«Реформаторская педагогика и её влияние на развитие современного образования.»

Под словом реформа (от латинского reformo — преобразование) в наши дни обычно понимают радикальные изменения в той или иной области жизни, носящие прогрессивный характер. А потому понятие «реформаторская педагогика» можно рассматривать как историко-педагогическое явление, отражающее прогрессивные педагогические идеи, концепции и образовательные модели, характерные для того или иного уровня развития педагогической науки и практики в конкретной исторической и социокультурной ситуации.

Говорить о реформе как прогрессивном преобразовании вообще нельзя. Это можно делать лишь по отношению к чему-то, либо в сравнении с чем-то. Поэтому неслучайно, что термин «реформаторская педагогика» всегда соседствует с такими терминами, как «официальная педагогика» или «нормативная педагогика». В ситуациях, когда официальная педагогика отстает от темпов социокультурных изменений и развития науки и, соответственно, перестает отвечать требованиям современности, создается благоприятная почва для произрастания различных реформаторских педагогических идей и опыта воспитания и обучения. Здесь следует обратить внимание на то, что все новое постепенно становится привычным, традиционным, а порой и устаревшим. Примеры этого можно найти во всех областях жизни и отраслях знания. То же самое происходит и с реформаторскими педагогическими идеями, концепциями и моделями.

Как показывает анализ историко-педагогического процесса, усиление педагогических исканий и реформы в образовании неразрывно связаны с происходящими историческими событиями, социокультурными изменениями и прогрессом науки, особенно в области человекознания.

1. Предпосылки и сущность реформаторской педагогики.

К концу XIX века в Западной Европе и США обостряется внимание государства к проблемам школьного образования.

Это было вызвано противоречием между состоянием школьного дела и более высокой стадией развития капиталистических обществ, предполагавшей удовлетворение потребностей научного и технического прогресса, социальный заказ на образованную, активную личность человека.

8 стр., 3677 слов

Развитие отечественной педагогики. Основные идеи отечественной ...

... школьной педагогики. Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности. В современных условиях педагогика - наука и практика обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личного и профессионального развития. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ ... качестве самостоятельной отрасли общей педагогики. Интенсивное развитие педагогической теории и практики в ...

Прежняя система образования и школа несли на себе отпечаток длительного господства схоластики, догматизма, формализма, зубрежки.

Отсутствовало внимание к ребенку: игнорировались его интересы, подавлялись самостоятельность, инициативность и предприимчивость.

В школах наблюдалось однообразие методов и программ, что не позволяло учитывать индивидуальность учащихся.

Школьная комната со скамьями, на которых дети должны сидеть смирно, и столами, расставленными по прямой линии, школьные доски — все это не оставляло никакого места для движения.

Оканчивая школу, молодежь оказывалась мало подготовленной к жизни и к работе, не обладала практическими знаниями и навыками.

Итак, организация школьного обучения, стиль отношений педагогов и детей, учебные помещения — все это устарело, было пригодно для школы слушания и подлежало коренному изменению.

Однако в каждой из национальных систем образования имели место свои проблемы:

в США – резкое отставание сельской школы от городской; несовершенство учебных планов и программ средней школы;

в Англии – децентрализация народного образования, переполненность массовых школ, крайний утилитаризм начального образования, традиционализм классического среднего образования;

в Германии – сохранявшиеся догматизм и вербализм в содержании и методах обучения;

во Франции – заметное отставание от других западноевропейских стран в области развития профессионального образования.

В конце XIX века начался процесс кардинальной перестройки (реформы) школы, проходивший на протяжении всего XX в. Эти изменения были обоснованы, прежде всего, новыми теориями образования.

Реформаторская педагогика» или «движение нового воспитания

Основная идея педагогов-реформаторов состояла в том, чтобы сделать школу местом подготовки самостоятельных, инициативных и деловых людей, умеющих творчески использовать полученные в школе знания в практической деятельности.

Среди течений реформаторской педагогики наиболее известными были движения сторонников:

«свободного воспитания»,

«социальной педагогики»,

«трудовой школы» и «школы действия»,

«прагматической педагогики»,

«экспериментальной педагогики» и т.д.

  1. Общая характеристика основных направлений реформаторской педагогики.

