ВВЕДЕНИЕ
Тема нашего исследования «Особенности развития психики детей раннего возраста» становится сегодня крайне актуальной. Актуальность исследования заключается в том, что ранний возраст – крайне важный и ответственный этап психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё происходит впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни формируются самые важные и базовые человеческие способности – умственная активность, любопытство, уверенность в себе и доверие к другим людям, целеустремленность и упорство, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами собой, как результат маленького возраста ребёнка, но призывают обязательного соучастия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Данный возрастной этап имеет значительную качественную специфику. К нему не подходят методы и приёмы работы, соответствующие дошкольникам. Для работы с детьми раннего возраста необходима соответствующая подготовка, располагающая специфическими знаниями, так немаловажен опыт работы с такими детьми.
Практика показывает, что в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются разнообразные формы нарушений психического развития. Дети со специальными нуждами составляют немалую часть детского населения. У здоровых детей также зачастую встречаются задержки речевого развития, эмоциональные нарушения, импульсивность, расторможенность и пр.
Тема психологии раннего возраста в последние десятилетия все более привлекает внимание специалистов в области педагогики, психологии, медицины и других смежных наук (М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и др.).
Так, теоретическими исследованиями в области педагогики раннего возраста занимались Н.М. Аксарина, К.Д. Губерт, М.Ю. Кистяковская, С.М. Кривина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л.Фрухт, Н.М. Щелованов. Отечественными учеными определены основные закономерности онтогенетического развития ребенка, разработаны качественно-количественные параметры оценки основных линий его развития в период от рождения до 3 лет (Н.М.Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л.Фрухт, Н.М. Щелованов, Н.Р. Эйгес и др.).
Объект исследования – ранний возраст.
Доклад : «Игровые методы в психокоррекции. Их роль при работе с детьми»
... эффективной при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении. Игротерапия эффективна как помощь при выдергивании волос; коррекций селективного мутизма; агрессивности в поведении; как средство улучшении ...
Предмет исследования – специфика и особенности развития психики детей раннего возраста.
Актуальность нашего исследования определила цель и задачи работы.
Цель исследования – рассмотреть особенности развития психики детей раннего возраста.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть зарубежные и отечественные исследования по психологии развития.
2.Дать общую характеристику психологии раннего возраста: познавательное и сенсорное развитие.
3.Проанализировать особенности психического развития детей раннего возраста.
4.На основе проведенного исследования сделать выводы по работе.
Для раскрытия поставленной цели и задач определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Названия глав отображают их содержание.
ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ
В конце XIX и начале XX в. как в Европе, так и в Америке при изучении теоретических проблем развития психики ребенка преобладал биологизаторский подход. Представители биологизаторского направления утверждали, что судьба ребенка определяется врожденными особенностями, и объясняли развитие психики биогенетическим законом. В его основу была положена идея спонтанности (самопроизвольности) психического развития ребенка, т. е. независимости от воспитания.
Американский психолог С. Холл (1844—1924), опираясь на биогенетический закон, утверждал, что каждый ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет этапы истории человеческого рода. Поэтому нужно дать ему возможность беспрепятственно изживать первобытные инстинкты. Используя большой фактический материал, С. Холл написал ряд работ о возрастных особенностях детей [14,c.52].
Значительный вклад в развитие зарубежной возрастной психологии внес немецкий психолог К. Бюлер (1879—1963).
В своих работах он дает большой фактический материал по развитию восприятия ребенка, рассматривает проявления фантазии детей в игровой деятельности, анализирует особенности детского мышления и речи, их своеобразие на отдельных возрастных этапах.
Проблемами развития возрастной психологии занимался швейцарский психолог Э. Клапаред (1873—1940).
Он придавал большое значение в поведении ребенка интересам, мотивам, потребностям. Ученый глубоко изучил особенности детского мышления, выделив ряд закономерностей, в частности положение о синкретичности (слитности) первоначальных обобщений, о соотношении осознания ребенком различия и сходства.
В конце XIX—начале XX в. значительно обострились социальные противоречия в капиталистическом мире (кризисы, войны, подъем рабочего движения).
Этот период характеризуется повышенным интересом к изучению социальных явлений и развитием теорий так называемого социологического направления в психологии. В социологических теориях развитие ребенка рассматривается как результат прямых воздействий окружающей его социальной среды [16,c.39]. К этому направлению можно отнести таких французских психологов, как Г. Тард, Э. Дюркгейм, Ш. Блондель, П. Жане и др.
