«Личностный подход в педагогике»

В последние годы личностный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.

Под личностным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности. При реализации такого подхода процессы обучения и воспитания взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Идеи развития личностного подхода рассматривались еще в античное время Сократом, и были продолжены в эпоху возрождения.

Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Бондаревская Е.В.[2], Якиманская И.С.[23] и т.д. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии и научные труды отечественных и зарубежных ученых – представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (Амонашвили Ш.А. и др.), они предприняли усилия для становления в России в середине 90-х годов ХХ века теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности.

Актуальность личностного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

Вместе с тем сущность личностного подхода все еще является предметом споров теоретиков и практиков.

Объект исследования: личностный подход в воспитании.

Предмет исследования: становление и развитие личностного подхода в процессе воспитания.

Цель: изучить теоретические основы становления и развития личностного подхода и рассмотреть его практическое применение в процессе воспитания.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что в процессе воспитания наиболее успешное всестороннее развитие ребенка происходит при применении личностного подхода.

15 стр., 7026 слов

Процессы воспитания и обучения

... процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, ... воспитания; связь воспитания с жизнью, трудом опора на положительное в воспитании; гуманизация воспитания; личностный подход; единство воспитательных воздействий. Общественная направленность воспитания Прогрессивные педагоги понимали воспитание ... вложить в развитие системы образования в ...

Задачи исследования:

— провести анализ литературы по проблеме личностного подхода в педагогике;

— рассмотреть историю развития личностного подхода, опыт и направление развития;

— проанализировать понятие личностного подхода;

— провести практическое исследование вопроса;

— выявить правила построения процесса воспитания с применением личностного подхода.

В работе использовались следующие методы: теоретический анализ научно-педагогической литературы, учебно-методические документы, количественно-качественный анализ.

Глава 1. Теоретические основы личностного подхода в педагогике

    1. История развития личностного подхода

Истоки идеи личностного подхода в образовании были заложены еще в античное время. По мнению А.Н. Джуринского основоположником идеи был Сократ, а продолжили ее развитие его ученики, которые полагали, что при обучении следует учитывать личные склонности учащегося.[6, 60].

В эпоху Возрождения личностный подход к ученику нашел в развитие в гуманистических воззрениях. В Новое время мысль о развитии личности, ее способностей как непременной составляющей обучения и воспитания находят отражение в идеях Ж.Ж. Руссо и др. Ж.Ж. Руссо утверждал, что в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности для совершенствования. Задача заключается в том, чтобы воспитать человека, который ни от кого не зависел бы, жил плодами своих трудов, ценил и умел защищать свою свободу. По его мнению, дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности. [14]

Эти и другие прогрессивные педагоги стремились воспитать свободную личность, сделать ученика центром внимания во время обучения, предоставить ученику возможность активно познавать мир через самостоятельную, творческую деятельность.

В XIX веке различные аспекты личностного подхода в воспитании и обучении рассматривались в педагогических системах К.Д. Ушинского [22] и др. В своих работах К.Д. Ушинский показал, что нельзя ставить одну общую цель для воспитания всех детей. Люди не могут быть одинаково всесторонне умны. Неодинаково их общественное положение, и это определяет различия в постановке воспитательных целей. [4]

В 50-60-е годы XX века понимание личностного подхода определили представители направления гуманистической психологии, педагогическое воплощение идей которых оформилось как «гуманистическая педагогика», где центр внимания – уникальная целостная личность, которая стремится к самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор. [13, 381].

Идея личностного подхода разрабатывалась с нач. 80-х гг. некоторыми учеными Российской Федерации (Мудрик А.В.[10] и др.) в связи с трактовками воспитания как субъект-субъектного процесса. В этот период основной целью личностно ориентированного образования становится развитие личности учащегося.

5 стр., 2491 слов

Гендерный подход в обучении и воспитании детей

... прежде всего, в идее социального моделирования и репрезентации пола в различных ситуациях взаимодействия. А гендерный подход - это учет социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процесс т.е, в основе гендерного подхода лежит дифференциация ...

Однако личностный подход ещё не стал доминирующим в воспитании и нередко фактически подменяется индивидуальным подходом.

