Право социального обеспечения — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.
Другими словами, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом.
Право социального обеспечения — совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путём предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определённым законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.
Исходя из характера и целей правоотношений, все правоотношения по социальному обеспечению делятся на три вида:
1) основные материальные правоотношения по выплате уже назначенных пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде;
2) предшествующие, как правило, основным процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказа в нем;
3) процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.
Процедурные правоотношения обслуживают основные материальные правоотношения по социальному обеспечению, существуют для их установления или изменения.
Процедурные отношения в сфере социального обеспечения можно подразделить на:Гусов К.Н. Право социального обеспечения России.- М.: Издательство Проспект, 2012
1) процедурные отношения по установлению необходимых юридических фактов (например, инвалидности, временной нетрудоспособности, нахождения на иждивении и т.д.);
Ответственность за совершение правонарушений в сфере социального обеспечения
... охарактеризовать юридическую ответственность в сфере социального обеспечения. Предмет исследования: правоотношения, возникающие в результате совершения правонарушений в сфере социального обеспечения. Объект исследования: ответственность в сфере социального обеспечения. Цель работы: исследовать понятие ответственности в сфере социального обеспечения, ее виды и правоотношения, в результате ...
2) процедурные отношения по реализации гражданином своего права на социальное обеспечение;
Целью курсовой работы
Задачами исследования
Глава 1. Понятие и предмет права социального обеспечения. Понятие и виды процедурных правоотношений
1.1 Правоотношения по социальному обеспечению
Согласно теории права, правовые отношения — это разновидность общественных отношений, представляющих собой социальные связи между людьми, физическими и юридическими лицами.
В науке права социального обеспечения отсутствует единая точка зрения по поводу определения правового отношения по социальному обеспечению, что обусловлено разными критериями и подходами, используемыми для определения данного понятия.
Нормы права социального обеспечения живут и действуют лишь в правоотношениях сферы данной отрасли. И нет в реальной жизни государственного материального обеспечения граждан при нетрудоспособности и нуждаемости без соответствующих правоотношений.
Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права социального обеспечения социально — обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде.
Правоотношения по социальному обеспечению имеют претензионно — обеспечительный характер, когда один субъект — гражданин (семья) — правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект — орган социального обеспечения — обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них равные права и обязанности, но право по обеспечению — на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его предоставлению — у органа социального обеспечения.
Отличительной чертой правоотношений по социальному обеспечению является то, что ядром систем являются материальные правоотношения, поскольку именно в них удовлетворяются потребности лиц, пострадавших от социального риска, в денежных средствах, в охране здоровья, в содержании нетрудоспособных членов общества. Указанные правоотношения являются относительными, так как правами и обязанностями наделяются оба их субъекта.
Важно также отметить, что в сфере социального обеспечения нет единого правоотношения, в которое может вступить гражданин и в его рамках получить все требуемые блага. В силу видового разнообразия благ по социальному обеспечению, особенностей порядка их предоставления законодатель предложил субъектам множество видовых правоотношений, объединенных общей целью — необходимость реакции государства и общества на социальные риски, перманентно присущие человеческому обществу.
Важность правоотношений по социальному обеспечению заключается в том, что объективные основания правоотношений при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд и потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д. Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании.
Право социального обеспечения
... государственного социального обеспечения можно провести классификацию: правоотношения по государственному социальному обеспечению; правоотношения по государственному социальному в том числе правоотношения по предоставлению государственной социальной помощи. Производными от перечисленных видов общественных отношений и входящими в предмет права социального обеспечения ...
Исходя из всего выше сказанного, можно сказать, что правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированная нормами права связь между определенными в законе субъектами — гражданином и соответствующими органом социального обеспечения или иными уполномоченными государством органами, организациями или индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, не признаваемыми работодателями — по поводу предоставляемого социального материального блага в денежной и (или) натуральной формах в рамках существующих организационно — правовых способов его осуществления.
Можно также сделать вывод, что данные правоотношения являются юридической связью субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект — гражданин (семья) — реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект — орган социального обеспечения — обязан обеспечить эту реализацию.
