Роль занятий изобразительным искусством в духовном развитии личности

22

24

Введение

В «Концепции модернизации российского образования» общеобразовательная школа выступает как базовое звено, ориентированное на развитие личности, его «познавательных и созидательных способностей» и формирующие «целостную систему универсальных знаний, умений и навыков».

Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития.

В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ — духовность. Человек, его дух и его культура — венец и цель мироздания. Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является квинтэссенцией личностного развития.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развития личности бесконечен.

Искусство играет огромную роль в формировании духовного развития личности ребенка. Как нам известно, мир искусства многогранен. И каждый человек выбирает для себя то, что для него наиболее близко, что питает его разум и чувства. Одной из его замечательных граней является изобразительное искусство. Именно с помощью изобразительного искусства дети получают представление об основных этических и эстетических ценностях – добре, истине, красоте. Ребёнок с трёхлетнего возраста начинает наблюдать внешний мир, у него открывается возможность новых восприятий и переживаний и ему надо давать богатство духовных впечатлений. Развиваться духовно, мы начинаем еще в раннем детстве. И поэтому в раннем возрасте необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь. По этому, безгранично важно, что бы педагог сам понимал, как огромна и ответственна его роль в этом процессе.

12 стр., 5610 слов

Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка

... Специфические особенности искусства, музыки, художественно-творческой и собственно-музыкальной деятельности определяют сущность, назначение и своеобразие современного музыкального образования. 1.4. Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения ...

Глава 1. Понятие духовного мира личности

На сегодняшний день одной из актуальных проблем образования является именно этот вопрос – развитие духовной культуры личности. Во всяком случае, в данное время населения многих стран переживают одну не из самых простых исторических периодов. И самый немалый риск, который подстерегает население сегодня, заключается не в смене политической системы, не в состоянии экономики, а в разрушении личности. Нынче материальные ценности как бы возвышаются над духовными, оттого у многих молодых людей искривлены понятия о доброте, великодушии, милосердии и т.д.

У молодежи утрачен главный фактор развития личности – это воспитание духа. А духовность, как правило, является базовой характеристикой личности. Нынешняя молодежь переживает духовный кризис. В педагогике существует несколько определений духовности. Но все эти определения объясняют понятие «духовность» как состояние человеческого сознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях.

Духовный мир личности представляет собой особую, индивидуальную, неповторимую форму проявления, существования, функционирования духовной жизни общества. Каждый человека, с одной стороны, сугубо индивидуален, поскольку каждый человек неповторим в силу уникальности своих личных качеств, способностей, жизненного пути, своего места в обществе. Но, с другой стороны, в духовном мире человека не могут не содержаться моменты, объединяющие его с другими людьми, общие иногда для всего человечества, иногда для этнической или возрастной группы, иногда для социальной группы или коллектива.

Воспитание духовности необходимо для того, что бы человек мог демонстрировать возможности своего «Я», умел вслушиваться в свой «внутренний голос» и следовал собственному предназначению. Духовность – это надобность и способность человека путем внутренних усилий устанавливать и сохранять связь над человеческим миром (над сверх системой), которая давно уже вписана в бытие человека как разумная часть живой природы.

Человек, у которого высокоразвита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность предполагает следование гуманистическим ценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях между людьми.

Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовное характеризует и практику, а не только сознание.

И напротив, человек, у которого духовная жизнь малоразвита, бездуховен.

Основа духовной жизни – сознание, которое является высшей способностью личности, регулирующей не только ее действия и деятельность, но и жизнь в целом. Сознание отражает действительность, дает человеку представление о том, что удалено от него в пространстве и во времени, оно переносит человека на другие континенты и вглубь веков. Одновременно сознание отражает и внутренний мир личности, то, как она стремится выразить его, воплотить свои цели и намерения в жизнь.

7 стр., 3028 слов

Значение философии для становления и углубления духовности человека

... изучение значения философии для становления и углубления духовности человека. Задачи работы: 1. Рассмотреть сущность и понятие духовности в философии 2. Охарактеризовать духовность как философский феномен 3. Рассмотреть идею свободы через призму философии 4. Изучить место и роль философии в ...

Духовный мир личности означает обладание важными личностными качествами: стремлением к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. В процессе внутренней жизни человек осмысливает сделанное и обдумывает новые действия для осуществления своих целей. Успешные или неуспешные действия вновь дают пищу для раздумий, для их оценки.

