Особенности развития предметной деятельности детей раннего возраста

Содержание скрыть

Введение, Актуальность темы исследования

Ранее детство — возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования новых видов деятельности.

Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Оно имеет ведущее значение для развития ребенка второго — третьего года жизни. В ходе овладения предметными действиями ребенок овладевает теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы. Усваивая употребление простейших орудий, ребенок вместе с тем постепенно начинает усваивать и общий принцип, состоящий в том, что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными.

Так как главные основы воспитания — как говорил советский педагог А.С. Макаренко — закладываются в раннем возрасте, то есть девяносто процентов всего воспитательного процесса ребенка, то предметная деятельность, свойственная для детей данного возраста, наиболее подходящая сфера для воспитания детей этого возраста.

В процессе исследования проблемы воспитания детей раннего возраста в предметной деятельности нами было выявлено противоречие между необходимостью воспитания детей раннего возраста в ДОУ и несостоятельностью механизма его реализации в предметной деятельности в реальной практике специалистов ДОУ.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в преодолении противоречия путем поиска средств, обеспечивающих воспитание детей раннего возраста в предметной деятельности.

Проблема исследования: Каковы особенности развития предметной деятельности детей раннего возраста?

Цель исследования:, Объект исследования, Предмет исследования:, Гипотеза исследования:

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

4 стр., 1852 слов

Особенности терморегуляции у детей, подростков и взрослых

... обменных процессов, аллергии). Улучшить теплорегуляцию можно через закаливание организма. У детей раннего возраста ребра имеют малый изгиб и занимают почти горизонтальное положение. Верхние ... а также профилактических и реабилитационных мероприятий. Возрастные особенности терморегуляции у детей; 1.Теплообразование меньше, чем у взрослых 2.Колебания температуры тела. 3.Неадекватность реакций на ...

— теоретически обосновать проблему особенностей развития предметной деятельности детей раннего возраста;

— экспериментальным путем выявить уровень развития предметной деятельности детей раннего возраста;

— разработать методические рекомендации для педагога-психолога.

Методологической основой исследования явились теоретические положения о влиянии предметной деятельности на развитие личности детей раннего возраста (Т.И. Белова, Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, Р.С. Немов), об организации предметной деятельности в ДОУ в условиях личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых (С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина) и др.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных.

Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе ДОУ «Улыбка» г. Пошехонье. Исследование проводилось в три этапа.

Структура и объем работы, Глава 1. Теоретические основы развития предметной деятельности детей раннего возраста.

1.1. Понятие «предметная деятельность» в психолого-педагогической литературе.

Определение «предметная деятельность» объединяет в себе такие понятия, как «предмет» и «деятельность», и, не раскрыв смысл данных понятий, нельзя говорить о предметной деятельности в целом. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова «предмет» определяется как вещь, конкретный материальный объект». «Деятельность — это способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром. Понятием «деятельности» охватываются разные формы человеческой активности и сферы функционирования общества. С помощью этого понятия даются характеристики различных аспектов и качеств бытия людей (деятельность физическая и умственная, внешняя и «внутренняя», творческая и разрушительная и т. д.) [3, с.368].

Предметность деятельности зачастую понимают прямолинейно, как овеществление ее, как поглощенность процесса деятельности вещью (таковы многие современные технологические концепции, соответствующие технократические проекты, вызывающие естественную критику, которая разоблачает такую интерпретацию деятельности и вместе с тем как бы замыкает деятельность в рамках такой интерпретации).

Однако предметность деятельности, по сути, означает социальность ее, ибо предмет не замыкает человеческую самореализацию, а открывает ее социальному миру, другому человеку, представляет ее разным («близким» и «дальним») людям, «транслирует» ее в пространстве и времени социального процесса [26, с.84].

12 стр., 5950 слов

Желтухи у новорожденных и детей раннего возраста

... ребенка является разграничение физиологических особенностей и патологических нарушений билирубинового обмена. Физиологическая желтуха обусловлена транзиторным повышением концентрации билирубина в крови, связанным с физиологическими особенностями обмена веществ в раннем ...

Предметная деятельность — деятельность, направленная на овладение социально выработанными способами употребления различных «культурных предметов»: орудий, игрушек, предметов одежды, мебели и т. п. Согласно концепции ведущей деятельности, предметная деятельность является таковой в раннем возрасте. Как и другие виды деятельности, предметная деятельность развивается в сотрудничестве ребенка со взрослым, который задает образцы употребления различных объектов. Большое значение имеет также оценка взрослым попыток ребенка выполнить действие: эмоциональная поддержка, одобрение, похвала. Согласно данным Д.Б. Эльконина, «смысловой центр ситуации, в которой происходит усвоение предметных действий — взрослый и совместная деятельность с ним». Овладение предметным действием начинается с усвоения ребенком функции предмета, его назначения. Лишь затем постепенно осваивается операционально-техническая сторона действия [11, с.449].

Человек является субъектом предметной деятельности не потому, что деятельность есть одно из его индивидуальных свойств, принадлежащий именно ему атрибут, а потому, что сам человеческий индивид является основанием предметной деятельности, не только “своей собственной” индивидуальной, но через механизм рефлексивного синтеза (через процесс трансцендирования) он становится основанием социальной деятельности, а тем самым становится способным участвовать в созидании законов объективной диалектики[1, с.316]. Предметная деятельность — форма активного взаимодействия, в ходе которого человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно-исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения человека в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Для предметной деятельности человека, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений.

Среди компонентов предметной деятельности выделяют:

— мотивы, побуждающие субъект к деятельности;

-цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые посредством действий.

Предметные действия — процесс взаимодействия с каким-либо предметом, который характеризуется тем, что в нем достигается заранее определенная цель. Могут быть выделены следующие составные части предметного действия:

  • принятие решения;

  • реализация;

  • контроль и коррекция.

