ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что социальная работа в микросоциальной среде выступает как профессиональная помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на единой территории и имеющим общие проблемы. Основными методами профессиональной работы в микросоциальной среде являются: социальное планирование, планирование микросоциальной среды, развитие территориального самоуправления, социальные акции в микросоциальной среде. Под микросоциальной средой понимается сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, придерживающихся единых конфессиональных взглядов и проживающих совместно в одинаковых социальных и экономических условиях и на одной территории.
Микросоциальная среда представляет собой сложную систему социально-экономической и культурно-исторической общности. Она состоит из комплекса взаимодополняющих систем: экономической, политической, социокультурной, образовательной и государственной. В этих координатах происходит становление и оформление микросоциальной среды как специфического субъекта, имеющего определенные проблемы социального функционирования. Как и жизненный сценарий личности, жизненный сценарий микросоциальной среды имеет свою социальную историю, проблемы, кризисы развития ценности, нормы, принципы интеграции и взаимодействия с другими институтами, структурами и группами.
Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:
Почему люди живут семьями?
Семья — это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?
Влияет ли семья на общество или общество оказывает “давление” на семью?
Всегда ли существовала семья?
Сохранится ли семья в будущем?
Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?
Ведь сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США).
Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Почему люди женятся и выходят замуж? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу.
На мой взгляд данная тема мало освещена в литературе. Поскольку понятие микросоциальная среда появилось в России не так давно.
Реферат семья ячейка общества философия
... обществе, как это не прискорбно, еще очень много осталось семей традиционных, определение которого со всеми вытекающими дано СЭС. Так вот если у вас вышеперечисленные проблемы ... Давайте подведем небольшой итог. Итак, семья – это не обязательно основанная на браке, малая группа людей, которых ... в философском – предельно общем – определении семьи слов «основанная на браке» быть не должно. В конце концов, ...
Целью данной курсовой работы является изучения технологий, методов работы социальных служб. В своей курсовой мы решили рассмотреть микросоциальную среду семьи.
Указанная цель обусловила следующие задачи :
- Дать понятие микросоциальная среда
- Изучить влияние микросоциальной среды в семье
- Рассмотреть методы и современные социальные технологии по решению проблем в микросоциальной среде семьи
Объект исследования — индивид и его семья.
Предмет исследования — Технологии и методы микросоциальной среды.
Методологическими основаниями исследования явились так же принцип активного включения личности в микросоциальную среду семьи.
Нормативно-правовую базу исследования составляет законы РФ « ФЗ 442 Об основах социального обслуживания граждан РФ», Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14.05.1996 г. № 712;. Эмпирическая часть исследования включает в себя российские и зарубежные публикации, социальные опросы.
Теоретическая и практическая часть состоит в отображении технологий и методов работы с семьей социального работника. Эти материалы могут использоваться социальными специалистами в работе микросоциальной средой семьи.
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
1.1 Микросоциальная среда семьи
Воспитания морально и физически здоровой личности невозможно без общего взаимодействия общества и семьи в целом, без создания обязательных материальных и духовных предпосылок для ее дальнейшего развития.
Именно семья влияет на фундаментальное построение человека. Таким образом очень важно в какой среде растет ребенок. Социальные работники наблюдая за семьей, выявляет нарушения в воспитании ребенка, разлад у супругов который так же ведет к плохому влиянию на ребенка. Семье очень важно получать любовь и внимание что бы ребенок вырос полноценной и здоровой личностью.
Если этого не происходит, то возникает скрытая или явная семейная неудовлетворенность. Социальный работник в полномочия которого входит:
- исследование социальной напряженности, осмысление то что из себя представляет поддержка, анализ и честное прогнозирование ее развития;
- социальное обследование семей, познание симптоматики социальных болезней с целью обнаружения тенденции формирования, раскрытие гармонического взаимодействия внутри семейных отношений;
- оказание, трудным семьям социальной, юридической, социолого-педагогической, социально-медицинской, психологической и материальной помощи;
— По составу семьи делятся: на полные (наличие отца и матери) и неполные (отсутствие одного из них), расширенные (другие родственники по прямой или боковой линиям в составе семьи), искаженные, или деформированные (если есть отчим или мачеха).
Есть семьи в которых без помощи социального работника не обойтись. так мы можем взять в пример многодетная семья, родители не работают и вся семья живет на пособие в таких случаях вмешательство социального работника необходимо. Нужно помочь встать на ноги родителям, т.е найти работу, проследить за тем как они выполняют свои обязанности как родителя. В таких случаях как правило дети очень плохо учатся, а бывает, что и вовсе не посещают занятий. Есть много примеров того как родители запускали воспитание детей и до того как не вторгались социальный службы ребенок рос в ужасной среде, в антисанитарии, не общаясь ни с ровесниками ни бывало так вообще с детьми. такие дети оторванные от общества имеют свою среду обитания, не нормальную и общепринятую. Повезло если ребенка забирают от такой «семьи» в раннем возрасте, чем старше ребенок тем сложнее его приспособить обществу и ввести его в социальную среду. Таким образом в работе социального работника очень важно своевременно принимать меры при таких случаях, а так же проводить беседы с родителями и помогать семье выбраться из кризиса. Но проблемы могут возникнуть не только у неблагополучных семей, но и с первого взгляда у семей полных и обеспеченных. Родители зачастую занятые своей работой забывают о детях, а дети в это время не найдя любви заботы в микросоциальной среде семьи ищут ее в другой среде. Таким образом возникают проблемы, ребенок ввязывается в плохие компании, где как ему кажется его любят и ценят. Такие семьи социальный работник тоже должен проверять. Так еще проблемы могут возникнуть на фоне противоречий воспитания. Например один родитель за жесткое воспитание, а второй против. и на этом фоне происходит конфликт. Что бы избежать этих конфликтов нужно найти компромисс. Таки образом в деятельности социального работника входит очень много, в решений проблем семьи.
