«Образовательная система в современной Японии»

Цель: познакомиться с образовательной системой в Японии.

Задачи:

-изучить методическую литературу по теме «Образовательная система в Японии».

-провести исследование особенностей образовательной системы в Японии.

Актуальность:

На мой взгляд, образование в Японии специфическое и работает по принципу «качественная учеба – залог и гарантия успешной службы», тем более что японец обычно удостаивается только одной попытки занять в обществе достойное место, которое ему дает труд. Система образования в Японии занимается непрерывным «производством» молодых людей, хорошо разбирающихся в технике и математике. Примерно 98% жителей Страны восходящего солнца учатся или окончили колледжи, около 40% юношей и 20% девушек поступают в университеты.

Так же я считаю эту тему актуальной на сегодняшний день потому, что основной целью японской педагогики является воспитание человека, способного слаженно трудиться в коллективе. Для страны и общества это крайне необходимо. Но в последние годы преподаватели все чаще отмечают необходимость в творческих личностях, посему японская система образования повернулась в сторону маленьких детей для выявления среди них одаренных личностей. И хотя современная Япония, как и все страны мира, стоит перед серьезными проблемами и острыми противоречиями в деле воспитания молодого поколения и необходимостью реформирования своей школы, тем не менее, ее успехи в этой сфере продолжают оставаться поучительными, дающими примеры для многих стран.

1 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости раннего развития. Полвека назад в стране вышла книга «После трех уже поздно», которая совершила переворот в японской педагогике. Ее автор, Мисару Ибука — директор организации «Обучение талантов» и создатель всемирно известной фирмы «Сони». В книге говорится о том, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка. Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей — создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности.

10 стр., 4533 слов

Дошкольное воспитание за рубежом (компаративный анализ систем ...

... объем образовательных услуг, которые дошкольные учреждения могут представить населению для удовлетворения их потребностей во всестороннем развитии и воспитании ребенка. 1. Сравнительный анализ дошкольного воспитания в Великобритании дошкольное воспитание великобритания венгрия Система дошкольного образования в ...

Обычно японская мама сидит дома, пока малышу не исполнится три года, после чего его отдают в детский сад. В Японии есть и ясли, но воспитание в них маленького ребенка не приветствуется. По всеобщему убеждению, за детьми должна ухаживать мать. Если женщина отдает ребенка в ясли, а сама идет работать, то ее поведение часто рассматривается как эгоистическое. О таких женщинах говорят, что они недостаточно преданы семье и ставят на первое место свои личные интересы. А в японской морали общественное всегда превалирует над личным.

Детские сады Японии делятся на государственные и частные. Хойкуэн — государственный ясли-сад, в который принимают детей с 3-х месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. Чтобы поместить сюда ребенка, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности, принести документы о том, что оба родителя работают больше 4-х часов в день. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи.

Другой вид детских садов — етиэн. Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4-х часов в день.

Особое место среди частных садов занимают элитные, которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, то за его будущее можно не волноваться: после него он поступает в университетскую школу, а из нее, без экзаменов, в Университет. Университетский диплом является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. Поэтому попасть в элитный садик очень сложно. Родителям поступление ребенка в такое заведение стоит огромных денег, а сам ребенок должен пройти достаточно сложное тестирование.

Обстановка внутри детского сада выглядит, по нашим меркам, очень скромно. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого находятся раздвижные окна от пола до потолка, а с другой — раздвижные двери (вход в комнаты).

Как правило, одна комната служит и столовой, и спальней, и местом для занятий. Когда приходит время сна, воспитатели достают из встроенных шкафов футоны — толстые матрацы — и раскладывают их на полу. А во время обеда в эту же комнату из коридора вносят крошечные столики и стульчики.

Питанию в детских садах уделяется особое внимание. Меню тщательно разрабатывается и обязательно включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается даже витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Если детский сад отправляется на целый день на прогулку или экскурсию, каждая мама должна приготовить своему ребенку — коробочку с обедом. Но если мы в подобных случаях ограничиваемся котлеткой с овощами или просто бутербродами, то искусство японской мамы достойно восхищения. Такой обед должен соответствовать обязательным требованиям, а именно: включать в себя 24 вида продуктов, рис при этом должен быть липким, а не разваливаться, не должна присутствовать свекла. Всю еду желательно не покупать в магазине, а приготовить своими руками и красиво разложить в коробочке, чтобы ребенок получил еще и эстетическое удовольствие. В большинстве же детских садов главная задача воспитателей научить детей быть послушными. Домашнее воспитание у японцев чрезвычайно мягкое, детям редко что-то запрещают. Но по отношению к чужим людям — на улице, в присутственных местах — японская традиция строжайше требует выражения предельного почтения, в том числе и со стороны маленьких детей. Поэтому много времени в детском саду отводится воспитанию манер и знакомству с ритуальной стороной жизни. Дети должны овладеть множеством вежливых словесных формул (ими японский язык насыщен, как влажная губка) и знать, где и когда их нужно применять.

