Существующая до сих пор проблема недооценки женщин широко отмечается не только в сфере образования, при оценке психического и соматического здоровья, но особенно при рассмотрении положения женщин внутри пенитенциарной системы.
В современном российском обществе внимание положению женщин в пенитенциарной системе стало уделяться лишь с конца XX века. В 1999 г. Общественным центром содействия реформе уголовного правосудия был предпринят мониторинг в 6 женских учреждениях (3 колониях и 3 следственных изоляторах) с целью выявления соответствия между существующей практикой содержания женщин в местах лишения свободы и Минимальными стандартными правилами <consultantplus://offline/ref=32940DBA1B220D36B7204D12D0437C157AD92E27B03E95D9C38D6FA5GFf4L> обращения с заключенными ООН. Исследование выявило, что «главной проблемой содержания женщин в пенитенциарной системе России является то, что сложившиеся в советский период условия отбывания наказания не учитывают психологические и физиологические особенности, присущие женщинам, то есть женщины содержатся как мужчины или, точнее, как некий усредненный человек, без учета половых, возрастных и прочих индивидуальных особенностей».
Таким образом, очевидна актуальность и необходимость изучения особенностей исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин.
Объект исследования — общественные отношения, возникающие в связи с отбыванием наказания в исправительных учреждениях осужденными женщинами.
осужденная женщина исполнение наказание
Предмет исследования — правовое регулирования отбывания наказания в исправительных учреждениях осужденными женщинами.
Соответственно, цель данной работы — исследовать особенности исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин. Соответственно, поставлены следующие задачи:
- раскрыть особенности правового регулирования отбывания наказания осужденными женщинами;
- изучить особенности правового статуса осужденных женщин в исправительных учреждениях;
- охарактеризовать организационно-правовые проблемы исполнения наказания в отношении осужденных женщин;
- наметить перспективы совершенствования правового регулирования отбывания наказания осужденными женщинами.
Методология работы состоит из следующих методов: историко-правового, сравнительно-правового, специально-юридического, диалектического, формально-логического, структурно-системного и аналитического
Психологические аспекты проблемы наказания, исправления и перевоспитания ...
... стороны, общественно полезный труд как правовая категория выступает элементом кары. Так, например, при исполнении и отбывании наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, таких, как ... исправления нецелесообразна при отбывании уголовных наказаний, связанных с изоляцией осужденных от общества, в частности ареста. Вместе с тем, надо отметить, что анализ действующих правовых норм УИК ...
1. Правовое регулирование отбывания наказания в исправительных учреждениях осужденными женщинами
1.1 Особенности правового регулирования отбывания наказания осужденными женщинами
Прежде всего, необходимо рассмотреть международно-правовой уровень регулирования отбывания наказания осужденными женщинами.
Существующие международно-правовые акты по степени обязательности подразделяются на два вида: международные договоры и международные стандарты.
Международные договоры — это соглашения (пакты, конвенции и т.п.) между государствами, обязательные для исполнения всеми участниками. Международные стандарты — документы, содержащие нормы, принципы и предложения, касающиеся назначения уголовно-правовых мер, обращения с осужденными и деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, направленные на защиту прав лиц, привлеченных к уголовной ответственности, распространение прогрессивного мирового опыта, гуманизацию уголовной и уголовно-исполнительной политики. В отличие от международных договоров стандарты носят рекомендательный характер.
В юридической литературе существуют различные классификации международных стандартов. В зависимости от источника происхождения международные стандарты подразделяются на:
- а) принятые ООН и ее рабочими органами;
- б) принятые региональными межправительственными организациями, например Европейским советом, Организацией африканского единства;
- в) принятые международными неправительственными организациями, например такими, как «Международная амнистия», «Международная тюремная реформа».
В зависимости от характера и масштаба объекта правового регулирования международные стандарты подразделяются на группы:
1. Стандарты, регулирующие общественные отношения, связанные с обеспечением соблюдения прав и свобод человека, в том числе осужденных. Например, Всеобщая декларация прав человека (1948) , Международный пакт <consultantplus://offline/ref=A3D908DCC91D2BED732E4077D4734EFCFCC71CCBBD093AF2B0C51DKFk2L> ООН о гражданских и политических правах (1966) , Европейская конвенция <consultantplus://offline/ref=A3D908DCC91D2BED732E4077D4734EFCFAC21DC8B45430FAE9C91FF5KEkEL> о защите прав и основных свобод человека (1950) .
— Стандарты, регулирующие общественные отношения в сфере осуществления правосудия, в том числе при назначении и исполнении уголовных наказаний, к которым относятся: Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979) , Декларация ООН об основных принципах правосудия жертв преступлений и злоупотребления властью (1985), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся правосудия в отношении несовершеннолетних (1985) .
— Стандарты, регулирующие общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний и мер предварительного заключения, к которым можно отнести: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955) , Европейские пенитенциарные правила (1987) .
Психологические особенности несовершеннолетних лиц, отбывающих ...
... учета психологических особенностей несовершеннолетних осужденных при разработке мероприятий по их исправлению; Выявить проблемные моменты в работе психологов и предложить пути решения. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе отбывания несовершеннолетними осужденными наказания в местах ...
Необходимо отметить, что приведение национального законодательства в соответствие с международным стандартами, разработка новых гуманистических подходов к исполнению наказаний, обращению с осужденными являются важной задачей государства и одним из направлений его внутренней политики. Указанная деятельность определяет возможности признания такого государства международным обществом и налаживания с ним партнерских отношений. Использование и внедрение международных стандартов в отечественное уголовно-исполнительное законодательство свидетельствуют о гуманизации исполнения и отбывания наказания в исправительных учреждениях. В то же время принципы международного сотрудничества говорят о том, что соблюдение международных стандартов не может быть навязано средствами экономического, политического или военного воздействия, что призвано сохранить государственный суверенитет.
Необходимо отметить, что международные стандарты обращения с заключенными общего характера, без отнесения их к отдельной демографической группе, устанавливают наиболее общие правила, которые ратифицируются государствами для последующего исполнения. Более проблематично встает вопрос о воплощении в национальное законодательство и последующей реализации международных правил общения с осужденными, касающихся отдельных групп осужденных, к которым относятся женщины. Необходимость в специфическом организационно-правовом подходе и предоставлении особых правовых гарантий при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении женщин обусловлена, как уже отмечалось выше, их физиологическими и психологическими особенностями.
Перечисленные обстоятельства характеризуют специфику международно-правовых правил обращения с осужденными женщинами, реализация которых требует не только значительных материальных затрат, но и высокого уровня гуманизации общественных отношений, а также соответствующего уровня развития науки и техники. Именно поэтому необходим тщательный анализ международно-правовых актов, регламентирующих правила обращения с осужденными, для выделения специальных норм, касающихся осужденных женщин, а также анализ отечественного уголовно-исполнительного законодательства с точки зрения его соответствия общепринятым международным нормам обращения с осужденными женщинами.
