Право и социальные нормы

ВВЕДЕНИЕ

«Российская Федерация… есть правовое государство» — написано в Конституции нашей страны. Правовое государство утверждается длительное время, и провозгласить его таковым, хотя бы даже в Конституции, недостаточно, поэтому построение правового государства — одна из важнейших перспективных задач, так как именно оно является, в современном понимании, идеальной формой политической организации общества.

Смысл идеи правового государства заключается в том, что все без исключения государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, негосударственные объединения и граждане действуют в строгом соответствии с правовыми нормами. В государстве господствует право. То есть фактически провозглашается принцип верховенства закона, который заключается в том, что законодательные акты обладают высшей юридической силой по отношению ко всем остальным нормам права.

Но чтобы объективно определить, в какой степени существующее положение приближено к истине, следует разобраться в том, какое место в современном обществе занимает право.

Проблема взаимодействия права с другими социальными нормами является актуальной, поскольку в процессе исторического развития и усложнения структуры общественных отношений, неизбежно возникает вопрос о значимости в тот или иной период времени применительно к конкретным обстоятельствам тех или иных социальных регуляторов. Вследствие этого возникают вопросы о необходимости совершенствования нормативной базы общества, о приведении ее в соответствие с требованиями новых условий жизни.

Таким образом, исходя из вышесказанного, цели и задачи данной курсовой работы: используя научную литературу, определить:

  • какие существуют виды социальных регуляторов;
  • какая роль отведена праву среди других социальных регуляторов;
  • как различные социальные нормы соотносятся и взаимодействуют между собой;
  • какие существуют тенденции их развития и преобразования.

1 НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в той или иной ситуации на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами государства, других людей. Ответ на вопрос в большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе правил поведения, в которых в общей форме содержится опыт многих поколений людей.

Весьма важным качеством общества является организованность, упорядоченность общественных отношений, а значит, и необходимость их социального регулирования, которое характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития, обусловленных требованиями данной общественной системы. Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуется рядом закономерностей.

7 стр., 3198 слов

Право, его роль в жизни общества и государства

... общества и государства. Во-вторых, право выступает как социальный инструмент, устанавливающий определенные общественные идеалы и в первую очередь справедливость. В-третьих, право рассматривается как система прав и свобод человека и гражданина. В ... органов местного самоуправления, которые основаны на законе, не могут ему противоречить и издаются во исполнение закона. По сравнению с законами они ...

Во-первых, каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы — ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация. Эта мера зависит от требований данной социальной системы, от этапа развития общества, уровня его организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее общественные отношения, чем больше необходимость их согласованного и скоординированного развития.

Во-вторых, закономерной тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов. Определяющая роль экономики на всех этапах развития общества остается решающим фактором социального регулирования и неизменно присутствует во всех его проявлениях и разновидностях.

В-третьих, по мере развития социальной жизни происходит изменение качества регулирования, усложнение, утончение, и совершенствование регулятивных средств и механизмов.

Традиционно все нормы по предмету регулирования подразделяются на две большие группы: так называемые социальные нормы, которые регулируют отношения между людьми, их объединениями, и так называемые технические нормы, которые регулируют отношения между человеком и внешним миром Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М., 2000. С. 175., но к техническим нормам мы вернемся позже.

Что же такое социальные нормы? Их можно определить по-разному. Например, профессор М.Н. Марченко дает следующую формулировку: социальные нормы — это правила социально значимого поведения членов общества Теория государства и права / Под ред. Н.Н. Марченко. 1996. С. 321.. В свою очередь Н.И Матузов считает, что социальные нормы — это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1999. С. 288..

Несмотря на различия в определениях, даваемых учеными, они все исходят из того, что социальные нормы являются регуляторами существующих в обществе отношений между людьми, организациями, коллективами, социальными группами. Обозначим общие признаки социальных норм:

  • они отражают достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества, то есть можно сказать, что социальные нормы связаны с естественно — техническим прогрессом общества, всей человеческой цивилизации;
  • в них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти;
  • они отличаются общим характером, то есть не содержат указания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения;
  • нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного развития;
  • характеризуются многократностью действия: они регулируют поведение во многих, заранее не фиксированных, случаях;
  • характеризуются обязательностью исполнения, возможностью реализации санкции в отношении нарушителя правила.

