Актуальность данной темы В современном мире вопросы прав и обязанностей детей и их родителей являются наиболее актуальными. В век современных технологий для граждан являются доступны законодательные и нормативные акты, излагающие сущность и содержание основных прав и обязанностей. Современная молодежь все чаще интересуется своими правами и обязанностями и прибегают к их защите в силу необходимости.
Вопросам прав и обязанностей как детей, так и их родителей посвящен Семейный Кодекс РФ, так же в публикациях доступны выдержки из нормативных актов и постановлений судов по решению тех или иных правовых вопросов родителей и их детей.
Добавить еще примерно на 1 страницу ..!!
Написать обязательно Степень научной разработанности нужно указать на пол страничке авторов перечислить работы указать и т.д.ссылки на работы
Объектом нашего исследования являются правовые вопросы детско-родительских отношений.
Предметом исследования являются права и обязанности детей и родителей.
Цель исследования – изучить правовые вопросы касательно прав и обязанностей детей и родителей.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать основные обязанности и права детей;
- проанализировать основные права и обязанности родителе;
- проанализировать практику Европейского суда по вопросам детско-родительских отношений.
Гипотеза исследования: вопросы прав и обязанностей детей и родителей являются актуальными для современного общества.
Методы исследование: теоретический анализ литературы, нормативных актов.
Основным источником информации для изучения являются нормативные и законодательные акты РФ.
курсовой работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Сущность и анализ основных прав и обязанностей детей
1.1 Основные права и обязанности детей
Вопрос правового обеспечения детей в современном обществе является, бесспорно, актуальным. Для всех развитых стран характерна тенденция развития правовой системы защиты и охраны прав и свобод несовершеннолетних детей.
Данный факт находит подтверждение и закрепление соответственно во многих международных документах, посвященных как напрямую правам ребенка, так и косвенно затрагивающих права последних. К ним относятся, в частности, Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровне, Семейный кодекс РФ и ряд других.
Родители и дети: права и обязанности
... развития. Для наглядности составим таблицу из отмеченных ключевых моментов. РОДИТЕЛИ Права Обязанности 1. Произвести детей. 2. Создать среду. 3. Выбрать метод воспитания. 4. Задать ... алгоритмы адаптации (ум и мудрость) и создать возможность реализации личной индивидуальности. И еще одна обязанность, которую, почему-то, забывают: обязанность произвести здорового ребенка. Казалось бы очевидный ...
Согласно Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 году, ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18 – летнего возраста (совершеннолетия).
Здесь же провозглашается, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. В Декларации содержится призыв к родителям, различным добровольным организациям, местным властям, национальным правительствам о том, чтобы они признали права детей и старались соблюдать их путем законодательных и иных мер.
Семейный кодекс РФ разделяет права несовершеннолетних детей на два вида: личные неимущественные права и имущественные права.
К личным неимущественным правам детей, имеющих статус несовершеннолетних, относятся:
- право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);
- право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);
- право на защиту (ст. 56 СК РФ);
- право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);
- право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).
Одним из самых важных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье.
Нормы Семейного кодекса РФ о праве ребенка на семейное воспитание согласуются с правилом, установленным в пункте 2статьи 20 Гражданского кодекса РФ, где место жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, определяется как место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.
Несовершеннолетние дети, но достигшие четырнадцати лет, вправе выбирать свое место жительства с согласия их законных представителей. Так же ребенок имеет право остаться проживать со своими родителями при достижении возраста четырнадцати лет.
Совместно с правом ребенка проживать со своими родителями, несовершеннолетние дети имеют право:
- знать своих родителей;
- на заботу родителей;
- на воспитание своими родителями;
- на обеспечение его интересов и всестороннее развитие;
- на уважение его человеческого достоинства.
Статья 7 Конвенции о правах ребенка также включает в себя и описывает право ребенка знать своих родителей. Данный факт основывается на происхождении детей от данных родителей.