В последнее десятилетие XX века стали по-настоящему востребованы идеи личностно ориентированного обучения, развития творческих способностей каждого учащегося, формирование предметных и надпредметных умений у школьников.[6]

Таким образом, проанализировав историю становления и развития личностного подхода показал, что ориентация на личность ученика в педагогике существует давно. Истоки идеи личностного подхода в образовании были заложены учеными еще в античности, нашел свое развитие в эпоху Возрождения, Новое время, различные аспекты рассматривались в 19в. и продолжают развиваться с 20в.

    1. Понятие личностного подхода

Уже более полутора десятилетий присутствует термин «личностно ориентированное образование»

Факторы, которые привели к созданию данного направления педагогической теории и практики:

1) демократические преобразования – самоценность личности;

2) «прорыв» в области психологии многих ученых заставляют пересмотреть многие представления о механизмах развития личностной сферы человека, а, следовательно, и об условиях педагогического влияния на нее;

3) опыт педагогов-новаторов;

4) духовный кризис общества. Его проявления:

  • нетерпимость, агрессия как форма внутригруппового сплочения

  • вера в простые, быстрые, окончательные решения сложных проблем истории, экономики и культуры

Термин «личностно ориентированное образование» должен иметь два значения. То есть пониматься как образование, развивающее личность и отвечающее интересам личности. [17]

Для воспитания гармоничной и всесторонне развитой личности в современном обществе нужна особая педагогическая работа по выявлению и формированию интересов, способностей, склонностей каждого школьника.

Каждый школьник развивается в обществе, коллективе. В формировании коллектива каждая личность играет важную роль, но в то же время коллектив оказывает влияние на воспитание личности. Формируя коллектив, мы можем выпустить из поля зрения отдельную личность, если не будем реализовывать в своей практике личностный подход. [ 9 ]

18 стр., 8958 слов

По педагогике «Индивидуальный подход педагога в воспитании личностных ...

... воспитания и обучения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Предмет - использование индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Основная цель исследования - теоретически обосновать влияние индивидуального воздействия педагога на воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: предполагается, что использование индивидуального подход ...

В педагогическом словаре личностный подход рассматривается как

И.П. Подласый рассматривает понятие личностного подхода как опору на личностные качества, которые выражают очень важные для воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. [15 ]

И.З.Гликман считает, что личностный подход требует изучения и учета индивидуальных, возрастных особенностей личности, а также природных и социальных возможностей личности школьника (интересы, способности, уровень знаний, умений и навыков, уровень воспитанности и др.); условий, в которых происходит ее развитие.

Личностный подход предполагает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера. [ 3 ]

На мой взгляд, наиболее точно понятие личностного подхода сформулировал Л.А. Григорович. По его мнению личностный подход – это ориентация при конструировании и реализации педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Личностный подход предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития творческого потенциала и способностей человека, создание для этого соответствующих условий. [ 5 , 18]

Выделяют три составляющие личностного подхода:

Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести: индивидуальность; личность; самоактуализированная личность; самовыражение; субъект; субъектностъ; Я-концепция; выбор; педагогическая поддержка. [2]

Вторая составляющая — исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. Назовем принципы личностно-ориентированного подхода.

1. Принцип самоактуализации. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога — это главная задача образовательного учреждения.

3. Принцип субъектности. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

4 стр., 1830 слов

Роль чувств в формировании личности. Воспитание чувств

... определённом уровне. В данной роли кроме чувств и страстей выступают настроения, биологические эмоции, афекты. Регулирующая функция эмоций ... что эмоции могут явится отдельными, вполне самостоятельными мотивами. Эту роль в жизни людей играют, например, чувства и страсти. Эмоции могут направлять и поддерживать активность человека на ...

4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы.

6. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.[8]

Третий компонент личностно-ориентированного подхода — это технологическая составляющая, которая включает в себя способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

— диалогичность;

— деятельностно-творческий характер;

— направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

— предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.[2]

Личностный подход (Степанов Е.) – предполагает рассмотрение воспитанника как личности, самостоятельно и ответственно определяющей свою позицию в сфере социальных отношений, в том числе и в сфере воспитания.

