На современном этапе развития общества на первое место выступают проблемы управления людьми как личностями, а организационная сторона управления смещается на второй план и превращается в фон, на котором эти проблемы рассматриваются.
В управлении под личностью подразумевают человека как субъекта активной сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт. Эти черты, с одной стороны, формируются под действием природных свойств человека (нервной системы, памяти, чувств, эмоций, восприятия и т.д.), с другой — социальных свойств (роль, статус, знания, опыт, привычки и т.д.).
Каждую личность можно представить такими важными элементами, как направленность, способность и характер.
Тема данной работы: психологические типы людей и работников.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: определение понятия личности; изучение психологических особенностей различных типов личности по К. Юнгу и Майерс-Бриггс; рассмотрение типов личности в организации.
В любой организации существуют группы, характерными особенностями которых являются:
Во-первых, члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы.
Во-вторых, взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга и т.п.
В-третьих, в группе наряду с формальным распределением ролей, если таковое существует, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой. Отдельные члены группы берут на себя роль генераторов идей, другие склонны к координации усилий членов группы, третьи заботятся о взаимоотношениях в группе, о поддержании хорошего климата в коллективе, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в работе, все выполнялось в срок и доводилось до конца. Есть люди, которые выполняют роль структуризаторов, они ставят перед группой цели, отслеживают влияние окружения на решаемые группой задачи.
Эти и другие роли группового поведения люди выполняют в соответствии с их способностями и внутренним призванием. Поэтому в хорошо функционирующих группах обычно создаются возможности для того, чтобы человек мог вести себя в соответствии со своими способностями к групповым действиям и органично присущей ему определенной ролью члена группы.
По истории «Роль личности в истории России»
... события в истории России Задачи. Найти и проанализировать разные мнения об исторических событиях. Методология. Роль Ивана Грозного в истории России может подразумеваться на две разные вещи. Первое – роль эпохи его правления. Второе – роль личности ...
Важной причиной формирования групп является стремление человека к объединению с другими людьми, к формированию устойчивых форм взаимодействия с людьми. Группа дает человеку:
- ощущение защищенности;
- помощь в решении своих задач и предостережения;
- в группе человеку легче добиться вознаграждения в виде признания, похвалы или же материального поощрения;
- в группе человек учится, перенимая опыт других, лучше осознавая свои возможности и потенциал;
- группа предает человеку больше уверенности в себе во внешних взаимодействиях, способствует развитию его самосознания;
- группа предоставляет человеку возможность препровождения времени в приятном для него окружении, возможность избежать одиночества и состояния потерянности [3, с.79].
Существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типы групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.
Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например, комиссия по разработке какого-либо проекта.
Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.д. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру.
Неформальные группы обычно имеют свои неписанные правила и формы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В них складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние, равное или даже больше, чем формальные структуры.
На эффективность работы группы влияет ряд факторов: пол, возраст, профессиональная подготовка, размер и состав группы, групповые нормы (которые подсказывают членам группы, какое поведение и результаты ожидаются от них), групповое единомыслие (подавление отдельной личностью своих взглядов, чтобы не войти в противоречие с др. членами группы), сплоченность группы (мера тяготения членов группы друг к другу), конфликтность и др.
1.2 Классические типологии поведения личности
В связи с тем, что психологических школ достаточно много, существуют разные классификации психологических типов (психотипов).
Классификации, разработанные до 20 века.
Типы темпераментов по Гиппократу: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Смотри типы темпераментов. [14]
Преступный тип по Чезаре Ломброзо;
Классификации, разработанные в первой половине 20 века;
Типы характера по Э.
Типы темперамента по У.Г. Шелдону: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный тип;
- Личностные типы по Карлу Юнгу: экстраверт — интроверт;
- Личностные типы по Юнгу. Развитием этой классификации стала типология Майерс-Бриггс (MBTI); [5с.48]
Тип акцентуированной личности по К. Леонгарду: лабильный, демонстративный и др.
Малая социальная группа, ее функции и виды
Социология малых групп - область социологии, изучающая малые социальные группы и контактные коллективы. Предметом ее исследования являются: формирование, функционирование и развитие малых групп на разных ... Понятие коллектива, основные признаки и классификация коллективов Коллектив - группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной ...
Психотип по П.Б. Ганнушкину. В книге «Клиника психопатий: их статика, динамика и систематика» Ганнушкиным была предложена следующая классификация: циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные, конституционально — глупые. [5с.50]
Также были описаны дополнительные подгруппы: депрессивные, возбудимые, эмоционально-лабильные, неврастеники, психастеники, мечтатели, фанатики, патологические лгуны. Элементы его типологии в дальнейшем были использованы в работах А.Е. Личко. [5, с.86]
Классификации, разработанные во второй половине 20 века;
Интернальный
Соционические типы. В 70-80-х годах XX века в СССР Аушра Аугустинавичюте на базе типологии Юнга предложила ряд гипотез о психологических типах, назвав свою типологию «соционика» [1, с.40].
