Вальдорфская школа

Литература………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 16

I. ВВЕДЕНИЕ

Вальдорфская система образования

Вальдорфские школы — это образовательная система, основанная на уважении к детству. Его цель — развить врожденные способности каждого ребенка и обрести уверенность в себе, которая понадобится им во взрослом возрасте. Уже на этапе дошкольного образования и начальной школы создается прочная база знаний и опыта, на которой будет основано среднее школьное образование. На этом этапе вальдорфская школа стремится развить у ребенка такие качества, как эмоциональная зрелость, инициативность и креативность, здравый смысл и повышенное чувство ответственности.

Школа Вальдофа предлагает ребенку способ познания мира, общества и самого себя, который исключает отчуждение от предмета, развивает у ученика чувство принадлежности к тому, что происходит вокруг него. Программы Waldorf Schools разработаны с учетом индивидуальных потребностей каждого ученика. Опыт вальдорфского движения, накопленный за более чем 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам различных народов. Причина в том, что программы этих школ больше нацелены на развитие природных способностей человека, чем на простую передачу знаний. Широта подхода и междисциплинарность — отличительные черты этих программ.

Обучение в школах Waldof основано на принципах преемственности и личного влияния учителя. Все дошкольные классы ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет ученик получает помощь и поддержку своего классного руководителя. Таким образом, в течение каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, который знает характеристики и потребности своего подопечного. Воспитатель вправе сам решать, чему и как учить ребенка в любой момент времени, чтобы максимально раскрыть творческий потенциал ребенка. В то же время у учителя есть возможность проявить целеустремленность и максимально использовать свой профессиональный опыт.

В нашем быстро меняющемся и нестабильном мире людям все чаще требуется проявлять инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфской школы зарекомендовали себя как предприимчивые, творческие люди, способные достойно противостоять трудностям, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира.

13 стр., 6128 слов

Формирование у детей дошкольного возраста системы знаний о живой природе

... знаний о живой природе. Планируя работу по формированию системы знаний о живой природе у детей дошкольного возраста, я предполагала решить следующие задачи: Формировать знания о живой природе; Воспитывать у детей любовь к природе ... миру. В программе представлена система организации прогулок в природу для ... природы. Эту идею он развил в своем труде «Великая дидактика». Коменский утверждал, что природа ...

Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это не только помогает им овладеть определенными областями знаний в школе, но и самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями. При изучении всех предметов используется междисциплинарный подход с учетом возрастных особенностей детей. С первых двух часов занятий до трех-четырех недель вы можете сосредоточиться на таких темах, как география Северной Америки, механика, древние римляне, деревья, финансы, питание или архитектура. И это оказывается эффективным методом обучения, который помогает развивать память учащихся и поддерживать их интерес к учебе. Тщательный баланс достигается между приобретением практических навыков в садоводстве, в мастерской или в бизнесе и занятиями самыми разными видами искусства: музыкой, ритмом, театром, живописью и скульптурой.

В нашем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Школы Waldof, рассчитывая на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок «знал и любил этот мир» и всех его обитателей. В этом смысле унаследованный от Штайнера подход к образованию действительно экологичен.

Школы Steiner — это независимые и автономные образовательные организации. В Великобритании они сотрудничают друг с другом в рамках Ассоциации школ Штайнера и входят в другие международные ассоциации. Вся ответственность за учебный процесс лежит на преподавателях, которые составляют педагогический коллектив. В такой школе нет директора, и ответственность несет школьный совет, в который входят родители, учителя и администратор, который руководит школой. Единственная цель этой ассоциации — работать вместе на благо студентов. Такая организация — это не просто модель сообщества, которое совместно заботится о благополучии учащихся, но и эффективный способ мобилизации навыков и талантов всех тех, кто заинтересован в процветании школы.

«Не спрашивайте, что нужно знать и уметь делать человек, чтобы наилучшим образом соответствовать запросам существующего общества. Задайте вопрос по-другому: как живет человек и кто из него может вырасти. Это единственный способ раскрыть новые качества каждого нового поколения и направить их на службу обществу. Тогда общество станет тем, на что способно это поколение, преодолевая существующие условия. Новое поколение отнюдь не должно становиться таким, каким бы хотело его видеть предшествующее»

8 стр., 3916 слов

Общество как субъект социальной жизни

... социальный институт общество группа 3. Социальные группы и общности Понятие «социальная группа» является общесоциологическим, обобщающим сущностные характеристики коллективных субъектов общественных отношений, образовавшихся в результате исторической дифференциации общества как ... (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели - бродячий. Из охоты ...

