Управление как вид социальной деятельности

Сегодня в социологии все большее понимание находит идея рассмотрения и общества в целом, и социальных организаций как открытых социальных систем, неотъемлемым всеобщим качеством которых является то, что они являются управляемыми системами, активно взаимодействующими с внешней средой.

Актуальность исследования проблем социального управления в современном обществе особенно возрастает в условиях неустойчивого состояния социальной системы, когда любое незначительное на первый взгляд внешнее воздействие на нее может иметь далеко идущие последствия

Чтобы справиться с кризисом, охватившим все социальные институты, необходимо обратиться к науке управления, значимость которой была ясно осознана еще в 30-е гг. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, а область знании — в самостоятельную науку.

Социология управления составляет одну из смежных дисциплин с менеджментом, а иногда ее даже отождествляют с ним, несмотря на то, что понятие «менеджмент» наряду с социологическими охватывает также экономические, технико-организационные, юридические, психологические вопросы делового предпринимательства.

Сегодня по мере повышения управляемости общественными процессами потребность реализации одной из важнейших функций социологического знания — функции управления, несомненно, возрастает.

Управленческая функция социологии выражается в том, что она является:

  • а) теоретической основой для выработки управленческих решений и их практической реализации на различных уровнях социального управления;
  • б) источником социальной информации, необходимой для повседневной деятельности органов государственного управления, разработки текущих и перспективных планов социального развития;
  • в) научным инструментом выработки социальных показателей и нормативов социальных процессов как объектов социальной политики;
  • г) средством научного анализа возникающих социальных проблем и конфликтов, их предотвращения и разрешения за счет социальной диагностики, социального планирования, разработки социальных технологий, рекомендаций и предложений;
  • д) необходимым инструментом социального контроля путем оценки социальных характеристик объектов, замера фактического достижения социальных показателей различных сторон общественной жизни;
  • е) необходимой дисциплиной в подготовке управленческих кадров в целях формирования у них нового управленческого мышления, нужного нам сегодня для вывода страны из кризиса и превращения ее в процветающее общество.

[3; с.166]

9 стр., 4106 слов

Контрольная работа: Социология управления

... «человеческих отношений» с системным подходом к организации управления . Он рисовал идеальную схему функционирования организации, в которой деятельность всех ее членов мотивируется стремлением ... продолжив так называемый «гуманистический вызов». Особое внимание уделялось им проблемам развития организационной культуры (организационной морали), власти и авторитета. Усложнение организационной структуры, ...

1. Социология управления как отрасль социологического знания

Современную науку управления принято разделять на два уровня знаний. Первый представлен теориями социального управления, являющимися частью более общих политико-экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования общества на различных исторических этапах. Второй более конкретен и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления в виде прикладных теорий организации и управления. Оба уровня основываются на фундаментальных законах и закономерностях общественного развития и социального управления, а также конкретном историческом опыте, отражающем изменения мирового менеджмента.

Фундамент научного менеджмента заложен трудами М. Вебера, Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона, Л. Урвика, Э. Мэйо, П. Дракера, Г. Саймона, А. Этциони, Л. Берталанфи, Р. Майлза. Их работы послужили исходной точкой для практических разработок в области «гуманизации труда» и новых форм организации социального управления, а также стали основой специальной управленческой функции, названной управление персоналом, или (что более верно) управление человеческими ресурсами. [6; с.1]

1.1. Современное управление и его классификация

С научной точки зрения управление — это направленная координация и организация объекта управления. Данная сфера деятельности возникла в ходе разделения труда. С ее помощью человек воздействует на технологические, экономические и социальные процессы для достижения определенных целей.

Управление многообразно. Характеризуя окружающий мир, исследователи выделяют три компонента — неживую природу, живую природу и человеческое общество. Это позволяет дать укрупненную классификацию процессов управления по его основным классам:

  • процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами, что является областью изучения преимущественно технических наук;
  • процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук;
  • процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук.

Социальное управление включает два основных подкласса — управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством.

Люди как главная производительная сила познают и используют законы природы и общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Объектами изучения при этом выступают социальные системы, а предметом — система управления различными сферами общества и областями организации социальной жизни. Например, управление общественным производством включает процессы управления народным хозяйством, отраслью, регионом, объединением, предприятием, а также управление внутри каждой социально-экономической системы. Это — уровни управления.

7 стр., 3419 слов

Социально-экономические процессы

... изменения социально-экономической ситуации. 1.2 Особенности управляемых социально-экономических процессов социальный экономический политический трудовой Человеческое общество возникло и развивается главным образом по пути совершенствования механизмов и форм социального управления, поэтому идея необходимости и обоснованности пределов управленческих воздействий на ...

В рамках социального управления выделяют две основные его формы — управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Последнее включает процессы управления социальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и др. Это — подвиды социального управления.

Таким образом, объектом и предметом теории социального управления как науки выступают социальные системы и системы управления ими. Социальное управление вычленяется из имеющихся трех классов управления (техническими, биологическими и социальными системами) и подразделяется на следующие основные виды: административно-государственное (политическое) управление; управление социально-культурной сферой (духовным производством); управление производственной сферой (материальным производством).