Предметная деятельность справедливо считается ведущей в психическом развитии детей раннего возраста. Д. Б. Эльконин [9, с.275] указывал на развивающее значение ориентировочных и функциональных действий (употребление предметов по назначению), в то же время не усматривая игры в предметных действиях, подчеркивая, что «в онтогенезе хронологически первой формой является ролевая игра» [7, с. 33].

27 стр., 13161 слов

Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей

... -досуговая деятельность детей. Предмет исследования - специфика использования форм, видов и принципов культурно-досуговой деятельности в детском учреждении образования как особенности организации культурно-досуговой деятельности детей. В процессе написания работы использовались такие методы исследования, ...

Предметная деятельность человека является основой, подлинной субстанцией реальной истории человеческого рода: вся совокупность предметной деятельности выступает движущей предпосылкой человеческой истории.

С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам, меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо вопроса: “что это?” — при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос: “что с этим можно делать?” (Р.Я. Лехтман-Абрамович, Д.Б. Эльконин).

Вместе с тем этот интерес чрезвычайно расширяется. Так, при свободном выборе предметов и игрушек он стремится познакомиться с возможно большим количеством их, вовлекая предметы в свою деятельность [7, с.95].

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами — формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п.

У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

В начале раннего детства восприятие ребенка развито еще чрезвычайно слабо, хотя в быту ребенок выглядит достаточно ориентированным. Ориентирование происходит, скорее, на основе узнавания предметов, чем на основе подлинного восприятия. Само же узнавание связано с выделением случайных, бросающихся в глаза признаков-ориентиров.

Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет) и приводит их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем это практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений перцептивного характера. Начинается развитие перцептивных действий.

В первые годы дошкольного детства предметная деятельность уступает ведущее место игре. Игра, рисование, конструирование (а также сходные с рисованием и конструированием другие виды продуктивной деятельности — аппликация, лепка) окончательно оформляются как самостоятельные виды деятельности.

Овладение действиями с предметами в дошкольном детстве продолжается. Ребенок этого возраста уже знаком с употреблением основных предметов, применяемых в домашнем обиходе, — одежды, посуды, мебели и др., однако техника их использования еще достаточно несовершенна. То же самое касается употребления лопатки, совка, карандаша, кисточки, т.е. простейших орудий. Совершенствование технической формы действий с предметами продолжается: ребенок учится застегивать пуговицы, завязывать шнурки на ботинках, копать, правильно пользоваться карандашом. Такие действия усваиваются успешнее, если включены в привлекающие дошкольника виды деятельности. Он гораздо охотнее застегивает пуговицы на кукольном платье, чем на собственном, учится держать карандаш в процессе рисования и т.п. Действия с простыми, знакомыми предметами перестают вызывать интерес. Теперь малыша привлекают сложные, малознакомые предметы и действия с ними. Он пытается разобраться в их устройстве и назначении: задает вопросы взрослым, а если это возможно, прибегает к самостоятельному «экспериментированию». Иногда оно кончается плачевно: выдавливаются глаза кукле, ломается заводная машина, но в целом это — показатель растущей любознательности ребенка, его интереса к окружающим вещам. Таким образом, предметная деятельность, видоизменяясь, дает начало любознательности, которая очень важна для умственного развития.

9 стр., 4219 слов

Анализ деятельности ветеринарной клиники «Кошкин дом»

... работы - рассмотреть организацию ветеринарного дела в клинике «Кошкин дом». Задачи: охарактеризовать ветклинику «Кошкин дом» и ее деятельность; описать штат клиники, права и должностные обязанности ветеринарных специалистов; провести сравнительный анализ ... - 21:00 Воскресение 9:00 - 21:00 2. Предмет деятельности Предмет деятельности ветеринарной клиники «Кошкин дом» - оказание платных услуг гражданам ...

С другой стороны, предметные действия начинают усваиваться и выполняться в связи с элементарным самообслуживанием, помощью взрослым в выполнении бытовых обязанностей. Постепенно происходит переход предметной деятельности в бытовую, и закладываются основы для последующего усвоения трудовых действий.

В предметной деятельности ребенок овладевает знаниями об окружающем мире. Сначала содержанием этой деятельности являются предметы ближайшего окружения — своего дома, двора, а потом мир значительно расширяется — улица, парк, детский сад и т. п. К четырем — четырем с половиной годам ребенок уже ориентируется в окружающих предметах, знает их качества, назначение, способы использования.

Предметная деятельность создает благоприятные условия для развития познавательных процессов ребенка: приучает его быть внимательным к вещам, целенаправленно их рассматривать (воспринимать); в действиях с предметами развивается практическое (наглядно-действенное) мышление ребенка; он учится называть разнообразные свойства предметов и их функции — это обогащает его лексику; свои впечатления от предметов ребенок запоминает, делится ими с родителями и ровесниками — это развивает его речь[49, с.59].

Можно сделать вывод, о том что предметная деятельность это форма активного взаимодействия, в ходе которого человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Важной чертой предметной деятельности является и то, что она формирует другие виды деятельности, и среди них особое значение для умственного развития имеют так называемые продуктивные деятельности. К ним относятся: детский труд, изобразительная деятельность — рисование, лепка, аппликация, конструирование, строительство и т. п.

1.2. Особенности развития предметной деятельности детей раннего возраста

Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка второго-третьего года жизни. В ходе овладения предметными действиями ребенок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы.

5 стр., 2471 слов

Реферат организация речевого общения воспитателя с детьми в разных ...

... преобладанию речевых средств. Все факторы, способствующие общению дошкольника со взрослыми и сверстниками в форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительного, являются сильнейшими стимуляторами его психического развития. 3. Речь воспитателя и ...

Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Предметы, с которыми действует ребенок, созданы людьми и созданы для определенной цели: ложкой едят, из чашки пьют, совочком копают, шапочку надевают на голову, а ботинки- на ноги. Это — общепринятые способы их употребления [32, с.175].