    9 стр., 4137 слов

    Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение

    ... образования. Дошкольная педагогика – изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста. Педагогика общеобразовательной школы – исследует содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников. Специальная педагогика (дефектология) – наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, ...

Свободное воспитание

Основные представители: Эллен Кей (1849-1926,Швеция); Фриц Гансберг (1871-1950, Германия); Людвиг Гурлитт (1855-1931, Германия); Мария Монтессори (1870-1952, Италия).

Ведущие идеи свободного воспитания:

— принцип педоцентризма, т.е. организация педагогического процесса, исходя из интересов детей, непосредственно возникающих в процессе их деятельности;

— отказ от планомерного, систематического обучения и воспитания детей по заранее разработанным учебным планам и программам;

— ориентация на свободное творчество учителя и учащихся.

Эллен Каролина Кей, Ф.Гансберг

В свою очередь, Л.Гурлитт обосновал положение о том, что воспитание не должно преследовать практической цели, а нужно развивать все силы и активность детей. Необходимо ввести занятия спортом, играми, творческими работами, а традиционное воспитание заменить эстетическим и занятиями различными видами ручной деятельности.

Мария Монтессори

Семьдесят лет имя Марии Монтессори в нашей стране было забыто и упоминалось лишь в трудах историков педагогики. В то же время в других странах мира — в Европе, Америке, Азии — открывались научные институты и академии, в которых изучали и воплощали в жизнь антропологические, дидактические, педагогические идеи Марии Монтес-сори, и миллионы детей успешно учились в ее школах.

Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой саморазвития ребенка в специально обустроенной среде. В ее основе — научные (экспериментальные) наблюдения за состоянием и поведением детей, в ходе которых ею были доказано следующее:

1. Ребенок – особая форма жизни, отличная от природы взрослого по уровню развития (дети – активно развивающийся организм), характеру работы, т.е.деятельности и действий (спонтанная созидательная деятельность с реальными предметами как проявление природной потребности развития) , мышления («впитывающее мышление») .

2. В основе развития – «сенситивные периоды», наиболее благоприятные для развития определенных функций, приобретения необходимых знаний, умений и способов поведения. Они соотносятся с возрастными фазами: от 0 до 6; от 6 до 12; от 12 до 18 лет. При этом наибольшая их интенсивность приходится на возраст от 0 до 6 лет.

3. Цель жизни и работы ребенка – в нем самом, в построении собственной личности, исходя из своего внутреннего потенциала.

21 стр., 10077 слов

Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного ...

... Наиболее содержательным показателем уровня развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста является степень овладения такими ... дошкольный период детства развиваются многие психические свойства человека, качества его личности. Велико значение этого возраста и в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности, воспитании художественного вкуса и эстетического восприятия. ...

4. Взрослый должен способствовать созданию гармоничных отношений с ребенком. Основная его задача – создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка, т.к. из окружающей предметной и социальной среды ребенок берет «строительный материал» для самосозидания путем выбора и самостоятельной деятельности.

5. Сущность воспитания – « помощь психическому развитию ребенка с самого рождения» (см.: «Основы моей педагогики»).

«При этом слово «воспитание» понимается, естественно, не не в смысле преподавания», но в смысле поддержки душевного развития ребенка».

6. Главная цель воспитания – достижение человечеством мировой гармонии. В каждый возрастной период цели конкретизируются в зависимости от особенностей развития и основной направленности познавательной активности ребенка.

В возрасте от 0 до 6 – это оптимизация естественного развития путем содействия концентрации внимания, произвольных движений, сенсорной сферы, речи, навыков письма и чтения, элементарных математических представлений, представлений об окружающем мире, способности делать выбор, принимать решения, самостоятельно учиться.

В возрасте от 6 до 12 лет цель воспитания – формирование «вселенского сознания» и чувства ответственности перед человечеством путем развития системного мышления и экологического мышления; показа места Земли и человека в Космосе; «посева семян» различных наук как частей единого целого.

В возрасте от 12 до 18 лет — развитие способности к эффективному взаимодействию с социумом: содействие личностному развитию подростков; предоставление возможности полноценного образования, соответствующего уровню современной науки и «потребностям ума».

Таким образом, основные педагогические принципы Монтессори-педагогики – это содействие естественному развитию; взаимодействие с «подготовленной средой»; свобода выбора в «подготовленной среде»; индивидуальная активность в учении; предметность в учении.

