни, обучение – от воспитания. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать. Воспитание и обучение осуществляются не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел, где дети не только познают мир, но и учатся работать вместе, преодолевать трудности и разногласия. Такая школа может воспитывать людей, хорошо приспособленных к жизни. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка: «… мы должны стать на место ребенка и исходить из него. Не программа, а он должен определять как качество, так и количество обучения».

12 стр., 5973 слов

История развития педагогики

... Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на опера­тивное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Источники развития педагогики: ... исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях. 2.2. Возникновение и развитие педагогики Практика воспитания ... процессов ...

Методологические установки Дж. Дьюи были дополнены новыми принципами, приведены в соответствие с новыми тенденциями понимания воспитания как процесса социализации личности.

В числе основных философских принципов воспитания и образования можно отметить следующие: антропологический, аксиологический, культурологический, гуманистический, синергетический и герменевтический. Они перекликаются друг с другом и в определенной мере заполняют друг друга.

Антропологический принцип

Гуманистический принцип

Аксиологический принцип

Культурологический принцип

Синергетический принцип

Герменевтический принцип

Таким образом, педагогическая наука, исследующая проблемы развития и формирования личности в процессе его образования, представляет собой область гуманитарного, антропологического и философского знания. Педагогические системы, технологии и концепции строятся на базовых философских принципах: аксиологическом, гуманистическом, антропологическом, герменевтическом, синергетическом, культурологическом и ориентированы на развивающегося человека.

2.3. Общенаучный принцип.

Содержанием воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи.

К этим знаниям можно отнести:

а) знания сущности, специфики педагогической системы полового воспитания. Сущность педагогической системы полового воспитания заключается в установлении взаимосвязи всех ее компонентов, в сочетании использования методов и форм, которое проявляется в своеобразном соотношении функционирования фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации детей. Специфика педагогической системы полового воспитания проявляется в доминирующей функции ее определенных компонентов. Таковыми, на наш взгляд, являются цели и формы организации;

б) знание специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации мальчиков и девочек;

в) знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут быть доступны ребенку. Ими являются труд людей, функции родителей в семье, роль и место родителей в процессе происхождения человека, предпочтения в интересах, досуге;

6 стр., 2686 слов

Воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста

... и природе у детей младшего возраста являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в которых ребёнок упражняется в положительном поведении. Эффект названных методов усиливается оценкой взрослых и их похвалой. Средствами воспитания гуманных ... Форма работы с младшими дошкольниками - индивидуальные занятия. На следующем этапе воспитания гуманного отношения к людям и природе - этот этап, ...

г) знание принципов полового воспитания.

Содержание принципов системы воспитания является важным компонентом, без детального изучения которого невозможно успешно решить задачи полоролевой социализации детей:

  • принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых;

  • принцип дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности, как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;

  • принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);

  • принцип индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном характере информации», которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;

  • принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им).

2.4.Конкретно-научный принцип.

Конкретно-научный уровень включает в себя следующие подходы.

1. Личностный подход— ориентация при конструировании и реализации педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития творческого потенциала и способностей человека, создание для этого соответствующих условий.

2. Деятелъностиый подход — рассмотрение деятельности как основы, средства и решающего условия развития личности. Уже во время обучения необходимо в меру возрастных особенностей вовлекать детей в разнообразные виды деятельности (познание, труд, общение), организовывать полноценную в социальном отношении жизнедеятельность детей.

3. Полисубъектный (диалогический) подход— ориентация на то, что сущность человека значительно сложнее и разностороннее, чем его деятельность. Активность личности, ее потребности в саморазвитии происходят в условиях взаимоотношений с другими людьми. Диалог с другим — то самое реальное поле взаимодействия, где эти потребности удовлетворяются.

Личностный, деятельностный и полисубъектный подходы составляют основу методологии гуманистической педагогики. Культурологический подход рассматривает культуру как универсальную характеристику деятельности, социальную среду и направленность ее ценностных типологических особенностей.

5 стр., 2426 слов

Принципы гуманной педагогики

... к человеку - вот основа гуманистической педагогики. Гуманистическое воспитание детей с опорой на общечеловеческие ... реферата - проанализировать принципы гуманной педагогики. Принципы гуманной педагогики Уже многие годы проходят международные семинары по гуманной педагогике ... Субъективный авторитаризм - силовой подход, который господствует сейчас на современных уроках. Авторитарный учитель бомбардирует ...

5.Этнопедагогический подход проявляется в единстве интернационального, национального и индивидуального.

6. Антропологический подход — системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. [2]

2.5. Технологический принцип.

Этот уровень включает в себя методику и технологию педагогических исследований, обеспечивающих получение и анализ достоверного эмпирического материала. Различают фундаментальные и прикладные педагогические исследования. Фундаментальные исследования направлены на создание педагогических концепций и новых моделей развития образовательных систем, а прикладные исследования изучают элементы педагогических систем и содержат обоснование конкретных научно-практических рекомендаций.