1.2 Предмет права социального обеспечения
Под предметом права социального обеспечения понимается определенная совокупность отношений, которые регулируются данной правовой отраслью. В предметную область права социального обеспечения включены три группы основных общественных отношений в сфере социальной поддержки:
1) общественные отношения, связанные с социальным обеспечением населения, выраженным в денежной форме (выплаты пособий, компенсаций, пенсий и т.д.);
2) общественные отношения, связанные с предоставлением социальных услуг населению (социальные услуги пожилым, лицам с ограниченными возможностями, семьям с детьми, детям, вынужденным переселенцам, беженцам, предоставление льгот и т.д.);
3) процедурно-процессуальные отношения (применяются с целью установления юридических оснований для возникновения, реализации и защиты прав граждан на предоставление социального обеспечения).
К указанным выше процедурно-процессуальным отношениям относят следующие:
1) процедурные отношения — такие отношения, которые возникают в связи с необходимостью проверки фактов либо их установления, для дальнейшего предоставления различного вида социальной поддержки. В процедурных отношениях с одной стороны выступает гражданин, а с другой государственные органы или государственные учреждения. К примеру, отношения между человеком и органами здравоохранения (учреждениями медико-социальной экспертизы — об установлении инвалидности; лечебными учреждениями — об установлении временной нетрудоспособности); органами ЗАГСа — о подтверждении возраста, семейного положения или смерти; различными архивными учреждениями и т.д. Процедурные отношения в связи с пенсионным обеспечением присутствуют при взаимодействии физического лица и управления пенсионного фонда, службы занятости и др.;
2) процессуальные отношения — такие отношения, которые связаны с необходимостью решения спорных ситуаций, возникающих между сторонами социального обеспечения, а также для защиты конституционных прав граждан.
Правовое положение субъектов правоотношения по социальному обеспечению
... общественные отношения в рамках деятельности субъектов правоотношения по социальному обеспечению. Предмет исследования – анализ правового положения субъектов правоотношения по социальному обеспечению. Цель исследования – определить особенности правового положения субъектов правоотношения по социальному обеспечению. Задачи исследования: рассмотреть понятие правоотношений по социальному обеспечению, ...
Сам факт включения процессуальных отношений в предметную область права социального обеспечения не однозначно воспринимается в юридической литературе. По мнению многих специалистов в области социального обеспечения процессуальные отношения регулируются нормативно-правовыми актами других областей права. Так, рассмотрение жалоб вышестоящими органами относится к административному виду отношений, а решение подобных вопросов в судебном порядке — к гражданско-процессуальному, без проявления каких-либо специфических признаков.
Многие специалисты предлагают создание специализированных социальных судов для рассмотрения в них споров и жалоб в сфере социального обеспечения. Суды такого вида уже существуют в некоторых странах с развитой социально-экономической системой. В отличие от общегражданских судов рассмотрение в них дел проходит по упрощенной схеме и в более короткие сроки, что позволяют значительно быстрее, а также дешевле исправлять нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения. Несомненно, при организации подобных судов в Российской правовой системе, они будут изучаться в предметной области изучения права социального обеспечения, в разделе процессуальных отношений.
В дискуссионной форме высказываются предположения о возможности отнесения к предметной области права социального обеспечения материальных и административных отношений.
Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).
В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:
1. по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);
2. предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми и т.д., медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);
2. процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.
Таким образом, предмет права социального обеспечения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению граждан.
1.3 Процедурные правоотношения в праве социального обеспечения: понятие, виды, содержание
Гусов К.Н.
Процедурные правоотношения можно назвать правоустановительными, поскольку в них устанавливаются необходимые юридические факты, их составы и на их основе и само право гражданина на тот или иной вид социального обеспечения.
Гусов К.Н.
Из понятия процедурного правоотношения видно, что всем основным материальным правоотношениям по социальному обеспечению предшествуют процедурные по установлению юридических фактов, их составов для определения права на данный вид социального обеспечения и вынесению решения по его предоставлению.
1.3.1 Субъекты и объекты в процедурных правоотношениях, их содержание, основание возникновения и прекращения
В понятии процедурного правоотношения его содержание указано через обязанности его субъектов.
