Развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

1. Теоретические основы проблемы развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

1.1. Характеристика познавательной сферы дошкольника

В современной психологии познавательная сфера отдельного человека рассматривается как упорядоченная совокупность тех внутренних « категорий », посредством которых он реально воспринимает и оценивает окружающий мир .

Познавательная сфера дошкольников

К первому компоненту познания относится

Информация рассматривается как средство

Познавательные процессы

В дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого . Ребенок , в отличие от взрослого , в большинстве случаев рассматривает предметы такими , какими их дает непосредственно восприятие , он не видит вещи в их внутренних отношениях . Свое мгновенное восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным . При восприятии окружающей действительности старший дошкольник ориентируется на всё более развивающиеся свойства восприятия предметность восприятия , целостность , структурность . Его восприятие становится всё более осмысленным , у него начинает срабатывать зависимость восприятия от содержания психической жизни ребенка , от особенностей его личности ; сложные формы восприятия ( восприятие пространства , времени , движения и т . д .) продолжают развиваться и всё чаще ребенок использует их в качестве ориентира в тех или иных жизненных ситуациях .

21 стр., 10077 слов

Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного ...

... Наиболее содержательным показателем уровня развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста является степень овладения такими перцептивными действиями, как отнесение к эталону и перцептивное моделирование. Восприятие, являясь познавательным процессом, характеризуется рядом закономерностей, основными ...

Особое место в познавательной сфере занимает память

Впечатления

На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира восприятия , образного мышления , воображения . В дошкольном возрасте внимание , память , мышление приобретают опосредствованный , знаковый характер , становятся высшими психическими функциями . Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности , задают большое количество вопросов , в которых отражается их стремление по своему классифицировать предметы и явления , найти общие и различные признаки живого и неживого , прошлого и современности , добра и зла .

10 стр., 4947 слов

«Изучение особенностей мышления детей младшего школьного ...

... Также следует отметить, что все дети с ЗПР нуждаются в специальном обучении. Особенности формирования мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития Развитие мышления детей с особыми образовательными потребностями подчинено тем же ...

Именно к этому возрасту относятся вопросы о происхождении различных предметов и явлений . Эти вопросы носят поистине принципиальный характер ( откуда взялся мир , откуда берутся дети ). К возрасту 5-7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления , как смерть , жизнь . Это первая исходная форма теоретического мышления ребенка . По данным Ж . Пиаже , период от 2 до 7 лет представляет собой переход от сенсомоторного интеллекта ( приспособления к условиям ситуации при помощи практических действий ) к первоначальным формам логического мышления . Основное интеллектуальное достижение дошкольного возраста ребенок начинает мыслить в уме , во внутреннем плане . Интеллектуальные возможности ребенка дошкольника значительно выше , чем это ранее предполагалось . В условиях целенаправленного обучения дети могут достигнуть более высокого уровня мышления . В результате специально организованной разносторонней и развернутой ориентировочной деятельности у детей формируются правильные , точные , богатые образы , содержательные представления о предметах , которые становятся основой для развития мышления . Модельная , или схематическая , форма мышления рассматривается как промежуточная между образным и логическим мышлением , она предполагает умение ребенка выделить существенные параметры ситуации с опорой на схемы и модели , представленные во внешнем плане . В старшем дошкольном возрасте происходит формирование словесно логического мышления .

6 стр., 2905 слов

Мышление в деятельности работника юридической профессии

... вид мышления служит основным средством сложной позна­вательной деятельности человека, в том числе, разумеется, и юриста. Подчеркивая его важную роль, ... заподозрить в причастности к убийству достаточно большое количество лиц и после долгих поисков путем их проверки ... гих свойств рассматриваемого объекта» 2 .Аналогичную мысль в отношении следственного мышления выска­зывает и А.Р. Ратинов. «Концепция ...

23 стр., 11094 слов

Педагогическая поддержка одаренных детей

... педагогический эксперимент. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ 1.1 Феномен одаренности в психолого-педагогической литературе ... совершать определенные достижения в различных видах деятельности; высокая познавательная активность 8, с.53. Итак, одаренность ... в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а ...

Мышление непосредственно связано с речью

Речь

Исходя из определения

Главная функция речи состоит в том

Важное значение в интеллектуальном развитии ребенка придается также моменту саморазвития , самостоятельности и активности познания самого ребенка . Этот тип мышления назван детским экспериментированием и возникает как способ , помогающий понять скрытые связи и отношения , применять имеющие знания , пробовать свои силы . Постановка вопросов , догадки и гипотезы ребенка способствуют развитию гибкости и динамичности детского мышления .

На протяжении дошкольного возраста

В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности .

