поэзия некрасов ребенок воспитание
В литературоведении традиционно принято различать литературу о детях и литературу для детей (детскую литературу).
Литературные произведения, созданные специально для юных читателей, а также прочно вошедшие в круг их чтения из устно-поэтического народного творчества и из литературы для взрослых, составляют в совокупности детскую литературу. Будучи органической частью духовной культуры, она является искусством слова, и, следовательно, ей присущи качества, свойственные всей художественной литературе. В то же время она «не должна быть придатком к литературе для взрослых. Это великая держава с суверенными правами и законами», — считал А.М. Горький
Являясь искусством, предназначенным для юных, детская литература тесно связана с педагогикой, призвана учитывать возрастные особенности, возможности и потребности маленьких читателей, в результате чего законы искусства приобретают в ней дополнительные оттенки. Однако это не дает основания смотреть на нее как на служанку педагогики, так как подобный упрощенческий, утилитарный взгляд искажает ее сущность, выводит за пределы искусства — и тем самым обедняет и ограничивает ее воспитательно-образовательные функции. Еще А.С. Пушкин возражал тем, кто видел в художественной литературе «одно педагогическое занятие».
Таким образом, главной особенностью детской литературы, дающей ей право считаться самостоятельной областью словесного искусства, является органическое слияние законов искусства и педагогических требований. При этом под педагогическими требованиями понимается учет возрастных особенностей, интересов и познавательных возможностей детей.
Искусство является особой формой «практическо-духовного» освоения мира. Детская литература раздвигает перед юными читателями границы этого мира и тем самым помогает осваивать его. Она обогащает духовно, способствует самопознанию и самосовершенствованию, помогает понять свое предназначение, ориентироваться в мире.
В зависимости от конкретных условий каждая историческая эпоха ставит перед детской литературой свои воспитательно-образовательные задачи. Так, самые первые произведения для детей создавались в Древней Руси «ради скорого младенческого научения». Но главной их целью было воспитание молодого поколения в религиозном духе, чтобы сделать его покорным великокняжеской власти. Однако уже древнерусская детская литература неоднородна, и развивалась она в борьбе прогрессивных идей с реакционными. Новые задачи перед детской литературой были поставлены в начале XVIII века. С ее помощью стремились готовить из молодого поколения активных и образованных подданных царя, способных осуществлять реформы Петра I, готовых «словом и делом» защищать царскую власть «вплоть до кроворазлития».
Научно-познавательная литература для детей
... детским писателем считается Карион Истомин. Его "Лицевой букварь" (1694) открыл одну из важнейших особенностей литературы для детей ... понятия на научном уровне.История развития научно-познавательной литературы для детейВсе книги и произведения, которые составляют ... искусством слова. Опираясь на опыт мировой литературы, он стремился выработать доступный детям образный и простой стиль повествования. Для ...
В противовес реакционным воззрениям и крепостнической идеологии, выдающийся русский просветитель конца XVIII века Н.И. Новиков видел в детях «будущую подпору общества» и ставил перед детской литературой задачу воспитывать в молодом поколении передовые взгляды в духе просветительства.
«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание — великое дело», — заявил В.Г. Белинский и призывал писателей знакомить детей с окружающим миром, воспитывать в них передовые гуманистические взгляды, высокие нравственные качества и способность бороться с крепостнической моралью. Затем Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, унаследовавшие лучшие традиции Белинского и поднявшие их на новую ступень в соответствии со своими революционно-демократическими взглядами, поставили перед детской литературой задачу воспитывать активных борцов с крепостническим строем, способных не только защищаться от насилия и «выдержать борьбу со злом», но быть готовыми перестроить жизнь на новых началах».
Однако царское правительство на протяжении всей истории стремилось, по словам А.М. Горького, воспитывать покорных его воле работников, а не свободных носителей «творческого начала», защитников «установленных им различных норм, но отнюдь не создателей новых условий». Оно смотрело на молодое поколение как на «орудие, силою которого государство расширяет и укрепляет свою власть».
Пушкинские слова: «Ясность и точность — вот первые достоинства прозы» — имеют особенное значение для детской литературы. Язык здесь должен быть грамматически правильным, литературным, без провинциализмов и архаизмов, точный и ясный, без усложненных периодов, сентиментальных красивостей и приторного сюсюканья.
Образцом в этом отношении может служить язык народной сказки, которая разговаривает с юным слушателем на равных, без приседания и ужимок, на реальном народном языке. Борьба за доступный, понятный язык началась еще в период возникновения детской литературы, но продолжается и в наши дни.
Автор первой рукописной книги Дмитрий Герасимов (конец XV века) призывал учителей толково объяснить детям то, что собирается у них спрашивать. Лаврентий Зизаний (конец XVI века) составил для учеников «лексис» (толковый словарь), в котором дал объяснение встречающимся в книгах непонятным словам. Феофан Прокопович в предисловии к детской книге, изданной в 1721 г., призывал писать тем языком, на котором говорят с детьми дома, а не тяжелым старославянским.
Традиции XVII-XVIII веков в борьбе за чистоту, точность и доступность языка детской литературы были приумножены в XIX веке. Почти во всех статьях Белинского затрагиваются проблемы языка. Он считал, что «детские книги должны отличаться особенною легкостью, чистотою и правильностью языка», писаться «языком легким, свободным, игривым, цветущим в самой простоте своей». Вслед за ним Н.Г. Чернышевский резко осуждал сентиментальничанье, сюсюканье и приседание пред детьми. Никакая мораль, никакие идеи не дойдут до читателя, если они выражены варварским языком, слогом неправильным, считал Н. Добролюбов.
История развития детской литературы
... детской книге. Значительно расширился тематический и жанровый диапазон литературы для детей. 1. Детская литература [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/istoki-russkoy-literaturyi-dlya-detey/ 1.1 Детская литература в древности (до XVII в.) В середине IX века, ...
