Деформация правосознания

В последние десятилетия Россия переживает период становления новой государственно-правовой системы. По этой причине происходят всевозможные политические, экономические и социальные перемены, побочным эффектом которых, является увеличение уровня преступности, а также необходимость решения разнообразных и многочисленных проблем в различных сферах жизни общества.

Благодаря, этим происходящим в нашей стране, в большинстве своем, отрицательным событиям, у значительной части граждан формируется негативно ориентированное сознание. Одной из форм общественного сознания выступает правосознание.

На сознание, в целом, и правосознание, в частности, оказывает воздействие, также, и возросший уровень информатизации, виртуализации различных сторон жизни общества.

Кризис современного правосознания приводит к изменениям правовых ценностей индивидов либо, и вовсе, к отказу от них. Из-за длительной продолжительности кризис правового сознания в современном Российском государстве проявляется в различных формах деформации правового сознания.

Степень разработанности темы.

Проблема правового сознания всегда была объектом пристального внимания ученых юристов, социологов, политологов и философов. Многие авторы, к которым можно отнести Бабаева В.К., Баранова П.П., Байтина М.И., Вельского К.Т., Граната Н.Л., Гришаева П.И., Демидова А.И., Кудрявцева В.Н., Кузнецова Н.Ф., Миньковского Г.М., Покровского И.Ф., Разумовского И.П., Резунова М.Д., Сальникова В.П., Синюкова В.Н., Соколова Н.Я., Туманова В.А., Щегорцева В.А., Яковлева А.М. и других, в своих исследованиях детально изучали роль правового сознания в регулировании общественных отношений, но не исследовали многие проблемы деформации правосознания граждан.

До сих пор отсутствует единый подход к пониманию сущности и природы данного социально-правового явления. Не имеется комплексных исследований, анализирующих источники ее формирования.

Объектом исследования является правовое сознание как правовая категория.

Предметом выступает деформация правового сознания как негативное социально-правовое явление

Основной целью данной курсовой работы является детальное изучение сущности и форм деформации правового сознания, а также исследование основных способов преодоления данного явления в современном российском обществе.

11 стр., 5404 слов

Правовое сознание в условиях становления российского общества

... деятельность немыслима вне сознания индивидов. Ни один правовой акт, ни одно юридическое отношение не реализуется вне опосредующей их правовой психологии и правовой идеологии. Правовое сознание является разновидностью социального сознания, ... и коллективное сознание в обществе и государстве - локомотив исторического движения. Существуют различные формы общественного сознания, при помощи ...

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие основные задачи:

  •  исследовать понятие, виды и структуру правового сознания;
  •  провести теоретико-правовой анализ сущности деформации правого сознания;
  •  выявить и детально изучить виды деформации правосознания;
  •  проанализировать основные причины деформации правосознания граждан России;
  •  рассмотреть и обобщить основные способы преодоления деформации правового сознания современного российского общества.

Теоретической основой данной курсовый работы являются труды Алексеева С.С, Нерсесянца Р.Х., Пиголкина А.С., Спиркина А.Г., Матузова Н.И., Сафронова В.В., Петрова В.Р., Пчелинцева В.А. и другие.

Методологической основой данного исследования выступают общенаучные методы (метод синтеза и анализа, логический, диалектический, исторический и другие) и частнонаучные методы (формально-юридический, формально-правовой и другие).

Цели и задачи исследования обусловили структуру данной курсовой работы. Она включает в себя введение, три главы и семь подразделов в них, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список использованной литературы.

Фрагмент работы для ознакомления

Вторым компонентом, составляющим структуру правового сознания , является правовая идеология.Правовая идеология представляет собой совокупность взглядов, убеждений, идей, принципов, концепций, в которых находят своё отражение интеллектуально-умственное и отчасти эмоциональное отношение личности, социальных групп, правящих элит к правовой действительности (прошлой, настоящей, желаемой).Правовая идеология выступает сложным общественным явлением, которое демонстрирует значимые для определенного субъекта в данный исторический период ценностных свойств, качеств, сторон, черт правовой реальности.В правовую идеологию заложены требования, предъявляемые личности, обществом и социальными группами. Правовой идеологии свойственен большой нравственный потенциал, который выражается в утверждении высокойценности прав и свобод личности. Её базой служат идеи о разделении властей, много партийности, законности в деятельности суда и тому подобное.Правовая идеология выступает научно-теоретическим уровнем правового сознания, системным осмысливанием людьми правовой реальности. В идеологической сфере правосознания на базе приобретенного строго определенного эмоционально-чувственного опыта происходит окончательное становление и оформление правовых идей и представлений.Правовая идеология, как и любое другое общественное явление характеризуется многоуровневым и многоаспектным содержанием.

