В качестве ведущих были выделены идеи профессионализма, целенаправленного развития, престижной школы Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) как самоценности для образования, порядка, защищенности и комфорта, здоровья, театра и игры.
Определилось ценностно-ориентационное поле развития воспитательной системы школы, включающее ряд ключевых понятий (успех, доброта, детство, игра, образование, город, комфорт, красота, порядок, активность, профессионализм, талант, здоровье), а также этапы: диагностический, проектировочный, системный, деятельностный, технологический, корректировочный, эмоционально-притягательный, ориентированный на успех. Были разработаны следующие критерии оценки ВС школы (разделенные на две группы: I – критерии функционирования, II – развития): результативности (соответствия образовательным стандартам, уровня научно-методического обеспечения); удовлетворенности; «углубления развития»; роста достижений школы и каждой личности; непротиворечивости; экономического и материального развития. Главный интегральный критерий – активность участия педагогов, учащихся и родителей в преобразующей деятельности.
К важнейшим разработанным
Главными методами на этапах развития ВС стали: экспертный анализ, оценка достижений школы и самооценка достижений личности, опросы, целевая экспертиза и др.
Сущность системного подхода в воспитании. Воспитательная система школы
Любая система есть совокупность элементов, связанных между собой. Понятие « воспитательная система» связано с такими понятиями, как « личность», развитие», «целостность», « отношения», « структура». « взаимосвязь».
Современная школа
Развитие лидерских качеств
... и распределением должностных полномочий. Цель- теоретическая обоснованность развития лидерских качеств, возможность применения их на практике. Задачи: Выявленные ... как теоретические, так и практические аспекты управленческой деятельности с учетом реалий современности. Особое внимание ... воспитательную основы. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств ...
Целесообразность создания воспитательной системы обусловлена следующими факторами: интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного и т.д), расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды, созданием условий для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту, Движущие силы развития воспитательной системы школы. Воспитательная система школы не задается «сверху», а создается усилиями всех участников педагогического процесса: учителями, детьми, родителями и др. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность. Воспитательная система школы не статичное, а динамичное явление, поэтому для того, чтобы успешно управлять ею, надо знать механизмы и специфику ее развития. Создание системы всегда связано со стремлением ее элементов к упорядоченности, движением к целостности. Таким образом, становление воспитательной системы всегда есть процесс интеграции. Интеграция прежде всего проявляется в сплочении коллектива, в стандартизации ситуаций, установлении устойчивых межличностных отношений, создании и преобразовании материальных элементов системы.
Дезинтеграция проявляется в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, Самым нестабильным элементом системы является ее субъект — человек, всегда стремящийся к свободе и независимости. Элементом дезинтеграции может быть и материально-пространственная среда воспитательной системы. Ее объекты вступают с нею в противоречие: ветшают здания, портится мебель. Еще один элемент, стимулирующий развитие системы, — социально-политическая ситуация, общественные ценности. Система школы проходит в своем развитии четыре этапа. 1- становление системы. разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами. Главная цель первого этапа — отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников 2 — отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива, 3- окончательное оформление системы — это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, 4 — перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем
Типология воспитательных систем сельских малочисленных школ
... развития. Специфика воспитательной системы малочисленной школы проявляется в ее индивидуальности, которая может быть представлена моделью воспитательной системы. Следует отметить, что единого подхода к типологии школ сегодня не существует. За основу типологии моделей воспитательных систем малочисленных школ ...
Воспитательная система
Управление воспитательной системой – искусство ставить цель и определять стратегию развития; контроль и оценка результативности;
Содержание воспитательной системы – совокупность научных знаний, ценностных ориентиров, достижений культуры;
Организация воспитательной системы – реализация теоретической концепции в учебно-воспитательный процесс на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов;
Общение – единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание и восприятие друг друга).
Воспитательная система не статичное, а динамичное явление. Опыт показывает, что воспитательная система проходит в развитии три основных этапа.
Первый этап – становление системы (прогностическая
Второй этап – отработка
Третий этап – окончательное оформление системы. На данной стадии коллектив – это
В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся временем существования, видом, моделью, путями внедрения. К таким воспитательным системам относятся: гуманистическая воспитательная система (школы № 825, система В.А. Караковского), «Педагогика общей заботы» как воспитательная система, «Педагогика успеха», Школа диалога культур, воспитательная система сельской школы, Вальдорфская школа, Воспитательные системы в социуме, Пионерская организация, Скаутизм как воспитательная система. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы.
Характеристика некоторых воспитательных систем:
- «Педагогика общей заботы» (И.П. Иванов).
В основу ее положены следующие принципы: сотрудничество, социально полезная направленность, романтизм. Идея находит свое отражение в методике коллективного творческого дела.