Кожевников С.Н. выделяет регулятивную, оценочную и трансляционную функции социальных норм.

3 стр., 1162 слов

Формирование социальных отношений

... сущность выражена в следующем определении власти: «Власть означает любую закрепленную социальными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления, независимо от того, ... сущности властных отношений называется системным. Его последователи полагают, что основной власти в организационном, сложном человеческом обществе является статус индивида или социальной группы. Иными ...

Регулятивная функция норм заключается в том, что они упорядочивают поведение людей, способствуют нормальному функционированию общества. В случае нарушения установленных правил могут применяться меры принуждения.

Оценочная функция связана с тем, что социальные нормы, указывающие, как следует поступать в той или иной ситуации, являются основанием оценки социально-значимого поведения людей (нравственное — безнравственное, правомерное — неправомерное и т.д.)

Трансляционная функция заключается в том, что социальные нормы являются «зеркалом эпохи»: они отражают процессы, происходящие в обществе на определенном этапе развития, содержат в себе социальный, экономический, культурный опыт.

Что касается видов социальных норм, то существует несколько их классификаций. Это связано с разнообразностью общественных отношений, которые эти нормы регулируют. Рассмотрим основные классификации социальных норм общества.

По способам установления и обеспечения:

  • нормы права (исходящие от государства и им охраняемые общеобязательные, формально-определенные предписания, выраженные в виде правил поведения и являющиеся государственным регулятором общественных отношений).

    К нормам права относятся нормативно-правовые акты, судебный прецедент, правовой обычай;

  • правовая доктрина и т.д.;
  • нормы морали (правила, складывающиеся на основе представления людей о добре и зле, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости).

    Допустим, заповеди Божьи в библии;

  • обычаи (правила, возникающие вследствие их многократного применения).

    К обычаям относится обмен кольцами во время свадьбы;

  • корпоративные нормы (правила поведения, издаваемые организациями или сложившиеся в организациях и распространяющиеся на их членов).

    К примеру, правила общения с клиентом; определенная форма одежды.

По содержанию:

  • политические (нормы, регулирующие отношения в политической сфере): программы партий;
  • законы, регулирующие деятельность государственных органов;
  • экономические (правила, регулирующие отношения по поводу производства и распределения материальных благ): федеральный бюджет;
  • законы, ограничивающие деятельность монополий;
  • нормы культуры (правила, регулирующие отношения в непроизводственной сфере общества): свобода совести, творчества и т.д.;
  • эстетические (правила, связанные с представлением людей о красоте человеческих поступков), допустим, правила этикета, мода;
  • религиозные (правила, регулирующие отношения в религиозной сфере): посты, шариат и т.д.;
  • технико-социальные (правила необходимого обращения людей с различными техническими устройствами).
    2 стр., 916 слов

    Действие норм права

    ... государства нормы права действуют на всей территории государства. Действие российских норм права распространяется на всю территорию Российской Федерации. Эта территория, согласно Закону ... от 31 июля 1998 г. В этом Законе устанавливаются правила захода в морские порты иностранных судов, ... пространство страны от космоса, не установлен. Международные обычаи и практика исходят из того, что космическое ...

    К примеру, инструкции по пользованию электроприборами.

Такова система социальных регуляторов, принятая в нашем обществе. К ним так же можно добавить нормы международного права в той части, в которой они не противоречат законам Российского государства. Говоря о праве, можно обозначить, что право — уникальный, высоко значимый и авторитетный регулятор, но оно лишь один из компонентов системы нормативного регулирования. Выявление места и роли права среди иных социальных регуляторов имеет важное значение для понимания его природы, определения возможностей и пределов регулятивного действия.

2 СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Право и религия

Религиозные нормы — это нормы, регулирующие отношение верующих к Богу, устанавливающие порядок проведения обрядов, отношение верующих к неверующим и исповедующим другие религии, закрепляющие организацию религиозных организаций.

Для того, чтобы определить, относятся ли религиозные нормы к социальным, проверим, обладают ли они признаками социальных норм. Несомненно, они являются нормами общего характера, т.к. направлены не на конкретного человека, а к группе лиц, исповедующих ту или иную религию. Источник религиозных норм — книги священных писаний (библия, Коран и т.д.).