Её структурные элементы тесно взаимодействуют друг с другом, выступая составными частями единого целого, но при этом каждый из них обладает особенными чертами.Правовая психология и правовая идеология тесно взаимодействуют друг с другом, дополняют друг друга в познании и оценке права, в регулировании поведения людей. Идеологическая подготовленность человека выражается в его контроле над переживаниями и чувствами, в возможности властвовать собой. От правовой психологии зависит, в конечном счете, признание или непризнание права, а следовательно, следование правовым предписаниям или нарушение их.Таким образом, в результате, проведенного анализа структурных элементов правового сознания, можно утверждать, что правосознание является сложным комплексом идеологических и психологических элементов.2. ДЕФОРМАЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫДеформация правового сознания представляет собой стойкое негативное социальное явление, которое в искаженной форме отражает реальную общественную и личную правовую действительность и выражает негативное отношение к системе действующего права, законности, правопорядку в целом.Деформация правосознания, зачастую, выступает результатом кризиса правового сознания, является его характерной чертой, способствует его усилению.

105 стр., 52268 слов

«Комплекс правовой социализации юношеского возраста». й

... правовой социализацией и правовым воспитанием обучающихся юношеского возраста. 5. Определить воспитание как метод правовой социализации обучающихся юношеского возраста. 6. Разработать комплекс программ правовой социализации ...  исследовательский метод; методы формирования сознания;  методы организации деятельности и ... возрастных этапах. Социальная педагогика анализирует социализацию как процесс ...

Она возникает вследствие рассогласования потребностей и интересов, ценностных ориентаций, установок, норм и традиций, сознательных и правовых образов участниов правовых отношений.В юридической литературе отсутствует единая точка зрения относительно видов деформации правового сознания. Вобщем виде под видами деформации правового сознаяния понимаются способы ее проявления, которые отличаются друг от друга степенью искаженности правовой действительности.Деформацию правосознания можно подразделить на следующие виды: правовой идеализм; правовой фетишизм; правовой практицизм (прагматизм); правовой пессимизм; правовой нигилизм; правовой инфантилизм; правовой популизм; правовой конформизм.2.1. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМНигилизм в переводе с латинского означает «отрицание». Нигилизм как общественное явление представляет собой негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, идеалам, взглядам и к иным компонентам человеческой жизни. Нигилизм зародился достаточно давно, но получил наибольшее распространение в XIX веке на территории Западной Европы и России.Нигилизм явление многоликое. Он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и прочим, все зависит от того какие он ценности отрицает.

