Гармоничное развитие личности

Контрольная работа

1.Аспекты развития гармонично развитой личности в образовании и педагогике

2. Влияние умственного воспитание, накопление культурных и религиозных ценностей, в взаимоотношении гармоничной личности

3. Роль и влияние физической культуры на основы гармонического развития

4. Вывод

Гармония (греч. harmonia — связь, стройность, соразмерность) соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В Гармонии получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия. Коренные преобразования всех сфер жизни общества потребовали настоятельной необходимости глубокого переосмысливания сложившейся системы воспитания и образования подрастающего поколения. Непрерывное образование должно стать неотъемлемой частью образа жизни каждого человека. Всесторонне развитие личности, максимальная реализация способностей каждого — главная его цель. Реализация этой высокой цели предполагается в школе как изначальной ступени становления личности, формирования научного мировоззрения, идейной зрелости, политической культуры.

Под воздействием социально-экономических и политических преобразований в нашей стране в последние десятилетия ХХ века система школьного воспитания подверглась серьёзным изменениям не в лучшую сторону. А, попросту говоря, почти уступила место обучению. Естественно, что воспитание, в том числе и эстетическое полностью перешло в ведение родителей, и это в лучшем случае. Многие дети воспитывались под влиянием того социума, в котором проводили время свободное от занятий в школе, а это не только, и не столько родители. Как сейчас принято говорить «их воспитала улица». Естественно, что в таких условиях, ни о каком «чувственном познании» не может быть и речи. И как следствие, наше общество имеет целое поколение молодых людей не умеющих построить свою жизнь гармонично, лишенных эстетического вкуса, с искаженным понятием «прекрасного — безобразного», обделённых возможностью наслаждаться искусством. Психологи давно бьют тревогу, молодёжь не умеет расслабляться. Ритм современной жизни требует напряжённых эмоциональных усилий, а умение любоваться красотой окружающего мира, «видеть» прекрасное это лучшее лекарство от стресса. Цель данного исследования доказать, что именно школа призвана воспитать эстетически развитого, внутренне красивого человека.

17 стр., 8062 слов

Значенние эмоций в процесе развития человека

... жизни человека 3. Изучение различных теорий 4. Влияние эмоций на развитие человека . Предметом этой работы является эмоции и их влияние на развитие психического здоровья человека. Целью этой работы является проализировать влияние эмоций на развитие человека ... своём мире, — всё это чистый продукт созерцающей личности».[13] Глава 1. Понятие эмоций и их общее представление В процессе эволюции животного ...

И у современной отечественной педагогики есть все предпосылки сделать это. «Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы утверждать добро как прекрасное» в этом состоит задача любого учителя, какой бы предмет он не преподавал. Соответственно, объектом данного исследования будет процесс эстетического воспитания в школе, а предметом влияние эстетического воспитания и обучения на формирование гармонично развитой личности. Можно смело утверждать, что одним из важных условий успешной социализации индивида является его эстетическая воспитанность, владение эстетической культурой в любом проявлении жизни: в труде, искусстве, быту, поведении человека. В этом контексте задача эстетического воспитания перекликается с практической социальной педагогикой, цель которой — гармонизация отношений личности и социальной среды. Ещё один довод в пользу школьного эстетического воспитания, это наблюдения автора и изучение психолого-педагогического опыта относительно социального развития личности. Исследования проводились методом наблюдения, изучения продуктов деятельности и теоретического анализа. В советской учебной и научной литературе эстетическое воспитание рассматривалось с позиций диалектического и исторического материализма.

В учебниках по эстетике и эстетическому воспитанию было слишком много идеологии, но с точки зрения педагогики система эстетического воспитания в советской школе имела чёткую структуру и научное обоснование, а методы и подходы не утратили своей актуальности до сих пор. Недостатками системы советского периода были: отрицание зарубежного опыта, в чуждых марксистско-ленинской идеологии капиталистических странах, а также подчинение эстетического воспитания и его результатов коммунистическим идеалам. Вместе с тем в литературе 60-х годов прошлого века имеются очень интересные и актуальные для сегодняшнего дня находки в области развития эстетического вкуса у детей. На сегодняшний день количество информации посвященной эстетическому воспитанию в школе явно недостаточно, а проблема стоит достаточно остро. Жизнь ребенка в современном обществе будет по настоящему полноценной и насыщенной эмоционально, если он воспитан «по законам красоты», а где как не в школе он сможет познать эти законы.