Эти нормы характеризуются многократностью применения, не имеют ограничений по времени. Исполнение их обязательно, эти нормы предусматривают ответственность за их нарушение. Показательно здесь используется слово «воздаяние» в следующем смысле :«как ты поступаешь, так и тебе будет воздано». Из всего вышесказанного следует, что религиозные нормы относятся к социальным нормам.

Сказанное позволяет заключить, что религия не просто декларирует свои принципы, свою систему ценностей, а посредством различных средств утверждается в сознании и психологии людей. Формируемые в этой связи мотивы поведения «преломляются» в конкретное поведение верующих, в их отношениях к Богу, церкви Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2003. С. 289.. Рассмотрим взаимосвязь религиозных норм с правом.

«Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» — гласит наша Конституция. Сказанное обеспечивается отделением церкви от государства и светским характером государства.

В нашей стране действуют нормы разных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, католики, старообрядцы, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи. Российское законодательство о свободе совести, религии, об отношениях государства и церкви, о религиозных организациях отражает принципы «Всеобщей декларации прав человека», но утверждать, что они полностью выполняются на практике, довольно сложно: православная церковь тесно взаимодействует с государством, что подтверждается следующими фактами:

  • Участие государства в возведении православных храмов;
  • Присутствие представителей церкви на всех важных мероприятиях;
  • Публичное участие представителей власти в православных обрядах;
  • Присутствие в Государственном гимне строк «Россия — священная наша держава… Хранимая Богом родная земля!» несомненно, указывает на религиозность нашей страны, что противоречит принципам светского государства.

Помимо проблемы неполного осуществления данного принципа, в сфере религиозных отношений существуют и другие проблемы, к которым, несомненно, относится существование множества сект на территории нашей страны.

6 стр., 2501 слов

Связь права с моралью в учениях И. Канта

... Кантом вопроса о соотношении морали и права. Выявить этапы переосмысления Кантом ряда центральных понятий практической философии в ходе его философской эволюции. В целом основная цель представленного реферата рассмотреть основные результаты обоснования Кантом своеобразия права и ...

Человек, попадающий в секту, в течение короткого срока становится марионеткой в руках у своего предводителя: воля личности полностью подчинена воли «гуру». Человек отдает все организации, в которой он состоит, у него изменяются взгляды на окружающий мир, обычно такие люди прекращают всякое общение с родственниками и друзьями. Человека, попавшего в секту, очень сложно вернуть, а если это и происходит, то ему приходится заново адаптироваться к жизни в обществе. Поэтому задача права — противодействовать развитию и расширению такого рода религиозных верований, чего, к сожалению, в наше время практически не происходит.

Примером этому служит распространение в нашей стране представителей секты под названием «Свидетели Иеговы», которая воспитывает в своих приверженцах нелюбовь к другим религиям. «именно это разжигание религиозной розни (вместе с нанесением вреда здоровью и жизни граждан через принуждение к отказу от переливания крови, принуждение к разрушению семей и отказу от исполнения гражданского долга), — пишет Александр Дворкин, — попыталась доказать Головинскому межмуниципальному суду Московская прокуратура… Процесс, длившийся два с половиной года, завершился лишь в начале 2001 года победой иеговистов. Давление на суд, благодаря умело организованной сектой пропагандистской кампании, было беспрецедентным. Это доказывается тем, что отечественный Минюст решил не дожидаться окончания процесса и зарегистрировал секту как централизованную религиозную организацию под странным названием «Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» Дворкин А.Д. Сектоведение: тоталитарные секты. — Нижний Новгород. 2002. С. 158..

Право и обычаи

Поведение людей в обществе регулируются так же обычаями. Обычай — это правило, утвердившееся в общественной практике, вошедшее в привычку в результате многократного применения. Обычай представляет собой привычную для членов общества, группы людей форму социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами. В правах находим выражение психологии определенной социальной группы. Пережитки прошлого в области морали чаще всего удерживаются в правах. Общество, используя культурные, организационные меры, ведет борьбу с неприемлемыми в цивилизованном обществе нравами.

В ряде случаев право закрепляет привычные формы поведения в своих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей конституционного суда к присяге, регламентируется нормами конституции и федерального конституционного закона (В Российской Федерации эта процедура предусмотрена ст. 82 Конституции и ст.10 закона » О конституционном суде РФ»).