Иными словами, классификация видов социального управления соответствует классификации основных сфер организации общества: политическая — область отношений национальных и межгосударственных, власти и социальных групп; культурная — область духовного производства, распределения и потребления духовных благ; экономическая — область материального производства, распределения и потребления материальных благ.

Каждый вид социального управления включает соответствующие уровни (организация — регион — отрасль — государство) и основные формы (управление материальными и управление человеческими ресурсами), а они в свою очередь — соответствующие подвиды управления.

Понятия менеджмент, администрирование, руководство относятся только к классу социального управления и в этом смысле понятие менеджмент тождественно понятию социальное управление. Различают три основных вида менеджмента: социально-политический, социально-экономический и социально-культурный.

Понятие администрирование наиболее полно соответствует понятию власть, поскольку их основная функция состоит в определении политики той или иной социальной системы, а понятия руководство и менеджмент больше относятся к непосредственному управлению людьми, практической организации объекта социального управления. Иными словами, понятия менеджмент, управление, администрирование и руководство могут рассматриваться как в широком, так и в узком смысле, что наглядно показано в таблице.

В наиболее общем виде процесс социального управления можно разделить на две составные, взаимообусловленные и взаимосвязанные части: административную, областью которой является разработка и определение политики (как системы целей, задач и путей их решения), и собственно управленческую (оперативную, исполнительскую, направленную преимущественно на технологическую и техническую организацию объекта управления).

Связующее звено между двумя частями единого процесса социального управления — непосредственное руководство людьми, обеспечивающее, с одной стороны, разработку и постановку задач, а с другой — их принятие и выполнение. В таком понимании менеджмент выступает как объединяющее понятие всего социального управления, включая его составные части, уровни и звенья.

В соотношении понятий власть и управление второе занимает подчиненное положение, поскольку власть отождествляется прежде всего с администрированием, т.е. политической, руководящей функцией, а управление (в узком смысле) — с исполнительской, оперативной.

Таким образом, менеджмент является процессом планирования, организации, мотивации и контроля, направленным на разработку и достижение целей социальной системы через других людей. Власть представляет собой центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало всякой административной деятельности и обладает универсальным свойством всеобщности, т.е. способностью проникать во все виды и формы человеческой деятельности, возникая из самой логики отношений между людьми или социальными группами, обществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием и волей. Общие организационные, регулятивные и контрольные функции власти (экономической, политической, духовной) конкретизируются в различных видах управленческой деятельности, обеспечивающих реализацию поставленных задач и целей. [6; с.1]

Основные понятия науки управления
Понятия В широком смысле В узком смысле
Управление Вся система классов, отношений и явлений управления в природе и обществе Технологическая организация объекта управления
Менеджмент Всеобщий принцип социального управления; власть и искусство управления людьми Управление производством, деятельность по организации достижения поставленных целей
Администрирование Административно-государтвенное управление; социально-политический менеджмент Разработка и постановка целей, определение политики организации

1.2. Сущность социального управления и его особенности

Социология управления — это специфическая отрасль социологического знания, изучающая социальные основы; динамическую систему и процессы управления, их социальные функции и принципы, особенности управленческих решений» социальные стороны управленческой деятельности, степень иx эффективности в организациях и в обществе, отношения по управлению.

В социологии управления ключевым является понятие «управление», которое в научной литературе рассматривается как элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), функция, которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Социологию интересует управление социальными системами, иначе говоря, социальное управление. [3; с.167-168]

Социальное управление в широком смысле слова — управление общностями, а также в определенных пределах — социальными процессами и явлениями; в узком смысле — основанная на определенных принципах деятельность субъекта управления, направленная на постановку перед объектом управления целей, задач и организацию их решения путем использования разнообразных средств, приемов и методов воздействия на него. В отличие от управления в технических и биологических системах социальное управление характеризуется, прежде всего, сознательной постановкой целей, которые дифференцируются в зависимости от уровня и масштабов объекта управления. Так, управление обществом связывается с сохранением его качественной специфики, его стабильным функционированием, совершенствованием и развитием. Управление организацией имеет своей целью, прежде всего, координацию усилий структурных подразделений на решение общих задач и повышение эффективности ее деятельности. На индивидуальном же уровне цель управления заключается в обеспечении условий для наилучшего осуществления работниками своих функциональных обязанностей. [4; с.208-209]

Управление — свойство, внутренне присущее обществу на любой ступени его развития. Оно имеет всеобщий характер и вытекает из системной природы общества, из общественного, коллективного труда людей, из необходимости взаимодействовать, общаться в процессе труда и жизни, обмениваться продуктами своей материальной и духовной деятельности. Важно подчеркнуть, что возникновение управления в обществе имеет трудовой характер. К. Маркс так писал по этому поводу: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере«’.

Различают стихийное управление, воздействие которого на систему является результатом различных перекрещивающихся сил, массы случайных единичных фактов (например, рынок), и сознательное управление, осуществляемое субъектами управления, в качестве которых могут выступать общественные институтам, организации, отдельные руководители.

Соответственно различают и два механизма управления; стихийный (статистический) и сознательный (структурный).

В связи с этим используют два понятия: «управление в обществе» и «социальное управление» (управление в обществе в данном случае равнозначно понятию социального управления в широком смысле слова, в отличие от управления в технических и биологических системах).