Обратимся к анализу некоторых международно-правовых актов общего характера, относящихся к женщинам, среди которых можно выделить: Конвенцию о политических правах женщин, Конвенцию о гражданстве замужней женщины, Конвенцию МОТ № 100 относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности, Конвенцию N 103 относительно охраны материнства, Декларацию об искоренении насилия в отношении женщин, 4-ую Всемирную конвенцию по положению женщин и законодательство современной России.
Статья 2 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения».
Социальный статус женщины в обществе
... исследованию понятия статуса и карьеры женщины; 2) установить причины сегрегации и дискриминации по признаку пола в экономической, политической и социальной сферах; 3) выявить механизмы взаимосвязи гендерных и социально-экономических отношений в сфере ...
Статья 2 Декларации ООН «О ликвидации насилия в отношении женщин» дает определение насилия в отношении женщин, которое включает: физическое, сексуальное и психологическое насилие, совершенное государством или с его попустительства, где бы оно ни произошло. В этом же документе, в ст.4, ООН «призывает принять меры по обеспечению того, чтобы сотрудники правоохранительных органов и государственные должностные лица, ответственные за осуществление политики, направленной на предотвращение, расследование и наказание насилия в отношении женщин, получили подготовку, которая помогла бы им учитывать особые потребности женщин».
Статья 2 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин регламентирует: «Страны-участницы осуждают все формы дискриминации женщин и согласны без промедления и с использованием всех пригодных средств начать проводить политику ликвидации дискриминации женщин, для чего обязуются:
- включить принцип равенства мужчин и женщин в свои национальные конституции и иные соответствующие законы, если он туда еще не включен, и обеспечить законодательным путем и иными соответствующими мерами практическую реализацию этого принципа;
- принять соответствующее законодательство и иные меры, в том числе и необходимые санкции, если таковые понадобятся, запрещающие любую дискриминацию женщин;
- установить в законодательном порядке защиту прав женщин на равном основании с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных государственных органов правосудия и иных государственных учреждений эффективную защиту женщин от любых актов дискриминации;
- отказаться от участия в любом акте или практике дискриминации женщин и обеспечить работу органов государственной власти и институтов в соответствии с данным обязательством;
- принять все необходимые меры для ликвидации дискриминации женщин со стороны любого лица, организации или предприятия;
- принять все необходимые меры, в том числе и законодательные, для изменения или отмены существующих законов, положений, обычаев и практики, которые направлены на дискриминацию женщин;
- отменить все национальные нормы, снабженные правовой санкцией, которые содержат положения о дискриминации женщин».
Анализ универсальных пенитенциарных международно-правовых правил позволил выделить отдельные нормы-правила, касающиеся обращения с осужденными женщинами, к которым относится:
принцип 5 Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме: «Меры, применяемые в рамках закона и предназначенные специально для защиты прав и особого статуса женщин, в особенности беременных и кормящих матерей, а также детей, подростков, престарелых, больных и инвалидов, не рассматриваются как дискриминационные».
Особого внимания заслуживают положения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.
Правило 8: различные категории заключенных содержатся в раздельных заведениях или в разных частях одного и того же заведения, с учетом их пола, возраста, предшествующей судимости, юридических причин их заключения и предписанного обращения с ними. Таким образом, мужчин и женщин следует по возможности содержать в раздельных заведениях; если же мужчины и женщины содержатся в одном и том же заведении, то женщин следует размещать в совершенно отдельных помещениях.
Правило 23:
- женские заведения должны располагать особыми помещениями для ухода за беременными женщинами и роженицами. Там, где это возможно, следует заботиться о том, чтобы роды происходили не в тюремной, а в обычной больнице. Если же ребенок рождается в тюрьме, то об этом обстоятельстве не следует упоминать в свидетельстве о рождении;
- там, где заключенным матерям разрешается оставлять младенцев при себе, нужно предусматривать создание ясель, располагающих квалифицированным персоналом, куда детей следует помещать в периоды, когда они не пользуются заботой матери.
Правило 53:
Социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы
... социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания. Задачи данной курсовой работы: раскрыть понятие «социальная адаптация» выявить основные проблемы адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы раскрыть факторы, обеспечивающие успешность адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы рассмотреть программу реабилитации лиц, ...
- в заведениях, где содержатся как мужчины, так и женщины, женское отделение должно находиться в ведении ответственного сотрудника женского пола, на хранение которому должны сдаваться ключи, открывающие доступ ко всем помещениям данного отделения;
- сотрудники мужского пола допускаются в женское отделение только в сопровождении сотрудников женского пола;
— заботу о находящихся в заключении женщинах и надзор над ними следует возлагать на сотрудников женского пола. Это не должно, однако, мешать сотрудникам мужского пола, в частности врачам и учителям, выполнять свои профессиональные обязанности в женских заведениях или отведенных для женщин отделениях других заведений.
Таким образом, положения универсальных пенитенциарных международных стандартов содержат всего несколько правил, отражающих особенности исполнения наказания в отношении женщин, которые в настоящее время практически реализованы: женщины содержатся отдельно от мужчин, в женских исправительных учреждениях надзор и заботу осуществляют в основном сотрудники женского пола, в некоторых исправительных колониях внедрена практика совместного проживания матерей с детьми (например, Можайская женская колония (ИК-5) УФСИН России по Московской области, женская колония ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия).
Конституция <consultantplus://offline/ref=A3D908DCC91D2BED732E4077D4734EFCFBCA18CFBD093AF2B0C51DKFk2L> Российской Федерации призвана ориентировать отечественную правовую систему на восприятие выработанных международным сообществом правовых принципов и стандартов. Анализ норм уголовно-исполнительного законодательства России показывает, что структура УИК <consultantplus://offline/ref=A3D908DCC91D2BED732E4077D4734EFCFEC716C3B55430FAE9C91FF5KEkEL> РФ организована по принципу «от общего к частному». Так, в общих положениях гл.13 <consultantplus://offline/ref=A3D908DCC91D2BED732E4077D4734EFCFEC716C3B55430FAE9C91FF5EEEE028FAAD3CD92F21EDAK5kFL> «Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях» имеются отдельные нормы и положения, относящиеся к женщинам. Аналогично в регламентации трудового и воспитательного воздействия на осужденных женщин. Применение общих норм гл.16 <consultantplus://offline/ref=A3D908DCC91D2BED732E4077D4734EFCFEC716C3B55430FAE9C91FF5EEEE028FAAD3CD92F21CD4K5k8L> «Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях различных видов», а именно норм, регламентирующих исполнение наказания в исправительных колониях общего режима, к женщинам возможно только после анализа предыдущих глав, что вызывает неудобства и имеет недостатки. Отсутствие отдельной главы, включающей все особенности исполнения и отбывания женщин в исправительных колониях, как, например, гл.17 <consultantplus://offline/ref=A3D908DCC91D2BED732E4077D4734EFCFEC716C3B55430FAE9C91FF5EEEE028FAAD3CD92F212DDK5k6L> УИК РФ «Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях», приводит к некоторым сложностям в правоприменительной деятельности. Думается, что нормы, регламентирующие исполнения наказания осужденными женщинами, с учетом их физиологических особенностей, особенностей в трудовой деятельности, воспитательного воздействия, в условиях отбывания наказания беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, в условиях их совместного проживания, должны содержаться в отдельной главе и распространяться только на женщин. Предлагаемое название главы выглядит следующим образом: «Особенности исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в женских исправительных колониях». Однако для разработки данной главы необходимо на международном уровне принять международные стандарты обращения с осужденными женщинами, аналогично Минимальным стандартным правилам ООН, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних осужденных (Пекинские правила).
