Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде. Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.
Мы остановилась на выборе данной темы, т.к. считаем её действительно актуальной в наши дни. Особенно в последнее время проблема подростковой конфликтности прибрела особую значимость. Это подтверждает информация, приводимая в СМИ, и увеличение количества социальных запросов на работу психолога с трудными подростками.
Знание причин подростковой конфликтности и особенностей поведения в конфликтах необходимо для развития у подростков навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью активных методов обучения.
Объект исследования: конфликты в подростковом возрасте.
Предмет исследования: причины возникновения конфликтов и особенности поведения в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте. Цель исследования: выявление наиболее распространенных особенностей поведения в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме;
- раскрыть понятие конфликта и основные механизмы его протекания;
- рассмотреть причины возникновения конфликтов в подростковой среде;
- рассмотреть особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях;
- провести эмпирические исследования для выявления наиболее характерных способов поведения в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте. конфликт личность подросток
Гипотеза исследования: склонность к конфликтам определяет форму поведения в конфликтной ситуации, т.е. подростки наиболее склонные к конфликтам выбирают такую форму поведения как соперничество, несклонные к конфликтам — приспособление и избегание.
Игровая терапия как средство коррекции агрессивного поведения ...
... формировании агрессивности не только у детей, но и у всего населения в целом; 5. Нестабильная социально - экономическая обстановка. Главный источник живых примеров агрессивного поведения для большинства детей является семья. Многочисленные исследования ...
Методы исследования: тестирование, анализ литературы
Методики исследования: тест Томаса «Стратегия поведения в конфликтной ситуации» и опросник «Насколько вы конфликтный человек»
База для эмпирического исследования: 9 «А» и 9 «Б» (50 человек) классы ГУО Средняя школа №1 г. Слуцка.
Глава 1. Теоретический аспект изучения психологических причин возникновения конфликтов и особенностей поведения в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте
1.1 Общее понятие конфликта. Факторы и причины возникновения конфликтов
«Конфликт» (от лат. Conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Основными составными элементами конфликта являются его структурные характеристики [15,3]. Они отражают компоненты, без которых его существование невозможно. К структурным компонентам конфликта относятся: стороны (участники) конфликта, условия конфликта, предмет конфликта, действия участников конфликта, исход (результат) конфликта.
Обычно считается, что конфликт проходит через следующие этапы развития: возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации); осознание ситуации как конфликтной; конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт); разрешение конфликта [5, 156 и 160]. Конфликт является одной из универсальных характеристик мира и основной движущей силой его развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основных механизмов всех изменений и преобразований. Конфликт представляет собой биполярное явление, которое проявляется в активности сторон. Идея «многосубъектности» внутреннего мира человека рассматривается в работах многих авторов, особенно тех, которые исходят из структурного построения личности. Например, психоанализ утверждает, что конфликт возникает в глубинах психики как результат взаимодействия внутренних структур и тенденций психики в силу законов ее объективного существования; тенденция к межличностным конфликтам — результат искажения базовых аттитюдов человека, которые возникают под влиянием негативного опыта, приобретенного в детстве.
Психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития — происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений. Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированием личных и групповых интересов, изменением коммуникативной структуры.
Конфликт рассматривается на разных уровнях личности. Внутриличностный конфликт проявляется во внешних межличностных отношениях. Межличностные конфликты сопровождаются эмоциональными переживаниями человека. В той же степени внутренние конфликты человека ведут к определенным особенностям его межличностного поведения. Разные виды конфликтов связаны между собой и могут переходить с одного уровня на другой. Межличностный конфликт, связанный с противоречиями во взаимодействии, может переходить в конфликт внутренний: в конфликт мотивов, конфликт выбора и др.; конфликт, который возникает между участниками отдельных групп, может стать началом межгруппового конфликта.
Школьные конфликты. Причины возникновения и способы решения
... данного реферата связана с тем, что каждому человеку, особенно работающему в сфере образования, нужно иметь представление о конфликтах, о правилах поведения в конфликтных ситуациях и способах ... дают установку на определенный тип отношения, и с этим трудно справиться. ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ 2.1 Причины возникновения школьных конфликтов Как и у всякого ...
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: собственно объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы причин носят в основном объективный характер, третья и четвертая — главным образом субъективный.
К числу объективных причин конфликтов можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т. п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки — объективного компонента предконфликтной ситуации.