Русские классики XIX века, создавая произведения для детского чтения, использовали опыт народного творчества, изучали восприятие слова учащимися. Богатства народного языка, возведенного в ранг высочайшего искусства, сконцентрированы в сказках Пушкина, отразились в «Коньке-горбунке» П. Ершова, по-своему использованы В.А. Жуковским. В результате непосредственного общения с маленькими читателями создавали свои произведения, оттачивали язык А. Погорельский и В. Одоевский.
Борьба за язык детской книги поднялась на новую ступень во второй половине XIX века. Через родное слово, считал К.Д. Ушинский, ребенок входит в духовную жизнь старших поколений, овладевает миропониманием, характером мышления родного народа, пропитывается духом Родины. Язык произведений для детей стал предметом особого внимания со стороны Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, Д.Н. Мамина-Сибиряка. В детских стихотворениях Некрасова зазвучала настоящая, полнозвучная народная речь. «Рабата над языком ужасная. Надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и главное — ясно», — признавался Л.Н. Толстой, когда создавал свою «Азбуку». По 20-30 раз переделывал великий писатель миниатюрные рассказы, добиваясь ясности и прозрачности фольклора, о чем говорил он в одном из своих писем: «Я люблю определенное, ясное, красивое и умеренное, и все это нахожу в народной поэзии и языке».
Толстой выступал против главных пороков стиля детских книг своего времени — бесцветности, трафаретности, напыщенности, высмеивал попытки подделываться под детский лепет употреблением уменьшительных суффиксов и слов типа «зайчик», «травка», «жучок», «котик» и т.п., советовал каждый раз находить «единственное необходимое» слово, способное наиболее верно и точно передать мысли, высветить образ.
Творчество Н.А. Некрасова достаточно хорошо изучено современниками. Значение Некрасова — результат целого ряда условий, создавших как его обаяние, так и те ожесточенные нападки, которым он подвергался и при жизни, и после смерти. Конечно с точки зрения изящества стиха Некрасов не может быть поставлен рядом с Пушкиным и Лермонтовым. Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих. Но, не всегда достигая внешних проявлений художественности, Некрасов ни одному из величайших художников русского слова не уступает в силе. С какой бы стороны ни подойти к Некрасову, он никогда не оставляет равнодушным, всегда волнует. И если понимать «художество» как сумму впечатлений, приводящих к конечному эффекту, то Некрасов — художник глубокий; он выразил настроение одного из самых замечательных моментов русской исторической жизни. Главный источник силы, достигнутой Некрасовым, — как раз в том, что противники, становясь на узкоэстетическую точку зрения, особенно ставили ему в укор: в его «односторонности». Только эта односторонность и гармонировала вполне с напевом «неласковой и печальной» музы, к голосу которой Некрасов прислушивался с первых моментов своего сознательного творчества.
Творчество Н.А. Некрасова — детям
... для детей Каждый образ ребенка, каждая детская судьба, к которой обращался Николай Алексеевич Некрасов, согреты горячей любовью автора. «Я детского глаза люблю выраженье, его узнаю я всегда», - говорит поэт. ... с ноготок». В стихотворении «Школьник» поэту приятно, что крестьянским детям открыт путь к ... стихия пробуждающейся природы охватывает душу человека любого возраста. А тридцатая глава поэмы ...
Все люди сороковых годов в большей или меньшей степени были печальниками горя народного; но кисть их рисовала мягко, и когда дух времени объявил старому строю жизни беспощадную войну, выразителем нового настроения явился один Некрасов. Настойчиво, неумолимо бьет он в одну и ту же точку, не желая знать никаких смягчающих обстоятельств. Муза «мести и печали» не вступает в сделки; она слишком хорошо помнит старую неправду. Пускай наполнится ужасом сердце зрителя; это — благодетельное чувство: из него вышли все победы униженных и оскорбленных. Некрасов не дает отдыха своему читателю, не щадит его нервов и, не боясь обвинений в преувеличении, достигает вполне активного впечатления. Это сообщает пессимизму Некрасова весьма своеобразный характер. Несмотря на то что большинство его произведений полно самых безотрадных картин народного горя, основное впечатление, которое Некрасов оставляет в своем читателе, несомненно бодрящее. Поэт не пасует перед печальной действительностью, не склоняет перед нею покорно голову. Он смело вступает в бой с темными силами и уверен в победе. Чтение Некрасова будит тот гнев, который в самом себе носит зерно исцеления. Звуками мести и печали о народном горе не исчерпывается, однако, все содержание поэзии Некрасова.
Тематика Некрасова-лирика разнообразна. Первый из художественных принципов Некрасова-лирика можно назвать социальным. Узкий круг лирической тематики он дополнил новой темой — социальной («Еду ли ночью по улице темной», «Вчерашний день, часу в шестом». Причем эта социальная тема меняет характер и собственно любовной лирики Некрасова («Ночь. Успели мы всем насладиться». Следующий художественный принцип Некрасова-лирика — социальный аналитизм («Размышления у парадного подъезда» и «Железная дорога». Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его стихам агитационно-пропагандистский характер (особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по революционно — демократическому движению: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву).
Некрасов обычно считается поэтом деревенско-крестьянской тематики. Но у него встречается и урбанистическая лирика, т.е. стихи о городе («Утро», цикл «О погоде»).
В последние годы, когда вопрос о художественной форме произведений искусства стал особенно актуальным и жгучим, начинают появляться труды о поэзии Некрасова, где наряду с ее идейной направленностью изучается и ее ритмика, и ее стиль, и ее лексика. Основная же масса статей, диссертаций и книг о Некрасове все еще — должно быть, по инерции — трактует поэта почти исключительно как носителя таких-то и таких-то идей, проповедника таких-то убеждений, словно забывая, что речь идет о великом художнике слова, воплотившем свои убеждения в замечательных поэтических образах.
Итак, Некрасов — поэт разноплановый. Среди его стихотворений есть и романтические, и социально-реалистические произведения. При этом сам Некрасов неоднократно выделял в своем творчестве детскую тему.
К сожалению тема «Некрасов и дети» освещена лишь частично. Немало ценных мыслей и высказываний о Некрасове как о писателе для детей можно найти в отдельных статьях 1 и учебных пособиях по детской литературе2. однако для раскрытия этой темы необходима еще значительная работа.