Первое понятие («управление в обществе») включает в себя оба механизма управления, а также управление машинами и технологическими процессами. Социальное управление является главной частью управления в обществе. Это — «сознательное целенаправленное управление людьми, сознательными субъектами, с целью направить их деятельность на осуществление целей, желательных для субъекта управления». Вспомним деление Ф. Энгельсом: управление «вещами» и управление людьми. Управление «вещами» — управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин. Управление людьми — воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, организации, общности, институты.

Социальное управление характеризуется рядом особенностей (черт), обусловленных спецификой объекта социального управления (люди, наделенные сознанием и волей).

1. Социальное управление как общественно необходимая функция возникает всегда там, где наблюдаются любые варианты совместной деятельности людей; управление в этих условиях есть средство обеспечения этой совместной их деятельности, условие их нормального функционирования.

2. Социальное управление как общественно-необходимая функция своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на поведение участников совместной деятельности. То есть оно есть управление людьми, общественными отношениями людей. Это означает, что его объектом (то, на что направлено управляющее воздействие) является поведение людей, их действия, поступки как участников совместной деятельности.

3. Социальное управление предполагает не только объект, но и субъект управления, возникновение особого вида общественных отношений — управленческих отношений.

В качестве субъектов (или институтов) социального управления выступают, прежде всего, государство, политические партии, общественные организации, неформальные, самодеятельные движения, трудовые коллективы. Человек выступает и объектом, и субъектом управления.

Управленческие отношения тесно связаны со всеми другими видами общественных отношений, но имеют свою специфику. Они носят интегральный, субъективно-объективный характер. Это отношения между людьми (объектами и субъектами) по поводу коллективной жизнедеятельности, организации общественного производства, функционирования общества и отдельных его сфер.

Выделяют различные виды управленческих отношений: отношения централизма и самостоятельности; субординации и координации; ответственности; «формальные» и «неформальные», временные и постоянные и т. п.

4. Социальное управление имеет властно-волевой характер, предполагает подчинение воли объектов управления «чужой воле» (субъектов управления), предполагает авторитет, власть.

5. Социальная управленческая деятельность представляет собой разновидность человеческой деятельности, как формы активного отношения человека к окружающему миру, включающей в себя цель, средство, процесс и результат деятельности.

В первую очередь здесь имеется в виду деятельность субъекта управления, управленческий труд, «труд по управлению». То есть деятельность группы людей, которые в условиях образования государства, по словам В. И. Ленина, «занимаются тем или почти только тем, чтобы управлять. Люди делятся на управляемых и специалистов по управлению… Специалисты по управлению — это «особый разряд людей, выделяемый для того, чтобы управлять другими». Это — организаторы, руководители, менеджеры.

6. Социальное управление в современном мире носит политический, классовый характер.

Это и понятно. В основе социального управления лежит организация общественной жизни и деятельности людей, объединенных в различные группы и общности (коллективы, партии, классы, слои и т. д.), которые руководствуются своими интересами. Поэтому в обществе, поделенном на классы и другие социальные слои и группы, управление обусловливается не только объективными потребностями организации людей, но и интересами, состоящими либо в сохранении существующих позиций в экономической, политической и других областях, либо в изменении этих позиций.

Управление, труд по надзору в государствах, «охватывает два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфически? функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами».

Как уже отмечалось, существенной особенностью социального управления является то, что своим главным назначением оно имеет упорядочивающее воздействие на поведение участников совместной деятельности.

Люди выбирают тот или иной из возможных способов действий, соотнося их с позицией других, имея целью вызвать соответствующую реакцию среди других участников социального взаимодействия и получить некоторые значимые результаты и вознаграждения, в качестве которых может быть любое «благо» (знание, информация, деньги, власть, уважение и т. п.).

Эта особенность социального взаимодействия подробно описана в теории социального обмена Д. Хоманса и П. Блау. Выбор способов действий индивидами можно считать случайным, потому что их действия никак не связаны между собой и системой в целом, хотя сами по себе они не являются случайными. С этой точки зрения социальное управление — это ограничение возможного разнообразия поведения людей, заключающееся в повышении вероятности функциональных, нормативных действий субъектов управления и понижении вероятности их дисфункциональных, отклоняющихся от норм и требований социальной системы действий для достижения целей организации и обеспечения необходимого уровня социального порядка.

Понятие «социальный порядок» выражает идею организованности социальной системы, упорядоченности социальных действий, указывает на наличие социального контроля, определенных ограничений, норм, санкций, обеспечивающих согласованность, предсказуемость поведения, неслучайность и устойчивость социальных действий. Все состояния управляемой социальной системы по уровню социального порядка могут быть представлены континуумом от полного порядка до полного хаоса. Уровень социального порядка в социальных системах (организациях) можно характеризовать отношением нормативных действий ко всем совершаемым субъектами действиям. А социальный беспорядок можно представить как отношение девиантных поступков и действий людей к нормативным.

Таким образом, непосредственной задачей социального управления является внесение социального порядка в социальную организацию Чтобы выполнить эту задачу, орган управления (управляющая система) должен обладать более высоким уровнем социального порядка, чем управляемая система. У. Эшби так сформулировал этот один из наиболее общих законов управления: «Разнообразие исходов управляемой системы, если оно минимально, может быть еще более уменьшено лишь за счет соответствующего увеличения разнообразия, которым располагает управляющая система».