8 стр., 3757 слов

Адаптация детей к условиям детского сада

... детей в первые месяца нахождения в ДОУ, некоторые рекомендации родителям по адаптации. Для этого необходимо решить ряд задач. 1. Адаптация детей к условиям ДОУ 1.1 Типы адаптации Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский ...

Учебный год в Японии начинается 1 апреля. В этот день во всех учебных заведениях — от детского сада до университета — проводится торжественная церемония открытия. И директор детского сада приветствует своих маленьких воспитанников с точно такой же серьезностью, как и ректор университета — своих студентов.

Все учебные заведения страны занимаются по единому графику: учебный год разделен на три семестра. Между семестрами — каникулы и для студентов, и для школьников, и для воспитанников детских садов. В каникулы маленькие дети могут приходить в детский сад, чтобы поплавать в бассейне (бассейны есть практически в каждом детском саду) и немного побеседовать с воспитателем о жизни. Но занятий в это время не проводится. Огромную роль в сохранении традиций играют праздники.Группы в японских детских садах маленькие: 6-8 человек. И каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в одной группе, то вполне возможно, он приобретет друзей в другой.

Какие занятия проходят в детском саду? Детишек учат читать, считать, писать, то есть, готовят к школе. Если ребенок не посещает детский сад, такой подготовкой занимается мама или специальные «школы», которые напоминают российские кружки и студии для дошкольников. Но основная задача японского детского сада — не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе.

Важное место в системе обучения занимает хоровое пение. Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом. После пения наступает очередь спортивных игр: эстафеты, салки, догонялки. Интересно, что воспитательницы, вне зависимости от возраста, участвуют в этих играх наравне с детьми. Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы).

Эти занятия прекрасно развивают тонкую моторику, которая необходима школьникам для написания иероглифов.

Чтобы стать воспитателем детского сада в Японии, нужно отучиться два года в институте или в университете. Квалификация присваивается по результатам письменного тестирования.

2 ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В результате школьных реформ предшествующих десятилетий система школьного образования Японии к 2011 г. складывается из следующих звеньев:

1) начальная школа (бесплатная, 6 лет обучения),

2) младшая средняя школа (бесплатная, 3 года обучения);

3) старшая средняя школа (платная, 3 года обучения, необязательная);

53 стр., 26017 слов

Современная система образования в Японии

... образования. Накануне второй мировой войны в средней школе Японии обучалось лишь 39,7% молодежи соответствующего возраста. Однако в послевоенные годы начался быстрый рост ее контингентов, как в младшем, так и в старшем звене. В ...

Учебный год в Японии начинается 6 апреля и заканчивается в марте следующего года. Количество учебных дней 240, это примерно на 30 дней больше чем у европейских и американских школьников. Начало учебного года в апреле связано с тем, что в это время в Японии весна вступает в полную силу и начинает цвести сакура. Существует движение за перенос начала учебного года на 1 сентября, но оно не пользуется большой популярностью.

В большинстве школ учебный год делится на три семестра. Первый семестр с апреля до июля; второй семестр с сентября до декабря; и третий семестр с января до марта. Самые длительные каникулы в Японии летние – с 21 июля по 1 сентября, потом идут зимние – две недели в декабре и весенние – одна неделя в конце мая. Учебная неделя шестидневная, но с апреля 2002 г. во всех школах Японии каждая вторая суббота месяца является выходным днем.Занятия в школе обычно начинаются в половине девятого утра. Каждый понедельник перед началом занятий ученики строятся на «линейку», и перед ними в течение 15 минут выступает директор школы. В прочие дни это время отводится для общешкольных объявлений и отмечания посещаемости. Продолжительность уроков в начальной школе – 45 мин, в средней и старшей школах – 50 мин. Между уроками организуются небольшие перемены по 5-10 мин, после четвертого урока обычно организуется большая перемена на обед – около 1 часа. В начальной школе редко бывает больше четырех уроков в день. В средней школе их число может доходить до шести. В начальной школе домашних заданий нет, в средней же и старшей школе домашние задания бывают очень большими, поэтому, несмотря на наличие выходных, старшие японские школьники – самые занятые люди в стране.В отличие от российских школ, в Японии за каждым классом закрепляется свой кабинет (в России кабинет закрепляется за учителем).