Юнг описал две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия. [14]
Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущий силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удалятся от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая, другая выступает в качестве вспомогательной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентации являются личности, чьи модели поведения определены и предсказуемы.
Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в неё психологические функции. Четыре основные функции, выделенные им, — это мышление, ощущение, чувство и интуиция.
Мышление и чувство.
Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция — чувство — информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует своё внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит ценности вещей в категориях «плохой или хороший», «приятный или неприятный», «побуждает к чему-либо или взывает скуку». По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентирована на построение рациональных суждений, цель которых — определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесение суждений о том, является опыт, прежде всего приятным или неприятным.
Ощущение и интуиция.
Функции эмоций в жизнедеятельности человека
... ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе ... не приятном их исходе, выделяют предвосхищающую функцию эмоций (Запорожец, Неверович, 1974г.). Поскольку предвосхищение событий ... относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие ...
Вторую пару противоположных функций
Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация обычно является доминирующей, точно также, только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознаётся. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, интегрированная личность для совладениями с жизненными ситуациями использует все противоположные функции.
Две эго-ориентации и четыре психологические функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный тип фокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами.
Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа являлся З. Фрейд. Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих. В данном случае Юнг, вероятно, в качестве прототипа имел в виду себя.
В отличие от Фрейда, предававшего особое внимание ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты).
С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей, реализует себя всё более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результатом стремления всех компонентов личности к единству. Эта тема стремления к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.
Согласно Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация «Я», то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация — это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своём конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому, высвобождается энергия необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг назвал самореализацией. Он считал, что это конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.
Личность как психологический носитель социальных свойств
... биологической сущности в социальную. Главным формирующим фактором этого процесса является социальный фактор, фактор включенности человека в социальные взаимодействия. Следовательно, личность - продукт социальной жизни, который активно ... человека можно называть личностью? Вопрос о том, что такое личность, какого человека можно назвать личностью - один из центральных не только для психологии, ...
Холерик. У него сильная, подвижная, неуравновешенная нервная система. Его отличительная черта — высокая эмоциональность, его настроения меняются очень быстро. Вот только что он был мил и весел, но уже через минуту вдруг сник, а затем и вовсе разозлился без особой, вроде бы, причины. У холерика обычно громкий голос, резкие движения, быстрая речь. Он с энтузиазмом, с энергией берется что-то делать, но уже вскоре его энергия гаснет, и он может все бросить.
Монотонная работа не для него. Холерик лучше всего себя чувствует в такой деятельности, которая подразумевает общение с людьми.
Сангвиник — из всех психологических типов этот человек отличается большой жизнерадостностью и энергией, вокруг него распространяется атмосфера позитива, теплоты. У сангвиника эмоции тоже очень сильные, как и у холерика, но он более уравновешен. За его внешней активностью чувствуется внутреннее спокойствие. Неприятности и неудачи его не выбивают из колеи, он очень быстро берет себя в руки и справляется с трудностями.
У сангвиника огромная работоспособность, он предпочитает, занявшись чем-то, сделать это за один раз, не откладывая на потом — чтобы в следующий раз заняться чем-то новым: сангвиник не любит однообразия. Люди этого типа чаще всего имеют хорошее настроение, они быстры в речи и движениях. У них обычно множество друзей, для них не проблема — общение с незнакомыми людьми.
Сангвиников часто изображают в виде полных и веселых людей — вроде актрисы Натальи Крачковской.
Следующий тип — меланхолик — говорит сам за себя. Это обычно человек невеселый, печальный. Глядя на него, думаешь, что он вот-вот заплачет. На лице будто застыла маска вселенской скорби, и другие эмоции — гнев, веселье, ярость — редко проявляются внешне. Обиды тоже как будто бы его не трогают, но это неверное впечатление: в душе меланхолика появляется глубокая рана.
Меланхолики обычно бывают людьми худыми и грустными. Типичный меланхолик — представитель субкультуры «эмо», о них сочиняют анекдоты вроде этого: «Если пятерых «эмо» запереть в комнате — что будет? — Один из них покончит с собой, так как ему угла не достанется, чтобы в него забиться и плакать».
В принципе, меланхолики не избегают людей, могут проявлять самые разные эмоции, но все же в основном они либо чего-то боятся, либо опасаются. Из всех психологических типов меланхолики лучше всего справляются с деятельностью, которая не связана с эмоциями — бухгалтерия, шитье, конструирование, работа с компьютером.