Способ употребления предметов на них не написан. Ребенок не может «открыть» его самостоятельно. Это происходит только под руководством и по примеру взрослых.

Предметы, которые окружают ребенка и с которыми он учится действовать, различаются между собой по внешнему виду, употреблению и, что очень важно — по тому, каким образом и насколько твердо закреплено за ними определенное назначение.

К предметным действиям ребенок переходит от манипуляций с предметами. Манипуляции учитывают только внешние свойства вещей независимо от их назначения: ребенок катит все круглое, стучит всем твердым, сжимает все мягкое. Теперь ему нужно научиться употреблять каждый предмет так, как этого требуют взрослые.

Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослых. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет, а потом овладевают самой «техникой» его употребления.

На втором году жизни (и, примерно, до середины третьего) дети усваивают представления об употреблении большинства окружающих простых предметов. Это ведет к возникновению тесной связи действия с предметом: каждый предмет ребенок стремится использовать по назначению. Разница между отношением к предмету в период, когда действия ребенка еще манипулятивны, и в период, когда он овладевает предметной деятельностью, хорошо видна из следующих примеров, показывающих, как дети разного возраста употребляют носовой платок.

Детям третьего года жизни давали носовой платок и предлагали использовать его как полотенце, салфетку и тряпку для вытирания стола. Как правило, дети отказывались это делать.

Связь действия с предметом состоит также в том, что каждое известное ребенку действие он может выполнить только с тем предметом, который для этого предназначен [27, с.60].

Когда детям двух лет, уже умевшим пользоваться расческой и чашкой, предлагали «причесаться» палочкой или «попить» из кубика, они не могли этого сделать. Не могли они и просто показать рукой без предмета, как причесываются и пьют.

К концу раннего возраста связь действия с предметом становится более свободной: ребенок знает, для чего служит предмет, но может использовать его и по-другому. Может он и показать, как выполняют действие, без предмета или, пользуясь неподходящим предметом («причесываться» палочкой или рукой).

Такое «отделение» действия от предмета — обязательная предпосылка возникновения игры.

7 стр., 3121 слов

Дети Арбата как знаковое произведение перестройки

... поставлена писателем верно, ибо ведь именно с 1934 года, когда развёртывается действие "Детей Арбата", культ этот начал превращаться в нечто грандиозное и исключительное. Сталин в романе ... собственной книги о диктаторе, заметил: "О каждом часе Сталина знает только один Рыбаков". Вот эта исследовательская въедливость в сочетании с талантом проникновения в психологические глубины ...

Усвоение техники выполнения предметных действий — трудный и длительный процесс. В раннем возрасте ребенок может научиться самостоятельно, выполнять только самые простые из них. Это — еда ложкой, питье из чашки, черкание карандашом по бумаге, копание песка совочком, надевание некоторых простых частей одежды, разборка и складывание пирамидки из 4-5 колец и др. [45, с.278].

Трудность овладения действиями для малыша состоит не только в том, что у него еще плохо развиты произвольные движения — плохо «слушаются» руки, пальчики, но и в том, что для большинства таких действий необходимо перестроить привычные движения, подчинить их целой системе правил. Возьмем для примера еду ложкой. К тому времени, когда ребенок начинает учиться есть ложкой, он уже умеет, есть, беря пищу (например, кусочек хлеба) рукой и поднося ее ко рту. При этом рука движется по косой линии от стола, где лежит пища, ко рту. Когда ребенка начинают учить пользоваться ложкой, он пытается действовать ею, как рукой: захватывает ее как можно ближе к углублению, зачерпывает пищу и по косой линии несет ко рту. Но из этого ничего не выходит — пища вываливается по пути. Рука ребенка только постепенно и ценой немалых усилий может приспособиться к соблюдению требований правильного пользования ложкой. Но зато он овладеет человеческим действием с человеческим предметом.

Обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ, доступный детям [38, с.228].

Теперь мы можем заключить, что, овладевая предметными действиями, ребенок усваивает, что делают с тем или другим предметом и как это делают. Вместе с тем, он учится сам выполнять соответствующие действия. Иначе говоря, дети усваивают назначение предметов, способы действий с ними и (в доступных пределах) технику выполнения этих действий.

Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Функция, назначение вещей является их скрытым свойством. Оно не может быть выявлено путем простого манипулирования. Так, ребенок может бесконечное число раз открывать и закрывать дверцу шкафа, долго стучать ложкой об пол, но этим ни на шаг не продвинется в познании функции предметов. Только взрослый способен в той или иной форме раскрыть ребенку, для чего служит шкаф или ложка. [18, с.84].

На первых ступенях развития предметной деятельности действие и предмет очень жестко связаны между собой: ребенок способен выполнить усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен. Если ему предлагают, например, причесаться палочкой или попить из кубика, он оказывается просто не в состоянии выполнить просьбу, действие распадается. Только постепенно происходит отделение действия от предмета, в результате которого дети раннего возраста приобретают возможность выполнить действие и с не соответствующими ему предметами или использовать предметы не по прямому назначению.

В конце первого года ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости. На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих предметных действий. Общение со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное — новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.

27 стр., 13114 слов

Организация взаимодействия между работой логопеда и родителей ...

... с дислалией с использованием наглядных средств при взаимодействии с родителями. Объект исследования: дети дошкольного возраста с дислалией. Предмет исследования: особенности логопедической работы и по устранению дислалии у дошкольников с использованием наглядных средств. В дипломной работе ...

Возникает новый тип ведущей деятельности ребёнка. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а предметная деятельность, связанная с овладением культурными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Все эти важнейшие способности в данном возрасте лучше всего развиваются именно в процессе практических предметных действий.

Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности.

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:

  • становление орудийных действий;

  • развитие наглядно-действенного мышления;

  • развитие познавательной активности;

  • формирование целенаправленности действий ребёнка.

Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Орудийные действия.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи — ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов:

  • совочки, лопаточки;

  • метелочки, грабельки;

  • сачки для «вылавливания» игрушек из ванны;

    5 стр., 2007 слов

    «Анализ продуктивной деятельности детей раннего возраста»

    ... детей раннего возраста на занятиях по продуктивной деятельности являются: 1. Создание эмоционально-положительного настроения, атмосферы живого и интересного общения. 2. Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности. ... по замыслу. Конструктивная деятельность развивает у ребенка способность к планированию. В детском возрасте изобразительная деятельность и конструирование тесно связаны ...

  • удочки с магнитом для «ловли рыбок»;

  • игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.;

  • кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.

Копая совочками или лопатками, пользуясь игрушечными щёточками или расчёсками, малыш не только тренирует свою руку, но и овладевает культурными способами использования предметов.

Наглядно-действенное мышление.

Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры. Это:

  • пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;

  • вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;

  • матрёшки 3-4-местные;

  • «коробки форм», т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;

  • столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;

  • крупные пазлы и мозаики;

  • кубики крупные пластмассовые и деревянные;

  • шнурок и бусины для нанизывания;

  • народные игрушки с подвижными частями;

  • желобок и шарик для скатывания.

Действуя с этими (и подобными) игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.

Познавательная активность.

Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент. Это могут быть:

  • коробочки с секретом;

  • детские музыкальные центры;

  • механические игрушки;

  • клавишные игрушки;

  • игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового;

  • материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.

Целеустремлённость и настойчивость.

Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий подходят следующие игрушки:

  • фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта — собачки, ёлочки, снеговика и пр.;

  • пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.);

  • составные игрушки — машинки, домики и пр.;

  • строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;

  • бусы для нанизывания;

  • шнуровки и застёжки.

Таким образом, связь действия с предметом проходит три фазы развития. На первой из них с предметом могут выполняться любые известные ребенку действия. На второй фазе предмет употребляется только по прямому назначению. Наконец, на третьей фазе происходит как бы возврат к старому — к свободному употреблению предмета, но на совершенно другом уровне: ребенок знает основную функцию предмета.

Можно сделать вывод что, усваивая действия по употреблению предметов обихода, ребенок вместе с тем усваивает и правила поведения в обществе, связанные с этими предметами. Так, рассердившись на взрослого, ребенок может швырнуть чашку на пол. Но тут же на его лице выразится испуг и раскаяние: он уже понимает, что нарушил правила обращения с предметом, которые обязательны для всех. В связи с овладением предметной деятельностью изменяется характер ориентировки ребенка в новых для него ситуациях, при встречах с новыми предметами. Если в период манипулирования ребенок, получив незнакомый предмет, действует с ним всеми известными ему способами, то впоследствии его ориентировка направлена на выяснение того, для чего этот предмет служит, как его можно употребить.

1.3. Педагогические условия развития предметной деятельности детей раннего возраста ., Период раннего возраста (1-3 года)

В последние годы в Центре «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца были проведены фундаментальные исследования в области раннего детства (Л.Н.Павлова, К.Л.Печора, Е.Волосова и др.). В концепции развития детей раннего возраста представлена интеграция семейного и общественного воспитания с ориентацией на ту социально — культурную среду в которой живет ребенок (см. Психофизическое благополучие детей раннего возраста. М., 1994. Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца [7, с.95]. Ведущими средствами авторы концепции называют развивающее общение, развивающую предметно-пространственную среду, развивающие виды деятельности.

Предметная деятельность

содержание предметной деятельности

Особенность предметной деятельности детей раннего возраста предполагает сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого. В работах Л.Ф.Обуховой, П.Я.Гальперина. Д.Б. Эльконина, Е.О. Смирновой. Ф.И.Фрадкиной рассматриваются основные линии совместной деятельности ребенка и взрослого. Содержание ситуации развития представлено в схеме («ребенок — предмет — взрослый»). Мотив предметной деятельности — сам предмет, способ его употребления. Общение становится формой организации предметной деятельности. Педагогическая позиция взрослого направлена на изменение (в отличие от младенческого периода) характера общения. Взрослый, используя ситуативно-деловое общение, вместе с предметом передает способ действия с ним. Общение со взрослым протекает на фоне практических действий с предметом. Действуя с предметами, ребенок второго года жизни открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого иа части (разбирает и собирает матрешку, пирамидку).

Общение становится речевым, взрослый «придает» предмету слово; способ действия также озвучивается. Задача педагога способствовать овладению детьми орудийными способами действий в быту, игре, на занятиях. Для этого знакомить детей с назначением предметов быта, мебели, одежды, транспортных средств.

становление предметного действия

I. В плане развития самостоятельности (как базисной личностной характеристики ребенка).

2. В плане развития средств и способов ориентации ребенка в условиях осуществления предметного действия. Учитывая этапы развития предметного действия, методика организации обучения детей будет включать совместные действия, частично-совместные, показ, словесные указания. При этом, взрослый в содержание обучения включает развитие специфических (функциональных) действий; перенос действия с одного предмета на другой («пить» из чашки, потом из кружки,

стаканчика и пр.); перенос действия в другую ситуацию ( «кормит» куклу, мячик, машину и пр.).

В раннем возрасте происходит дифференциация предметно- практической и игровой деятельности с предметами. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид деятельности ребенка.

На втором году жизни ребенок начинает выделять взрослого как носителя образцов действия. Подражая взрослому, ребенок стремится отображать те действия, которые он наблюдал у взрослого («разговор по телефону», «чтение газеты» и пр.).

Большую роль при этом играет образец, который предлагает взрослый. Взрослый знакомит с предметами — орудиями, учит использовать их по назначению. Линия присвоения образца при освоении орудийных действий в раннем возрасте интересно разработана Д.Б.Эльконнным (см. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., I960. Или: Эльконин Д.Б. Психология игры.-М., 2000 [ 11 , с. 149 ]).