Рудольф Штейнер

II. Главная часть

Рудольф Штайнер — основатель вальдорфской педагогики

Рудольф <a href=штайнер основатель вальдорфской педагогики 1"> Рудольф Штайнер (1861—1925), без сомнения, является одним из интереснейших и удивительнейших духовных явлений нашего столетия: он — редактор и издатель естественнонаучных трудов Гете, все значение которых было им впервые открыто и сделано плодотворным для культуры; автор значительных трудов в области философии и теории науки; как основатель антропософии он сделал попытку создать методы исследования духовной стороны мира и человека; им были даны значительные импульсы в архитектуре, театральном искусстве, создано новое искусство движения — эвритмия; основанный им метод ведения сельского хозяйства является пионером экологического сельского хозяйства, а идеи в области социальной жизни положены в основу деятельности многих учреждений, консультационных фирм и банков; наконец, нельзя не упомянуть о вдохновленной им лечебной педагогике и медицине. Однако его имя было наиболее известно в связи с широким использованием педагогических учреждений — в основном детских садов и школ, — которые работали на основе созданной им педагогики. Учение и обучение являются, пожалуй, основным мотивом всей его жизни.

Возникновение вальдорфская педагогика, идеи лежащие в ее основе и почему она актуальна для России XXI века?

Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс возникли в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.) в связи с поиском в условиях послевоенного кризиса новых форм социальной жизни общества. Рудольф Штайнер обратил тогда внимание на то, что принятое в Германии деление школьной системы на народную, реальную школу — школу с политехнической и естественнонаучной ориентацией — и гимназию — гуманитарно-ориентированную школу — усиливают барьеры непонимания между различными социальными слоями общества. Именно наличие этих барьеров в сознании людей из различных групп населения, по его мнению, явилось одной из существенных причин социальных катастроф, разразившихся в Европе. Дети рабочих имели возможность посещать только народную (начальную и среднюю) школу. С 14-15 лет они должны были начать работать на производстве и тем самым были лишены возможности получить настоящее «человеческое образование». С другой стороны, гимназии с их первой специализацией были ориентированы на университетское образование в области гуманитарных наук, хотя они давали студентам много знаний, но эти знания были полностью отделены от потребностей реальной жизни.

Штайнер не был единственным, который высказывал подобные взгляды. Некоторые авторы конца 19 — начала 20 вв. Объявляли школу своего времени виновной в общем культурном и социальном упадке общества. «Профессор — национальная болезнь Германии» (Юлиус Лангбен).

Ницше резко критиковал чрезмерное насыщение преподавания историей, результатом которого стало «перенасыщение голов школьников бесчисленным количеством мертвых представлений о прошлом». Из этой школы выходят «слабые личности», «бродячие энциклопедии», «культурные обыватели». Несмотря на то, что они полны «образования», они абсолютно чужды реальным ощущениям и жизненному опыту. Наряду с односторонним интеллектуализмом резко критиковалась и первая специализация, которая, хотя и развивает у человека навыки и способности в определенной области, делает это за счет общего развития человека. «В чем задача современной школьной системы, — писал один из педагогов-реформаторов, — особенно старшего звена? Сделать из человека машину…»

3 стр., 1148 слов

Система дошкольного образования в Германии

... Крапоткина, Т.Д. Шапошникова. Структура., Система дошкольного образования в Германии Ознакомление с содержанием учебной литературы по теме настоящей работы позволило установить, что в настоящее время в Германии распространены две модели дошкольных учреждений: 1) свободная; ...

Таким образом, в широких слоях общества была осознана необходимость социального и культурного обновления. Была осознана роль школы, в общем социально-культурном кризисе. Многие видели в обновлении системы образования путь обновления всего общества в целом. Старая школьная система должна быть занята системой образования, ориентированной соответственно на: целостную, универсальную, «истинно человечную», живую и жизнеспособную. Подчеркивалась роль искусства в воспитании. Серого и безликого «человека из толпы», послушного колеса государственной машины, пришлось заменить яркой и свободной личностью. Полнопознательный, но пассивный и непрактичный «профессор», его пришлось заменить активным, способным создать новый тип творческой личности, с сильной волей и жизнью, наполненной развитыми чувствами. Это были идеалы, которые привели к многочисленным попыткам изменить положение дел в немецкой системе образования на рубеже веков и известны в истории педагогики как движение реформ — педагогика.

Хотя вальдорфскую педагогику обычно относят к педагогике, реформирующей, на мой взгляд, это не совсем законно. Штайнер не просто выразил идеалы, основанные на критике существующего. Он создал целостную антропологию развития, а также социальную теорию, которая может практически лечь в основу системы образования нового типа, соответствующей нашему времени.