- « Педагогика успеха» Эта система выстроена на основе идей « педагогики успеха», что позволяет проектировать работу школы по созданию условий гармоничного развития личности. Успех – это наиболее полное достижение поставленной цели. Школа – это субъект успешного развития. Воспитательные системы, выстроенные на основе идей « педагогики успеха», позволяют проектировать работу школы по созданию условий для гармоничного развития достойной личности, удовлетворения ее потребности в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение. Успех – полное достижение поставленной цели, а достижение – предметный результат. В основу программы развития были положены идеи «педагогики успеха»: создание ситуации успеха у каждого учителя и ученика, вера в собственные силы, ориентация на значимые для школы ценности. В качестве ведущих были выделены идеи профессионализма, целенаправленного развития, как самоценности для образования, порядка, защищенности и комфорта, здоровья, театра и игры.
- « Школа диалога культур» В основе лежит переход от идеи «образованного человека» к идее « человека культуры» Школа диалога культур актуальна в условиях возрастания культурообразующей воспитательной роли школы.
9 стр., 4188 слов
Управление воспитательной системой школы в логике современной ...
... о воспитательной работе. 2.3. Анализ воспитательной работы в Муниципальной казенной общеобразовательной школе-интернат «Алеховщинская школа-интернат» Ленинградской области Воспитательная деятельность в МКОШИ «Алеховщинская школа-интернат» осуществляется по двум направлениям. ( рис.4.) Рис.4. Воспитательная деятельность в МКОШИ «Алеховщинская школа ...
Результатом воспитания должна стать базовая культура личности – нравственная, экологическая, умственная, физическая, гражданская, эстетическая, коммуникативная и т.д. Методика воспитательной системы школы диалога культур основана на диалогизации, творчестве, использовании приема « точка удивления».
- Воспитательная система сельской школы. Воспитательная система сельской школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением (отдаленностью от культурных центров), численностью и составом педагогов и учащихся. При создании воспитательной системы сельской школы следует учитывать малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные контакты сельской школы с социумом. Показательна в этом отношении воспитательная система В.А. Сухомлинского, применяемая в Павлышевской сельской школе. Он разработал ВС школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота. Ведущими идеями концепции В.А.Сухомлинского являются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения с трудом; формирование гуманно –нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь.
Главными источниками учебно– воспитательного процесса он считал науку и образование, искусство и мастерство. В.А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, перспективы, методы самопознания, самовоспитания.
- Скаутизм как воспитательная система. Добровольное неполитическое движение. Скаутская организация – воспитательная система, н направленная на разностороннее развитие и воспитание личности. Основной принцип скаутизма- патриотизм, аполитичность, веротерпимость, внеклассовый характер. Основные формы деятельности — походы, военнизированные лагеря, трудовые
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/pedagogika-uspeha-kak-vospitatelnaya-sistema/
- Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М.: Педагогика, 1982.
- Караковский В.А., Новикова Л.И. Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996.
- Крившенко Н.П. Педагогика. М.: Проспект, 2005.
- Козлов И.Ф. Педагогический опыт Макаренко. – М.: Просвещение, 1987.
- Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000, С. 266.
- Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 2003.
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. – М., 1986.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М.: Новая школа, 1996.
- Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 2000.
В современном мире существуют многообразные воспитательные системы., Воспитательные системы вальдорфских школ., Вальдорфские школы
В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура. При этом под культурой понимают все, что окружает людей. Поэтому религия, фольклор, различные ремесла, занятия музыкой, изобразительными видами искусства, театр, интегрированные знания о мире составляют основу содержания разнообразной деятельности учителей и школьников.
Воспитательный потенциал сельского социума
... проанализировать положения сельской школы в России; изучить социально-педагогические проблемы воспитания сельских школьников; Описание реальной ситуации реализации воспитательного потенциала сельского социума. Объект : воспитательный потенциал сельского социума. Предмет: особенности реализации воспитательного потенциала сельского социума. Глава 1. Воспитательный потенциал сельского социума 1.1 ...
Педагог в вальдорфской школе учит своих воспитанников воспринимать все живое в природе. Для учеников обязательна работа на земле. Хоть раз он должен пройти весь путь от посадки зерна до выпечки хлеба. В этом отражен главный принцип трудового воспитания — видеть результаты своего труда.
Яркое слово учителя, ритм, природные материалы, игра, творчество — основные средства обучения и воспитания. Рассказ, беседа, диалог, интегрированный урок, экскурсия — основные методы и формы, которыми вальдорфские учителя владеют в совершенстве. Они опираются на глубокие знания индивидуальных особенностей детей, на их душевные переживания, которые становятся стимулом к осознанию детьми своего Я. При этом от образно-художественного представления дети постепенно переходят к интеллектуальному.