Общая схема влияния права на обычаи такова: прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения. Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право: при определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права.

Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая каким должны или могут быть человеческие поступки. Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организационном обществе; если обычаи не закрепляются в социальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.

6 стр., 2978 слов

Реализация воспитательной функции морали в работе юриста

... формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам. Регулятивная функция, Воспитательная функция Нравственное сознание является одним ...

Соблюдение норм, содержащихся в обычаях, на ранних стадиях развития общества обеспечивалось такими мерами общественного воздействия на нарушителей, как изгнание из рода или племени, лишение огня и воды, и пр. По мере развития общества и становления государства меры общественного воздействия качественно изменялись, частично трансформируясь в меры государственного воздействия. Санкционирование обычая государством осуществлялось либо в процессе судебной или административной деятельности, когда обычай служил основанием для решения спора, либо путем включения обычая в издаваемые государством законодательные акты, представлявшие собой своды обычного права. На современном этапе развития общества те обычаи, которые служат одной из форм выражения норм морали, правил организационного характера или норм культурного поведения, обеспечиваются в случае необходимости мерами общественного воздействия. Что же касается правовых обычаев, то они как и все иные правовые акты, обеспечиваются государственным принуждением.

Важность обычаев и их роль в жизни общества выражаются прежде всего в том, что обычаи вместе с другими не правовыми актами — регуляторами общественных отношений действуют как самостоятельные, причем весьма эффективные средства воздействия на поведение людей и на возникающие между ними отношения.

Таким образом, независимо от формы и содержания, а так же особенностей реализации обычаев, независимо от того, как они осуществляются сами по себе или во взаимосвязи или взаимодействии с правом, каждый обычай выполняет в обществе весьма значительную регулятивную и воспитательную роль.

Право и мораль

Право и мораль всегда представляли большой интерес для науки. Еще древние философы указывали на значимость этих двух явлений, выделяли их общие черты и различия. Отграничив право от морали, мы тем самым покажем отличие его от других социальных норм, место и роль регулятора в общей системе общественных отношений.

Как мы знаем, право — это система общеобязательных, установленных и обеспечиваемых государством норм, предназначенных для регулирования отношений в обществе Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М., 2000. С. 175.. Моралью же является представление людей о добре и зле, о чести и бесчестии, и т.д. Для того, чтобы узнать, как соотносятся мораль и право, выясним, в чем заключаются их единство, различие, взаимодействие, противоречия.

Итак, можно выделить следующие черты, присущие как морали, так и праву:

  • и право, и мораль относятся к социальным нормам, которые в своей совокупности составляют целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают определенными общими чертами;
  • право и мораль обусловлены экономическими, культурными и иными условиями жизни общества.

Каждой эпохе соответствует определенное состояние как права, так и морали, так как они не обособлены от процессов, происходящих в обществе. Ознакомившись с особенностями права и морали определенного времени, мы можем составить представление о том, каким было общество в тот период. Такая черта определяет социальную однотипность норм права и морали;

35 стр., 17250 слов

Дипломная работа социальная ценность права

... Объем дипломной работы – 82 страница текста. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ 1.1 Сущность ценностного понимания права Право относится к числу фундаментальных ценностей человеческой ... особой формы общественных отношений. Понимание ценности права определенным образом связано с его местом в системе социальной регуляции. В ценностях воплощается образовавшийся в обществе ...

  • право и мораль имеют один и тот же объект регулирования — существующие общественные отношения;
  • право и мораль как нормативные явления определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служа средством гармонизации личных и общественных потребностей;
  • они, будучи регуляторами человеческой деятельности, основываются на свободе воли индивида, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции;
  • они обладают преемственностью: каждое новое поколение не создает заново нормы поведения.

Конечно, со временем и в праве, и в морали происходят изменения, связанные с развитием общества, но все же в большем объеме идет заимствование этих социальных норм у прошлых эпох;

  • право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи — упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие личности, утверждение принципов справедливости, гуманизма.