В коллективном воспитании личностный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нём гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанники осознают себя личностью и учатся видеть личности в других людях. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого человека.

По мнению автора личностный подход может осуществить лишь педагог, осознающий себя личностью, умеющий видеть личностные качества в воспитаннике, понять его и строить с ним диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями.[9, 9]

Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают очень важные для воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

5 стр., 2109 слов

Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью

... . ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИЕ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА 1.Л.С. Выготского о обучении и воспитании детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Выготский Л.С. подчеркивал важность разработки для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта адекватной системы коррекционного обучения и воспитания, трудовой подготовки и использовании их ...

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;

3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

5) максимально опирался на собственную активность личности;

6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. [15,42]

Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом возрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы и формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе.

В.А Сластенин считает, что личностный подход в педагогике вытекает из целостного. Он утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. [19]

Реализация личностно-ориентированного воспитания требует разработки такого содержания, куда включаются не только научные знания, но и метазнания, т.е. приема и методы познания. Важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса (детей, учителей, родителей).

Необходимы также особые процедуры отслеживания характера и направленности развития подростка; создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности; изменение сложившихся в нашей культуре представлений о норме психического развития ребенка (определение динамики развития подростка в сравнении с самим собой).

11 стр., 5015 слов

По дошкольному воспитанию «Сенсорное развитие ребенка дошкольного ...

... Сенсорное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников [3]. Сенсомоторное развитие - один из ведущих факторов развития ... развитию представлений о сенсорных эталонах, сенсомоторики, но и творческих способностей ... познания и условием психического развития личности [20]. Существует ... развития сенсорных функций детей особое внимание уделяется личностно- ...

Чтобы реализовать модель личностно-ориентированного воспитания подростков в школе, необходимо; во-первых, принять концепцию образовательного процесса как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются; во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса; в-третьих, определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса.[11]

    1. Опыт и направление развития личностного подхода

Личностный подход реализуется личностно ориентированными технологиями.

В отечественной педагогики и педагогической психологии можно вести речь о следующих педагогических технологиях ориентированных на личность ученика: система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В, Давыдова; дидактическая система обучения Л.В. Занкова; система обучения «по Ш.А. Амонашвили»; школа диалога культур В.С. Библера; теория планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина – Н.Ф. Талызиной; подходы к организации обучения учителей-новаторов ( В.Ф. Шаталов и др.).[16]

Обучение по этим технологиям наиболее легко вписываются в учебный процесс. Они позволяют достигать поставленных целей по каждому учебному предмету; обеспечивают успешное усвоение учебного материала всеми учениками, интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность, желание помочь другим. Они требуют самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учётом его особенностей и возможностей.[20]

В воспитательном процессе можно выделить концепцию Е. В. Бондаревской. Личностно-ориентированное воспитание понимается как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих возможностей и способностей.

Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве его субъекта соавтора. Поэтому с раннего возраста главное внимание уделяется развитию субъектных свойств личности: независимости, самостоятельное самодисциплины, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции, способности к рефлексии и др.

Педагогическое управление осуществляется в формах педагогической помощи, социально-педагогической защиты, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития, стимулирования саморазвития. Основными принципами воспитания в данной концепции выступают: принцип культуросообразности воспитания, который проявляется в создании различных культурных сред, где осуществляется развитие ребенка и приобретение им опыта культуросообразного поведения, оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей.

4 стр., 1672 слов

Характеристика целостного единства обучения развития и воспитания ...

... словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Целостность, общность и единство, – главные характеристики педагогического процесса. Что ...

Идеи и принципы личностно ориентированного подхода основываются на признании за учеником права выбора направления саморазвития, т.е. права на самоопределение личности.[2]

В настоящее время приоритетом в содержании школьного образования является реализация личностно-ориентированной развивающей модели, оказание помощи в реализации способностей каждого и создание условий для индивидуального развития ребенка.

Одним из научных оснований современной концепции образования является личностно-ориентированный подход.

Одним из основных направлений работы школы является реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников как средство повышения качества их образования.