Наиболее распространенным является правовой нигилизм. Он наделяется разными смыслами в научной и учебной литературе. Правовой нигилизм подразумевает, в общем виде, неверие в право, презрение права, как явления, не представляющего ценность. В социальной среде указанное отношение к праву выражается в отрицание правовых идеалов общества в целом или правовых установок, на основе которых в данном обществе формируются правовые нормы, отрицание позитивного права, которое построено на правовых идеалах (установках).По мнению В.Р.Петрова и П.П.Баранова правовой нигилизм является формой деформации правового сознания, которая характеризуется наличием носителей пренебрежительного, отрицательного или равнодушного отношения к праву и правовой действительности, то есть правовой нигилизм, по данной точке зрения, представляется как производное от искаженного правосознания. Правовой нигилизм это отрицание ценности права. С.С.Алексеев в своих трудах, отмечает, что правовой нигилизм выступает «отрицательным отношением ко всему праву, закону, а также к правовым формам организации общественных отношений».Правовой нигилизм характерен как для индивидуального, так и для общественного сознания. В.И. Гойман описывает так правовой нигилизм « это есть наличие у должностных лиц и граждан установки на достижение социально значимых результатов без использования правовых средств либо с минимальным их использованием в практической деятельности, и характеризующееся отсутствием солидарности с правовыми предписаниями или исполнением (соблюдением) их исключительно под угрозой принуждения, или в результате корыстных побуждений». С философской позиции нигилизм всегда рассматривается через «утрату ценности». Ф. Ницше писал о том, что нигилизм это, то, что высшие ценности утрачивают свою ценность.Правовой нигилизм, являясь социальным явлением, подрывает, существующую в обществе и государстве стабильность. Правовой нигилизм выступает формой общественного состояния, в которой находят своё отражение национально-исторические и политические особенности общества. Степень правового нигилизма указывает на уровень стабильности в обществе. По этой причине, правовой нигилизм это не только правовая категория, но и социально-психологическое явление, которое возникает в ходе оценки права и его норм индивидами, отдельными социальными группами, обществом в целом. Правовой нигилизм, как явление социальное, препятствует прогрессивному развитию общества и служит «плодородной почвой» для роста преступных действий.Помимо этого, правовой нигилизм является и идейно-психологическим явлением, которое представляет собой тип общественного сознания, обладающего своей структурой, уровнями, видами, субъектами, способами выражения. Он проявляется не только в оценочных установках правовой действительности, но и в поведении (деятельности), так как стимулирует определенные поступки индивидов.Учитывая все изложенные точки зрения, можно выделить основные признаки правового нигилизма, которые для удобства можно представить в виде схемы (рисунок 2.1.1.):Рисунок 2.1.1. Характерные признаки правового нигилизмаТаким образом, правовой нигилизм является, прежде всего, социальным феноменом, который представляет собой форму деформации правового сознания, обладающей своей структурой, субъектами, уровнями, характеризуется совокупностью чувств, представлений, настроений, переживаний, эмоций по поводу непризнания или отрицания правовой действительности. Данное явление препятствует прогрессивному развитию общества и государства.2.2. ПРАВОВОЙ ИНФАНТИЛИЗМНаиболее распространенной и яркой формой деформации правового сознания на территории России является правовой инфантилизм.Под правовым инфантилизмом понимается отсутствие либо недостаточная сформированность у субъектов права правовых знаний, установок и представлений. Правовой инфантилизм выступает формой деформации правосознания, которая проявляется в правовой безграмотности, пробелах в правовых знаниях, отсутствие правового воспитания, непрофессиональном отношении к исполнению юридический обязанностей.Лицо, которое является носителем правового инфантилизма, выступает неквалифицированным специалистом, не обладающим базовыми знаниями о праве, неспособным принимать и исполнять правовые решения.Результатом правового инфантилизма является некачественное законодательство, простейшие ошибки, небрежное исполнение обязанностей, должностной произвол, который основан на незнании или неуважении действующего в стране законодательства и права в целом. Данная форма деформации непосредственно связана с безразличным отношением индивида к увеличению уровня своего образования, к получению определенных правовых знаний.Правовой инфантилизм, зачастую, также называют правовым дилетантизмом или правовой безграмотностью. Его следует рассматривать с учетом его видовой классификации, в соответствии с которой правовое сознание разделяется на: обыденное, профессиональное и научное.