Таким образом

1.2. Понятие экспериментальная деятельность .

Введению термина

Детское экспериментирование

По мнению Н

4 стр., 1530 слов

Психология следственного эксперимента

... способом и т.д.). Следственным экспериментом руководит следователь. Он принимает решение о проведении следственного эксперимента, выдвигает версии, гипотезы, определяет условия проведения, круг участников, содержание, ... необыкновенные силы и способности. 2. Психология проверки показаний на месте В следственной практике утвердилось специфическое следственное действие – проверка показаний выходом ...

Ребенок

«

Деятельность

Деятельность

По мнению академика Н

Процесс познания

Эксперимент по Ефремовой

Эксперименты классифицируются по разным принципам

По характеру объектов , используемых в эксперименте : опыты : с растениями ; с животными ; с объектами неживой природы ; объектом которых является человек .

По месту проведения опытов : в групповой комнате ; на участке ; в лесу и т . д .

По количеству детей : индивидуальные , групповые , коллективные .

По причине их проведения : случайные , запланированные , поставленные в ответ на вопрос ребенка .

14 стр., 6623 слов

Наблюдение и эксперимент в социологическом исследовании

... эксперимента (например, при познании явлений и процессов в астрономии). Кроме того, с помощью результатов метода наблюдения проверяется адекватность и истинность теоретического исследования. Специфика социологических наблюдений Наблюдение в социологическом ... сторону деятельности коллектива. Из познавательных возможностей метода наблюдения вытекают его основные функции: во-первых, фиксации и ...

По характеру включения в педагогический процесс : эпизодические ( проводимые от случая к случаю ), систематические .

По продолжительности : кратковременные (5-15 мин .), длительные ( свыше 15 мин .).

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом : однократные , многократные , или циклические .

По месту в цикле : первичные , повторные , заключительные и итоговые .

По характеру мыслительных операций : констатирующие ( позволяющие увидеть какое то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями ), сравнительные ( позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта ), обобщающие ( эксперименты , в которых прослеживаются общие закономерности процесса , изучаемого ранее по отдельным этапам ).

19 стр., 9311 слов

Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

... в ДОУ. Предмет исследования: возможности использования экспериментальной деятельности детей как средство развития познавательной активности. Цель исследования: анализ формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы Задачи: Изучить ...

По характеру познавательной деятельности детей : иллюстративные ( детям все известно , и эксперимент только подтверждает знакомые факты ), поисковые ( дети не знают заранее , каков будет результат ), решение экспериментальных задач .

По способу применения в аудитории : демонстрационные , фронтальные .

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами , стремясь узнать что то новое . Они разбирают игрушки , наблюдают за падающими в воду предметами ( тонет не тонет ), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т . п . Но опасность такой самодеятельности заключается в том , что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ , элементарными правилами безопасности . Эксперимент же , специально организуемый педагогом , безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов , с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности . Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога , затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в развивающую предметно пространственную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком , если это безопасно для его здоровья . В связи с этим в дошкольной образовательной организации эксперимент должен отвечать следующим условиям : максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними , безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов , показ только существенных сторон явления или процесса , отчетливая видимость изучаемого явления , возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента .

18 стр., 8578 слов

Особенности развития предметной деятельности детей раннего возраста

... проблему особенностей развития предметной деятельности детей раннего возраста; - экспериментальным путем выявить уровень развития предметной деятельности детей раннего возраста; - разработать методические рекомендации для педагога-психолога. Методологической основой исследования явились теоретические положения о влиянии предметной деятельности на развитие личности детей раннего возраста (Т.И. ...

О чем должен помнить педагог

Критика

Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка

Воспитывать веру ребенка в свои силы

Воспитывать настойчивость в выполнении задания

Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей .

Подводить итоги эксперимента

Когда эксперимент закончен и сделаны выводы

Известно

На первом уровне педагог сам ставит проблему и намечает основные пути ее решения . Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться , что для достижения цели их знаний явно не достаточно . Взрослый сознательно подчеркивает возникшие противоречия , стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступной детям звеньев рассуждения . По мере накопления новых знаний дошкольники становятся более самостоятельны в поиске решения .

На втором уровне педагог только ставит проблемы

Переход от более низкого уровня экспериментальной деятельности к более высокому основан на принципах сокращения сообщаемой детям информации и предоставления им все большей самостоятельности .

Экспериментальная деятельность дает больше возможностей для физического и социального включения ребенка в работу с группой сверстников , чем традиционные методы обучения , позволяет самореализоваться и самоутвердиться .

