Современная педагогика
Зарождению науки способствуют следующие факторы:
- возникает общественная потребность;
- можно выделить предмет исследования.
Предмет педагогики, Объектом педагогики
Педагогическая наука ставит следующие задачи :
- накопление и кодификация знаний о воспитательном процессе;
- исследование учебных, воспитательных и образовательных закономерностей;
- накопление и анализ педагогического опыта;
- формирование и внедрение форм, средств, методик воспитания и обучения;
- реализация исследований на практике.
Педагогические инновации опираются на межнаучные разработки и взаимосвязаны с другими науками.
В методологии путей трактования педагогических процессов прослеживается связь с философией. Структуру явлений педагогики объясняет психология. Воздействие среды и социальных групп на развитие личности раскрывает социология. Знания о специфике физического, физиологического формирования человека педагогика берет у медицины, генетики, анатомии. Этнология помогает понять характерные черты национальности ученика и применить в воспитании народные традиции.
Педагогические системы описываются при помощи терминов социологии, кибернетики, синергетики. Научные разработки антропологии и психологии выступают базовыми для осознания принципов действия педагогических явлений.
Классификация в современной педагогике
В соответствии с задачами и направлениями исследований педагогическая система наук делится на отрасли :
- общая педагогика;
- возрастная педагогика (ясельная, дошкольная, школьная);
- педагогика средне специального образования;
- отраслевая педагогика (военная, производственная, спортивная);
- социальная педагогическая отрасль;
- сравнительная педагогика;
- исправительно-трудовая;
- коррекционная;
- лечебная.
У каждой отрасли существуют свои задачи и определена специфика исследований.
Общая педагогика
Она основывается на исследовании учебных и воспитательных форм, принципов и методов. В общей педагогике выделяют такие части:
- теория и практика обучения;
- теория и практика воспитания;
- теория организации и управления образовательной системой.
Возрастная педагогика
Дошкольная и школьная части педагогики исследуют особенности процесса воспитания и обучения детей соответствующего возраста. Теоретические и практические разработки в этих отраслях основаны на определении закономерностей и условий психологического климата, в которых происходит личностное формирование ребенка.
Цель воспитания как педагогическая проблема
... друга методами и формами организации. В настоящем разделе мы рассмотрим основные теоретические проблемы воспитания. Бытует мнение, что воспитание как отдельный элемент педагогической работы учителя не нужен. ... понятием в педагогике будущего». И в этой системе - не педагог-одиночка, даже очень талантливый, а коллектив единомышленников, создающий систему и развивающий ее. Физическое воспитание - ...
Педагогика школы, Педагогическая отрасль высшей школы, Педагогика «третьего возраста» (андрагогика)
Коррекционная педагогика
Коррекционная педагогическая наука
Среди её ответвлений выделяют:
- сурдопедагогика — процесс обучения, воспитания глухих и слабослышащих;
- тифлопедагогика изучает учебные методики для слепых и слабовидящих;
- олигофренопедагогика занимается воспитанием и обучением детей с умственной отсталостью и с задержками умственного развития;
- логопедия исследует процессы нарушения речевых возможностей ребенка.
Предметные дидактики
Предметные дидактики исследуют методы, подходы и способы обучения различным учебным дисциплинам.
История педагогики и образования
эволюционного развития
В истории педагогики и образования выделяют функции :
- раскрывает историю обнаружения проблем образования и пути их решения;
- является критерием подлинности педагогических теорий и маяком в формировании новых подходов;
- показывает путь, пройденный наукой для накопления определенного опыта;
- поясняет процесс образования и преобразования учебных традиций;
- отслеживает взаимовлияние и взаимосвязь педагогических концепций, теорий в разные исторические периоды.
Социальная педагогика
Социальная педагогическая отрасль изучает социальную сторону воспитания людей всех категорий. В её состав входят следующие разделы :
- социально-педагогическая виктимология;
- социология воспитания;
- теория социального воспитания;
- философия социального воспитания;
- методика социального воспитания;
- психология социального воспитания;
- экономика и менеджмент социального воспитания.
Специфика современной социальной педагогики проявляется в гуманистических концепциях, общем уважении как учителя, так и ребенка. Наука нацелена на решение сложных вопросов социальной помощи людям, поддержание уровня развития социума, заботу о нравственном здоровье, формировании моральных ценностей в подрастающем поколении. Социальный педагог помогает человеку совершенствовать себя в моральном и духовном плане, оттачивать личностные качества.
Исправительно-трудовая педагогика
перевоспитания
перевоспитания
исправление
Сравнительная педагогика
Сравнительная отрасль рассматривает особенности деятельности и развития систем образования и познания в других странах, выявляет их сходства и отличия.
Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение
... общества. Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение. Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. ...
заимствования зарубежного опыта
Выделяют разные подходы:
- конкретно-исторический;
- культурологический;
- этнопсихологический;
- комплексный;
- объективный.
Задача сравнительной педагогики состоит в изучении предпосылок и особенностей кризиса образования, выделения характерных черт проявления в разных странах для того, чтобы создавать прогнозы кризисных моментов и ослаблять их последствия.
Отраслевая педагогика
профессии или социальной категории
- семейная;
- правовая;
- профессиональная (военная);
- культурно-просветительной работы;
- спортивная.
Подробнее остановимся на двух видах:
- Педагогика среднего специального образования. Развитие отрасли базируется на школьной и вузовской педагогике.
- Производственная педагогика исследует:
- особенности воспитательного процесса работающих — необходимы для освоения студентами рабочих процессов;
- переподготовка на новые производственные технологии вследствие модернизации оборудования;
- повышение квалификационного уровня работающих — на каждом предприятии обязательным является регулярное прохождение переаттестации, повышение профессионального уровня;
- переквалификация рабочих на новые профессии.
Лечебная педагогика
медициной
Разделы педагогики и их функции
Педагогика в своем развитии тесно связана социально-экономической общественной жизнью, научно-техническим прогрессом, что способствует возникновению и ответвлению новых отраслей науки. На базе разных сторон педагогического процесса выделяют несколько разделов педагогики:
- дидактика;
- методология;
- теоретическая педагогика;
- практическая педагогика.
Дидактика
теоретической базы знаний
Методология
Базовыми для данного раздела являются научно обоснованные идеи, определяющие суть педагогической работы и самоидентификацию субъектов процесса в условиях изменчивого социума.
Теоретическая педагогика
постижение истины
Практическая педагогика , Технология
Какие дисциплины не являются отраслями педагогики
не являются
- эстетика;
- гигиена детей и подростков;
- биология;
- анатомия.