Гражданин (семья), обращающийся за реализацией своего права на социальное обеспечение, уже, как правило, знает о возникшем у него соответствующем праве, но не всегда и в срок представляет необходимые доказательства его. В этом случае орган помогает, дает срок для представления дополнительных доказательств. Иногда необходимо установить какой-то юридический факт, например, безвестное отсутствие или смерть кормильца, что может установить суд. Следовательно, в таких случаях орган, принимающий заявление об обеспечении пенсией, обязан разъяснить гражданину, какие дополнительные документы необходимы для требуемого им права.
Органы в процедурных правоотношениях могут быть теми же самыми, что и в основных материальных правоотношениях, например, пенсионные отделы Министерства обороны (МВД, ФСБ).
Но они могут быть и иными, например, профком устанавливает право трудящегося на путевку в санаторий определенного профиля по медицинскому заключению и выдает путевку, а санаторий предоставляет работнику соответствующее лечение и содержание. Здесь профком — орган процедурного правоотношения, а санаторий — основного материального. По правоотношениям о пенсиях в процедурных правоотношениях субъектом-органом могут быть, как указывалось, комиссии по назначению пенсий, суд или другой орган, устанавливающий определенный юридический факт, а в основном пенсионном по выплате пенсий обязанный субъект другой — орган социальной защиты населения.
По целевому назначению
1. правоотношение по установлению какого-то конкретного юридического факта (в ранее указанном примере — факты безвестного отсутствия кормильца семьи), имеющего значение для определенного вида права на социальное обеспечение;
2. правоотношение по определению права на данный вид социального обеспечения и вынесению решения о назначении пенсии, пособия или услуги. материнский капитал социальный обеспечение
При этом возможно возникновение и процессуального правоотношения по разрешению спора о социальном обеспечении, если, например, отказано гражданину в назначении пенсии или он не согласен с ее размером.
В первом виде правоотношений вторыми обязанными субъектами являются МСЭК, комиссии по назначению пенсий (например, по установлению общего недостающего стажа для пенсии по свидетельским показаниям), органы правосудия и др.
Во втором виде процедурных правоотношений гражданин (семья) вступает в юридическую связь:
1. с органами, назначающими пенсии, хотя до этого возможна, и юридическая связь с органом, представляющим к пенсии (работодателем);
2. с органами, назначающими пособия, социальные компенсации, льготы (они были уже указаны ранее);
3. с органами, назначающими социальные услуги (медицинские органы, органы протезирования, профсоюзные комитеты и работодатели — по выдаче санаторно-курортных путевок, направлению на диетическое питание; органы социальной защиты населения — по прикреплению для социального обслуживания социального работника и др.).
Объектом первого вида, Объектом второго вида
Процедурные правоотношения возникают и в случае необходимости изменения основного материального правоотношения по выплате пенсий, пособия, предоставлению услуги у гражданина с тем же органом, который назначал данный вид социального обеспечения. Например, трудящийся пенсионер просит повысить размер его пенсии в соответствии с его новым большим трудовым стажем.
Основанием возникновения процедурных правоотношений, Основанием прекращения
Основанием изменения процедурного правоотношения может быть изменение в ходе рассмотрения его заявления требований гражданина. Например, он претендовал на пенсию по старости, но выяснилось в ходе рассмотрения его заявления, что по возрасту он еще не имеет права на нее, но имеет право на пенсию за выслугу лет. Тогда соответствующим образом он изменяет своим заявлением требование.
В процедурных правоотношениях по социальному обеспечению его субъекты осуществляют определенные действия по процедуре установления юридических фактов и их составов для подтверждения наличия у гражданина права на конкретный вид и размер социального обеспечения.
Содержанием процедурного правоотношения
С окончанием указанных процедурных действий выносится решение органа о назначении с определенного числа пенсии, пособия, предоставления социальной услуги, льгот и их размере (объеме).
Данным решением прекращается процедурное правоотношение, и с этого момента возникает соответствующее основное материальное правоотношение уже по выплате пенсии, пособия, предоставлению услуги, льгот.
