Организация рационального питания детей школьного возраста

Курсовая работа

Все мы знаем, что правильная организация питания детей, сбалансированный и разнообразный рацион, правильная кулинарная обработка продуктов и соблюдение санитарных норм при приготовлении пищи являются немаловажными факторами для людей всех возрастов. Но когда речь заходит об организации питания детей-школьников, необходимо также учитывать особенности, присущие именно этому возрасту и в зависимости от этого выбрать организацию детского питания.

В школьном и, особенно подростковом возрасте интенсивно растет организм — темпы роста сравниваются с первым годом жизни. Соответственно, активно развивается скелет, сердечнососудистая система. Нарастает мышечная масса (особенно это касается мальчиков).

Половое созревание и вовсе запускает тотальную гормональную перестройку организма. На этом фоне, разумеется, растет и нервное напряжение. Именно в этот период как никогда нужна правильная организация детского питания.

Актуальность выбранной темы в том, что в современном обществе наиболее важными становятся вопросы питания детей. Как часто встречаются у детей школьного возраста различные хронические заболевания? Практически все выпускники российских школ страдают хроническими заболеваниями, которые формируются с раннего возраста — нарушение жирового обмена веществ, ожирение, диабет, повышенное содержание холестерина в крови, запоры, хронический гастрит, хронический холецистит, дискинезия желчных путей и другие. В становлении этих хронических поражений органов пищеварения, а также других заболеваний (аллергические поражения дыхательной системы, кожи) немалое значение имеет нерациональное питание.

Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают детские оздоровительные лагеря — внешкольные учреждения для детей в возрасте от 6 до 14 лет. Одной из главных составляющих оздоровительных программ таких учреждений является оздоровительное питание.

Объектом

Предмет исследования

Помогут осуществить заданные цели, следующие задачи:

1.Изучить и проанализировать специализированную литературу и другие источники информации по данному вопросу.

2.Анализ организации питания детей школьного возраста на примере детского оздоровительного лагеря «Солнечные сосны».

22 стр., 10687 слов

Роль воспитателя в обогащении содержания сюжетно-ролевых игр ...

... свою роль в обогащении ролевых игр современных дошкольников. Поэтому перед нами встала проблема значения роли воспитателя в обогащении сюжетно-ролевых игр старших дошкольников. Объект исследования : процесс обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста. Предмет ...

Глава 1. Рациональное питание школьников

питание подросток меню школьный

Рациональное питание детей и подростков строится с учетом общих физиологических и гигиенических требований к пище. Количественное и качественное питание детей несколько отличается от потребностей взрослых и тем более пожилых лиц, что связано с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма. Правильно построенное питание имеет большое значение для нормального физического и нервно-психического развития детей, повышает трудоспособность и успеваемость, выносливость, устойчивость к неблагоприятным влияниям внешней среды, к инфекционным и другим заболеваниям.

Недостаток или избыток пищи нередко служит причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта, нарушения обмена веществ, излишнего нарастания массы тела, вплоть до развития ожирения, или, наоборот, приводит к исхуданию и т. д. Дефекты в питании не всегда сразу отражаются на здоровье. Чаще они проявляются позже, в процессе жизнедеятельности, при неблагоприятных внешних условиях, заболеваниях, повышенной учебной нагрузке в школе, а иногда и в более зрелые годы.

Однако организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:

* Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни.

* Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечнососудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.

* На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психо-эмоциональную сферу.

* Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.

Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.

Именно в эти годы — фактически начиная с 10 лет — ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.

Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.

3 стр., 1322 слов

Физиологические особенности физического развития детей дошкольного возраста

... для профилактики отклонений в физическом развитии детей. Цель работы - изучить анатомо-физиологические особенности физического развития детей дошкольного возраста. 1. Показатели физического развития детей дошкольного возраста Основными показателями физического развития ребенка являются рост, масса тела и окружность грудной клетки. Зная ...

Таблица № 1. Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста

Вещества7-10 лет11-13, мальчики11-13, девочки14-17, юноши14-17, девушкиЭнергия, ккал23502750250030002600Белки, г, в том числе животные77 4690 5482 4998 5990 54Жиры, г79928410090Углеводы, г335390355425360

При составлении рациона для школьников 10-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка.

