Общение как форма социального взаимодействия

Проблемы, касающиеся межличностных отношений уже несколько веков не только не теряют своей актуальности, но становятся все более важными для многих социально-гуманитарных наук. Анализируя межличностные отношения и возможности достижения в нем взаимопонимания, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное отношение играет большую роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностных отношений зависит от общения, от уровня достигнутого понимания.

Роль общения в межличностном отношении, несмотря на возросший к ней интерес ряда социально-гуманитарных наук, является все же не достаточно изученной. Поэтому выбор темы курсовой работы обусловлен следующими моментами:

1. Необходимостью четкого выделения категории общения из области взаимосвязанных категорий отношения;

2. Попыткой структурирования межличностного отношения по уровням общения.

3. Потребностью общества в разрешении межличностных и внутри личностных конфликтов, связанных с непониманием.

Целью данной курсовой работы является осмысление роли общения в межличностном отношении, а так же в попытке структурирования межличностных отношений по уровням общения.

В соответствии с этой целью я поставила перед собой следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы по теме «Межличностные отношения и общение»;

2. Раскрыть социальную природу и сущность межличностных отношений;

3. Проанализировать различные подходы к исследованию процесса общения, раскрыть основные формы, уровни, функции этого процесса;

4. Изучить и проанализировать способы урегулирования отношений при помощи общения.

5. Интерпретация и формулировка выводов.

межличностное отношение социальное общение

Стороны общения

Ломов Б.Ф. о структуре общения. Проблема общения в трудах Ломова Б. Ф. О. рассматривалось Б. Ф. Ломовым как общество раскрывающая социальную природу человеческого бытия. Являясь существенной стороной реальной жизнедеятельности субъекта, О. выступает в роли важнейшей детерминанты всей системы психического, ее структуры, динамики и развития. В ходе О. люди обмениваются представлениями, действиями, состояниями. В актах О. осуществляется как бы презентация внутреннего мира субъекта др. субъектам, и вместе с тем самый этот акт предполагает наличие такого внутреннего мира.

В О. происходит также взаимная презентация субъектами результатов (и в какой-то мере самого процесса) психического отражения. О. выступает в роли основания психического явлений, определяя развитие психического процессов, формирование личности, овладение индивидом общества опытом. Психические явления, в свою очередь, регулируют процесс О. и являются условием его развития; наиболее полно в О. реализуется коммуникативная функция психики.

12 стр., 5764 слов

Межличностные отношения в коллективе

... работе. Гипотеза:, Методики исследования: 1. Опросник межличностных отношений А.А. Рукавишникова (ОМО). 2. Опросник «Изучение психологического климата коллектива» Тема межличностных отношений рассматривается в работах ... межличностных отношений 1 По характеру взаимодействия а) Деловые отношения б) Неофициальные межличностные отношения в производственных группах Могут быть непосредственными - общение ...

Результатом О. являются отношения с др. людьми. Способы и содержание О. определяются социальными функциями вступающих в него людей, их положением в системе обществ. отношений (1981).

Подчеркивая неразрывную связь О. и деятельности, Б. Ф. Ломов возражал против их отождествления, полагая, что они представляют собой равнозначные категории, отражающие разные стороны социального бытия человека. Категория О. раскрывает такую сторону человеческого бытия, как отношение «субъект — субъекты».

Результат О. не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с др. человеком, с др. людьми. Реальный процесс О. развертывается как бы в надындивидуальном плане (хотя и через отдельных индивидов) и несет дополнительные по сравнению с индивидуальной деятельностью моменты: взаимоотношения мотивов, идей, программ участников О., сопряжение их действий, дифференцирование позиций и функций в сообществе и т. д. Поэтому и психол. составляющие деятельности и О. оказываются далеко не тождественными (1984).

Согласно Ломову, процесс О. имеет собственные функции, структуру и динамику. Выделяются 3 класса функций О. в жизни индивида: информационно-коммуникативная (передача — прием информации), регуляционно-коммуникативная (регуляция поведения в широком смысле, которую люди осуществляют по отношению друг к другу), аффективно-коммуникативная (детерминация эмоциональной сферы человека).