В таких социальных системах, как организации, кроме целенаправленного управляющего воздействия существуют еще и другие источники социального порядка, которые играют важную роль в социальном управлении — организационный порядок и самоорганизация. Это связано с тем, что сущностным свойством социальной организации является упорядоченность действий людей, т. е. определенный социальный порядок. Поэтому социальные организации выполняют функцию основного инструмента социального управления. Я. Щепаньский дает следующее определение: «Социальная организация — это система способов (образцов) деятельности индивидов, подгрупп и институтов, средств социального контроля, социальных ролей и систем ценностей, которые обеспечивают совместную жизнь членов общности, гармонизируют их стремления и действия, устанавливают допустимые способы удовлетворения потребностей, разрешают проблемы и конфликты, возникающие в ходе совместной жизни.

Будучи объектом внешних управляющих воздействий, организации в своей структуре объективируют, «овеществляют» эти воздействия в виде норм, правил, социальных ролей, ценностей, устойчивых взаимосвязей, накладывают определенные ограничения на поведение людей и тем самым выполняют свою инструментальную функцию. Организация обеспечивает доведение внешних управляющих воздействий дифференцирование и в нужной мере до каждого человека, входящего в эту организацию.

Основной закон управления — закон необходимого разнообразия, о котором шла речь выше, раскрывает меру управляющего воздействия для обеспечения нужного поведения социальной организации Поскольку внутреннее разнообразие в социальной организации как социальной системе может содержаться как в структуре, так и в функциях элементов, изменение уровня социального порядка равносильно переходу социального разнообразия из одной формы в другую при сохранении его общего количества. Это значит, что для обеспечения требуемого поведения субъектов деятельности в организацию необходимо внести столько порядка, сколько необходимо для того, чтобы ограничить возможное разнообразие в их действиях и поведении для достижения конкретной цели организации.

Следствием общесистемного закона вырастания энтропии является постоянная диссипация (рассеивание, разложение) социального порядка в социальной организации. Это вызывает необходимость для поддержания равновесного состояния системы постоянно производить порядок и производить его в той же мере, в какой он разлагается. Поэтому способность социальной организации производить социальный порядок с точки зрения социального управления представляется самым важным свойством.

Существенным свойством социальной организации является эмерджентность, называемая иногда организационным или синергетическим эффектом. Сущность этого явления заключается в возникновении в социальной организации таких качеств, которых нет у составляющих ее элементов. Основным условием достижения организационного эффекта является определенная мера специализации функций, однонаправленность и синхронность социальных действий. В практике социального управления необходимо учитывать, что этот эффект может быть большим или меньшим, может способствовать или препятствовать достижению цели организации. Недостаточные возможности социального управления можно до некоторой степени компенсировать построением социальной организации по образцу рациональной бюрократии как структурированной иерархической системы. Возникающая при этом односторонняя зависимость одного человека от другого, сосредоточение в руках начальника большей власти, над подчиненными имеют как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, жесткая иерархия способствует поддержанию социального порядка, устраняя неопределенность социальных действий, с другой — порождает обюрокрачивание управленческих структур. Основным механизмом, компенсирующим недостатки жесткой иерархии в социальной организации, является самоорганизация.

Социальные системы — в высокой степени самоорганизующиеся системы. Существенной особенностью социального управления является то, что традиционный подход к управлению, основанный на представлении, согласно которому изменения в объекте управления происходят в соответствии с управляющими воздействиями на него, здесь неприменим. В социальном управлении нужно учитывать соотношение управленческих усилий и тенденций самоорганизации в системе. Поэтому социальное управление призвано, с одной стороны, сохранить сложившиеся порядки, если они соответствуют интересам субъекта управления, с другой — предусмотреть возможность их нарушения со стороны социальных групп и отдельных индивидов, противостоящих субъекту управления; создать дополнительные предпосылки для их предотвращения и постоянно разрешать образовавшееся противоречие между существующей общественной организованностью и выходящими за ее пределы устремлениями социальных групп и отдельных индивидов.

Это объясняется тем, что социальная организация функционирует не только как инструмент достижения определенных целей, но и как человеческая общность, у каждого члена которой есть свои интересы и потребности, не всегда совпадающие с целями организации. Упорядочение отношений в процессе самоорганизации достигается в результате спонтанного взаимодействия членов организации между собой посредством выработки неписаных правил, норм, традиций, обычаев и ценностей.

Но это лишь одна сторона процесса самоорганизации. Более важно то, что все социальное управление опосредовано процессами самоорганизации. Организационный порядок, задаваемый совокупностью норм, законов, приказов, распоряжений, директив, выступает как определенная степень необходимости действий и поступков, соответствующих этому порядку, но исключает возможности отклонения от них членов организации. Реальный социальный порядок, в конечном счете, является результатом многоступенчатых и многообразных процессов самоорганизации.

Самоорганизация — это «душа» социальной организации, которая делает организацию живым организмом, постоянно обновляет и очищает социальный порядок от устаревших норм, адаптирует организацию к изменившимся условиям. Ограничение процессов самоорганизации приводит к старению организационных структур, обюрокрачиванию отношений в организации и потере способности производить социальный порядок и тем самым — к снижению эффективности управления.

