Гендерные различия способностей у взрослых

психологический констатирующий эксперимент,

психологическое тестирование

метод математико-статистической обработки результатов.

Гипотезу исследования: предполагалось, что гендерные различия проявятся в том, что у мужчин окажутся более ярко выражены технические и математические способности, а у женщин — гуманитарные.

гендер социализация способность

1 Гендер. Физиологические и психологические отличия полов

В психологии гендер — это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».

В последнее время гендер рассматривают как целый комплекс понятий. И то, что гендер не имеет окончательного определения,- не недостаток или проблема а, скорее, особенность самого понятия. Само слово не имеет в русском языке адекватного перевода, а его написание и произношение скалькировано с английского: gender-«пол».

Гендер в отличие от понятия пола касается не сугубо физиологических свойств, по которым отличаются мужчины и женщины, а социально сформированых черт, присущих «женственности»(feminity) и «мужественности» (masculinity).

В социологическом энциклопедическом словаре можно увидеть, что «пол» имеет два значения.

Первое — совокупность морфологических и физиологических особенностей.

Второе — комплекс семантических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обусловливающих личный, социокультурный и правовой статус мужчины и женщины (Абубикарова Н.И., 1996)

Если пол детерминирован биологически, то гендер (род) конструируется культурно. Существуют, таким образом два пола (мужской и женский) и два гендера (маскулиный и феминый).Принципиальный вопрос состоит в том, соотносится ли гендер как социально сконструированный феномен с биологией или детерминируется ею. Например, в 20 веке предполагали, что женская активность детерминируется анатомическим строением и функциями в процессе воспроизводства. Эти взгляды позже оспорили феминистки. Антропологи доказали культурную специфику представлений о гендере, сексуальности и половых ролях. Например, М. Мид в кросс-культурном исследовании показала, что социальные задачи, возлагаемые на себя мужчинами и женщинами, чрезвычайно различаются. Не существует единой для всех общественной связи между социальными ролями и биологическим полом. Социальные психологи практиковали гендерную идентификацию скорее как продукт детского восприятия, нежели как биологическую заданность.

4 стр., 1844 слов

Комплекс мер социальной защиты молодежи от безработицы

... безработных граждан с регистрационного учет осуществляется исключительно на основании решения органа по вопросам занятости. ГЛАВА 2 Комплекс мер социальной защиты молодежи от безработицы 2.1 Социальная защита молодежи от безработицы Последствия социально ... в социальной, социально-экономической, и культурной сферах общества. Именно неработающая молодежь по сравнению с другими группами безработного ...

Считается, что впервые термин «гендер» — был введен в науку американским психоаналитиком Робертом Столлером, когда в 1968 году был опубликован его труд «Пол и гендер»: про развитие мужественности и женственности. По мнению Р. Столлера, гендер — это понятие, которое основывается на психологических и культурных обьяснениях достаточно независимых от тех, которые трактуют (биологический) пол. Другими словами, совсем не обязательно прямо связывать бытие женщины с бытием «женственности» и бытие мужчины с «мужественным» поведением. Такой подход в рассмотрении социального поведения людей, в дальнейшем был поддержан многими социологами, в особенности феминистского направления, получил название «гендер» и основал новое направление социальных исследований — «гендерные исследования» (Берн Ш., 2001).

Гендерные исследования — это исследования способов отображения социального понимания половых различий, исследования существования рода в виде значений и смысла: в зависимости от разделения по признаку пола в социальных организациях и институтах (рынок труда, семья, образование) нормативных значений, которые выражаются в политических научных и религиозных доктринах; символов; значений личного восприятия.) (Берн Ш., 2001)

При сравнении конституционных данных у мужчин и женщин у последних отмечается более широкий таз, чем плечи, позвоночный столб длиннее по отношению к росту. У женщин короткая, но широкая грудная клетка, большой угол наклона таза.

Говоря о специфических функциях организма женщин, можно выделить особенности их двигательной деятельности. Женщинам свойственно более мягкое, плавное выполнение упражнений. Женщины обладают большей гибкостью, чем мужчины, и более высокой координацией мелких мышечных групп. Сила мышц женщин значительно уступает силе мужчин.

Для женщин характерно более частое дыхание, чем у мужчин. ЖЕЛ колеблется в пределах 2500-5000 мл (у мужчин 3200-7200 мл).

Максимальная вентиляция легких составляет 3-5 л (у мужчин 5-7 л).

Сравнивая анатомо-физиологические показатели мужчин и женщин, можно видеть, что женщины располагают меньшими функциональными возможностями, чем мужчины.