Флегматик — человек, который никуда не торопится. Он не так скор на проявление эмоций, как холерик или сангвиник, его нечасто увидишь заливающимся смехом или разъяренным. Речь флегматика совершенно не окрашена эмоциями, поэтому понять его чувства довольно сложно. Флегматика не так-то просто вывести из его обычно спокойного состояния, его эмоции устойчивы и медленно сдвигаются. Такой тип как будто копит в себе, удерживает какие-то эмоции, но когда они его переполнят, наступает всплеск [2, С.111].
Психологические и социальные особенности личности безработного человека
... человека как личности, но и о признании социальных норм и правил - главнейшими для человека в процессе его взаимодействия с другими индивидами. Вместе с этим, безработные ... портрет безработного выглядит следующим образом: безработный представляется городским мужчиной в возрасте 36 лет. Доля экономически активного населения составляет 74,6 млн. человек (>52% населения). Долю безработных ...
Движения флегматика выдают в нем человека основательного и уверенного. Он очень долго принимает решения, но после выбора уже не колеблется и не отступается.
В незнакомой обстановке флегматик долго привыкает к окружению, к людям. Поскольку для разных психологических типов подходит разная сфера деятельности, лучшей для флегматика будет работа, не связанная с переменами, однообразная. В своей колее он будет себя чувствовать уверенно и легко.
Это основные психологические типы людей.
Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей.
В социологии предлагаются различные критерии и уровни обобщения социальной типологии личности. Так, принято выделять модальный, идеальный и базисный типы личности. Модельным называют тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Базисный тип — тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, рассматривается как эталон личности будущего.
Большой вклад в разработку социальной типологии личности внес американский социолог и психолог Э. Фромм (1900-1980), создавший концепцию социального характера. Согласно его теории, связями между психикой людей и социальной структурой выступают социальные характеры, выработанные психикой человека под воздействием социальной среды. По его определению, социальный характер представляет собой «ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры». Э. Фромм считал, что значение социального характера состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. В человеческой истории он выделил четыре типа социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный [4, С.90].
Наиболее распространенной в современной социологии считается типология личности в зависимости от их ценностных ориентаций:
- традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены очень слабо;
- у идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость и критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение к авторитетам;
- для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как выброшенного из потока жизни;
- реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;
- гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», стремление «насладиться жизнью» и удовлетворить потребительские желания.
Иными словами, социальный тип личности — это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них — на его реальное поведение.
Коллективистская личность возникает в недрах первобытнообщинного строя и проходит следующие стадии: 1) патриархальную; 2) пролетарскую; 3) советскую. Она характеризуется определенным характером, ментальностью, мировоззрением.
V002880 Сновидения и его роль в психической жизни человека по Фрейду и Юнгу
... спящего человека в бодрствующего. Фрейд констатирует чутким различие между содержанием сновидения и его потаенными мыслями (сюжетом сновидения), и полагает, что сущность снов является процедурой работы сновидения, а не его источник. Если же путают сновидение с его ...
Патриархальная личность религиозна, необразованная, занята сельскохозяйственным трудом, формируется в патриархальной семье, обладает малой социальной мобильностью, видит смысл своей жизни в религиозности и выполнении традиционных ролей, ставит интересы общины выше своих, органически коллективная. Ценностью патриархальной личности является прежде всего родственная (и личная) связь людей, входящих в большую (патриархальную) семью. Она формируется в доиндустриальном (аграрном) обществе, которое повсеместно господствовало до XIII века. Такие общества и личности сохраняются и сейчас на обширных территориях Земли, в том числе в России, в несколько измененном виде.
Индустриальные пролетарии стали новыми, постпатриархальными коллективистами, их объединили тяжелый механический труд, бедность, маргинальность (как недавних выходцев из деревни), бесправие, ненависть к буржуа, желание изменить свое социальное положение, революционность. Масса пролетариев, образовавшихся в России в результате роста капитализма, на фоне мировой войны стала социальной базой революций 1917 года, гражданской войны, советского социализма и коллективизма. А на Западе рабочие стали социальной базой формирования мелкобуржуазного среднего класса, буржуазного социализма, солидаризма.
Советский коллективист связан с множеством коллективов: школьным, студенческим, производственным, армейским и т.д.
Коллективистская личность убеждена, что именно власть дает богатство: землю, связи, подданных. Понятия власти, господства, управления, судейства, с одной стороны, и исполнительности, покорности, терпения, безынициативности, с другой стороны, образующие ментальность коллективистов, известны им лучше, чем понятия прибыли, цены, эффективности, экономности и т. и. Инновации для коллективистской личности затруднительны: она строго следует традициям. Изменения в производстве, военном деле, управлении происходят медленно и преимущественно под воздействием внешних контактов.