Каждое педагогическое исследование предполагает формулировку

проблемы, объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследования. Актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов являются критериями качества исследования.

Актуальность основана на своевременности и необходимости изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики образования. В общем виде «актуальность» обозначает область расхождения между спросом на научно-практические знания и теми предложениями, которые может предоставить педагогическая наука и практика в настоящее время. Это противоречие между возникшей новой потребностью и недостаточностью средств для ее разрешения обычно формулируется как проблема исследования, а ее решение определяется как цель исследования. [3]

В качестве объекта исследования выступает то, что содержит в себе противоречие, приводящее к проблемной ситуации (педагогический процесс, область педагогической действительности).

Предмет исследования — это часть объекта, наиболее значимые характеристики объекта, которые подлежат непосредственному изучению.[3]В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы (теоретически обоснованные предположения, истинность которых подлежит проверке).

Проведение исследования обычно включает в себя следующие этапы: эмпирический, гипотетический, теоретический (или экспериментально-теоретический) и прогностический. На этих этапах используется система методов научно-практического исследования, которая складывается из собственно педагогических и общенаучных, привлекаемых педагогикой из других наук.[3]

Принцип как основное руководящее положение, требующее последовательности действий, освобождает педагога от необходимости ежемоментно решать воспитательную задачу. Он определяет направленность педагога на решении неизменных воспитательных задач, сопровождающих любой акт воспитания ребенка, чтобы, в итоге, достичь общей воспитательной цели. Принцип — это, фигурально говоря, «всегда помни о…, когда организуешь воздействие». Так как принцип извлекается из анализа целей воспитания и природы воспитательного процесса, то, извлеченный, он всегда носит характер объективный, поэтому принципы всегда жестки и определенны, обусловленные закономерностями воспитания, но ни в коем случае не своеволием педагога. Принципы всегда связаны друг с другом, их не суммируют и не набирают как можно больше. Они вытекают из анализа цели воспитания и природы воспитательного процесса. В педагогическом воздействии как определенной части организуемого процесса принцип диктует то же постоянство, которое свойственно общему воспитательному процессу. Назовем их, помня, что последовательность принципов очень важна, ибо каждый последующий принцип дополняет и развивает предыдущий.

12 стр., 5809 слов

История педагогики и образования

... и неоднозначным процессом. Изучение истории образования и педагогических учений - важное условие формирования общей и педагогической культуры будущего специалиста, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики образования и воспитания и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма. История педагогики и образования ...

Принцип субъектности, Принцип ценностности, Принцип системности (целостности), Принцип амплификации, Принцип «здесь и сейчас», Принцип поля личностного влияния, Принцип свободы выбора («ненасилия»)

При всей простоте данной формулировки принцип свободы выбора чрезвычайно тонок и сложен. И вот почему. В нем скрыта проблема свободы человека, обладающего правом осмысленно производить выбор поведения в ситуации и предвидеть его последствия с точки зрения влияния на людей общества, в котором находится субъект, а также и с точки зрения последующей судьбы самого субъекта.

Заключение.

Я считаю, что мне удалось раскрыть тему моей работы о методологических принципах воспитания.

Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания. Методология принципов воспитания складывалась не случайно, а в соответствии с укладом жизни разных народов. Я же постаралась раскрыть методологию принципов воспитания. Также я выяснила, что к каждому конкретному ребенку нужен свой подход. Если одна методология подходит одному ребенку, то это еще не значит, что она подойдет другому. Из сказанного выше можно сделать вывод, что тема актуальна на сегодняшний день.

Задачи, поставленные мной в начале реферата, выполнены и рассмотрены примерно по следующим пунктам:

1. Понятие воспитания. Рассмотрена система общих методов воспитания, а также вся сущность воспитания и методологии.

2. Описана краткая характеристика методологических принципов.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/printsipyi-vospitaniya/

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитания — М.: «Просвещение», 1985г.

  2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. — Казань. Центр инновационных технологий, 2002г. — 608с.

  3. Актуальные проблемы философии и социологии образования (концептуальные основания, стратегии развития, перспективы педагогической практики) / Под. ред. В.А.Дмитриенко. – Томск: ТГПУ, 1998 – 229 с.

  4. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону, 1999. — Разд. 1. — Гл. 3.

  5. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования //Педагогика. — 1997. — № 3.

  6. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. — М., 2000. — Гл. 5

  7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! — Теория и практика воспитательных систем. — М; 1996г.

  8. Кульневич С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя //Педагогика. — 1997. — № 5.

  9. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — М.: Просвещение, 1998г.-460с.

  10. Лузина Л.М. Лекции по теории воспитания. — Псков, 1995. — Л. 1.

  11. Образование и культура: история и современность (методологический аспект) / Под. ред. Ю.В.Петрова, Е.С.Лякович. – Томск: ТГУ, 1989 – 238 с.

  12. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических Вузов в 2х книгах — М, 1999г.

  13. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004.- 336с.

  14. Философский энциклопедический словарь. — М., 1989.

  15. Хофман, Франц. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М.: «Педагогика», 1979г.