Роль семьи в воспитании ребенка
... указывает на актуальность выбранной темы, «Роль семьи в воспитании и социализации личности ребенка с нарушением зрения» 1. Теоретическое обоснование роли семьи в воспитании ребенка 1.1 Роль семьи в воспитании и социализации детей дошкольного возраста Социализация и воспитание детей является серьезной и важной обязанностью ...
На фоне этих проблем семья часто прибегает к разводом. По статистике в России на тысячу браков примерно семьсот разводов, а в Свердловской области из тридцати одной тысяч браков двадцать пять тысяч заканчиваются разводом. По данным Федеральной службы государственной статистики, российские семьи прибегают к разводу реже, но количество браков с каждым годом тоже снижается. Согласно последним подсчетам социологов, в 2005 году в России было зарегистрировано шестьсот сорок тысяч разводов. По сравнению с 2000-2004годами, эта цифра действительно внушает оптимизм: так, в 2003 году расторгли брак 910 тысяч пар, в 2002 году — 860 тысяч. Но меньшее количество разводов приходиться и на меньшее количество свадеб.
Таким образом в общем по стране разворачивается плачевная картина. И в большинстве случаев причиной к разводу служит проблемы с ребенком и не способность справиться с ответственностью. Очень важно разглядеть проблему заранее. И принять мере до того как все дойдет до развода. А ведь и развод очень плохо влияет на детей.
Микросоциальная среда семьи — это совокупность общества и семьи. Это очень важная часть развития индивида. А из индивидов состоит все наше общество. И тут получается замкнутый круг общество влияет на человека, а после получает человека к себе в общество. Еще очень важно заметить, в микросоциальной среде семьи прямое воздействие имеют не только родители, но братья, сестра, бабушки и дедушки. Особенно это видно в подростковом возрасте, когда ребенок закрывается от родителей и повезет если ребенок будет близок с кем-нибудь из семьи за частую, подростки в этом возрасте больше подвержены влиянию из вне. Это что касается того как микросоциальная среда влияет на детей. Так микросоциальная среда семьи это взаимоотношения супругов. Ведь очень часто для построения надежного брака мешают множество факторов. Такие как не имение жилплощади или если говорить о микросреде то это сама атмосфера семьи из которых и муж и жена. Конфликты в микросоциальной среде семьи могут возникнуть и на бытовых вещах. Или из-за вмешательства третьих лиц.
Психология семьи и семейных отношений
... семью, партнера и детей. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. -- М.: Гардарики, 2005., 5-6 стр. Теоретической основой психологии семьи стали исследования в социальной психологии, психологии личности, психологии развития, педагогической психологии, клинической психологии. ...
1.2 Реальная (формальная) группа
Формальная группа — социальная группа, структура и деятельность ее стандартизованы в соответствии с точно приписанными групповыми правилами, задачами и функцией.
В формальных группах цели, функции, правила поведения и даже членство закреплены в нормативных документах, Т.е. формализованы. Это поддерживает осуществить главную функцию формальной группы — достичь большой упорядоченности и управляемости воздействий всех членов группы для того что бы достичь главных целей социального института или объединения. Часто такая группа формируется и действует как официальная часть трудовой или общественной организации и таким образом основой межличностных контактов выступает общее дело по производству какого-то установленного продукта или достижение какой-нибудь установленной цели. Формальная группа — является объективным социальным образованием, своеобразным элементом социальной структуры общества — проявляется также и семья.
Неформальная группа — это такая социальная общность, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса.
Существование неформальных групп может быть разным, они могут функционировать как сравнительно отделенные, малообщительные социальные общности (например, разнообразные неформальные молодежные группы, люди, случайно сплотившиеся для игры в волейбол на пляже, и т.д.) и могут формироваться внутри официальных групп, являться главной частью официальной группы (например, в школьном классе зарождаются группировки, состоящие из близких друзей, связанных каким-то общим интересом).Главным социальным механизмом, приводящим к формированию и воспитанию неформальной группы в структуре официальных групп, является самоорганизация. Самоорганизация очень важна ведь если ее не будет в группе, главное что бы был руководитель и кто формирует правила в группе. Со временем отдельные самоорганизующиеся неформальные группы смогут получить официальный статус, обернувшись, например, в социальные организации, самодеятельные коллективы и т.п. Иногда в неформальной группе может возникнуть совместная деятельность, в этом случае она приобретает некоторые черты формальной группы, в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, роли и позиции (например, группа туристов, отправляющихся в поход выходного дня).
Группы, у которых нет официального статуса, можно разделить на товарищеские контактные группы с положительной социальной направленностью и группы, цели и интересы которых идут в разрез с целями, нормами и ценностями общества. В предоставленном случае задача социолога состоит в проведении анализа социальной направленности неформальной группы и на основе этого разработке конкретных рекомендаций по стимулированию социальной самоорганизации, которые в конечном итоге обязаны привести к возникновению неформальной группы с основательной социальной направленностью. Взаимоотношения в неформальной группе изучает социометрия.