Коллективистская личность функциональна , т. е. создана для выполнения от века данных общественных функций: отца или матери, пахаря или скотника, землепашца или ткача, воина-защитника и т. п. Социальная роль воспринимается такой личностью как данная от Бога: остается только ей выучиться и соответствовать всю жизнь. В коллективистской личности происходит разделение моральных ориентаций: у одних (подчиненных) преобладают чувство обязанности и совесть, а у других (управленцев) — чувство чести, долга. Справедливостью для коллективистской личности является строгое следование своему статусу и традиции, закрепленным от века. Несправедливостью считается поведение, противоречащее этому статусу, ритуалу, традиции. В советском обществе справедливостью считали социальное равенство.
Индивидуалист.
Основой западного общества является
Массовым индивидуалистом индустриального общества стал буржуа (горожанин), одновременно являвшийся творцом капиталистического строя. Сущность последнего проявляется в (1) частной собственности, производстве ради прибыли, рыночных отношениях, конкуренции; (2) политической демократии; (3) либеральном мировоззрении, ментальности, мотивации. Ведущей для буржуа становится потребность в прибыли, эффективности производства, рыночной конкуренции, политической демократии.
Если для патриархала развитие идет по кругу (циклами), повторяя из века в век одни и те же состояния, то для индивидуалиста развитие идет от простого к сложному, от старого к новому, от известного к неизвестному, т. е. в форме прогресса. Выражением индивидуализации времени является использование часов и сбережение времени («время — деньги»).
У индивидуалиста возникает проект — образ своей жизни не как судьбы, а как прогрессивного (карьерного) процесса восхождения от одной вершины к другой, пока жизненная дорога не оборвется со смертью. (Образ индустриального индивидуалиста Гарри дан, например, в романе Германа Гессе) «Степной волк». [5]
Александр Зиновьев так характеризует постиндустриального индивидуалиста: «Сверхчеловек — это <…> внутренне упрошенное, рационализированное существо, обладающее средними умственными способностями и контролируемой эмоциональностью, ведущее упорядоченный образ жизни, заботящееся о своем здоровье и комфорте, добросовестно и хорошо работающее, практичное, расчетливое, смолоду думающее об обеспеченной старости, идеологически стандартизированное, но считающее себя при этом существом высшего порядка по отношению к прочему (не западному) человечеству». [14] Формула Гоббса «человек человеку — волк» превращается у постиндустриальных индивидуалистов в формулу «человек человеку — киборг». [14]
Индивидуатистическая цивилизация и ее тип личности вступили в период своего заката в начале XX века, что осознали Кьер- кегор, Маркс, Ницше, Шпенглер. Питирим Сорокин отметил кризис и сфер общества, и экономической формации, и европейской цивилизации. В результате этого кризиса православная (восточная) часть христианского мира (Россия) вошла в советский (индустриально-коллективистский) строй с соответствующими цивилизацией и личностью, а западная христианская культура, учтя советский эксперимент, создала солидаристский строй, (цивилизацию и личность).
Солидаристская личность представляет собой результат конвергенции коллективистского и индивидуалистского типов личности. Она возникает, как случайные экземпляры, еще в античном обществе, развивается в индустриальном (буржуазном и советском), совершенствуется в постиндустриальном (информационном).
На всем протяжении своего существования она сохраняет, совершенствует, дополняет собственные отличительные черты, оказывая стимулирующее влияние на типы обществ. Солидарист видит смысл своей жизни в самореализации, на пользу своему народу и человечеству, ориентирован на индивидуализм в быту и отдыхе и на коллективизм в профессиональной и гражданской сферах, разбирается в международных проблемах (глобализация, экологический кризис, постиндустриализм)
Солидариста иначе называют мещанином (обывателем).
Герман Гессе так определил его в романе «Степной волк»: «Мещанство» же, всегда наличное людское состояние, есть не что иное, как попытка найти равновесие, как стремление к уравновешенной середине между бесчисленными крайностями и полюсам человеческого поведения <…> У человека есть возможность целиком отдаться духовной жизни, приблизиться к божественному (или коммунистическому. — С.С.) началу, к идеалу святого. Есть у него, наоборот, и возможность целиком отдаться своим инстинктам, своим чувственным желаниям и направлять все свои усилия на получение мгновенной радости. Один путь ведет к святому, к мученику духа, к самоотречению во имя Бога (или коммунистической идеи. — С.С.).
Другой путь ведет к развратнику, к мученику инстинктов, к самоотречению во имя тлена. Так вот, мещанин пытается жить между обоими путями, в умеренной середине. Он никогда не отречется от себя, не отдастся ни опьянению, ни аскетизму, никогда не станет мучеником, никогда не согласится со своей гибелью, — напротив, его идеал — не самоотречение, а самосохранение, он не стремится ни к святости, ни к ее противоположности, безоговорочность, абсолютность ему нетерпима, он хочет служить Богу, но хочет служить и опьянению, он хочет быть добродетельным, но хочет и пожить на земле в свое удовольствие. Короче говоря, он пытается осесть посредине между крайностями, в умеренной и здоровой зоне, без яростных бурь и гроз, и это ему удается, хотя и ценой полноты жизни и чувств, которую дает стремление к безоговорочности, абсолютности, крайности. Жить полной жизнью можно лишь ценой своего «я». [12] А мешанин ничего не ставит выше своего «я» (очень правда, недоразвитого).