Поэтому не ученики, а учителя ходят между уроками из кабинета в кабинет. Кабинет, приписанный к классу, подписывается соответствующей табличкой. Классы в японских школах по установленной норме могут доходить до 45 человек.

Система оценивания знаний в японской школе отличается от российской отсутствием балльной системы. Японский учитель, оценивая результаты деятельности детей, использует оценочное суждение: «хорошо работал» («А»), «удовлетворительно» («В»), «надо стараться» («С»).

Любое оценочное суждение не принято высказывать ребенку публично. Учитель делает пометки об успеваемости в своем журнале, но замечания или похвала высказываются каждому ученику индивидуально. Принцип «не выделяйся» характерен для всего японского общества, являясь его национальной чертой. По окончании уроков ученики сами полностью убирают школу и пришкольные территории. Уборщиц в японских школах нет.

Перевод в следующий класс осуществляется только всем классом, поэтому нет таких явлений, как «перескакивание» одарённых детей через класс, отсев менее способных или оставление на второй год. В японских школах, принято носить школьную форму. Мальчики носят «гакуран» – брюки (или шорты) и пиджак темного цвета с воротником-стойкой. Форма девочек называется «сейлор фуку» и напоминает костюм моряка. Это рубашка, юбка и галстук как у матросов. Также в комплект женской формы входят носки, кофта, шарф и даже нижнее белье. Такая школьная форма происходит от формы матросов императорского военного флота эпохи Мэйдзи (1868-1912).

6 стр., 2816 слов

Социальное развитие Японии

... хозяйство. В Японии насчитывается 2 млн 600 тыс. крестьянских хозяйств, преимущественно мелких. Средний размер ... социального партнерства, характерными для многих азиатских обществ, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, отчего работодатели дорожат вложениями в «человеческий капитал»; широким распространением работы ... и утилизации мусора, городской транспорт, школы, больницы и пр. а также ...

В отношении формы существуют определенные правила. Так, например, мальчики должны ходить в шортах и зимой, и летом, вплоть до седьмого класса, когда им выдаются брюки. Девочки же круглый год ходят с голыми ногами, а на линейку с директором школы, обязаны приходить в кофте, даже если на улице стоит жара.

Главная проблема японских школ – это выматывающие экзамены, каждый из которых занимает несколько часов упорного труда и гораздо больше времени в процессе подготовки к нему. Учащиеся средней и старшей школы сдают экзамены в конце каждого триместра и в середине первого и второго триместров. В начальной школе экзаменов нет. В середине триместров проводятся экзамены по японскому, математике, английскому, естествознанию и обществоведению. В конце триместров проводятся экзамены по всем изучаемым предметам. За неделю до начала экзаменов отменяются собрания кружков, чтобы ученики могли подготовиться к экзаменам. Обычно экзамены проходят в форме письменных тестов. Оценки за экзамены ставят по процентной системе. Высшая оценка – 100 баллов.

Японская начальная школа шаг за шагом переносит добродетели семейного воспитания в школьную атмосферу. Происходит взаимодействие семейного и школьного воспитания учащихся. И там и тут школьники сталкиваются с культом авторитетов. Дома это авторитет родителей, в школе – авторитет учителя. Оба авторитета непререкаемы. Учащихся начальной школы настойчиво приучают к тому, чтобы безгранично уважать эти авторитеты. В результате, например, авторитет учителя так глубоко внедряется в сознание ребенка, что остается у него навечно в виде идеального образа.