Интерес к наследию Монтессори в России возродился только в 1990-е годы: в августе 1991г .на Международном фестивале новых школ в Крыму двумя голландскими учителями , Э Ван Сантен и Л.Роод, была представлена презентация системы Монтессори; в 1992г. создан Московский Монтессори-центр, затем Межрегиональная альтернативная Монтессори-ассоциация.

Социальная педагогика., Социальная педагогика

Основные представители: Эмиль Дюркгейм (1858-1917), Вильгельм Дильтей (1883-1911), Пауль Наторп (1854-1924).

Пауль Наторп

— Воспитание и образование есть средства формирования взаимоотношений личности и общества на основе единства понимания жизненных ценностей и норм. Поэтому должна быть создана единая для всех слоёв населения школа, которая могла бы привести к устранению классовых противоречий и снятию острых социальных проблем.

14 стр., 6958 слов

«Трудовая деятельность детей дошкольного возраста»

... деятельности дошкольников. Трудовое воспитание и трудовая деятельность является необходимым, важнейшим условием развития самостоятельности детей. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, ... труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей. Трудовое воспитание ... детей. Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды ...

— Школа — это наиглавнейшая ячейка социального содружества, союз педагогов и учеников.

— Подготовке такого союза должна служить семья, в задачи которой входит воспитание в детях индивидуальности, не мешающей им жить и творить в сообществе.

Трудовая школа

Основные представители: Роберт Зейдель (1850-1933,швейцарец); Георг Кершенштейнер (1854 -1932,Германия).

Георг Кершенштейнер

В 1908 г. Г. Кершенштейнер в докладе «Школа будущего – трудовая школа» изложил теоретические основы модели такой школы.

— Трудовая школа — образовательное учреждение, которое готовит детей, главным образом, из народа к будущей трудовой деятельности на пользу государству.

— Основная её цель — не сообщение знаний, а выработка у учащихся элементарных трудовых навыков и воспитание дисциплины поведения, гражданского долга и любви к Отечеству.

— Для детей только то имеет значение, чего они добиваются путём самодеятельности, поэтому в школу должен быть введён ручной труд. Это, вполне отвечает природе самих детей, поскольку 90% из них обладают образным мышлением, а не абстрактным, и они с большим удовольствием предпочтут практические занятия умственным.

— Ручной труд необходимо ввести в школу как самостоятельный учебный предмет.

— На ранних ступенях обучения использовать игровую деятельность.

— При организации народной школы важно соединить преподавание с ручным трудом и изобразительно-иллюстративной деятельностью, широко используя опытническую и лабораторную работу.

— В обучении предпочтительно использовать различные формы практической деятельности так, чтобы каждое упражнение последовательно подводило к очередному затруднению, которое ребёнок в состоянии преодолеть самостоятельно.

Вильгельм Август Лай

В книге «Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры» В. А. Лай писал о том, что его школа действия

— ставит своей целью создать для ребёнка простор, где он мог бы жить и всесторонне реагировать на окружающее;

— должна быть для ребёнка общиной, моделирующей природную и социальную среду, вынуждая ученика согласовывать свои действия с законами природы и волей сообщества окружающих его людей;

— предполагает учебный план и методы преподавания, основанные на учёте индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

12 стр., 5773 слов

Теория обучения в педагогике

... педагогической теории в целом и педагогической теории обучения в частности не должна ограничиваться ее применением к деятельности педагога-профессионала. ... общие цели образования на язык педагогики применительно к условиям обучения. Нов определении и формировании ... обучения «на глазок». Кроме того, дидактика разрабатывает способы прогнозирования, проектирования последствий введения в практику школы ...

— главенствующее значение практических и творческих работ школьников в лабораториях, мастерских, ухода за растениями и животными, театрализованных представлений, лепки, рисования, игры и спорта.

Таким образом, в реформаторском движении за трудовую школу выделились сторонники понимания труда в школе как всякого рода активной деятельности: мускульной, интеллектуальной, творческо-изобразительной (В.Лай) и так называемые мануалисты – сторонники понимания труда как деятельности ручной, направленной на создание материальных ценностей (Г.Кершенштейнер).

Прагматическая педагогика

Джон Дьюи (1859 – 1952).