Так же несовершеннолетние дети имеют право на свое воспитание, соблюдение его интересов и всестороннее развитие. Данные права предполагают предоставление каждому ребенку в его семье возможности расти как физически, так и духовно, быть здоровым и способным к полноценной самостоятельной жизни. Уважение человеческого достоинства, в том числе и достоинство ребенка в семье — неотъемлемая часть полноценного воспитания ребенка.
Право ребенка жить и воспитываться в семье не может быть реализовано лишь в исключительных случаях, если совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка, при лишении родителей родительских прав или при ограничении их в родительских правах. Решение о раздельном проживании ребенка с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных СК РФ процедур и условий.
Права и обязанность лиц, страдающих психическими расстройствами
... законодательству, если оно необходимо для защиты прав психически больного лица или других людей [1]. 1. Права и обязанности лиц, страдающих психиатрическими расстройствами Лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными законодательством Республики ...
С правом детей жить и воспитываться в семье неразрывно связано закрепленное статьей 55 СК РФ право детей на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, что создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей.
Семейный кодекс РФ не только наделяет ребенка соответствующими правами, но и предусматривает гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепление в статье 56 СК РФ права ребенка на защиту своих прав и законных интересов.
Статья 56 СК РФ устанавливает, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях — органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений согласно статье 147 СК РФ.
Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (эмансипация), а также приобретший полную дееспособность в связи с вступлением в брак, вправе самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе свое право на защиту.
Ребенок независимо от возраста вправе самостоятельно принимать некоторые меры в случае нарушения его законных прав и интересов. Например, при злоупотреблениях со стороны родителей, а также при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет — в суд. Родители могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Ребенок может быть незамедлительно отобран у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ), а сами родители — лишены или ограничены в родительских правах в судебном порядке (ст.ст. 69, 73 СК РФ).
Ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных Семейным Кодексом РФ (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.
Согласно пункту 1 статьи 58 СК РФ ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Право ребенка на имя, включающее собственно имя, фамилию и отчество, появляется у ребенка с момента рождения одновременно с правом на приобретение гражданства (ст. ст. 7, 8 Конвенции о правах ребенка).
Помимо основных прав, законодательные акты предусматривают также и обязанности детей.
Обязанности несовершеннолетних:
- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание, за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращение или оскорбления;
- получить основное общее образование (9 классов);
- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
- на участие в детском общественном объединении.
- соблюдать устав, правила детского общественного объединения.
- выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;
- встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство.
В 18 лет человек становится совершеннолетним, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.
По социальной психологии «Характеристика групповой психосоциальной ...
... семью с ребенком первого года жизни как объект психосоциальной работы; Изучить основные технологии психосоциальной работы с семьями, имеющими ребенка первого года жизни; Рассмотреть схему организации групповой психосоциальной работы с семьями, имеющими ребенка первого года жизни Методы исследования., Структура реферата. Семья ...
Вывод по параграфу Таким образом
1.2 Практика Европейского суда по защите прав детей
В современном мире мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда все имеющиеся внутригосударственные средства защиты прав ребенка исчерпаны, а право ребенка так и не получило соответствующей защиты. Данная ситуация может получить разрешение с помощью международных механизмов, основанных на международных нормативных актах, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации. Более того, ч. 3 ст. 46 Конституции РФ закрепляет право каждого на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
В данном параграфе затронем положения Европейской конвенции, так как ее положения могут применяться к ребенку, как к субъекту международного права, а напрямую Европейская конвенция не регулирует права несовершеннолетних детей
Рассмотрим основные нормы, которые наиболее часто применяются при защите прав детей.
Статья 3 Конвенции полностью запрещает пытки или бесчеловечное и унижающее достоинство обращение или наказание. В рамках данной статьи Европейский суд считает: чтобы плохое обращение, в частности с детьми, представляло собой нарушение данной нормы, оно должно достигнуть минимального уровня жестокости, оценка которого по своей сути относительна, так как зависит от конкретных обстоятельств дела: от его продолжительности, воздействия на психическое или физическое состояние, а также от пола, возраста, состояния здоровья жертвы такого обращения.