Глава 2. Опытно-педагогическая работа осуществления личностного подхода в образовательном процессе

2.1. Исследование влияния личностного подхода на развитие личности в процессе воспитания

Проследим процесс воспитания учащихся на примере 4 А класса МБОУ СОШ №__ г. Зверево Ростовской области. В классе обучается 25 человек.

Целью диагностического исследования является изучение уровня воспитанности учащихся 4 класса.

Обследование проводилось с помощью опросника Капустиной Н.П. «Определение уровня воспитанности учащихся 1-5 классов» [7] в начале учебного года (сентябрь 2012г) (Приложение 1)

Опросник содержит

По результатам опросника учащихся были получены следующие результаты:

Таблица 1

Любознательность

Прилежание (отношение к учебе)

Трудолюбие

Я и природа (отношение к природе)

Я и школа

Прекрасное в моей жизни

Я (отношение к себе)

Итого

1

Катя Б

2

1,6

2

1,8

1,5

2

1,8

1,8

2

Мария Г

1,8

1,4

1,6

2,3

1,4

1,8

1,4

1,7

3

Ольга Г

2,2

3 стр., 1227 слов

Личностный подход в психологии

... этой деятельности. Для настоящего личностного подхода необходимо исследование каждого отдельного свойства в аспекте личности в целом [22, с. ... наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Существуют теории, которые выделяют в личности человека две основные ... находится в определенных отношениях с другими людьми и эти отношения формируют личность, т.е. человек усваивает принятые в данном ...

2,2

1,8

2,3

2,3

2,3

2,4

2,2

4

Юля Д

2,6

2,4

2,6

2,8

2,5

2,8

2,8

2,6

5

Мария И

2,2

2,4

1,8

2

2

2,3

2,4

2,2

6

София К

2,4

2

2

2

2

2,5

2

2,1

7

Данил К

2,2

1,6

1,6

1,5

1,5

2,3

2,4

1,9

8

Костя К

2,2

2,4

2,2

2,3

2,5

2,5

2,2

2,3

9

Надир М

2,2

2,4

2,2

2,8

2,5

2,5

2,4

2,4

10

Настя М

2,2

2

2

2,5

1,8

2,5

1,8

2,1

11

Виктор М

2,6

2

2

2,3

2,3

2,5

2,4

2,3

12

Иван М

1,8

2,6

2,8

2,8

2,6

2,8

1,4

2,4

13

Виктория Н

2,2

2

2,4

2,6

2

2,5

2,2

2,3

14

Ксения О

2,8

3

3

3

2,8

3

2,8

2,9

15

Алина О

2,8

2,8

3

3

2,8

3

3

2,9

16

Любовь Р

2,2

2,6

2,8

3

2,6

2,8

2,8

2,7

17

АннаС

2,8

2,8

3

2,8

2,8

2,6

2,8

2,8

18

Эльвира С

2,6

2,4

2,8

2,6

2,2

2, 5

2,3

2,5

19

Никита С

1,8

1,8

2

2,3

1,8

2,3

2

2

20

Кристина С

1,8

1,6

1,8

2,3

1,5

1,8

1,8

1,8

21

Алексей Т

2,4

2,3

2,6

3

2,6

2,5

2,8

2,6

22

Максим Ф

1,6

1,4

1,8

1,8

1,4

1,8

1,8

1,7

23

Данил Ч

2,2

1,8

2,4

2,6

2,2

2,5

2,6

2,3

24

Ангелина Ч

2,8

2,6

3

3

2,6

2,8

2,8

2,8

25

Егор Ч

2,4

2,2

2,8

2,6

2,4

2,8

2,5

2,5

Итого

2,3

2,2

2,3

2,5

2,2

2,5

2,3

2,3

По результатам опросника классного руководителя были получены результаты:

Таблица 2

Любознательность

Прилежание (отношение к учебе)

Трудолюбие

Я и природа (отношение к природе)

Я и школа

Прекрасное в моей жизни

Я (отношение к себе)