Функции О. можно рассматривать и в др. плане, выделяя, напр., такие, как организация совместной деятельности, познание людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений. При исследовании структуры О. можно говорить по крайней мере о 3 уровнях анализа (1981).

На 1-м уровне (макроуровне) О. индивида с др. людьми рассматривается как сторона его образа жизни.

Здесь О. выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей, где выделяются отдельные линии О. данного индивида с др. индивидами и социальными группами и следует учитывать зависимость О. от той системы обществ. отношений, которая сложилась в данном обществе на данной исторической ступени его развития. Отражаясь в головах конкретных людей, эти обществ. отношения детерминируют развитие людей, но каждого из них специфическим образом, в зависимости от его позиции в системе обществ. отношений.

На этом уровне анализа трудно отделить собственно психол. аспект О. от социально, этического и т. д. Круг психол. проблем, возникающих при рассмотрении О. здесь включает в себя вопросы развития форм О., их зависимости от существующих в данном обществе (и социальных группах) норм, традиций и правил поведения, взаимоотношения обществ. и индивидуального сознания, возрастных особенностей психики, развития способностей, характера, потребностей и мотивов, формирования жизненных планов индивидов и т. д. 2-й уровень анализа (мезоуровень) относится к изучению отдельных актов О.

13 стр., 6393 слов

Значение народных подвижных игр в процессе развития ребенка

... С развитием педагогической мысли происходит постепенный отбор из числа народных наиболее целесообразных в воспитательном отношении игр. В процессе длительной ... ребенка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры – зайцев – двигаться быстрее, энергичнее. Это ... сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировали практическое ...

Основной круг психологии проблем здесь относится к исследованию особенностей динамики психического процессов и состояний в условиях О. Важно раскрыть динамику О. (развития темы), выявить используемые в нем средства (языковые и неязыковые), т. е. рассмотреть О. как процесс, в ходе которого осуществляется обмен образами, идеями, переживаниями и т. д.

На этом уровне выделяются след. основной фазы О.: а) начальная — определение общих для участников взаимодействия «координат», которые выступают в роли своего рода базы, относительно которой строится весь дальнейший процесс. Здесь происходит «выравнивание информированности»; б) фаза формирования совместной программы процесса О. Она включает распределение функций между его участниками и их сопряжение, — эта программа обычно не является жесткой и задает лишь общую стратегию их поведения; в) фаза формирования «общего фонда» знаний, умений, навыков. Решая определенную задачу, каждый из участников О. использует и свой собственный опыт, и опыт партнеров. 3-й уровень анализа (микроуровень) относится к изучению отдельных сопряженных актов О. или циклов, выступающих как своеобразные элементарные его единицы.

В качестве таких единиц могут рассматриваться сопряженные акты типа «вопрос — ответ», «побуждение к действию действие» и т. д. Изучение циклов О. предполагает анализ не только действия отдельного индивида, но и связанное с ним действие его партнера. Основа психологическая задача здесь изучение механизмов формирования циклов О., их типологии, используемых средств О. в их взаимосвязях, динамики процессов экстериоризации и интериоризации психического.

Перечисленные уровни анализа О. тесно связаны друг с другом, и рассмотрение любого из них так или иначе предполагает выявление этой связи. Циклы О. (изучаемые на микроуровне) строятся по-разному в зависимости от межличностных отношений его участников (изучаемых на макроуровне).

В свою очередь, не рассмотрев циклы О., трудно понять, как и почему складывается тот или иной тип межличностных отношений. В работах Б. Ф. Ломова проблема О. приобретала общепсихологическое звучание, что предполагало изучение этой категории в 3 направлениях: 1) Анализ роли О. в протекании всей системы психического: ее структуры, динамики и развития. Конкретно: а) исследование роли О. в формировании и развитии различные форм и уровней психического отражения, в психического развитии индивида; б) изучение влияния О. на динамику когнитивных процессов. 2) Анализ того, как индивид овладевает исторически сложившимися способами О. 3) Психол. исследование процесса О. как акта взаимной презентации субъективных представлений субъектами (1984).