Первая вальдорфская школа была открыта для детей рабочих компании Waldorf-Astoria, которая взяла на себя большую часть расходов на ее содержание. Однако сразу в нее влились и дети других слоев общества. Таким образом, с самого начала в вальдорфской школе был исключен любой отбор, основанный на социальных или материальных характеристиках. Несмотря на то, что вальдорфская школа стремится и в настоящее время следовать этому принципу, социологические исследования показывают, что процент детей из среды рабочих и «низших слоев» населения довольно низок (данные по ФРГ).

«Вальдорфские родители» — это в основном люди с высшим образованием: юристы, врачи, инженеры, работники социальной и культурной сферы. В первую очередь они мотивированы интересом к здоровому, полноценному и гармоничному развитию своих детей. Именно эти группы «заинтересованных» родителей открыли множество новых вальдорфских школ, число которых резко увеличилось за последние двадцать лет. Вальдорфские школы на Западе чаще всего посещают дети, родители которых осознают свою глубокую ответственность за образование своих детей. Это основная причина определенной тенденции к элитарности этих школ на Западе, что противоречит их первоначальному замыслу. В России эта проблема может стать особенно острой, если учесть идеологическую ориентацию родителей, имеющих средства на оплату обучения в негосударственной школе. Вальдорфская школа не ставит перед собой узко специальной цели, например, подготовки в вуз, но стремится дать целостное, широкое образование, необходимое любому человеку в современном мире, независимо от того, какую профессию он для себя выберет. Таким образом, среди выпускников Вальдорфа, как показывают социологические исследования, есть представители всех профессий: от актеров и музыкантов до инженеров и крестьян, врачей и священников. С педагогически-социальной точки зрения, крайне важно для взаимопонимания людей в обществе, чтобы в одном педагогическом сообществе — классе, школе — учились бы вместе молодые люди, которые впоследствии будут работать в самых разных областях жизни.

9 стр., 4292 слов

Тема№ 3: Психолого-педагогическая экспертиза в образовании. Психологическая ...

... сфере образования. Это экспертиза образовательных проектов и опытно-экспериментальная работа, программы развития об­разования и нормативно-правовые документы, педагогическая деятельность ... заместителей директоров школ по научной работе , специалистов, занимающихся аттестацией педагогических работников; сотрудников институтов повышения квалификации. В системе дополнительного образования реализуются ...

нуждается в серьезном педагогическом обосновании

Вальдорфская школа ‑ специализированная школа с гуманитарным уклоном?

Напомним, что школьная система Федеративной Республики Германии по-прежнему, как и в начале века, разделена на народную, собственно школьную и гимназическую. Похожую школьную систему имели и мы в России до революции. Такое деление уже давно не оправдывает себя. Однако благодаря негибкости бюрократического аппарата школьного управления эта система сохраняется до сих пор, хотя и подвергается резкой критике в течение последних 20 лет. В Германии сейчас обсуждают кризис традиционной государственной системы образования. Об этом пишут в газетах, журналах, говорят по радио и телевидению. Приведу последнюю цитату из комиссии Бундестага по образованию: «Система образования Федеративной Республики Германии не соответствует нынешнему состоянию общественного развития, несмотря на некоторые частичные реформы и индивидуальные исправления. Он не способствует реализации всеобщего права граждан на образование, не отвечает требованиям модернизации и демократизации». Руководящей идеей предлагаемых реформ является идея единой общеобразовательной школы, удовлетворяющей как индивидуальные потребности ребенка, так и задачам социализации и профессиональной ориентации, сочетающей в себе популярную, настоящую школу и спортзал интегрированная модель. (Заметим, что эта идея разделяется, конечно, не всеми. Существуют и другие предложения.) Кроме этого, осознана необходимость принципа автономии образовательных учреждений, о котором Штайнер говорил еще в 1919 году как о непременном условии здорового существования любой современной школы. (Принцип автономии — один из принципов государственной школьной политики в нашей стране, что следует всячески приветствовать.)

Однако оказалось, что идею такого всеобщего интегрированного образования, несмотря на все усилия, не так-то просто реализовать как по концепции, так и на практике. Так, в 1949 году, в год 30-летия первой вальдорфской школы, министр культуры земли Штутгарт Теодор Бойерле назвал вальдорфскую школу «единственной действительно единой школой, которую я знаю в Германии». Вот почему в 1969 году министр культуры земли Баден-Вюртемберг г-н Хан отметил, что «педагогическая работа вальдорфских школ за последние 50 лет предвосхитила многие важные вопросы сегодняшней реформы образования». В настоящее время в связи с упомянутым выше кризисом государственной системы образования по инициативе ряда ведущих профессоров Германии образована рабочая группа, состоящая из представителей официальной государственной педагогической науки и вальдорфских педагогов и ученых. Тема этого рабочего кружка — актуальные проблемы, стоящие перед современным обществом и школой. В то же время вальдорфская педагогика, которая в настоящее время включает дошкольные учреждения, средние специальные и высшие учебные заведения, считается ценным источником педагогических инноваций для государственной системы образования.