В питании школьников большое значение имеют углеводы, которые являются основным источником энергии для мышечной деятельности. В связи с высокой подвижностью школьников их энергозатраты значительны. Количество углеводов в питании школьников должно быть в 4 раза больше, чем белков и жиров, т.е. 320-420г в сутки. Нужно использовать легко усвояемые углеводы (сахар, мед, варенье, кондитерские изделия и др.).

Количество легко усвояемых углеводов в пищевом рационе школьника должно составлять 20% от общего содержания углеводов, т.е. 70 — 100г в сутки. Основная потребность в углеводах покрывается за счет крахмала, который содержится в большом количестве в хлебных и крупяных продуктах. Поэтому в детском питании предусматривается довольно большое количество хлебобулочных изделий (300-400г) и круп (35г) в день. Однако преимущественно углеводное питание, при недостаточности в рационе белка и жира, наносит большой ущерб здоровью детей. При этом отмечается нарушение обмена, отставание в росте и общем развитии, ожирение, склонность к частым заболеваниям. Таким образом, питание школьника должно быть сбалансированным, т.е. включающим все пищевые вещества в оптимальных соотношениях. На каждый грамм белка должно приходиться 1г жира и 4г углеводов.

Потребность в белке детей в связи с интенсивными процессами их роста и развития большая, чем у взрослых, у которых она составляет 1,3-1,5г на 1кг веса тела. У школьников младшего возраста потребность в белке — 2,5-3г на 1кг веса, старшего возраста (14-17 лет) — не менее 2г на 1кг веса тела. В количественном выражении дети в возрасте 7 — 10 лет должны получать 80г белка в сутки, в возрасте 11-13 лет — 93г, юноши (14-17 лет) — 106г и девушки (14-17 лет) — 96г. С развитием полового созревания отмечается разница в потребности в белке и других пищевых веществ у юношей и девушек. По некоторым данным при одном и том же виде деятельности мальчики затрачивают энергии больше, чем девочки.

Примерный суточный набор продуктов — источников растительного белка: хлеб ржаной — 100г (для школьников младшего возраста — 75г); пшеничные хлебобулочные изделия — 200г (для младшего возраста — 165г, для юношей — 250г); крупы — 35г; макаронные изделия — 15г; бобовые — 10г (для школьников младшего возраста — 5г).

Продукты, которые рекомендуются в количествах не позволяющих приготовить самостоятельное блюдо (например, бобовые), используются не ежедневно, а через день или 2 раза в неделю.

27 стр., 13146 слов

Особенности питания детей первых лет жизни

... развития детей, а так же проблемы питания. Питание является одним из важнейших факторов, определяющих жизнедеятельность и уровень здоровья человека. Применительно к детскому возрасту значение питания многократно возрастает, так как рациональное питание детей первого года жизни является ...

Значение жиров в питании детей многообразно: они используются для целей роста, для построения нервной ткани и тканей мозга. Жиры являются растворителями витаминов А и Д, обеспечивая наиболее полное их усвоение. Некоторые жиры сами являются источниками витаминов А и Д, а также необходимых в детском возрасте фосфатидов и полиненасыщенных жирных кислот.

Отсутствие жира в питании детей отрицательно сказывается на их здоровье, особенно на иммунобиологических свойствах. При недостаточном поступлении жира ослабляются защитные свойства организма, и он становится более чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, особенно к холоду. Дети становятся более восприимчивы к различным заболеваниям, особенно к острым респираторным заболеваниям, гриппу и др. При длительном недостаточном содержании жиров в питании детей отмечаются замедление роста и расстройства функции нервной системы.

Отрицательное влияние оказывает и избыток жира. При этом нарушается обмен веществ, ухудшается использование белка, расстраивается пищеварение. Потребность в жире школьников такая же, как и потребность в белке. Наиболее полезным в детском питании является сливочное масло, в котором находятся витамины А и Д и фосфатиды, необходимые растущему организму. В детском питании надо использовать и растительное масло (10-15% от общего содержания жира).

Большие количества растительного масла не могут быть рекомендованы в детском питании в связи с трудностью его переваривания и усвоения, а также созданием избыточных количеств полиненасыщенных жирных кислот — сверх установленных величин потребностей, что является нежелательным и не безразличным для детского организма.