Сегодня все более укрепляется понимание роли организационного порядка в социальном управлении, все больше сближаются такие смежные отрасли, как социология управления и социология организаций, что дает основание говорить о такой области социологического знания, как социология управления и организации.

Таким образом, в социальном управлении в соответствии с тремя источниками социального порядка используются и три вида управления: непосредственное управляющие воздействие на управляемую систему, управление организационным порядком и самоуправление. [3; с.169-172]

1.3 Объект и субъект социального управления

Каждый класс и вид управления предполагает глубокое знание как объекта, так и субъекта управления. В социальном управлении объект одновременно выступает и его субъектом, так как и в том и в другом случае речь идет о людях и составляемых ими социальных общностях. Каждый человек имеет определенный пол, возраст, способности, темперамент и характер, что находит отражение и в характеристиках соответствующих социальных систем. [6; с.1]

В управлении всегда присутствуют два компонента: управляющий и управляемый. Тех, кто управляет — управляющих, — принято называть субъектами управления. Те, кем управляют, и то, чем управляют, называются объектами, предметами управления.

Субъекты управления — это люди, в функции и задачи которых входит осуществление управления, то есть организаторы, руководители, начальники. Объектами управления могут быть как работники, коллективы, действующие согласно правилам, предписаниям, выданным субъектом управления, так и любые экономические объекты, подвергающиеся конкретным изменениям по воле субъекта управления, распоряжающегося этими объектами.

В том варианте, когда субъект управляет собственными действиями, то есть субъект и объект представлены одним лицом, имеет место частный случай, называемый самоуправлением (далее будет показано, что это не политический термин).

Управление существует и применяется в природе и в обществе в разных видах, формах. Человек управляет объектами живой, неживой и искусственной природы, используя законы физики, химии, биологии. С помощью плотин он перераспределяет водные ресурсы, выводит новые породы животных и виды растений, управляет с применением приборов и других устройств машинами и механизмами.

В живой природе мы наблюдаем многочисленные процессы управления и самоуправления. Вожак управляет стадом. В организме животных автоматически поддерживается определенная температура тела, регулируется поток крови.

И люди управляют другими людьми, организуя, контролируя их действия.

Не все эти процессы управления имеют непосредственное отношение к экономике. Среди них встречается и техническое, и биологическое, и экономическое, и социальное, общественное управление. Вместе с тем во всех процессах управления вне зависимости от их природы имеется нечто общее, присущее всем формам управления. Имеют место следующие составляющие: управляющие воздействия, субъект управления, объект управления, внешнее управление и самоуправление.

В XX веке сформировалась самостоятельная наука, изучающая общие принципы управления вне зависимости от того, где имеет место управление по отношению к каким объектам. Наука, изучающая общие законы управления в живой и неживой природе, в технике и экономике, получила название «кибернетика». Та часть кибернетики, которая изучает, исследует процессы управления в экономике, известна под названием «экономическая кибернетика».

Значительный вклад в развитие кибернетики внес американский ученый Норберт Винер, которого иногда называют «отцом кибернетики».

Кибернетика исходит из единой схемы управления, характерной для всех его форм и видов

Согласно этой схеме субъект управления вырабатывает управляющее воздействие в виде команд, сигналов, которые передаются объекту управления. Объект управления, воспринимая управляющее воздействие, изменяет свой образ действий в соответствии с переданным ему управляющим сигналом. О том, что объект принял и отработал команду, отреагировал на управляющее воздействие, субъект управления узнает, получая информацию в виде обратной связи. В зависимости от этой информации субъект вырабатывает новые управляющие воздействия либо признает переданный ранее сигнал удачным. И на определенное время дает возможность объекту развиваться в указанном направлении. — Канал обратной связи может быть зрительным, звуковым, в виде электрических сигналов, докладов, сообщений, письменных отчетов, в общем, в любой форме, воспринимаемой субъектом управления. Для летчика это показания приборов, для водителя автобуса — зрительная информация, для телефонистки — ответный сигнал абонента, для педагога — контроль знаний учащихся, для начальника — отчет исполнителя и результат его работы. Обратная связь — это инструмент контроля со стороны субъекта управления за поведением объекта управления. [5; с.56-57]

2. Социальное управление как система

2.1. Система социального управления

Сущность социального управления определяет формирование и функционирование этого класса управления как системы.

Система социального управления включает следующие компоненты: механизм управления, структуру управления, объекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления. Система управления — это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления.

Механизм управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов социального управления, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях. Общество как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем и решение стоящих перед ним задач. С эти позиций в общем механизме управления выделяют экономический, организационный и социально-культурный механизмы, основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления (рис.3).

Функции управления — это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. К основным функциям социального управления относятся планирование и прогнозирование, организация, координация и регулирование, стимулирование и обучение, анализ и контроль.

Структура отражает состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели. Функции и структура управления являются двумя сторонами единого целого — организации системы социального управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления.

Структура управления может быть малоступенчатой (плоской) и многоступенчатой (высокой), а также относиться к одному из трех основных типов организационных структур — линейной, функциональной или линейно-функциональной (штабной).