С возрастом анатомо-физиологические показатели развития различаются еще больше. У девочек период полового созревания на 1-2 года раньше, примерно с 12-15 лет, у мальчиков — с 13-17 лет. Поэтому девочки «перегоняют» мальчиков в это время по физическому развитию. В 15-16 лет и старше мальчики обгоняют девочек в физическом развитии, силе, скорости.

Биологическая особенность женщин — это периодические изменения, происходящие в их организме в связи с протеканием овариально-менструального цикла, и детородная функция.

Менструальный цикл часто оказывает влияние на другие системы женского организма. В эти дни несколько изменяется реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, может ухудшиться внимание на решение контрольных задач. В начале цикла возрастает, а затем падает количество лейкоцитов в крови, понижается сила мышц. Отрицательное влияние в период менструации не всегда сказывается на общем состоянии организма женщины. У здоровой женщины, работоспособность в период менструаций существенно не изменяется. Только при нарушении менструального цикла отмечается снижение общей работоспособности (Солодков А.С., Сологуб Е.Б.,2001).

Мужчинам и женщинам свойственна различная динамика сексуальности в процессе онтогенеза — рис. 1 (Иорданская Ф.А., 1995).

 гендер физиологические и психологические отличия полов 1

Рис. 1. Диаграмма сексуальной активности женщины и мужчины

Женщинам свойственны некоторые особенности психики, например большая эмоциональность, различное отношение к выполнению разного рода деятельности.

Так, в деятельности, требующей поиска нестандартного решения, женщины уступают мужчинам, а там где нужно высочайшее исполнительское мастерство — лидируют или, по крайней мере- не уступают. Например, композиторов больше среди мужчин, а среди хороших исполнителей женщин не меньше; изобретателей больше среди мужчин, а рационализаторами бывают и те и другие (Еремеева В.Д., 2000)

Это объясняется физиологическими факторами — гормональным фоном и различиями в функционировании полушарий головного мозга

Биологическими предпосылками обусловлено то, что у мужчин в среднем преобладает тонус левого полушария, а у женщин — правого.

Как известно, (Лурия А.Р., 1979 и многие другие) некоторые психические функции у взрослого человека представлены только в одном полушарии головного мозга. Например, за понятийное мышление, доминирующее в нашей культуре отвечает левое полушарие.

Следующие функции относятся к разным полушариям (согласно упомянутым исследователям):

Левое полушарие (соответствует правому полю зрения, реактивной чувствительности правой половины тела и управляет правосторонними мышцами реагирует на все языковые и логико-аналитические вопросы и отвечает у человека за чтение, письмо, счет и вычисления. В нем сосредоточены все семантические, фонетические, грамматические и синтаксические функции. Здесь генерируются “произвольно” управляемые точные движения, равно как и спонтанные движения при акте речи. Оно порождает организованное во времени последовательное поведение и, по видимому в его компетенции находится вербально-аналитическое мышление (реактивность левого полушария подобна языку дискретных знаков — цифровому языку).

Левое полушарие не способно охватывать или создавать пространственно-временные процессы и образы в их целостности. В качестве общего вывода можно сказать: левое полушарие специализируется на вербально-аналитических функциях и коммуникации.

Правое полушарие (соответствует левому полю зрения, реактивной чувствительности левой половины тела и левосторонней моторике) ответственно за целостное восприятие сенсорной информации и управляет преимущественно непроизвольными движениями, а также сложными поведенческими процессами.

В этом полушарии происходит дополнение образов (восстановление целой картины из ее частей — функция- pars pro toto ( часть вместо целого — лат.) — интересно, что здесь воспоминание чего-либо лучше всего удается по запаху).

Правое полушарие обеспечивает более точное зрительное восприятие пространства, чем левое, но оно далеко уступает левому во всех речевых и арифметических функциях. В нем воображение и мышление отражаются в образах (Гримак Л.П., 1987).

Таблица 1.1.

Функции полушарий головного мозга человека (по Ильину Е.П., 2001)

Функции левого полушария

Функции правого полушария

Хронологический порядок

Текущее время

Чтение карт, схем

Конкретное пространство

Запоминание имен, слов, символов

Запоминание образов событий, узнавание лиц людей

Речевая активность, понимание смысла

Восприятие эмоционального состояния

Детальное восприятие

Целостное восприятие

Это разделение функций полушарий формируется в онтогенезе. Хотя врожденными являются межполушарные различия уже на уровне цитоархитектоники, но специализация левого полушария на вербально-аналитической функции (использование сигналов) происходит лишь в возрасте 2-4 лет. Существует нейрофизиологическая гипотеза, что поскольку специфические функции обоих полушарий жизненно необходимы — одна из двух доминирует т. е. контролирует и оценивает деятельность другой.