Родоначальником французского социологического направления в психологии принято считать социолога Э. Дюркгейма (1858—1917).
Традиции воспитания детей раннего и дошкольного возраста в иудаизме
... у евреев не существовало особых образовательно-воспитательных институций. Воспитание детей осуществлялось в семейных и клановых рамках. В религиозной традиции система еврейского образования (существует не менее ... семьи с ее непререкаемым авторитетом родителей, в первую очередь, отца. Воспитание детей в раннем возрасте возлагалось преимущественно на мать, когда сыновья подрастали, их дальнейшее ...
По его мнению, психическое развитие—это впитывание, усвоение верований, чувств других людей. Развиваясь, ребенок должен усвоить накопленный человеческий опыт, традиции и обычаи. Это происходит благодаря подражанию. Со способностью к подражанию ребенок рождается.
П. Жане (1859—1947) интересовал вопрос о соотношении биологического и социального в развитии психики. П. Жане выделяет четыре уровня психического развития ребенка.
Первый уровень характеризуется развитием моторных реакций (приближения и удаления), где значимыми для дальнейшего развития являются не сами реакции, а их социальная обусловленность. Второй уровень—развитие перцептивных действий. Здесь формируется устойчивость восприятия предметной действительности. Третий уровень—социально-личностный, т. е. такой, когда ребенок может согласовывать свои действия с действиями другого человека. Четвертый уровень— интеллектуально-элементарное поведение. На этом уровне развивается речь ребенка.
Немецкий психолог В. Штерн (1871—1938) в книге «Психология раннего детства» раскрывает основные теоретические положения психического, или, по его терминологии, душевного развития ребенка: «Душевное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий, а результат «конвергенции» внутренних данных с внешними условиями развития».
Швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896—1980) является создателем женевской школы психологов по изучению интеллектуального развития ребенка. Исследование детского интеллекта он строит на основе наблюдений и изучения действий детей.
Прогрессивный французский психолог А. Баллон (1879—1962) диалектически решает проблему стадиальности психического развития. Он показывает возникновение, чередование и взаимозависимость различных стадий детского развития. Каждая из них, по мнению ученого, есть результат количественных и качественных изменений. Он выделяет следующие стадии онтогенетического развития ребенка:
1. Стадия внутриутробной жизни. 2. Стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 месяцев).
3. Эмоциональная стадия (от 6 месяцев до года).
4. Сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет).
5. Стадия персонализма (от 3 до 5 лет).
6. Стадия различения (от 6 до 11 лет).
7. Стадия полового созревания и юношества. Эти стадии, считает А. Баллон, строго последовательны. Каждая из них самостоятельна и играет важную роль в диалектическом развитии личности ребенка [17,c.29].
Прогрессивное направление в современной зарубежной психологии представлено Дж. Брунером. В своих работах он ставит вопросы о соотношении обучения и формирования личности. Ученый утверждает, что обучение не зависит от развития, поэтому любому ребенку на любой стадии развития можно преподать любой предмет в достаточно полноценной форме.
Крайг Г. в своих работах пишет о том, что раннее детство — это время, когда ускоряется темп приобретения детьми знаний об их культурном и социальном мире, а также их общее когнитивное развитие. В идеале, за этот период ребенок узнает, что такое плохое и хорошее поведение; как справляться со своими чувствами, желаниями и потребностями социально приемлемыми способами, а также о том, чего ожидают от него его семья, община и все общество, в котором он живет. Дети начинают усваивать нормы, правила и обычаи своей культуры. В то же время они вырабатывают Я — Концепцию, которая может сохраняться на протяжении всей дальнейшей жизни [8,c.221].
Технический прогресс и психология. Современные тенденции развития психологии
... развитие отдельных отраслей в современной психологии и не только теоретически, но и практически. Целью данной работы является рассмотрение использования достижений технического прогресса в психологической и новых тенденций и направлений в развитии современной психологии. 1 Технический прогресс и психология ...
Ньюкомб Н. пишет о том, что в процессе своего психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции, которая отличает ребенка от других и одновременно несет в себе возрастные и общечеловеческие внутренние черты. Именно целостное психическое развитие ребенка содержит потенциал общечеловеческих и индивидуальных свойств [17,c.30].
Таким образом, развитие зарубежной возрастной психологии характеризуется сменой многочисленных теорий, отличающихся различными методологическими принципами.
1.2.Психология развития в трудах отечественных ученых
Первые пути зарождения психология развития, в том числе психологии детства в России причисляют ко второй половине XIX в.