Исходя из этих данных, можно сформировать среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников.

Таблица № 2.

ПродуктыВозраст школьника7-10 лет11-13 лет14-17 лет юноши14-17 лет девушкиХлеб пшеничный150200250200Хлеб ржаной70100150100Мука пшеничная25303530Крупы, бобовые, макаронные изделия45506050Картофель200250300250Овощи разные275300350320Фрукты свежие150-300150-300150-300150-300Фрукты сухие15202520Сахар60658065Кондитерские изделия10152015Масло сливочное25304030Масло растительное10152015Яйцо, шт.1111Молоко, КМПр500500600500Творог40456060Сметана10102015Сыр10102015Мясо, птица, колбасы140170220200Рыба40507060

Примерный вес суточного рациона (нетто) подростков 14-17 лет около 2,5кг.

В поддержании здоровья детей важную роль играют витамины пищи. У школьников, в связи с интенсивным ростом и большой учебной нагрузкой, потребность в витаминах повышена, особенно в витаминах А, Д и С. Удовлетворение потребности в этих витаминах достигается путем ежедневного использования молока, сыра, творога, сметаны, сливочного масла, яиц, мяса, рыбы, т.е. продуктов животного происхождения. Однако в обеспечении витамином А большую роль могут сыграть и некоторые растительные продукты — зеленые овощи и морковь, содержащие каротин, вещество, которое превращается в организме в витамин А.

4 стр., 1794 слов

Организация питания школьников

... детей в пищевых веществах и энергии (в соответствии с «Нормами физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР», утвержденными коллегией Минздрава СССР 17.04.91). 2. Организация питания школьников Организация питания школьников ... пищевых веществ (особенно гречневая, овсяная, пшенная). Наряду с крупяными гарнирами в питании используются овощные, в том числе ...

Таблица № 3. Витамины

Вещества7-10 лет11-13, мальчики11-13, девочки14-17, юноши14-17, девушкиС, мг6070707070А, мкг70010008001000800Е, мг1012101512D, мкг2,52,52,52,52,5В1, мг1,21,41,31,51,3В2, мг1,41,71,51,81,5В6, мг1,61,81,621,6РР, мг1518172017В12, мкг23333

Каротин моркови наиболее полно используется в организме, если ее измельчить, например, на терке или употреблять в отварном виде.

Витамин Д может образовываться в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца. Поэтому школьники должны ежедневно как можно больше находиться на открытом воздухе. Зимой для этой цели успешно может использоваться искусственное ультрафиолетовое облучение в школьных или иных специальных кабинетах. Применять препараты витамина Д можно только по назначению врача.

Много витаминов А и Д содержится в печени, в связи с чем блюда из печени очень желательны в питании школьников. Удовлетворение потребности в витаминах С и Р, а также в некоторых витаминах группы В происходит главным образом за счет овощей и фруктов. В связи с этим в питании школьников должно предусматриваться ежедневное потребление больших количеств овощей (300-350г) и фруктов (150-300г).

Питание школьников должно включать необходимый комплекс минеральных солей. Значение их в развитии и жизнедеятельности организма многообразно. Они являются обязательной составной частью крови, гормонов, ферментов и др., используются для построения костной, мышечной, нервной и других тканей, участвуют в процессах обмена веществ, в поддержании необходимого давления в клетках и других сложных процессах.

Особенно большое значение для детей имеют кальций и фосфор, которые являются основными структурными компонентами скелета. В школьном возрасте кальция требуется около 1,2г в сутки, а фосфора почти в 2 раза больше. Для того чтобы удовлетворить эту потребность, необходимо включать в рацион продукты, богатые кальцием и фосфором. Особенно много кальция содержится в молоке и молочных продуктах. Кальций молока усваивается полностью. Для удовлетворения суточной потребности в кальции достаточно употребить 0,5л молока или 100г сыра. Источником фосфора в детском питании являются яйца, сыр, мясо, рыба, овсяная крупа, бобовые и др. При обычном, смешанном, сбалансированном, рациональном питании обеспечивается удовлетворение потребности организма в большинстве минеральных веществ, в том числе и в микроэлементах.