Социальная психология
... Но для социально-психологического анализа нам необходимо отделить так называемые РЕАЛЬНЫЕ ГРУППЫ в основу классификации которых ... мы еще вернемся к рассмотрению референтных групп) ДИФФУЗНЫЕ ГРУППЫ Это группы, где межличностные отношения еще не ... досуга). По социальной направленности (социально-полезные, социально- небезопасные) По мере организации (неорганизованые, случайные группы, целевые (внешне ...
Социометрия — это исследования межличностных отношений в группе. Дж. Морено разработал социометрическую технику, которую применяют для диагностики межгрупповых и межличностных отношений в целях их усовершенствования, изменения в лучшую сторону, к тому же сейчас это очень актуально и важно, особенно для таких стран как Россия. С помощью социометрии можно изучать различную типологию людей, их совместимость отдельных индивидов или целых групп. Павленко. П.Д. Социология. Учебник. М., 2010. — 74 С.
Оценивание уровень сплоченности-разобщенности в группе;
1) Обнаружение «социометрических позиций», т.е. относительного авторитета у индивида авторитетности группы по признакам антипатии-симпатии, где на двух сторонах остается «лидер» данной группы и «отвергнутый»;
2) Выявление внутригрупповых подсистем, во них могут быть и свои неформальные лидеры.
Использование социометрии позволяет менять формальнее и неформальные лидеров данной группы, благодаря этому в группе не возникает ссор и взаимной не приязни. Это нужная методика ведь в группах существуют разногласия и это можно назвать своеобразной нормой, ведь как бы группа не была сплочена, всегда происходят разногласия. Кроме того что социометрическая методика очень эффективна и важна в работе с группой, она еще и не занимает много времени, в среднем это 10-15 минут. Ее так же можно использовать как метод сплочения коллектива. В микросоциальной среде, очень важно что бы все участники микросреды были в хороших отношениях. В нашей работе мы взяли микросоциальную среду семьи и там использования социометрической методики очень действенна. Если взять к примеру микросреду ребенка в школе с помощь сицометрии можно легко узнать какая атмосфера в классе в школе или даже лично к определенному ребенку. Это легкая и качественна процедура, вот взять к примеру если школьный социальный работник видит проблем у ребенка в классе она решит поговорить с ним и выявить проблему, но это может доставить не удобства ребенку. А вот с помощью социометрии это все будет намного проще. Социометрическая методика проходит письменным опросом. Ученикам задаются вопросы. К примеру «если бы организовалась новая группа, кого из товарищей вы бы позвали?». Получаемые ответы складываются и выводятся в виде социограмм. Социограммы бываю групповые и индивидуальные. Групповые показывают ситуацию в целом в коллективе, а индивидуальные — только систему одного ученика.
Социограмма необходима в работе по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является средством которое поможет разрешить проблему. Социограмма лишь выявляет проблему. после руководитель группы должен предпринять меры. На первый взгляд после опроса причиной является симпатия или антипатия, но на самом деле причина намного глубже, нужно найти эту причину и решить ее пока она не привела к более плохим последствиям. Надежность процедура завит от правильного подбора критериев социометрии, в которой нужно узнать специфику группы.
У социометрической процедуры есть общая схема действий, которая заключается в следующем. После ознакомления с группой формируются гипотезы возникновения проблемы касающихся вопросов членов группы. Анонимность здесь не желательно иначе нет смысла проводить социометрию, она окажется малоэффективной. Требование показать свои симпатии и антипатии нередко вызывают затруднения у опрашиваемых. После составления вопросов они вносятся в карточку для опросов для письменного тестирования или же оно формируется в виде интервью т.е. в устной форме. Каждый обязан отвечать на них выбирая тех кто ему больше нравиться, а кто меньше, к кому он испытывает большее доверие, а к кому не доверяет вовсе. Членам группы дается вопросы и после их обработки мы узнаем, кто лидер в данной группе, а кто не уважаем. Что бы быть уверенным в результате можно провести тестирование повторно, но уже с другими вопросами.. Черняк Е.М. Социология семьи. М.:/ Дашков и К°, 2010. — 84С.
Правовые основы деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации
... иных установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. Финансовой основой системы обязательного социального страхования является Фонд социального страхования. Цель данной работы заключается в изучении правовых основ деятельности Фонда социального страхования РФ и его роли в социальной поддержке населения. Для ...
Но так же есть и недостатки процедуры. большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуются личным мотивом и пишут «выбираю всех». Понятно, что подобный ответ может обладать только двумя объяснениями: либо у испытуемого действительно сформировалась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает неверный ответ, укрываясь формальной лояльностью к коллективу и к экспериментатору (что наиболее вероятно).
1.3 Референтная группа
Референтная группа считается эталонной группой, поскольку для индивида нормы и ценности референтной группы выступает эталоном.
Понятие референтной группы было введено в 1942 году Гербеотом Хаймоном в его работе «Архивы психологии». Референтная группа как считал Хаймонт индивид использует для сравнительной оценки своего положение. Референтная группа может быть для человека группой в которую он хочет попасть стать частью её так и группой примером за которой он хочет наблюдать со стороны и оценивать себя с ней становиться лучше. Референтная группа может совпадать с группой к которой принадлежит индивид, а может и не совпадать. Так же различают «реальные», «вымышленные», «позитивные», «негативные». Так к примеру можем взять в позитивной референтной группе, это может быть старший из родственников брат, отец или дедушка который как бы этолон поведения и внешности. Вот ребенок и хочет быть на него похожим во всем в плоть до мелочей. Бывает так что родители или близкие родственники сами подталкивают своих детей на «идолизирования» тех или иных людей таким образом, влияют на детей. Но и бывает так что ребенок делает все на зло. Это особо проявляется в подростковом возрасте
Как личность пытается проявить себя, узнать и ему кажется что все хотят вторгнуться в его личную зону. Так к примеру из-за плохого отношения к референтной группе учителей ребенок иногда поступает вопреки требованиям.
