1. Теоретические основы проблемы развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
1.1. Характеристика познавательной сферы дошкольника
В современной психологии познавательная сфера отдельного человека рассматривается как упорядоченная совокупность тех внутренних « категорий », посредством которых он реально воспринимает и оценивает окружающий мир .
Познавательная сфера дошкольников
К первому компоненту познания относится
—
—
—
Информация рассматривается как средство
Познавательные процессы
В дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого . Ребенок , в отличие от взрослого , в большинстве случаев рассматривает предметы такими , какими их дает непосредственно восприятие , он не видит вещи в их внутренних отношениях . Свое мгновенное восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным . При восприятии окружающей действительности старший дошкольник ориентируется на всё более развивающиеся свойства восприятия – предметность восприятия , целостность , структурность . Его восприятие становится всё более осмысленным , у него начинает срабатывать зависимость восприятия от содержания психической жизни ребенка , от особенностей его личности ; сложные формы восприятия ( восприятие пространства , времени , движения и т . д .) продолжают развиваться и всё чаще ребенок использует их в качестве ориентира в тех или иных жизненных ситуациях .
Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного ...
... Наиболее содержательным показателем уровня развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста является степень овладения такими перцептивными действиями, как отнесение к эталону и перцептивное моделирование. Восприятие, являясь познавательным процессом, характеризуется рядом закономерностей, основными ...
Особое место в познавательной сфере занимает память
Впечатления
На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира восприятия , образного мышления , воображения . В дошкольном возрасте внимание , память , мышление приобретают опосредствованный , знаковый характер , становятся высшими психическими функциями . Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности , задают большое количество вопросов , в которых отражается их стремление по — своему классифицировать предметы и явления , найти общие и различные признаки живого и неживого , прошлого и современности , добра и зла .
«Изучение особенностей мышления детей младшего школьного ...
... Также следует отметить, что все дети с ЗПР нуждаются в специальном обучении. Особенности формирования мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития Развитие мышления детей с особыми образовательными потребностями подчинено тем же ...
Именно к этому возрасту относятся вопросы о происхождении различных предметов и явлений . Эти вопросы носят поистине принципиальный характер ( откуда взялся мир , откуда берутся дети ). К возрасту 5-7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления , как смерть , жизнь . Это первая исходная форма теоретического мышления ребенка . По данным Ж . Пиаже , период от 2 до 7 лет представляет собой переход от сенсомоторного интеллекта ( приспособления к условиям ситуации при помощи практических действий ) к первоначальным формам логического мышления . Основное интеллектуальное достижение дошкольного возраста – ребенок начинает мыслить в уме , во внутреннем плане . Интеллектуальные возможности ребенка — дошкольника значительно выше , чем это ранее предполагалось . В условиях целенаправленного обучения дети могут достигнуть более высокого уровня мышления . В результате специально организованной разносторонней и развернутой ориентировочной деятельности у детей формируются правильные , точные , богатые образы , содержательные представления о предметах , которые становятся основой для развития мышления . Модельная , или схематическая , форма мышления рассматривается как промежуточная между образным и логическим мышлением , она предполагает умение ребенка выделить существенные параметры ситуации с опорой на схемы и модели , представленные во внешнем плане . В старшем дошкольном возрасте происходит формирование словесно – логического мышления .
Мышление в деятельности работника юридической профессии
... вид мышления служит основным средством сложной познавательной деятельности человека, в том числе, разумеется, и юриста. Подчеркивая его важную роль, ... заподозрить в причастности к убийству достаточно большое количество лиц и после долгих поисков путем их проверки ... гих свойств рассматриваемого объекта» 2 .Аналогичную мысль в отношении следственного мышления высказывает и А.Р. Ратинов. «Концепция ...
Педагогическая поддержка одаренных детей
... педагогический эксперимент. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ 1.1 Феномен одаренности в психолого-педагогической литературе ... совершать определенные достижения в различных видах деятельности; высокая познавательная активность 8, с.53. Итак, одаренность ... в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а ...
Мышление непосредственно связано с речью
Речь
Исходя из определения
Главная функция речи состоит в том
Важное значение в интеллектуальном развитии ребенка придается также моменту саморазвития , самостоятельности и активности познания самого ребенка . Этот тип мышления назван детским экспериментированием и возникает как способ , помогающий понять скрытые связи и отношения , применять имеющие знания , пробовать свои силы . Постановка вопросов , догадки и гипотезы ребенка способствуют развитию гибкости и динамичности детского мышления .
На протяжении дошкольного возраста
В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности .
Таким образом
1.2. Понятие экспериментальная деятельность .