Социальная работа с осужденными
... наказание осужденные мужчины, кроме перечисленных в 1.3., 1.4., и 1.7., а также осужденные женщины, )исправительные колонии строгого режима, где отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы ... например, изучение источников по теории социальной работы показало, что если социальная работа с инвалидами, детьми, пожилыми, женщинами, безработными и другими категориями населения имеет ...
1.2 Особенности правового статуса осужденных женщин в исправительных учреждениях
«Женская преступность, как и преступность несовершеннолетних, может быть показателем нравственного здоровья общества, его духовности, отношения к базовым общечеловеческим ценностям. «. Несмотря на то что в пенитенциарной системе любого государства женщины составляют меньшинство, правовому регламентированию их статуса уделено большое внимание. Не стал исключением и правовой статус женщин, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в качестве меры пресечения.
«Женщины очень чувствительны ко всякого рода угрозам, попыткам снизить их социальный статус, мнимым или действительным обидам. Они более пугливы, чаще и легче поддаются страху и тревоге». Именно поэтому особого внимания заслуживает проблема сохранения физического и психического здоровья женщин во время содержания под стражей. И оно должно рассматриваться в тесной взаимосвязи с улучшением санитарных, гигиенических и бытовых условий. Практически во всех международных документах, касающихся прав и свобод человека, говорится о том, что все лица равны в своих правах вне зависимости от расы, цвета кожи, языка, веры, а также пола (преамбула Всеобщей декларации прав человека; ст.3 <consultantplus://offline/ref=0FFB4B931D6A31378AB11DC35835BDF4D31E60D4B30AC537331D85408AECBABBDFA804E0294Cz0j1L> Международного пакта о гражданских и политических правах; ч.1 п.5 Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (Свод принципов заключения); п.2 Основных принципов обращения с заключенными).
Аналогичные нормы закреплены и в российском законодательстве (ст. 19 <consultantplus://offline/ref=0FFB4B931D6A31378AB11DC35835BDF4D41364D0B30AC537331D85408AECBABBDFA804E02946z0j3L> Конституции Российской Федерации; ст.6 <consultantplus://offline/ref=0FFB4B931D6A31378AB11DC35835BDF4D11961DCBC57CF3F6A11874785B3ADBC96A405E0294E00zDjCL> ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).
Однако данное обстоятельство не мешает вводить дополнительные гарантии в отношении некоторых категорий лиц. Так, например, ч.2 п.5 Свода принципов заключения и ч.2 ст.4 Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин закрепили, что меры, применяемые в рамках закона и предназначенные специально для защиты прав и особого статуса женщин, в особенности беременных женщин и кормящих матерей, а также матерей, подростков, престарелых, больных или инвалидов, не рассматриваются как дискриминационные.
Социальная защита осужденных
... пунктом 1 статьи 98 УИК РФ, осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности ... социальная работа с осуждёнными - это деятельность по оказанию им социальной помощи, поддержки, защиты в целях их исправления и ресоциализации в период исполнения уголовного наказания, ...
Международные документы по защите прав и свобод человека в разном объеме уделяют внимание вопросам, связанным со статусом женщин, заключенных под стражу. В числе актов общего характера необходимо назвать выше уже упомянутую Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятую 18 декабря 1979 г. Резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи ООН и Резолюцию 48/104 Генеральной Ассамблеи ООН «Декларация об искоренении насилия в отношении женщин». К числу специальных международных документов стоит отнести нормы Свода принципов заключения (п.5); Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (п. п.8, 23, 53); Европейских пенитенциарных правил (п.34).
В 2009 г. была проведена специальная перепись осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей. Достоинством этого метода исследования являются полнота получаемой информации, ее высокая репрезентативность и достоверность выводов, поскольку на протяжении предшествующих лет было проведено еще семь подобных переписей. Большое преимущество анализа данных переписи обеспечивает сравнимость результатов на протяжении нескольких десятилетий, в которые не только произошла смена тысячелетия, но и видоизменился общественно-политический строй, а с ним и социально-экономическое и политическое устройство общества.
Женщины, совершившие преступления, чаще, чем мужчины, осуждаются к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, в первую очередь к исправительным работам, а также получают отсрочку отбывания наказания в связи с беременностью или наличием ребенка до 14 лет или осуждаются условно.
Это связано не только с проявлением гуманности правосудия к женщине, но в первую очередь и с тем, что женщины, как правило, совершают менее опасные преступления и находятся на второстепенных ролях. Эти особенности обусловлены местом женщины в системе общественных отношений, ее социальной ролью, психофизиологической спецификой.
Женская преступность в России в последние годы стабильно составляет около 15% в общем числе выявленных преступников. Последние два года наблюдается некоторое снижение по абсолютным показателям зарегистрированных преступлений, совершенных женщинами. Вместе с тем количество женщин, отбывающих лишение свободы, с 2006 по 2010 г. резко увеличилось (на 36,1%).
«Перелимит» численности женских колоний составил более 10000 мест.
Специальная перепись осужденных является уникальным источником информации для выводов о составе осужденных, их социально-демографической, уголовно-правовой и уголовно-исполнительной характеристиках. Анализ этих данных позволяет показать тенденции развития преступности и выработать наиболее эффективные методы борьбы с ней. Результаты переписи должны лечь в основу принятия законотворчества в сфере назначения и исполнения уголовных наказаний и скорректировать направления развития уголовно-исполнительной системы, предусмотренные Концепцией <consultantplus://offline/ref=DB808C97257ECEDA78272EA1B5B0D0144D41F1397878AAC3254C8713DFAA94C10AE15582EA7217DCNFb4L> развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.
Порядок и условия исполнения и отбывания наказания в воспитательных колониях
... условиях отбывания наказания. В воспитательных колониях отбывают наказание в виде лишения свободы несовершеннолетние осужденные к лишению свободы в обычных, строгих, облегченных и льготных условиях. В обычных условиях в воспитательных колониях отбывают наказания несовершеннолетние осужденные, поступившие в воспитательную колонию, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные ...