Педагогическим условием

Особенностью развития ребенка является то, что в первую очередь осваивается функция предмета- орудия (для чего нужен) и смысл действия (как пользоваться) и лишь затем его операционно-техннческая сторона (Д.Б.Эльконин).

Основными психолого-педагогическими

— совместная деятельность ребенка и взрослого:

— обучение детей сравнению своего действия с действиями взрослого;

— комплсксирование предметно-игровой деятельности;

— развитие игровых замещений

— развитие целенаправленности действий ребенка

— развитие образа «Я», признание достижении ребенка в предметной деятельности;

— развитие самостоятельности стремления к достижению результата.

Большое значение для организации предметной деятельности имеет подбор игрового оборудования, дидактических игрушек и развивающих пособии для детей раннего возраста. Рекомендации для создания предметно-развивающей среды разработаны ЗАО «ЭЛТИ — КУДИЦ» и Центром «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца (автор Павлова Л.Н.. кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра).

См. Павлова Т.Н. 1000 дней раннего детства. С. «ЗАО «ЭЛТИ — КУДИЦ»[1,с.12]. . Игровое оборудование, дидактические игрушки и развивающие пособия для детей раннего возраста (рекомендации руководителям ДОУ, воспитателям и родителям детей раннего возраста»,-М., 2002.

Предметно-развивающая среда для детей раннего детства предполагает создание благоприятных условий, призванных, по мнению Л.Н.Павловой, заложить в ребенке необходимые базовые качества будущей деятельности и формирующейся на их основе психики. При построении предметно-развивающей среды важно помнить, что за первые годы у детей трижды проходит смена ведущих видов деятельности: от эмоционального общения (I год) к предметной (2 год) и предметно-игровой деятельности (3 год).

В данных видах деятельности роль взрослого в общении с детьми также меняется от эмоционального контакта к «деловому» и познавательному, содержательно-игровому взаимодействию.

По мнению Л.Н.Павловой, на первом году жизни важно обеспечить интимно-личностное, позитивно — эмоциональное общение, способствующее формированию начала базального доверия к окружающему миру. Игрушки и пособия должны побуждать к ориентированно-исследовательским действиям и сенсорной активности, формировать ручные умения — притягивание, захват, схватывание, манипулирование. При этом предмет (игрушка) как бы учит руку ребенка совершать действие с учетом формы, величины, массы, протяженности и положения предмета в пространстве (феномен «уподобления»).

Именно игрушка создает множественность «степеней свободы» для действий руки ребенка, что особенно важно в ранний период детства, потому, что рука учит глаз, а глаз учит руку». Для этого необходимы погремушки, гирлянды, бусы, наборы шаров для скатывания. Педагогическая направленность на подбор игрового оборудования включает также лесенку — манеж с горкой, комплект мягких модулей для знакомства детей с объемными геометрическими фигурами, каталки: конь «Буян», петух «Цезарь», куклы — неваляшки для развития слуховых ориентированных реакций и развития действий манипулятивного характера (начиная с 6 мес); музыкальные игрушки — забавы для установления взаимосвязей между силой звука и воздействия на предмет (удар, раскачивание, сотрясение и т.п.).

На 1 году важно продумать внесение пособий для индивидуальной игры ребенка с предметами разной формы и величины. Сбор пирамид по цвету, работа с предметами — вкладышами (от 8 мес): так называемый развивающий стол.

Или детей второго

Игровое оборудование должно отвечать потребностям малыша в совместных игровых действиях со взрослым, создавать единое игровое «поле». Это период интенсивного накопления сенсорного опыта в действиях с игрушками, овладение простейшими обобщенными способами действий, обобщенными представлениями об их свойствах (цвете, величине, форме и пр.).

Практическую ценность представляют дидактические наборы (шары, кольца, кубики, цилиндры, втулки, столбики и пр.); дидактические модули (столики), где происходит ознакомление детей с различными свойствами (сквозное пространство, сборно-разборные конструкции, соотношение части и целого предмета).

Это: развивающий тоннель (сквозное пространство); корова -качалка, сенсорно- дидактический столик, сухой бассейн (для развития координации и релаксации), кубики «Разрезные картинки» (игрушки, животные, фрукты), пирамида «Жираф», пирамида «Ведро», пирамида «Башня» и др.

Педагогически цепным является внесение сюжетных игрушек, способствующих возникновению отобрази тельных действии (кормление, уход, купание куклы), а также сюжетно — отобразительной и ролевой игры (на 3 году жизни) — (утюг для глажения, посуда для кормления, чашка для питья).

Наборы для игр в «больницу», «магазин», «парикмахерскую» и др. позволяют воспитателям значительно обогатить тематику игры детей 3-го года жизни. Более подробно перечень для детей 2 и 3 года жизни можно посмотреть в учебном пособии «Педагогика раннего возраста» (Г.Г.Григорьева и др), М., 1998. [11, с.47].

В предметно — развивающей среде маленьких детей необходимы игрушки и пособия для выполнения предметно-орудийных действий, способствующих формированию наглядно — действенного мышления (молоточек с втулочкой, совочки с формочками для песка; набор предметов для уборки в доме — щетка, совок, веник, набор предметов для труда на огороде — лопата, грабли, ленка и пр.).

Многие авторы (Л.Н.Павлова, Г.Григорьева, Г.М Лямина и др.) советуют использовать для ознакомления с окружающим и развития речи, для инсценировки и показов интересных и знакомых сюжетов тематические наборы — «Скотный двор», «Дом с куклами», «Чьи детки?», сказка «Колобок», сказка «Курочка Ряба» н др.

В практике работы групп раннего возраста широко применяются пособия и материалы для развития мелкой моторики пальцев ребенка. Используются дидактические материалы, «воспитательная» гимнастика итальянского педагога Марии Монтессорн (различные шнуровки, застежки, комплекты — игрушки «Черепаха». «Краб», «Божья коровка» и пр.).