При этом особенности объекта управления во многом определяют создание соответствующих систем управления. Если, например, какая-либо система имеет выраженное «женское» начало, то стиль управления в ней должен в большей мере носить демократический и коллегиальный характер, а наиболее приемлемыми типами организационной структуры будут функциональный, матричный, штабной. В условиях же социальной системы с преобладанием «мужского» начала стиль управления должен тяготеть к авторитарности и единоначалию, что отражается и на организационной структуре, которая должна быть линейной, линейно-функциональной и т.п.

2.2. Социальные системы и их составляющие

Социальные системы, как отмечалось, являются одновременно субъектом и объектом управления, что определяет необходимость рассматривать субъект и объект управления как две системы (управляющую и управляемую), находящиеся в постоянном взаимодействии. При этом управляющая система (субъект управления) выступает как часть управляемой (объект управления), и ее величина и границы зависят от масштабов и особенностей последней. Отсюда следует, что функционирование субъекта управления определяется в основном особенностями объекта.

В самой социальной системе и в ее крупных составляющих (управляемой и управляющей системах) ясно просматриваются своеобразные системы меньшего уровня:

  • техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования;
  • технологическая система основана на делении материального и духовного производства, политической деятельности на стадии и процессы. Она представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производства и управления ими;
  • организационная система с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические и технологические средства, площади и трудовые ресурсы;
  • экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей;
  • социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности, и вместе с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации.

Все системы взаимосвязаны и в своем единстве составляют целостный социальный организм. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная — социально-экономическую.

Каждая такая система в определенные периоды развития социальных целых может занимать доминирующее положение, характеризуя тем самым особенности различных частей организационной структуры управления (ведущее положение технико-технологических, организационно-правовых, экономических или социальных служб), а также господствующее положение в сфере социального управления представителей тех или иных управленческих профессий. При этом смена ведущих позиций представителей различных управленческих профессий соответствует, на наш взгляд, циклическому превалированию то организационно-технической, то социально-экономической сторон управления, а также одной из систем низшего уровня (рис.4).

Известно, что развитие мирового менеджмента в ХХ столетии проходило ряд стадий. Сначала высшие управленческие посты и лидирующее положение в разработке проблем управления занимали инженеры, стремившиеся максимально рационализировать и механизировать производство; на смену им пришли экономисты и финансисты, видевшие главную задачу в получении максимума прибыли за счет правильного использования экономических законов и эффективного управления капиталом. Затем наступил период, когда высшее звено управления начало рекрутировать юристов, считая, что главное в менеджменте и бизнесе — соблюдение установленных предписаний, инструкций, других нормативных актов и законности в целом.

В настоящее время управляющими высшего ранга и разработчиками глобальных проблем социального управления становятся выходцы из структур кадрового менеджмента, т.е. персоналоведы, ставящие в центр современной концепции управления Человека. По оценкам ведущих западных исследователей, именно персоналоведы будут занимать лидирующие позиции в управлении современным миром. Иными совами, современный директор — это директор по кадрам, каждый управляющий — это управляющий персоналом. [6; с.1]

3. Социальное управление как процесс

Социальное управление может и должно быть рассмотрено с процессных позиций. В широком смысле понятие «процесс» обычно трактуется как ход какого-либо явления, последовательность смены стадий, состояний развития; как совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. В связи с этим под процессом социального управления можно понимать обобщенное выражение его функционирования.

Процессный подход к управлению был предложен приверженцами административного управления в 30-х гг. нынешнего столетия и широко применяется в настоящее время. Авторы данной концепции пытались описать функции менеджера, однако были склонны рассматривать их независимо друг от друга. Сторонники процессного подхода в противоположность этому стали рассматривать функции управления как взаимосвязанные. Первоначальное авторство данной концепции приписывается Анри Файолю. Он считал, что существует пять исходных функций. По его словам, управлять — означает планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Процесс управления понимается им как общий объем непрерывных взаимосвязанных действий или функций в рамках организации.

Сегодня в специальной литературе (в теории управления, философской, социологической и т. д.) управленческий процесс анализируется с точки зрения организационной и функциональной структуры, т. е. выделения в нем стадий (этапов) и функций. Причем часто стадии и функции отождествляются, что представляется не совсем обоснованным. С точки зрения организационной структуры процесс социального управления можно разделить на этапы, т. е. совокупность последовательно совершаемых, следующих друг за другом определенных стадий. У разных авторов — разные подходы к их выделению, но все они без исключения выделяют три обязательных стадии социального управления:

  1. Принятие управленческого решения.
  2. Исполнение управленческого решения.
  3. Проверка исполнения управленческого решения.

Другие авторы предлагают более дробную дифференциацию управленческого процесса. Например, Васильев Г. Г. в социологическом анализе процесса управления вычленяет следующие стадии:

  1. Постановка управленческой проблемы.
  2. Сбор необходимой информации.
  3. Выработка решения.
  4. Принятие решения.
  5. Организация исполнения принятого решения.
  6. Контроль. [4; с.181]

3.1. Стадии и функции социального управления

Относительно функций управления также нет единого понимания. Обзор современной литературы позволяет выделить такие функции: планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство И ведение переговоров или заключение сделок. Фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который лишь слегка отличается от других списков

В американском менеджменте принят подход, основанный на объединении существенных видов управленческой деятельности в небольшое число категорий, которые в настоящее время общепринято считать применимыми ко всем организациям. Считается, что процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.