Правовой инфантилизм распространен в России по следующим причинам: правовой инфантилизм является характерной русской национальной чертой. Его корни уходят во времена крепостного права. В ту эпоху не было необходимости повышать свою правовую грамотность, всё зависело исключительно от воли барина или государя. При большевиках всякая инициатива была наказуема, коллективизм и другие причины послужили укреплению инфантилизма в России; несоответствие, во многих случаях, закона его содержанию. Правовые нормы наполняются выгодным исключительно для государства содержанием; отсутствие в России чёткой, реальной и прозрачной системы исполнения законов; полное несовпадение интересов человека и государства. Необходимо подчеркнуть, что полного совпадения интересов невозможно достигнуть, однако, должны быть найдены определенные точки их соприкосновения.Таким образом, правовой инфантилизм рассматривается как явление, получившее распространение на территории России, и заключающееся в правовой безграмотности.2.3. ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМПонятие «правовой идеализм» ввел профессор Н.И. Матузов в 1994 году, который является антиподом правового нигилизма. При этом правовой идеализм и правовой нигилизм имеют единые корни правовое невежество, неразвитое и деформированное правосознание, дефицит политико-правовой культуры.В настоящее время правовому идеализму уделяется меньшее внимание, нежели правовому нигилизму. Хотя, следует подчеркнуть, что последствия правового идеализма оказывают существенное негативное воздействие на правовое сознание и правовую культуру, тем самым, нанося значительный вред обществу и государству.Под правовым идеализмом понимается форма деформации правового сознания, которая образуется в результате наделения права исключительно выдающихся, модельных, эталонных свойств и качеств, способных, с точки зрения субъекта, выработать верное решение в любой жизненной ситуации.Носитель правового идеализма возлагает на право, как социальный регулятор, который способен разрешить конфликты и противоречия на основе принципов свободы, равенства, справедливости. Они считают, что право направлено на построение всемирного справедливого мирового порядка без войн, конфликтов, нищеты, кризисов, а также на разработку философской концепции общества всеобщего благоденствия, на установление «мира во всем мире».Правовой идеализм предполагает чрезмерные надежды на право, тем самым переоценивая его возможности. Право рассматривается как единственно верный и возможный социальный регулятор в условиях взаимодействия всевозможных культурных, религиозных, экономических сообществ. В настоящее время правовая реализация отчетливо прорисовывается, например, в концепциях правовой государственности, прав человека и иных, с исполнением которых связаны ожидания людей на мирную, добрую и безбедную жизнь.При соприкосновение с действительностью и пониманием, что право не в силах решить все жизненные проблемы человека, достойно ответить на все вызовы внешнего мира, наполнить жизнь человека абсолютным смыслом, в сознании субъекта происходит разрушение, построенных им иллюзий, жизненных принципов и идеалов. Вследствие этого, сознание индивида может трансформироваться на диаметрально противоположное. Человек начинает отрицать всякую ценность права, его возможности по регулированию общественной жизни, отвергает любые социальные концепции и тому подобное.Таким образом, правовой идеализм, несмотря на своё «положительное отношение» к праву, является формой деформации правового сознания, которое негативным образом влияет на общество и государство в целом, вследствие своего гипертрофированного отношению к юридическим средствам и переоценки роли и возможностей права.2.4. ИНЫЕ ВИДЫ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯВышеперечисленные формы деформации правового сознания являются в настоящее время наиболее ярко выраженными и распространенными. Но, помимо них, в правовой литературе и на практике имеются и иные формы деформации правосознания, к которым можно отнести: правовой фетишизм. Правовой фетишизм представляет собой крайнюю форму правового идеализма. В нем право наделяется сакральными свойствами, зарождается идея безусловного авторитета, абсолютной истинности, святости, высшей справедливости и непогрешимости права. Оно становится объектом почитания, своеобразным идолом, а не социальным регулятором. Этот идол требует фанатичной преданности, жертв и так далее, вследствие этого он ведет к борьбе с инакомыслием, стремится поработить все общество.В правовом фетишизме существуют антиценности, которые ведут борьбу с ценностями, в итоге занимают их место и присваивают их положительные качества, наделяя их своими негативными признаками, стремятся их уничтожить или загнать их в жесткие рамки.В настоящее время отдельные свойства правового фетишизма можно наблюдать в абсолютизации демократии, концепции прав человека и гуманизма, которыми обосновываются насильственные боевые действия, направленные против целых народов, разрушение государства, уничтожение объектов мирового культурного наследия и многое другое. правовой практицизм (прагматизм).