Отмеченные моменты свидетельствуют о сходстве морали и права, об их определенном родстве. Однако наряду с рассмотренными общими чертами право и мораль имеют и существенные различия, обладают спецификой. Ученые выделяют следующие их различия:

  • по способам установления, формирования, источникам. Право устанавливается государством, в то время, как мораль устанавливается обществом в процессе исторического развития. Для того, чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно санкций официальных властей. Достаточно, чтобы она была признана обществом, классом, социальной группой, коллективом — теми, кто намерен ею руководствоваться;
  • по происхождению.

Мораль появилась раньше становления государства, а следовательно, и раньше права. Нормы морали складываются в обществе стихийно, а право, как известно, появляется, формируется вместе с государством;

  • по методам обеспечения. Государство не только создает право, но и обеспечивает, защищает его, мораль же государством не контролируется. Само общество решает, каким образом воздействовать на лиц, не соблюдающих моральные запреты;
  • по форме выражения. Нормы права выражены в строгоопределенной форме, содержатся в нормативных актах. В то время, как мораль формально нигде не закреплена и содержится в общественном сознании;
  • по степени детализации. Содержание норм права характеризуется большой конкретностью, а мораль отличается более широким содержанием, дает больший простор для толкования и применения. Иными словами моральные нормы определяют наиболее общие требования к участникам общественных отношений и их поведению;
  • по уровню требований, предъявляемых к сознанию и поведению человека.

уровень таких требований значительно выше у морали… мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана, оскорбления, предательства. Право предусматривает наказание только за злостные факты таких проявлений Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М.., 2003. С. 293.;

11 стр., 5112 слов

Гегель о философии права

... от общественного сознания. Рассмотрение процесса осуществления якобы подлинной свободы в действительности не является в учении Гегеля предметом философии права. Понятие о праве в представлении Гегеля имеет ... понятия свободы и права являются: абстрактное право, мораль, нравственность. В сфере абстрактного права воля непосредственна и абстрактна. В сфере морали выступает право субъективной воли в ...

  • по сферам действия. «В последнее время все чаще высказывается утверждение, что право есть minimum требований, предъявляемых обществом к лицу. Более важные для внешнего порядка юридические предписания… представляются более ограниченными, чем нормы нравственные Новгородцев П.И. Право и нравственность // Правоведение. 1995. № 6.», — утверждает П.И. Новгородцев. То есть, право регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни, оставляя за рамками своего регулирования такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, вкусы, моду, личные пристрастия и т.д. Нравственность, в отличие от права, проникает во все поры и ячейки общества, ее оценкам поддаются все виды и формы взаимоотношений между людьми. Она » универсальна и вездесуща » Е.В. Лукашева. Право, мораль, личность. — М., 1986. С. 71. ;
  • по значимости регулируемых отношений.

Право регулирует наиболее важные общественные отношения, мораль же регулирует не только названные отношения, но и иные (бытовые отношения, отношения в сфере общения между людьми и т.д.);

  • по основаниям оценки поведения людей. Для морали таким основанием выступают представления о добре и зле, справедливого и несправедливого, а право оценивает поведение с точки зрения законности, правомерности.

Таковы общие и отличительные черты права и морали. Причем, границы, разъединяющие эти понятия, обладают статичностью: то, что в одно время регулируется правом, в другое может стать объектом лишь морального воздействия и наоборот. Даже в пределах одного общества, но на разных ступенях его развития соотношение между правом и моралью меняется.

Необходимо так же отметить, что право и мораль постоянно оказывают взаимное влияние друг на друга. С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. В свою очередь мораль оказывает воздействие на правовую жизнь общества, развитие права, вместе с ним способствует укреплению общественного порядка. В сознании индивида есть такие факторы, как ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание лица, взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение. Право и мораль взаимодействуют по следующим направлениям:

  • сходность требований. Мораль как бы проникает в правовую материю. Показательны в этом плане ст. 124, 125 УК РФ, предусматривающие ответственность за неоказание помощи больному и оставлении в опасности Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2003. С. 293.;
  • в работе по совершенствованию права законодательная власть учитывает состояние общественной морали. Это способствует укреплению и реализации новых норм права в обществе;

— мораль влияет на процесс применения норм права. Примером этому служит то, что люди могут воздержаться от правонарушения в силу того, что боятся морального осуждения. Нормы нравственности так же помогают оценить личность человека, допустим, при рассмотрении дела в суде учитывается не только факт совершенного правонарушения, но и особенности характера человека, его поведение в прошлом.