В числе преступлений, за которые женщины отбывают лишение свободы, преобладают деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков, особо тяжкие и тяжкие преступления против личности и собственности. По некоторым составам доли осужденных женщин и мужчин равны или отличаются незначительно. Это убийство (за него отбывает наказание каждый пятый осужденный) и кража (примерно каждый шестой).
По данным специальной переписи осужденных 1999 г., лишь 16,3% женщин отбывали наказание за убийство, в то время как за кражу их было 36,3%. Однако краж не стало меньше. Это объясняется назначением четырем из пяти женщин лишения свободы условно.
Удельный вес женщин, осужденных за умышленное причинение вреда здоровью, чуть меньше аналогичного показателя у мужчин. Это следствие более мягкой уголовно-судебной политики, когда женщине не всегда назначается реальное лишение свободы за такое преступление. Кроме того, преступления мужчин, квалифицируемые по ст.111 <consultantplus://offline/ref=DB808C97257ECEDA78272EA1B5B0D0144D43F1317C7CAAC3254C8713DFAA94C10AE15582EA7212DBNFbFL> Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) , отличаются более высокой степенью общественной опасности с учетом квалифицирующих признаков ст.111 УК РФ. Вместе с тем в 1999 г. таких женщин среди отбывающих лишение свободы было на 4,1% меньше.
Доля женщин, совершивших изнасилования и насильственные действия сексуального характера, в силу естественных причин несколько ниже доли мужчин в них и не изменилась с 1999 г. Также традиционно меньше удельный вес женщин, совершивших корыстно-насильственные посягательства (грабеж, разбой) и неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. Вместе с тем удельный вес женщин, отбывающих наказание за мошенничество (в 2 раза) и присвоение или растрату (в 5 раз), превышает удельный вес мужчин, осужденных за эти преступления.
Лишь чуть более 5% женщин действовали при сложном соучастии, однако это не только почти в два раза больше, чем десять лет назад, но и превышает аналогичный показатель у мужчин. За последние десять лет в 1,8 раза выросла доля женщин, совершивших преступления в составе организованной группы, и в 2 раза — в составе преступного сообщества. По сравнению с мужчинами женщины в организованной группе действовали в 1,5 раза чаще. Доля их присутствия в преступном сообществе сравнялась с аналогичным показателем у мужчин.
Состояние здоровья осужденных женщин неблагополучное. Ранее состоявшие или вновь поставленные на учет в наркологический диспансер составляли 13,2% у женщин и 6,8% у мужчин. Доля употреблявших наркотики значительно выше. Явно заниженные данные объясняются отсутствием с 1991 г. принудительного лечения от наркомании лиц, потребляющих наркотики, и отсутствием уголовной ответственности за немедицинское потребление наркотиков.
Каждая десятая — ВИЧ-инфицирована, что более чем в два раза превышает аналогичный показатель у мужчин. При этом обязательное лечение от ВИЧ назначено лишь 0,3% женщин. Выявленное положение с употреблением наркотиков и наличием ВИЧ-инфекции позволяет сделать вывод о явной недостаточности назначения обязательного лечения по сравнению с нуждаемостью в нем больных алкоголизмом и наркоманией, лечение которых многократно уменьшилось.
Формы и методы воспитательного воздействия на осужденных
... отбывшие наказание, в виде лишения свободы вновь совершают преступления. В этой связи весьма актуальным представляется глубокое изучение особенностей и закономерностей воспитательной системы и воспитательного воздействия в исправительных учреждениях, изучение форм и методов воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, что ...
Рецидивная преступность женщин во многом объясняется как латентностью их преступности, так и необоснованной мягкостью реагирования на впервые совершенное преступление, когда условный срок лишения свободы назначается чаще, чем реальный. Женщины вновь совершают преступление, не выдержав испытательный срок, в 2 раза чаще, чем мужчины.
Данные переписи 2009 г. говорят об увеличившейся полярности сроков лишения свободы, то есть при увеличении осужденных на срок до 1 года увеличилась и доля тех, кому назначены довольно длительные сроки — свыше 5 лет. Показательно, что на протяжении всего периода с 1989 г. удельный вес женщин, осужденных на срок свыше 5 лет, последовательно увеличивался: 1989 г. — 38,2%, 1999 г. — 35,1%, 2009 г. — 50,9%.
Значительная доля лиц, совершающих повторные преступления, также во многом связана с неэффективностью ресоциализации осужденных после освобождения. Помощь в трудовом и бытовом устройстве после освобождения получили около четверти ранее судимых женщин.
Несмотря на то что в целом семейное положение осужденных женщин неблагополучное, в настоящее время распад семьи у осужденных женщин происходит намного реже. В 2009 г. отмечено почти в 1,5 раза больше сохранившихся семей, чем распавшихся.
Данные переписей осужденных 1989, 1994, 1999 и 2009 гг. показывают обнадеживающую тенденцию приближения отбывания наказания к месту жительства осужденных. Доля женщин, отбывающих наказание в месте проживания — в своем районе (городе) или в пределах субъекта федерации, в 2009 г. составила 65,7%. Тем не менее утрата социально полезных связей остается большой проблемой для осужденных женщин. Отдаленность места отбывания наказания от постоянного места жительства и нахождения родственников осложняет реализацию права осужденной на длительные и краткосрочные свидания. 63,7% женщин ни разу не пользовались правом на краткосрочное свидание. Еще больше тех, кто не имел длительных свиданий, — 73,4%. Увеличение или уменьшение количества свиданий при переводе на иные условия содержания, а также в качестве поощрений не является для подавляющего большинства осужденных женщин действенным стимулом положительного поведения.
Треть женщин не получают посылок или передач. Еще реже женщины получают бандероли. Треть женщин получали денежные переводы, и лишь 8,6% отправляли их.
Как показала перепись, основная проблема в сфере исполнения лишения свободы — необеспеченность осужденных к лишению свободы работой. Еще в 1989 г.96,9% осужденных женщин были обеспечены работой. Сейчас постоянно работают лишь половина женщин и чуть более трети мужчин. Причем, если каждый десятый мужчина систематически отказывается от работы, среди женщин это отмечается в десять раз реже. Однако более четверти женщин не работают из-за отсутствия работы. Это, безусловно, самым негативным образом сказывается на процессе исправления осужденных, а также лишает их возможности приобрести хотя бы какие-нибудь средства для улучшения своего содержания, поддержки семей, погашения исков о возмещении вреда, причиненного преступлением.
Отношение к работе, учебе, участие в самодеятельных организациях, наличие поощрений и взысканий — это те показатели, которые в целом формируют общую характеристику осужденных. В итоге оценка степени исправления у женщин выше, чем у мужчин, и почти не изменилась за десять лет.