К духовной жизни личности относят: знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

1.1. Роль искусства в развитии ребенка.

Воспитание у детей эстетического отношения к окружающему миру осуществляется в течении всего времени обучения и воспитания их в детском саду. Яркое, приметное, очаровательное, прежде всего воспринимается ребенком как прекрасное радуя его, вызывая чувства удовольствия и заинтересованности. Таким образом, возникают предпосылки эстетического чувства, без которого немыслимо эстетическое отношение к действительности. По мере накопления эстетических впечатлений у детей развивается восприятие прекрасного, формируются художественные интересы, склонности, способности.

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность, то есть это и лепка, и аппликация, и рисование. Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке и в аппликациях свое представление об окружающем мире. По этому, овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка очень большое значение. Занятия подобного рода создают у детей положительный эмоциональный настрой и способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у ребенка развиваются эстетическое восприятие, воображение, а так же образное мышление. Однако, все это происходит не само по себе, а при условии чуткого руководства педагога, который учитывает специфику изобразительного творчества ребенка. Известно, что уровень и качество усваиваемых знаний, навыков умений, уровень овладения той или иной деятельностью зависит не только от содержания обучения, но и от того, какие методы и приемы использует педагог.

О том, что рисование, лепка и занятия с другими материалами очень важны для развития у детей их чувств, мышления и других полезных качеств личности, писали многие выдающиеся педагоги прошлого, например: А. Я. Коменский, Ф. Фребель и другие.

4 стр., 1738 слов

Роль воспитателя в развитии личности ребенка

... другом своими мыслями и чувствами. Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности. У чуткого, любящего детей воспитателя в арсенале множество ... Прогулка (наиболее удобное время для развития у дошкольников движений, физических качеств) Подвижные игры и спортивные развлечения (дети действуют совместно, достигают общих целей; формируются ...

Изобразительная деятельность – это важнейшее средство эстетического воспитания. И это понимали и отметили еще древние греки, произведения искусства которых, до сих пор удивляют и радуют мир красотой и совершенством. Художники и мыслители Древней Греции считали, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

Задача эстетического и духовного развития в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начала в человеке. Через приобщение к изобразительному искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем шире сфера эстетических потребностей. Освоение изобразительного искусства – это огромное пространство общественных отношений, в которые вступает ребенок.

1.2. Образность языка изобразительного искусства

Изобразительное искусство содержит в себе расширенные возможности для развития сферы чувств. Оно рассчитано на эмоциональное воздействие, эстетическое развитие, иначе оно не искусство. Здесь следовало бы процитировать В.Г. Белинского, который отмечал, что понять художественное произведение головой без участия сердца и души – это равно, что понять его ногами. Искусство говорит образным языком, а, всматриваясь в знакомые образы, ребенок вступает в диалог с произведением, воспринимая эмоциональное состояние и характер произведения. Оно как воздух необходимо для нормального развития детей, а особенно оно необходимо детям с какими-либо нарушениями развития. Ведь уже давно известно, что творчество имеет способность исцелять, а так же изменять последствия даже самых тяжелых врожденных заболеваний. Неспроста все реабилитационные программы для детей — инвалидов не обходятся без приобщения малышей к искусству.

Для детей время течет медленнее, а все что происходит в их жизни, является чрезвычайно важным. Для правильно развития ребенка надо, что бы внешние проявления его интеллекта и психики, то есть мысли, эмоции и т.д. были направлены в «мирное русло». Говоря иначе, чтобы ребенок не оставался наедине со своими переживаниями, а научился выражать эти самые переживания в каком-либо творчестве.

Человек, лишенный в детстве творчества, не редко испытывает трудности в общении с другими людьми, ему трудно найти свое призвание в жизни. По этому, приобщение детей к искусству начинается с самого детства и продолжается вплоть до взросления. И даже если искусство ни как не будет связано с жизнью человека, оно все равно не обходимо, потому как создает нужные условия для гармоничного развития личности.

В процессе воспитания детей искусство используется не только как эталон прекрасного или как способ самовыражения. Огромную роль оно играет в процессе познания бытия. Рисуя окружающие предметы и явления, ребенок овладевает такими понятиями как, цвет, оттенок, масштаб, перспектива, размер и т.д. В итоге у ребенка быстрее формируется базовый понятийный аппарат, на много активнее протекает познавательная деятельность и конечно развивается образное мышление.