В сфере социальных отношений, прежде всего при вербальной коммуникации над всеми эфферентными сигналами доминирует левое полушарие. Правое полушарие доминирует там, где все сводится к аффективно-выразительному поведению.

.2 Общее понятие о способностях

Интерес к проблеме способностей проявляли еще выдающиеся ученые прошлого.

На исключительную важность учета индивидуальных особенностей человека, его способностей при выборе профессии указывали многие выдающиеся педагоги, отмечая, что индивидуальные особенности человека играют огромную роль в том труде, которым он занят. Одно и то же дело люди выполняют по разному, исходя из своих природных или приобретенных в течении жизни индивидуальных качеств (Герцен А.И., 1842; Ушинский К.Д., 1950 и др.).

Под способностями понимается совокупность относительно стойких, хотя и изменяющихся под влиянием воспитания черт личности, образующих такую динамическую структуру, которая на основе компенсации одних качеств личности другими определяет успешность обучения определенной трудовой (спортивной) деятельности, ее выполнение и совершенствование в ней (Платонов К.К., 1970).

Большинство специалистов сходится во мнении о том, что способности — это индивидуально-психологические свойства личности, от состояния которых зависит легкость приобретения знаний, умений и навыков в избранном виде деятельности (Платонов К.К., 1970).

Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, приобретенным в процессе обучения, в то же время они не рассматриваются, как врожденные. Врожденными могут быть лишь некоторые анатомо-физиологические особенности организма, обеспечивающие возможность развития тех или иных способностей, называемые задатками.

Способности человека разделяются на две группы: общие и специальные (к специфическим видам деятельности).

В общие и специальные способности могут входить физиологические (физические, двигательные) и психические (духовные, душевные) способности. К физическим относят функциональные возможности органов, систем и организма в целом и физические качества.

По определению Н.С. Лейтеса, способности — это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности.

Говоря о психологических способностях, можно отметить, что ведущим в раскрытии содержания и структуры способностей является анализ психологических требований, предъявляемых человеку различными видами деятельности. Иными словами, следует определить, без каких свойств (качеств, особенностей) личности невозможно выполнение данного (или любого) вида деятельности. Следовательно, нужен анализ деятельности вообще или конкретного ее вида в частности. Выполнение любого вида деятельности предполагает определенную систему знаний, умений, навыков. Поэтому при определении содержания способностей на первый план выступает вопрос об их соотношении со знаниями, умениями, навыками.

Знания, умения, навыки рассматриваются как один из компонентов способности, но не главный. Ядром является качество процессов, которые регулируют совокупность применения знаний, умений, навыков.

Л.А. Венгер (1973) выдвигал гипотезу, суть которой — понимание способностей как ориентировочных действий. В качестве доказательства он приводил следующие рассуждения:

в каждом виде деятельности есть ориентировочная и исполнительская части и соответственно ориентировочные и исполнительские действия; ориентировочные действия — это оценка возникшей задачи, исследование условий ее решения, соотнесение со своими возможностями, с известными способами решения, выбор способа выполнения; исполнительские действия — выполнение действий и достижение результата;

знания, умения и навыки относятся к исполнительской части деятельности, будь то деятельность практическая или познавательная;

задачи ориентировочных действий не самостоятельны, а они подчинены решению более общих познавательных или практических задач. Когда исполнительские действия сформированы, ориентировочные — свернуты. Когда надо освоить новые действия, то быстрота и качество освоения зависят от характера ориентировки в задании.

В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. В качестве задатков могут выступать:

. Типологические свойства нервной системы (характеризующие работу разных анализаторов, разных областей коры больших полушарий), от которых зависят скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость и т.п.

. Соотношение I и II сигнальных систем, взаимодействие и специализация полушарий головного мозга.

. Индивидуальные особенности строения анализаторов.

Задатки являются предпосылками возможного развития способностей. Сами способности формируются в процессе деятельности при взаимодействии ребенка с другими людьми, в наиболее концентрированной форме такого взаимодействия — обучении.

Функциональный и операционный компоненты способностей, отмечает В.И. Шадриков (1996), формируются прижизненно в условиях общения и деятельности. В качестве базисной основы общих способностей выступают их функциональные механизмы.

К общим способностям он относит психические функции (процессы): способности ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, психомоторную способность. Он считает, что специальные способности — это варианты проявления общих способностей, «оперативная» форма общих способностей.