Планирование в своем функциональном значении предполагает:

  • а) разработку научно обоснованной программы развития всей системы социального управления в целом или ее отдельных составных частей;
  • б) определение целей и задач субъектов социального управления по реализации данной программы;
  • в) обеспечение программы необходимыми материальными, финансовыми, организационными и трудовыми ресурсами;
  • г) определение средств достижения планируемых результатов.

Планирование тесно связано с прогнозированием. Не случайно функцию планирования и прогнозирования рассматривают часто как единую, которая сочетает в себе начала собственно планирования, т. е. определения и обеспечения целенаправленного развития управляемой системы, и прогнозирования, т. е. выработки вероятностных вариантов будущего состояния управляемой системы.

Организация как общая функция управления представляет такой вид деятельности субъектов управления, который направлен на более конкретные цели, а именно на формирование управляемой и управляющей систем, на создание упорядоченности их и отношений между ними. Соответственно она включает деятельность по образованию предприятий, учреждений, различных органов управления; подбор и расстановку кадров управляющих и исполнителей; определение компетенции органов и должностных лиц; установление порядка взаимодействия участников управленческих отношений; решение структурных вопросов и т. д.

Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными обязанностями и сообразуясь с планом.

Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет. В древние времена для этого служили хлыст и угрозы, для немногочисленных избранных — награды. С конца XVIII и по XX в. было широко распространено убеждение, что люди всегда будут работать больше, если у них есть возможность заработать больше. Считалось, что мотивация — это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за предлагаемые услуги. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления.

Исследования в области поведенческих наук, движение за человеческие отношения, знаменитые эксперименты Элтона Мейо, особенно те, которые проводились на заводе «Уэстерн Электрик» в Хоторне (США), помогли понять, что мотивации поступков людей являются, в основном, не экономическими факторами, а различными потребностями, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать работников эффективно, руководителю необходимо определить, какие потребности и для каких работников актуальны, и обеспечить способ их удовлетворения через хорошую работу. В современном менеджменте пришли к выводу, что работа, приносящая удовлетворение работнику, является главным элементом его мотивационной структуры в процессе труда. То есть хорошо организованный эффективный труд мотивирует трудовую деятельность работника.

Постоянно действующим фактором процесса управления является контроль. Он охватывает все стороны деятельности управления объектов, представляя собой постоянное наблюдение (надзор) за упорядоченностью управляемой системы, за ее состоянием, соответствием хода процесса управления заданным программам.

Существуют три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов — это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разрабатываемых в процессе планирования. Второй аспект — это измерение того, что действительно достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если эти обе фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно — стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана.

Четыре функции управления — планирование, организация, мотивация и контроль — имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходимы коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решение и сделать это решение понятом для других членов организации Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений, часто называют связующими процессами. [4; с.182-183]

3.2. Управленческое решение и его типы

Ведущая роль и центральное место в системе управления принадлежит принятию решений. Надо иметь в виду, что с 50-х гг. текущего столетия существует теория принятия решений как самостоятельный раздел науки управления.

Управленческое решение представляет собой формально зафиксированный проект какого-либо социального действия, изменения в организации, в осуществлении которого помимо субъекта решения участвуют и другие члены организации. Такое решение есть элемент отношений руководства — подчинения, и выступает он как механизм реализации власти в организации.

Решения в социальном управлении отличаются большим разнообразием. В зависимости от основания можно выделить различные их типы:

  1. Жестко детерминированные решения, содержание которых предопределено нормативными документами.
  2. Инициативные решения, принимаемые по инициативе органов управления и предполагающие творческий вклад того, кто принимает решение.
  3. Ситуационные решения, имеющие преимущественно эпизодический или локальный характер (поощрения, наказания, назначения на должность и пр.).

  4. Реорганизационные решения, направленные на изменение организационных структур, введение новшеств и т. д.
  5. По степени участия подчиненных в принятии решений выделяются единоличные и групповые решения, решения, принимаемые с учетом мнения специалистов или исполнителей и т. д.
  6. По времени действия различают кратковременные и долговременные решения.
  7. По сфере действия: организационные, кадровые, трудовые, бытовые и т. д.

Все указанные разновидности решений имеют свои особенности, однако, все они содержат и некие общие вопросы, изучением которых и занимается теория принятия решений.

Любая ситуация принятия решения характеризуется наличием следующих элементов:

  • социальная проблема, задача;
  • лицо, принимающее решение;
  • управляемые переменные, альтернативы — те факторы, условия, способы действий, которые находятся в распоряжении лица, принимающего решение;
  • неуправляемые переменные — условия обстановки, окружающей среды, которые не зависят от лица, принимающего решение;
  • возможные исходы, которые зависят как от управляемых, так и от неуправляемых переменных.

Лицо, принимающее решение, стремится выбрать такие способы действий (стратегию, линию поведения), которые приводят к желательному исходу, т. е. ведут к решению социальной проблемы.

Процесс принятия решения в теории социального управления разбивается на четыре этапа:

  1. Формирование субъективного представления о задаче.
  2. Оценка последствий альтернатив, т. е. возможных результатов
  3. Прогнозирование возможных условий, влияющих на результат.
  4. Выбор альтернативы.