2 стр., 932 слов

Влияние художественной литературы на развитие словаря детей

... выделяют в развитии восприятия художественного произведения три стадии: «непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность учителя ...

И невозможно обойти стороной декоративно — прикладное творчество. Оно развивает у ребенка мелкую моторику рук, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые связаны с усидчивостью, памятью, вниманием и многими другими качествами необходимыми для успешного обучения.

Изобразительное искусство так же важно, как никакая другая дисциплина, благодаря образным представлениям, которыми овладеют учащиеся, способствуют восприятию абстрактных наук. Пользуясь образно-логическим мышлением, как аппаратом для получения и освоения информации, человек обогащается новым знанием. Полученные знания и умения учащиеся могут не только с успехом использовать для решения специфических задач изобразительного искусства, но и применять более широко в других дисциплинах, в самообразовании, в различных жизненных ситуациях.

Ведь человек выступает и как носитель общей культуры человечества, и как ее творец, и как ее критик, а национальная и мировая культура — как непременное условие становления и развития духовной культуры личности.

Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь. Диапазон духовной культуры, накопленной человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни.

Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и ответственное отношение к жизни — к природе, другим людям, к самому себе. Признак духовной культуры личности — готовность личности к самоотдаче и саморазвитию.

Глава 2. Процесс становления духовного мира личности

Что же является наиболее существенным для духовного мира человека? Начнем с духовных потребностей. Это потребности в знаниях о мире, о себе, о смысле и назначении своей жизни и на удовлетворение этой группы духовных потребностей направлена, по сути, вся познавательная деятельность человека. Познание – фундамент духовной жизни личности ученика.

Для раскрытия духовного мира личности необходимо, прежде всего, остановиться на процессе становления индивидуального сознания, структура и содержание которого являются той основой, фундаментом, на котором формируется духовный мир личности. При раскрытии духовного мира личности, акцент делается на особенностях реализации личностью своих мировоззренческих установок, реализации осознанной человеком своей сущности.

Процесс формирования духовного мира начинается с приобретения знаний. Знания выступают как способ существования сознания, а также как фиксация результатов жизненного опыта, результатов взаимодействия индивида с окружающим миром. Знания приобретаются двумя основными путями.

Первый из них — это приобретение знаний, осуществляющееся в процессе непосредственного, чувственного, эмпирического взаимодействия индивида с действительностью. Этот уровень приобретения знаний является, с одной стороны, исходной посылкой и основанием формирования индивидуального сознания в его целостности, а, с другой — это относительно самостоятельный уровень приобретения знаний.

5 стр., 2319 слов

Искусство как форма познания мира

... важности и ценности всего мира в целом, отдельно человека и результатов его деятельности. С давних пор искусство существовало лишь в мифологических представлениях, легендах, ... и переживания, чего нельзя сказать о конкретных видах деятельности, где человек раскрывает себя лишь с одной стороны. 2. Предмет эстетики. Развитие эстетической мысли как проявления художественного познания мира человеком ...

Второй путь приобретения знаний – усвоение человеческого опыта, зафиксированного в языке. Язык – это, прежде всего, средство общения человеческого опыта, отбора и систематизации знаний, их сохранения и передачи от человека к человеку, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Он является средством общения между людьми и средством активного воздействия на человека. С помощью языка индивид усваивает выработанные человечеством правила, нормы, принципы, определяющие характер его поступков и действий.

На основе знаний, врожденных и приобретенных формируется способность человека к самостоятельному логическому мышлению – ум. Эта способность не может быть сведена к количеству знаний. Ум есть способность к проникновению в сущность вещей, явлений, процессов, к анализу и к самостоятельной оценке действительности, творчеству. Формирование ума — важнейшая задача всего процесса обучения и воспитания. Знания и ум в их взаимосвязи составляют основу того, что принято называть интеллектом (слово латинского происхождения, означает «познание, понимание, рассудок»).

Однако знания и ум превращаются в личностные характеристики тогда, когда человек на их основе вырабатывает способность определять свое отношение к миру и к себе, оценивать характер поступков других людей и своих. Эта особенность индивидуального сознания, которая в то же время выступает и как характерная черта духовного мира личности, приобретает относительную самостоятельность — это «рассудок». Важной особенностью рассудка является то, что здесь знания и ум приобретают чувственно-эмоциональную окраску, выражающую личностное отношение человека к действительности.