Таким образом, функциональный компонент способностей относительно стабилен, а операционный — изменчив, вариативен, т.е. он различен в конкретных видах деятельности. Поэтому, говоря о соотношении общих и специальных способностей, В.И. Шадриков (1996) отмечает, что человек от природы наделен общими способностями, на них строятся все виды деятельности. «Специальные» способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности. Каждая способность в ансамбле с другими в том или ином виде деятельности приобретает новые черты.

Для практического решения проблемы способностей (в плане анализа и формирования) важно замечание В.И. Шадрикова (1996) о том, что в реальном проявлении каждая психическая функция (процесс) неотделима от других, включает их в себя. Различна только иерархия, она определяется тем, какая психическая функция выбрана в качестве исходной. Например, способность эстетического восприятия предмета немыслима без опоры на память, воображение (ассоциативное видение) и т.д. В.И. Шадриков все эти рассуждения относит к познавательным способностям как отдельным свойствам общей отражательной способности — психике.

1.3 Гендерно-ролевая социализация и гендерные различия

Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что — женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином дифференциальная социализация процесс, в ходе которого мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого (Берн Ш., 2001).

Зачатки дифференциальной социализации можно увидеть еще до рождения ребенка. Примером служит желание родителей и окружающих знать, кто же родится мальчик или девочка, ведь от этого уже многое зависит: как они его назовут, какую одежду, игрушки будут покупать, как будут воспитывать.

Гендер является очень важной социальной переменной и родителям вряд ли бы понравилось, если окружающие допускали бы ошибки в отношении пола ребенка.

Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, о называется гендерной идентификацией).

В это время дети начинают замечать что мужчины и женщины стараются по разному выглядеть, заниматься разной деятельностью и интересоваться разными вещами. Как только ребенок начинает замечать различия между мужчинами и женщинами у него обычно появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или девочкой.

Нельзя забывать, что гендерно-ролевая социализация — это процесс, продолжающийся в течение всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт.

На протяжении жизненного пути материалом для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью.

Эксперименты показывают, что чтение книг, в содержании которых прослеживается половая стереотипизация, приводит к увеличению доли поло-типичного поведения в детских играх. Хотя недавние исследования показали, что описания гендера в книгах изданных после 1980г. в достаточной степени изменились, но библиотеки все еще полны книгами, изданными до этого периода. А в них обычно преобладают персонажи мужского пола и женщины изображаются исключительно в роли хранительниц домашнего очага, тогда как мужчинам предоставлены все возможности (Берн Ш., 2001).

Немаловажную роль в гендерно-ролевой социализации играют средства массовой информации, ведь они постоянно демонстрируют нам стереотипные женские и мужские образы.

В процессе дифференциальной социализации очень велика роль детских игрушек. Игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. У мальчиков же игрушки побуждают к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развить навыки которые позже лягут в основу пространственных и математических способностей, поощряют независимое, соревновательное и лидерское поведение. Зайдя в магазин, вы сразу же увидите что большинство игрушек конкретно предназначены либо для мальчиков, либо для девочек.

По статистике взрослые покупают маленьким детям больше игрушек, типичных для пола ребенка. Естественно будет предположить, что это является следствием того, что мальчики и девочки предпочитают разные игрушки и поэтому просят купить им именно их. Но является ли это предпочтение «естественным» или создается социальным окружением? По этому поводу существует несколько гипотез одна из них предполагает, что мальчики и девочки изначально обладают различной врожденной предрасположенностью, благодаря чему и начинают со временем отдавать предпочтения различным игрушкам. Но, к сожалению, мы не можем исключить возможности, что к тому моменту, когда ребенок начинает отдавать предпочтения игрушкам типичным для его пола, дифференциальная социализация в какой то мере уже произошла.

Таким образом, существует огромное количество факторов, которые влияют на гендерно-ролевую социализацию человека начиная уже с самого рождения и на протяжении всей жизни (Берн Ш., 2001).

Гендерные, бинарные и дуальные аспекты тесно переплетаются в истории мировой культуры: инь-янь, манихейство, гностицизм, Король и Королева алхимии, материя-дух Р. Декарта, тезис-антитезис Гегеля, сознательное-бессознательное З. Фрейда и т.д.

В знаковой системе дуализм (биполярность) формальных и других характеристик, а также интеллектуально-психологических установок (особенностей менталитета) с учетом античных представлений, а также дихотомий, предложенных В. Гумбольдом для языкознания, Г. Вельфлиным (1930) для искусствознания, культуры в целом, может быть представлен, например, в следующем виде — таблица 1.2.

Таблица 1.2.