В школе воспитывается также и вежливое отношение к товарищам. Японские дети обучаются групповому поведению. Именно в школе у них формируются ростки группизма, которые потом перерастают в устойчивые стереотипы поведения. Для этого учащиеся вовлекаются в разработку различных групповых проектов, в организацию и проведение совместных туристских походов, в клубную деятельность. Все это делается для того, чтобы научить учащихся уважать друг друга и быть преданными своей группе. В связи с этим в школах учащихся не делят на способных, малоспособных и неспособных. Японские педагоги считают, что все школьники могут успешно осваивать предлагаемую в школах программу. И если кто-либо отстает, то ему советуют быть внимательнее в школе и больше времени проводить за книгами дома. Общепризнанно, что учащиеся старших классов в Японии на выполнение домашних заданий тратят не менее пяти часов. Японская школа функционирует под девизом: «Успеха добиваются упорным трудом», «Если ты отстаешь, упорнее работай над собой».

«Торчащий гвоздь забивают» Эта известная японская пословица как нельзя лучше описывает один из основных принципов, по которому живет японское общество. Здесь можно быть индивидуальностью, самосовершенствоваться, но при этом, ни в коем случае нельзя забывать об интересах коллектива. Индивидуум существует только внутри группы, поэтому лучше не выделяться из толпы, «белых ворон» здесь не терпят.

11 стр., 5125 слов

Дидактика как теория образования и обучения

... Махмутов и д.р. 1. Сущность дидактики В педагогической науке высказываются различные суждения относительно предмета дидактики как науки. Одни определяют в качестве предмета дидактики «обучение как средство образования и воспитания»; другие - закономерности и ...

В целом же японская система общего образования выполняет социальный заказ правящих классов Японии. Она успешно справляется с двумя главными задачами, которые стоят перед ней. Это, во-первых, подготовка молодежи для овладения сложными профессиями современного производства и, во-вторых, воспитание у молодых людей навыков безоговорочного подчинения авторитету. Профессор Токийского университета Т. Хэмми заметил, что японские школы «не заботятся о том, чтобы учащийся умел вести полемику. Для них важно, чтобы он всегда отвечал: „Я вас понял»».

3 СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Вторая ступень среднего образования – Kotogakko (котогакко) –необязательная и платная, но, тем не менее, охватывает около 97% соответствующей возрастной группы. Широкое распространение полного среднего образования объясняется потребностями развития экономики, ограниченными возможностями трудоустройства выпускников обязательной школы, растущим престижем образования в обществе. Эти учебные заведения делятся на дневные (срок обучения – три года), а также вечерние и заочные (здесь учатся на год дольше).

Хотя выпускники вечерних и заочных школ получают эквивалентные документы об окончании, 95% учащихся предпочитают учиться в школах дневного типа. В котогакко существует два отделения: общеобразовательное и профессиональное.

Общеобразовательное отделение имеет направления, ориентированные либо на подготовку к поступлению в высшие учебные заведения, либо предназначенные для учащихся, которые решили ограничить свое образование средней школой. В рамках этих направлений возможны варианты учебных планов с уклоном в гуманитарные или естественные предметы. Учебный план включает в себя японский язык, классическую литературу, политэкономию, историю Японии, всемирную историю, географию, математику, физику, химию, биологию, физкультуру, изобразительное искусство, музыку, иностранный язык, основы производства (для юношей), домоводство (для девушек).

Недельная нагрузка – 34-36 часов. В 12 классе школьники должны выбрать для себя один из профилей обучения.

Профессиональное отделение может иметь пять направлений: технологическое, сельскохозяйственное, морского промысла, коммерческое, домоводства. Все направления (кроме коммерческого) имеют также и более узкую специализацию. На сельскохозяйственном направлении это земледелие, животноводство, садоводство и т.д.; на технологическом – электротехника, металлообработка, деревообработка и т.д. Всего в Японии насчитывается около ста программ по различным направлениям. Выбор программ в каждой школе ограничен двумя-тремя. На профессиональном отделении не менее 40% времени отводится на специальные предметы, а общеобразовательные даются не только в меньшем объеме, но и по упрощенным программам. Карьерных перспектив выпускники таких школ не имеют.В Японии переход из младшей средней в старшую среднюю школу осуществляется не автоматически. Он требует формальной подачи документов об окончании младшей средней школы (Chugakko) и сдачу вступительных экзаменов.

Согласно предписанию Министерства образования, науки и культуры Японии в старшей средней школе используется вузовская система оценки знаний. Это означает, что каждый ученик должен набрать 80-120 зачетных единиц (кредитов) для получения свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы.

6 стр., 2657 слов

Дошкольное образование в Японии

... в стране опросам -- является главным недостатком дошкольного образования в Японии. "Ётиэн" открыт с 9 до 14, здесь детей ... в университетскую школу, а из нее -- в университет. В Японии существует достаточно острая конкуренция в сфере образования: университетский диплом является гарантией получения престижной, хорошо оплачиваемой работы - в министерстве или в ... и обучения детей в раннем возрасте) ...