4 стр., 1648 слов

Понятие нормы права

... государственного принуждения. Выступает государственным регулятором типовых общественных отношений (социальная роль правовых норм). К признаком нормы права относятся: нормативность (она имеет общий, а ... на основе этой нормы права. Норма права отражает наиболее важные свойства общественных отношений, она приобретает способность быть их регулятором. Следовательно, норма права – это общеобязательное, ...

Причины противоречия между правом и моралью заключаются уже в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, разные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоев, групп, классов. Право по своей природе более консервативно, оно, как правило, отстает от течения жизни, в нем самом немало противоречий. Даже самое совершенное законодательство содержит пробелы, недостатки. Мораль же более динамична, активнее реагирует на происходящие изменения. Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают элементы стихийности. Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.

Итак, анализируя все вышесказанное, можно сказать, что право и мораль, обладая общими признаками и преследуя одинаковые цели, по-разному оценивают одни и те же факты. На этой почве случаются и «лобовые столкновения», так как мораль требует от человека больше, чем право, судит строже. Таким образом, мыслимы ситуации, когда закон нечто разрешает, а мораль «запрещает» и, наоборот, закон «запрещает», а мораль «разрешает». Согласия между ними нет. Отсутствие же «взаимопонимания» сказывается в конечном счете на регулятивных и воспитательных возможностях этих средств. Требуется корректировка соответствующих норм. Мы видим, что проблема соотношения права и морали весьма многогранна, и именно поэтому она привлекает к себе внимание значительного числа ученых.

Право и корпоративные нормы

Корпоративные нормы — социальные нормы, регулирующие отношения между членами различных общественных объединений. В целях организации своей деятельности, успешного решения внутренних задач, общественные организации создают свои нормы. Специфическая особенность таких норм состоит в том, что их действие ограничено пределами той или иной общественной организации и, вследствие этого, носит локальный характер.

Корпоративные нормы выражают волю участников общественных объединений и имеют для них обязательное значение. Они регулируют только внутренние отношения: задачи и цели данной организации, компетенцию органов, их права и обязанности, порядок вступления и выхода из данной организации, гарантии соблюдения норм.

Корпоративные нормы в значительной мере схожи с правовыми. Они, как и юридические нормы, документально закреплены, в известной мере детализированы, имеют политическое содержание, обеспечиваются при помощи организационных мер, санкций и т.д. Однако следует отметить отсутствие непосредственной связи корпоративных норм с государственной деятельностью. Эти нормы уступают правовым по силе, сфере деятельности, категоричности, однако имеют и преимущества: выражают активность и инициативу, являются самодеятельными, распространяют свое действие за пределы правового регулирования.

Влияние права на корпоративные нормы определяется характером и пределами регулирования ими деятельности общественных объединений. Положения, содержащиеся в Конституции РФ ( ст. 6, 7, 30, 52, 96 и др. ), федеральном законе » Об общественных объединениях » и других законодательных актах, определяют сферу действия корпоративных норм. В частности, закон предусматривает, что несоблюдение уставных норм, либо осуществление объединением деятельности, противоречащей нормам устава, является основанием для приостановления и даже ликвидации общественного объединения Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1997. С. 115..

Корпоративные нормы, в свою очередь, оказывают определенное влияние и на право: к примеру, в период выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации партиям и другим общественным объединениям принадлежит право выдвижения своих кандидатов, а так же назначения своих представителей в избирательные комиссии.

Таким образом, нормы права и корпоративные нормы имеют общие черты: они содержат четкие, ярко выраженные правила поведения; закреплены в специальных актах; представляют собой системы норм. Различие между ними — в степени обеспечения: если нормы права принимаются государством и обеспечиваются его принудительной силой, то нормы общественных организаций создаются самими же организациями. Кроме того необходимо отметить определенный приоритет права, признаваемый в нормах общественных организаций.