Дихотомии полов (по В. Гумбольду, Г. Вельфлину)

Ж

M

Женское

Мужское

Темное

Светлое

Смутное

Ясное

Дионисийское

Аполлоническое

Низкое

Высокое

Сложно-сочиненное

Сложно-подчиненное

Коллективное

Индивидуальное

Свобода в несвободе

Свобода (осознанная)

Подвижное

Устойчивое

Стихийное

Логически упорядоченное

Бытование

Бытие

Иррационализм

Рационализм

Экспрессионизм

Реализм

Мистицизм

Позитивизм

Реальность иллюзорности

Иллюзорность реальности

Обычно авторы трудов по психологии, ссылаются на четыре психологических отличия между полами: способностью ориентироваться в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность.

Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце 19 века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались демонстрированием различий полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и женщинам.

Необходимо помнить, что обнаруженные отличия относительно невелики, обычно не более 10%, а в большинстве случаев распределение мужской и женской выборок на 90% совпадают.

Эмоциональная жесткость, считается одной из важнейших описательных характеристик «настоящего мужчины».

Взрослые женщины больше выражают чувства направленные на окружающих (проявление интереса к чувствам других, их потребностям, желаниям).

Мужчины же наоборот проявляют больше эгоцентрических чувств (потребностей, желаний, собственных интересов).

Женщинам более удобно выражать чувства страха и грусти и вместе с тем люди не видят меж половых различий в способности испытывать эти чувства.

Различия в агрессивном поведении находятся в ряду наиболее достоверных гендерных различий, но они не настолько велики и не настолько связаны с биологическими отличиями как можно было бы предположить.

Различия в агрессии может объясняться гендерными ролями, которые поощряют проявление мужчинами агрессии в некоторых формах, в то время как агрессивность у женщин не приветствуется. Мужчин нередко принуждают к агрессии окружающие, ставя под сомнение их общественное положение или самоуважение. Женщины наоборот испытывают смущение, если приходится проявлять агрессию на людях. Мужчины предпочитают роли, в которых требуется проявление агрессии (в военной или спортивной областях) в то время как для большинства женщин агрессивность абсолютно неуместна (например, мать, секретарша, учительница).

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что эмоции и чувства у мужчин и женщин одинаковы, но в связи с их гендерными ролями они выражают их по-разному (Берн Ш., 2001).

По данным польского исследования, проведенного в 70-е по вопросу о социальной роли женщины, 36% респондентов отводили женщине традиционную роль матери и жены. Большинство ответивших мужчин и женщин полагали, что воспитание детей и забота о них входят исключительно в компетенцию матери. А по данным томского опроса, половина мужчин (54%) и70% женщин считают, что не только женщина, но оба родителя должны заниматься воспитанием детей.

Выводы по первой главе

1. Анализ литературы позволил выявить, что гендер — это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Понятие гендера в отличие от понятия пола касается не сугубо физиологических свойств, по которым отличаются мужчины и женщины, а социально сформированых черт, присущих «женственности» и «мужественности».

2. Гендерные различия опираются на половые, но ими не ограничиваются, в свою очередь половые различия обусловлены физиологическими факторами — гормональным фоном и различиями в функционировании полушарий головного мозга — у мужчин в среднем преобладает тонус левого полушария, а у женщин — правого (при этом, за понятийное мышление, доминирующее в нашей культуре отвечает левое полушарие, а за наглядно-практическое — правое), что определяет различные способности к различным видам деятельности.

3. Женщины более склонны к видам деятельности, связанным с общением, мужчины — с оперированием абстрактными понятиями. Кроме того, гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что — женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами.

4. Таким образом, гендерные различия — это сложное явление, имеющее в своей основе комплекс биологических и социальных факторов.

.1 Планирование эксперимента и выборка исследования

Планирование и проведение эксперимента осуществлялось в несколько этапов.

В начале, на основе анализа литературы и в соответствии с гипотезой, были подобраны психологические методики исследования, позволяющие изучить отличия в способностях мужчин и женщин.

На следующем этапе было проведено собственно констатирующее психологическое исследование.

На заключительном этапе, полученные данные были проанализированы и обобщены, на их основе сформулированы выводы.

Исследование было организовано на базе строительной фирмы — Торгового дома «Петрович». В нем приняли участие мужчины и женщины — 10 мужчин и 10 женщин в возрасте 25-35 лет, специалисты различного профиля (как обслуживающий персонал, так и руководители низшего звена), которые были обследованы с использованием всех методик.

.2 Методы исследования

Для достижения цели исследования использовались следующие методы исследования:

теоретический анализ и обобщение литературы,

психологический констатирующий эксперимент,

психологическое тестирование

метод математико-статистической обработки результатов.