Образы крестьян и крестьянских детей в творчестве Н.А. Некрасова
... одной из последних песен Некрасова муза предстает уже в образе этой крестьянской женщины. Боль простых тружеников поэт воспринимает как свою. С пронзительной тоской в стихотворении «Железная дорога» он ... рабе, сносить попреки мужниной родни, побои мужа. Только в работе и в детях находила она радость. Тяжело пережила она смерть сына Демушки, преследование господского управляющего, ...
Целью же данной работы является изучение специфики реализации темы детства в творчестве Н.А. Некрасова. Для реализации данной цели необходимо исследовать следующие вопросы:
1)Проанализировать стихотворения о русских детях в творчестве Н.А. Некрасова
2)Рассмотреть особенности поэтики стихов для детей в творчестве Н.А. Некрасова
1. Стихотворения о русских детях
В произведениях Некрасова дети предстают безгрешными душами, вынужденными страдать и мучиться от несовершенств общества, от того «миропорядка», который установили взрослые. Но если их наблюдать в естественной обстановке это озорные, веселые, до поры не знающие сословных границ светлые души. И поэт откровенно любуется ими. Ему близок немудреный мир крестьянских детей. Некрасов чувствует свою вину за несчастья и бедственное положение бедных детей, он хотел бы изменить порядок вещей но пока не в силах это сделать; поэт с гневом отвергает тупую покорность, которая вырабатывается со временем в душах людей. С этим он никогда не примирится.
Еще в первые годы пребывания в Петербурге Некрасова поразили социальные контрасты большого города. С горечью наблюдал он, как бедные труженики надрывались на непосильной работе ради куска хлеба, в каких ужасных условиях они жили, сколько страданий выпадало на их долю. А рядом он видел праздную жизнь богатых бездельников, людей, строивших свое благополучие на нещадной эксплуатации трудящегося люда. Во многих своих стихах поэт запечатлел трагически безысходное существование «маленьких людей»
Но больше всего страданий выпадало на долю детей, маленьких тружеников, вынужденных с малолетства трудиться в мастерских ремесленников, на фабриках и заводах. Им Некрасов посвятил свое стихотворение «Плач детей», которое, по его словам, «принадлежит в подлиннике одной английской писательнице». Речь шла об одноименом стихотворении английской поэтессы Э.Б. Браунинг. Но Некрасов коренным образом переработал это произведение. «Я имел подстрочный перевод в прозе, — говорил он, — и очень мало держался подлинника: у меня оно на половину короче. Я им очень дорожу».
«Плач детей», наверное, единственные стихотворение в русской поэзии, где с такой силой запечатлелась картина каторжного труда детей на полукустарных фабриках. Обращаясь к читателям, поэт спрашивает:
Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?
В то время, как «В золотую пору малолетства // Все живое счастливо живет», маленькие рабы, выбиваясь из сил, целыми днями вертят колеса на фабриках. И нет силы, которая могла бы остановить это ужасное, бесконечное кружение:
«Развитие интереса к поэзии у детей дошкольного возраста»
... для ознакомления детей с поэтическими произведениями; - рассмотреть методику по заучиванию стихотворений с детьми в разных возрастных группах. В соответствии с целью и поставленными задачами в курсовой работе ... 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ПОЭЗИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Особенности детского интереса к поэзии у детей дошкольного возраста Отношение к художественным произведениям ...
Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри проклятое вертится,
Хоть умри гудит-гудит-гудит!
В изображении Некрасова колесо становится символом беспощадной эксплуатации детского труда. Поэт со скорбью взывает к людям: «…вы слышите ли, братья, тихий плач и жалобы детей?» Эти стихи — гневное обвинение тем, кто лишил детей «золотой поры малолетства». Впервые в стихах о детях прозвучали столь горькие и суровые интонации.
Рассмотрим так же и другие произведения.
В стихотворении «Железная дорога» (1864) поэт поведал горькую правду о строителях первой русской железной дороги, их тяжком подневольном труде. Но стихотворение одновременно — и дань глубокого уважения Некрасова к созидательной силе труда, в котором так талантлив русский народ, и — пророческая уверенность в светлом будущем народа, когда он «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе».
Стихотворение «Крестьянские дети» занимает особое место в ряду стихотворений, посвященных детям. Сразу же надо отметить, что «Крестьянские дети» появились на свет в 1861 г., в год отмены крепостного права. Возможно, не случайно, что Некрасов пишет в «год надежд» о детях будущем России.
Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.
«Воля» это не только освобождение от гнета и крепостной зависимости, это еще и слияние с природой. Известно, что Некрасов писал это стихотворение в Грешневе. Здесь он полностью посвящает себя любимым занятиям: творчеству и охоте. В этот период и появляется стихотворение «Крестьянские дети». Первоначально автор хотел назвать произведение «Детская комедия», указывая тем самым на особенность жанра. По жанру это небольшая лиро-эпическая поэма, в которой отражаются чувства автора и его личные воспоминания о своем собственном детстве. Основу стихотворения составляют отношения Некрасова и крестьянских детей. Перед нами предстают сцены из обыкновенной деревенской жизни: в этих сценах на первый взгляд нет даже трагического отзвука…
В целом можно сказать, что стихотворение внешне являет собой идиллию «описание мирных бытовых картин, безмятежной жизни крестьян». Суть же «детской комедии» поэтическая реальность, пропитанная игрой.
Н.А. Некрасов огромное внимание уделял в своих стихотворениях описанию природы. Так и в этом произведении мы можем отметить, что в самом начале поэт описывает солнечный, радостный пейзаж, а затем он начинает рассказ о главных героях — девити ребятах. У каждого ребенка свой собственный характер: кто наблюдательный, кто осторожный, а кто и испуганный… Но все ребята с неподдельным восхищением рассматривают барина и его снаряжение. Дети убегают, но вскоре возвращаются…
И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой…
Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе
... художественной литературы как дошкольной дисциплины. 3. Выявить основные методы и формы приобщения дошкольников к художественной литературе. Объектом исследования является приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе. Предметом исследования являются особенности приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. 1. Становление детской художественной литературы ...