Именно в школе должны закладываться такие качества гражданина как социальная ответственность, самодисциплина, уважение к закону, развиваться навыки самоуправления. Перед современной школой становится задача пересмотра содержания, совершенствования методики и организации воспитательной работы, осуществления комплексного подхода к делу воспитания.

Австрийский психиатр З.Фрейд (1856-1939) утверждал, что личностное развитие человека в решающей мере зависит от либидо, т.е. от психосексуальных влечений. Если эти влечения не удовлетворяются, это порождает неврозы и другие психические отклонения и сказывается на духовном развитии и поведении личности. Из этого делались соответствующие выводы и в педагогике. Один из этих выводов состоял в том, что если в развитии человека как личности все заранее запрограммировано и носит устойчивый характер, то, следовательно, уже в детском возрасте можно выявлять и измерять интеллект детей, их способности и возможности и использовать эти измерения в процессе обучения и воспитания.

12 стр., 5973 слов

История развития педагогики

... развитие педагогики Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука ... глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, форми­рованием его личности. Доказав свою объективность и науч­ную состоятельность на ...

Предметом исследования педагогики, и основной целью (идеалом) современного воспитания является всестороннее и гармоническое развитие личности. Но отдельные авторы, как бы забывая об этом, подчеркивают, что воспитание в современных условиях должно носить другой характер. Подобное уточнение лишено какого-либо научного смысла. В самом деле, если и предметом педагогики, и целью воспитания является их непосредственная направленность на личностное развитие человека, то воспитание попросту не может не быть личностно-ориентированным. Другое дело, что воспитание должно характеризоваться высокой эффективностью и педагогической действенностью. Здесь, действительно, вопросы есть. Естественно, для их успешного решения необходимо знать, что же такое личность как предмет воспитания; как происходит ее развитие и какие факторы, влияющие на это развитие, нужно учитывать в процессе ее формирования. Эти вопросы имеют существенное значение как для разработки педагогической теории, так и для практической воспитательной работы учителя. Проблемы, связанные с гармоническим развитием человека как личности, освещаются в философии, этике, психологии и других науках. Педагогика же имеет свой, более широкий аспект исследования, особенно если касаться практической стороны воспитания. Немало глубоких теоретических и методических идей по этим вопросам содержится в трудах Я.А.Коменского, Г.Песталоцци, А.Дистервега, К. Д .Ушинского, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, а также многих современных педагогов. Существенное значение для педагогики имеет прежде всего осмысление самого понятия личность и относящихся к нему других научных терминов.

Гармоническое развитие включает в себя не только социальные свойства и качества человека. В этом смысле данное понятие характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает прижизненно. Для характеристики человека и его сущности важное значение имеет понятие индивидуальности. Индивидуальность как понятие обозначает то особенное и выдающееся, чем отличается один человек от другого, одна форма развития от другой, что придает каждому человеку своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль его деятельности и поведения. В процессе жизнедеятельности человека и личности происходит их развитие. Под развитием следует понимать процесс взаимосвязанных количественных и качественных изменений, которые происходят в связи созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественных взглядов и убеждений.

В связи с изменившимися условиями нашего общества, с изменением экономики, отношением к труду, с развитием рынка данная тема является актуальной. Так как уже со школы дети подростки представляют себе свою профессию, но уметь помочь выбрать данную профессию, помочь ему найти правильный путь в его жизни, очень ответственная задача классного руководителя, школы, родителей. Бурное развитие производительных сил в условиях научно-технического прогресса, интенсификация и автоматизация производства, необходимость кардинального повышения производительности труда, проникновение техники во все сферы жизни, быстрая смена технологии всех производств, возрастание роли совмещения и взаимозаменяемости профессий, резкое повышение доли интеллектуального труда, изменение его характера и содержания и т.п. — все это требует более эффективной и качественной подготовки работника нового, типа, всесторонне образованного, воспитанного и гармонично развитого. В этих условиях профориентация, как управление формированием личности нового человека, вырастает в неотложную народнохозяйственную задачу, приобретает все более системный, комплексный характер, она воплощает в действительность взаимодействие объективных условий социально-экономического характера и субъективных свойств личности, целенаправленное воздействие общества на профессиональное самоопределение молодежи.

6 стр., 2570 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

... и мужчин. Безработные часто могут завышать уровень своей общительности (около 30% считают себя общительными людьми). Это отражает не только характеристику человека как личности, но и о признании социальных норм ...