Таким образом
Основанием прекращения процедурного правоотношения
Глава 2. Материнский капитал как дополнительная мера государственной поддержки. Порядок оформления и содержание процедурных отношений
Под дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей, понимают меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования или повышения уровня пенсионного обеспечения в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 23.05.2015) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Материнский (семейный) капитал — это мера государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 по 2016 год включительно родился (был усыновлен) второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении (усыновлении) второго ребенка право на получение этих средств не оформлялось).
С 1 января 2015 года размер материнского (семейного) капитал составляет 453026 рублей.
Размер материнского (семейного) капитала ежегодно индексируется (см. табл. 1)
Табл.1 Размер материнского семейного капитала за периоды 2007 и 2015 годов
Год |
Руб. |
|
2007 |
250 000 |
|
2008 |
276 250 |
|
2009 |
312 162 |
|
2010 |
343 378 |
|
2011 |
365 698 |
|
2012 |
387 640 |
|
2013 |
408 960 |
|
2014 |
429 408 |
|
2015 |
453 026 |
|
В соответствии с Федеральным Законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» определен порядок рассмотрения заявления о распоряжении средствами материнского капитала: Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 23.05.2015) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
1.Заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.
1.1. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и заявитель не представил указанные документы самостоятельно.
Определен следующий алгоритм для получения государственного сертификата
Шаг 1
Потребуются:
1.заявление о выдаче сертификата;
2.документ, удостоверяющий личность и место жительства (пребывания) заявителя, то есть паспорт или заменяющий его документ, в том числе подтверждающий гражданство РФ заявителя;
3.свидетельства о рождении (или усыновлении) детей;
4.документ, подтверждающий гражданство РФ ребенка, с рождением которого возникло право на материнский капитал. Как правило, таким документом является свидетельство о рождении ребенка со штампом паспортно-визовой службы
При подаче заявления также может потребоваться СНИЛС заявителя.
Если документы планируется подавать не лично, то потребуются документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) и полномочия законного представителя или доверенного лица, в частности:
- нотариально оформленная доверенность (для доверенного лица);
- паспорт доверенного лица или законного представителя
Если заявителем является отец или усыновитель
Право на получение сертификата возникает у отца или усыновителя, когда у матери такое право прекращается.
Переход права на материнский капитал происходит, например, в случае смерти женщины или лишения её родительских прав. В такой ситуации отцу или усыновителю помимо документов, требуемых в общем случае, в зависимости от обстоятельств следует приготовить:
1) свидетельство о смерти женщины, родившей (усыновившей) детей;
2) решение суда об объявлении женщины умершей;
3) решение суда о лишении женщины родительских прав;
4) решение суда, подтверждающее совершение женщиной в отношении ребенка (детей) преступления против личности.
Иными словами, необходимы документы, подтверждающие переход права на материнский капитал к отцу или усыновителю.
Шаг 2.
Подготовленные документы направьте в территориальное подразделение ПФР по месту жительства (пребывания) или фактического проживания. Документы могут быть поданы:
- § лично;
- § через представителя;
- § по почте;
- § через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Форму заявления, как правило, предоставляют сотрудники подразделения ПФР или многофункциональных центров предоставления государственных муниципальных услуг.
При отправке заявления по почте вместо оригиналов документов можно приложить их нотариально заверенные копии. Также законодательством предусмотрена возможность подачи заявления в электронной форме, однако в настоящее время эта возможность на практике не реализована.
После подачи или отправки заявления и документов вам должна быть выдана на руки или направлена по почте расписка в получении документов.
Только для проживающих за границей:
Граждане РФ, постоянно проживающие за границей и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территории РФ, также имеют право на получение сертификата. Они подают заявление и документы, подтверждающие такое право, непосредственно в ПФР, а не в его территориальное подразделение.
Чтобы специально не приезжать для оформления сертификата, можно направить документы через представителя или воспользоваться услугами почты
Шаг 3
После получения необходимых документов в месячный срок должно быть вынесено решение о выдаче сертификата или дан аргументированный отказ. Не позднее чем через 5 дней с даты вынесения решения вам по почте будет направлено соответствующее уведомление. Чтобы не дожидаться его, можно поинтересоваться о принятом решении, например, по телефону.