Ценой полноты, стало быть, он добивается сохранности и безопасности, получает вместо одержимости Богом спокойную совесть, вместо наслаждения — удовольствие, вместо свободы — удобство, вместо смертельного зноя — приятную температуру. Поэтому мешанин по сути своей — существо со слабым импульсом к жизни, трусливое, боящееся хоть сколько-нибудь поступиться своим «я», легко управляемое. Поэтому-то он и поставил на место власти — большинство, на место силы — закон, на место ответственности — процедуру голосования». [12]
Солидаристы образуют средний класс западного социал-демократического общества. Они реализуют несколько принципов, являющихся в той или иной мере чертами мировоззрения, ментальности, характера, институтов, образа жизни. Эти принципы были описаны в трудах Бернштейна, Гэлбрейга, Брандта, Хайека и других: свободная ответственность, относительное равенство, солидарность людей, приобретающие конкретно-историческое содержание. Солидарист признает свободу индивидов, институтов, организаций, но в рамках правил и принципов по согласованию соперничающих интересов и нахождению компромисса в том, что касается преимуществ. Развитое право, система законов регулируют все сферы общественной жизни.
Солидарист (так же, как индивидуалист) исходит из принципа, что никто из людей точно не знает, в чем состоят их общественные интересы (ценности).
Церковь, общественные науки и опирающиеся на них политики формулируют общественные интересы, строят на их основе прогнозы развития общества и человечества. Эти прогнозы не носят государственно-принудительного характера, а являют собой рекомендации индивидам, общностям, институтам, общественным сферам, остающимся относительно самостоятельными (свободными и ответственными).
Это позволяет избежать ошибок индивидуализма и коллективизма. [4, с.21]
Солидарист, с одной стороны, признает неравенство людей по их характерам, способностям, ментальности, что позволяет им самим найти свое место в обществе. Но одновременно он знает, что государство, церковь и гражданское общество помогают людям обнаружить свои способности, предлагают им на выбор разные рабочие места и социальные статусы, направляют процессы социальной мобильности. С одной стороны, у солидариста есть свобода выбора , а с другой стороны, она ограничена законами государства.
1.3 Факторы, влияющие на поведение человека в группе
Существует большое количество факторов, влияющих на поведение группы. Среди них территориальные факторы, характеристики задания, и контрольные системы организации.
Территориальные факторы. Важное место в групповой структуре занимают территориальность (territoriality) и физическое место.
Территориальность. Замечено, что индивидуумы и группы часто считают, что имеют права на некоторые объекты или места, которые в действительности не являются их собственностью. Данный объект или территория занимаются и используются так, как будто принадлежат данной группе, причем чужаки оттуда всячески изгоняются, а если данная территория потеряна, то ее стремятся как можно скорее вернуть.
Личное место. Личное место — то пространство вокруг индивидуума, которое является его собственным, в которое никто другой не имеет доступа. Люди всячески отражают вторжения в их личное место, испытывая отрицательные чувства к тем, кто такое вторжение предпринимает. Интересным является тот факт, что люди сохраняют между собой дистанцию, пропорционально близости межличностного взаимодействия.
Пространственные расположения. То, как располагаются люди в процессе взаимодействия друг с другом, во многом оказывает влияние на их отношения. Например, люди, стремящиеся к сотрудничеству, садятся обычно рядом, тогда как оппоненты предпочитают сидеть друг напротив друга. Расположение, например, стола в кабинете управляющего также красноречиво свидетельствует о его позиции по отношению к посетителям. Здесь существуют два главных положения: «трон», когда управляющий «отгораживается» своим письменным столом, и положение «стол касается стены», создающее в кабинете более неформальную атмосферу.
Задание. Еще одна ситуационная переменная, оказывающая сильное влияние на структуру группы и ее деятельность, это тип задания, которое выполняет группа. Задание — это некоторые требования, предъявляемые к группе, если они удовлетворяются, то задание считается выполненным. Задания различаются по степени взаимодействия между членами группы, требующегося для их выполнения. Ситуация, которая требует тесного взаимодействия, называется обоюдной взаимозависимостью (reciprocal inter-dependence) [10].
Гораздо меньшего взаимодействия требует последовательная взаимозависимость (sequential interdependence).