Таблица № 4. Минеральные вещества, мг

Вещества7-10 лет11-13, мальчики11-13, девочки14-17, юноши14-17, девушкиКальций11001200120012001200Фосфор16501800180018001800Магний250300300300300Железо1215181518Цинк1015121512Йод0,100,100,100,130,13

1.1 Организация питания школьников

При четырехразовом питании завтрак должен составлять примерно 25% суточного рациона, обед — 35%, полдник — 15 % и ужин — 25 %. Ужинать рекомендуется не позднее, чем за 3 часа до сна.

17 стр., 8311 слов

Гигиенические основы питания, как источник здоровья и нормального ...

... возраста выдвинуло перед гигиеной питания задачу научного обоснования питания пожилых людей. Гигиена питания занимается разработкой методов контроля качества продуктов на предприятиях общественного питания, ... питания. II. Гигиенические основы питания, как источник здоровья и нормального физического развития детей. ... жирах на 1 кг. массы тела тем выше, чем меньше возраст ребенка. С возрастом ...

Регулярное несоблюдение четырехразового режима питания может в будущем привести к серьезным нарушениям здоровья.

Организация рационального питания детей и подростков предусматривает обязательный учет состояния их здоровья. Так, для групп детей, перенесших острые заболевания почек, печени, желчевыводящих путей, желудка и кишечника, а также для детей, страдающих хроническими заболеваниями этих органов, рекомендуются щадящие диеты. В таких случаях питание строят на основе оптимального обеспечения детей всеми основными пищевыми ингредиентами с включением разнообразных продуктов и специальной формы их кулинарной обработки. Мясо и рыбу отваривают или приготавливают в рубленом виде на пару. Крупы и овощи разваривают до мягкости, делают пюре. Допускается легкое запеканке блюд в духовом шкафу. Жареные блюда исключают совсем. Супы готовят только вегетарианские. Не используют такие продукты, как свиное, говяжье и баранье сало, маргарин, жирные сорта мяса, птицы и рыбы, мозги, копчености, сдобное тесто, торты, пельмени, блины, кофе, какао, шоколад и острые приправы.

Изучив особенности потребностей организма детей школьно возраста, можно выявить основные аспекты рационального питания:

1.Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребёнка.

2.Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.

.Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.

.Оптимальный режим питания.

.Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.

.Учёт индивидуальных особенностей детей.

.Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Проблема питания важна ещё потому, что школьникам необходимо рационально питаться независимо от присмотра взрослых, чтобы помочь своему организму в нелёгкой учебной работе и в выработке привычки, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как будет питаться школьник, зависит его здоровье.

Глава 2. Понятие детского оздоровительного лагеря

Для начала рассмотрим общее понятие: детский оздоровительный лагерь является внешкольным учреждением для детей в возрасте от 6 до 14 лет. Лагерь существует для организации отдыха детей и их оздоровления. Согласно ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.04.№ 170 ФЗ.

Оздоровительно-образовательная деятельность признается основой функционирования детских оздоровительных учреждений, а ее специфика определяется направленностью на формирование личностных компетенций.

7 стр., 3494 слов

Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем материал

... двигательную координацию и повышают разносторонность физической подготовки ребенка. Занятия гигиенической гимнастикой широко рекомендуются всем детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья, в любом возрасте. Легкая атлетика ... ослабленный организм в целом, содействовать развитию мышц туловища, рук и ног, а этому помогают общеразвивающие упражнения, которыми должно быть пронизано каждое занятие. Для ...

Под оздоровительной деятельностью понимается создание комплекса условий и реализация мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей и подростков, профилактику заболеваний, текущее санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания и отдыха в экологически благоприятной среде, закалку организма, занятия физической культурой и спортом.

Основными задачами учреждения в проекте общего Положения являются создание условий для укрепления здоровья детей, усвоения и применения ими навыков гигиенической и физической культуры; реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и развитие детей.

Детские оздоровительные лагеря располагаются за городом, как на базе стационарных построек, так и на условии походного туристского лагеря. В России <#»justify»>2.1 Способ организации рационального питания на примере детского оздоровительного лагеря «Солнечные сосны»

расположен

Территория