Введению термина
Детское экспериментирование
По мнению Н
Психология следственного эксперимента
... способом и т.д.). Следственным экспериментом руководит следователь. Он принимает решение о проведении следственного эксперимента, выдвигает версии, гипотезы, определяет условия проведения, круг участников, содержание, ... необыкновенные силы и способности. 2. Психология проверки показаний на месте В следственной практике утвердилось специфическое следственное действие – проверка показаний выходом ...
Ребенок
«
Деятельность
Деятельность
По мнению академика Н
Процесс познания
Эксперимент по Ефремовой
Эксперименты классифицируются по разным принципам
– По характеру объектов , используемых в эксперименте : опыты : с растениями ; с животными ; с объектами неживой природы ; объектом которых является человек .
– По месту проведения опытов : в групповой комнате ; на участке ; в лесу и т . д .
– По количеству детей : индивидуальные , групповые , коллективные .
– По причине их проведения : случайные , запланированные , поставленные в ответ на вопрос ребенка .
Наблюдение и эксперимент в социологическом исследовании
... эксперимента (например, при познании явлений и процессов в астрономии). Кроме того, с помощью результатов метода наблюдения проверяется адекватность и истинность теоретического исследования. Специфика социологических наблюдений Наблюдение в социологическом ... сторону деятельности коллектива. Из познавательных возможностей метода наблюдения вытекают его основные функции: во-первых, фиксации и ...
– По характеру включения в педагогический процесс : эпизодические ( проводимые от случая к случаю ), систематические .
– По продолжительности : кратковременные (5-15 мин .), длительные ( свыше 15 мин .).
– По количеству наблюдений за одним и тем же объектом : однократные , многократные , или циклические .
– По месту в цикле : первичные , повторные , заключительные и итоговые .
– По характеру мыслительных операций : констатирующие ( позволяющие увидеть какое — то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями ), сравнительные ( позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта ), обобщающие ( эксперименты , в которых прослеживаются общие закономерности процесса , изучаемого ранее по отдельным этапам ).
Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
... в ДОУ. Предмет исследования: возможности использования экспериментальной деятельности детей как средство развития познавательной активности. Цель исследования: анализ формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы Задачи: Изучить ...
– По характеру познавательной деятельности детей : иллюстративные ( детям все известно , и эксперимент только подтверждает знакомые факты ), поисковые ( дети не знают заранее , каков будет результат ), решение экспериментальных задач .
– По способу применения в аудитории : демонстрационные , фронтальные .
Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами , стремясь узнать что — то новое . Они разбирают игрушки , наблюдают за падающими в воду предметами ( тонет – не тонет ), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т . п . Но опасность такой “ самодеятельности ” заключается в том , что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ , элементарными правилами безопасности . Эксперимент же , специально организуемый педагогом , безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов , с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности . Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога , затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в развивающую предметно — пространственную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком , если это безопасно для его здоровья . В связи с этим в дошкольной образовательной организации эксперимент должен отвечать следующим условиям : максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними , безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов , показ только существенных сторон явления или процесса , отчетливая видимость изучаемого явления , возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента .
Особенности развития предметной деятельности детей раннего возраста
... проблему особенностей развития предметной деятельности детей раннего возраста; - экспериментальным путем выявить уровень развития предметной деятельности детей раннего возраста; - разработать методические рекомендации для педагога-психолога. Методологической основой исследования явились теоретические положения о влиянии предметной деятельности на развитие личности детей раннего возраста (Т.И. ...
О чем должен помнить педагог
Критика
Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка
Воспитывать веру ребенка в свои силы
Воспитывать настойчивость в выполнении задания
Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей .
Подводить итоги эксперимента
Когда эксперимент закончен и сделаны выводы
Известно
На первом уровне педагог сам ставит проблему и намечает основные пути ее решения . Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться , что для достижения цели их знаний явно не достаточно . Взрослый сознательно подчеркивает возникшие противоречия , стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступной детям звеньев рассуждения . По мере накопления новых знаний дошкольники становятся более самостоятельны в поиске решения .
На втором уровне педагог только ставит проблемы
Переход от более низкого уровня экспериментальной деятельности к более высокому основан на принципах сокращения сообщаемой детям информации и предоставления им все большей самостоятельности .
Экспериментальная деятельность дает больше возможностей для физического и социального включения ребенка в работу с группой сверстников , чем традиционные методы обучения , позволяет самореализоваться и самоутвердиться .