Основным требованием для принятия эффективного объективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной, точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация. Коммуникация — это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и более людьми. Управленческая информация представляет собой совокупность сведений о состоянии объекта управления, управляющей системы и внешней среды, необходимых для обоснования и реализации принимаемых решений. Информация в процессе управления необходима на всех стадиях и при реализации всех управленческих функций. Из этого следует, что принятие решений и коммуникация являются связующими процессами для всех управленческих функций.

Сегодня процесс управления с точки зрения открытой системы представляется в виде взаимодействия социальной организации с окружающей средой. Центральным моментом управления является ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время и оказывают сильное воздействие на ее эффективность.

Методологию современного подхода к управлению можно объяснить как четырехшаговый процесс.

1. Руководитель должен быть знаком со всеми средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля, количественных методов принятия решений.

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики, в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия (как положительные, так и отрицательные) применения данной методики или концепции.

3. Руководитель должен правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных организации как системы.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Развитие социологии управления на этом не завершается, в нее включаются все новые и новые тенденции, выводы, — обобщения. При всем многообразии управленческих концепций главным выводом, который следует сделать, является то, что социология в изучении управленческой деятельности и в рекомендациях по ее совершенствованию сосредоточивает внимание на человеческих отношениях, пытаясь понять, почему люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и как сделать эти системы более полезными для человечества. [4; с.183-184]

Заключение

Управление относится к числу понятий, знакомых большинству людей с детства. Многие процессы как в природе, так и в экономике протекают вне зависимости от влияния, воздействия на них людей, в соответствии с физическими, биологическими законами. Например, происходит смена дня и ночи, за одним временем года приходит другое и т.д. Все эти процессы происходят самопроизвольно, вне зависимости от воли и желания человека. Этими процессами человек не управляет.

Вместе с тем на многие процессы и объекты человек способен оказывать воздействие, направлять их в нужное, желаемое русло в соответствии со своими интересами, целями. Люди изменяют направление течения рек, организуют производство, побуждают к работе трудовые коллективы, распределяют денежные средства, заботятся о духовной жизни. В этих случаях наблюдается влияние человека на ход событий, что, собственно, и представляет собой управление.

Применительно к экономическим процессам управление — это сознательное воздействие человека на объекты и процессы, а также на участие в них людей, осуществляемое с целью придать определенную направленность хозяйственной деятельности и получить желаемые результаты.

Управление чаще всего ставит своей непосредственной задачей — внести определенную упорядоченность в производственный процесс, организовать совместные действия людей, работников, участвующих в этом процессе, достичь согласованности, координации действий.

Интересен тот факт, что по-русски термином «управление» обозначают как управление организационным, хозяйственным объектом, так и воздействие на технический объект: машину, оборудование. Англоговорящий человек не поймет собеседника, если тот употребит термин «management», говоря, например, о вождении автомобиля. Этим подчеркивается особенность отношения к производственному управлению в условиях развитых рыночных отношений. Поэтому в русский язык активно внедрилось слово «менеджмент» для определения всего, что связано с управлением объектами хозяйствования. [1; с.580-581]

И в заключении можно сформулировать ряд общеметодических положений, которые должны быть реализованы при эффективном управлении.

1. Для каждой системы управления должна быть четко сформулирована цель, к которой она стремится, точно определено конечное состояние, которого она должна достигнуть. Без определения конечной цели движение системы превращается в бесцельное блуждание.

2. У каждой системы управления должна быть свобода выбора траектории движения, т. е. выбора совокупности промежуточных состояний или траектории из некоторого множества возможных траекторий или состояний, через которые она движется к цели. Где нет выбора, там нет и не может быть управления.

3. Для того чтобы осуществить выбор наилучшей из возможных траекторий движения, система должна обладать возможностью сравнения траекторий и способом или критерием их оценки. Без критерия невозможно говорить об эффективности управления.

4. Система управления должна располагать ресурсами, обеспечивающими реализацию управляющих воздействий. Отсутствие реальных возможностей движения по выбранной траектории равносильно отсутствию свободы выбора. Управление без ресурсов, обеспечивающих реализацию управляющих воздействий, невозможно.

5. Для того чтобы осуществить выбор управляющих воздействий, мало знать цель и критерии оценки. Нужно также иметь сведения о возможных траекториях движения, о состоянии управляемой системы и внешней среды, т. е. об ограничениях на функционирование — получить информацию, необходимую для принятия решения. Без информации нет управления. [2; с.22.]

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/ponyatie-upravleniya-formyi-upravlencheskoy-deyatelnosti-sotsiologiya/

  1. Курс экономики / Под ред. Райзберга Б.А. — М. — 1997.
  2. Организационное управление / Под ред. Архиповой Н.И. — М. — 1998.
  3. Социология: Учебник / Отв. ред. Павленок П.Д. — М.: Издательско — книготорговый центр «Маркетинг» — 2002.
  4. Теория и практика социального управления: Словарь — справочник. М.: Академия управления МВД России — 1997.
  5. Чертовской В.Д. Управление предприятием. — Мн. — 1996.
  6. // Щекин Г. Социальное управление как система.