Еще можно говорить о таких видах референтных групп:
- информационная — носители информации Среди них различают носителей опыта и экспертов ;
- ценностная — является эталоном ценностно-нормативной системы;
- утилитарная — это группа материальных или иных благ, которые важны для индивида Для лиц мужского пола утилитарной референтной группой являются женщины, а для женщин — мужчины;
- группа самоидентификации — группа, с которой идентифицирует себя личность, членом которой себя считает
Обычно у человека несколько рефертных групп. И с возрастом они меняются и увеличиваются, так же как его взгляды и мнения. Нормы каждой из этих групп могут даже не пересекаться и не вступать в противоречия. Но если конфликт между референтными группами все же произошел, то это приводит к внутриличностным проблемам, а и иногда и к психическим заболеваниям. С возникновением новых референтных групп старые могут так же сохранять свое влияние. Теория референтной группы изучает такие проявления их типы, факторы и главное причины их появления.
Теоретические аспекты социальной работы с группой
... Задачи курсовой работы: 1. Рассмотреть группу как объект исследования социологии и социальной работы. 2. Рассмотреть характеристики группы, как социального явления. 3. Проанализировать теоретические подходы к организации социальной работы с группой. 4. Рассмотреть основные модели социальной работы с группой 5. ...
Ученые ищут причины выбора человека тех или иных референтных групп. Уже доказано, что индивид выбрав референтную группу он еще не попов в нее заранее пытается походить на нее, поскольку на подсознательном уровне хочет стать ее частью.
Изучение референтных групп очень важно для оптимизации воспитательной работы, предупреждении преступности и повышения эффективности пропаганды. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы М.: Гуманит. изд. центр ВЛА ДОС, 2001. — 340 С.
В современной науке понятие «референтная группа» употребляют в следующих случаях:
1) группа, которая понимается индивидом в качестве критерия оценки собственного социального статуса;
2) группа, на которую индивид ориентируется в действии;
3) группа, право членства, если индивид хочет быть похожим на участников группы и хотел бы входить в нее;
4) группа, для индивида является идеальными правила и действия группы, но входить в эту группу он не собирается;
— Потребитель периодически находится в какой-либо группе и в силу этого испытывает влияние других людей. Иногда это может доходить и до безумия. Влияние может распространяться буквально на все сферы жизни. Такое влияние осуществляется в референтных группах. Референтная группа — это группа людей, оказывающая значительное влияние на поведение человека, или группа, которую индивидуум использует в качестве ориентира для поведения в конкретной ситуации. Существуют различные типы референтных групп:
1) Первичные. Первичные группы как правило более важны. Они отличаются от других мотивацией действий каждого участника. Члены этой группы имеют одинаковые убеждения. Примером можно взять семью.
2) Вторичные. В данной группе взаимодействие тоже присутствует, но оно не такое явное, оно не так сильно оказывает на влияние индивидов в группе. Пример разные общественные организации.
3) Притягивающие. Для этой группы характерно что бы индивид хотел понимать нормы этой группы, поведение людей входящих в группу и их ценности и правила. Индивид как правило пытается представлять себя в этой группе. Например, жизненный стиль.
4).Отталкивающие. Это группы с которыми человек не хочет быть связанным. Так например, плохой образ жизни.
5).Формальные. В них есть ясных принцип иерархии, список людей входящих в эту группу. И изложено в письменном виде структура, ценности и механизм работы. Примером можно взять различные организации.
6).Неформальные. Группа не имеет постоянной и четкой структуры, они образованы в основном на приятельских отношениях и совместных интересах. Неформальные группы выделяются тесным личным общением.
7).Группы принадлежности. Когда индивида признают частью группы и он получает статус формального принятия в этой группе. Принадлежность к группе сверстников или родственников — неформальных группах. В формальных группах — религиозные общины, женские клубы и т.д.
Брак, семья и проблема одиночества
... Семья как важнейший социальный институт Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. « Семья - малая социальная ...
8).Виртуальные группы. Группы, основываются на виртуальной, а не только географической общности. Это интернет-сообщества. Они стояться на социальных взаимодействиях между людьми. Свадьбина Т.В. Семья в условиях трансформирующегося российского общества. //Социально-философский анализ. Н.Новгород, 2011- 67С.
ГЛАВА 2. МИКРОСОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА СЕМЬИ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.1 Социально-правовые основы деятельности социальной службы по работе с семьей
Социальная политика и социальная работа как средство ее реализации базируются на конституционно-правовых установлениях и гарантиях, провозглашенных в Конституции (Основном законе) Российской Федерации и конкретизированных в законах Российской Федерации и других нормативно-правовых актах.
Конституция Российской Федерации наделена высшей юридической силой, а поэтому является основой текущего законодательства, в котором закреплены основы государственного и общественного устройства, важнейшие нормы регулирующие общественные отношения. Особую значимость для организации и осуществления социальной работы имеет Конституция, согласно которой Российская Федерация провозглашается социальным государство. Захаров С.В., Иванова Е.Н. Рождаемость и брачность в России. // Социологические исследования № 7, 2010г.