Субъективные причины конфликтов связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к выбору именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения создавшегося объективного противоречия. В любой ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее решения. Причины, определяющие выбор конфликтного пути, носят главным образом субъективный характер.
При рассмотрении характера взаимосвязей между объективными и субъективными причинами конфликтов можно отметить:
- во-первых, жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, по-видимому, неправомерно;
- во-вторых, нет ни одного конфликта, который в той или иной степени не был бы обусловлен помимо субъективных, и объективными причинами.
Поэтому практически у любого конфликта существует комплекс объективно-субъективных причин [2,107].
Объективные причины, вызывающие конфликты, настолько разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации. К числу наиболее часто встречающихся можно отнести следующие:
Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов учителей и школьников в процессе их жизнедеятельности. В процессе постоянного взаимодействия интересы людей могут время от времени сталкиваться, нередко вопреки их воле и желанию, что и создает объективную основу для возможных конфликтных ситуаций.
Недостаточная разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в школьных коллективах.
Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности учителей и школьников материальных и духовных благ. Низкая и нерегулярно выплачиваемая зарплата, недостаточная учебная нагрузка, дефицит средств, имеющихся у директора для обеспечения нормальной работы общеобразовательной школы, — все это создает противоречия, которые служат объективной основой возможных конфликтов.
Вторая группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер. Этим причинам элемент субъективизм присущ в большей степени. Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов и групп. Можно выделить четыре типа подобных причин: структурно-организационные, функционально-организационные, личностно-функциональные и ситуативно-управленческие.
Структурно-организационные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации деятельности, которой она занимается. Чем больше структура организации не соответствует деятельности, которой она занимается, тем менее эффективно она функционирует, тем больше межличностных и межгрупповых конфликтов возникает в ее коллективах.
Межгрупповой конфликт – причины возникновения и способы разрешения
... какое значение для деятельности организаций имеет изучение конфликта, и насколько востребованы плоды исследований. Особенное место в области изучения конфликтов уделяется межгрупповым конфликтам. Говоря в общем, это конфликты, обусловленные осознанной несовместимостью ...
Функционально-организационные причины конфликтов вызваны неоптимальным уровнем функциональных связей организации с внешней средой, между структурными элементами организации и отдельными работниками. Внешние функциональные связи школы должна максимально соответствовать решаемым задачам и обеспечивать их выполнение. Любая организация является элементом системы более высокого порядка. Эффективная работа школы невозможна без отлаженных функциональных связей с внешней средой. Нарушение этих связей приводит к конфликтам. Функциональные связи между структурными подразделениями школы должны соответствовать деятельности и объективным законам самой школы. Этим же требованиям должны соответствовать производственные отношения между отдельными членами педагогического коллектива, администрацией, учениками.
Личностно-функциональные причины конфликтов связаны с неполным соответствием работника занимаемой должности по профессиональным, нравственным и другим качествам. Любая работа требует определенных профессиональных знаний и опыта. Требования к личностным качествам работника предъявляют деятельность и необходимость взаимодействия с окружающими. Если человек не соответствует этим требованиям, то возможны конфликты между ним и руководителями, подчиненными. Они будут вызваны тем, что ошибки, допускаемые этим работником, затрагивают интересы всех, кто с ними взаимодействует.
Ситуативно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения производственных и других задач. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между руководителями и исполнителями. Невыполнение работниками задач, поставленных руководством, также чревато конфликтами.
К третьей группе причин относятся социально-психологические причины конфликтов. К числу этих причин относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы.
Такими причинами являются возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Человек в принципе не может в процессе общения передать без существенных искажений всю информацию, которой обладает и которая касается проблемы, обсуждаемой с партнером. Значительная часть информации сохраняется на уровне бессознательного и словами вообще не выражается. Порой из-за недостатка времени не говорится многое из того, что могло быть сказано. Бывает, что часть информации не усваивается собеседником, то ли из-за невнимательности, то ли из-за невнятности речи. Услышанное человек обычно не воспринимает на веру, а оценивает и порой делает выводы, отличающиеся (иногда противоположные) от того, что сказал собеседник. Неправильное понимание подростками друг друга может либо стать основной причиной конфликта, либо усложнить социальные противоречия, возникшие по иным причинам.