В современных уроках духовность проявляется как процесс продвижения к истине в ходе познания. Нравственная духовность включает в себя соблюдение законов общественного и личного бытия, признанных человечеством как ценности. Поэтому нравственный урок можно считать явлением долга, миролюбия, честности, добра, любви, доверия и справедливости.

К числу педагогических условий, способствующих формированию духовно-нравственной развивающей среды на уроках изобразительного искусства в школе можно отнести:

1. Введение в содержание занятий чтения стихов и рассказов, театральных сценок, музыкальных фрагментов – интеграция искусств. Это оживляет преподавание, развивает воображение детей, затрагивает в их душах такие струны, до которых невозможно добраться простыми рассуждениями и назиданиями.

2. Ведение в содержание урока разговора педагога о красивых и некрасивых поступках людей, об отношении человека к природе, к пожилым людям, животным, об отношении к искусству. Это способствует формированию внутреннего мира ребенка. Детям свойственно подражать действиям других людей, поэтому рассказ учителя изобразительного искусства о подвигах воинов, о героических поступках может вдохновить детей на благородные поступки.

3. Учет особенности восприятия младшими школьниками произведений изобразительного искусства. Ведь дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты.

12 стр., 5687 слов

«Роль библиотеки в духовном развитии личности школьников»

... человек в реальной жизни, но и о том, каким хотел бы быть. Роль библиотеки – одна из основных в духовном развитии личности школьников. ... и найти свое место в системе работы с подрастающим поколением. А планов на будущее – превеликое множество. И сегодня, и завтра откроются двери школьной библиотеки и планы начнут осуществляться… Пусть дети увидят, что библиотека ... учителя изобразительного искусства на ...

4. Отбор для использования в ходе занятий произведений истинно художественных, достойных внимания, способных проникнуть в душу ребенка, развить его.

5. Принятие педагогом в качестве главной цели занятий не искусствоведческий анализ произведений искусства, не рассмотрение технических приемов автора, а научить ребенка воспринимать картину как выражение человеческого отношения к жизни.

6. Использование природы в качестве воспитывающего и развивающего фактора. Если педагог поддерживает в ребенке эмоциональную связь с растительным и животным миром, то ущерб, наносимый природе, будет восприниматься как наносимый себе и другим людям. Внимательное, чуткое отношение человека ко всему, что его окружает – одна из важнейших черт человека будущего, которого мы формируем сегодня. Преподавая детям изобразительное искусство необходимо помнить, что природа – это не только источник здоровья и материальных благ, но также могучий родник творческого вдохновения и духовного развития человека.

7. Стремление найти индивидуальный подход к каждому ученику. Ведь всякий ребенок от природы талантлив, и основная задача учителя – помочь таланту раскрыться. В рисунке дети закрепляют духовно пережитое состояние, глубже чувствуют его. Рисование для них не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.

Но духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя или радости, любви или ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной «цвет», выражают отношение человека к ним.

В жизни человека особую роль играют ориентиры его деятельности, своего рода духовные «маяки», которые не являются продуктом деятельности лишь того человека, который «носит» их в себе, а, как правило, они выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению, от родителей к детям, от учителей к учащимся. Их совершенно обоснованно называют ценностями жизни и культуры.

Ценности – это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем. Ценность вырастает из идеалов личности, представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социальные ценности — общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности – идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Однако современная цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов (т.е. универсальных потребностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых или иных различий).

9 стр., 4284 слов

Влияние эстетической среды на развитие личности современного младшего школьника

... среды на развитие личности современного младшего школьника Теоретически обосновать модель влияния эстетической среды на развитие личности младшего школьника Подобрать методики исследования влияния эстетической среды на развитие личности младшего школьника Апробировать методики в ходе эмпирического исследования Разработать рекомендации по результатам исследования. Гипотеза:, Методы ...

Общечеловеческие ценности приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.