Метод анализа и обобщения литературы использовался для выявления сущности гендерных различий, их биологической и социальной обусловленности.

Метод констатирующего психологического эксперимента применялся для выявления гендерных отличий в способностях к различным видам деятельности.

Из психологических методик применялись следующие методики:

Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Тест коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2) (по Райгородскому Д.Я., 2005).

Тест структуры интеллекта Амтхауэра (по Практикум по общей и экспериментальной психологии, 1992).

Тест структуры интеллекта Амтхауэра создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.) и предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года.

При создании теста Р. Амтхауэр исходил из концепции, рассматривающей интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности. Этот конструкт понимается им как структурированная целостность психических особенностей, проявляющихся в различных видах деятельности. В интеллекте обнаруживаемся наличие определенных «центров тяжести»: речевого, счетно-математического интеллекта, пространственных представлений; функций памяти.

Р. Амтхауэр отмечал тесную связь интеллекта с другими компонентами личности, ее волевой и эмоциональной сферами, потребностями и интересами. При отборе тестовых заданий автор руководствовался двумя основными принципами: обеспечением максимально высокой корреляции каждого субтеста с общим результатом и достижением возможно низкой корреляции между отдельными группами заданий.

Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) — 90 минут.

Модификация методики Амтхауэра в нашей стране — состоит из 9 субтестов, представляющих собой группы заданий, направленных на измерение различных аспектов умственной деятельности человека. В зависимости от этого каждый cyбтест имеет свое название:

.субтест — осведомленность (ОС);

.субтест — исключение лишнего (ИЛ);

.cyбтест — поиск аналогий (ПЛ);

cyбтест — определение общего (ОО);

. cyбтест — арифметический (АР):

. cyбтест — определение закономерностей (03);

. cyбтест — геометрическое сложение (ГС);

.субтест — пространственное воображение (ПВ);

.субтест — запоминание.

Все cyбтесты методики содержат 20 заданий, за исключением субтеста 4. который включает 16 заданий. Общее количество заданий теста 176. Перед каждым субтестом дается подробная инструкция по выполнению cyбтеста и примеры решения заданий данной группы.

Тест выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2), разработанный В.В. Синявским и Б.А. Федоришиным (по Практическая психодиагностика, 2005)

Данная методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.).

Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Время выполнения задания 10-15 мин. При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских склонностей.

Бланк Опросника приведен в Приложениях

Метод математической обработки результатов исследования.

Этот метод использовался для обработки полученных результатов. Метод применялся для определения достоверности и недостоверности различий исследуемых. Использовалось сравнение двух независимых выборок (т.е. для двух выборок — мужчин и женщин) показателей по t- критерию Стьюдента. Значение t-критерия определялось по следующим формулам:

 гендер физиологические и психологические отличия полов 2 (1)

 гендер физиологические и психологические отличия полов 3 (2)

 гендер физиологические и психологические отличия полов 4 (3)

Где М — среднее арифметическое выборки, d — средняя разность пар результатов, N — число пар результатов s — среднеквадратичное отклонение, n- величина выборки. Затем значение t — критерия сравнивалось с табличным, на основании чего делались выводы о значимости различий.

Выводы по второй главе

1 Выборку составили мужчины и женщины 25-35 лет — работники разных специальностей

2 Применяемые психологические методики и организация исследования должны были позволить получить данные о гендерных различиях в структуре способностей мужчин и женщин к различным видам деятельности.

3.1 Исследование структуры способностей у мужчин и женщин

В таблицах 3.1. и 3.2. приводятся данные по группам мужчин и женщин соответственно, по результатам их исследования с помощью теста Амтхауэра.

Таблица 3.1.:

Показатели различных видов способностей по тесту Амтхауэра по группе мужчин

Инициалы

Вид субтеста

ОС

ИЛ

ПА

ОО

АР

ОЗ

ГС

ПВ

Запоминание

А.В.

12

12

13

17

10

12

12

12

16

Г.А.

14

13

14

18

9

15

13

14

15

З.И.

13

13

14

15

12

13

14

13

17

И.А.

13

12

15

16

11

14

13

13

16

Л.Н.

15

14

13

14

12

13

13

14

15

М.И.

14

14

11

15

8

12

11

12

17

П.А.

12

13

14

14

13

13

13

13

16

С.И.

15

14

15

17

10

13

13

13

15

Т.А

13

12

13

16

12

12

12

12

16

Ш.М.