Типичной социально-психологической причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. В ситуации межличностного общения человек или два человека могут играть не те роли, которые ожидает от каждого партнер по взаимодействию. Во взаимодействии учителя и ученика учитель обычно выступает в роли старшего, а ученик в роли младшего. Однако, если учитель позволит себе унижать личное достоинство школьника, то спровоцирует конфликт.
Психология взаимодействия людей
... целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества. В настоящее время в западной науке существует множество точек зрения, объясняющих причины взаимодействия людей. При ...
Социально-психологической причиной конфликтов во взаимодействии учителей и учеников является различие в выборе ими способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. Существует пять основных способов оценки: сравнение с возможным идеальным положением дел; сравнение с требованиям к данной деятельности нормативных документов; сравнение со степенью достижения цели деятельности; сравнение с результатами, достигнутыми другими людьми, выполнявшими аналогичную работу, и положением дел в начале деятельности. В итоге одна и та же работа в зависимости от способов оценки может быть оценена не только по-разному, но даже противоположно. Это приводит к конфликтам.
Психологическая несовместимость — еще одна важная причина возникновения межличностной напряженности и конфликтов. Выделяют четыре уровня психологической несовместимости: психофизиологический, индивидуально-психологический, социально-психологический и социальный. О психофизиологической несовместимости говорят в том случае, когда людям не нравятся запахи, рост, вес, телосложение, жесты и другие качества партнера. Индивидуально-психологическая несовместимость проявляется в неудачном сочетании темпераментов и характеров взаимодействующих людей. При социально-психологической несовместимости обычно фиксируются противоречия в отношении к жизненным ценностям и идеалам, мотивам и целям деятельности. Социальная несовместимость может проявляться в несовпадении убеждений, мировоззрений, идеологических установок, религиозных предпочтений. Часто социальная несовместимость является следствием больших различий в образовании, социальной принадлежности учителей и учеников [3, 51-64].
К последней четвертой группе причин относятся личностные причины конфликтов. Эти причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с окружающими.
К причинам, которые в большей степени являются психологическими, можно отнести следующие: Оценка поведения другого как недопустимого. Ожидаемое поведение, общение, деятельность со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию, представлены желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми вариантами. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Нежелательное поведение может привести к созданию предконфликтной ситуации, а недопустимое — к конфликту.
Низкий уровень социально-психологической компетенции. Конфликтная ситуация — это трудная ситуация социального взаимодействия. Человек может не иметь представления о том, что существует несколько способов и десятки приемов бесконфликтного выхода из предконфликтных ситуаций без ущерба для собственных интересов. Он может иметь представление об этих приемах и способах, но не иметь навыков и умений их применения на практике [2, 113].
Кроме того, он может не иметь достаточной психологической устойчивости к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия. Поэтому важнейшим в профилактике межличностных конфликтов в школе является содержательная и психологическая подготовка учителей, учеников к оптимальным действиям в предконфликтных и конфликтных ситуациях.
Влияние конфликта на организационное поведение
... на определении целей, процедур, правил, взаимодействия между должностными лицами и разработке рациональной организационной структуры. Считалось, что такие механизмы, как правило, устраняют условия, способствующие возникновению конфликта, ... наибольшее значение. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Эти различия также могут увеличить вероятность конфликта. Вы, очевидно, встречали людей, ...
Типичной личностной причиной конфликтов в школе является недостаточная способность учителя, ученика к эмпатии — пониманию эмоционального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствию ему. Недостаточность эмпатийных личностных качеств приводит к тому, что человек ведет себя неадекватно ситуации социального взаимодействия, поступает не так, как этого ожидают партнеры по общению. Оценка поведения человека, который не понимает эмоций и чувств партнера по взаимодействию, как нежелательного или недопустимого может вызвать конфликтную реакцию [3, 67].
Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов у учителей и учеников. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих. Заниженная оценка имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т. д.
Человек с холерическим типом темперамента. Он относительно чаще может разрешать противоречивые ситуации конфликтным способом. Это связано с тем, что холерик отличается неустойчивым и подвижным типом нервной системы. Однако он чаще остывает и переходит к неконфликтному типу взаимодействия [2, 113].
Вывод: психологических причин возникновения конфликтов очень много, но мы поддерживаем концепцию Божович, Славиной, Волковой, что основной причиной их возникновения является склонность к ним.