6 стр., 2701 слов

Соотношение правовой культуры, правосознания и менталитета

... и сопоставление перспектив развития политико- правовых явлений, их связь с окружающей действительностью; Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание ...

5 стр., 2016 слов

Важнейшие характеристики социального правового государства

... личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Нравственную основу правового государства образуют ...

6 стр., 2776 слов

Правовой нигилизм

... установлению гражданского общества и правового государства - того, к чему мы стремимся. Мы живем в стране, которая провозглашает себя демократическим государством. Это по праву так, когда выполняется главное ... С этим тоже предстоит разобраться. Глава 1. Исторический аспект и сущность правового нигилизма. Термин нигилизм ввел еще блаженный Августин для обозначения людей неверующих; в средние века ...

В нем сущность и предназначение права заключается в прикладной функции, то есть право является средством, механизмом разрешения различного рода конфликтов, споров между людьми или их сообществами. Ценность права заключается исключительно в его практической полезности, при этом совершенно теряется воспитательное значение права, его способность передавать культурное наследие из поколения в поколение и прочее. Письменные правовые источники являются носителями обычаев, традиций, самобытности народа и многого другого. Право выступает исторической памятью людей.Право теряет свой смысл, в глазах прагматиков, если оно не приносит ощутимой выгоды. В таком случае они пытаются заменить его иными механизмами разрешения конфликтов, в том числе и насильственными. Так, государства, придерживающиеся политики прагматизма, в большинстве случаев для разрешения конфликтов и улучшения своего благосостояния в борьбе за природные ресурсы используют военизированные операции на территориях других государств, прикрываясь при этом «ценностными» лозунгами и благородными целями. правовой пессимизм. Суть его заключается в неверии в регулирующие и охранительные свойства права, убежденности в бесперспективности принимаемых правовых актов, их неспособности принести положительные результаты.Правовой пессимизм в своей крайней форме выступает предвестником правового нигилизма. Отличительной чертой правового пессимизма является то, что носитель, в целом, одобряет право, рассматривает его с позитивных позиций, но при этом не видит в нем средства разрешения многочисленных проблем как самого индивида, так и общества. правовой цинизм. Он является разновидностью правового нигилизма и предполагает явно пренебрежительное, дерзкое, бесстыдное, наглое отношение человека к праву. Правовой цинизм может проявляться как в индивидуальной, так и в общественно-государственной форме.Характерными признаками индивидуального цинизма являются человеконенавистнические психические настроения, а также криминальные наклонности индивида. В совершаемых такими субъектами преступных деяниях, отсутствует какая-либо логика или мотивы, лицо стремится унизить, опозорить, надругаться над человеческими достоинствами жертвы.Общественно-государственный цинизм проявляется в не правовой деятельности государственной власти, в которой наблюдается явное или замаскированное нарушение прав и свобод личности, лишение возможности защитить себя от произвола власти. правовой популизм. Он выражается в субъективном настрое индивида на внешнюю аффектацию, прославление своей личности и результатов деятельности и стремлении на этой основе укрепить свой социальный должностной статус.Отдельные черты популизма можно наблюдать в законотворческой деятельности, в случае принятия заведомо невыполнимых или невыгодных законов, которые позволяют получить предвыборную поддержку населения, потушить массовое недовольство, обеспечить исполнение политической кампании. правовой конформизм. Он заключается в подстраивание своей деятельности личностью по образцы, модели поведения, принятые в данном обществе.Правовой конформизм характеризуется пассивным восприятием правовой действительности, подстраиванием правового поведения под сложившиеся стандарты. В нем могут сочетаться как инфантилизм, так и популизм, так как безынициативность индивида зачастую основана на недостаточном уровне правовых знаний или выражается в построение речей в угоду слушающим. Такая форма деформация приводит к злоупотреблению служебным положением лицами, которые имеют власть. перерождение правосознания (негативно-правовой радикализм).

11 стр., 5082 слов

Личность, право, государство правовое государство, права и свободы ...

... тираний и деспотий. Цель контрольной работы: исследование личности, права, государства: правовое государство, права и свободы человека и гражданина. Задачи работы: 1. Раскрыть сущность правового государства как организацию политической власти и обеспечения прав и свобод человека. 2. Охарактеризовать отличительные признаки правового государства: признание и защита прав человека и гражданина, ...

Деформация правового сознания, в данном случае, происходит путем его трансформации в свою антагонистическую форму, то есть преступное сознание, и выражается в идейной готовности и ориентированности на решительные противоправные действия.Носители такой формы деформации правосознания, в большей части, обладают глубокими и разносторонними знаниями в правовой сфере. Такого рода знания приобретаются ими с целью «качественного» совершения противоправных действий, исключающих возможности наступления юридической ответственности.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/pravovoy-infantilizm/

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/pravovoy-infantilizm/

Книги и учебная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/pravovoy-infantilizm/

1. Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник для юридических ВУЗов и факультетов. –М., 1998.