Заметим, что при такой ситуации общая производительность группы не превышает производительности самого медленного ее члена. Существуют также задания, вообще не требующие никакого взаимодействия. В таких случаях говорят, что имеет место объединенная взаимозависимость (pooled interdependence).
При таком положении увеличение взаимодействия ведет даже к снижению производительности.
Типология заданий по Мак-Грату (McGrath).
Задания можно классифицировать не только по уровню межличностного взаимодействия, но и по требованиям, предъявляемым к их исполнителям. Такая классификация получила название типологии заданий. Одним из ее разработчиков был Мак-Грат (1984).
Его типологию можно представить в виде схемы:
Квадрант I: генерирование. Генерирование планов. Тип 1 (Пв-Кп): Задания планирования. Генерирование идей. Тип 2 (Кц-Кп): Творческие задания.
Квадрант II: выбор. Решение проблем, нахождение правильных ответов. Тип 3 (Кц-Кп): Интеллектуальные задания. Принятие решений с правильными (неправильными) ответами. Тип 4 (Кц-Кф): Задания по принятию решений.
Квадрант III: ведение переговоров. Разрешение конфликтов точек зрения. Тип 5 (Кц-Кф): Задания по изучению конфликтов. Разрешение конфликтов интересов. Тип 6 (Пв-Кф): Задания со смешанными мотивами.
Квадрант IV: исполнение. Разрешение конфликтов власти. Тип 7 (Пв-Кф): Борьба конкурирующих заданий. Исполнение конечных заданий. Тип 8 (Пв-Кц): Психомоторные задания. Пв — Поведенческий; Кц — Концептуальный; Кп — Кооперированный; Кф — Конфликтный; Само по себе задание может значительно воздействовать на поведенческие стереотипы наблюдаемые в группе. Некоторые ведут к конфликту, тогда как некоторые — наоборот, к кооперации. Все эти факторы должны быть приняты во внимание при изучении причин того или иного поведения в малых группах. [2, с.90-92]
Воздействие состава группы. В дополнение к ситуационным переменным, поведение людей в группах может в большой степени зависеть от личных характеристик членов группы. Мы рассмотрим, как на функционировании группы отражается воздействие некоторых таких характеристик, а также размера и сплоченности группы.
Характеристики членов группы. Большое количество исследований было посвящено влиянию различных качеств членов групп на их внутреннюю среду. В частности, было найдено, что согласованность групповых норм появляется тогда, когда члены группы молоды, обладают средними умственными способностями и высоким авторитетом. Приверженность групповым нормам оказалась также сильнее у женщин, чем у мужчин, хотя это возможно отражает культурные различия в половых ролях, чем природное различие между женщинами и мужчинами. Кроме того, важной характеристикой членов группы является способность к выявлению лидера.
Совместимость членов группы. Когда мы пытаемся объяснить поведение группы, необходимо учитывать один важный фактор. При выполнении задания, члену группы приходится взаимодействовать с другими членами группы. То есть важно знать, являются ли характеры разных членов группы совместимыми. Эта проблема проявляет себя в сравнении доминирующего и подчиняющегося типов личности. При объединении в одну группу двух представителей разных типов, они, вероятнее всего, будут работать успешно. Но если получится так, что в одной команде окажутся люди одного типа личности, тогда либо будут возникать постоянные конфликты (если у обоих доминирующий тип личности), либо процесс не сдвинется с мертвой точки из-за отсутствия лидерства (если у обоих подчиняющийся тип личности).
Гомогеничность и гетерогеничность группы. Также важным, хотя и точно не выясненным, является вопрос о том, должна ли группа для более эффективной производительности быть гомогеничной или гетерогеничной, то есть, должны ли ее члены принадлежать к разным расам, разным социальным слоям, разным полам, придерживаться различных взглядов, или же идентичность по этим показателям более предпочтительна. Как правило, предпочтительнее оказывается частичная гомогеничность и частичная гетерогеничность группы.
Размер группы. При составлении задания для формирующейся группы встает вопрос, какое количество людей будет наиболее оптимальным для выполнения этого задания. Здесь существует несколько аспектов.
Размер и взаимодействие. Эксперименты, проведенные Робертом Бэйлсом (Robert Bales), показали, что в меньших по размеру группах более высок уровень согласия и взаимного доверия, тогда как в больших группах сильнее тенденция к даче советов и обмену информацией. Кроме того, существует важная разница между группами с четным и нечетным числом членов. Достижение согласия в последних является делом несравненно более легким, чем в первых, из-за большей легкости в формировании большинства.