При отбытых сроках свыше 1 года до 5 лет постепенно повышается доля положительно характеризующихся в основном за счет тех, чьи характеристики были нейтральными. Доли отрицательно характеризующихся и злостных нарушителей практически стабильны, особенно если их рассматривать в совокупности. После пяти лет соотношение показателей практически не меняется, что позволяет сделать вывод о том, что вялотекущий процесс исправления после 5 лет пребывания в ИУ останавливается, и далее эта цель наказания не реализуется.
Надежда на более эффективное достижение целей наказания связывается с общегосударственными мерами поддержки населения, в т. ч. женщин, а также с такими специальными мерами, как административный надзор за освобожденными из мест лишения свободы, оказание помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, а также оптимизация соотношения применения различных видов наказаний и видов освобождения от них.
2. Проблемы и перспективы совершенствования отбывания наказания в исправительных учреждениях осужденными женщинами
2.1 Организационно-правовые проблемы исполнения наказания в отношении осужденных женщин
В законодательстве РФ немного нормативных правовых актов, регулирующих положение женщин в системе уголовного правосудия и учитывающих гендерную (по половому признаку) специфику проблемы. Слабый пол вынужден приспосабливаться к установленным для мужчин нормам, что вредно для физического и психического здоровья.
Конечно, хотелось как можно меньше представительниц прекрасного пола видеть в местах лишения свободы в качестве заключенных. Ведь женщина — существо от природы эмоциональное, чуткое и ранимое, которому многовековой цивилизацией человечества предписана роль жены, матери, продолжательницы рода, хранительницы домашнего очага, а любое исправительное учреждение в нашей стране представляет собой жестокий государственный механизм со своими правилами и законами.
Однако в печальной реальности отбывающие наказание женщины — явление нередкое. При этом большинство законодательных положений никаких разделений по гендерному признаку не содержит (хотя утверждение, что мужчины и женщины отличаются друг от друга как физически, так и психологически, сомнений не вызывает).
Данное обстоятельство еще более усложняет существование женщин в местах лишения свободы.
Вместе с тем можно выделить в уголовном законодательстве РФ ряд статей, которые регулируют положение женщин в системе уголовного правосудия. В первую очередь они направлены на обеспечение возможности выполнять свои родительские обязанности.
Основными из регулирующих положение осужденных женщин статей являются следующие:
- женщина не может быть приговорена к смертной казни (ст.59 <consultantplus://offline/ref=2B78E40BD90DF5F7C108545F4BEEA2F9290659C1D88B74B36C9071139627C75C442DB505DBAC7586cEfFL>
- УК РФ);
- осужденным беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, кроме осужденных к ограничению свободы, к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста (ч.1 ст.82 <consultantplus://offline/ref=2B78E40BD90DF5F7C108545F4BEEA2F9290659C1D88B74B36C9071139627C75C442DB505DBAF7085cEfBL>
- УК РФ);
- однако если осужденная женщина отказалась от ребенка или продолжает уклоняться от обязанностей по воспитанию ребенка после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за поведением осужденной, суд может отменить отсрочку отбывания наказания и направить женщину для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда (ч.2 ст.82 <consultantplus://offline/ref=2B78E40BD90DF5F7C108545F4BEEA2F9290659C1D88B74B36C9071139627C75C442DB505DBAF7188cEfEL>
- УК РФ);
- по достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденную женщину, указанную в ч.1 ст.82 УК РФ, от отбывания наказания или оставшейся части наказания со снятием судимости либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания (ч.3 ст.82 <consultantplus://offline/ref=2B78E40BD90DF5F7C108545F4BEEA2F9290659C1D88B74B36C9071139627C75C442DB505DBAF7188cEfDL>
- УК РФ);
- в случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, исправительным работам, принудительным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам (ч.9 ст.175 <consultantplus://offline/ref=2B78E40BD90DF5F7C108545F4BEEA2F9290659CEDE8E74B36C9071139627C75C442DB506DDcAfCL>
- УИК РФ);
- подозреваемая или обвиняемая женщина может содержаться в местах заключения вместе со своими детьми младше трех лет, причем для них организуются улучшенные материально-бытовые условия, специализированное медицинское обслуживание и устанавливаются повышенные нормы питания и вещевого обеспечения, снимаются ограничения по времени на ежедневные прогулки и запрещается водворение в карцер;
- при исправительных учреждениях могут создаваться дома ребенка, в которых дети женщин-заключенных могут содержаться до достижения ими трехлетнего возраста;
- Ребенок может быть оставлен в доме ребенка на более длительный период в том случае, если матери осталось менее года до конца срока заключения (п.3 ст.100 <consultantplus://offline/ref=2B78E40BD90DF5F7C108545F4BEEA2F9290659CEDE8E74B36C9071139627C75C442DB505DBAC7286cEfBL>
- УИК РФ).
осужденным беременным женщинам, осужденным женщинам во время родов и в послеродовой период оказывается специализированная медицинская помощь (ч.4 ст.100 <consultantplus://offline/ref=2B78E40BD90DF5F7C108545F4BEEA2F9290659CEDE8E74B36C9071139627C75C442DB505DBAD7487cEfBL> УИК РФ);
- в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, зачисляется не менее 50% начисленной им заработной платы, пенсии или иных доходов независимо от всех удержаний (ч.3 ст.107 <consultantplus://offline/ref=2B78E40BD90DF5F7C108545F4BEEA2F9290659CEDE8E74B36C9071139627C75C442DB505DBAC7180cEfCL>
- УИК РФ);
- осужденные женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет в доме ребенка исправительного учреждения, и осужденные женщины, освобожденные от работы по беременности и родам, в штрафной изолятор, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа не переводятся (ч.7 ст.117 <consultantplus://offline/ref=2B78E40BD90DF5F7C108545F4BEEA2F9290659CEDE8E74B36C9071139627C75C442DB505DBAD7585cEf6L>
- УИК РФ).
Несмотря на законодательное закрепление указанных прав женщин, это не делает проще их жизнь в заключении. В большинстве случаев рождение в стенах исправительного учреждения ребенка является единственной возможностью хотя бы немного облегчить жизнь осужденной.
Такое положение спровоцировано наличием социальных и финансовых проблем в исправительной системе, а также нарушением прав человека, которые повсеместно проявляются в местах лишения свободы. Например, одной их главных проблем содержания женщин в пенитенциарной системе России является то, что сложившиеся в советский период условия отбывания наказания не учитывают психологические и физиологические особенности, присущие женщинам. То есть женщины содержатся как мужчины или, точнее, как некий усредненный человек без учета половых, возрастных и прочих индивидуальных особенностей.
Вместе с тем в настоящее время многое меняется к лучшему. Прежде всего, отношение государства и общества к заключенному, основанное на требованиях Европейского союза по соблюдению прав человека. Кроме того, наконец-то появилось понимание, что необходимо не только наказать человека за совершенное преступление, но и вернуть его в общество, помогая и способствуя благополучному возвращению.