При толковании данной нормы Суд исходит из того, что пытка представляет собой преднамеренное бесчеловечное обращение, вызывающее очень сильные и жестокие страдания (речь идет об обращении, которое состоит в явном непонимании элементарных принципов гуманности).
Европейский суд считает обращение бесчеловечным, если оно причиняет сильнейшие физические и моральные страдания, которые могут повлечь острые психические расстройства. В то же время под бесчеловечным наказанием подразумевается наказание, вызывающее страдания особого уровня, т.е. определенное насилие.
В практике Европейского суда немаловажным является на сегодняшний день решение вопроса о передаче государству права на опеку над ребенком.
Во-первых, Европейский суд отмечает, что разделение семьи в любом случае предстает серьезным вмешательством государства в дела конкретной семьи, которое всегда должно быть оправдано интересами ребенка.
Основному фундаментальному праву на образование соответствует дополнительное право родителей на уважение их религиозных и философских убеждений, под которыми Суд понимает убеждения, заслуживающие уважения в демократическом обществе и являющиеся совместимыми с достоинством личности и в то же время не противоречащими основополагающему праву ребенка на образование. Опосредованное отношение к защите прав детей в рамках Европейского суда имеет и ст. 14 Конвенции, запрещающая любую форму дискриминации в отношении детей. Так, Суд придает особое значение равенству в сфере прав гражданского характера между детьми, рожденными в браке, и детьми, рожденными вне брака; только веские причины могут привести к тому, чтобы считать совместимым с Европейской конвенцией различие по признаку рождения вне брака.
Права ребёнка в семейных правоотношениях и их защита
... прав. Объект дипломной работы – права ребенка в семейных правоотношениях и их защита. Предмет исследования: нормативно-правовое регулирование прав ребенка в рамках семейных правоотношений. Целью данной работы является анализ прав ребенка ... талантов; формы защиты человека от глобальных угроз его существованию4. В то же время права ребенка представляют собой субъективные права – гарантированную ...
Возвращаясь к рассматриваемому делу, необходимо отметить, что поданная жалоба заявительницей была признана неприемлемой. Кроме того, на момент обращения заявительницы в Европейский суд дело уже было прекращено в национальном суде посредством заключения мирового соглашения, согласно которому ребенок оставался с отцом, матери предоставлялось право встречаться с ребенком по вечерам в выходные дни, а также забирать сына к себе во время школьных каникул. Тем не менее, очевидно, что на пересмотр состоявшегося решения по делу гражданки Н. повлияла позиция Европейского суда.
Добавить и изменить ..
Учитывая сложившуюся практику Европейского суда по вопросам, касающимся защиты прав детей, следует отметить, что обычно интересы несовершеннолетних в Суде представляют их родители. Тем не менее, ребенок наделен правом воспользоваться помощью адвоката или общественной организации в соответствии с национальным законодательством, если по каким-либо причинам законное представительство родителями невозможно. Подобный подход особенно актуален, когда интересы ребенка входят в противоречия с интересами его родителей или опекунов.
Как правило, Европейский суд при разрешении конфликтных ситуаций стремится к максимальному учету мнения детей, не упуская из внимания и принципы «охраны здоровья и нравственности» и «права на семейную жизнь». Так, в одном из дел право на неприкосновенность частной жизни вступило в конфликт с правом других лиц на семейную жизнь. 14-летняя девочка убежала из дома, для того чтобы жить со своим другом. Органы власти вернули ее к родителям. Рассматривая жалобу, Комиссия пояснила, что «в качестве общего положения при условии отсутствия каких-либо особых обстоятельств обязанность детей проживать вместе со своими родителями или иным образом быть объектами социального контроля является необходимой для охраны здоровья и нравственности детей, хотя с точки зрения каждого конкретного ребенка это может представлять вмешательство в его личную жизнь… Комиссия считает, что вмешательство с целью принудить ее вернуться к своим родителям… было направлено на то, чтобы обеспечить уважение жизни ее семьи, а также было необходимо для защиты здоровья и нравственности девочки по смыслу пункта 2 статьи 8 Конвенции».