1.2 Влияние возрастных особенностей подростков на возникновение конфликтов и особенности поведение в конфликтах
В современном обществе конфликты, возникающие у подростков, связывают с возрастной спецификой. Это и изменение объективного положения подростка в жизни, и обновление его мотивационно-ориентационной сферы, и противоречие между возвышением его потребностей и ограниченностью средств их удовлетворения, и утверждение своего Я. Подростковый возраст является этапом развития личности, подразумевающим как личностные, так и социальные изменения. Внутриличностные конфликты подросткового возраста связаны прежде всего с особенностями развития самосознания в этот период. Приблизительно в 12 лет внимание ребенка начинает обращаться к собственной личности. Но разобраться в себе сразу и до конца может не каждый взрослый, а подросток только учится рефлексии. Результат самоанализа фиксируется в самооценке, которая проходит резкие перепады в зависимости от роста или падения объективности. Неадекватно завышенная самооценка может привести к внутриличностному конфликту в связи с неспособностью реализовать завышенные притязания и требования к себе. Неадекватно заниженная самооценка может привести к внутриличностному конфликту в связи с неуверенностью в себе, в своих силах и возможностях, а значит недовольство собой. Важна также оценка своих качеств с точки зрения взрослости, в которую вступает подросток. Соотнесение себя с «эталоном взрослости» также может привести к внутриличностному конфликту, если на данный момент подросток находит слишком много несоответствий. Таким образом, подвижность «Я-концепции» индивида в подростковом возрасте имеет тенденции вызывать внутриличностные конфликты.
Внутриличностные конфликты могут являться одной из причин возникновения межличностных конфликтов, они могут являться внутренней позицией субъекта конфликта. Так, например, за внешне агрессивной позицией подростка может стоять потребность в признании, в уважении, необходимость поддержания значимости своего Я, неосознаваемая им самим. Одновременно завышенные требования подростка на восприятие себя окружающими очень часто встречается с заниженной оценкой возможностей подростка со стороны взрослых. В современном обществе дети и взрослые представляют две разные группы и имеют разные обязанности права и привилегии. Причем многие нормы фиксируют несамостоятельность ребенка, его подчиненное положение. Появление у подростка «чувства взрослости», возникающее вследствие физического и психического созревания, открывает возможность претендовать на новые права и привилегии, причем чаще всего он не готов принимать на себя и обязанности взрослых. Подросток одновременно старается походить на взрослых внешностью, поведением и в то же время он противопоставляет себя как самостоятельную личность, имеющую равные со взрослыми права. Такие претензии подростка встречаются с нежеланием, неготовностью взрослого оставить свое доминирующее положение и воспринимать подростка как равного. В семьях родители чаще всего не могут изменить стиль воспитания ребенка, в школе подросток имеет более низкий, как это часто воспринимают учителя, статус ученика. Такие несовпадения притязаний, неприемлемость старого стиля взаимодействия и несовместимые потребности приводят к возникновению межличностных конфликтов.
Конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи и жизнедеятельности школы. В конфликте нарушается исходное условие успешности общения: соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Конечно, нельзя представить себе, что общение всегда и при всех обстоятельствах протекает гладко и лишено внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается несогласие, антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается враждебностью — возникает межличностный конфликт [15, 22]. Наиболее распространенный конфликты в учебной деятельности — это конфликт между учениками и конфликт между учениками и учителем. Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. Конфликты между учителем и учеником оказывают деструктивное воздействие на результативность обучения и воспитания в целом. Учителям гораздо труднее работать в тех школьных коллективах, где регулярно возникают конфликты. Ученики также намного хуже развиваются там, где сложился нездоровый социально-психологический климат в классе или учительском коллективе. Если силы конфликтующих сторон приблизительно равны, то конфликт протекает особенно остро и имеет затяжной характер [1, 81] .
Межличностные и групповые конфликты среди учащихся школ являются обычным делом. Именно межличностный конфликт является одним из способов социализации у школьников. Процесс социализации (адаптация, самоидентификация т.д.) предполагает различного рода конфликты и не только в школьной среде. Проблема заключается в том, что сама структура построения массовой школы по принципу соподчинения и противопоставления («учитель-ученик», «старший-младший», «сильный-слабый», «успевающий-неуспевающий») стимулирует детскую конфликтность. Кроме того, ученики «несут» с собой в школу в трансформированном виде все социальные противоречия нашего общества.