— “Ребёнок – это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания”.

— Накопление ребёнком индивидуального опыта ведёт к формированию его личности, следовательно необходим «инструментальный» подход, строящийся на спонтанных интересах и личном опыте ребёнка.

— Обучение «путем делания» должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребёнка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины.

— Направленность обучения на сформированность навыков мышления:

  • умение решать жизненные задачи;

  • овладение творческими навыками;

  • обогащение опыта, т.е. знания как таковые и знания о способах действия;

  • воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию.

— Школа есть воспитывающая и обучающая среда, основные функции которой: упрощать сложные явления жизни, предоставляя их детям в доступной форме; выбирать для изучения наиболее типичные и важные моменты из опыта человечества; содействовать выравниванию социальных различий, создавая «единство мыслей и координированность действий».

Уильям Килпатрик, Экспериментальная педагогика

Основные представители: Гренвилл Стенли Холл (1846-1924, организатор первого в США института детской психологии, педагогической лаборатории), Альфред Бине (1857-1911, Франция), Вильгельм Август Лай (1862-1926, Германия), Эрнст Мейман (1862-1915,Германия), Эдуард Торндайк (1874-1949, США).

Содержание экспериментальной педагогики представляло собой свод сведений из анатомии, физиологии, психологии, психопатологии, педагогики. Данное направление старалось опираться на результаты изучения детей с помощью эмпирических методов (наблюдение, анкетирование и т.д.).

3 стр., 1272 слов

Педагогика «Формы образования»

... цели обучения. Деятельность учащихся по изучению содержания образования реализовывает в различных Латинское слово forma означает внешнее силуэт, наружный вид, строение чего-либо. Определение "форма" употребляется в двух смыслах: форма обучения и форма организации обучения. Форма обучения ...

Эксперименталисты полагали, что это даст возможность выработать нормативы, на основе которых можно организовать процесс обучения и воспитания объективно и научно.

Представителями данного направления: Э. Мейман, А.Лай, Дж. Дьюи,- был введен термин «педагогический эксперимент»; А.Бине и Э.Торндайк разработаны тестовые измерители развития личности.

Возникновение экспериментальной педагогики послужило важным импульсом развития науки о детях – педологии (родоначальник — С.Холл, США), которая представляла собой синтез психологических, биологических, социологических знаний о ребенке и основывалась на представлении о нем как о субъекте, судьба которого предопределена наследственностью и влиянием общественной среды.

  1. Зарубежный опыт организации экспериментальных школ на основе идей реформаторской педагогики.

Экспериментальные (новые или школы

В начале века их насчитывалось до 25. Швейцарский ученый А. Ферьер сформулировал условия, которым должно было отвечать учебно-воспитательное учреждение, относящееся к типу «новых школ». Условия делились на 3 группы:

  • Условия, необходимые для организации школьного образования на основе нетрадиционных педагогических. идей.

  • Умственное воспитание, предполагающее учет индивидуальных наклонностей детей.

  • Условия, связанные с нравственным воспитанием, и предусматривающие организацию самоуправления учащихся.

Сесилем Редди, Германии, Австрии и Швейцарии

Во Франции до начала первой мировой войны возникло 5 «новых школ». Наиболее известная среди них – школа де Рош , которая начала свою деятельность в 1898 г. по образцу Абботсхольма. Сначала школу возглавлял Э. Демолен , после эго смерти – Ж. Бертье. Программа образования была существенно модифицирована за счет внедрения трудового обучения и иных видов учебной деятельности и воспитательной работы. Учащиеся, закончив занятия по программе среднего образования, могли учиться в школе де Рош еще 1-2 года. Учебная нагрузка была меньше, чем в обычной школе. Высвободившееся время отводилось на практические работы.

В Бельгии в 1907 г. Овидом Декроли (1871-1932) была открыта новая школа, в основу деятельности которой был положен принцип удовлетворения интересов и потребностей детей.

23 стр., 11131 слов

Гендерное образование специфика, сущность, пути реализации

... образования является дифференцированное обучение и воспитание мальчиков и девочек с учетом половых психофизиологических и личностных особенностей учащихся. Обучение с учетом гендерных особенностей учащихся ... гендерной педагогикой. Она основывается на применении гендерного подхода, предполагающего гармонизацию полоролевого взаимодействия на основе эгалитаризма как принципа равных прав человека, ...

