.20 |
Введение
На сегодняшний день дети с нарушениями зрения испытывают трудности при осуществлении основных процессов памяти, хотя развитие их происходит по общим с нормам закономерностям. На огромную роль памяти при различных нарушениях зрения указывают В. П. Ермаков и Г. А. Якунин. Это объясняется тем фактом, что слепой и слабовидящий должны запоминать столько же, сколько и зрячий. Долгое время среди тифлопедагогов существовало мнение, что память у слепых развивается интенсивнее, чем у зрячих. Объяснялось это как дополнительным высвобождением «специфической энергии» зрительного анализатора, направленного на сохранение психических процессов, так и результатом мнемических упражнений. В то же время некоторые авторы не отмечали существенных различий между памятью слепых и нормальновидящих.
Л.С. Выготский отмечает, что у детей, как зрячих, так и с нарушением зрения, первоначально преобладает наглядно-образный вид памяти, который формируется на основе сенсорного воспитания. Позже происходит формирование словесно-логического вида памяти. В формировании обоих видов памяти участвует двигательная память. Она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков (ходьбы, речи, письма и др.).
Следует отметить, что память о событиях, вызвавших яркие эмоции, отличается прочностью и носит наглядно-образный характер. В зависимости от степени участия в работе памяти того или иного анализатора различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанные виды памяти (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный и слухо-двигательный).
М.И. Земцова отмечает, что память слепых и слабовидящих детей характеризуется меньшей продуктивностью сравнительно с нормой, снижением запоминания наглядного материала. Эти особенности памяти слепых и слабовидящих обусловлены недостаточной полнотой, четкостью и стойкостью, низким уровнем обобщенности представлений, связанным со слабой дифференцировкой существенных и второстепенных признаков средств наглядности. В процессе обучения дети развиваются и учатся усваивать материал, повышается и эффективность запоминания. Чтобы дети могли достигнуть приблизительно равного усвоения наглядного и словесного материала, необходимо проводить дополнительную активизацию учебного процесса, используя индивидуальную продуктивность запоминания.
Отметим, что объем запоминаемого материала возрастает, если между отдельными его частями устанавливаются определенные ассоциации (по смежности, сходству, контрасту); если вместо механического заучивания, основанного на простых ассоциациях, ребенок использует логические, смысловые связи между отдельными частями материала, предъявляемого для запоминания. Запоминанию помогает специальная организация материала: рифмование, установление в материале связей и др. Произвольное и непроизвольное запоминание в значительной мере зависит от направленности интересов, внимания и действий детей.
Проблеме развития памяти и ее индивидуальных различий уделялось достаточно большое внимание в исследованиях отечественных психологов (П.П. Блонский, Л. С. Выготский, А. А. Смирнов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).
Несмотря на широкий спектр работ, изучавших проблему развития памяти, большинство из них посвящено особенностям развития памяти слепых и слабовидящих (М. И. Земцова, 1956; А. Г. Литвак, 1985; Л. И. Плаксина, 1998; Л. И. Солнцева, 1998 и др.), а исследований, посвященных проблеме качественных особенностей развития памяти и протекания мнемических процессов у детей с косоглазием и амблиопией, а также возможностей развития памяти в условиях целенаправленной коррекционно-развивающей работы в специальном дошкольном учреждении сегодня недостаточно. Выбор данной категории детей обусловлен тем, что современное развитие тифлопсихологических и тифлопедагогических знаний осуществляется не только в направлении глубокого изучения тотального дефекта, но и в расширении понятия зрительного дефекта за счет дифференциации детей с частичным поражением зрительного анализатора. В настоящее время дети с амблиопией и косоглазием составляют самую многочисленную и постоянно пополняющуюся группу старших дошкольников с нарушением зрения (Э. С. Аветисов, 1993; Л. А. Григорян, 1994; Л. И. Плаксина, 1998, Е. В. Замашнюк, 2005).
Особая актуальность изучения памяти детей с нарушениями зрения направлена на изучение качественных особенностей памяти и протекания мнемических процессов у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста, в частности — на развитие зрительной памяти с использованием предметно-практического обучения.
Целью данного исследования являлось изучение особенностей развития памяти детей с нарушением зрения.
Объект исследования – процесс изучения развития памяти детей с нарушением зрения.
Предмет исследования – особенности развития детей с нарушением зрения.
Задачи исследования:
- Изучить психическое развитие детей с нарушениями зрения.
2. Изучить развитие памяти детей с нарушениями зрения.
3. Подобрать методики по выявлению нарушений зрения у детей в дошкольном возрасте.
Структура курсовой работы: введение, одна глава (теоретическая), заключение, список литературы (источника) и приложения. Объем работы составляет 20 напечатанных страниц.
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей психического развития детей с нарушениями зрения.
Дети с нарушениями зрения- это дети с ухудшением остроты зрения по какой-либо причине.
Зрение играет важную роль при ориентации человека в окружающей действительности и осуществлении многих сторон его жизнедеятельности. Именно с помощью зрительного анализатора ребенок получает информацию об окружающем мире. С самого рождения все движения и предметно-практические действия ребенка осуществляются при участии и под контролем зрения. Глубокое поражение зрения или полная слепота значительно ограничивают чувственное познание.