Итого

1

Катя Б

1,9

1,8

2,2

1,8

1,8

1,8

1,8

1,9

2

Мария Г

1,6

1,4

1,8

2,3

1,4

1,4

1,4

1,6

3

Ольга Г

2,4

2,4

2

2,3

2,3

2,5

2,8

2,4

4

Юля Д

2,6

2,2

2,6

2,8

2,8

2,8

2,6

2,6

5

Мария И

2,2

2,4

1,8

2

2

2,3

2,4

2,2

6

София К

2,4

2,2

1,8

2

2,2

2,5

2

2,2

7

Данил К

1,8

1,4

1,6

1,4

1,6

1,6

1,8

1,6

8

Костя К

2,2

1,8

2,4

2,5

2,5

2,5

2

2,3

9

Надир М

2,4

2,6

2,4

2,8

2,5

2,5

2,4

2,5

10

Настя М

2

2,2

2

2,3

1,8

2,7

1,8

2,1

11

Виктор М

1,8

1,6

1,8

2,8

2,3

2

2

2

12

Иван М

2,2

2

2,4

3

2,6

2,6

2

2,4

13

Виктория Н

1,2

1

2,2

3

2,3

2,1

1,6

1,9

14

Ксения О

2,8

2,8

2,6

3

2,6

2,6

2,8

2,7

15

Алина О

2,6

2,8

2,6

3

2,6

2,5

2,6

2,7

16

Любовь Р

2

1,8

2,6

2,8

2,4

2,5

2,6

2,4

17

Анна С

2,5

2

2,4

2,8

2,6

2,8

2,6

2,5

18

Эльвира С

2,6

1,8

2,6

3

2,6

2,8

2,6

2,6

19

Никита С

2,4

2,2

2

2,5

2,4

2,4

2

2,3

20

Кристина С

1,4

1,6

1,6

2,6

2,4

2,3

2,2

2

21

Алексей Т

2,2

2

2,2

2,8

2,1

1,8

1,6

2,1

22

Максим Ф

1,4

1

1,6

2,6

2,1

2,1

1,8

1,8

23

Данил Ч

1,6

2

2

2,6

1,8

2,1

2

2

24

Ангелина Ч

2,4

2,6

2,4

2,8

2,5

2,5

2,4

2,5

25

Егор Ч

2,4

2,4

2

2,3

2,3

2,5

2,8

2,4

Итого

2,1

2

2,1

2,6

2,3

2,3

2,2

Обобщим данные результатов таблиц 1 и 2:

Таблица 3

Любознательность

Прилежание (отношение к учебе)

Трудолюбие

Я и природа (отношение к природе)

Я и школа

Прекрасное в моей жизни

Я (отношение к себе)