23 стр., 11207 слов

План: Школа и педагогическая мысль в Европе XVII xviii веков. ...

... школы в целом. В. Ратке был сторонником природосообразного принципа воспитания. Зародыши этой идеи встречаются еще в произведениях античных мыслителей: Демокрита, Платона, Аристотеля. Природосообразное воспитание - это педагогический ... естественнонаучного образования. 2. Положение школы в Германии XVII столетия. По свидетельству историков немецкая городская школа XVII века недалеко ушла от школы XV- ...

Один из инициаторов и активных участников этой рабочей группы, проф. Паулиг, более двадцати лет проработавший в системе образования ФРГ последовательно учителем, директором школы и последние десять лет — в органах управления, в своей интересной брошюре «Значение вальдорфских школ для системы общего образования Федеративной Республики» пишет: «Каждая государственная нормативная школа от младшей школы до гимназии, также каждое профессиональное училище — я имею ввиду учителей и руководителей этих учебных заведений — может бесконечно многому научиться у вальдорфских школ и учителей». Он пришел к такому выводу на основании точных наблюдений: как представитель руководящих органов он несколько лет наблюдал за работой десятка вальдорфских школ в Германии и Швейцарии.

Повышенному интересу к работе вальдорфских школ способствовала еще и публикация ряда материалов — исследований биографий бывших вальдорфских учеников (серия «Исследования к реформе образования N 15», «Образовательный успех в свете образовательных биографий», 1988 г.), проведенных независимыми экспертами. Результаты этих исследований оказались достаточно неожиданными и ярко продемонстрировали реальные плоды вальдорфской педагогики для всей последующей жизни человека. Также и с точки зрения рынка труда широкое общее образование, охватывающее «голову, сердце и руки» оказалось весьма эффективным: «Казавшаяся еще недавно «оторванной от реальной жизни» педагогическая практика вальдорфских школ благодаря развитию новых технологий, экологической проблематике, изменениям в организации труда, постоянным смещениям квалификационных потребностей на рынке труда оценивается в настоящее время, как удивительно современная». (Герхард Герц, «Вальдорфская педагогика как инновационный импульс», Бельц-ферлаг, 1994).

Особое внимание участников этой рабочей группы посвящено экологическому и социальному воспитанию в школе, новым формам школьного управления и самоуправления, а также методике и дидактике преподавания естественных наук.

Из сказанного выше видно, почему знакомство с такими педагогическими системами, как вальдорфская школа, представляются актуальными для нашей страны в настоящее время. Наша традиционная государственная школа, школа по преимуществу знаниевая, в условиях которой ученик, чтобы выжить и быть успешным, должен подчинить свои лучшие годы, период становления, совершенно абстрактным требованиям обеспечения так называемого «уровня» знаний, которые будут забыты им через несколько дней после экзаменов. В то же время другие значимые для любого отдельного человека и для здоровой жизни общества стороны личности остаются совершенно без внимания. Это в конечном итоге просто опасно для общества, особенно в эпоху социальной нестабильности и нарастающего хаоса. Но как объединить старую идею знаниевого образования и новую идею общечеловеческого? Каков должен быть дальнейший вектор развития школьной системы? Может быть, классическая гимназия с греческим и латынью — вот перспективный путь? Или ориентация на узкопрофессиональную подготовку? На Западе все это уже проходили, и я думаю, что мудрый учится на ошибках других, чтобы меньше ошибаться самому.

12 стр., 5674 слов

Чикагская школа социологии

... Тема «Чикагская школа социологии» актуальна. Эта тема интересна тем, что именно Чикагская школа является основоположником эмпирического направления в социологии. Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть Чикагскую школу как ... внёсшим решающий вклад в дело институционального признания социологии в американских академических кругах . Образование он получил в области теологии, но, обучаясь в ...

Дальнейшее образование выпускников вальдорфских школ.