Те, кто не захотел поступить в старшую школу, могут поступить в пятилетние «технические колледжи» (аналоги российских ПТУ).

Однако поступление в них тоже не просто – в лучших из них большой конкурс , так как квалифицированные рабочие в Японии высоко ценятся.

В Японии существуют государственные и частные школы. Но государственные считаются лучше и выше. Это связано с тем, что там общая атмосфера преподавания такова, что ребёнок должен готовиться к сдаче экзаменов. Поступление в государственные начальные школы и средние младшие школы происходит по общему принципу согласно школьному округу по месту проживания детей, и вступительный экзамен не требуется, в государственных школах экзамены сдают только при поступлении в старшую среднюю школу, тогда как дети, которые желают поступить в частную школу, должны сдать вступительный экзамен.

С 1976 г. начали действовать школы специальной подготовки (сэнсю гакко) двух типов: 1-4 годичные на базе средней младшей школы (кото сэнсю гакко) и 1-2 годичные на базе средней старшей школы второй ступени (сэммон гакко).

Учащиеся получают здесь практические знания по таким профессиям, как портняжное дело, кулинария, переплетное мастерство, вождение автомобиля и др. Большинство этих школ принадлежит частным фирмам, что определяет их хорошее материальное положение и техническое обеспечение. Недельная нагрузка – 40 часов.

Кроме обычных школ, существуют еще школы-академии (гакуэн), а также «национальные» школы – школы общегосударственного значения. Для поступления в них нужно сдавать особые экзамены в условиях большого конкурса. В них лучше образовательные программы, и многие из них дают право внеконкурсного поступления в старшую школу или в университет. Обычно в школах-академиях обучаются дети японской элиты: политиков, бизнесменов, дипломатов, профессоров известных университетов.

Имеются также профессиональные школы (какусю гакко) со сроком обучения от нескольких месяцев до 1-2 лет. Примерно 50% учащихся составляют девушки. Следует отметить, что содержание программ в этих школах слабо стандартизировано, а требования к выпускникам различных школ сильно отличаются друг от друга. Это снижает качественный уровень подобного рода учебных заведений.

4 ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Система высшего образования Японии парадоксальна. С одной стороны, несмотря на все преобразования последних десятилетий, она по-прежнему остается одной из самых консервативных и самобытных в мире, всячески сопротивляясь модернизации. Вплоть до середины прошлого столетия эта система работала на воспроизведение укоренённого в японской культуре противопоставления «нихондзи/гайдзи» («японское/чужеродное»), и политика «открытых границ» в образовании ей чужда. С другой стороны, именно через реформы образования всегда происходило обновление японского общества: начиная с первой модернизации в конце XIX в., заложившей основы японского высшего образования, и заканчивая последними реформами, направленными против традиционной замкнутости и тотальной зависимости учебных заведений.

18 стр., 8686 слов

Индивидуальные различия психологической готовности детей к обучению в школе

... «Индивидуальные различия психологической готовности детей к школе» актуальной. 1.1 Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это ...

Система высшего образования включает в себя следующие основные четыре вида образовательных учреждений:

  • университеты полного цикла (4 года);

  • университеты ускоренного цикла (2 года);

  • профессиональные колледжи;

  • технические институты.

  • школы последипломного обучения (магистратуры)

Пожалуй, главное отличительное свойство системы высшего образования Японии — его иерархичность. Жёсткие иерархии (часто «непересекающиеся», то есть существующие автономно и независимо друг от друга) пронизывают и университетский, и неуниверситетский её секторы.

Неуниверситетский сектор включает в себя младшие колледжи, технические колледжи и школы специальной подготовки (технические институты).

По сути, это «вузы второго сорта», выполняющие скорее социальные, чем образовательные функции. Юридически младшие колледжи с двух- или трёхлетним курсом обучения считаются полноправными вузами, но фактическая подготовка и престиж их дипломов не соответствуют уровню высшей школы. Хотя их выпускникам теоретически предоставлена возможность поступать на второй или третий курс университета, на практике университеты требуют от них сдавать экзамены для поступления на первый курс. Технические колледжи ведут подготовку среднетехнических кадров на базе обязательной девятилетней школы и по многим параметрам соответствуют нашим техникумам. Последняя ступень иерархии неуниверситетского сектора — школы специальной подготовки. Большинство таких школ принадлежит частным фирмам, что определяет их хорошее материальное положение и техническое обеспечение. Однако выпускники этих школ не могут быть зачислены без экзаменов даже на второй курс младших и технических колледжей.