В итоге ребята признают в охотнике своего и между ними исчезают напряженность и недоверие. Особенно ярко восхищение и умиление Некрасова крестьянскими детьми проявляется в следующей части стихотворения:
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей…
Но дети скоро станут взрослыми и им придется выбирать свой путь в этой жизни. И именно в детстве закладываются предпосылки для этого выбора.
Рабочий расставит, разложит снаряды
Рубанки, подпилки, долота, ножи:
«Гляди, чертенята!» А дети и рады,
Как пилишь, как лудишь им все покажи.
В стихотворении Некрасова мы наблюдаем людей труда талантливых, сильных и добрых…
Главная тема произведения поэзия деревенского детства прерывается на миг:
Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной
Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной.
До чего же верно подметил Некрасов, что детство это прежде всего игра, которая является прообразом будущей жизни. Той жизни, которая будет наполнена трудом до «пота и крови». Автору удается подметить то, что действительно стоит за крестьянской жизнью, точнее за ее безоблачностью и театральной веселостью:
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой мертвящей зимы.
В основе стихотворения «Школьник» лежат размышления автора о судьбе встреченного на дороге деревенского мальчугана. Перед нами своеобразный внутренний монолог, в который вкраплена только одна фраза, обращенная к мальчику: «Эй! садись ко мне, дружок!». Мальчик бос, на нем рваная рубаха, но в котомке у него книжка.
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый.
Не робей, не пропадешь!
Вот так же шел когда-то в столицу за наукой и М.В. Ломоносов.
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!
Будет «поприще широко» — только работай. За эту тягу к свету, к знанию поэт глубоко любит родную Русь.
Роль детской литературы в воспитании детей
... воспитания . » « Воспитание - великое дело ; им решается участь человека . » 2 Познавательное значение детских книг . Тематика научно - познавательной литературы для детей . В своем философском развитии В. ... художественную книгу . » Книги для детей должны быть источником высоко - художественного, эстетического , нравственного воспитания . « Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей ...
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай…
В этих людях, добрых, благородных, сильных любящей душой видит Некрасов будущее родины.
Некрасова никогда не покидала вера в талантливость русского народа. Он был убежден, что необходимо просветить народ, приобщить его к знаниям, и сам немало этому содействовал. В 1861 году поэт на свои средства открыл в Грешневе школу «для обучения крестьянских детей грамоте», необходимой, по его словам, «каждому крестьянину как для домашнего обихода, так и для лучшего уразумения добрых христианских понятий и обязанностей…». Все расходы на содержание школы Некрасов взял на себя.
Можно проследить, как в стихотворении авторская мысль развивается от конкретного наблюдения к широкому обобщению. Сначала перед нами выступают реальные предметные детали: грустный пейзаж (»… Небо, ельник и песок / Невеселая дорога…», на ней одиноко бредущий мальчик с котомкой за плечами. Вид его непригляден («Ноги босы, грязно тело, / И едва прикрыта грудь…». Но главное не в этом. В котомке мальчика рассказчик видит букварь и понимает, что он отправился в путь не просто так, а за знаниями («Так, учиться ты идешь…». Глядя на него, повествователь пытается представить тех сердобольных людей, которые помогли мальчику и снарядили его в путь за знаниями. Здесь и отец, издержавший на сынишку «последний грош», и «старая дьячиха», пожертвовавшая на благое дело «четвертачок», подаренный ей «проезжей купчихой» «на чаек». В данном случае проявилась одна из особенностей русского национального характера прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. Кроме того, в этом нельзя не увидеть глубокого уважения простых людей к образованию и готовность поддержать каждого, кто стремится к знаниям. Недаром рассказчик говорит, что к учению стремится не только встреченный им на дороге мальчик: «Это многих славных путь». При этом у повествователя возникает мысль о другом мужицком сыне, ставшем гордостью русского народа и прославившем отечественную науку, Михаиле Васильевиче Ломоносове, который «по своей и Божьей воле / Стал разумен и велик».
Размышления о судьбе босоногого мальчонки в стихотворении перерастает в раздумья о «родной Руси» с ее контрастами доброты, благородства и талантливости народа и тупости, чванства представителей правящих классов. И самое главное в стихотворении выражена уверенность автора в том, что не бездарна та природа, / Не погиб еще тот край,/ Что выводит из народа/ Столько славных то и знай.
Некрасов, как чуткий психолог и художник, сумел глубоко проникнуть в мир ребенка и создать яркие портреты детей, показать душу ребенка. Ребенок у Некрасова шалит, любит играть, крайне любопытен непосредствен и чуток к окружающему. Раскрыв общее в детской психологии, поэту удается мастерски показать индивидуальность каждого детского характера. Глубокое знание жизни и умение заглянуть в душу ребенка позволило Некрасову с замечательной глубиной раскрыть психологию ребенка.
Ознакомление с художественной литературой как средство развития ...
... художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки). Ознакомление детей с художественной литературой ... стихотворения и других жанров художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. Все последующее знакомство с ...
2. Цикл стихотворений, посвященных русским детям, как стихотворения для детей
В поэзии Некрасова существует разграничение (хотя и не строгое) произведений о детях и для детей
В разные годы были написаны стихотворения о русских детях, такие как «Школьник», «Крестьянские дети», «Железная дорога», «Дедушка» и др. в них представлены образы детей Некрасов — единственный из всех великих (да и не великих тоже) русских поэтов того времени, в чьем творчестве «детская» тема заняла такое место. Никто из них не написал такого количества стихов о детях, как Некрасов. И никто из них не написал такого количества стихов детям, как Некрасов. Именно — не детских стихов, а стихов для детей. То есть таких же, как для взрослых, только, по известному слову, лучше. В конце 60-х Некрасов создает цикл стихотворений, посвященных русским детям, первая часть которого («Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин» относится еще к 1867 году, а вторая («Дедушка Мазай и зайцы» и «Соловьи» к 1870 году.