С точки зрения педагогики

Работа в таком небольшом коллективе способствует максимальной заинтересованности каждого ребенка в экспериментальной деятельности , развитию самостоятельности , умения предлагать и формулировать варианты решения задачи , убедительно доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения других , управлять своим эмоциональным состоянием . Все это повышает самооценку ребенка , развивает его коммуникативно речевые умения и мышление , активизирует творческую , поисковую активность в новых нестандартных ситуациях .

При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод , близкий к идеальному . Знания , полученные не из книг , а добытые самостоятельно , всегда являются осознанными и более прочными . За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики , как Я . А . Коменский [13], И . Г . Песталоцци , Ж .- Ж . Руссо , К . Д . Ушинский [28] и многие другие .

1.3. Развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности .

В настоящее время мы являемся свидетелями того

Познавательная экспериментальная деятельность идет от самого ребенка с первых дней его жизни и эффективно способствует формированию его личности . Из утверждений академика Н . Н . Поддьякова « Мышление дошкольника »[22] следует , что детское экспериментирование интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства . И развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым условием успешного становления личности дошкольника . Это подтверждают и результаты современных исследований , которые показывают , что возможности умственного развития ребенка дошкольника напрямую зависят от потребности в познании окружающего мира .

Ребенку

Чувственное и рациональное познание следует рассматривать как разные стороны единого процесса познания ребенком окружающего мира . Б . Г . Ананьев справедливо отмечал , что « проблема взаимосвязи чувственного и логического , ощущения и мышления будет являться одной из центральных проблем »[1].

Все это как нельзя лучше сочетается в таком виде деятельности как экспериментирование . В 1990 году профессор , академик Академии творческой педагогики РАО Н . Н . Поддьяков , проанализировав и обобщив богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования , пришел к заключению , что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование . Для обоснования этого вывода им приводятся доказательства :

В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания . Данная деятельность не задана взрослым ребенку , а строится самими детьми .

В процессе экспериментирования достаточно четко представлен момент саморазвития : преобразования объекта , производимые ребенком , раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта , а новые знания об объекте , в свою очередь , позволяют производить новые , более сложные и совершенные преобразования .

Наконец

В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения , который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира , основанную на собственных наблюдениях , опытах , установлении взаимозависимостей , закономерностей и т . д . Исходной

формой экспериментирования

Л

В

Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование , т . е . приобретает следующий ряд навыков данной деятельности : видеть и выделять проблему , принимать и ставить цель , решать проблемы , анализировать , выделять существенные

признаки и связи

Главное достоинство метода экспериментирования в детском саду заключается в том , что :

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта , о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания .

Идет обогащение памяти ребенка , активизируются его мыслительные процессы , так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза . Сравнения и классификации .

  • Развивается речь ребенка , так как ему необходимо давать отчет об увиденном , формулировать обнаруженные закономерности и выводы .

  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций , которые рассматриваются как умственные умения .

  • Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности , способности преобразовывать какие либо предметы и явления для достижения определенного результата .

  • В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка , творческие способности , формируются трудовые навыки , укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности .

Как доказал Н

В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой , а многоуровневый эксперимент :

  • физический : учится управлять своим телом и отдельными органами ;

  • природоведческий : знакомится с миром , со свойствами объектов и причинно следственными связями ;

  • социальный : запоминает особенности каждого человека , формы взаимодействия людей друг с другом ;

  • познавательный : тренирует мыслительные процессы , осваивает мыслительные операции ; · лингвистический : играет в словесные игры , занимается словотворчеством , обсуждает итоги эксперимента ;

  • поведенческий : моделирует свое поведение в различных ситуациях .

Многолетние исследования экспериментальной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений :

  1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности , в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования , процессы возникновения и развития новых мотивов личности , лежащих в основе самодвижения , саморазвития дошкольников .

  2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей , направленная на получение новых сведений , новых знаний ( познавательная форма экспериментирования ), на получение продуктов детского творчества новых построек , рисунков , сказок и т . п . ( продуктивная форма экспериментирования ).

  3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества .

  4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов .

  5. Деятельность экспериментирования , взятая во всей ее полноте и универсальности , является всеобщим способом функционирования психики .

Вывод к первой главе

Экспериментирование пронизывает все сферы жизни ребенка

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка

Познавательные процессы в психологии являются очень важными

Глава 2. Эмпирические исследования развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

2.1. Диагностика познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста .

В связи

Цель нашего исследования изучить особенности развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста . Выборка данного исследования является группа детей 5-6 лет в количестве 20 человек , которые посещают МБДОУ д / с №28 города Глазова .

Для проведения данного исследования были подобраны следующие методики :

для диагностики

Для диагностики развития речи

Данные методики взяты из учебника Р

Методика « Раздели на группы ». Приложение №1.