2. Любашиц В.А., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю. Теория государства и права: учебник- 3-е издание дополненное и переделанное. М., 2014.

3. Макуев Р.Х Теория государства и права. М., 2006.

9 стр., 4013 слов

Философия права в системе наук. Этапы развития. Право как форма и мера свободы

... постмодернистской философской концепции права. Степень развитости философии права и ее место в системе наук зависят от общего состояния философии и юриспруденции в обществе. Имеют также ... в философии права. В советском обществе этот опыт был отброшен и длительное время господствовала идеологическая марксистская схема трактовки государства и права, общая как для юриспруденции, так и для философии. В ...

4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник / В.С. 5. Нерсесянц. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012.

5. Основы государства и права / А.В. Малько: КноРус., М., 2015.

6. Общая теория права: учебник для юридических ВУЗов / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. М., 1995.

7. Перевалов В.Д. Теория государства и права. –М., 2011.

8. Поляков А.В., Тимошина Е.В. Теория государства и права. Санкт-Петербург., 2005.

9. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков. М., 2003.

10. Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для ВУЗов. М., 2008.

11.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание / А.Г.Спиркин. М.: Политиздат, 1972. С.83.

12. Теория государства и права. 2-е изд. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 2002.

Статьи

13. Батрукин В.Г. Понятие и структура правового сознания // История государства и права. 2004. №5.

14. Бондаренко М.В. Правовая культура и правомерное поведение в современном российском о Коваленко С.А. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности // История государства и права. 2009. №13.

15. Гойман В.И. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция.-№9.-1990.

16. Ермоленко Д.А. Понимание правосознания в основных философско-правовых концепциях второй половины XIX — начала ХХ веков // Вестник Луганского государственного университета внутренних дел им. Э.А. Дидоренко. — 2012. № 4.

17. Евдеева Н.В., Перов О.Ю. Правосознание и правопонимание: диалектика взаимодействия // Современное право. 2007. №7.

18. Ковалев С.А. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности // История государства и права. 2009. №13.

19. Матузов Н.И. Правовой нигилизм как образ жизни // Правовая культура.-2012.-№1.

20. Назаров С. Ю. Проблемы формирования правопослушного поведения личности // Личность. Культура. Общество. Международный журнал социальных и гуманитарных наук. М., 2011. Вып. 4.

21. Чуйков Д. Понятие деформации профессионального правосознания // Рос.судья. 2008.№8.

22. Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. 2004. №2.

Авторефераты диссертаций и диссертации

23. Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел: теоретические и социологические аспекты: автореф.дис. ..докт.юрид.наук. М., 1991.

24. Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России: автореф. дис. …д-ра юрид. наук. М., 2006.

25. Замосковный А.В. Кризис правосознания в России: философско-методологический аспект: автореф.дис. …канд.филос.наук: 09.00.08 / Моск.гос.ун-т им.М.В. Ломоносова. –М., 2004.

26. Пчелинцев В.А. Трансформация правосознания общества в современной России (теоретико-правовое исследование): дис. …канд. юрид. Наук. Уфа, 2004.

27. Петров В.Р. Деформация правосознания граждан России: дис. …канд.юрид.наук. Н.Новогород, 2000.

28. Рюмин С.Г. Проблема соотношения морали и права в философии И.А. Ильина: дисс… канд. фил. наук. -М.,2009.

29. Сафронов В.В. Правосознание гражданина: дис. …канд.юрид.наук. Красноярск, 2004.

30. Тапчанян Н.М. Правосознание и правовая культура личности в условиях обновления России: автореф.дис. …канд.юрид.наук. М., 1999.

12 стр., 5750 слов

Социальное государство в россии: теория и практика

... реальной теории и практики в нашей стране. Теоретические основы социального государства Социально государство (от нем. Sozialstaat) - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и ...

Справочники

31. Большая юридическая энциклопедия. М., 2007.

32. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 1997.