При исследовании непосредственного О., в качестве центральных рассматривались вопросы о влиянии О. на формы, уровни и динамику психического отражения, о роли О. как одной из важнейших детерминант сенсорно-перцептивных и мнемических процессов. Изучались особенности: 1) зрительного поиска объектов в условиях непосредственного О. (пары участников исследования, наблюдающих в натурных условиях городской пейзаж, совместно осуществляли зрительный поиск малозаметного объекта); 2) динамики топографических представлений в условиях непосредственного О. (участники индивидуально и совместно в парах рисовали план местности); 3) индивидуального и совместного воспроизведения стихотворного текста.

6 стр., 2905 слов

Вербальное и невербальное общение в психическом развитии ребенка

... ярким и уверенным в себе человеком, однако в жизни быть тихим и стеснительным. Вербальное и невербальное общение – это 2 половины одного целого, роль которых в жизни каждого человека дополнять друг друга, поскольку ... дальнейшего развития общества. Нет другого способа сохранить и передать информацию и знания будущим поколениям, кроме как через устную и письменную речь. Формы языка Под вербальными ...

При сравнении развертывания когнитивных процессов (восприятия, мышления, памяти, представления, воображения) в условиях индивидуальной и совместной деятельности было показано, что «непосредственное О. является важнейшей детерминантой познавательных процессов на всех уровнях» (1984).

«Эффект О.» проявляется: 1) в способах организации, селекции, оценки и коррекции воспринимаемой информации; 2) в выборе системы отсчета и трансформации образов; 3) в расширении базы обобщения и абстрагирования при усвоении понятий; 4) в изменении стратегии решения широкого класса задач и т. п. По существу, О. затрагивает все «измерения» психического отражения, испытывая вместе с тем его регулирующее влияние.

Также было показано, что не всякая деятельность в условиях О. успешна. Опросом класс задач более эффективно решается индивидуально. В частности, установлено, что чем субъективно более сложна задача, чем разнообразнее информация, требующаяся для ее решения, тем более значимо и эффективно включение О. в ее решение.

Простые задачи, как правило, даже в условиях непосредственного О. выполняются каждым его участником индивидуально. Важнейшее условие, порождающее потребность в О., — возникновение проблемной ситуации (1975).

Все исследования позволили дать более глубокую характеристику процессу О. как открытой системе, обеспечивающей возможность распределения (и перераспределения) функций между его участниками, смену ролей по ходу решения задачи, взаимного содействия (или противодействия), контроля, коррекции и компенсации.

Коммуникативная сторона общения. Коммуникация — это процесс передачи сообщений от одного человека другому так, чтобы на их основе можно было действовать.

В этот процесс входят следующие элементы:

1) способность человека, передающего сообщение, выразить точно и ясно, что он хочет сказать;

2) выбранное для сообщения средство :

  • устное;
  • письменное;
  • визуальное;

3) способность и желание реципиента понять сообщение и действовать в соответствии с ним;

4) «шум» в системе, который может исказить сообщение и сделать его непонятным.

Ежедневно каждый из нас вступает в общение с другими людьми. Коммуникативная сторона общения может проявляться в таких обыденных ситуациях общения как:

1. Диадное, интимно-личностное общение — взаимодействие двух человек, как правило, близких или хорошо знакомых друг с другом (приятелей, мужа и жены; влюбленных и т.д.).

Чаще всего выделить какую-то рациональную цель, лежащую в основе такого общения, бывает трудно. Здесь главную ценность представляет сам контакт и те эмоциональные переживания, которые с ним связаны — сопереживание, ощущение взаимопонимания, поддержки, сходства и близости с другим.

2 стр., 936 слов

Психические состояния в профессиональной деятельности человека

... На основе психологического и профессиографического анализа разных видов профессиональной деятельности можно выделить такие факторы, влияющие на определенные компоненты психического состояния в профессиональной деятельности человека, как факторы среды обитания (физиологический комфорт), факторы социальной ...