Этот вариант методики

Ему показывают картинку

Оценка результатов

10 –

8-9 –

6-7 –

4-5 –

2-3 –

0-1 –

Выводы об уровне развития

Таблица №1. « Диагностика мышления дошкольников »

Порядковый номер ребенка

Оценка результатов

Уровень развития

1

7

средний

2

5

средний

3

7

средний

4

8

высокий

5

5

средний

6

6

средний

7

8

высокий

8

7

средний

9

5

средний

10

9

высокий

11

4

средний

12

7

средний

13

5

средний

14

5

средний

15

7

средний

16

4

средний

17

6

средний

18

8

средний

19

9

средний

20

4

средний

Результат по таблице

Методика Назови слова

Представляемая далее методика определяет запас слов

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отво

  1. Животные . 2. Растения . 3. Цвета предметов . 4. Формы предметов . 5. Другие признаки предметов , кроме формы и цвета . 6. Действия человека .

  2. Способы выполнения человеком действий .

  3. Качества выполняемых человеком действий .

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов

Оценка результатов

10 баллов ребенок назвал 40 и более разных слов , относящих ся ко всем группам .

8-9 баллов ребенок назвал от 35 до 39 разных слов , относя щихся к различным группам .

6-7 баллов ребенок назвал от 30 до 34 различных слов , свя занных с разными группами .

4-5 баллов ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различ ных групп .

2-3 балла ребенок назвал от 20 до 24 разных слов , связанных с различными группами .

0-1 балл ребенок за все время назвал не более 19 слов .

Выводы об уровне развития

10

8-9

4-7

2-3

0-1

Таблица №2. Диагностика развития речи детей .

П / н ребёнка

Количество слов

Баллы

Уровень развития

1

27

4-5

средний

2

25

4-5

средний

3

27

4-5

средний

4

35

8-9

высокий

5

25

4-5

средний

6

31

6-7

средний

7

37

8-9

высокий

8

27

4-5

средний

9

26

4-5

средний

10

40

8-9

высокий

11

25

4-5

средний

12

З

6-7

средний

13

28

4-5

средний

14

25

4-5

средний

15

31

6-7

средний

16

25

4-5

средний

17

26

4-5

средний

18

36

8-9

высокий

19

40

8-9

высокий

20

26

4-5

средний

Результат по таблице

В нашей группе также проводилось анкетирование родителей с целью выявления отношения их к экспериментальной деятельности детей ( смотри Приложение №2)

65%

50%

62%

52%

41%

Из этого следует

2.2. Рекомендации воспитателям и родителям по развитию познавательной сферы в процессе экспериментальной деятельности .

Нам хотелось бы

Не следует отмахиваться от желаний ребенка

Поощряйте любопытство

Не отказывайтесь от совместных действий с ребенком

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка , способствуют потери интереса к экспериментальной деятельности .

Не указывайте на ошибки и недостатки деятельности ребенка

Предоставляйте возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами , поощряйте экспериментирование с ними , формируя в детях

мотив

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка

Всегда помните

Любопытны наши дети

Знать хотят про всё на свете

Почему в реке вода

Облака бегут куда

Почему летают птицы

И не могут заблудиться

Интерес чтоб не погас

Вся надежда лишь на нас

Тайн в природе очень много

Мы покажем к ним дорогу

Для целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста была изучена , проанализирована специальная литература и был создан конспект занятия « Удивительные камни » в старшей группе ( смотри Приложение №3).

Вывод по

Таким образом

важную роль в становлении человеческого сознания

Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей показали

Также провели анкетирование родителей и для повышения уровня познавательной сферы дали рекомендации родителям и воспитателям . Для воспитателей предложили конспект занятия по экспериментированию « Удивительные камни ».

Заключение

Итак

Основными результатами работы явилось следующее

изучены особенности познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста ;

проанализировано развитие познавательных процессов у детей 5-6 лет в процессе экспериментальной деятельности ;

проведено диагностическое исследование и анализ развития мышления и речи у детей 5-6 лет ;

Дошкольное детство

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/poznavatelnaya-deyatelnost-doshkolnikov/

1.

Божович Л

Большой энцикл опедический словарь

Венгер Л

Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста

Выготский

Дыбина О

Дьюи Джон

Запорожец

Иванова А

Куликовская И

Куликовская И

Коменский Ян Амос

Короткова Н

Леонтьев А

Локк Дж

Мухина В

Немов Р

В

Поддъяков Н

Поддьяков А

Пиаже Ж

Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника

Рогов Р

Рубинштейн С

Рубинштейн С

Сухомлинский В

Ушинский К

Ушинский К

Урунтаева Г

Чехонина О

Эльконин Б

Эльконин Д