Идеал, к которому стремится каждый учитель, воспитать творческих людей. Особо существенными моментами в процессе творчества являются увлечённость и устремлённость. Творческая задача детей заключается в поисках максимально выразительной формы для каждой композиции. Предрасположенность к творчеству – это высшее проявление человеческого сознания. Направленность на решение задачи придаёт мышлению проблемный, поисковый характер. Способность мыслить правильно, целенаправленно и добиваться определённых результатов не появляется сама собой. Она вырабатывается, развивается в жизни, в общении человека с окружающими его людьми. Мышление возникает при проблеме, задаче, вопросе как движение от неизвестного, непонятного к знакомому. Поэтому учителю очень важно правильно сформулировать задачу. Нравственно-эстетические задачи в изобразительном искусстве – это высший уровень развития ребёнка. Все потенциалы личности, особенно духовные, развиваются медленно, незаметно. Художественное мышление, сознание в своём формировании требует также длительного общения с искусством, навыка восприятия духовного опыта конкретного художника, понимания искусства. В единстве с содержанием развитие художественных навыков служат созданию художественного образа. Художественный образ может возникнуть только в процессе творчества.

2.1. Роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании школьников

Искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Действительно, внимательный анализ, обобщение лучшего педагогического опыта свидетельствуют о том, что занятия изобразительным искусством – важное средство развития личности школьника.

Каждая человеческая способность может развиться, если обучать человека с детства. Почти каждый из нас рисует, многие поют, пытаются сочинять стихи, но не каждый способен создать произведение искусства. Художником, творцом жизни в любой области можно стать только тогда, когда, обладая талантом и мастерством, обладаешь отзывчивой душой, пылким сердцем, острым умом, ясным видением. Гармония души и ремесла даёт полнокровное искусство. Мир, который нас окружает, сложен и многообразен. Художник выражает своё личное отношение ко всему, с чем он сталкивается, открывая истину, постигая тайну жизни. Смысл искусства заключается не в том, чтобы создавать произведения, а в том, чтобы в этих произведениях запечатлеть человека, который душой и сердцем воспринимает мир, познаёт его как любящее существо, страдает и мучается сомнениями, и вся жизнь которого есть горение ради других людей.

В процессе формирования и развития личности ребенка проявляется эстетическое воздействие природы и вещей, целесообразно организованная учебно-трудовая и общественная деятельность, общение учащегося в быту, спорте, игре. Но наиболее эффективным, несомненно, является художественное воспитание как процесс целенаправленного воздействия видами искусства, в котором у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, способность творить в области культуры.

11 стр., 5239 слов

Изобразительная деятельность как средство эстетического развития дошкольников

... психологические особенности детского рисунка; Выявить основные этапы становления детского рисунка; Определить сущность и значение эстетического развития и эстетического восприятия; Представить сущность восприятия художественных произведений на занятиях по изобразительному искусству как средство эстетического развития. Теоретико-методологической основой ...

В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный предмет изобразительное искусство служит эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Знания, умения и навыки находят широкое применение, как на других уроках, так и в дальнейшей трудовой деятельности. Умение рисовать, зрительно представлять различные объекты необходимо во многих профессиях. Как известно, в становлении и воспитании эстетических суждений и вкуса исходным моментом является развитие у ребенка эстетического восприятия окружающих предметов и явлений действительности. Вот почему одним из основных факторов эстетического восприятия учащихся средствами изобразительного искусства является развитие у них способности к эмоционально-эстетическому восприятию изображаемых в альбоме и наблюдаемых в жизни, в произведениях живописи, графики явлений, событий. Это является необходимым условием познания эстетического в окружающем мире, формирования системы нравственно-эстетических взглядов на действительность.

Наблюдая яркую зелень травы, деревьев, сочные бутоны тюльпанов, роз, нежные переливы красок вечернего неба, мрачные грозовые тучи, ребенок хочет выразить свои чувства, свою радость от увиденного и услышанного, спешит рассказать о своих впечатлениях другим и для этого берет цветные карандаши и краски. С помощью линий, красок, композиции, динамики изображения ребенок удовлетворяет потребность рассказать, выразить свое отношение к увиденному. Испытываемые ребенком радость, наслаждение от встречи с прекрасным, от процесса художественного творчества, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающим, изображаемым героям.

Известный русский психолог Е. И. Игнатьев говорил, «наша конечная цель – путем разумного руководства и систематического обучения приблизить изобразительную деятельность ребенка к элементарным основам вполне грамотного реалистического изображения». Являясь наглядным, образным отражением действительности, выражением определенной мысли, идеи художника, изобразительное искусство несет в себе огромные воспитательные функции, причем воздействие изобразительного искусства на зрителя особое, оно обусловлено эмоциональной реакцией, отзывчивостью зрителя на содержание и художественную форму изображения. Благодаря своей наглядной образности, воздействию на чувства произведения изобразительного искусства способствуют воспитанию нравственных оценок, взглядов, представлений, системы мировоззренческих понятий.