Ключевой проблемой всестороннего и гармонического развития личности является умственное воспитание. Только благодаря интеллектуальной деятельности человек создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный прогресс в области науки, техники и социально-экономических отношений. Обычно умственное воспитание связывают с овладением научными знаниями, с развитием творческих способностей и задатков. Не менее важное значение в этом отношении имеет развитие мышления личности, сообразительности, памяти, умения самостоятельно добывать и пополнять свои знания. Расширение интеллектуального кругозора, овладение новейшими достижениями науки и техники и другими общечеловеческими ценностями особенно важно в настоящее время, когда в мире все большее значение приобретают процессы глобализации, рыночной конкуренции и интеграции межгосударственных отношений.

Весьма велика роль в формировании личности морального развития. Жизнь в современном обществе требует высокой культуры поведения и общения между людьми, умения поддерживать благожелательные отношения и тем самым создавать комфортную обстановку для себя, утверждать свое достоинство и личностную самоценность. В то же время наш техногенный и экологически неустойчивый век чреват различными опасностями, и каждому человеку как на производстве, так и в обыденной жизни необходимо проявлять высокую требовательность к себе, уметь пользоваться свободой, строго соблюдать дисциплину труда, отвечать за свои поступки, укреплять устойчивость социальных отношений в обществе.

В развитии и формировании гармонической личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья, выработка двигательных функций, физической закалки и санитарно-гигиенической культуры. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, что, безусловно, может мешать ему в его гармоническом развитии. К тому же современное производство зачастую культивирует гиподинамию (малую подвижность) и однообразные движения, что иногда может приводить к физическому уродованию личности.

Цель системы физической культуры: всемерное содействие формированию человека с гармоническим развитием физических и духовных сил (способностей) на основе всестороннего развития его личностных способностей в процессе физкультурной деятельности (и ее видов) как основы формирования физической культуры человека, являющейся предпосылкой (условием) его непрерывного физкультурного совершенствования на всех этапах онтогенеза, что необходимо для полноценной индивидуальной жизнедеятельности и прогресса общества в целом.

4 стр., 1553 слов

Воспитание культуры межнационального общения

... понятий «толерантность», «культура межнационального общения». Определить методы и формы работы по воспитанию культуры межнационального общения. Разработать методические рекомендации по воспитанию культуры межнационального общения 1. Понятия «толерантность», «культура межнационального общения» Этническая толерантность понимается как сложное установочное образование личности. Она ...

Именно потребность быть всесторонне подготовленным и образованным человеком. Данные задачи системы физической культуры сообразуются с сущностной стороной процесса культурного развития человека и общества, связанной с производством (освоением, созиданием), распространением (обеспечением) и сохранением материальных и духовных ценностей . При этом задачи в большей мере связаны с реализацией ее идейных, научно-методических, программно-нормативных и организационных основ, а также с условиями ее функционирования. Вторая задача непосредственно связана с педагогическими реалиями, отражая основные сущностные черты организационных форм (компонентов) физической культуры, а также непрерывность физкультурного совершенствования человека на протяжении всего его индивидуального жизненного пути.

Вместе с тем под образованием понимается прежде всего процесс и результат творческого развития человека (ребенка), активное освоение непосредственно им культурных ценностей как в педагогически организованных, так и в самодеятельных формах, и именно процесс освоения предмета физкультурной деятельности как основного средства и метода формирования физической культуры человека, сочетающий в себе при рациональных занятиях соматопсихический и социокультурный компоненты (а следовательно, формирование и удовлетворение как духовных, так и материальных потребностей), может служить основой физкультурного образования, в том числе и при обучении школьников двигательным действиям. В процессе обучения важно не просто осваивать требуемые стандартами образования знания, умения, навыки (как педагогом-тренером, так и занимающимися), но и «создать возможности достижения человеком вершин своего развития (используя методы акмеологического проектирования, аффирмации, смысловой диверсификации и рефлексивной организации самосознания личности).

Необходимо создать пространство «развивающего общения» . В связи с этим в процессе обучения двигательным действиям важно в более полном объеме взять на вооружение разработанные теории: поэтапного формирования действий и понятий, формирования ориентировочной основы двигательных действий и ряд других, которые в учебниках и учебных пособиях за редким исключением отражаются еще недостаточно, хотя они тесно связаны с личностно ориентированным, развивающим образованием. При этом ведущую роль в этом процессе должна играть социокультурная составляющая, показывающая определяющую роль сознания, мышления в формировании двигательных действий и гармоничного развитие.