С точки зрения педагогики
Работа в таком небольшом коллективе способствует максимальной заинтересованности каждого ребенка в экспериментальной деятельности , развитию самостоятельности , умения предлагать и формулировать варианты решения задачи , убедительно доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения других , управлять своим эмоциональным состоянием . Все это повышает самооценку ребенка , развивает его коммуникативно — речевые умения и мышление , активизирует творческую , поисковую активность в новых нестандартных ситуациях .
При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод , близкий к идеальному . Знания , полученные не из книг , а добытые самостоятельно , всегда являются осознанными и более прочными . За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики , как Я . А . Коменский [13], И . Г . Песталоцци , Ж .- Ж . Руссо , К . Д . Ушинский [28] и многие другие .
1.3. Развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности .
В настоящее время мы являемся свидетелями того
Познавательная экспериментальная деятельность идет от самого ребенка с первых дней его жизни и эффективно способствует формированию его личности . Из утверждений академика Н . Н . Поддьякова « Мышление дошкольника »[22] следует , что детское экспериментирование интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства . И развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым условием успешного становления личности дошкольника . Это подтверждают и результаты современных исследований , которые показывают , что возможности умственного развития ребенка дошкольника напрямую зависят от потребности в познании окружающего мира .
Ребенку
Чувственное и рациональное познание следует рассматривать как разные стороны единого процесса познания ребенком окружающего мира . Б . Г . Ананьев справедливо отмечал , что « проблема взаимосвязи чувственного и логического , ощущения и мышления будет являться одной из центральных проблем »[1].
Все это как нельзя лучше сочетается в таком виде деятельности как экспериментирование . В 1990 году профессор , академик Академии творческой педагогики РАО Н . Н . Поддьяков , проанализировав и обобщив богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования , пришел к заключению , что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование . Для обоснования этого вывода им приводятся доказательства :
В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания . Данная деятельность не задана взрослым ребенку , а строится самими детьми .
В процессе экспериментирования достаточно четко представлен момент саморазвития : преобразования объекта , производимые ребенком , раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта , а новые знания об объекте , в свою очередь , позволяют производить новые , более сложные и совершенные преобразования .
Наконец
В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения , который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира , основанную на собственных наблюдениях , опытах , установлении взаимозависимостей , закономерностей и т . д . Исходной
формой экспериментирования
Л
В
Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование , т . е . приобретает следующий ряд навыков данной деятельности : видеть и выделять проблему , принимать и ставить цель , решать проблемы , анализировать , выделять существенные
признаки и связи
Главное достоинство метода экспериментирования в детском саду заключается в том , что :
– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта , о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания .
– Идет обогащение памяти ребенка , активизируются его мыслительные процессы , так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза . Сравнения и классификации .
-
Развивается речь ребенка , так как ему необходимо давать отчет об увиденном , формулировать обнаруженные закономерности и выводы .
-
Происходит накопление фонда умственных приемов и операций , которые рассматриваются как умственные умения .
-
Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности , способности преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата .
-
В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка , творческие способности , формируются трудовые навыки , укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности .
Как доказал Н
В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой , а многоуровневый эксперимент :
-
физический : учится управлять своим телом и отдельными органами ;
-
природоведческий : знакомится с миром , со свойствами объектов и причинно — следственными связями ;
-
социальный : запоминает особенности каждого человека , формы взаимодействия людей друг с другом ;
-
познавательный : тренирует мыслительные процессы , осваивает мыслительные операции ; · лингвистический : играет в словесные игры , занимается словотворчеством , обсуждает итоги эксперимента ;
-
поведенческий : моделирует свое поведение в различных ситуациях .
Многолетние исследования экспериментальной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений :
-
Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности , в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования , процессы возникновения и развития новых мотивов личности , лежащих в основе самодвижения , саморазвития дошкольников .
-
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей , направленная на получение новых сведений , новых знаний ( познавательная форма экспериментирования ), на получение продуктов детского творчества – новых построек , рисунков , сказок и т . п . ( продуктивная форма экспериментирования ).
-
Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества .
-
В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов .
-
Деятельность экспериментирования , взятая во всей ее полноте и универсальности , является всеобщим способом функционирования психики .
Вывод к первой главе
Экспериментирование пронизывает все сферы жизни ребенка
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка
Познавательные процессы в психологии являются очень важными
Глава 2. Эмпирические исследования развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности
2.1. Диагностика познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста .
В связи
Цель нашего исследования изучить особенности развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста . Выборка данного исследования является группа детей 5-6 лет в количестве 20 человек , которые посещают МБДОУ д / с №28 города Глазова .