3. ПРАВО И СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Наряду с социальными нормами в обществе существуют и действуют социально-технические нормы. В этой связи необходимо сказать, что бытует такое мнение, что все действующие в обществе правила поведения, в том числе и технические нормы, всегда носят социальный характер. В обоснование этого указывали, что в отношении к неодушевленным предметам человек всегда проявляет свое отношение к обществу, что за нарушение технических норм следует определенная санкция. Авторами назывались «социально-технические», а так же технико-юридические нормы. Социально-технические нормы характеризовались как социальные нормы, при этом они не переставали быть техническими. Вместе с этим признавалось существование чисто технических норм, под которыми подразумеваются правила обращения людей с природными объектами и веществами, разными вещами, орудиями личного пользования, орудиями производства личного характера.

Однако, по мнению профессора М.Н. Марченко, закрепление технической, технологической, экологической, санитарно-гигиенической нормы в юридическом акте не изменяет его природу, не делает техническую норму социальной. Конечно, это не отвергает социальную значимость или, так сказать, » социальную включенность » этой нормы. Так же очевидно, что нарушение технических норм и их последствия — аварии и катастрофы, нередко сопряжены с человеческими жертвами и огромными материальными потерями , — имеют социально ощутимый резонанс.

Технические нормы в своей сути определяют наиболее рациональные методы, приемы, средства обращения с естественными и искусственными объектами, в том числе последовательность и содержание технологических норм. Проблема изучения технологических норм очень актуальна в настоящее время. Это связанно прежде всего с научно-техническим прогрессом, выдвинувшим многочисленные задачи оптимального согласования человека с характеристиками современных и будущих технических систем, производственных технологий, с требованиями охраны природы и экологического благополучия.

Научно-технические, технологические нормы, получившие положительную социальную оценку, в определенном порядке закрепляются в юридических актах и обретают значение государственного стандарта. Стандарт — это нормативная характеристика материала, его качества, утвержденная компетентным государственным органом и выражается в юридическом акте. Техническое правило, обличенное в правовую форму, не теряя своего технического характера, приобретают качественные признаки правовой нормы, становятся технико-юридической нормой. Таким нормам присущи все признаки правовых норм:

  • они исходят от государства;
  • в них выражается государственная воля;
  • их соблюдение обеспечивается возможностью государственного принуждения;
  • они объективируются в специальных нормативных актах, издаваемых компетентными органами;
  • они регулируют общественные отношения.

Последний признак имеет свою специфическую особенность как следствие того, что содержанием технико-юридических норм является техническое правило, но при этом следует сказать, что содержанием общественных отношений могут быть и различные технические действия. Устанавливая определенные требования к техническим действиям, технико-юридические нормы тем самым оказывают определенной регулятивное воздействие и на сами общественные отношения путем установления обязательных требований к действиям людей по отношению к природе, средствам производства и другим предметам внешнего мира, в которых проявляются отношения между людьми. Черданцев А.Ф. Понятие технико-юридических норм и их роль в формировании общественных отношений // Советское государство и право. 1964. №7. С. 134.

Разумеется, технические нормы не могут существовать изолированно, в отрыве от социальных норм. Все нормы взаимосвязаны, взаимодействуют и оказывают постоянное влияние друг на друга. Технико-юридическая норма формируемая как определенный должный результат поведения; устанавливает требование, относящееся непосредственно к предметам внешнего мира, на которые воздействует обязанное лицо и содержит определенное требование к самому объекту правоотношения. Регламентируя тем или иным способом показатели, относящиеся к объекту правоотношения, технико-юридическая норма регламентирует и конкретизирует содержание прав и обязанностей субъектов правоотношения. Например, это видно на примере правоотношений, вытекающих из договора поставки, требования которых относятся к объекту правоотношения (ГОСТы, технические условия, содержащие требования к качественным показателям поставленной продукции, упаковке продукции и т.п.).

В правовом регулировании технико-юридические нормы играют, как правило, дополнительную роль, подчиненную другим юридическим нормам; их обязательность обычно опирается на силу санкций других правовых норм, являющихся бланкетными. Они не могут служить общим основанием возникновения охранительных правоотношений. Факт нарушения технико-юридической номы становится юридическим фактом, вызывающим возникновение охранительного правоотношения на основе бланкетной правовой нормы.

Санкции, имеющиеся в редких случаях у технико-юридических норм, обычно носят характер неустойки. А поэтому такие случаи не колеблют общего положения, согласно которому технико-юридические нормы не могут служить общим основанием возникновения ни охранительных, ни регулятивных правоотношений и играют в правовом регулировании дополнительную роль.