2. Межличностное общение двух и более людей в малых группах и сообществах, где каждый знает каждого. Это могут быть, например, различные неофициальные разговоры, беседы между людьми в учебных, трудовых коллективах, в приятельской компании, в семье, со знакомыми по месту жительства и проч. Как правило, такое общение не преследует деловых, утилитарных целей. Основной его смысл состоит в установлении и поддержании контакта, чувства «мы». Может быть также, что люди обмениваются какой-то значимой для них информацией, самоутверждаются, пытаются оказать друг на друга влияние, получить «эмоциональную разрядку» и т.п. Словом, цели могут быть различными, но во всех случаях партнеры проявляют себя как личности, исполняя определенные межличностные роли. Они строят свое поведение на основе тех взаимных ожиданий, которые обусловлены их знаниями друг о друге, установившимися отношениями; с учетом «предыстории» взаимодействия. По отношению к одному члену группы Человек, например, может выступать в роли Друга, по отношению к другому — в роли Врага, или Приятеля, или Обожателя, или Соперника, или Подопечного и т.п.

Иногда люди взаимодействуют с позиций внутригрупповых ролей. Эти роли представляют собой некую модель поведения, которое ожидается от человека членами группы в соответствии с приобретенной им «репутацией». Можно, например, выделить роль Скандалиста, Героя, Арбитра, Шута, Кумира семьи, Иванушки-дурачка и сотни других.

3. Ситуация делового общения двух или более людей в малых группах, где все участники в большей или меньшей степени знают друг друга. Цель делового общения — достижение какого-либо четкого решения, соглашения, договоренности. Это может быть взаимодействие между коллегами по работе, между начальником и подчиненным, коммерсантами и т.д. Во всех случаях статус каждого из партнеров по отношению к другим четко определен, то есть каждый знает, что он может требовать и ждать от участников общения, что он сам обязал и что не должен делать. Иными словами, партнеры такого общения вступают в него в первую очередь как исполнители определенных функций, социальных ролей: деловых, профессиональных, служебных. Разумеется, партнеры привносят в такое общение что-то свое, личностное. Знания, квалификация, черты характера и темперамента неизбежно проявляются в деловом взаимодействии, определяя стиль исполнения партнерами своих ролей. Продавец, например, может быть более или менее вежливым с покупателями; участник деловой дискуссии может в соответствии со своими индивидуально-психологическими особенностями вести себя как «горячий» иди «холодный» оппонент. Но все же поведение партнеров в деловом общении в значительно большей степени регламентировано, с одной стороны, законами и установлениями, а с другой -принятыми в данном конкретном обществе «алгоритмами» делового взаимодействия.

4. Общение людей в относительно больших группах и сообществах, в которые могут входить как хорошо знакомые, так и незнакомые друг другу люди, но объединенные некой общей задачей, целью. Ситуации, в которых имеет место такой тип общения, весьма разнообразны, в одних из них могут преобладать нормы делового взаимодействия, в других — межличностного. Цели участников также значительно варьируют от общественных до личностных.

Примером может служить общение членов одного, достаточно большого коллектива (учреждения, предприятия, школы).

Подчеркнем, что речь идет не о контактах отдельных членов группы между собой, а именно о групповом об¬щении, например, ситуация общего собрания учредителей или всех членов коллектива, ситуация производственного совещания и др.

Такое общение носит, как правило, ситуативный, оперативный характер. Партнеры могут быть в большей или меньшей степени лично знакомы между собой, но их объединяет сознание принадлежности к группе, единство целей, общая деятельность. На характер общения оказывают регулирующее влияние и социальные культурные нормы, и нормы, выработанные в данной конкретной общности людей.

5. Массовое общение — множественные контакты на улицах, в транспорте, предприятиях обслуживания, в учреждениях культуры и отдыха. Как правило, такие контакты между людьми носят кратковременный и случайный характер, анонимны и «обезличены». Проявления человеком своей воли, желаний, индивидуальности серьезно ограничены прямым или опосредованным влиянием других. Контакты имеют достаточно строгий функционально-ролевой вид, социально нормированы и стереотипны. Партнеры выступают как исполнители во временных, ситуативных ролях Пассажира, Пешехода, Посетителя кинотеатра и т.п.