Вальдорфская школа

-физическая сущность; она объединяет человека с миром минералов;

-эфирная или жизненная сущность; она объединяет человека с растениями и животными;

-звездная или чувствительная сущность, «носительница боли и радости, наклонностей, желаний, страстей»; объединяет человека только с животным миром;

-Я-сущность, «носительница высшей человеческой души», свойственна только человеку.

Каждой фазе развития и образования этих элементов существа соответствует определенный образ мыслей и действий человека:

-подражание образцу в первые семь лет;

-следование авторитету во вторые семь лет до полового созревания; внутреннее принятие взглядов авторитета(учитель является и должен являться представителем мирового порядка);

-время образования собственных, автономных суждений в следующие семь лет;

-облагораживание и исправление остальных сущностей через свое Я, т.е. работа высшей человеческой души над всем человеческим существом в последующие годы.

Следовательно школьное воспитание должно содействовать свободному развитию всех элементов его существа. Характерными чертами вальдорфской педагогики являются: эпохальное обучение, преподавание иностранных языков с первого года обучения, разностороннее художественное и ремесленное обучение, эвритмия (Язык, музыка, движение), черчение и пространственное восприятие геометрических форм, школьный оркестр и художественно оформленные классные и школьные праздники.

В 20 – 30-е годы среди экспериментальных школ лидирующие позиции заняли начальные учебно-воспитательные заведения. Экспериментальная работа была направлена на проверку эффективности новых методов, форм и технологий обучения.

1. Метод «свободной работы группами» (Роже Кузинэ,1881-1973, Франция).

Ученики (5-6 человек) объединялись на добровольных началах в группы. Группа получала задание на неделю и больше. Ученики сами определяли между собой обязанности. Вместо традиционного линейного построения учебного материала предлагалась последовательность тем, которая, на его взгляд, учитывала нелогичность, с точки зрения взрослого человека, детского мышления. Подтверждалась потребность у ребенка в преподавателе не для поучения, а для сотрудничества.

2. «Техника Френе» (Селестен Френе,1896-1966, Франция).

Авторская педагогическая технология была ориентирована на развитие активности учащихся посредством организации детского школьного кооператива, вовлечения учащихся в деятельность типографии, написание «свободных текстов», работу с карточками-фишками, техническими средствами, в библиотеке, школьном самоуправлении Основные принципы — самостоятельное знакомство ребенка с миром («упорная, постоянная спонтанная борьба с препятствием»); коллективизм и взаимопомощь; комплексность видов деятельности; гласность результатов учебного труда,

5 стр., 2464 слов

Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки

... о переводе учащихся в следующий класс; учебные книги применяются, в основном, для домашней работы. Традиционное обучение: постулаты и принципы, характеристика методов Педагогика авторитета. Образец – это идеал, объединяющий людей, это ...

3. «Йена-план» (Петер Петерсен, 1884-1952, проф. Йенского университета, Германия) – система организации работы школы на основе идей социальной педагогики Наторпа, сочетающая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса с коллективной деятельностью учащихся. Вместо класса — группа, представляющая собой «социальную форму»; школа-община, в которую в любое время могли вливаться новые члены. Преподавание разделялось на обязательные предметы и курсу по выбору; практиковались ответы группой и самооценка учащихся. Новые черты воспитания: равноправие членов групп в решении вопросов школьного распорядка, самовоспитание и взаимопомощь; тесный контакт с родителями.

4. «Метод проектов» (Уильям Херд Килпатрик,1871-1965, США) — метод обучения, при котором учащиеся получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы заранее спланированных практических заданий, подчиненных единому педагогическому замыслу, цели. Учащиеся должны были сами проектировать то, чем им предстояло заниматься. Первостепенное внимание уделялось выбору деятельности, посредством которой приобретались знания. Учебная программа рассматривалась как совокупность взаимосвязанных опытов.

5. «Дальтон-план» (Хелен Паркхерст,1887-1959, США) – система индивидуализированного обучения, предполагающая индивидуальную работу учащихся по усвоению годового объема учебного материала, который разбивался на ежемесячные разделы, в свою очередь подразделявшиеся на недельные и ежедневные.