Одним из наиболее широко распространенных предрассудков в отношении вальдорфской школы является представление, что эта школа не дает реальных знаний, обеспечивающих ученику возможность дальнейшего поступления в высшую школу или университет. Да, в ребенке сохраняется непосредственность, «детскость», да он будет «учиться без страха». Но что касается уровня знаний… Причиной такого мнения, которое было широко распространено и на Западе лет тридцать назад, является то, что вальдорфская школа не декларирует подготовку в вуз как свою главную цель. На детей не оказывается никакого давления. Их не оставляют на второй год. Отметок нет. Все это создает общую атмосферу, в которой ребенку «хорошо». Как правило, дети любят свою школу и с удовольствием учатся. А если ребенку хорошо, тогда в таких условиях невозможно осуществить многотрудную работу по подготовке в университет, которую следует начинать уже чуть ли не с детсада… Таково общее мнение, которое прочно владеет сознанием многих педагогов и родителей…

Однако опыт вальдорфских школ показывает — и в этом опять-таки ее актуальность для нашего времени, — что это не более чем наше предубеждение. Так, согласно статистическим данным, количество абитуриентов, успешно сдавших госэкзамен на поступление в университет, в вальдорфских школах составляло в процентном отношении к общему числу выпускников в 92, 93, 94 годах соответственно 48,5%, 49,1%, 47,5%. Для сравнения приведу данные по тем же годам для выпускников госшкол и гимназий: 24,0%, 23,7%, 23,4%. В этом году, по показателю экзаменов в университет земли Баден-Вюртенберг, один вальдорфский класс штуттгартской школы занял второе место, а в Берлине — первое. Для того, чтобы правильно оценить значение этих данных, следует учесть, что в вальдорфских школах отсутствует селекция (отбор), что туда попадает повышенное число проблемных детей, а также то, что целенаправленной подготовки в вуз действительно не проводится. Госэкзамен на поступление в университет — абитур — школьники сдают добровольно, проучившись дополнительный тринадцатый год, как это предусмотрено школьной системой Германии (Общее образование — 12 лет, плюс один год для абитура).

Приведенная выше статистика прочно держится на протяжении более десятка лет и характерна и для 80-х годов. К сожалению, у меня нет данных по 60 и 70-м годам, но в целом, я полагаю, тенденция достаточно очевидна. В литературе также отмечается, что большое количество вальдорфских учеников получают двойную квалификацию. Например, сдав по окончании школы экзамен реальной школы, дающий право на получение высшего специального образования, или получив диплом по специальности — в некоторых вальдорфских школах интегрирована подготовка по специальности, — ученик сдает потом еще и абитур. Число таких двойных квалификаций довольно велико и в вышеприведенных данных не учитывается. Этот факт приводит в недоумение многих педагогов традиционного типа: в школе вроде бы «ничему не учат», а на выходе результаты достигаются выше среднего. Как объяснит это? Это может быть темой отдельной большой статьи. Здесь скажу лишь одно, что вальдорфская школа формирует у детей мотивацию учиться. Дети учатся с удовольствием. Как правило, пресыщения школой не наступает (есть, безусловно, и исключения).

18 стр., 8943 слов

История образования и педагогической мысли за рубежом

... как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались только на уровне обыденного сознания. Они сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре. Воспитание ... хозяйстве-нным работам и ремеслам к образованию не допускались Школы вед Толь – начальная школа Аграхар – школа повышенного уровня - Прием в школу в Древней Индии рассматривался как «второе ...

Для выпускников вальдорфских школ Швеции вообще не требуется никаких дополнительных госэкзаменов. В Швеции репутация вальдорфских школ очень высока, и для выпускника школы достаточного диплома, выданного самой школой для поступления в университет.

В наших российских условиях вальдорфские школы существуют менее десяти лет, и старшее звено еще только формируется. Однако в московской школе несколько учеников для пробы сил сдавали в этом году экзамены в другие престижные школы и поступили все. Двое перешли в эти школы. Остальные остались в своей. Недавно я беседовал с мамой мальчика, которая забрала своего ребенка из московской школы и перевела в школу рядом с домом. Она очень благодарна школе за все, что получил там ее сын. Но интересно вот что: согласно ее рассказу учителя школы, в которой учится ее сын, говорят, что он — единственный ученик в классе, который хочет учиться и учится с удовольствием.

Правовой статус вальдорских школ

Система образования Германии в политическом смысле определяется несколькими противоречивыми чертами. С одной стороны, это опыт Третьего Рейха: после преодоления фашизма перед государством была поставлена задача воспрепятствовать законодательными средствами тому, чтобы система образования, управляемая централизованно, могла стать средством индоктринации и политического влияния правящих политических партий, в результате чего была создана система образования с подчинением на уровне субъектов федераций (земель).