«Накладываясь» на неокрепшую детскую психику, эти противоречия порождают грубость, жестокость, хамство, озлобленность в групповых и межличностных отношениях школьников. Но в ходе конфликтов с окружающими подросток осознает, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям и родителям.
1.3 Конфликтность как черта личности. Склонность к конфликтам как основная причина их возникновения
Согласно Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Б. С. Волковой конфликтность является чертой личности, а основной причиной их возникновения является склонность к ним. На основе этого выделяют три вида психологических причин подростковой конфликтности:
- причины, связанные с психофизиологическими особенностями развития (перенесенные травмы мозга или инфекции, наследственные болезни, отставание умственного развития, особенности нервной системы, в частности, процессов возбуждения и торможения);
- собственно психологические причины — особенности личности (половозрастные особенности, ситуация внутрисемейного развития, уровень самооценки, акцентуации характера);
— социальные причины — факторы микро- и макросреды. Эти причины включают социальный опыт подростка: социальную некомпетентность (недостаточный уровень способов социального реагирования), педагогический менеджмент и, возможно, тип учебного заведения.
Подростковый период — это обострение кризиса отношений взрослых и детей, который проявляется, учитывая социальную ситуацию развития, на таких полях взаимодействия, как «подросток — подросток» и «подросток — взрослый». В роли взрослых выступают учителя и родители, с которыми чаще всего возникают конфликты. Таким образом, конфликтное взаимодействие происходит в трех взаимосвязанных системах: «подросток — родители», «подросток — учителя» и «подросток — подросток».
Конфликты подростков и родителей обусловлены недостатками в воспитании, индивидуально-психологическими изменениями в психическом развитии подростков и индивидуальными особенностями самих взрослых. Конфликтное поведение подростков возникает тогда, когда не учитываются индивидуальные особенности, возрастные изменения в психике, когда не меняются форма и содержание общения взрослых. Неконфликтным отношениям взрослых и подростков благоприятствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективной основе, подкрепление вербальных требований интересом родителей к внутреннему миру их детей.
Отношения подростков и педагогов сопровождаются конфликтами деятельности, отношений и поведения. Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, отличиями в статусе и возрасте сторон. Конструктивное поведение учителя в конфликте предусматривают верное определение своей позиции, опору на отношения с родителями, использование влияния класса и педагогического коллектива, уважение к личности подростка, использование рекомендаций по оптимизации взаимодействия с учеником.
Основными причинами возникновения конфликтов между подростками и учителями являются:
- o недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
- o участники конфликта имеют разный социальный опыт, чем и определяется их поведение в конфликте;
- o различие в жизненном опыте участников обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
- o различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику — справиться с эмоциями;
- o всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются и другие ученики;
- [ 3, 38,40,41]
Конфликты типа «подросток-ученик» возникают (по мнению самих учителей) по следующим причинам:
- o нарушение дисциплины на уроке;
- o плохое выполнение домашних заданий;
- o нездоровые отношения между учениками.
С точки зрения подростков причинами конфликтов с учителем являются:
- o оскорбления со стороны учителя, грубость, несдержанность;
- o необъективность при оценке знаний;
- o неинтересное ведение урока учителем;
- o неподготовленное домашнее задание;
o пропуск уроков [ 8, 58]
Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов. Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов ( О. Ситковская, О. Михайлова), путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности.
Общение подростков со сверстниками — особая сфера их жизни. Иногда оно становится настолько интересным, что отодвигает на задний план обучение, уменьшает привлекательность общения с близкими, хотя психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны учителям и родителям. Конфликтные отношения подростков между собой основываются на борьбе за лидерство. Основными факторами конфликтного поведения выступают уровень притязаний, самооценка и статус.
На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них — между другими членами классного коллектива.
Конфликты между подростками в школе возникают в том числе и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники допускают такие нарушения норм поведения в школе, как курение, употребление спиртных напитков, употребление в речи нецензурных выражений, ложь, мелкие кражи, драки, распущенность в половой жизни т.д.
Особенности конфликтов между учениками школы определяются также спецификой возрастной психологии подростков. Возраст учеников оказывает значительное влияние как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения. На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. На возникновение конфликтов у учащихся также влияет жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.
Выводы
1. подростковый возраст — это возраст серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка. Кризис этот напрямую связан с периодом полового созревания. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения;
2. для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость;
3. в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления конфликтности.