12

11

12

14

11

13

12

13

18

Среднее

13,3

12,8

13,4

15,6

13,5

13,0

12,6

12,9

16,1

Таблица 3.2.:

Показатели различных видов способностей по тесту Амтхауэра по группе женщин

Инициалы

Вид субтеста

ОС

ИЛ

ПА

ОО

АР

ОЗ

ПВ

Запоминание

Б.А.

15

11

14

16

10

11

11

10

15

Г.И.

13

12

13

17

8

13

12

13

16

Ж.А.

14

13

12

18

10

15

12

12

14

К.В.

14

13

13

19

10

14

10

11

15

К.Г.

13

13

14

17

11

12

12

12

16

С.Д.

14

14

13

19

7

13

9

11

16

С.А.

13

12

15

16

9

12

13

12

15

Ф.Д.

14

13

14

17

8

12

13

11

16

Ш.Д.

14

12

12

20

10

13

13

10

16

Ш.А.

12

12

13

17

10

12

10

9

17

Среднее

13,6

12,5

13,3

17,6

9,3

13,2

11,5

11,1

15,6

В графическом виде результаты сопоставления по группам мужчин и женщин представлены на рис. 2

 гендер физиологические и психологические отличия полов 5

Рисунок 2. Структура интеллекта мужчин и женщин (по тестам 4, 5, 7, 8 — различия достоверны)

Из полученных данных следует, что наибольшие различия между мужчинами и женщинами имеются по тестам: определение общего (у женщин уровень выше), арифметические и геометрические способности и пространственное воображение (у мужчин уровень выше).

В целом, действительно большинство указанных способностей определяют математические способности индивидов.

В таблицах 3.3. и 3.4. приводятся данные по группам мужчин и женщин по коммуникативно-организаторским способностям.

Таблица 3.3.

Показатели различных видов способностей по тесту КОС-2 по группе мужчин

Инициалы

Вид способности

Коммуникативные

Организаторские

А.В.

3

3

Г.А.

4

5

З.И.

1

4

И.А.

3

6

Л.Н.

4

4

М.И.

6

7

П.А.

3

5

С.И.

2

4

Т.А

4

5

Ш.М.

3

4

Среднее

3,3

4,7

Таблица 3.4.:

Показатели различных видов способностей по тесту КОС- 2 по группе женщин

Инициалы

Вид способности

Коммуникативные

Организаторские

Б.А.

2

4

Г.И.

5

3

Ж.А.

3

2

К.В.

5

1

К.Г.

8

4

С.Д.

2

3

С.А.

3

2

Ф.Д.

6

3

Ш.Д.

7

2

Ш.А.

9

7

Среднее

5,0

3,1

В графическом виде результаты представлены на рис. 3

 гендер физиологические и психологические отличия полов 6

Рисунок 3. Диаграмма различий в способностях у мужчин и женщин (1- коммуникативные, 2- организаторские) (различия достоверны)

После статистической обработки, были получены данные, приведенные в таблице 3.5.

Таблица 3.5.

Статистическая достоверность различий показателей по t-критерию Стьюдента способностей мужчин и женщин по результатам исследования

Вид теста

Группа

t

р

Вывод о достоверности различий

Мужчины

Женщины

По тесту Амтхауэра

ОС

13,3

13,6

0,66

Р>0,05

недостоверны

ИЛ

12,8

12,5

0,70

Р>0,05

недостоверны

ПА

13,4

13,3

0,20

Р>0,05

недостоверны

ОО

15,6

17,6

3,20

Р<0,05

достоверны

АЗ

10,8

9,3

2,38

Р<0,05

достоверны

ОР

13,0

12,7

0,60

Р>0,05

недостоверны

ГС

12,6

11,5

2,09

Р<0,05

достоверны

ПВ

12,9

11,1

4,04

Р<0,05

достоверны

Запоминание

16,1

15,6

1,21

Р>0,05

недостоверны

По тесту КОС-2

Коммуникативные

3,3

5,0

1,89

Р<0,05

достоверны

Организаторские

4,7

3,1

2,49

Р<0,05

достоверны

Полученные данные показывают, что существенные различия есть по четырем из девяти субтестов теста Амтхауэра, а именно — по субтестам: определение общего, арифметические и геометрические способности и пространственное воображение. В целом, математические способности мужчин оказались выше, а способность определения общего выше оказалась у женщин. Также, было выявлено, что у мужчин достоверно по t-критерию Стьюдента выше организаторские способности, а у женщин — коммуникативные.

Выводы по третьей главе

В ходе констатирующего эксперимента установлено, что у женщин и мужчин структура интеллекта существенным образом отличается. Так например, способности к определению общего, у женщин развиты больше чем у мужчин, а арифметические способности и геометрические способности у мужчин выше, чем у женщин, также выше у них способности к пространственному воображению, что в целом делает для мужчин предпочтительной работу с абстрактными символами и понятиями. У женщин несколько выше коммуникативные способности, что говорит об их предрасположенности к сферам деятельности, связанным с общением.