Социальным принято называть государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который базируется на закрепленных правом позициях социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в духе принципа справедливости для обеспечения каждому гражданину достойного существования, стремиться к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и распределению жизненных тягот. В 1993 Россия стала официально социальным государством. Так же государства считающиеся социальными — это Великобритания, Австрия, США, Венгрия, Латвию, Грецию, Францию, Италию. семья проблема социальный работа
Социальный характер государства предполагает обеспечение каждому гражданину достойного его прожиточного минимума. Для этого каждый взрослый человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Если такая возможность по разным причинам оказывается нереализованной и жизненно важные потребности не могут быть удовлетворены надлежащим образом, тогда государство оказывает помощь. В этой связи социальное государство, как правило, предусматривает право на труд. Однако в Конституции Российской Федерации содержится лишь право «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». На наш взгляд, эта размытость формулировки несколько сглаживается наличием в этой же статье положения о праве на защиту от безработицы. Деятельность социальной службы строится на основании федеральных законов, регламентирующих предоставление социальных услуг населению и деятельности учреждений помощи семье и детям. Для эффективной работы участковой социальной службы крайне важно присутствие хорошо продуманной нормативной базы: положение, должностные обязанности специалистов и др.
Контрольная работа: Проблема первоначала в античной философии
... её возникновения и встретить повсюду в истории философии. Общей чертой античной философии (в большей мере ее раннего этапа) ... в. до н.э.), Гераклит из Эфеса (544 или 540-480 до н.э.) Милетская школа особое внимание уделяет проблемам первоначала, первопричины мира. Первоначало ... этот вопрос, учение о первоначале бытия, я хочу рассмотреть в своей работе. Материализм Материализм Признание первичности ...
Работа участковой социальной службы осуществляться на основании следующих нормативно — правовых актов:
- Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14.05.1996 г. № 712;Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14.05.1996 г. № 712
- Приказ Министерства труда РФ и МВД РФ «О взаимодействии органов и учреждений социальной защиты населения и органов внутренних дел в организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними» от 20.06.2003 г.
№ 147/481;
- Постановление Правительства Ставропольского края «О внесении изменений в Постановление Правительства Ставропольского края от 18.12.08 г. № 666-П» от 05.06.2009 г. № 270-П;
- Постановление Правительства Ставропольского края «О внедрении единой электронной информационной системы выявления и учёта детей, находящихся в социально-опасном положении» от 23.01.2009 г.
№ 18-П;
- Постановление Министерства социального развития и труда
Ставропольского края «Об общественном совете по профилактике семейного неблагополучия при министерстве социального развития и труда Ставропольского края» от 10.03.2009 г. № 39.
- «Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии министерства
социального развития и труда, министерства образования и науки Ставропольского края, министерства здравоохранения Ставропольского края и Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольского края » от 27.07.2012 г. Конституции Российской Федерации (ст.37)
Надлежащая организация деятельности участковой социальной службы предполагает наличие следующих нормативных документов:
- Приказ об открытии участковой социальной службы;
- Положение об участковой социальной службе, утверждённое директором учреждения;
- Должностные инструкции специалистов участковой социальной службы (копии);
- Штатное расписание (копия);
-Приказ «О создании межведомственных рабочих групп по реабилитационной работе с семьями и несовершеннолетними на 2013 год» от 23.01.2013 г. № 5-ОД. Федеральный закон от 23.01.2013 № 131-ФЗ (ред. от 10.07.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
ФЗ 442 от 28 декабря 2013 ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года.
ФЗ № 442 устанавливает:
1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;
2) полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан;
3) права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.
В работе отделения используются руководство оператора.
Автоматизированной информационной системы «Федеральный регистр учёта детей, находящихся в социально опасном положении», методические материалы и разработки по организации деятельности участковой социальной службы, социальной поддержке семей и детей в Ставропольском крае.
Одной из главной деятельности специалиста социальной службы является грамотное оформление документов. Специалист по социальной работе в начале своей работы на новеем месте составляет паспорт участка, за которым он закреплен. Социальный паспорт — это документ, в котором содержатся все учреждения и организации, которые находятся на территории участка.
2.2 Методы социальной работы с семьей
Методы социальной работы — это совокупность технологий исследовательских и терапевтических процедур, способов с помощью которых можно осуществить социальную поддержку.
Методы которые использует социальная работа с семьей, — междисциплинарные: наблюдение, интервью, беседа, биографический метод, дискуссия, убеждение, формирование навыков и привычек поведения и т.д.
Одно из главных мест занимают педагогические методы: воспитание сознания личности (понятия, суждения, убеждения, оценки); организация познавательной, практической деятельности в поведении (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций); стимулирование деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.); психолого-педагогическая коррекция и социально-педагогическая реабилитация.
Индивидуальная работа — непосредственная помощь человеку в адаптации его к новым условиям жизни в процессе взаимодействия со специалистом по социальной работе (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация).
При проведении индивидуальной работы специалисту по социальной работе с семьей необходимо:
- установление контакта с клиентом и определение его потребности в социальных услугах;
- определение проблемы и постановка социального диагноза;
- выявление мотивации необходимости социальной помощи;
- определение и исследование предполагаемого решения;
- выбор метода и технологии социальной работы;
- осуществление профессиональных действий по решению проблемы и др.
Методы социальной работы с группой. Групповую работу можно проводить с семьей, которые имеют похожие проблемы или встретившимися с однородной задачей и результатом. Например, в группу объединяются семьи, имеющие ребенка-инвалида или ребенка с девиантным поведением, может быть объединение в группу семей безработных, беженцев, матерей из неполных семей и т К методам социальной работы с группой относятся: анкетный опрос; социометрия; референтометрия; групповая дискуссия; деловая игра; модификация социального поведения — выработка новых жизненных навыков и привычек; социально-психологический тренинг и др. Так, групповая работа уместна, когда имеется круг людей, собранный на добровольной основе, со схожими проблемами идеологических устоев, культуры и образования, возрастных показателей, половой принадлежности, социального положения, индивидуально-психологических характеристик и др. Учитывая разнообразие и сложность внутрисемейных проблем, требующих психосоциальной помощи, в их решении нередко участвуют различные специалисты: социальные работники, социальные педагоги, психологи, психотерапевты, юристы и т.д.