Практика Европейского суда показывает, что механизмы защиты граждан на международном уровне являются на сегодняшний день необходимым условием эффективной защиты прав, а особенно прав детей.
Вывод по параграфу Таким образом
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/prava-i-obyazannosti-roditeley-i-detey/
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. М. Закон. 1994.
Уголовное право и социология
... бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года. Правительство Российской Федерации объясняет необходимость изменения формы ... - необходимость реализации принципа социальной справедливости, наличие групп людей, внесших значительный вклад в оборону и социально-экономическое ... развитие страны и потому заслуживших право на особую заботу и внимание со стороны ...
2. Семейный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ (с изм. от 2 января 2000 года).
М. НОРМА. 2003.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (с изм. от 21 марта 2002 года).
ТК Велби. 2005.
4. Кодекс законов о браке и семье РСФСР 1961 года. М. Юрлитиздат 1990.
5. Уголовный кодекс Российской федерации. М. ТК Велби. 2005.
6. Закон РФ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. от 20 июля 2000 года).
7. Закон РФ от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с изм. от 29 апреля 2002 года).
М. 2003.
Основная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/prava-i-obyazannosti-roditeley-i-detey/
8. Афанасьев Д.В., Рожкова М.А. К вопросу о предварительных мерах, принимаемых Европейским судом по правам человека // Законодательство. 2004. N 9. – с.13-18
9. Горшкова С.А. Обращения Европейского суда по правам человека к нормам международных конвенций // Журнал российского права. 2004. N 5. – с.10-14
10. Гражданское право: Учеб.: В 3т. Т.2 — 4-е изд., перераб. и доп. / Е.Ю.Валявина, И.В.Елисеев и др.; Отв.ред.А.П,Сергеев, Ю.К.Толстой. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 848с.
11. Дюжева О.А. О международном обществе семейного права // Защита прав ребенка в современной семье. М., 2004. – 306с.
12. Ковлер А.И. Европейское право прав человека и Конституция России // Журнал российского права. 2004. N 1. – с.4-8
13. Ковлер А.И. Европейское право прав человека и Конституция России // Журнал российского права. 2004. N 1. – с.23-27
14. Кравчук Н.В. Защита семьи. М., 2006. – 218с.
15. Кравчук Н.В. Деятельность международных органов по защите прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством Российской Федерации // Защита прав ребенка в современной семье. М., 2004. – 213с.
16. Лукашук И.И. Международное право. Изд. Третье, перераб и доп.- Волтерс Клувер, 2005. – 301с.
17. Международно-правовые способы защиты прав человека / Под ред. Н.А. Баринова. Саратов, 2003. – 234с.
18. Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации. Избранные права. М., 2002. – 405с.
19. Семейное право России: Учебник для вузов. Пчелинцева Л.М. — 4-е изд., перераб. — М.: Норма, 2006. — 704с.
20. Травников М.А. Будущее Европейского суда по правам человека: тупик или смена концепции // Журнал российского права. 2002. N 6. – с. 3-10
Ограничение прав человека и гражданина в Российской Федерации
... которых субъекты могут использовать свои права и свободы. Ограничение прав и свобод человека и гражданина, т.е. определение пределов свободы личности в обществе и государстве, - это, безусловно, один из важнейших аспектов взаимоотношений человека и государства. Итак, следуя ст. 29 ...
21. Туманова Л.В., Владимирова И.А. Защита семейных прав в европейском суде по правам человека. М, 2009. – 207 с.
22. Туманов В.А. Европейский суд по правам человека: Очерк организации и деятельности. М., 2001. – 204с.
23. Фриберг Э. Европейский суд по правам человека: сегодняшние заботы и завтрашние реформы // Российская юстиция. 2002. N 12.- 34с.38
24. Шебанова Н.А. Семейные отношения в международном частном праве. М., 2004. – 213с.