К детям с нарушением зрения относятся:
- слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором острота зрения равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу;
- слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией;
- дети с косоглазием и амблиопией.
Слабовидящие дети — дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией) либо расстройствами периферического зрения. Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью, что значительно обедняет чувственный опыт таких детей, препятствует познанию ими окружающего мира.
Слепота у детей может быть врожденной и приобретенной. Врожденная слепота бывает следствием повреждений или заболеваний плода в период внутриутробного развития или наследственной передачи некоторых дефектов зрения. В исследованиях Л.И.Кирилловой выявлены наследственные формы патологии:
- наследственные нарушения
обмена веществ в виде альбинизма; - наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока –врождённый анофтальм, микрофтальм;
- заболевание роговой оболочки
- наследственная патология
сосудистой оболочки – аниридия, колобома сосудистой оболочки; - врождённые катаракты;
- отдельные формы патологии сетчатки, дегенерация Штаргардта, атрофия Лебера, врождённая атрофия.
Приобретенная слепота
Выделяют несколько категории детей, имеющих нарушения зрения:
- Слепорождённые
- Ослепшие.
Дети с врожденной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы. Чем раньше возник дефект зрения, тем больше он сказывается на формировании психики. Негативное влияние слепоты и глубоких нарушений зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех познавательных процессах и проявляется там, где дефект зрения не должен нанести ущерба развитию ребёнка. Уменьшается количество получаемой информации, изменяется её качество. Значительное сокращение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятий и представлений ограничивает возможности формирования образов воображения и памяти.
Для детей лишившихся зрения после рождения, большое значение имеет время утраты зрения, так как дети, потерявшие зрение в школьном или старшем дошкольном возрасте, сохраняют зрительные представления и пользуются ими при воссоздании образа предмета или явления по словесному описанию. При этом, большое значение имеет зрительная память. Степень сохранности прежних зрительных представлений зависит от условий и содержания познавательной и трудовой деятельности ребенка, от того, какую роль играл зрительный анализатор в его индивидуальном опыте. Зрительные представления могут сохраняться в памяти ослепшего ребенка очень долго, иногда на протяжении всей жизни. Угасание зрительных образов происходит постепенно и неодинаково у разных детей. Постепенная утрата зрительных представлений не вызывает нарушений познавательной деятельности у ослепших детей, которая осуществляется за счет использования сохранных анализаторов (слухового, кожного, двигательного и др.).
Угасание зрительных образов у ослепших детей свидетельствует о том, что в их познавательной деятельности сложились и укрепились другие способы анализа, которые позволяют им ориентироваться, опираясь на сохранные анализаторы, при наблюдении предметов, процессов и явлений, при выполнении трудовых действий и самообслуживании.
В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения мы узнаём о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удалённости. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения как: острота зрения, цветоразличение, поле зрения и глазодвигательные функции. Нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений. Нарушение функции остроты зрения может быть вызвано нарушением преломляющей силы оптической системы глаза –рефракции, проявляется в виде миоции – близорукости, гиперметропии –дальнозоркости, астигматизма – преломляющей системы глаза.
Близорукость:
- кажущаяся близорукость –
процесс приспособления глаза к ясному видению предмета на различном расстоянии путём изменения преломляющей силы хрусталика и постепенной фокусировки изображения на сетчатке. Кажущаяся близорукость сохраняется в течении всего дошкольного периода и подвергается изменению;
— простая близорукость развивается у ослабленных детей после трёхлетнего возраста, чаще всего связана с увеличением переднезаднего диаметра глаза. При настоящей близорукости параллельные лучи сходятся не на сетчатке, а впереди неё. Благодаря этим лучам «канал связи» будет нарушен, а рассматриваемый предмет будет восприниматься разлитым и неясным.
Косоглазие – нарушение глазодвигательной функции, характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, приводит к возникновению косоглазия.
- паралитическое косоглазие – ограничение (парез) или отсутствие (паралич) подвижности глаза, который косит в стороны парализованной мышцы, возникающий вследствие травм, опухолей, инфекций, интоксикаций, кровоизлияний;
— содружественное косоглазие – постоянное или периодическое отклонение одного из глаз от совместной точки фиксации и нарушением функции бинокулярного зрения. Подвижность глаз во всех направлениях при этом свободна, угол отклонения правого и левого глаза равен как по величине, так и по направлению, косят чаще всего один глаз или оба поочерёдно.
Дальнозоркость:
- естественная детская – у новорождённого радиус
кривизны передней поверхности хрусталика почти вдвое меньше по сравнению со взрослыми., расстояние между границами основных преломляющих также меньше;
— обычная – ближняя точка ясного видения всегда отстоит от сетчатки глаза на большем расстоянии. Поскольку силы аккомодации частично используются при установке на даль, то её остающихся сил недостаточно для ясного видения предметов вблизи. Для исправления дальнозоркости требуется усилить преломление при помощи очков с двояковыпуклыми линзами.