Содержание уроков отражает специфику изобразительного искусства в процессе художественного творчества, позволяет решать задачи нравственного, эстетического, трудового воспитания учащихся. Процесс развития личности – это цельный, взаимообусловленный процесс формирования потребностей, чувств, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов. Все это имеет в виду учитель при организации процесса эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства.

Важная роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании школьников объясняется самой спецификой изобразительного искусства, художественного творчества. Во-первых, художественное изображение (а таким изображением и является фактически любой рисунок и любая живописная работа) отражает эстетическое содержание изображаемого объекта, заключающееся в пропорциональности строения формы, соответствии всех частей объекта друг другу, изящности очертаний, гибкости их контуров, гармонии цветовых оттенков поверхности и т. п. Во-вторых, выразительные средства художественного языка – композиция, рисунок, живопись, светотень, колорит и т. д. – пронизаны по своей сути эстетическим содержанием и являются изобразительно-выразительными средствами передачи действительности в художественном творчестве ребенка. И, наконец, процесс изображения, как правило, вызывает у ребенка восхищение красотой предмета, восторг перед своим рисунком, радость возможности посредством карандаша, кисти и красок передать свое отношение, свои чувства другим людям. Все это и определяет широкие возможности в развитии у детей практически на каждом уроке изобразительного искусства эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетических чувств и познавательно-творческой активности.

Повышение эффективности обучения учащихся достигается учителем за счёт владения современными педагогическими технологиями, личностно-ориентированным подходом к каждому ученику.

2.2. Познавательно-творческая активность школьников на уроках изобразительного искусства

У каждого человека свой индивидуальный путь развития. Но при развитии детей существуют и общие закономерности. Развитие личностных психологических свойств совершается в процессе деятельности, целью которой является разрешение встающих перед ребёнком жизненных и учебных задач. Человек рождается с задатками к познавательной деятельности.

Познавательно-творческая активность школьников представляет собой успех учебно-воспитательного процесса, обуславливает уровень умственного и творческого развития личности школьника. Широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей представляют уроки изобразительного искусства. Это объясняется тем, что специфика занятий изобразительным искусством требует, с одной стороны, творческой активности, постоянной работы мысли, воображения, самостоятельности, инициативности; с другой стороны, для занятий изобразительным искусством характерна ярко выраженная эстетическая направленность (как по форме, так и по содержанию).

Воспитание познавательно-творческой активности у школьников означает прежде всего развитие у них потребности непрерывно познавать мир и творчески использовать полученные знания в своей деятельности. Как известно, потребности по мере их осознания выступают как силы, побуждающие к деятельности. В этом отношении развитие потребностей служит тем условием, которое обеспечивает развитие личности ученика. Известный русский психолог Б. М. Теплов отмечал, что на основе потребностей в процессе общественной жизни воспитываются чувства, создаются интересы, складываются взгляды и убеждения, наконец, формируется мировоззрение. И чувства, и интересы, и убеждения, и мировоззрение человека, становясь источником действенных желаний, выступают как мотивы его деятельности. Изобразительное искусство, являясь образным отражением действительности, обусловливает одну из важнейших специфических закономерностей занятий школьников различными видами изобразительного искусства – постоянное и беспрерывное оперирование зрительными образами. И от того, насколько прочен, ярок и адекватен действительности тот или иной зрительный образ, зависит успех познания реальной действительности, успех художественной деятельности детей, успех их эстетического развития.

Особо важное значение в изобразительном процессе школьников имеют образы зрительной памяти и воображения. Успех рисования по памяти, развитие зрительной памяти школьников во многом зависит от неоднократного наблюдения и воспроизведения с натуры объектов изображения. В системе развития школьников большое значение имеют образы памяти, формируемые в процессе ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства. Содержание этих образов прямо связано с уровнем развития эстетических вкусов и взглядов, с уровнем идейно-эстетического развития школьников. В отличие от образов памяти образы творческого воображения представляют собой значительно более оригинальные, самостоятельные образы, являющиеся результатом не только наблюдений действительности и запоминания ее, но и активной мыслительной деятельности, направленной на создание нового, оригинального. Образ творческого воображения – это оригинальное сочетание, сплав наблюдаемого, закрепляемого в памяти, прочувствованного и решенного в сознании.