Необходимо учитывать, что реабилитировать женщину гораздо сложнее, чем мужчину, прежде всего в силу психоэмоциональных особенностей. Это связано не только с потерей социальных связей, работы, а зачастую и семьи, но и потому, что в исправительном учреждении заключенная перестает чувствовать себя женщиной. Именно поэтому на протяжении всего срока отбывания ею наказания очень важна работа психолога, который должен помочь не потерять человеческого достоинства и «не сломаться», а также социального работника, который подскажет, что положено бывшей осужденной на воле и как подготовиться к освобождению.
В целом порядок подготовки к освобождению женщин мало чем отличается от мужского, как и содержание под стражей. И сам процесс освобождения, за исключением некоторых особенностей, не имеет каких-либо кардинальных различий.
Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, регламентируется ст.180 <consultantplus://offline/ref=2B78E40BD90DF5F7C108545F4BEEA2F9290659CEDE8E74B36C9071139627C75C442DB505DBAD7388cEf8L> УИК РФ.
Кроме того, более детально порядок подготовки осужденных к освобождению определяется Инструкцией <consultantplus://offline/ref=2B78E40BD90DF5F7C108545F4BEEA2F92E0657CDDD8129B964C97D119128984B4364B904DBAC76c8f1L> согласно Приказу Минюста России от 13.01.2006 № 2.
Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, начинается не позднее, чем за шесть месяцев до окончания срока заключения и включает в себя:
- проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из исправительного учреждения, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе, с разъяснением ему целесообразности возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения;
- проведение занятий с освобождающимися осужденными в «Школе подготовки осужденных к освобождению»;
- На необходимость проведения подобных мероприятий указывается и в международных правовых актах.
Так, в ст.87 <consultantplus://offline/ref=2B78E40BD90DF5F7C108515048EEA2F9290D56C0D2DC23B13DC57F169E778F4C0A68B804D9AEc7f2L> Рекомендации № R (87) 3 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил от 12 февраля 1987 г. сказано, что все заключенные должны иметь возможность воспользоваться мерами, призванными помочь им возвратиться в общество, восстановить свою семейную жизнь и найти работу после освобождения. В этих целях разрабатываются соответствующие процедуры и организуются специальные курсы.
выдачу принадлежащих им вещей и ценностей, а также средств, хранящихся на лицевом счете (ч.3 ст.173 <consultantplus://offline/ref=2B78E40BD90DF5F7C108545F4BEEA2F9290659CEDE8E74B36C9071139627C75C442DB505DBAD7781cEf6L> УИК РФ);
- выдачу освобождающимся осужденным паспорта, трудовой книжки, пенсионного удостоверения и других документов, хранящихся в личном деле, кроме медицинских (ч.4 ст.173 <consultantplus://offline/ref=2B78E40BD90DF5F7C108545F4BEEA2F9290659CEDE8E74B36C9071139627C75C442DB506DEcAf4L>
- УИК РФ);
- получение от освобождаемых письменных заявлений с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства;
- рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным.
Подготовка к освобождению из мест лишения свободы беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, проводится сотрудниками группы социальной защиты осужденных в контакте с медицинскими работниками исправительного учреждения. При этом выясняется возможность регистрации и трудового устройства освобождаемых, а также определения детей в дошкольные детские учреждения по избираемому ими месту жительства.
В случае, когда вопрос трудового и бытового устройства освобождаемых беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, по избранному месту жительства решить невозможно, принимаются меры к установлению их родственных связей. Выясняется возможность их регистрации, трудового устройства, а также определения детей в дошкольные детские учреждения по месту жительства родственников (п. 19 <consultantplus://offline/ref=2B78E40BD90DF5F7C108545F4BEEA2F92E0657CDDD8129B964C97D119128984B4364B904DBAC73c8f1L> Инструкции).
В отношении освобождаемых женщин, имеющих при себе малолетних детей, больных острыми заболеваниями или с обострением хронических заболеваний, сотрудники группы социальной защиты осужденных совместно с медицинскими работниками исправительного учреждения оказывают содействие в помещении таких детей в учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения по избранному ими месту жительства.
Осужденные женщины, освобождаемые из исправительных учреждений, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, беременные женщины, женщины, имеющие малолетних детей, несовершеннолетние в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника исправительного учреждения (ч.5 ст.181 <consultantplus://offline/ref=2B78E40BD90DF5F7C108545F4BEEA2F9290659CEDE8E74B36C9071139627C75C442DB505DBAD7787cEfEL> УИК РФ).
Освобождаемым женщинам с детьми выдается дополнительно для детей на время, необходимое для проезда к месту жительства, сухой паек в виде набора продуктов по назначению врача-педиатра дома ребенка учреждения, исполняющего наказания, или деньги в сумме, исчисляемой от средней стоимости продуктов, входящих в норму питания детей, сложившейся в месяце, предшествующем освобождению от наказания.
2.2 Перспективы совершенствования правового регулирования отбывания наказания осужденными женщинами
Среди различных видов индивидуальной профилактической работы с женщинами особое место принадлежит пенитенциарному и постпенитенциарному предупреждению преступлений. Данный вид индивидуальной профилактики в первую очередь должен быть направлен на ресоциализацию (социальную реабилитацию) осужденных женщин.
Ресоциализация женщин, отбывающих наказание в исправительных колониях, представляет собой систему последовательных этапов, позитивно отражающих воздействие карательно-воспитательных мер и результаты субъективно-личностного воспитания осужденной. Условно данные этапы можно разделить на несколько периодов. Первым является период адаптации осужденной к условиям исправительного учреждения (как правило, это первые четыре — шесть месяцев); затем следует период основного срока отбывания наказания (временной период для каждой осужденной различен и зависит от назначенного срока лишения свободы); далее — подготовка осужденной к освобождению из мест лишения свободы (последние шесть месяцев назначенного срока лишения свободы); заключительный этап — первые три года с момента освобождения из мест лишения свободы.
В настоящее время сложилась такая ситуация, когда деятельность по ресоциализации осужденных женщин имеет серьезные упущения.
Попадая в места лишения свободы, женщина вынуждена пребывать в определенной среде, общаться с ограниченным кругом лиц, обязана подчиняться режиму данного учреждения, приспосабливаться к определенным традициям, правилам, взглядам, сложившимся в конкретном учреждении, то есть к криминальной субкультуре. В этой связи женщины, впервые попавшие в места лишения свободы, в большинстве случаев испытывают психологические и моральные проблемы, связанные с первичной адаптацией (неготовность и нежелание следовать неформальным нормам поведения, принятым в местах лишения свободы).
Представляется, что существование в условиях лишения свободы традиций и обычаев преступного мира является фактором, препятствующим ресоциализации осужденных. Это способствует криминализации личности, что утверждается и доказывается многими юристами. Думается, что такая ситуация не способствует достижению целей ресоциализации осужденных.