Учитывая ведущие линии развития детей раннего возраста необходимы игрушки для развития движений, сенсомоторной активности, развития координации в пространстве, чувства равновесия (велосипеды, качели, качалки, дорожки «Следочки», шары и мячи разных размеров, кольцебросы, машины, коляски, каталки и пр.).

Общими педагогическими условиями

игрушек в развитии, обучении и воспитании детей раннего возраста будут являться:

— периодическое обновление;

— разнообразие предметно-игрового мира; использование предметов -заменителей;

— удовлетворение возникших основных новообразовании раннего возраста (речь, движение, сенсорика, овладение средствами и способами действий);

— наличие педагогической поддержки в освоении назначений различных бытовых предметов, игровых способов их использования;

— обеспечение развития содержания предметной деятельности, особенностей развития предметных действий (ручных и орудийных, смысловых и технических).

Механизмом «запуска» педагогического эффекта развивающей предметной среды является активизирующее общение взрослого. В рамках предметной деятельности развитие ребенка раннего возраста происходит активизация речи, формирование наглядно — действенного мышления, становление символической игры, самосознания. Активная, содержательная, эмоционально-позитивная позиция взрослого включает организацию специальных обучающих игр — занятий. В книге «Занятия с малышами в детском саду» (Модель воспитания детей раннего возраста! — М., ЛИПКА -ПРЕСС 2002 г.) [14, с.67]., сост. сборника К.Белая раскрывает современные подходы к занятиям с дидактическими игрушками детей 2-го и 3-го года жизни. Практические советы опираются на исследования П.И.Радиной, Г.М.Лямииой. Н.М.Аксарнной, Э.Л.Фрухт и др. Современные подходы к занятиям включают:

  • Создание наглядно — дидактического материала (рисунки пирамид, чертежи пирамид, набор геометрических тел (кубы, шары, кольца и т.п.), стол па вращающейся основе, индивидуальные столики для работы):
  • Разработка системы автодидактических (самообогащающих) игрушек (игрушки для нанизывания, геометрические тела — вкладыши, народные, сборно-разборные, сюжетные игрушки);

Систематизация методов и приемов обучения маленьких детей (посильная самостоятельность в выполнении задания, выбор предметов по принципу уменьшения, ожидание, поиск, предвосхищение результата, оправдавшееся предположение, метод «пассивных движений» (т.е.выполнение действия рукой ребенка), выполнение заданий по представлению, усложнение умственных дидактических задач (увеличение количества предметов).

  • Дифференциация задач, содержания, методов обучения маленьких детей (активное подражание — 2 год, 3 год — обучающие действия по инструкции, по представлению, в воображаемой ситуации.

Педагоги, организуя игры — занятия, используют не только дидактические игрушки, но и предметы — орудия. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Особенность игр-занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности, игровая мотивация усиливает протекание психических процессов (восприятия, мышления, речь и т.д.).

В учебном пособии «Педагогика раннего возраста», Г.Г.Григорьева и др., М.,1998 г. приводятся игры — занятия для детей раннего возраста. Это игры типа: «Сделаем бусы кукле», «Найди кукле се игрушки», «Привяжем к шарику ниточку» и др.

дидактическими

Планомерность работы;

Посильность требований;

Вариативность заданий, близких по задачам, но предполагающих действия с разными предметами:

Усложнения содержания, методов обучения;

Фиксация успеха на всех этапах обучения.

Выполнение этих принципов позволяет сделать процесс обучения развивающим.

Важным педагогическим условием является задействование взрослым специфических видов деятельности. Для того, чтобы дети осваивали перенос способа действия в другие ситуации и на другие предметы можно использовать сюжетное конструирование. Для этой цели хороши различные строительные наборы и простые конструкторы. Для обыгрывания построек детям даются сюжетные игрушки, со масштабные с постройками из детален конструктора, В программе «Кроха» дается детальный обзор строительно-конструктивной деятельности ребенка. В программе «Истоки» Базис развития ребенка-дошкольника, М., Просвещение, 2003 раскрывается характеристика возрастных возможностей, задачи развития, содержание и условия педагогической работы, показатели развития детей в области конструирования.

Под влиянием предметной деятельности, как ведущей в этом возрасте, развивается не только игра, но и другие виды деятельности, такие как сюжетное конструирование, рисование, элементарное самообслуживание.

Таким образом, предметная деятельность направлена на усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Усваивая функции, способы употребления предметов и орудий, ребенок становится «повелителем» вещей, его деятельность приобретает предметно-опосредованный характер.

Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего возраста учитывают поэтапность формирования предметных действий, необходимость сотрудничества с ребенком, постепенного формирования базисных характеристик личности трехлетнего ребенка (компетентность, эмоциональность, самостоятельность, активность, инициативность).

От уровня предметной деятельности зависит успешность становления и развития других видов деятельности.

предметной деятельности

Становление, возникновение и совершенствование личностных качеств ребенка;

Развитие психических процессов;

Зарождение новых видов деятельности в раннем возрасте;

  • Развитие предметной деятельности (предметные действия становятся обобщенными, более смелыми, уверенными, точными, целенаправленными;
  • совершенствование ориентированной, исполнительской, контрольной части действия).

Выводы по I главе

Таким образом, предметная деятельность — это форма активного взаимодействия, в ходе которого человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Важной чертой предметной деятельности является и то, что она формирует другие виды деятельности, и среди них особое значение для умственного развития имеют так называемые продуктивные деятельности. К ним относятся: детский труд, изобразительная деятельность — рисование, лепка, аппликация, конструирование, строительство и т. п.

Под влиянием предметной деятельности, как ведущей в этом возрасте, развивается не только игра, но и другие виды деятельности, такие как сюжетное конструирование, рисование, элементарное самообслуживание.

Таким образом, предметная деятельность направлена на усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Усваивая функции, способы употребления предметов и орудий, ребенок становится «повелителем» вещей, его деятельность приобретает предметно-опосредованный характер.

Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего возраста учитывают поэтапность формирования предметных действий, необходимость сотрудничества с ребенком, постепенного формирования базисных характеристик личности трехлетнего ребенка (компетентность, эмоциональность, самостоятельность, активность, инициативность).

От уровня предметной деятельности зависит успешность становления и развития других видов деятельности.

Показателями развития ребенка в предметной деятельности являются:

— становление, возникновение и совершенствование личностных качеств ребенка;

— развитие психических процессов;

— зарождение новых видов деятельности в раннем возрасте;

— развитие предметной деятельности (предметные действия становятся обобщенными, более смелыми, уверенными, точными, целенаправленными; совершенствование ориентированной, исполнительской, контрольной части действия).

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития предметной деятельности детей раннего возраста

2.1. Экспериментальное исследование уровня развития предметной деятельности детей раннего возраста

Цель: Выявить особенности развития предметной деятельности детей раннего возраста.

Задачи:

-экспериментальным путем выявить уровень развития предметной деятельности детей раннего возраста;

— разработать методические рекомендации для педагога-психолога.

Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ «Улыбка» города Пошехонье.

Основным звеном воспитательно-образовательной работы МДОУ «Улыбка» является взаимодействие педагогов с детьми, поэтому основной задачей деятельности педагогов в данном детском саду является выбор верной позиции педагога во взаимодействии с детьми, которое базируется на следующих основных положениях:

— развитие уровня профессиональной подготовленности воспитателя дошкольного учреждения;

— внедрение в практику педагогической деятельности основ личностно-ориентированной модели и партнерских взаимоотношений с детьми;

— организация творческих групп по оптимизации способов общения в детском саду.

В эксперименте приняли участие дети младшей группы в количестве 10 детей в возрасте 2-2,5 лет.

Для выявления уровня сформированности предметной деятельности использовались следующие критерии:

1.Виды действий с предметами.

Показателями данного критерия выступают:

— ориентировочно-исследовательские и манипулятивные действия;

— культурно-фиксированные действия.

Эти показатели отражают уровень овладения ребенком предметной деятельностью, наличие у него представлений о назначении окружающих предметов и умения ими пользоваться.

2. Познавательная активность.

Показателями данного критерия являются:

— эмоциональная вовлеченность в деятельность. Этот показатель отражает степень интереса ребенка к предметам, действиям с ними, к задаче, предложенной взрослым. Он характеризует мотивационно-потребностную сторону деятельности;

— настойчивость в деятельности. Данный показатель характеризует желание и способность ребенка преодолеть трудности, возникшие при выполнении предметного действия, найти необходимый способ решения предметной задачи, в том числе с помощью взрослого;

— стремление к самостоятельности в деятельности. Этот показатель отражает особое отношение ребенка к самостоятельному действию, выявляет его желание быть независимым от взрослого.

3. Включенность в общение с взрослым.

Показатели данного критерия:

— стремление воспроизводить образец действия. Данный показатель отражает меру освоения ребенком предметной деятельности с точки зрения достижения правильного результата, образец которого задает взрослый,

— ориентация на оценку взрослого. Этот показатель свидетельствует о важности для ребенка оценки его действий взрослым и о способности использовать эту оценку для достижения результата;

— речевое сопровождение деятельности. Данный показатель показывает умение ребенка с помощью вербальных средств получить одобрение, помощь взрослого, разделить с ним впечатление от совместной деятельности.

4. Целенаправленность в предметной деятельности.

Этот параметр отражает способность ребенка самостоятельно удерживать цель деятельности и его стремление к получению правильного результата предметной деятельности. Он характеризует уровень развития предметной деятельности ребенка в конце раннего возраста.

На основе выделенных параметров, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности навыков предметной деятельности: низкий, средний и высокий.

Высокий уровень развития предметной деятельности: показатели всех параметров в большинстве проб имеют высокие баллы.

Некоторые показатели следует отнести к высокому уровню, учитывая возраст детей. К ним причисляют «Речевое сопровождение деятельности» и «Стремление к самостоятельности». Для малышей от 2 до 2,5 года эти показатели должны оцениваться не ниже, чем 1 балл, для детей старше 2,5 лет – не ниже, чем 2 балла.

Так, при оценке показателя «Речевое сопровождение деятельности» следует иметь в виду, что для ребенка до 2,5 года достаточно, если он называет предметы или комментирует лишь отдельные действия, а для более старшего ребенка, имеющего высокий уровень развития предметной деятельности, характерны развернутые речевые высказывания.

Уровень развития предметной деятельности оценивается как средний в двух случаях: во-первых, когда большинство показателей всех параметров имеют средние значения, во-вторых, когда выраженность показателей существенно различается. При высоком значении одних показателей остальные имеют низкое значение. Например, у ребенка может быть хорошо развита операционально-техническая сторона деятельности, но при этом слабо выражена познавательная активность. Или ребенок может разнообразно действовать с игрушками, владеть культурными способами обращения с предметами, испытывать интерес к ним, но не сопровождать свои действия речью или не проявлять настойчивости и самостоятельности в проблемных ситуациях.

Низкий уровень развития предметной деятельности отмечается, если большинство показателей параметров получают оценку «0 баллов».

Ребенок с низким уровнем предметной деятельности проявляет слабый интерес к предметам, часто отвлекается, недостаточно владеет культурно-фиксированными действиями, совершает однообразные манипуляции, игнорирует образцы действий, предложенные взрослым, равнодушен к его оценке. Естественно, что при этом у него отсутствуют настойчивость и стремление к самостоятельности в деятельности с предметами.

Высокий уровень развития предметной деятельности характерен для нормального хода психического развития ребенка. Средний и низкий свидетельствуют о наличии проблем, которые могут быть связаны как с условиями воспитания ребенка, так и с состоянием его здоровья. При этом низкий уровень предметной деятельности указывает на задержку в психическом развитии и требует особого внимания родителей, педагогов и психологов. При необходимости следует обратиться за консультацией к специалистам-медикам.