Для российской культуры дореволюционного периода была свойственна линия гуманизма, идея интереса к внутреннему миру человека, в том числе ребенка.
Политические и экономические реформы 60-х гг. XIX в., подьём культурной и научной жизни, всплеск интереса к просвещению и надежд, имеющих отношение к образованию, привели к осмыслению того, что необходимо развивать научную картину воспитания и обучения. Неизменным интересом в отечественной психологии пользовались проблемы воспитания нравственного мира личности.
Ученые этого периода Н.И. Порогов, К.Д. Ушинский, П.Д. Юркевич, Н.Х. Вессель впервые осветили проблему об обширном комплексном междисциплинарном (психологическом, физиологическом, медицинском и др.) исследовании ребенка и научных основах руководства его развитием. Н.И. Пирогов самым первым сконцентрировал внимание на том, что дело воспитания имеет не практический, а философский смысл — воспитания человека.
В 70—80-х гг. XIX в. вырабатываются два типа исследований: наблюдения родителей за своими детьми (дневники развития ребенка) и наблюдения ученых за детским развитием (по определенной программе).
Проводится исследование взаимосвязи психического и физического развития ребенка, рассмотрение обстоятельств правильной организации умственного труда и формирования познавательной активности, линий развития нравственного облика личности ребенка (работы П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, И.А. Сикорского, Н.Н. Ланге и др.).
Параллельно исследования общих закономерностей детского развития происходило накопление материала, помогающего осмыслить направления развития некоторых сторон психической жизни: памяти, внимания, мышления, воображения. В основном, внимание отводилось наблюдениям за развитием детской речи, оказывающей влияние на вырабатывание различных сторон психики. Значительные данные были обретены благодаря исследованию физического развития детей (И. Старков).
Предпринимались усилия по нахождению психологических особенностей мальчиков и девочек (К.В. Едьницкий).
Существенное развитие в отечественной психологии развития обрел генетический подход. «Понятие развития — отмечал П.Ф. Каптерев, — в настоящее время играет весьма видную роль в науке, всюду изучают развитие существ и явлений; без понимания истории развития представляется невозможным правильно и глубоко понять самое явление, природу существ. По отношению к воспитанию детей признается та же истина: чтобы с успехом воздействовать на детей, укреплять их силы, нужно предварительно знать историю их развития» [15,c.64].
Развитие экспериментальной психологии в к.XIX – н.XX вв
... взглядов придерживались В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, А.А. Токарский - первые энтузиасты экспериментальной психологии в России. Правда вундтовская программа также нашла в России своих приверженцев, ... вспыхнула полемика. Результаты своих исследований Штумф изложил в капитальном двухтомном труде по психологии восприятия музвкальных звуков (1883 - 1890). Столкновение между лабароториями Вундта и ...
Познание психологии ребенка, генезиса и первоначального развития психики стало подвергаться анализу как неоценимое орудие познания человека и решения основных философских вопросов. Многочисленный рост фактов об особенностях детского развития поставило вопрос о нормах общего развития ребенка, о законах, управляющих этим развитием.
Были разработаны общие положения об основных чертах детскою развития:
- Развитие ребенка происходит понемногу и последовательно. В целом оно выступает как беспрерывное поступательное движение вперед, но не является прямым, может включать уклонения от прямой линии и остановки.
— Между духовным и физическим развитием имеется неразрывная связь. Такая же неразрывная связь имеется между умственной, эмоциональной и волевой деятельностью, между умственным и нравственным развитием. Классическая организация воспитания и обучения предусматривает гармоническое, всестороннее развитие.
- Некоторые телесные органы и различные стороны психической деятельности принимают участие в процессе развития не все одновременно, скорость их развития и энергия не равны.
- Развитие может идти посредственным ходом, может убыстряться и тормозиться в зависимости от целого ряда оснований.
- Развитие может останавливаться и приобретать нездоровые формы.
- Запрещено делать преждевременных прогнозов о будущем развитии ребенка. Особый талант должен базироваться на обширное общее развитие.
- Запрещается искусственно ускорять детское развитие, необходимо предоставить каждому возрастному периоду «изжить» себя [13,c.126].
В это же время возникают различные пособия по организации исследования развития ребенка, советы по уходу за здоровым и больным ребенком, общие наставления по воспитанию и обучению в семье и в школе, созданные на обширном применении данных о физическом, умственном, эмоциональном, волевом и духовном детском развитии.