Другие упущения связаны с несовершенством практики отбывания наказания, которая в настоящее время не отвечает принципам его дифференциации и индивидуализации, рационального применения принудительных средств и стимулирования правопослушного поведения.
Прежде всего, необходимо отметить, что большинство осужденных женщин к лишению свободы отбывают наказание в исправительных колониях общего режима, которые объединяют лиц, как впервые, так и повторно совершивших преступления различной степени тяжести и направленности. Это приводит к росту криминогенности в среде исправительных учреждений, способствует распространению отрицательных установок и ориентаций среди осужденных, нейтрализует положительную роль воспитательного воздействия персонала на них, затрудняет процесс их ресоциализации.
При этом женщины, имеющие различные психические заболевания, отбывают наказание вместе с психически здоровыми осужденными. Нетрудно констатировать ущерб такого совместного пребывания, наносимый остальным осужденным, а также пагубное влияние условий исправительного учреждения на искаженное психическое восприятие первых. В конечном итоге данные условия мешают процессу ресоциализации и могут в последующем провоцировать рецидив преступлений.
Кроме того, представляется целесообразным создание в женских исправительных учреждениях специализированных мест отбывания срока наказания для лиц старшего возраста. Не секрет, что лица пожилого возраста зачастую страдают нервно-психическими патологиями, они иначе, чем молодые, ведут себя в местах лишения свободы, как правило, имеют иные перспективные цели и ориентации. Можно предположить, что такие специализированные места отбывания наказания не потребуют усиленной войсковой охраны, однако им необходим дополнительный обслуживающий и медицинский персонал. Таковыми специализированными местами могут стать в большей мере охраняемые дома престарелых и инвалидов для преступников, нежели места отбывания уголовного наказания в нынешнем понимании.
Процесс ресоциализации в женских исправительных учреждениях должен быть реально поставлен на профессиональную основу. Жизнедеятельность осужденных в период пребывания в местах лишения свободы должна быть организована таким образом, чтобы не происходило истощения их психических и физических сил; пресекалась возможность создания и самовоспроизводства преступного сообщества и субкультуры преступного мира; корректировались психика, личностные установки осужденных.
Уместно сказать также о том, что, исходя из принципов гуманности и целесообразности, женская колония должна соответствовать целям исполнения наказания не только в качестве карательно-воспитательного органа, но и способствовать развитию определенных морально-эстетических норм. В этой связи пенитенциарные учреждения для женщин должны быть ориентированы не только на создание элементарных санитарных и гигиенических условий, но и способствовать развитию позитивных моральных и эстетических норм, приучая осужденных к необходимости устраивать свой быт гармонично и уютно.
Следующая группа предупредительных мер связана с проведением воспитательной работы по подготовке осужденной к освобождению. Проведенным исследованием установлено, что подготовительная работа к освобождению из мест лишения свободы с осужденными женщинами не проводится. На это указали почти все опрошенные осужденные, у которых истекает срок наказания. Думается, что воспитательная работа в данном направлении представляет собой комплекс мер, проводимых сотрудниками пенитенциарных учреждений, органов внутренних дел, психологами, представителями различных государственных и общественных объединений и должна быть направлена на восстановление утраченных семейных, трудовых и иных социальных связей женщины, иными словами, на восстановление нормальной жизнедеятельности осужденной в гражданском обществе. Результаты интервьюирования осужденных женщин свидетельствуют, что подавляющая часть из них боится предстоящего освобождения в силу того, что неминуемо столкнется с проблемами обеспечения жильем и трудоустройства.
Представляется, что для решения этих вопросов в пенитенциарных учреждениях должны быть созданы специальные отделы, которые бы занимались подготовкой осужденных к освобождению из мест лишения свободы. В обязанности данных отделов должно входить тесное взаимодействие со службами занятости населения, различными предприятиями с тем, чтобы оказывать содействие в трудоустройстве освобождаемых осужденных.
Вместе с тем проблему трудоустройства освобожденных из исправительных учреждений женщин можно в определенной степени облегчить, создавая при местных территориальных центрах занятости населения фонды вакантных мест, ориентирующиеся по численности на заявки администрации органов, исполняющих наказания, или органов внутренних дел.
Успех претворения в жизнь высказанных предложений возможен в случае разработки и принятия закона «О социальной помощи лицам в период отбывания наказания в виде лишения свободы и после освобождения от него». Представляется, что данный закон определял бы компетенцию представительных и исполнительных органов власти, предприятий, организаций, должностных лиц, общественных объединений по оказанию социальной помощи лицам, отбывающим и отбывшим наказание в виде лишения свободы, порядок и условия оказания им содействия в реализации права на труд, жилище, медицинское обслуживание и других прав.
Представляется, что в данном законе должны содержаться права лиц, обратившихся за содействием о социальной помощи, обязанности органов государственной власти по оказанию социальной помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы и после него, обязанности органов по трудоустройству граждан, отбывших указанный вид наказания, порядок предоставления жилого помещения лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, порядок оказания помощи в трудоустройстве таких лиц, порядок предоставления им медицинской помощи.
В заключение необходимо отметить, что недооценка предупреждения противоправного поведения женщин и последствия низкого уровня профилактической деятельности могут привести к таким негативным социальным последствиям, которые будут способствовать росту не только женской преступности, но и преступности в целом.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Реализация принципа дифференциации и индивидуализации исполнения требует при назначении осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения учитывать не только уголовно-правовой рецидив, но и пенитенциарный рецидив, гак как совместное содержание в колониях общего режима осужденных женщин без учета рецидива преступлений, тяжести совершенного деяния, а также формы вины негативно влияет на достижение целей наказания.
а) установить гарантированны!! минимум средств, зачисляемых на лицевой счет осужденных женщин, для приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости в случае отсутствия этих средств по причинам, не зависящим от осужденной;
- б) предусмотреть право администрации исправительного учреждения на предоставление длительных свиданий осужденным женщинам без оплаты их родственниками проживания в комнатах длительного свидания.
Внести изменения в часть 8 статьи 97 УИК РФ, предоставив право администрации исправительного учреждения решения вопроса о выделении средств осужденным женщинам, отбывающим наказание в облегченных условиях, в связи с выездом их за пределы исправительного учреждения по исключительным личным обстоятельствам, а также для устройства детей у родственников либо в детском доме.
Предоставить право им посещения культурно-зрелищных мероприятий за пределами исправительной колонии общего режима в сопровождении сотрудников данной колонии.
Внести дополнения в ч.2 ст.113 УИК РФ следующего содержания: «К осужденным женщинам, отбывающим наказание в облегченных условиях колоний общего режима, может применяться мера поощрения в виде разрешения на проведение за пределами колонии выходных и праздничных дней».
Вполне очевидно, что внесение названных выше, изменений и дополнений в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство будет стимулировать правопослушное поведение осужденных, что в конечном счете будет способствовать реализации одноименного принципа — стимулирование правопослушного поведения (см. ст.8 УИК РФ).