Существуют такие понятия, как культура общения, культура взаимоотношений. Безотносительно к статусу партнера воспитанный человек всегда следует некоторым неписаным правилам вежливости, использует словесные формы учтивости при любых встречах и прощаниях, улыбается, хотя улыбка, по словам писателя В. Солоухина «…самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им было о вами хорошо и радостно».

То есть существуют со всей очевидностью такие универсальные правила, соблюдение которых желательно и даже необходимо в любых межличностных ситуациях. Это тоже этикет, понимаемый более широко — в качестве базовых правил, обеспечивающих культуру поведения и внешнего проявления отношений. Они фактически отражают набор общечеловеческих ценностей и в том или ином виде существуют у самых разных народов, передаваясь из поколения в поколение.

Основная идея заключается в том, что человек в общении с другими должен не выстраивать крепостные стеньг, а прокладывать дороги, соединяющие его с ними.

Функции общения

Классификация функций общения в социальной психологии. Общение является полифункциональным явлением. Соответственно выделяют различные функции общения. Б.Ф. Ломов по одной системе основ выделяет три класса функций (информационно-коммуникативную, регулятивно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную), а по второй — такие функции, как организация совместной деятельности, познания людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений.

По Б.Ф. Ломовой, существуют такие функции общения:

— Информационно-коммуникативная, (обмен информацией).

Охватывает процессы формирования, передачи и приема информации. Реализация ее имеет несколько уровней. На первом осуществляется выравнивание различий по информированности людей, которые вступают в психологический контакт. Второй уровень предусматривает передачу информации и принятия решений (общение реализует цели информирования, обучения и др.).. Третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение направлено на формирование оценок достигнутых результатов);

— Регуляционных-коммуникативная (регуляция поведения, совместной деятельности в процессе взаимодействия).

Благодаря общению человек регулирует не только собственное поведение, но и поведение других людей и реагирует на их действия;

— Аффективно-коммуникативная (регуляция эмоциональной сферы человека).

Она характеризует эмоциональную сферу человека, в которой проявляется его отношение к окружающей среде, в том числе и социального.

Учитывая цель общения, различают функции, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей (Л. Карпенко):

* Контактная. Предусматривает установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в ходе взаимодействия;

* Информационная. Заключается в обмене сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами);

* Побудительная. Стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение действий;

* Координационная. Взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;

* Понимание. Адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, а также партнерами друг друга;

* Эмотивная. Реализуется через стимулирование у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, в изменении с его помощью собственных переживаний и состояний;

* Установление отношений. Заключается в осознании и фиксировании индивидом своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей;

* Осуществление влияния. Последствиями ее действия является изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

Все это доказывает многоаспектность общения, которая проявляется в том, что оно является потребностью человека и условием ее выживания; имеет информационно-коммуникативное и интерактивное нагрузки; предполагает процесс обмена ценностями и социальным опытом; является специфической знаковой системой и посредником в функционировании различных знаковых систем (семиотическая аспект общения); является средством нормативного регулирования поведения индивидов; формирует отношение партнеров к индивиду, его — к партнерам и общества и т.п..

Вся эта многообразие функций является свидетельством того, что общение всеми своими сторонами связано с различной деятельностью человека.

Исследование А.А. Грязного свидетельствуют о таких функциях общения:

1) инструментальная функция, которая заключается в том, чтобы организовать деятельность путем передачи информации, существенной для исполнения действия;

2) синдикативные — функция объединения. Благодаря этой функции общения имеет целью укрепление общности между людьми в рамках определенных групп.

Объединение людей в этом случае выступает как предпосылка для решения различных задач;

3) функция самовыражения, которая ориентирована на контакт индивидов, на их взаимопонимание;

4) трансляционная функция — функция передачи конкретных способов деятельности, оценочных критериев и программ. Эта функция лежит в основе как направленной социализации (через общение происходит институциональное обучение, организованное государством), так и стихийной (через общение происходит включение индивидов в различные формы деятельности, в процессе контактов с людьми происходит передача данном индивиду умений, способов деятельности).