В сущности, единственными полноценными вузами, чьи выпускники не испытывают дискриминации и котируются на рынке труда, являются университеты полного цикла. К началу последней реформы образования (2002 г.) в Японии насчитывалось 687 таких университетов с общей численностью студентов около 2.78 млн. человек. Иерархия этих вузов включает в себя следующие ступени:

1. Несколько самых престижных частных университетов, таких как Нихон, Васэда, Кейо или Университет Токай. Их выпускники составляют высший класс японского менеджмента и политики. Попасть в подобный университет без соответствующей подготовки и рекомендаций практически невозможно, но их диплом даёт стопроцентную гарантию успешного трудоустройства вне зависимости от оценок, а зачастую и специальности.

2. Государственные университеты, занимающие первые места в рейтингах (Токийский технологический институт или Государственный университет Иокогамы).

Плата за обучение здесь значительно ниже, но конкурс исключительно высок.

3. Прочие государственные университеты, чаще всего — учреждённые префектурами и органами местного самоуправления. Низкая плата за обучение и умеренный конкурс.

10 стр., 4807 слов

Проблемы и специфика организации дополнительного образования ...

... развития дополнительного образования, с.2). В связи с чем и определяется основная направленность, миссия дополнительного образования, в Концепции развития дополнительного образования, глава 1: «Концепция развития дополнительного образования детей (далее Концепция) направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной ...

4 Небольшие частные университеты. При высокой плате за обучение — невысокий конкурс, непрестижный диплом и негарантированное трудоустройство.

На протяжении всего послевоенного периода японское правительство не только не проявляло активности при расширении системы государственных университетов, но и не ставило своей специальной задачей обеспечение стандартов качества обучения в частных вузах. Созданный при Министерстве образования Комитет стандартов обучения в частных университетах не проводил серьёзных проверок частных вузов при выдаче лицензий, поскольку, согласно закону, членами этого комитета могли быть только сами президенты частных университетов, имевшие право избирать своих преемников. Министерство образования вообще не было представлено в комитете, а без финансовой поддержки оно не располагало и неформальным влиянием. В результате по сравнению с другими звеньями системы образования, а также с другими странами доля частных учебных заведений среди вузов Японии оказалась исключительно высокой. Отсюда двойственность понятия «негосударственный японский университет», которое одновременно включает самые престижные университеты и самые слабые учебные заведения.

Магистратуры и аспирантуры в Японии объединены в школы последипломного обучения, находящиеся при университетах и обладающие относительной институциональной автономией. В конце 90-х годов насчитывалось 335 таких школ, в которых обучалось всего около 100 тыс. магистров и аспирантов. 97 школ последипломного обучения принадлежат государственным университетам (70 тыс. магистрантов и аспирантов), 23 — муниципальным (4.5 тыс. магистрантов и аспирантов) и 215 — частным университетам (примерно 30 тыс. магистрантов и аспирантов).

Любопытно, что основные научные ресурсы в Японии были задействованы именно для преподавания в государственных магистратурах, тогда как уровень преподавания в бакалавриате оставался сравнительно низким.

Японский бакалавриат ориентирован в основном на «поточный» выпуск квалифицированных представителей рабочего класса. Это связано с небывалыми масштабами «пролетаризации умственного труда» в Японии, где для работы на заводе (из-за усиления автоматизации производства) стал требоваться высокий уровень образования, а работа «белых воротничков» перестала быть прерогативой класса интеллектуальной элиты. Японский менеджер, обладатель диплома бакалавра, не нуждается в узкоспециальных знаниях, его подготовка «стандартизована», он не представляет собой «уникального продукта» японской высшей школы. Поэтому разрыв в требуемом уровне образования между менеджером и рабочим стал стремительно сокращаться. И чем меньше был разрыв в образовании между «белыми» и «синими воротничками», тем больше дистанция между бакалавриатом и магистратурой.