Всестороннее развитие гармоничной личности включает в себя еще два компонента. Первый из них касается склонностей, творческих задатков и способностей. Ими обладает каждый здоровый человек, и обязанность школы — выявлять и развивать их, формировать у учащихся индивидуальную красоту, личностное своеобразие, творческий подход к выполнению любого дела. Второй компонент относится к производительному труду и его большой роли в формировании личности. Только он позволяет преодолевать односторонность личностного развития человека, создавать предпосылки для его полноценного физического формирования, стимулировать умственное и нравственно-эстетическое совершенствование.

9 стр., 4151 слов

Личностное развитие человека

... уровне зарождающейся психики. Понятие развитие личности характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об ...

Таким образом, в качестве составных частей всестороннего развития личности выступают: умственное воспитание, техническое (политехническое) образование, физическое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, которые необходимо сочетать с развитием творческих способностей и задатков учащихся и вовлечением последних в посильную трудовую деятельность. Но всестороннее развитие должно носить гармонический, (согласованный) характер. Это значит, что полноценное воспитание должно основываться на одновременном и взаимосвязанном развитии всех указанных выше сторон личности. Если та или иная сторона, например физическое или нравственное развитие, осуществляется с определенными издержками, это неизбежно будет негативно сказываться на формировании личности в целом.

В последнее время понятие всестороннее и гармоническое развитие личности иной раз трактуется как разностороннее развитие, поскольку, дескать, всестороннее развитие осуществляется не в полной мере. Вряд ли подобная подмена устоявшихся понятий является обоснованной. Дело в том, что необходимость всестороннего развития личности выступает как воспитательный идеал общества с высокоразвитым техническим базисом, как его педагогическая тенденция. Мера же и глубина этого развития зависят от конкретных социально-экономических условий, в которых оно осуществляется. Важно, однако, чтобы воспитание способствовало и умственному, и техническому, и нравственному, и эстетическому, и физическому формированию личности, что отвечает объективным потребностям общества и интересам самой личности. Понятие же разностороннее развитие такого выразительного терминологического смысла не имеет и может трактоваться как угодно, чего наука обычно должна избегать. Воспитание — это не только наука, но и искусство. Если воспитание как наука дает нам ответы на вопросы — что? то на вопросы — как? каким образом? дает нам ответы методика воспитания, т. е. искусство воспитывать умственно развитых и гармонично воспитанных людей в обществе.

ВЫВОД

Педагогика- это не только наука, которая дает нам те знание, которые мы захотели бы узнать у того или другого источника, который, владеет такой информацией. Педагогика является основным предметом воспитания личности и ее гармонического развития в различных информационных и политических сферах. Само развитие гармонична развитого интеллекта состоит не только в педагогическом воспитании, но и других прилежащих к ней функций. Педагогическое воспитание составляет комплекс различных материалов из других тематик (психологии, философии, физической культуры и многих других тем).

Педагогика- это продвижение человеческой культуры, гармоничного понимание мира, умственного и нравственного воспитание из никого в кого- то. Человек сам должен определить, в каком мировоззрении ему придется жить.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/formirovanie-garmonichnoy-lichnosti/

1. Учебник гармонии, М., 1969; Тюлин Ю. и Привано Н.

2. Теоретические основы гармонии, 2 изд., М., 1965;

3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: ФиС, 1988. — 208 с.

4. Визитей Н.Н. Физическое совершенство как характеристика всесторонне и гармонически развитой личности (Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека): Сб. науч. тр. М., 1985, с. 35-41.

7 стр., 3370 слов

Роль семьи и школы в воспитании и развитии ребенка

... в воспитании предъявляют школе». Причиной возникновения конфликта может быть и различие в отношении к ребенку как личности: ... означает физического разделения детей из таких семей. В каждой школе, в каждом классе есть дети « ... - ребенок - учителя», тормозят надлежащее развитие и формирование детской личности. Известно, ... роль играет и такая заблуждение многих учителей, как то, что хорошую учебу ребенка, ...

5. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. — М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 120 с.

6. Новиков А.Д. Физическое воспитание. — М.: ФиC, 1949. — 134 с.

7. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. — Минск, 2003.

8. Гершунский, Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б.С. Гершунский // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 3 — 7.