Децентрализация государственной системы образования была выдвинута как непременное условие нового немецкого государства. Помимо государственной школьной системы, Основной Закон ФРГ (новая Конституция) в статье 7, касающемся школьной системы (разделы 4 и 5) предусматривает еще и школы, возникшие по инициативе граждан. Интересно, что при формулировке Основного Закона, касающегося права граждан основывать негосударственные школы, законодателями Германии была упомянута «пионерская работа вальдорфских и других реформ-школ». Согласно определению закона задачей «частных» школ является удовлетворение особых педагогических интересов, например, религиозных общин. Школа получает разрешение на свою работу только в случае признания, что она удовлетворяет эти «особые педагогические интересы», не удовлетворяемые госшколами.

Такое определение закона, а также обозначение свободных школ как «частных» вызывает протест со стороны свободных школ, которые не преследуют никаких «частных» интересов. И здесь мы касаемся другой стороны системы образования ФРГ, отмечаемой в литературе — ее крайней заорганизованности и бюрократизации, являющейся одной из причин упомянутого выше педагогического кризиса.

особым педагогическим профилем

В настоящее время в ФРГ существует 165 вальдорфских школ с общим числом учащихся свыше 68 500. Требование школьной автономии не является для вальдорфских школ каким-то диссидентским политическим лозунгом. Оно есть требование, выдвигаемое по чисто педагогическим мотивам: развитие индивидуальности ребенка, важнейшей частью которого является развитие социальных качеств и чувства ответственности, может быть успешным лишь при непосредственной человеческой встрече между учителем и учениками. Если учитель — профессионал своего дела, то он не может руководствоваться при работе с конкретными детьми даваемыми ему извне инструкциями, носящими с необходимостью общий и принципиальный характер. Представим себе специалиста-врача, лишенного права поступать на основе своей врачебной компетенции и совести, когда решения о той или иной терапии принимались бы не консилиумом врачей (аналогия с вальдорфской педагогической коллегией), но работниками управления министерства здравоохранения или же директором и администрацией больницы!

12 стр., 5777 слов

Вальдорфская педагогика

... чисто интеллектуальное усвоение. Расширение понятия образования - это ценнейший вклад, которым может внести вальдорфская педагогика в развитие отечественной школьной системы. Вальдорфская система образования Вальдорфские школы - это система образования, основанная на уважении к детству. ...

Как я уже упоминал выше, многие инновации, опробованные в вальдорфских школах, принимаются в государственную школьную систему Германии. В Швейцарии, в кантоне Берн, рядом государственных школ была воспринята вальдорфская модель целиком. Год назад, в городе Зиген земли Нордрайнвестфален открылся муниципальный вальдорфский детский сад. Город выделил для этой гражданской инициативы шикарный особняк начала века. Вальдорфский детский сад Зигена — прекрасный пример сотрудничества конкретных граждан и муниципальных властей.

Религиозное воспитание в вальдорфской школе

Большая часть вальдорфских родителей — католики и протестанты. Соответственно преподавание религии осуществляется представителями этих церковных общин по собственному учебному плану, разрабатываемому и утверждаемому в соответствующих церквях. Есть дети, не принадлежащие ни к какой конфессии. Им школа предлагает особый курс «свободного христианского воспитания», так как, по убеждению вальдорфских учителей, религиозное воспитание не должно целиком отсутствовать в образовании человека. В нем речь идет, прежде всего, о воспитании «благодарности ко всему, что дается человеку», благоговения перед Божиим Творением, каковым является весь окружающий нас видимый мир. Способности на такие чувства есть высшее проявление человеческого. Кроме этого, детей знакомят с Библией, Евангелием и религиозной историей человечества. При этом, прежде всего речь идет не о толкованиях последних, а также не о научной библеистике, но о знакомстве с самим Священным Писанием и его духом. Курс «свободного христианского воспитания» — дополнительный и проводится по желанию родителей. В России в связи с законодательно закрепленным принципом светскости образования религия в вальдорфских школах не преподается.

Вальдорфские школы в России. Педагогическое движение ‑ вальдорфская педагогика

Первые вальдорфские инициативы возникли у нас еще на заре перестройки. Потом — многочисленные семинары, лекции зарубежных доцентов, основание Семинара по подготовке учителей, первые выпускники-учителя с дипломами (1991 г).

По иронии судьбы самая первая вальдорфская школа «Семейный лад», открывшаяся в Москве в 1990 году, возникла по инициативе православных педагогов. Ее основательница Ирина Никитина познакомилась тогда с вальдорфской педагогикой и сразу приняла ее. Ирина Никитина — не единственный православный вальдорфский учитель. Это интересно отметить потому, что критику в адрес вальдорфской школы можно часто слышать именно со стороны некоторых представителей Православной Церкви.