Методы социальной работы в общине (социальная работа в микросоциальной среде).
Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы.
Основные методы:
- социальная диагностика;
- социальное прогнозирование;
- социальное планирование микросоциальной среды;
- развитие системы территориального самоуправления;
- благотворительные акции в микросоциальной среде;
- практическая работа в общине.
К частным формам и методам профессиональной деятельности специалистов по социальной работе с семьей относятся:
- выдача различных пособий и выплат, а также предоставление информации о социальных льготах и порядке их предоставления;
- обеспечение и повышение доходов семей, создание условий для достижения семьей экономической самостоятельности;
- помощь родителям в многодетной семье, особенно матери, для сочетания ими трудовой деятельности на дому и вне его;
- оказание содействия родителям в выполнении воспитательных функций.
Рассматривать понятие «модель» в социальной работе следует рассматривать образец, описание определенных действий специалиста в конкретной профессиональной ситуации, рекомендуемой как аналог. Модели помощи семье — это варианты концептуально-практических подходов к осмыслению сущности проблемы семьи, возможных контактов с семьей как клиентом и ее социальной реабилитации и приспособления.
В социальной работе с современной семьей применяются несколько моделей. В зависимости от выбранной модели ведущим будет один из специалистов — социальный работник, социальный педагог или психолог. Зачастую функции всех этих специалистов вынужден взять на себя один специалист — по социальной работе с семьей. В основе всей социальной работы с семьей — диагностическая модель, которая основывается на предположении дефицита у членов семьи специальных знаний о решении тех или иных проблем.
Педагогическая модель базируется на гипотезе о недостатках педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком случае обычно выступает ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя и сам родитель может быть причиной неблагополучия, обычно эта возможность открыто не рассматривается. Специалист по социальной работе с семьей (или социальный педагог) ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей одного из членов семьи лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Эта модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушения.
Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни, инвалидность одного из членов семьи. Задача профессиональной помощи — лечение больного и адаптация здоровых членов семьи к обстановке в семье.
Чаще всего в каждом конкретном случае специалист по социальной работе с семьей использует сразу несколько моделей помощи семье. Кроме указанных в научной литературе и социальной практике, встречаются виды и формы социальной помощи, цель которых — сохранение семьи как социального института и ее социальное развитие. Они делятся на долгосрочные и краткосрочные.
Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия.
Кризисинтервентная модель работы с семьей заключается в оказании помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами. Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики. Все внимание социальный работник фокусирует на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. При этом используются как внутренние ресурсы семьи, так и внешние формы помощи.
Помощь считается успешной, если удается добиться снижения тревожности, зависимости, психического дискомфорта и других проявлений кризисного состояния, а также формирования нового понимания социальной проблемы, развития адаптивных реакций, которые могут быть полезны в будущем. М. Х. Медисон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы социальной работы. Пер. с англ. М. Дело. 2010
Проблемно-ориентированная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить, или хотя бы уменьшить их остроту самостоятельно. Отсюда задача специалиста по социальной работе с семьей — создать такие условия.
Работа проходит в виде помощи с упором на активизирование и поддержку членов семьи их решения их проблем. Удачное решение трудностей приносит положительный опыт для того что бы в последующих проблемных ситуаций семьей самостоятельно.
Продолжительные формы работы с семьей, превалирующие в основном в зарубежной практике, нуждаются в продолжительном общении с семьей как клиентом (более четырех месяцев) и как правило построены на психосоциальном подходе. Его главные задачи — это поменять семейную систему, адаптируя ее к выполнению своих специфических функций, либо поменять ситуацию, либо воздействовать на то и другое синхронно. Разумно использование таких форм работы, как патронаж, консультационная беседа, тренинги. « Технология социальной работы»Студенова Е.Г., Фирсов М.В., 2012Г, 76-84стр
В теории и практике изобретена и апробирована общая модель действий социального работника в индивидуальной работе с членами семей.
1. Установление первичной связи и потребности клиента в изменениях. На данной стадии социальный работник столкнется с тем, что клиент (член семьи) не понимая, в чем заключается его проблема, и не хочет прикладывать усилий для нужных трансформаций. Социальный работник может направить внимание клиента на то, почему он отвергает проблему, и в виде обсуждения тактично показать на ее существование. Клиент должен быть поставлен перед очевидным фактом. В том случае, если и после этого он не понимает необходимости изменений, социальный работник сохраняет возможность клиенту вернуться к его проблеме в будущем, когда тот сочтет необходимым ее обсудить.
2. Исследование и разъяснение проблемы. Следующая стадия процесса возникает, когда клиент понял, что социальный работник действительно может быть ему полезен в сформировавшейся ситуации. На этом периоде происходит установление между социальным работником и клиентом отношений, разрешающих определить подходы к выходу из проблемы.
3. Мотивация. Оценка социальным работником вместе с клиентом его ситуации. Определение социального диагноза. Если клиент не понимает мотивации к изменению, конструктивных изменений не произойдет.