Некрасов всегда очень трепетно относился к хорошим произведениям для ребенка. Он приветствовал все полезное и талантливое в литературе для детей, давал рецензии и отзывы на многие детские издания — книги, рассказы, романы, журналы. Очень хорошо Некрасов отзывался о творчестве Л.Н. Толстого, посвященном детям — «Новая азбука», «Детство» и «Отрочество», — Апполона Майкова, — поэма «Дурочка», — Е.Н. Ахматовой, детский журнал «Дело и отдых». Он считал, что эти произведения хорошо раскрывают внутренний мир ребенка, они просты и живы в изложении материала. А журнал для детей «Дело и отдых» не мог не пленить Некрасова, т.к. в нем были изложены полезные сведения для детей по истории, географии, естествознанию, поучительные очерки и рассказы. Кроме того, была установлена сравнительно низкая подписная цена, что явно расширяло круг потенциальных подписчиков, ориентируя журнал и подписчиков из простых сословий.
Поддерживая все талантливое и полезное в детской литературе, Некрасов не обходил стороной и ту ее часть, которую считал недостойной, низкопробной. Так, например, негативно отзывался он о романе Б. Федорова «Князь Курбский». Зло высмеивал он и составителя книги «Дитя — художник», а так же анонимного составителя детской книжки «Секрет Маши, или средство выучится музыке без помощи учителя». Он обвинял эти издания в несостоятельности, искажении фактов, нарушении элементарного педагогического требования учитывать возраст ребенка, искусственности и избитости морали, неумение учитывать возраст и запросы своего читателя. Некрасов говорил о том, что эта литература низкопробная, бесполезная и даже некоторым образом вредная, т.к. может помешать развитию у детей хорошего вкуса.
Требования Некрасова к детской книге изложены им в рецензиях и письмах, упорная борьба поэта за образцовую детскую книгу должны, конечно, рассматриваться в тесной связи с его поэтическим творчеством
Всякий раз, когда Некрасов говорит о крестьянах, не совсем задавленных нуждой и неволей, обычная суровость покидает его, его стихи становятся благодушны и веселы, в них чувствуется любовная, широкая и чуть озорная улыбка. «Дядюшка Яков», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы» — везде эта светлая улыбка Некрасова. Чаще всего присущее ему упоение жизнью раскрывалось в его крестьянских стихах. В них мы с особой ясностью слышим, что, если бы не его чрезвычайная чуткость к человеческим страданиям и жалобам, которая сделала его поэзию скорбной и гневной, это был бы один из самых жизнерадостных русских поэтов. Здесь вскрывается с необыкновенной наглядностью близость поэзии Некрасова к той народной эстетике, о которой с таким сочувствием писал Н.Г. Чернышевский в своем знаменитом труде «Эстетические отношения искусства к действительности»3
Что же касается произведений, вошедших в цикл «Стихотворения, посвященные русским детям», то они написаны специально для детского чтения, поскольку Некрасов был глубоко озабочен низким уровнем современной ему литературы для детей, заполнившей книжный рынок, и попытался внести свой вклад в развитие детской литературы. И это ему удалось.
В основу своих детских стихотворений поэт положил собственные наблюдения над жизнью, нравами, обычаями и речью народа, с которым он постоянно общался во время своих охотничьих скитаний. В процессе работы над циклом Некрасов широко использовал произведения устного народного творчества: притчи, прибаутки, сказки, забавные крестьянские анекдоты. Это помогло ему передать, например, и неторопливо — рассудительную речь рассказа матери-крестьянки («Соловьи», и полные добродушного юмора интонации рассказа дедушки Мазая о том, как он спас от гибели зайцев, попавших в беду.
Стихи, посвященные русским детям, родились в минуты душевного спокойствия и той умиротворенности, в какую всегда погружался поэт, оказавшись наедине с природой или среди людей деревни. Отсюда и светлый колорит этих стихов, их невыдуманные сюжеты, их истинно народный юмор. Цикл стихотворений, специально для детского чтения состоит из двух частей, первая часть которого («Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин») относится еще к 1867 году, а вторая («Дедушка Мазай и зайцы» и «Соловьи») к 1870 году.
Некрасовым был задуман не просто цикл, а книга для детского чтения, в которую должны были войти произведения, в том числе и прозаические, других авторов. Замысел этот осуществлен не был. Это веселый и, должно быть, прямо списанный с натуры портрет коробейника «дядюшки Якова»; это бесхитростная «притча про пчелок», спасенных от весеннего половодья; к ним примыкает и удивительный в своей простоте и жизненности более поздний рассказ о костромском крестьянине дедушке Мазае, собиравшем в свою лодку во время разлива погибающих зайцев. Стихи проникнуты неподдельной любовью к детям, к природе, к людям того «низменного края», где любил охотиться Некрасов («В августе, около Малых Вежей, с старым Мазаем я бил дупелей».
Некрасову хотелось не только рассказать юным читателям несколько забавных историй, но и пробудить в них стремление к бережному отношению ко всему живому, увидеть, как прекрасен окружающий их мир, и осознать свое место в нем.
В этих стихотворениях поэт широко использует фольклор, как источник народной мудрости. Причем, он отбирает из него острое, точное, поэтическое. Широко используется здесь и народная лексика, с ее меткими и образными выражениями, богатейшими лексическими оттенками речи.
Стиль детских стихов теснейшим образом связан с их содержанием и должен рассматриваться в органическом единстве с ним.
Рассмотрим некоторые из них.
«Дедушка Мазай и зайцы» одно из тех стихотворений, которые помогают воспитывать гуманные чувства. Его успех у читателей, в частности у юных читателей, зависит, разумеется, не только от проникающей его гуманности, но и от занимательности сюжета (спасение тонущих зайцев в лодке).
«Дедушка Мазай…» это одно из достижений некрасовского реализма, соединяющее жизненность образов и сцен с конкретностью и простотой языка.
В основу стихотворения положены реальные факты. Некрасов был хорошо знаком с крестьянином Мазаем, нередко бывал в его доме и часто вместе с ним ходил на охоту.