Можно предположить, что указанные различия определяются в большей мере гендерными особенностями, поскольку половой диморфизм хотя и задает предрасположенность полов к различного рода деятельности, но в дальнейшем именно особенности воспитания и другие воздействия социальной среды формируют уровень развития тех или иных способностей.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования оказалась подтвержденной.

1. Установлено, что гендер — это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Понятие гендера в отличие от понятия пола касается не сугубо физиологических свойств, по которым отличаются мужчины и женщины, а социально сформированных черт, присущих «женственности» и «мужественности».

2. Выявлено, при исследовании структуры интеллекта, что различные виды способностей у мужчин имеют различную выраженность, так, арифметические и геометрические способности, а также пространственное воображение у мужчин достоверно по t-критерию Стьюдента (р<0,05) выше, а способности к определению общего также достоверно (р<0,05) выше у женщин.

3. Установлено при применении теста коммуникативно-организаторских способностей, что у мужчин достоверно по t-критерию Стьюдента (р<0,05) выше организаторские способности, а у женщин — коммуникативные.

Таким образом, гипотеза выдвинутая в начале исследования оказалась подтвержденной.

В ходе исследования было установлено, что гендер — это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Понятие гендера в отличие от понятия пола касается не сугубо физиологических свойств, по которым отличаются мужчины и женщины, а социально сформированых черт, присущих «женственности» и «мужественности».

Полученные в нашем исследовании результаты различные виды способностей у мужчин имеют различную выраженность, так арифметические и геометрические способности, а также пространственное воображение у мужчин оказались достоверно выше. В то же время, у мужчин достоверно выше организаторские способности, а у женщин — коммуникативные способности, а также способности к определению общего.

Таким образом, с учетом того, что выборка обследованных была достаточно представительной (включала специалистов различного профиля) можно предположить, что в целом для мужчин предпочтительными будут сферы деятельности, связанные с абстрактным мышлением, из наук — с точными и техническими науками, а для женщин — сферы деятельности, связанные с восприятием образов в целом и с работой с людьми, соответственно из наук — гуманитарные.

Таким образом, можно считать гипотезу исследования подтвержденной, а цель — достигнутой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/odarennost-i-gender/

1. Абубикирова Н.И. Что такое «гендер»? // Общественные науки и современность 1996. №6.-С. 34-38..

2. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961-456с.

3. Берн Ш. Гендерная психология — СПб, 2001-450с.

4. Вейнингер О. Пол и характер — М., 1991.-340с.

5. Венгер Л.А. Педагогика способностей — М.: Педагогика, 1973-240с.

6. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. — М. Политиздат, 1989-318 с.

7. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира СПб: Тускарора, 2000-184с.

8. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология — СПб: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2001-286с.

9. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий — СПб.: Питер, 2004. — 400с.

Иорданская Ф.А. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=иорданская%20ф> Физиология женщины <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=физкультура%20и%20спорт%20в%20жизни%20женщины>. — М.: Советский спорт, 1995 -320с.

1. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. — М.-Воронеж, 1997-320с.

2. Лурия А.Р. Язык и сознание. — М.: Изд-во МГУ, 1979-319 с.

3. Платонов К.К. Личность и труд. — М.: Изд-во Мысль.,1970-280с.

4. Практикум по общей и экспериментальной психологии — Петрозаводск, 1992- 480с.

5. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: методика и тесты /Под ред. Д.Я. Райгородского — Самара: Бахрах — М, 2005-672с.

6. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая, возрастная — М. Терра-спорт, 2001-520 с.

7. Шадриков В.И. Психология деятельности и способностей человека. — М, 1996. -455с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Бланк КОС-2

Вопросы:

1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?-

2. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

6. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вам отказаться от своих намерений?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

10.Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11.Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?

12.Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13.Легко ли вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?

14.Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15.Трудно ли вы осваиваетесь а новом коллективе?

16.Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17.Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18.Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19.Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?

20.Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21.Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22.Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23.Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24.Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25.Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26.Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27.Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?

28.Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29.Полагаете ли, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?

30.Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на производстве)?

31.Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?

32.Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?

33.Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?

34.Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35.Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36.Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37.Верно ли, что у вас много друзей?

38.Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39.Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40.Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

КЛЮЧ

(+) Да — 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 (-) Нет- 3, 7, 11, 15, 19,23,27,31,35,39

Организаторские, склонности:

(+) Да — 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 (-) Нет — 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40