Таким образом, следует постоянно помнить, что успешное решение задач воспитания школьников средствами изобразительного искусства зависит от единства обучения и воспитания, от систематического вооружения учащихся специальными знаниями, умениями, навыками, доступные конкретному возрасту. И на этой основе – развитие богатства, разнообразия окружающего мира, воспитание в детях душевной красоты, развитие нравственно-эстетических, гражданских качеств и свойств личности.

Заключение

Изучение искусства в школе – это не только подготовка и выработка потребителя – зрителя, читателя, слушателя, но и восприятия творчески созидательной личности – творца, человека способного не только воспринимать искусство, но и самому быть художественно активным, уметь применять приобретенные знания в собственной практике, формируя конкретную среду, свой мир; владеть основой творческих знаний и навыков, необходимых для дальнейшего художественного саморазвития, которое рассматривается нами как непрерывный творческий процесс.

Так же в «Концепции модернизации российского образования сказано: «Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности, духовности и культуры…»; о том, что: «необходимо более полно использовать нравственный потенциал искусства, как средство формирования и развития эстетических принципов и идеалов в целях духовного развития личности». Таким образом, именно на школу возлагается ответственность воспитания у подрастающего поколения тех духовных добродетелей, стяжением которых делают человека счастливым – вера, надежда, любовь, доброта, сострадания, правда, мужество, радость созидания и творчество.

Программа изобразительного искусства интегрирована и дает широкий простор для такой деятельности, т.к. здесь художественная культура понимается как неотъемлемая часть культуры духовной, т.е. культуры миро отношения, культуры эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений.

Задача педагога посредством предмета «Изобразительное искусство» заинтересовывать и увлечь детей, формировать у детей познавательный интерес к предмету, помогать усвоить учащимся грамоту изобразительного искусства. Мы всегда переживаем за успешность каждого ученика, понимаем приоритетность развития уверенности, индивидуальности личности каждого ребёнка, его художественного и духовного развития. В первую очередь ребёнок должен стать человеком, сопереживающим, сочувствующим, а уж потом – художником. Художник не может творить, когда его душа пуста, а сердце холодно. Нужно научить ребёнка каждую работу полюбить, пропускать через свои чувства. Тогда и другие люди поймут, что хотел сказать автор через свою работу. Тогда обязательно будет результат.

Именно через свои уроки искусства я стараюсь заложить в детях основы эстетического восприятия мира, развивать чувство прекрасного, формировать высокий эстетический вкус, умение понимать и ценить памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. И я думаю, что те «навыки души», которые сформировались у ребенка на уроках изобразительного искусства, окажут влияния на всю его дальнейшую взрослую жизнь. Духовно богатый человек постоянно пребывает в полной гармонии с самим собой, природой и всеми, кто его окружает. Свое богатство он чувствует внутри себя, оно греет его душу и выделяет его среди людей. Творческие люди – счастливые люди. Мы хотим видеть детей счастливыми. И какое мы им дадим представление о счастье, как научим их жить полной насыщенной жизнью, такими и будут мечты и счастье целого поколения

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/esse/rol-zanyatiy-izo-v-duhovnom-razvitii-lichnosti/

1. Бессонов Б.Н. Гражданское общество и духовное развитие личности / Б.Н. Бессонов, В.В. Дубицкий. — Омск: ОГУ, 2002.

2. Ботвинова А.В. Духовная деятельность и формирование личности / А.В. Ботвинова. — М.: Изд-во «Научная книга», 2003.

3. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В. Клименко, В.В. Румынина. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004.

4. Человек и общество: Учебное пособие для учащихся / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др. — 3-е изд. дораб. — М.: Просвещение, 2001.

5. Чуприна А.А. Духовно-нравственные аспекты формирования современной личности // Материалы второй Международной конференции. — Ставрополь: СевКавГТУ, 2000.

6. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1981

7. Макаренко А.С. Книга для родителей. – М.: Детская литература, 1989.

8. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Просвещение, 1979.

9. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания. – М.: Просвещение, 1995.

10. Неменский Б.М. Эстетическое воспитание на уроках ИЗО. – М.: Просвещение, 1995.

11. Краткий словарь эстетического воспитания, Москва, 2002.

12. Лабковская Г.С. Эстетическое воспитание учащихся, Москва, 2001.