Глава 2. Эмпирическое исследование конфликтного поведения у старших подростков. Организация и методы исследования
2.1 Выбор методов исследования конфликтности у подростков и выборка испытуемых
В исследование принимали участие учащиеся 9 «А» и 9 «б» классов ГУО Средняя школа №1 г. Слуцка общей численностью 50 человек.
Приложение 1, 2
Основной целью теста Томаса является определение стиля повеления, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
С целью разрешения возникающих конфликтов, управления конфликтной ситуацией необходимо определить, какие формы поведения характерны для индивидуумов, какие из них являются наиболее продуктивными, какие деструктивными, каким образом можно стимулировать продуктивное поведение.
В основании типологии конфликтного поведения Томаса два стиля поведения: это кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
Соответственно этим двум измерениям Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
- Соперничество наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
- Приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
- Компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;
- Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
- Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха, в случаях конкуренции, приспособления и компромисса либо один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
Опросник состоит из 60 суждений, сгруппированных в 30 пар. Чтобы определить, к какому типу склоняется испытуемый, ему предлагается, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний, выбрать то из них, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом, подсчитывается частота проявлений каждого типа поведения.
Количество баллов, набранных учащимся по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Опросник «Насколько вы конфликтны ».
Целью данного опросника является выявление у учащихся склонности к конфликтам. Данный опросник состоит из восьми вопросов. Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных вариантов ответов.
Баллы: «а» — 4 очка, «б»— 2 очка, «в» — 0 очков.
Класс разделяется на три психологических типа.
22 — 32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.
12 — 20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не «выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
До 10 очков. Споры и конфликты — это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечание в свой адрес, можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас мало друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.
Мы остановились на выборе этих двух методик, так как считаем, что именно они наиболее подходят нам для того, чтоб доказать поставленную гипотезу и соответствуют возрастным особенностям респондентов.
2.2 Исследование конфликтности у подростков
(Приложение 2),
Диаграмма №1
Для выявления склонности к конфликтам мы использовали «Опросник по изучению конфликтов», состоящий из 8 вопросов. Респонденты должны были выбрать один из трёх вариантов ответа: а, б, в. Варианты ответов учащихся можно поместить в одну сводную таблицу №1
Ва-риант ответа |
Количество ответов данного варианта |
||||||||
Вопр. № 1 |
Вопр. № 2 |
Вопр.№ 3 |
Вопр. № 4 |
Вопр.№ 5 |
Вопр.№ 6 |
Вопр.№ 7 |
Вопр.№ 8 |
||
А |
24 |
22 |
10 |
15 |
24 |
22 |
22 |
24 |
|
Б |
12 |
17 |
30 |
18 |
13 |
16 |
15 |
11 |
|
В |
14 |
11 |
10 |
17 |
13 |
12 |
13 |
17 |
|
Таблица№1
Оказалось, что склонных к конфликту в данной группе 26 человек, то есть опрошенная группа склонна к конфликтам на 52%. Наглядно результаты представим в виде диаграммы №2.
Диаграмма №2
Затем мы сопоставили результаты двух методик, чтобы понять как ведут себя склонные к конфликту и несклонные к нему. Результаты данного исследования представлены в виде диаграмм №3 и №4
Диаграмма №3
o учащиеся, склонные к конфликтам, выбирающие соперничество — 54%;
- o учащиеся, склонные к конфликтам, выбирающие сотрудничество — 31 %;
- o учащиеся, склонные к конфликтам, выбирающие компромисс — 15%.
Учащиеся несклонные к конфликтам выбирают следующие способы поведения:
Диаграмма №4
o учащиеся, несклонные к конфликтам, выбирающие приспособление — 33%;
- o учащиеся, несклонные к конфликтам, выбирающие избежание — 42%;
- o учащиеся, несклонные к конфликтам, выбирающие компромисс — 25 %.
2.3 Статистический анализ результатов проведённого исследования
В результате проведённого исследования по тесту Томаса «Стратегия поведения в конфликтной ситуации» можно сделать вывод о том, что в данной группе респондентов способы поведения в конфликтах распределяются следующим образом:
- 28% опрошенных выбирают соперничество,
- 16% опрошенных выбирают сотрудничество,
- 20% опрошенных выбирают компромисс,
- 20% опрошенных выбирают избежание,
- 16% опрошенных выбирают приспособление.