Для проведения данного исследования были подобраны следующие методики :
для диагностики
Для диагностики развития речи
Данные методики взяты из учебника Р
Методика « Раздели на группы ». Приложение №1.
Этот вариант методики
Ему показывают картинку
Оценка результатов
10 –
8-9 –
6-7 –
4-5 –
2-3 –
0-1 –
Выводы об уровне развития
Таблица №1. « Диагностика мышления дошкольников »
Порядковый номер ребенка
Оценка результатов
Уровень развития
1
7
средний
2
5
средний
3
7
средний
4
8
высокий
5
5
средний
6
6
средний
7
8
высокий
8
7
средний
9
5
средний
10
9
высокий
11
4
средний
12
7
средний
13
5
средний
14
5
средний
15
7
средний
16
4
средний
17
6
средний
18
8
средний
19
9
средний
20
4
средний
Результат по таблице
Методика “ Назови слова ”
Представляемая далее методика определяет запас слов
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отво
-
Животные . 2. Растения . 3. Цвета предметов . 4. Формы предметов . 5. Другие признаки предметов , кроме формы и цвета . 6. Действия человека .
-
Способы выполнения человеком действий .
-
Качества выполняемых человеком действий .
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов
Оценка результатов
10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов , относящих ся ко всем группам .
8-9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов , относя щихся к различным группам .
6-7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов , свя занных с разными группами .
4-5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различ ных групп .
2-3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов , связанных с различными группами .
0-1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов .
Выводы об уровне развития
10
8-9
4-7
2-3
0-1
Таблица №2. Диагностика развития речи детей .
П / н ребёнка
Количество слов
Баллы
Уровень развития
1
27
4-5
средний
2
25
4-5
средний
3
27
4-5
средний
4
35
8-9
высокий
5
25
4-5
средний
6
31
6-7
средний
7
37
8-9
высокий
8
27
4-5
средний
9
26
4-5
средний
10
40
8-9
высокий
11
25
4-5
средний
12
З
6-7
средний
13
28
4-5
средний
14
25
4-5
средний
15
31
6-7
средний
16
25
4-5
средний
17
26
4-5
средний
18
36
8-9
высокий
19
40
8-9
высокий
20
26
4-5
средний
Результат по таблице
В нашей группе также проводилось анкетирование родителей с целью выявления отношения их к экспериментальной деятельности детей ( смотри Приложение №2)
65%
50%
62%
52%
41%
Из этого следует
2.2. Рекомендации воспитателям и родителям по развитию познавательной сферы в процессе экспериментальной деятельности .
Нам хотелось бы
Не следует отмахиваться от желаний ребенка
Поощряйте любопытство
Не отказывайтесь от совместных действий с ребенком
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка , способствуют потери интереса к экспериментальной деятельности .
Не указывайте на ошибки и недостатки деятельности ребенка
Предоставляйте возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами , поощряйте экспериментирование с ними , формируя в детях
мотив
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка
Всегда помните
Любопытны наши дети
Знать хотят про всё на свете
Почему в реке вода
Облака бегут куда
Почему летают птицы
И не могут заблудиться
Интерес чтоб не погас
Вся надежда лишь на нас
Тайн в природе очень много
Мы покажем к ним дорогу
Для целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста была изучена , проанализирована специальная литература и был создан конспект занятия « Удивительные камни » в старшей группе ( смотри Приложение №3).
Вывод по
Таким образом
важную роль в становлении человеческого сознания
Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей показали
Также провели анкетирование родителей и для повышения уровня познавательной сферы дали рекомендации родителям и воспитателям . Для воспитателей предложили конспект занятия по экспериментированию « Удивительные камни ».
Заключение
Итак
Основными результатами работы явилось следующее
– изучены особенности познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста ;
—
– проанализировано развитие познавательных процессов у детей 5-6 лет в процессе экспериментальной деятельности ;
– проведено диагностическое исследование и анализ развития мышления и речи у детей 5-6 лет ;
Дошкольное детство
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/poznavatelnaya-deyatelnost-doshkolnikov/
1.
Божович Л
Большой энцикл опедический словарь
Венгер Л
Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста
Выготский
Дыбина О
Дьюи Джон
Запорожец
Иванова А
Куликовская И
Куликовская И
Коменский Ян Амос
Короткова Н
Леонтьев А
Локк Дж
Мухина В
Немов Р
В
Поддъяков Н
Поддьяков А
Пиаже Ж
Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника
Рогов Р
Рубинштейн С
Рубинштейн С
Сухомлинский В
Ушинский К
Ушинский К
Урунтаева Г
Чехонина О
Эльконин Б
Эльконин Д