Задача бакалавриата — выпуск специалистов, необходимых для поддержания системы, задача магистратуры — выпуск инициативных аналитиков, способных к проектированию её развития. Технологический скачок в Японии стал возможен во многом за счёт такого разделения задач и успешного развития школ последипломного образования. Однако подобное положение оставалось эффективным лишь до тех пор, пока в японских корпорациях существовали система пожизненной занятости, патернализм по отношению к работникам и «продвижение по старшинству». Бизнес действительно не был заинтересован в повышении уровня преподавания в бакалавриате, поскольку при каждой корпорации существовали свои учебные центры, где выпускники вузов доучивались и приобщались к корпоративной культуре. (Такое вложение средств в работников оправдано, если они остаются связанными с корпорацией всю свою жизнь).

Но сейчас эта система пошатнулась, корпорации недовольны низким уровнем обучения в бакалавриате, поскольку «дообучение» выпускников «на месте» требует слишком много средств и времени. В смене приоритетов кроется одна из причин упразднения старых и возникновения новых иерархий, которые принесла реформа образования (например, резкое падение престижа большинства частных вузов и рост престижа вузов, имеющих развитые школы последипломного обучения).

5 СПЕЦИАЛЬНОЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Японию принято считать передовиком инклюзивного образования. В короткое время эта страна перешла от дискриминации инвалидов до создания им необходимых условий и включения их в общество. Формально это связывают с присоединением к Конвенции о правах инвалидов и принятием Саламанкской декларации. Фактически ещё с 1970-х годов Правительство Японии начало разрабатывать нормативные акты способствующие расширению возможностей образования инвалидов. Основные законы, закрепляющие национальные стандарты и политику государства относительно лиц, имеющих физические отклонения были приняты в 1990 году, это законы Об образовании и О защите инвалидов.Так же в Японии создана Национальная ассоциация по изучению проблем лиц с ограниченными возможностями, которая координирует внедрение инклюзивного образования в стране.

Для развития здоровых отношений в обществе важна не только интеграция лиц, с ограниченными возможностями в общественную жизнь, гораздо важнее, чтобы особые дети не просто вписались в общество, а чувствовали себя равными и нужными среди своих сверстников. Целью инклюзивного образования является успешная социальная адаптация лиц с особыми потребностями. Не просто стремление быть как все, а реализация собственных возможностей и способностей.

В Японии вовлеченность особенных детей в социум начинается с детского сада и продолжается до высшей ступени школы. С самого раннего возраста детей учат гуманному отношению к инвалидам, прививают навыки заботы о лицах, нуждающихся в посторонней помощи. Это реализуется путём совместного воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, совместных игр.

Родители особенных детей имеют право выбора, в каком дошкольном (учебном) учреждении будет обучаться ребенок. Это могут быть как специализированные учреждения, так и обычные. В большинстве своём родители предпочитают, чтобы их росли среди своих сверстников в обычных условиях. При этом в Японии вся инфраструктура построена таким образом, что человек с ограниченными возможностями не испытывает явные затруднения в передвижении и общении. Окончив дошкольное образование и получив навыки социализации, особенные дети переходят на следующую ступень образовательного процесса и поступают в начальную школу. Так особые потребности детей реализуются в общеобразовательных школах. Имея относительно небольшие нарушения в развитии, дети обучаются в обычных классах, чаще всего небольшой наполняемости.

Примечательной особенностью инклюзивного образования в школе является организация так называемых комнат ресурсов. Обычно эта программа действует для начальных и средних школ. Это пространство, где дети-инвалиды, обучающиеся в обычных школах, могут получить консультацию специалистов. Такая программа действует для детей с диагнозами аутизм, различными расстройствами слуха, речи и зрения, эмоциональными нарушениями. Помимо обучения в малых подгруппах и действия комнат ресурсов для некоторых детей предусмотрены тьюторы (наставники), которые могут осуществить индивидуальную помощь детям. Для детей разрабатываются индивидуальные учебные планы, учитывающие анамнез, результаты психологического и социального тестирования.

Если в России существует тенденция сокращения коррекционных школ с развитием инклюзивного образования, то в Японии реализуется модель «сосуществования». Наряду с инклюзией существуют специальные школы для детей с нарушениями в развитии, так же охватывающие все ступени обязательного образования.