Опишем диагностические ситуации.

Ситуация 1. «Знакомые предметы».

Цель: выявление уровня развития операциональной стороны предметной деятельности.

Организация предметной среды. На столик выкладывают три разных предмета, хорошо известных ребенку по повседневной жизни: расческу, наручные часы, щетку для чистки одежды. В случае необходимости набор предметов можно менять, помня, однако, что это должны быть хорошо известные ребенку, но неигровые предметы.

Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок сидит за столиком, взрослый располагается рядом с ребенком и выкладывает на столик предметы. Он говорит ребенку: «Посмотри, что здесь лежит». Ответом могут быть различные варианты поведения ребенка. Например, он сразу называет предметы, показывает, как с ними следует обращаться. Взрослый хвалит ребенка и фиксирует соответствующие данные в протоколе.

Если ребенок не называет предметы, не действует с ними либо совершает неспецифические или игровые действия (тянет в рот часы, баюкает расческу, возит щетку по полу как машинку), взрослый указывает ему на расческу (щетку, часы) и спрашивает. «А ты знаешь, что это такое?» Если ребенок не отвечает, взрослый называет предмет, а затем просит сказать и показать, что с ним делают. Например: «Что нужно делать расческой? Покажи, как волосики причесывают». В случае, когда ребенок не откликается на просьбу взрослого, взрослый сам показывает образец действия и просит повторить его. После выполнения правильного действия взрослый хвалит малыша: «Правильно, молодец!».

Поведение ребенка регистрируется в протоколе. Параметры предметной деятельности регистрируются в графе «Знакомые предметы».

Ситуация 2. «Незнакомый предмет».

Цель – выявить степень любознательности ребенка (интерес к исследованию нового, необычного, стремление найти верный способ решения практической задачи).

Организация предметной среды. На столик выкладывается незнакомый ребенку предмет, содержащий «секрет». Например, это может быть бачок для проявления фотопленки, пенал со скользящей крышкой, прозрачная коробочка. Внутри предмета находится игрушка (маленький колокольчик, шарик или куколка).

Важно, чтобы ребенку не был знаком способ открывания предмета.

Процедура проведения диагностической пробы Взрослый ставит на столик предмет и предлагает ребенку поиграть с ним. В течение 2-3 минут взрослый остается пассивным, не вступает общение с ребенком, не стимулирует его активности, не объясняет, как действовать с предметом. Если ребенок пытается открыть коробочку, взрослый хвалит его. Если ребенок ведет себя пассивно или обращается за помощью либо манипулирует коробочкой, не пытаясь открыть ее, взрослый помогает ребенку обнаружить «секрет» и открыть коробочку. Он показывает и объясняет, как это делается. Затем предлагает ребенку самому открыть коробочку. При этом взрослый одобряет правильные действия и порицает неправильные.

Ситуация 3. «Действия по образцу».

Цель: выявление целенаправленности и самостоятельности ребенка в предметной деятельности.

Организация предметной среды и рекомендуемый набор предметов:

— пластмассовый грузовичок, у которого легко снимаются колеса и кузов. Можно также использовать деревянную пирамидку в форме собачки (солдатика, матрешки, башни и пр.);

— пластмассовый конструктор с жестким креплением для постройки домика (типа «Лего»).

Процедура проведения диагностики:

Проба 1. «Грузовичок», «Пирамидка».

Взрослый обращается к ребенку: «Посмотри, какой у меня грузовичок. Его можно собирать и разбирать». Взрослый разбирает игрушку и говорит ребенку: «Чтобы он смог снова ездить, его нужно правильно собрать. Попробуй сам его собрать».

Проба 2. «Конструктор».

Взрослый выкладывает на стол набор кубиков из конструктора «Лего» и обращается к ребенку: «Это особые кубики, их можно соединить, и они будут крепко держаться». Взрослый показывает ребенку, как соединяются детали. «Из этих кубиков можно построить все, что захочется. Построй мне, пожалуйста, домик». Образец в этой пробе не предусмотрен. Если ребенок хочет построить что-то другое, взрослый соглашается с ним. Главное, чтобы взрослый мог проследить, насколько, ребенок стремится воплотить замысел.

В каждой пробе взрослый одобряет правильные действия ребенка и порицает неправильные. При этом взрослый оказывает малышу необходимую помощь, но не выполняет действия за него, стимулируя самостоятельность ребенка.

Данные констатирующего этапа эксперимента приведены в таблице

2.1.Таблица 2.1

Показатели уровня сформированности предметной деятельности на констатирующем этапе эксперимента

Наименование

Виды действий с предметами

Познавательная активность

Включенность в общение с взрослым

Целенаправленность в предметной деятельности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Группа детей, чел.

3

6

1

4

5

1

4

4

2

3

6

1

Группа детей, %

30,0

60,0

10,0

40,0

50,0

10,0

40,0

40,0

20,0

30,0

60,0

10,0

Данные исследования показали, что у детей по видам действий с предметами наблюдается в большинстве средний уровень развития умения – 60% детей. Познавательная активность в среднем развита у 50% детей, включенность в общение с взрослым – у 40% детей обнаружился средний уровень развития умения и у 60% в среднем развита целенаправленность в предметной деятельности.

2.2 Методические рекомендации для педагога-психолога по развитию предметной деятельности детей раннего возраста

Ранний возраст (от 1 до 3 лет) является периодом активного познания ребенком окружающего мира, развития у него предметных действий, восприятия, речи, становление своего «Я» и др. Отечественные психологи определяют в раннем возрасте совместную со взрослым предметную деятельность как ведущую. Эта деятельность способствует усвоению ребенком социального опыта посредством овладения с помощью взрослого способами действий с предметами окружающей действительности.

Для формирования у детей раннего возраста предметных действий необходимо использование приемов, повышающих общую продуктивность взаимодействия ребенка и взрослого:

приемы эмоционально-речевого воздействия

приемы тактильного воздействия

приемы поощрения