Рассматривая межличностные отношения можно сделать вывод, что межличностные отношения — субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения — это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющихся содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. при этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и объективно существующих связей индивида с другими людьми. В группах разного уровня развития.

Межличностные отношения различаются не только количественно, но и качественно. Так, в коллективе они составляют сложную иерархическую структуру, которая развивается по мере включения его в общественно значимую деятельность. Экспериментальное исследование межличностных отношений осуществляется социальной психологией с помощью специальных методик: Социометрия, Референтометрический метод, Методы исследования личности. Чаще всего в практике используется Социометрической метод Дж. Морено.

Общение можно охарактеризовать как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Соответственно в общении различаются три стороны: коммуникативная, интерактивная и персептивная. Где коммуникативная сторона общения связана с выявлением информационного процесса между людьми как активными субъектами, т.е. с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений, что приводит не просто к «движению» информации, но к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди. Средствами

коммуникативного процесса являются различные знаковые системы, прежде всего речь, а также оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), пара- и экстралингвистическая системы (интонация, неречевые вкрапления в речь, например, паузы), система организации пространства и времени коммуникации, система «контакта глазами». Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различают ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего кооперацию и конкуренцию. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека, его психологических свойств и особенностей его поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация и рефлексия.

Самой важной психической составляющей отношения оказывается мотивационно-эмоциональный компонент, который сигнализирует о валентности отношения — положительной, отрицательной, противоречивой или безразличной.

Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление соответствия характера и способов выражения отношения; так же влияет социальное значение и система ценностей.

№ п/п

Понятие

Определение

1

Средства общения

способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.

2

Межличностные отношения

это отношения с близкими нам людьми; это отношения между родителями и детьми, мужем и женой, братом и сестрой. Конечно, близкие личные отношения не ограничиваются кругом семьи, в таких отношениях часто находятся люди, живущие вместе под влиянием различных обстоятельств.

3

информационно-коммуникативная

передача — прием информации

4

регуляционно-коммуникативная

регуляция поведения в широком смысле, которую люди осуществляют по отношению друг к другу

5

аффективно-коммуникативная

детерминация эмоциональной сферы человека

6

Коммуникация

это процесс передачи сообщений от одного человека другому так, чтобы на их основе можно было действовать

7

Личность

индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; системное качество индивида, определяемое его включенностью в совместную деятельность и общение

8

Общение

обмен информацией между людьми, их взаимодействие

9

Социометрия

психологическая теория общества; применяется одновременно и как социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе

10

Децентрация

сдерживают агрессию, так как являются ключом к пониманию других и осознанию их самостоятельной ценности

11

Эмпатия

осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания

12

Интериоризация

формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности

1 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2002.

2 Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед.вузо. М.: 2000.

3 Аскевис-Леерпе, Ф. Психология: краткий курс/Ф. Аскевис-Леерпе, К. Барух, А.Картрон; пер. с франц. М.Л. Карачун. — М.: АСТ: Астрель, 2006.

4 Бодалев А.А. психология межличностного общения. Рязань, 1994.

5 Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. — 3-е изд., перераб. и допол. — М.: Издательство Московского психолого социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

6 Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Изд-во Эксмо, 2005.

7 Вердербер, Р., Вердербер, К. Психология общения. — СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2003.

8 Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб.: СПбГУ, 1991.

9 Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц. — М.: Мир, 1992.

10 Горянина В.А. Психология общения: Учеб.пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

11 Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: ИП РАН, 1994.

12 Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник /О.Ю. Ермолаев. — 2-е изд., испр. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.

13 Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. — Мн.: Харвест, 2004.

14 Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб.для вузов. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006.

15 Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология: учеб. Пособие для вузов. М.: 2001.

16 Психологические тесты /Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Т.2.

17 Семечкин, Н.И. Социальная психология: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004.

18 Социальная психология: учебное пособие для вузов /Под ред. А.А. Журавлева. М.: 2003.

19 Справочник практического психолога. Психодиагностика/под.общ.ред. С.Т.Посоховой. — М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.

О. — общение

ММВ — мотивов межличностных выборов

ЦТО — теста цветовых отношений