Размер и удовлетворение. Слэтер (Slater, 1958) обнаружил интересную взаимосвязь между размером группы и удовлетворенностью ее членов. Оказалось, что наиболее предпочтительным числом членов группы является число пять. Очевидно, при меньшем числе членов отношения становятся более напряженными, тогда как при большем числе не всегда хватает времени со всеми переговорить.[10]
Размер и продуктивность. Соотношение между размером и продуктивностью в значительной степени зависит от характера работы, которую выполняет группа. В случае объединенной взаимозависимости существует прямая зависимость между размером и производительностью, тогда как в случае обоюдной взаимозависимости будет наблюдаться обратное соотношение.
Групповая сплоченность. Последний групповой композиционный фактор — это групповая сплоченность. Она может быть определена как степень притягательности группы для ее членов. Чем лучше отношение к группе ее членов, тем сплоченнее группа и наоборот. Заметим, что сплоченность является групповой переменной, то есть зависит от отношения всех членов группы. Групповая сплоченность отличается от всех других переменных, рассмотренных в этом разделе, тем, что она как сама влияет на функционирование группы, так и зависит от него.
Предшествование групповой сплоченности. Несколько факторов способны воздействовать на развитие сплоченности в группе. Первый из них — это тип выполняемого задания. Чем выше уровень взаимодействия, требуемый заданием, тем выше потенциальная сплоченность группы.
Вторым среди факторов, воздействующих на развитие групповой сплоченности, является групповая история успеха в выполнении прошлых заданий. Чем больше было таких успехов, тем выше сплоченность.
Некоторые характеристики самой группы также ведут к групповой сплоченности. Например, наличие у членов группы какой-то общей цели ведет к большей сплоченности, чем ее отсутствие. Последний вклад в групповую сплоченность вносят личностные характеристики членов группы. Мы уже знаем, что люди больше любят тех из своих знакомых, чьи взгляды ближе к их собственным. Чем больше в группе таких людей, тем она сплоченнее.
Подводя итог, перечислим еще раз факторы, от которых зависит развитие сплоченности в группе. Это групповое взаимодействие, групповые успехи, общие цели и взаимная симпатия между членами группы. Развившись, групповая сплоченность может оказывать значительное влияние на будущее группы.
Последствия групповой сплоченности. Одним из последствий групповой сплоченности является то, что члены группы проводят больше времени в общении друг с другом, таким образом, возрастает и количество, и качество группового взаимодействия. Второе последствие — это то, что сплоченная группа оказывает большое влияние на отдельных своих членов.
Еще одно последствие заключается в том, что в сплоченной группе ее члены получают большее удовлетворение работой, что имеет очень большое значение.
И, наконец, групповая сплоченность тесно связана с производительностью. Члены более сплоченной группы будут в большей степени придерживаться групповых установок, касающихся производительности, чем члены менее сплоченной группы. При этом следует помнить, что групповые нормы могут способствовать как повышению, так и понижению производительности.
Глава 2. Практическое исследование психологических типов персонала в группе организации
2.1 Характеристика исследуемой группы
В данной главе рассмотрим организацию ООО «Строитель». В состав организации ООО «Строитель» входят 10-14 человек.
Состав на текущий момент: Директор фирмы, два бригадира, две бригады численностью 5 и 6 человек.
Вид деятельности — утепление и ремонт фасадов зданий.
В организации существуют группы, характерными особенностями которых являются:
Во-первых, члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы.
Во-вторых, взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга и т.п.
В-третьих, в группе наряду с формальным распределением ролей, если таковое существует, обязательно складывается неформальное распределение ролей, признаваемое группой. Отдельные члены группы берут на себя роль генераторов идей, другие склонны к координации усилий членов группы, третьи заботятся о взаимоотношениях в группе, о поддержании хорошего климата в коллективе, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в работе, все выполнялось в срок и доводилось до конца. Есть люди, которые выполняют роль структуризаторов, они ставят перед группой цели, отслеживают влияние окружения на решаемые группой задачи.
Эти и другие роли группового поведения люди выполняют в соответствии с их способностями и внутренним призванием. Поэтому в группах обычно создаются возможности для того, чтобы человек мог вести себя в соответствии со своими способностями к групповым действиям и органично присущей ему определенной ролью члена группы.
2.2 Результаты и выводы исследования
Важной причиной формирования групп является стремление человека к объединению с другими людьми, к формированию устойчивых форм взаимодействия с людьми. Группа дает человеку: ощущение защищенности; помощь в решении своих задач и предостережения; в группе человеку легче добиться вознаграждения в виде признания, похвалы или же материального поощрения; в группе человек учится, перенимая опыт других, лучше осознавая свои возможности и потенциал; группа предает человеку больше уверенности в себе во внешних взаимодействиях, способствует развитию его самосознания; группа предоставляет человеку возможность препровождения времени в приятном для него окружении, возможность избежать одиночества и состояния потерянности.
Существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типы групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.
Формальные группы это структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Формальные группы сформированы для выполнения регулярной функции.
Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.д.