Внутренний облик Мазая определяет его безграничная любовь к родине и родной природе («Старый Мазай Любит до страсти свой низменный край»), сливающаяся с любовью ко всякому живому существу. Поэту удалось воспроизвести удивительно привлекательный и обаятельный образ дедушки Мазая, человека мудрого, доброго, отзывчивого и рассудительного, стремящегося прийти на помощь любому живому существу. Он с горечью говорит о бездумном уничтожении мужиками зайцев, застигнутых наводнением («ловят, и топят, и бьют их баграми» и восклицает: «Где у них совесть?.»)
Мазай ратует за разумное отношение ко всему живому и считает, что нельзя убивать животных, пользуясь их беспомощным положением. Он убежден, например, что не следует охотиться на зайцев в неположенное время («Я их не бью ни весною, ни летом, / Шкура плохая, линяет косой…») Иное дело зимой, когда охота становится для крестьянина средством существования.
В стихах для детей можно отметить такие черты как картинность, краткость речи, естественность изображаемого.
В образах героев, в жанрах отображается оригинальность и неповторимость некрасовских стихотворений для детей. Например в образах дедушки Мазая и дядюшки Якова можно проследить определенные сходства: умудренные опытом, добродушные, отзывчивые люди — один, пожилой охотник, помогает зайцам, попавшим в беду, и другой, пожилой коробейник, жалеет девочку-сиротку Феклушу и дарит ей книжку. Но в каждом из них есть свое, особенное. Дедушка Мазай практичный рачительный хозяин. И зайцев он спасает для зимней охоты:
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул — и дали стречка!
Я проводил их всё тем же советом:
«Не попадайся зимой!»
Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая, — линяет косой…»
Но хозяйственная расчетливость не умиляет его добрых свойств.
В стихотворении «Дядюшка Яков» (1867) поэт с симпатией и любовью рассказал детям о коробейнике-книгоноше. Хорошо зная этих людей, их сочный, яркий язык, поэт удачно имитирует в рефрене, идущем через все стихотворение: «По грушу! по грушу! Купи, сменяй!» — бойкие выкрики торговцев разным мелким товаром:
Эй! молодицы,Иглы не ломки,
Красны девицы,Шнурки, тесемки!
Тетушки, сестры!Духи, помада,
Платочки пестры,Все — чего надо!.
Булавки востры,
Те же интонации в выкриках-призывах купить книжку:
Отцы почтенны!Умен с ним будешь,
Книжки неценны;Денег добудешь…
По гривне штука —По буквари!
Деткам наука!..По буквари!
Букварь — не пряник,
А почитай-ка,Хватай — бери!
Язык прикусишь…Читай — смотри!
Дядюшка Яков делает большое дело — пропагандирует книгу в деревне. Но Яков — коробейник, что отложило отпечаток на его характер. Он расхваливает свой товар, зазывая покупателя. И этому подчинены и его юмор, и немало других слов и выражений («Сбоина макова больно лакома», «Ситцу хорошего — нарядно, дешево!», «Булавки востры, иглы не ломки»)
Стихотворение «Накануне светлого праздника» имеет подзаголовок «Из стихотворений, посвященных русским детям». Это дает основание связать его с циклом «Стихотворения, посвященные русским детям». Правда, стихотворение «Накануне светлого праздника» по силе проникающего его лиризма отличается от остальных пяти стихотворений цикла, но и в них, несмотря на преобладание эпических элементов, лирическая струя нашла себе некоторое место, выражаясь в самом тоне рассказа. Стихотворение «Накануне Светлого праздника» представляет собой рассказ путника, обращенный к детям, в котором говорится о встреченных им на дороге простых деревенских тружениках, готовящихся встретить один из главных праздников в России Святую Пасху. Перед нами проходят люди разных профессий: портной, красильщик, пильщики и др. Для описания каждого из них Некрасов находит особые приметы, каждому дает особую характеристику. Но ко всем он относится с любовью и уважением, желает им доброго пути, «встретить Святую / С веселой душой». Основа этого стихотворения — картинность самой композиции (что присуще так же и стихотворению «Дядюшка Яков»), которая заключается в том, что при всей художественной цельности, оно слагается из ряда последовательно сменяющих друг друга сцен и картин — главок, представляющих собой законченные картины. Из таких же последовательно сменяющихся картин сложены и стихотворения «Генерал топтыгин», «Дядюшка Яков».
Но больше всего проезжего поразила «чудесная» картина, когда к Божьему храму стали стекаться «с пучками горящей соломы» в руках люди «нарядны, пестры». Для него это не только красивое зрелище, а своеобразный символ единения народа, который, забыв на время все свои невзгоды, стремится очиститься от всего дурного и приобщиться к чему-то до конца неосознанному, но прекрасному и возвышенному. В этом единении поэт видел залог будущего своего народа, не утратившего надежды на иную, справедливую жизнь.
Сюжет «Генерала Топтыгина» близок к сюжету народных сатирических и юмористических сказок. Стихотворение складывается из ярких, последовательно сменяющихся картинок — встреча на дороге, медведь остается в санях один, «встреча» со станционным смотрителем, возвращение ямщика и вожака. Лаконичность и четкость, ясность, динамика происходящего — всего этого автор добивается используя слова конкретного значения, количество предложений в некоторых строфах совпадает с количеством строчек:
Тут беда большая —
Рявкнул мишка! — понеслась
Тройка как шальная!
Детям постарше предназначено стихотворение Некрасова «Генерал Топтыгин» (1867).
В основу его положен народный анекдотический рассказ о том, как смотритель почтовой станции принял медведя, случайно очутившегося на прискакавшей тройке, за генерала, но анекдотичность бытового случая перерастает в социальное обличение. Бешено летящая тройка с ревущим зверем в санях наводит на встречных страх, словно и вправду едет не медведь, а генерал. Не диво, что ошибся и смотритель: на своем веку видел он многих «строгих» генералов. Ведь недаром у него:
Нет ребра, зубов во рту
Не хватает многих.