В настоящее время вальдорфские школы, детские сады и педагогические инициативы существуют во многих городах нашей страны. В Москве известны по крайней мере четыре школы, одна из которых большая, хорошо оборудованная школа со стабильным финансовым положением — школа N 1060 в Стремяном переулке, рядом с метро Серпуховская. В 1991 г. Московский Департамент выделил для осуществления опытного совместного проекта старое, требующее ремонта здание, которое было отремонтировано на средства из добровольных пожертвований, полученных из Германии. Другие школы — маленькие, как правило, без собственных помещений. Родители вынуждены платить большие деньги на содержание школы, что, конечно, существенно препятствует росту и нормальному развитию школ. Школы работают в режиме постоянного острого финансового дефицита. Кроме этого, есть несколько (около пяти) детских садов. Помимо Москвы, вальдорфские школы и детские сады существуют в Санкт-Петербурге (4), Ярославле, Владимире, Воронеже, Рязани, Казани (2), Самаре, Жуковском, Зеленограде, Тюмени, Иркутске, Смоленске, Одессе, Днепропетровске. Школы находятся на самых разных стадиях развития. Не так давно ряд вальдорфских школ объединились в Ассоциацию вальдорфских школ России, цель которой способствовать повышению квалификации учителей, разрабатывать и согласовывать учебные планы и представлять движение перед общественностью. Так что можно сказать, что вальдорфская педагогика у нас в стране является пусть скромным, но все же заметным инновационным движением.

Отношение органов управления образованием к вальдорфским школам на местах

Что касается отношений с властями, то лучше всего известна ситуация в Москве. Насколько я знаю, отношение к московским школам со стороны Департамента вполне позитивное, во всяком случае, неизвестны случаи каких-либо осложнений и конфликтов. В прошлом году школа «Святой Гергий», работавшая в помещениях детского клуба с очень сложными детьми и практически без зарплаты, получила свое помещение. Финансовое положение школы и до сих пор катастрофическое, но хоть есть крыша над головой.

формальных результатов

Теперь более конкретно о ситуации в разных городах. Школа «Семейный лад» прошла аттестацию и аккредитацию по начальной школе. В настоящее время школа готовится к аттестации старшего звена и разрабатывает свои предложения по методу тестирования учащихся, адекватные специфике работы с детьми в данной школе. Три года назад успешно прошла аттестацию школа в Стремяном переулке. В настоящее время она работает в режиме государственной школы и контролируется местными органами управления. Недавно несколько учеников девятого класса этой школы для пробы сил сдавали экзамены в престижные московские школы и поступили все. В Петербурге четыре школы работают, как государственные и, соответственно, подлежат контролю наравне с другими государственными школами. Одна школа — негосударственная. Коллектив этой школы желает работать в соответствии с идеей, чтобы «государство приняло нас такими, каковы мы есть». При этом, однако, по заверениям сотрудников школы, речь не идет о несоответствии стандартом. «Уровень стандартов мы обеспечим. Но нам важно, чтобы аттестация проходила на основе требований к детям, соответствующим природе ребенка, а не абстрактным принципам. Ведь очень многое зависит от самой процедуры аттестации и проверки детей. Принципиально мы считаем, что «стандарты» должны ориентироваться на педагогику, а не педагогика на стандарты». Успешно прошли аттестацию и аккредитацию начального звена школы в Жуковском и Ярославле. Методист Центра развития образования г. Ярославля Полещук Светлана Михайловна, проводившая аттестацию по поручению Департамента образования города, на мой запрос прислала развернутое заключение: «В апреле 1998 была проведена проверка соответствия уровня знаний детей 4-го класса Свободной вальдорфской школы г. Ярославля государственному образовательному стандарту. Проверка показала, что знания учащихся на выходе из начальной школы соответствуют требованиям образовательного минимума по русскому языку, математике и чтению. Аттестационной комиссией было отмечено, что в учебный план школы включены предметы, способствующие развитию творческих способностей детей, что к сожалению не присутствует в учебном плане нашей традиционной школы. Мы увидели, что в школе работает коллектив единомышленников. Педагоги школы стремятся к такому методу работы и к таким человеческим отношениям, в результате которых учителя, родители и ученики становятся по настоящему близкими людьми. Каждый ребенок в этой школе — личность. Дети комфортно чувствуют себя на уроке. Они не боятся высказывать свое мнение, свою точку зрения. Учитель для них прежде всего друг, что зачастую мы не встречаем в массовой традиционной школе. Аттестационная комиссия единодушно пришла к выводу о том, что такие школы, как вальдорфская школа в нашем городе, имеет право на свое существование. Более того, они являются альтернативой современной традиционной школе, которая только сейчас делает первые шаги в изменении подходов к ребенку, ставя главной задачей воспитание личности, что, к сожалению, остается пока только лозунгом».