4. Концептуализация проблемы. Социальный работник и клиент координируют определение цели, которой нужно добиться, методы, которые нужно применять, и задачи, которые предстоит решить для ее достижения. Они вместе находят различные варианты решения проблемы, объективно необходимые изменения и вмешательства. Часто клиент изначально склонен видеть в проблеме проявление своей личной неполноценности, поэтому его поведение может быть беспокойным и эмоциональным.
5. Исследование стратегий решения. Привлечение клиента к соответствующей деятельности, чтобы помочь ему сформировать объективные воздействия, направленные на желаемые изменения. В процессе рекомендации между клиентом и социальным работником вырабатываются совместные стратегии решений проблемы. Каждый клиент так же уникален, как и его проблемы. Что имеет значение для одного клиента, может не представлять интереса для другого.
6. Выбор стратегии. Оценка процесса и результатов совместной работы социального работника с клиентом, обобщение происходящих изменений и стабилизация ситуации. Если клиент нерешителен или внутренне противостоит изменению ситуации, только имитирует действие, то конструктивных изменений не произойдет.
7. Реализация стратегии. Взаимодействия будут успешными, если клиент выполняет взятые им на себя обязательства.
8. Эволюция. При полезном изменении, длительном и постоянном, клиент должен достигнуть нужных перемен, и отношения между ним и социальным работником могут быть закончены.
Всякая социальная помощь полагает индивидуальное (иногда групповое, семейное) консультирование. Его сущность — дать квалифицированный совет, указать методы разрешения ситуации. При этом необходимо помнить, что семья является малой группой, в которой личные интересы встречаются с интересами группы.
Опираясь на профессиональную этику, в процессе работы с клиентом специалисты по социальной работе следуют…следующими принципами: клиент индивидуален, клиент имеет право на выражение своих чувств, социальный работник должен проявлять контролируемое эмоциональное участие.
2.3 Современные социальные технологии воздействия на микросоциальную семью
Процедуры и операции, входящие в технологический процесс, выступают в роли его структурных элементов, если они носят общезначимый, методологический характер для конкретных технологий. В конкретных же технологиях отдельные процедуры могут трансформироваться в самостоятельные технологии или расчленяться на технологии, обладающие частным значением.
К примеру, в более полном и обобщенном социальном технологическом процессе в процедуре одной из операций, проявляется диагностика, которая при понятных условия работы социального работника с клиентом в там случаи имеет самостоятельное значение. Очень важно чтобы семья могла сама найти причину своих проблем, социальный работник может только подтолкнуть. В данный момент есть большое количество технологий, разработанных для разных категорий семей, начиная с молодых семей и заканчивая многодетными семьями с пьющими родителями.
Последовательность процедур и операций, предписываемая алгоритмом, отражает и структуру и содержание технологического процесса.
В самом общем виде можно выделить в технологическом процессе четыре основных процедурных этапа:
1. Формулирование цели воздействия.
2. Выработка и выбор способов воздействия.
3. Организация воздействия.
4. Оценка и анализ результатов воздействия.
Выражение цели предусматривает выполнение следующих операций, социальная диагностика, сбор данных для диагностики, социальное и психологическое прогнозирование проблемы, выработка конкретных задач и действий.
Выбор и выработка — это способ выявления ситуации, для того что бы после выявления найти вариант решения проблемной ситуации.
Период организации воздействия на решение проблемы семьи, он включает в себя разделение и доведения главной цели и четких задач до исполнения.
Проблемы их возникновение в семье могут быть не только диагностические, но и терапевтическое значение, Ведь нарушенное или обнаружение является причиной пересмотреть ценности членов семьи. Проблемы современной семьи / Т. С. Алексеенко, Н. Ю. Дмитрива и др. Под ред. Л. П. Зеньковой. — Мн.: Новое знание, 2009. — 244 с.
Одна из многосторонних методик — построение генограммы семьи, т.е. это схемы семейной истории, создаваемой по определенным правилам и воспроизводящей взаимоотношения в поколениях прародителей, родителей и в самой изучаемой семье. Этот процесс сравнительно интересный — составление своего генеалогического дерева является одной из глубинных надобностей людей. Кроме того, в ходе его создания совместно с семейным терапевтом и при его участии члены семьи, вероятно, не имевших связь на протяжении долго времени, вовлекаются в единую деятельность, дополняя друг друга. В конце концов, итоговая картина обладает значительной информативностью: чрезмерное количество вдов или случаев разводов в восходящих или боковых ветвях семьи могут свидетельствовать соответственно о негативной биологической предрасположенности либо о наличии врожденных личностных проблем.
Современные социальные технологии должны помочь клиентам понять и принять необходимость изменений в семьи, приложить все силы для длительной и сложной работы самореализации. Следует отметить, что к привлечения члена семьи к изменениям против своей воли не возможны.
Так же используется методика анонимных звонков. Достоверность информации проверяется с помощью беседы с ребенком и его родителями. Главное в этой технологии установить контакт с родителями. Если дома никого не оказалась то можно оставить письменное приглашение в центр социальной помощи, если такой центр имеет на территории города или сельской местности. К примеру, мы взяли центр в городе Кемерово « Центр социальной помощи семье и детям». Создан 2000 году. Цель деятельности улучшения социального состояния и качества услуг оказываемых семье и детям. Центр помогает решить множество проблем. Проводит консультации многодетных семей, по социально — правовым вопросам. В подобных центрах помогают трудным семьям найти источник проблемы и найти способы решений этих проблем. Для прямого руководства действиями родителей, социально-педагогического сопровождения семьи,. посещения проводятся не менее двух раз в месяц. Это дает возможность видеть положительные изменения в семье, подстегивает членов семьи к конкретным действиям. По результатам взаимодействия с семьей принимается решение о целесообразности проживания ребенка в семье. Проводятся контрольные рейды в семьи, которые свыше шести месяцев состоят на учете, с целью оказания более действенной помощи. Предлагаем схему работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема влияния микросоциальной среды на развитие семьи приобрела в последние годы первостепенно значение. Общество пребывает в состоянии пугающей бездуховности, наркомании, алкоголизма и токсикомании, растущей преступности и криминального беспредела, изолированности человека в обществе, приводящих к психическим и поведенческим расстройств.