И хотя удивлен старик, но нисколько не усомнился, что и тут перед ним генерал: «Видно, в новом вкусе!» Недоразумение рассеялось, когда вожатый медведя и хозяин тройки — ямщик — добежали до станции. Ошибка стала очевидной, но у нее была своя жизненная логика. Бытовой случай обнажил существо общественных отношений. М.Е. Салтыков-Щедрин намеревался издать вместе с Некрасовым книгу для детского чтения, куда вошел бы «Генерал Топтыгин», так близко стихотворение сатире самого Салтыкова-Шедрина.
Стихи исполнены динамики, энергии. Вот как описана бешено летящая по ухабам тройка:
Только стон кругом стоял:
«Очищай дорогу!
Сам Топтыгин генерал
Едет на берлогу!.»
А коням подавно страх —
Не передохнули!
Верст пятнадцать на весь мах
Бедные отдули!
Народная разговорная речь («морозец знатный», «обратный» ящик, «экая поруха!» и пр.) придает стихотворению выразительность живого рассказа.
В «Генерале Топтыгине» Некрасов прибегает и к сатирическому обличению, когда упоминает о «генералах строгих», ломающих ребра и выбивающих зубы.
В этом стихотворении отчетливо выступают жанровые черты стихотворной новеллы (рассказа в стихах), которую можно выделить как ведущий жанр среди некрасовских стихотворений для детей. В «Генерале Топтыгине» при крайне скупой обрисовке действующих лиц центр тяжести переносится на ход действия. Экспозиция — встреча вожака с ямщиком и их заход в кабачок — подготавливает завязку (кони дернули, испугавшись рявкнувшего медведя в санях).
Завязка тотчас же переходит в лихорадочно развивающееся действие и завершается лаконической развязкой5:
Вразумил народ честной
Трифон бородатый
И топтыгина прогнал
Из саней дубиной
А смотритель обругал
Ямщика скотиной
Стихотворение «Соловьи» построено как рассказ матери о соловьиной роще, куда она, управившись с домашними делами, обещает сводить своих детей «соловушек послушать» и дать им возможность почувствовать красоту и совершенство вечно живущей природы, а заодно приобщить их к немногим радостям крестьянской жизни.
Некрасову было важно подчеркнуть, что и простым крестьянам доступно чувство прекрасного, возникающее при общении с природой. Ведь послушать соловьиное пение в рощу приходили «стар и млад». Главная мысль стихотворения напомнить людям, что нельзя бездумно вмешиваться в жизнь природы, разрушать ее целостность. Ведь безрассудная деятельность человека и погоня за сиюминутной наживой (в стихотворении это отлов соловьев на продажу) может обернуться непоправимыми последствиями, привести к обеднению окружающего нас мира и не может не оказать самого негативного влияния на жизнь людей, лишая их возможности насладиться красотой мироздания, наблюдать за поведением животных, слушать пение птиц. Без всего этого жизнь становится скучной, однообразной, и человек постепенно начинает утрачивать чувство прекрасного, уважительное отношение ко всему живому, становясь невосприимчивым к добру и злу, равнодушным и бездуховным.
Особенностью стихотворения «Соловьи» является то, что в нем (как, впрочем, и в других произведениях Некрасова, например в «Крестьянских детях» отчетливо проступают три временных пласта. Речь в нем идет не только о настоящем, но и о недавнем прошлом, когда неразумные поступки людей лишили соловьев привычной среды обитания, что едва не привело к печальным результатам. Кроме того, в стихотворении выражена мечта матери-крестьянки о будущем, когда на родной земле появятся места, где не будет ни непосильных податей, ни рекрутчины.
В концовке стихотворения, отвечая на вопрос сына, нет ли «таких рощиц» на свете, где людям жилось так же привольно, как живется соловьям в особой предназначенной для них роще («Избави бог тут ставить сети!», крестьянка говорит:
Нет, мест таких… без податей
И без рекрутчины нет, дети.
А если б были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
Туда бы отнесли крестьянки…»
Поэт хорошо понимал, как важно в стихах для детей избегать стилистического однообразия. И в его стихах юмор переплетается с сатирой, идиллическое чередуется с драматическим. Учитывая психологию ребенка, любящего шутку, смех, Некрасов использует самые разнообразные приемы комического — от всевозможных оттенков юмора и добродушной насмешки до осуждающего смеха.
В стихотворении «Пчелы» (1867) поэт рассказал о пчелах, спасенных догадливым прохожим: пчелы гибли в половодье, не долетали до улья — странник посоветовал поставить на их пути вехи, чтобы пчелы могли отдыхать. Стихотворная притча обретала обобщенный характер рассказа о благородной памяти народной: люди запомнили доброе дело прохожего.
Почти во всех стихотворениях Некрасова, посвященных русским детям, имеются элементы драматизма. Однако развязка в них, как правило, благополучная. И это вытекает из развития сюжета произведений, где проводится мысль о том, что отзывчивость и доброта человека могут предотвратить зло и бедствия.
Стихотворения, посвященные русским детям, — живое свидетельство замечательного многообразия таланта великого художника.
Заключение
Все стихотворения Н.А. Некрасова из цикла стихотворений посвященных русским детям проникнуто «обаянием поэзии детства», которое рождает надежды на лучшее будущее русских детей! «Через детей душа лечится», — говорил один из любимых героев Достоевского. Обращение к миру детства освежало и ободряло, очищало душу от горьких впечатлений действительности.