Если документы подавались через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, уведомление будет направлено в этот центр.
Шаг 4
Если принято положительное решение, заявителю выдадут сертификат или направят по почте.
Материнский капитал в 2015 году могут получить лица:
- женщина с российским гражданством — мать двоих и более детей, родившая/усыновившая с 1.01.07 года;
- мужчина с российским гражданством — единственный усыновитель второго и т.д.
ребенка; решение суда об усыновлении должно вступить в силу с 1.01.07 года;
- отец, усыновитель ребенка в не зависимости от гражданства в случае остановки выплат по государственной поддержке женщины — матери детей по причине ее смерти, при лишении ее родительских прав, совершения ею умышленного преступления по отношению к ребенку;
- несовершеннолетний ребенок (дети участвуют в выплатах в равных долях) или студент очной формы до 23 лет при прекращении финансирования по данной программе отца или матери, которые являются единственным родителям (усыновителям).
Лица, имеющие право на материнский капитал в 2015 году получают сертификат гособразца Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 23.05.2015) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Реализация этих мер осуществляется за счет средств федерального бюджета в виде материнского (семейного) капитала, который перечисляется в бюджет ПФР. Право на материнский (семейный) капитал имеют женщины, родившие (усыновившие) второго и последующих детей, а также мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго и последующих детей, после 1 января 2007 г. При этом не учитываются дети, в отношении которых родители были лишены родительских прав, а усыновители утратили права в результате отмены усыновления либо совершили преступление против личности ребенка.
Право на материнский (семейный) капитал оформляется путем выдачи именного сертификата. Порядок выдачи сертификата установлен постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №873. Заявление о выдаче сертификата подается в территориальный орган ПФР по месту жительства (пребывания) или фактического проживания со всеми необходимыми документами и должно быть рассмотрено в течение месяца. Территориальный орган ПФР имеет право проверить достоверность представленных данных, запросить дополнительные сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления и др. Запросы территориального органа ПФР подлежат рассмотрению в течение 14 дней с даты их поступления. О принятом ПФР решении заявитель должен быть извещен в письменной форме в пятидневный срок. Основанием для отказа в выдаче сертификата может быть отсутствие или прекращение права на материнский капитал, представление недостоверных сведений и т.п.
ПФР ведет федеральный регистр лиц, имеющих право на материнский (семейный) капитал.
Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории РФ, подают заявление непосредственно в ПФР.
Сертификат не выдается в случаях:
1. отсутствия права на материнский капитал;
2. предоставления недостоверных сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка;
3. прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.
Решение об отказе в выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган ПФР или суд.
При утрате (порче) сертификата выдается дубликат. Изменение размера материнского (семейного) капитала в результате его индексации или распоряжения его частью не влечет замену сертификата.
По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия либо приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны передать сертификат ребенку (детям).
Материнский (семейный) капитал установлен в размере 453 тыс. руб.
Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
1. улучшение жилищных условий;
2. получение образования ребенком (детьми);
3. формирование накопительной части трудовой пенсии.
Приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации. Это жилое помещение оформляется в общую собственность родителей, детей и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению.
Средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы на оплату обучения, как родных, так и усыновленных детей независимо от очередности рождения в образовательных учреждениях любой формы собственности, имеющих лицензию и прошедших аккредитацию. Возраст ребенка на дату начала обучения не должен превышать 25 лет.
Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с ФЗ от 24.07.2002 г. № 111 «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и ФЗ от 07.05.1998 г. № 75 «О негосударственных пенсионных фондах». Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в редакции от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ)
В распоряжении материнским (семейным) капиталом может быть отказано в случаях:
- прекращения права на него по основаниям, предусмотренным законом;
- нарушение порядка подачи заявления о распоряжении;
- указания в заявлении направлений использования, отсутствующих в законе;
- указания в заявлении суммы, превышающей размер материнского (семейного) капитала;
- ограничения в родительских правах (на период ограничения);
- отобрания ребенка (на период отобрания)
Заявление о распоряжении материнским (семейным) капиталом подлежит рассмотрению территориальным органом ПФР в месячный срок. О принятом решении ПФР должен известить заявителя в письменной форме в течение 5 дней. Что касается погашения кредитов, взятых на приобретения жилья, то ПФР обязан перевести средства (часть средств) материнского (семейного) капитала не позднее чем через 2 месяца с даты принятия положительного решения. Таким образом, со дня обращения до дня перевода средств проходит 3 месяца. Это довольно длительный срок, увеличивающий сумму задолженности. Чтобы заявитель мог скорректировать свои финансовые возможности и согласовать с банком условия реструктуризации долга с учетом материнского (семейного) капитала, правление ПФР приняло решение об ускорении процедуры перечисления средств. Территориальным органам ПФР предписано оформлять заявки на перевод денег из федерального бюджета со дня приема заявления от владельца сертификата, т.е. до проверки представленных документов и принятия окончательного решения. ПФР пошел на это, поскольку практика рассмотрения заявлений показала, что число отказов не превышает 3%. Если после проверки документов в удовлетворении обращения будет отказано, то предназначавшаяся сумма учитывается при формировании заявок следующего периода. По данным на 12 мая 2015 г. ПФР принял около 45 тыс. заявлений об использовании материнского (семейного) капитала на погашение кредитов на покупку или строительство жилья. По 56 410 заявлениям положительные решения приняты, 32 886 семей частично или полностью погасили ипотечные кредиты. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 23.05.2015) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
Перечисление средств материнского (семейного) капитала на оплату жилья (в том числе на погашение основного долга или процентов по ипотечному кредиту), обучение детей в образовательных учреждениях производится в безналичном порядке на счет, указанный заявителем. Чтобы облегчить материальное положение семей в период экономического кризиса, в 2015 г. семье предоставлено право на получение 20 тыс. руб. наличными из средств материнского (семейного) капитала в качестве единовременной выплаты на повседневные нужды.
Ежегодно не позднее 1 сентября ПФР должен информировать лиц, получивших сертификат, о размере материнского капитала и его расходовании.
За те годы, что существует программа, стартовавшая в 2007 г., демографическая ситуация в нашей стране улучшилась. Рождаемость за это время увеличилась на 28,5%. Доля вторых и последующих детей возросла с 33% до 51,5%. Суммарный коэффициент рождаемости увеличился на 29%- с 1,3 до 1,69. Однако для воспроизводства населения России этого недостаточно — коэффициент должен быть не менее 2,2. Сравнение инфляции и индексации материнского капитала (см. Диаграмма)
По информации ПФР, в 2015 г. государственный сертификат на материнский капитал в размере 453 тыс. руб. получили 4,7 млн. российских семей.
Диаграмма. Сравнение инфляции и индексации материнского капитала
Заключение
Процедурные правоотношения являются правоприменительными, связанными с реализацией материальных отношений.
Юридическим фактом, порождающим процедурные правоотношения, служит обращение заинтересованного лица или его представителей с просьбой удостоверить конкретный факт. При этом гражданин имеет не только право требовать от компетентных государственных органов рассмотрения своей просьбы, но несет обязанности по предъявлению доказательств наступления необходимых юридических фактов.
Процедурные правоотношения являются длящимися. Они прекращаются вынесением решения о наличии или об отсутствии обстоятельств, имеющих юридическое значение, о назначении пенсии или отказе в этом.
Важнейшую роль в процедурных правоотношениях играют сроки, в течение которых должны выполняться юридические действия. Пропуск сроков без уважительных причин влечет отказ в предоставлении соответствующего вида социального обеспечения.
В результате проведенного анализа дополнительных мер государственной поддержки в форме материнского капитала, определены: условия, порядок получения и круг лиц, имеющие право получения, а также его использования.
Список используемой литературы, Нормативно-правовые источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «Об опеке и попечительстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).
3. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 23.05.2015) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
4. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
5. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в редакции от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ).
Учебники, монографии, брошюры
6. Мочульская Е.Е . Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования: Наука — М.,2014.
7. Гусов К.Н.