Итого

1

Катя Б

1,9

1,7

2,1

1,8

1,7

1,9

1,8

1,9

2

Мария Г

1,7

1,4

1,7

2,3

1,4

1,6

1,4

1,7

3

Ольга Г

2,3

2,3

1,9

2,3

2,3

2,4

2,6

2,3

4

Юля Д

2,6

2,3

2,6

2,8

2,7

2,8

2,7

2,6

5

Мария И

2,2

2,4

1,8

2

2

2,3

2,4

2,2

6

София К

2,4

2,1

1,9

2

2,1

2,5

2

2,2

7

Данил К

2

1,5

1,6

1,5

1,6

2

2,1

1,8

8

Костя К

2,2

2,1

2,3

2,4

2,5

2,5

2,1

2,3

9

Надир М

2,3

2,5

2,3

2,8

2,5

2,5

2,4

2,5

10

Настя М

2,1

2,1

2

2,4

1,8

2,6

1,8

2,1

11

Виктор М

2,2

1,8

1,9

2,6

2,3

2,3

2,2

2,2

12

Иван М

2

2,3

2,6

2,9

2,6

2,7

1,7

2,4

13

Виктория Н

1,7

1,5

2,3

2,8

2,2

2,3

1,9

2,1

14

Ксения О

2,8

2,9

2,8

3

2,7

2,8

2,8

2,8

15

Алина О

2,7

2,8

2,8

3

2,7

2,8

2,8

2,8

16

Любовь Р

2,1

2,2

2,7

2,9

2,5

2,7

2,7

2,6

17

Анна С

2,7

2,4

2,7

2,8

2,7

2,7

2,7

2,7

18

Эльвира С

2,6

2,1

2,7

2,8

2,4

2,7

2,5

2,6

19

Никита С

2,1

2

2

2,4

2,1

2,4

2

2,2

20

Кристина С

1,6

1,6

1,7

2,5

2

2

2

1,9

21

Алексей Т

2,3

2,2

2,4

2,9

2,4

2,2

2,2

2,4

22

Максим Ф

1,5

1,2

1,7

2,2

1,8

2

1,8

1,8

23

Данил Ч

1,9

1,9

2,2

2,6

2

2,3

2,3

2,2

24

Ангелина Ч

2,6

2,6

2,7

2,9

2,6

2,7

2,6

2,7

25

Егор Ч

2,4

2,3

2,4

2,5

2,4

2,7

2,7

2,5

Итого

2,2

2,1

2,4

2,6

2,3

2,4

2,3

2,3

Согласно результатов данного опросника 32% учащихся имеют высокий уровень воспитанности. Это означает, что школьник осознает свои учебные, общественные, трудовые и другие обязанности как долг перед обществом, коллективом, переживает свою сопричастность к делам коллектива, общества. Есть интерес, волевое стремление к учению, общественным и другим видам деятельности, самовоспитанию, потребность в трудовом образе жизни, положительных привычках. Такие учащиеся самостоятельны, активно участвуют в трудовых делах. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества.

У 68% учащихся средний уровень воспитанности. У таких детей нравственные позиции характеризуются сочетанием убеждений, соответствующих требованиям общества, с эгоистическими, индивидуалистическими устремлениями. Учащиеся не всегда понимают ценности получения образования для собственного развития. Такая позиция порождает ограниченность интересов школьников к учебным предметам, к трудовой, общественной и другим видами деятельности. Многие личные интересы ставят выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними. Самовоспитание направлено на развитие престижных, с их точки зрения, качеств. Знания учащихся часто поверхностны. Умения ограничены теми видами деятельности, которые для школьника престижны, нужны для его самоутверждения.

Учащихся с низким уровнем воспитанности нет.

Уровень воспитанности класса – средний.

Проследим динамику роста уровня воспитанности на отдельных учащихся класса: Марии Г имеющую показатель среднего уровня воспитанности и Ксении О имеющую показатель высокого уровня воспитанности.

Для начала были изучены личностные данные учащихся. Мария Г воспитывается в многодетной семье. Воспитанию и образованию детей должного внимания не уделяется. Девочка часто пропускает занятия без уважительной причины. Домашние задания выполняет не всегда. Мотивация к учению низкая. Уровень самооценки – адекватный. Согласно таблицы 1 составим график.

График 1

Ксения О воспитывается в обычной семье. Школу посещает регулярно. Домашние задания выполняет систематически. Девочка дополнительно занимается в музыкальной школе. Мотивация к учению высокая. Уровень самооценки – завышен. Согласно таблицы 1 составим график.

График 2

Т.о. мы видим, что уровень обучения и воспитания зависит от личностных качеств ребенка.

Классным руководителем на протяжении исследуемого периода проводились дополнительные занятия по учебным предметам для слабо успевающих детей, в том числе и для исследуемой нами Марии Г. Были разработаны и проведены классные часы по темам: «Я и мы», «Учись учиться», «Мир профессий», «Будьте добры!» и т.д. в форме игр, викторин, походов в библиотеку, музей. Учащиеся не только принимали участие, но и под руководством учителя сами подбирали материал к занятию по теме. Темы классных часов подбирались с учетом интересов учащихся класса. (Приложение 2)

В феврале 2013г. была проведена повторная диагностика учащихся 4 класса с целью проверки эффективности проводимых мероприятий. В результате были получены следующие результаты:

Таблица 4

Любознательность

Прилежание (отношение к учебе)

Трудолюбие

Я и природа (отношение к природе)

Прекрасное в моей жизни

Я (отношение к себе)

Я и школа

Итого

1

Мария Г

2,2

1,6

2

2,5

2,5

1,6

1,8

2

2

Ксюша О

3

3

3

3

3

2,9

3

3

Анализируя полученные данные мы видим, что в результате проводимых мероприятий, применяя личностный подход к каждому ученику происходит развитие личности ребенка. Проследим это на графиках.