В связи с отсутствием на практике различий в объеме пра-воограничений для осужденных женщин, содержащихся в различных условиях отбывания наказания, и с учетом физиологических особенностей данной категории осужденных предусмотреть отбывание наказания их в обычных и облегченных условиях, исключив строгие условия отбывания наказания.
Задача исправительных учреждений — это укрепление тех черт характера осужденных женщин, которые смогут сдержать ее от дальнейших преступлений. Поэтому необходимо выделять и исследовать все структурные образования личности осужденных женщин: характер, способности, эмоции, темперамент, волю и т.д.
Учет особенностей личности осужденной женщины имеет исключительно важное значение для процесса исправления и ресоциализации. Правильная организация и поддержание режима отбывания наказания, вовлечение осужденных в трудовую деятельность, воспитательные мероприятия, обучение осужденных, применение мер поощрения и взыскания, условно-досрочного и иных видов досрочного освобождения, осуществление различных форм постпенитенциарной деятельности по закреплению результатов исправительного воздействия — все это неизменно предполагает глубокое знание личности каждой осужденной женщины.
Распространить положение ч.1 1 ст.73 УИК РФ на осужденных женщин. В связи с этим предусмотреть что осужденные к лишению свободы женщины отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. При этом возможно содержание мужчин и женщин в одном учреждении, но размещать их следует в совершенно отдельных помещениях, что соответствует требованиям ст.8 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.
Предусмотреть создание автоматизированной системы контроля за постановкой на учет в органах внутренних дел лиц, освобождающихся из исправительных учреждений, обеспечивающей взаимосвязанный информационный обмен между исправительными учреждениями и органами внутренних дел.
Предусмотреть создание фондов социальной помощи лицам, отбывшим наказания при районных, городских и областных администрациях.
Учитывая, что структура уголовно-исполнительного законодательства способствует правоприменительной деятельности, нужно признать полезным в структуре Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации выделить отдельную главу, определяющую особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении женщин.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/osujdennyie-jenschinyi-i-ih-deti/
I. Нормативные правовые акты
II. Специальная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/osujdennyie-jenschinyi-i-ih-deti/
18. Абызова Е.Р. Меры индивидуально-воспитательного воздействия на лиц женского пола, совершающих преступления / Е.Р. Абызова // Уголовно-исполнительная система. — 2007. — № 1. — С.32-35.
19.Альперн П., Антонов А.И., Огородников И.В., Поливанова М.М., Уткин В.А. Тюрьма — не женское дело. Результаты мониторинга, очерки, интервью / П. Альперин, А.И. Антонов, И.В. Огородников, М.М. Поливанова, В.А. Уткин. — М.: Общественный центр содействия реформе уголовного правосудия, 2000. — 288 с.
.Антонян Ю.М. Преступность пожилых людей / Ю.М. Антонян // Советское государство и право. — 1991. — № 11. — С.72-74.
.Антонян Ю.М. Преступность среди женщин / Ю.М. Антонян. — М.: Российское право, 1992. — С.4-10.
.Веселов М.И. Оперативно-розыскное обеспечение предупреждения и раскрытия преступлений в женских колониях: Автореф. дис. канд. юрид. Наук / М.И. Веселов. — М., 2011. — 28 с.
.Гармаш А., Королева С. Женщина в системе уголовного правосудия / А. Гармаш, С. Королева // ЭЖ-Юрист. — 2012. — № 14. — С.36-40.
.Давыдова Н.В., Жолус Б.И. Социально-демографическая характеристика несовершеннолетних осужденных женского пола / Н.В. Давыдова, Б.И. Жолус // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2007. — № 4. — С.54-58.
.Дзиконская С.Г. К вопросу о соблюдении принципа равенства в условиях системы уголовно-правовых норм гендерной асимметрии / С.Г. Дзиконская // Уголовное судопроизводство. — 2009. — № 3. — С.60-63.
.Документы ООН, касающиеся заключенных (сборник) // Тюремная библиотека. Вып.7. — М., 2000. — 188 с.
.Иванова Н.А. Вопросы реализации международных стандартов обращения с осужденными в женских исправительных учреждениях России / Н.А. Иванова // Общество и право. — 2008. — № 2. — С.40-45.
.Казакова В.А. Характеристика женщин, отбывающих лишение свободы (по материалам специальной переписи осужденных 2009 г.) / В.А. Казакова // Российский следователь. — 2012. — № 7. — С.11-15.
.Караваев И.В. Особенности правового положения беременных женщин и женщин, имеющих при себе малолетних детей, заключенных под стражу, в российском законодательстве и международно-правовых стандартах / И.В. Караваев // Общество и право. — 2008. — № 3. — С.52-55.
.Кирсанова О.С. Типология и психологическая характеристика женщин, осужденных к лишению свободы, по содержанию криминальной мотивации / О.С. Кирсанова // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2009. — № 6. — С.25-28.
.Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под ред.А.И. Зубкова. — М.: Юрист, 2005. С.8 — 9.
.Кочерова Н.В. Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых женщин в следственных изоляторах // Актуальные проблемы и перспективы развития следственных изоляторов России: Материалы международной научно-практической конференции / Под общ. ред.В.И. Семенюка. — М.: НИИ ФСИН России, 2007. — С.40-46.
.Мелешко Н.П. Проблемы преступления и наказания в России // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон / Н. П, Мелешко. — М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001. — 400 с.
.Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. — М., 1990.
35.Руднев В. Пенитенциарный судья <consultantplus://offline/ref=75348337482A1E91E0F48F2E9DA55344585DBA100A8111D852466249B553A5EEC1DF8161308AB4k5L>. К вопросу о судебном контроле за исполнением наказаний / В. Руднев // Российская юстиция. — 2001. — № 8. — С.32-36.
.Русина В.В. Женщины в пенитенциарной системе. Гендерный аспект проблемы / В.В. Русина // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2012. — № 3. — С.40-42.
.Синьков Д.В. Предупреждение преступного поведения женщин мерами индивидуальной профилактики / Д.В. Синьков // Российская юстиция. — 2008. — № 7. — С.42-46.
.Уголовно-исполнительное право России: Учебник / под ред.П.Е. Конегера, М.С. Рыбака. — М.: Ай Пи Эр Медиа, 2010. — 800 с.
.Филимонов О.В. Предисловие к сборнику «Документы ООН, касающиеся заключенных» / О.В. Филимонов // Тюремная библиотека. — М., 2000. — Вып.7. — С.3-6.
III. Материалы судебной практики
40.Постановление <consultantplus://offline/ref=A1C7E49E47ED8C8B8665AE00755C874CAA7521877593E4ADBCC52686h1z8I> Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. № 14 «О практике назначения судами видов исправительных учреждений» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. № 1.
.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2011 г. № 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора» // Российская газета. 2011.30 декабря.