Технико-юридическая норма оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения как правоотношение, как правило только в совокупности с другими юридическими нормами. Нет и не может быть такого правоотношения, которое возникало бы лишь на основе одних технико-юридических норм. Нет такого общественного отношения, которое регулировалось бы только технико-юридическими нормами. В характере регулирующей роли этих норм наиболее ярко проявляется такое качество, как системность норм права.

Взаимосвязь права и технических норм, таким образом, означает, что никогда не доступная праву область общественной жизни становится объектом его регулирования и охраны. При этом не только отдельные нормы и институты, но и целые законодательные массивы, отрасли законодательства и отрасли права вовлечены в этот процесс. В частности, экологическое право призвано юридическими средствами защищать экологические права граждан, обеспечивать разумное и цивилизованное отношение к природе и природным ресурсам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, что право занимает особое место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Это место определяется прежде всего тем, что оно фактически охватывает в своих нормах все наиболее важные общественные отношения, необходимость урегулирования которых объективно существует.

Эволюция нормативно-правовой базы общества связана с появлением и развитием новых видов общественных отношений. Право по сути отражает уровень социально-экономического развития общества и поэтому должно полностью соответствовать его потребностям в урегулировании, стремление к чему сейчас прослеживается и воплощается через совершенствование правовой системы путем принятия новых норм. Это отличает право, скажем, от обычаев и религии, которые характеризуются определенной стабильностью на протяжении многих лет.

Так же важнейшей особенностью права, определяющей его место в качестве специфического регулятора, является обеспеченность реализации его норм возможностью применения мер государственного принуждения. Необходимость этого диктуется прежде всего тем, что некоторые люди в силу приверженности тем или иным нормам поведения или в силу социальных условий жизни продолжают руководствоваться устаревшими, не соответствующими действительности реалиями, нарушая при этом общественный порядок и тем самым противореча интересам общества. И исходя из того, что право имеет своей целью поддержание общественного порядка и воплощение интересов общества, то применение мер принуждения тоже диктуется объективной необходимостью, тем более, что условия и порядок применения так же строго регламентированы нормами права, что исключает возможность произвола со стороны государства.

Так же следует сказать, что право, выражая общественную волю, т.е. совокупность проявления воли отдельных индивидов во всем их разнообразии, исключает возможность существования различных вариантов интерпретации его норм, стараясь по возможности в наибольшей степени их детализировать, чтобы исключить возможность их различного толкования. При этом все возникающие нюансы решаются посредством толкования содержания правовых норм компетентными органами, в которых работают квалифицированные юристы.

Необходимо отметить, что нормы права отличаются общеобязательностью, т.е. все субъекты общественных отношений, находящиеся в сфере действия данных норм, попадают под их воздействие и могут или должны руководствоваться ею. Закрепленные в актах государства правовые нормы носят формально-определенный характер и подлежат изменению только в особом, достаточно сложном порядке. Важно так же то, что нормы права формулируются компетентными высококвалифицированными лицами, объективно представляющими все стороны общественной жизни и способными дать конкретную формулировку нормы, выражающую интересы всего общества в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/pravo-i-sotsialnyie-normyi/

Конституция Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон РФ от 21 июля 1994 г. № 1 — ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Белкин A.А. Обычаи и обыкновения в государственном праве // http://lawlist.narod.ru.

Графский В.Г. Право и мораль в истории: проблемы целостного подхода // http://lawlist.narod.ru.

Дворкин А.Д. Сектоведение: тоталитарные секты. — Нижний Новгород. 2002. С. 158.

Ковалев Л.М. Право в системе общественных отношений // Правоведение. 1990. №5.

Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М., 2000.

Лукашева Е.В. — Право, мораль, личность. М., 1986.

Матузов Н.И. Право в системе социальных норм // http://lawlist.narod.ru.

Мельников В. Право и религия // http://lawlist.narod.ru.

Новгородцев П.И. Право и нравственность // http://lawlist.narod.ru.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1997.

Теория государства и права / Под ред. Н.Н. Марченко. 1996.

Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1999.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2003.

Черданцев А.Ф. Понятие технико-юридических норм и их роль в формировании общественных отношений // Советское государство и право. 1964. №7.