График 3

График 4

Т.о. мы видим, что при правильной организации личностного подхода, правильно подобранных методов, форм воспитания происходит развитие личности учащегося.

2.2. Рекомендации педагога-психолога по реализации процесса воспитания на основе личностного подхода.

Из понятий личностного подхода можно выделить основные правила построения процесса воспитания школьников, которые отражаются в следующих принципах личностного подхода:

1. принцип

2. принцип

3. принцип

4. принцип

5. принцип

6. принцип

Методы и приемы, составляющие технологический арсенал личностно-ориентированного подхода соответствуют таким требованиям, как:

диалогичность;

деятельностно- творческий характер;

направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений.

Исходя из теоретических и практических исследований, можно сделать вывод о наиболее приемлемых методах работы личного подхода, таких как:

1. метод диалога;

2. игровые методы;

3. рефлексивный метод;

4. метод педагогической поддержки;

5. диагностические методы;

6. создание ситуации выбора и успеха.

Таким образом, наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные воспитательные мероприятия.[20]

Заключение

Изучив методическую литературу по теме: «Личностный подход в педагогике» можно сделать вывод, что данная тема является актуальной в теоретическом и практическом значении и на сегодняшний момент занимает одно из ведущих мест при осуществлении образовательного процесса.

Рассмотрев историю развития личностного подхода в педагогике мы видим, что данная проблема волновала не только ученых-новаторов, но и ученых античного времени, эпохи Возрождения.

Рассмотрев различные подходы при формулировании понятия «личностный подход» мы видим, что и на сегодняшний момент однозначного понятия нет.

Большой вклад в изучение личностного подхода, разработку личностно-ориентированных образовательных технологий внесли многие ученые, начиная с античного периода и до настоящего времени.

Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.

Главное положение личностно-ориентированной педагогики является признание личности ученика главным субъектом обучения, воспитания и деятельности. Личностный подход является дальнейшим развитием и углублением индивидуального подхода.

Суть личностного подхода — открыть и развить личность каждого школьника.

Проведя диагностическое значение мы видим, что при правильно организованном личностном подходе, правильно подобранных методах и формах воспитания учащихся, происходит личностное развитие каждого учащегося.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/printsip-lichnostnogo-podhoda/

  1. Беликов В.А. Образование. Деятельность.Личность. Изд. «Академия Естествознания», 2010

  2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования/ Е.В. Бондаревская. – Ростов н/Д.: Издательство Ростовского университета, 2000. – 352с.

  3. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М.: Владос, 2003

  4. Гончарова С.Б. Зарождение личностного подхода в русской классиче-ской педагогике и культуре 18-19 веков / С.Б. Гончарова // Стандарты и мониторинг в образовании.-2002.-№ 2.-С.27-29.

  5. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003

  6. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманист. издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.

  7. Капустина Н.П. Методика оценки уровня воспитанности учащихся

  8. Краевский В.В. Общие основы педагогики. М., 2003

  9. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности / // Воспитание школьников. – №2 2003. – с. 2-5

  10. Мудрик А. В., Личность школьника и её воспитание в коллективе, М., 1983

  11. Павлова Л.В. Развитие гуманитарной культуры студентов вуза: Монография. – Издательство «Академия Естествознания», 2010

  12. Педагогический словарь [электронный ресурс]

  13. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с

  14. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2003

  15. Подласый И.П. Педагогика: Теория и технологии воспитания. ВЛАДОС, 2008 – 610 с

  16. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  17. Сериков В.В.О разработке личностно-развивающих педагогических технологий// «Творческая педагогика» — 2006, №1

  18. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Для студ. Высш. И сред. Учебн. завед. 4-е изд. – М.: ИЦ «Академия», 2001

  19. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  20. Степанов П.В. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. –– М.: Педагогическое общество России, 2002.

  21. Требенкова Л. Статья «Личностно-ориентированный подход в воспитании школьников», 2012

  22. Ушинский К.А. Человек как предмет воспитания// Собр. Соч. в 11 т. – М., 2003. Т 8

  23. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. — М., 2000.