Проблемы семьи изучаются особой областью микросоциальной среды. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие образ жизни, — вот далеко не полный перечень основных вопросов семьи в микросоциальной среде.
Социология семьи — одна из наиболее развитых областей социологического знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более 3 тысяч названий. Ведущие исследователи этой отрасли социологии — Э.К. Васильев, А.Г. Вишневский, С.И. Голод, И.С. Кон, М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Ю.Б. Рюриков, А.Г. Харчев и многие другие. Зарубежная социология имеет давние традиции изучения семьи. Наиболее известными специалистами в данной области являются И. Най, И. Рейс, В. Берр, Р. Хилл (США), М. Бекомбо, А. Жирар, Л. Руссель, Ф. Мишель (Франция) и др.
Семья — неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья — начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/praktika-sotsialnoy-rabotyi-v-mikrosotsialnoy-srede/
1. Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. «Об основных направлениях государственной семейной политики».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
3. Постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2004 года № 4003-ПП «О программе «Молодежь Москвы» на 2004-2007 годы.
4. Положение молодёжи и реализация государственной молодёжной политики в Российской Федерации. 2002-2005 годы. // Министерство образования РФ. — М., 2004. С.22.
5. Антонов А.И. Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 2010.-59С.
6. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов).
М., — 2011.- 93С.
7. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи: Учебное пособие М.: Изд-во МГУ. — 2010.- 62С.
8. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы М.: Гуманит. изд. центр ВЛА ДОС, 2001. — 340 С.
9. Ахмадеев А.А., Ширяева А.А. Социальная адаптация в контексте семьи. Социально-философский анализ. // Уфа: БГУ.- 2011.- 25С.
10. Государственная семейная политика. Сборник статей. // (Научные школы РГСУ).
РГСУ — 2010. — 36С.
11. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика в России: история и современность. Всероссийский центр уровня жизни. — // Мониторинг социально-экономического потенциала семей. М. — 2011. — 95С.
12. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России. // М.: Дашков и К — 2011 — 87С.
13. Левин А.И., Левина Л.В. Современная семья и её эволюция в условиях перехода к постиндустриальному обществу. // — Курск: МГСУ. — 2010 — 36С.
14. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России. // СПб.: СПб. ГУП. — 2012 — 48С.
15. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. Учебное пособие. // М.- 2010. — 85С.
16. Молодая городская семья и проблемы её функционирования. вопросы социологии и социальной работы. /Вып. 1 — Владикавказ: СОГУ — 2011.- 54С.
17. Мониторинг социально-экономического потенциала семей //. Министерство труда и социального развития РФ: Всероссийский центр уровня жизни М., № 1.- 2011.- 25С.
18. Основы социальной работы. Учебник. / Отв. ред. П.Д. Павленок. М.: ИНФРА-М 2010-26С.
19. Павленок П.Д. Теория, история и методология социальной работы. Избранные работы. М.: «Дашков и К°», 2012-58С.
20. Плоткин М.М. Проблемы социальной поддержки семей различного типа М., 2011. — 164С.
21. Приходько Е.А. Культура семейно-брачных отношений. — Волгоград: РПК «Политехник», 2010. — 48С..
22. Свадьбина Т.В. Семья в условиях трансформирующегося российского общества. //Социально-философский анализ. Н.Новгород, 2011- 67С.
23. Семья в России. М.:НИИ семьи, 2010.
24. Синельникова А.Б. Демографические факторы изменения социально-экономического потенциала семьи. // Семья в России. 2010. — №1.
25. Павленко. П.Д. Социология. Учебник. М., 2010. — 74 С.
26. Харчев А.Г. Современная семья и её проблемы М., 2012. — 201С.
27. Черняк Е.М. Социология семьи. М.:/ Дашков и К°, 2010. — 84С.
28. Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа. — М.: /Социально-технический институт, 2011. — 225 С.
29. Райгородский Д.Я. Психология семьи, Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2010.- С.
30. Холостова Е.И., Сорвина А.С. Социальная работа: теория и практика.- М:ИНФРА-М,2010. — 68 С.
31.. Кузнецова М.В. Молодая семья и ее социальная защита в современном обществе — Социальная работа с семьей — Москва. — 2010. — 456 С
32. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультативния. — М.; Гардарики. 2012. — 187С.
33. Дорохова М.В. Основные проблемы семей, обращающихся в Центр социально-психологической реабилитации при НИИ детства РДФ // Будущее России и новейшие социологические подходы. Часть 2. — М. 2010. — 695С.
34. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории методологии и методики / М.С. Мацковский. — М.: Наука, 2005. — 420С.
35. Новикова Е.Н. Проблемы семьи как предмет исследования в социальной работе / Е.Н. Новикова, В.Н. Соломонова // Социальные и гуманитарные исследования: традиции и реальности: межвуз. сб. науч. тр. — Вып. 6 / редкол.: Ю.К. Воробьев и др. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. — С. 121-123.