Проанализировав результаты исследования по опроснику «Насколько вы конфликтный человек» выяснили, что в данной группе количество ребят склонных к конфликту составляет 26 человек, или 52 %
Сопоставив результаты двух методик, учащихся, склонны к конфликтам, можно условно разделить на три группы:
Способ поведения Склоннность |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
|
Склонные к конфликтам |
14 человек (54%) |
8 человек (31%) |
4 человека (15%) |
|||
Несклонные к конфликтам |
6 человек (25%) |
10 человек (42 %) |
8 человек (33 %) |
|||
Выводы
1. склонность или несклонность к конфликтам влияет на выбор формы общения, а именно склонные к конфликтам выбирают соперничество, а несклонные — приспособление, избегание и компромисс;
Соперничество
3. у подростков наблюдается неустойчивое поведение, они часто мечутся, то есть поведение в подростковом возрасте неоднозначное.
Заключение
Подводя итог, нам бы хотелось отметить, что поставленная цель была достигнута, а именно: нам удалось выяснить наиболее распространенные психологические причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте.
Задачи, поставленные для достижения данной цели, были выполнены:
o мы систематизировали и проанализировали теоретические источники по рассматриваемой проблеме,
o раскрыли понятие конфликта и основные механизмы его протекания,
o рассмотрели причины возникновения конфликтов в подростковой среде и особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях,
o были проведены эмпирические исследования для выявления наиболее характерных психологических причин возникновения конфликтов и особенностей поведения в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте.
Итак, мы выявили основные причины возникновения конфликтов между подростками и учителями, причины конфликтов между подростками и влияние возрастной специфики на появление конфликта. Выяснили, что возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: собственно объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Рассмотрели причины возникновения межличностного и внутриличностного конфликта. Выявили, что склонность к конфликтам является основной причиной их возникновения.
Гипотеза исследования подтвердилась, следовательно, мы можем утверждать, что подростки, склонные к конфликтам, выбирают такую форму общения как соперничество, а несклонные — избежание и приспособление.
Наличие противоположных тенденций в поведении говорит о том, что подростки, не владеют адекватными способами поведения и не умеют выражать собственные чувства, что и приводит к возникновению конфликтов. У подростков наблюдается неустойчивое поведение, они часто мечутся, то есть поведение в подростковом возрасте неоднозначное.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/povedenie-detey-v-konflikte/
1. Андреев, В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов / В.И. Андреев. — М.: Народное образование, 1995. — 127 с..
2. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А. Я. Анцупов. — Питер, 2009. — 304с.
3. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А. Я. Анцупов. — М.: Владос, 2003. — 208 с.
4. Вильсон, Г. Ваша личность: Узнайте причины ваших успехов и неудач / Г. Вильсон. — 1999. — 174 с.
5. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. — Питер, 2006.- 404 с.
6. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие для студентов вузов / А.В. Дмитриев. — 2003. — 320 с.
7. Кемеров В.Е. Взаимопонимание / В.Е. Кемеров. — 1984. — 109 с.
8. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. — М.: Владос, 2001. — 154 с.
9. Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи. -2003-336 с.
10. Леонов, Н. И. Конфликтология: учебно-методическое пособие / Н.И. Леонов. — М.: Воронеж: МОДЭК, 2002. — 192 с.
11. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2005. — 368 с.
12. Ликсон, Ч. Конфликт. Семь шагов к миру / Ч. Ликсон. — 1997.-320 с.
13. Лупьян, Я.Н. Барьеры общения, конфликты, стресс / Я.Н. Лупьян. — Минск, 1988.- 263 с.
14. Наш проблемный подросток: понять и договориться / под ред. Л.А. Регуш. — СПб.: Союз, 2001. — 191 с.
15. Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2001. — 336 с.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
17. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. — М., 1991. — 272 с.
18. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 460с.
19. Семина, Л.И. Мир без конфронтации / Л.И. Семина. — М.: Бонфи, 2002. — 501 с.
20. . Скотт Д.Г. Способы разрешения конфликтов. — Киев, 1991 — 175с.
21. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М.,1982. — 231 с.
22. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
23. Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная психология. — СПб.: Питер, 2005. — 240 с.
24. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе. — М.: Академия, 2008 — 266с.
25. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. — М.: Фаир-Пресс, 2004 — 576 с.
26. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека. — М.: МПСИ, 2005 — 658с.
27. Хорни, К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни. — М.: Апрель-Пресс, 2002. — 510 с.
28. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0.
29. http://www.devchatam.ru/testtomas
30. http://www.transactional-analysis.ru
31. http://psycabi.net/testy/193-oprosnik-k-tomasa-na-povedenie-v-konfliktnoj-situatsii-test-tomasa.
Приложение 1
ТЕСТ К. ТОМАСА
ИНСТРУКЦИЯ:
В каждой из предложенных пар суждений выберите то, которое наиболее типично для вашего поведения. На листе ответов обведите кружочком цифру и букву соответствующие вашему ответу. Не пропускайте ни одной пары.
1а Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса
1б Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны
2а Я стараюсь найти компромиссное решение
2б Я пытаюсь уладить дело с учётом интересов другого и моих собственных
3а Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего
3б Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения
4а Я стараюсь найти компромиссное решение
4б Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека
5а Улаживая спорную ситуацию, я всё время стараюсь найти поддержку у другого
5б Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряженности
6а Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя
6б Я стараюсь добиться своего
7а Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно
7б Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего
8а Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего
8б Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и вопросы
9а Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
9б Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего
10а Я твердо стремлюсь достичь своего
10б Я пытаюсь найти компромиссное решение
11а Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и вопросы
11б Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения
12а Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры
12б Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идёт мне навстречу
13а Я предлагаю среднюю позицию
13б Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему
14а Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах
14б Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов
15а Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения
15б Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности
16а Я стараюсь не задеть чувств другого
16б Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции
17а Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего
17б Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряжённости
18а Если это сделает другого счасостатьтливым, я дам ему возможность
18б Я даю возможность другому в чём-то ся настоять на своёмпри своём мнении, если он также идёт мне навстречу
19а Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы
19б Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20а Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия
20б Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих
21а Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого
21б Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы
22а Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека
22б Я отстаиваю свои желания
23а Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас
23б Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса
24а Если позиция другого кажется ему очень важной, я пойду навстречу его желаниям
24б Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу
25а Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов
25б Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого
26а Я предлагаю среднюю позицию
26б Я всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас
27а Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры
27б Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём
28а Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего
28б Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого
29а Я предлагаю среднюю позицию
29б Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
30а Я стараюсь не задеть чувств другого
30б Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха
Приложение 2
Ключ к тесту
№ вопроса |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспо- собление |
|
1 |
А |
Б |
||||
2 |
Б |
А |
||||
3 |
А |
Б |
||||
4 |
А |
Б |
||||
5 |
А |
Б |
||||
6 |
Б |
А |
||||
7 |
Б |
А |
||||
8 |
А |
Б |
||||
9 |
Б |
А |
||||
10 |
А |
Б |
||||
11 |
А |
Б |
||||
12 |
Б |
А |
||||
13 |
Б |
А |
||||
14 |
Б |
А |
||||
15 |
Б |
А |
||||
16 |
Б |
А |
||||
17 |
А |
Б |
||||
18 |
Б |
А |
||||
19 |
А |
Б |
||||
20 |
А |
Б |
||||
21 |
Б |
А |
||||
22 |
Б |
А |
||||
23 |
А |
Б |
||||
24 |
Б |
А |
||||
25 |
А |
Б |
||||
26 |
Б |
А |
||||
27 |
А |
Б |
||||
28 |
А |
Б |
||||
29 |
А |
Б |
||||
30 |
Б |
А |
||||
За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.
Столбец №1 — «Административная» (соревнование)
Столбец №2 — «Корпоративная» (решение проблемы)
Столбец №3 — «Экономическая» (компромисс)
Столбец №4 — «Традиционная» (избегание)
Столбец №5 — «Приспосабливание»
Приложение 3
Тест «Насколько вы конфликтный человек»
1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:
а) не принимаю участия;
- б) лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;
- в) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».
2. Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой руководства?
а) нет;
- б) только если имею для этого веские основания;
- в) критикую всегда и по любому поводу.
3. Часто ли вы спорите с друзьями?
а) только в шутку и если это люди не обидчивые;
- б) лишь по принципиальным вопросам;
- в) споры — моя стихия.
4.
Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?
а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
- б) делаю замечание — надо же научить грубияна хорошему тону;
- в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
5.
Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.