Неформальные группы имеют свои неписанные правила и формы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В них складывается определенное распределение ролей и позиций. Эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние, равное или даже больше, чем формальные структуры.
На эффективность работы группы влияет ряд факторов: пол, возраст, профессиональная подготовка, размер, групповые нормы (которые подсказывают членам группы, какое поведение и результаты ожидаются от них), групповое единомыслие (подавление отдельной личностью своих взглядов, чтобы не войти в противоречие с др. членами группы), сплоченность группы (мера тяготения членов группы друг к другу), конфликтность и др.
Выявлена одна неформальная группа из 4 человек в бригаде №1 и две группы по 3 чел. в бригаде №2. Один человек отнёс себя только к формальной группе, мотивируя наличие только профессионального интереса.
Результат теста на психологический тип по группам дан в таблице 1.
Таблица 1 — Тесты на психотип по К. Юнгу и тест Люшера
Неформальная группа 1 |
психотип |
|
Сидоров |
Сангвиник интроверт |
|
Кузин |
Сангвиник экстраверт |
|
Салахов |
Холерик экстраверт |
|
Муратов |
Сангвиник экстраверт |
|
Неформальная группа 2 |
Психотип |
|
Мухаметов |
Флегматик интраверт |
|
Идрисов |
Флегматик интраверт |
|
Гумеров |
Сангвиник экстраверт |
|
Неформальная группа 3 |
психотип |
|
Манулин |
Флегматик экстраверт |
|
Смирнов |
Меланхолик -холерик интраверт |
|
Харченко |
Флегматик интраверт |
|
Нет группы |
психотип |
|
Масленников |
Холерик интраверт |
|
Хамидуллин(бригадир) |
Холерик экстраверт |
|
Матвеев(бригадир) |
Сангвиник экстраверт |
|
Глава 3. Предложения по оптимизации состава и структуры персонала организации исходя из анализа персонала организации
3.1 Предложения по оптимизации
Коллективная форма консультирования может быть предложена как имеющая в своем основании отличительную черту консультирования — работу с проблемой путем обсуждения. Например, группа может переживать какую-либо проблему кризис, драму, раскол, что-либо другое. Возникает вопрос к руководителю, что делать. И дальше начинается беседа, которую не назовешь в прямом смысле слова консультированием. В беседе могут присутствовать элементы трансляции (например, приводятся факты или другая информация, помогающая задуматься рабочих, переструктурировать свой образ мысли).
Вкрапление в беседу таких элементов имеет своей целью формирование нового, целостного, более позитивного взгляда на ситуацию у людей. Возникает одно связующее, напряженное поле, в котором каждый участник свободен в своем переживании, но все переживания здесь находятся в активном взаимодействии.
Групповое консультирование.
Наиболее частым вариантом работы в ситуации группового консультирования является анализ психологом межличностных отношений или отношений между людьми в условиях производственного конфликта. В современной практической психологии существует узкая специализация психологов-консультантов, и очень редко бывает так, чтобы специалист по индивидуальному консультированию был специалистом и по групповому консультированию. Это связано со сложностью предмета взаимодействия психолога и клиента, который требует его всестороннего освоения в свете избранной автором научной теории.
При групповом консультировании независимо от исходных теоретических позиций психолога ему приходится иметь дело со сложной системой, какой является любая группа.
Описание всего многообразия отношений, которые могут быть между членами группы, сложно и часто практически нецелесообразно, так как не все виды отношений входят в содержание психологической задачи, которую решает психолог: выделить наиболее значимые отношения, представить их для группы как предмет взаимодействия, объединяющий группу.
Содержание этих отношений может быть самым различным, но для психолога важно перевести его на язык описания субъективной модальности каждого члена группы, чтобы в процессе интервью со всеми членами группы каждый смог выработать свои альтернативы в исследуемой ситуации. Выработка альтернатив связана с потребностью и возможностью каждого члена группы выразить свои актуальные возможности («я могу»), свои чувства («я чувствую»), свои мысли («я думаю»), свои желания («я хочу»), а также свои представления об их изменении.
Задача психолога состоит в том, чтобы найти предмет взаимодействия членов группы, в котором были бы представлены взаимосвязанные модальности внутреннего мира каждого члена группы. Для решения этой задачи психолог должен располагать психологическим материалом о типе отношений между членами группы.
Диагностика типа отношений строится на теоретической модели группы, которой пользуется психолог. Влияние этих факторов на характеристики личности описано многими авторами: Э. Берн, 3. Фрейд, А.И. Захаров, В. Сатир, Э.Г. Эйдемиллер, А.Е. Личко и др. [1, с.36-44]
Существенно важными для практической работы представляются факты, говорящие об устойчивости отношений. Выявление этого содержания — относительно постоянного для данной группы — позволяет сделать его предметом взаимодействия и на его основе исследовать динамические особенности отношений.