Хотелось бы добавить ко всему вышесказанному, что вальдорфское движение у нас необычайно молодо. Можно сказать, что его научное освоение еще только начинается. В данной беседе мы коснулись лишь некоторых аспектов, связанных в основном с тем, чтобы дать элементарную достоверную информацию. Мы не касались философско-методологических основ, антропологии развития, интереснейших форм самоуправления школой и многих многих других сторон и аспектов, представляющих несомненный интерес и актуальность. Все это мы надеемся будет предметом нашей дальнейшей научной работы. Только серьезный научный подход может сделать эту безусловно интереснейшую и живую педагогику актуальной для нашей российской школьной системы, то есть речь, конечно, не может идти о простом заимствовании. Но, с другой стороны, без живых школ-лабораторий никакая наука не будет по-настоящему плодотворной для жизни.

Остается только добавить, что большинство вальдорфских инициатив, которым сейчас исполнилось шесть—семь лет, начинали свою работу и продолжают вести ее в очень трудных условиях. Учителя вальдорфской школы в Жуковском первый год работали практически без зарплаты. В крайне трудных условиях проходило становление и многих других школ. Хотелось бы выразить благодарность пионерам вальдорфского движения, а также всем, кто помогает им в их нелегком труде, за их мужество и стойкость.

III. Заключение

Вальдорфская педагогика занимает среди других инновационных начинаний особое место, так как представляет педагогическую традицию, существующую в Европе и за ее пределами уже более семидесяти лет и обладающую огромным практическим опытом, притом опытом интернациональным. Вальдорфская педагогика явление не сугубо немецкое или европейское, за ней стоит общечеловеческий культурный импульс, актуальный именно для нашего времени.

Детей за уши не вытянуть из школы — явление, которое наблюдается в ряде вальдорфских школ, речь идет об общей тенденции. Когда я рассказал дочери, что есть такая школа, где детям хорошо, реакция была лаконичной. Гуманная школа, о которой пишет Ш. Амонашвили, еще не является доминирующей в отечественной педагогике и на каких принципах ее строить, тоже остается довольно неясным. Вальдорфская школа представляет собой вариант такой гуманной школы и уже только поэтому у нее многому можно и нужно учиться.

общечеловеческого образования.

В нашей стране под названием общеобразовательной осуществлялась односторонняя система политехнической школы, решавшей сугубо специальные задачи, поставленные перед обществом, в котором человек являлся лишь средством для достижения каких-то целей. В обществе, где отдельный человек не является лишь средством, система образования должна быть построена на общечеловеческой основе. Вальдорфская школа может рассматриваться как модель такой общеобразовательной школы — нормальной школы для нормальных детей.

Штайнер исходит из того, что в нашу эпоху человечеству необходимо — не теряя завоеваний эпохи Нового времени — обрести новое отношение к духовному миру, который для него являлся реальностью, принципиально доступной для человеческого познания и исследования. Культуры древности, каждая по-своему, находились в живой связи с миром духа. Поэтому наука, искусство и религия в древних культурах составляли единство. Однако внутри этого единства не могла полноценно развиваться отдельная человеческая личность. Она получила надлежащую ценность лишь в христианскую эпоху и только с наступлением Нового времени постепенно приобрела центральное значение, выразившееся в идее гуманизма. Однако эта культура личности осуществлялась за счет потери живой связи человека с его духовными корнями и привела к господству материализма. Дальнейшее движение цивилизации по этой линии приведет к упадку. Чтобы этого не произошло, необходимо преодолеть материализм. Этого, по Штайнеру, можно добиться только на основе новой, уже индивидуальной непосредственной связи человека с миром духа. Только на этой основе можно здоровым образом соединить болезненный разрыв между верой и знанием, наукой, искусством и религией.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/valdorfskaya-shkola-kak-vospitatelnaya-sistema/

1. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.

2. Арапов М. Что такое вальдорфская школа. Москва. Журнал «Курьер» 1999, №5

3. Загвоздкин В.К. Рудольф Штайнер ‑ основатель вальдорфской педагогики. Биографический очерк. Москва. Журнал «Человек» 1998, №1

4. Загвоздкин В.К. О вальдорфской педагогике и ее критиках. Москва. Журнал «Человек» 1998, №1

5. http://www.mschool.ru – Сервер московской школьной педагогической сети.

6. – Педагогическая наука юга России Ежемесячный электронный педагогический журнал.