Для успешного внедрения инклюзивного образования учителя японских школ проходят специальную подготовку. Работа с особыми детьми требует дополнительных навыков коммуникации, изучения психологии, медицинской помощи. Результатом работы учителей является воспитание детей таким образом, чтобы в дальнейшем обычные и особенные дети могли понимать друг друга, работать вместе, полноценно жить в одном обществе. Обучение детей с ограниченными возможностями требует немалых финансовых затрат, как правило создание нормальных условий для таких детей увеличивает стоимость до 10 раз. Основная часть финансирования расходов осуществляется государством. По окончанию обучения у инвалидов есть реальные возможности трудоустройства. Существуют льготы для компаний предоставляющих рабочие места для данной категории.

Отдельным пунктом стоит отметить отношение к инвалидам в стране. Здесь не принято проявлять жалось, обращать внимание на особенности, ведь люди с инвалидностью полноценные члены общества. В общественных местах можно увидеть как на экскурсии ненавязчиво и корректно помогают своим одноклассникам с ограниченными возможностями. По инициативе детей часто организуется совместный отдых с семьей такого ребенка. В целом в Японии действительно адаптируется среда под потребности человека. К примеру, середина тротуара может быть вымощена специальной рифленой плиткой, которая служит ориентиром для незрячих людей. Во многих местах установлены таблички со шрифтом Брайля. Так же существует опыт по привлечению инвалидов разных категорий для тестирования новых зданий, чтобы выяснить насколько возможно их беспрепятственное передвижение.

Несмотря на представляющуюся радужную картину, существуют некоторые подводные камни.

Во-первых, это большая наполняемость японских классов, около 40 человек. В такой ситуации на плечи педагога ложится колоссальная нагрузка. Но и в этом направлении ведется работа, уже сейчас в некоторых регионах страны снизилась наполняемость до 25 человек в классе.

Во-вторых, все же есть направленность на погоню за внешним успехом, при этом не реализовываются индивидуальные способности детей, а происходит «натаскивание» для кратковременного, но ощутимого результата. Справедливости ради стоит отметить, что такая ситуация вообще характерна для образования, особенно при сдаче экзаменов и тестов.

В-третьих, как пишет представитель национальной ассоциации Сатоси Аракава, существует тенденция к возрождению дискриминации детей-инвалидов даже по признакам и степени тяжести заболеваний, с которой сталкиваются ещё при поступлении в учебное заведение. К этому добавляется формализованный подход к обучению и высокая конкуренция, что зачастую заставляет детей покидать учебные заведения.

При всех положительных и отрицательных моментах в развитии инклюзивного образования в Японии можно сказать, что здесь вопрос вовлечения инвалидов в общественную жизнь является не формальностью, забота об инвалидах и прежде всего о детях с ограниченными возможностями это обязанность не только государства, но и каждого члена общества. Создаются различные ассоциации, призванные помогать в решении вопросов, в том числе в области инклюзивного образования лицам с нарушением зрения, слуха, существуют группы волонтеров, которые оказывают конкретную индивидуальную помощь.

Несмотря на то, что система образования Японии относительно молода, можно с уверенностью сказать, что она является одной из лучших не только в Тихоокеанском регионе, но и во всем мире. Японцы, синтезировав все последние достижения педагогической науки с особенностями построения японского социума, смогли обеспечить своей стране не только впечатляющие темпы роста экономики, но и достаточно высокий уровень жизни. Они, как никто другой понимают, что эффективная система образования в стране с высоким уровнем автоматизации является не то, что обязательной, она является жизненно необходимой. Поэтому, можно с уверенностью заявить, что львиная доля экономического и социального развития этой страны является следствием грамотно построенной системы образования.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/pedagogicheskoe-obrazovanie-v-yaponii/

1 Детский сад в Японии: Опыт развития детей в группе / Общ. ред. В.Т. Нанивской. — М., 1987.

2 За знаниями — по миру. Дошкольное образование в Японии // Дошкольное образование. — 2010. — №1. — с. 13-18.

3 Мисару Ибука. После трех уже поздно// Дошкольное воспитание. — 1995. — №3.

4 Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность — М., Академия, 2008. — 240 с.

5 Система образования стран запада: Справочник. Ч. II. — М.: РУДН, 2009. — 192 с.

6 Волгин Н. Японский опыт, который стоит изучать и разумно заимствовать. Человек и труд 1997, №6,

7 Гришин М.Л. Современные тендеции развития образования в Азии. — М.: Эксмо, 2005.

8 Зарубежный опыт реформ в образовании (Европа, США, Китай, Япония, Австралия, страны СНГ): Аналитический обзор // Официальные документы в образовании. — 2002. — N 2. — С. 38-50.