При этом сам Некрасов шел к такому «детству» все быстрее по мере движения к собственной старости. Ведь его «Стихотворения, посвященные русским детям», создавались только с конца 60-х годов. Можно было бы сказать, что становление Некрасова — детского поэта прямо связано со становлением Некрасова — народного поэта. Не могли появиться в «молодой» некрасовской поэзии ни этот дядюшка Яков, ни генерал Топтыгин, ни дедушка Мазай с его зайцами. В известном смысле все это уже народные сказки «дедушки» Некрасова. Сказки, многими корнями укрепившиеся и разбежавшиеся в народной почве и ею питавшиеся. К той же сказке-анекдоту про генерала Топтыгина найдены десятки источников или аналогов в народной поэзии и народной жизни не только России, но и всей Восточной Европы, не говоря уже о предании местном, костромском — есть и такое. И даже в самих этих стихах, посвященных детям, образующих не просто цикл, но и как бы маленькую поэму, есть движение, восхождение от быта, прибаутки, присказки, притопа «Дядюшки Якова» к торжественному эпическому авторскому «Накануне светлого праздника». Характерная деталь: уже незадолго до смерти, диктуя брату Константину свои уже отрывки воспоминаний о грешневской земле, поэт говорит о детишках: «Зато грешневцы теперь сравнительно процветают, пользуясь яблоками покинутого сада… Кушайте на здоровье, беловолосые ребятишки, бегайте в нём сколько душе угодно…»
Рассмотрев стихотворения о русских детях и особенности поэтики стихов для детей Н.А. Некрасова, можно сделать вывод, что стихи Некрасова в которых говорится о русских детях действительно можно разделить на стихи о детях и стихи, посвященные детям, для детского чтения, то есть таких же, как для взрослых, только, по известному слову, лучше.
Из вышерассмотренного материала видно, что характерностью стихов о русских детях является то, что в этих стихах Некрасов обращается к детскому образу для того, чтобы показать красоту окружающей природы и несовершенство окружающего мира, допускающего страдания детей, тупость и чванство представителей правящих сословий и чистоту и доброту крестьянских детей. Поэт выражает чувство уверенности в том, что эти чистые создания способны изменить грядущее будущее. Они очень талантливые и обязательно изменят привычный порядок вещей — тупую покорность, страдания и мучения от несовершенства общества. Н.А. Некрасов верит, что надежды его не напрасны и отображает свою веру в талантливости подрастающего поколения в своих стихах.
В цикле же стихов, посвященных русским детям, для детского чтения можно увидеть своеобразное обращение к детям. Стихи эти просты по содержанию, большая часть имеет занимательный сюжет, изложены полнозвучной народной речью, что делает эти стихи более легкими для детского восприятия. Интересны эти стихи для детей и тем, что в них рассказываются простые жизненные истины, например, разумное отношение ко всему живому. Эти произведения Н.А. Некрасов не случайно адресует для детского чтения. Их задача не просто показать детей и их возможность изменить будущее. Они помогают воспитать гуманные чувства, показывают, что и простым крестьянам так же доступно чувство прекрасного и их нужно развивать, так как эти дети, которым суждено было узнать гнет непосильных податей и рекрутчины, но которые изначально так близки к природе, способны бороться с крепостничеством и построить новую жизнь на новых началах.
Главным достоинством некрасовских стихов для детей является неподдельный демократизм: в них торжествует и крестьянский юмор, и сострадательная любовь к малому и слабому, обращенная не только к человеку, но и к природе. Добрым спутником нашего детства стал насмешливый, лукаво-добродушный дедушка Мазай, неуклюжий «генерал» Топтыгин и лебезящий вокруг него смотритель, сердобольный дядюшка Яков, отдающий букварь крестьянской девчушке.
Произведения, созданные Некрасовым о ребенке и для ребенка, выдержали проверку временем. Еще в дореволюционную эпоху, несмотря на противодействие царской цензуры, некоторые его стихи о детях и для детей включались в школьные хрестоматии. Уже в советскую эпоху творчество Некрасова служило и будет служить благородным целям воспитания подрастающего поколения.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/obrazyi-detey-i-proizvedeniya-dlya-detey-v-tvorchestve-n-a-nekrasova/
1В.В. Голубков, Некрасов как писатель для детей, «Ученые записки Моск. гос. пед. ин-та», кафедра детской литературы, вып. 1, М.-Л., 1939
2А.И. Кондаков, «Некрасов о детях», журн. «Семь и школа», 1946
3А.П. Бабушкина, История русской детской литературы. М., Учпедгиз, 1948, стр. 306-330; К.В. Мальцева, Изучение произведений Н.А. Некрасова в школе, изд. 3, М., Учпедгиз, 1958, стр. 192-193; О.В. Алексеева [и др], Детская литература, пособие для педагогических училищ, М., Учпедгиз, 1957
4К.И. Чуковский. Собрание Сочинений, т. 10., Мастерство Некрасова, М., Терра-Книжный клуб, 2005 «ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МАСТЕРСТВО. I. ЩЕДРАЯ ДАНЬ»
5Детская литература: Хрестоматия/ Учебное пособие для уч-ся пед. Училищ по спец №308 «Дошкольное воспитание»/ В.П. Аникин и др.; под ред Е.Е. Зубаревой. 3-е изд., дораб. — М.: Просвещеение; 1989 — 399 с.
6A.M. Еголина. Некрасов в школе. Сборник статей. М. — 1960. Издательство академии педагогических наук РСФСР.
7Детская литература: Хрестоматия/учеб. Пособие для пед. ин-тов по спец. №2101 «Русский язык и лит.». сост Я.А. Черняковская, Т.В. Регушевская. — 2-е изд. дораб. — М.: Просвещение, 1987.-446 с.
8Чуковский К.И. Несобранные статьи о Н.А. Некрасове. Калининград, 1974.-102 с.
9Чуковский К. Гоголь и Некасов. М., Гослитиздат., 1952, 96 с.
10Некрасов Н.А., Сочинения: В 2-х т./Н.А. Некрасов [Вступит. Статья С. Наровчатова].-м.:» Худ. лит.», 1976
11Избранные сочинения/ Н.А. Некрасов; [Сост., вступ. Ст., примеч. О.А. Проскурина; Редкол.: Беленький Г.Н. и др.]. — М.: Худож. лит. 1989. — 590, [1] с.
12Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников. Вступит, статья Г.В. Краснова. Подготовка текста и ипримеч. Г.В.краснова и Н.М. Фортунатова. М., «Худож. лит.», 1971.-598 с.
13Некрасов в школе. Сборник статей. Под ред. проф. Ф.М. Головенченко [и др.]. М., Издательство Академия пед. Наук РСФСР, 1960.-567 с.
Некрасов Н.А. /сборник статей и материалов. Под ред. В.Е. Евгеньева-максимова. М., Гослитиздат. 1938,-452 с.15.