» Стили руководства»

Во второй половине прошлого века, после победы промышленной революции на Западе, рыночные отношения доминировали во всех сферах жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Следовательно, менеджеры должны быть высокопрофессиональными, знающими и способными оценивать свой бизнес в соответствии с действующим законодательством. В результате получается группа людей, которые специально занимаются управленческой деятельностью. Этим лидерам больше не нужно держать своих подчиненных в послушании своей могучей рукой. Главной задачей становится скрупулезная организация и ежедневное управление производством с целью обеспечения максимальной прибыли собственникам организации. Эти люди стали называться менеджерами.

В настоящее время для современного менеджера существует минимум различных функций. Одной из характеристик является стиль управления персоналом.

Стиль управления руководителя его подчиненных во многом определяет успех организации, динамику развития организации, стиль руководства зависит от мотивации сотрудников, их склонности к работе, взаимоотношений и многого другого. Поэтому данная область менеджмента имеет большое значение в менеджменте и, на мой взгляд, является обязательной и полезной для изучения.

  1. Стили управления: понятия, факторы формирования и эффективности.

1.1 Понятия стиля управления.

Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои функции в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какие методы лидер побуждает команду проявлять инициативный и творческий подход к выполнению возложенных на него обязанностей, поскольку он следит за работой своих подчиненных. Принятый стиль управления может служить характеристикой качества деятельности лидера, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а также создавать особую атмосферу в коллективе, способствующую развитию благоприятных отношений и поведения. Степень, в которой лидер делегирует полномочия, типы полномочий, которые он использует, и его озабоченность, в первую очередь человеческими отношениями или, что более важно, выполнением задачи, отражают стиль управления лидера.

6 стр., 2954 слов

Личность в организации: роль лидера и персонала

... в организации связано с необходимостью «сработаться» не только с руководителем или подчиненными, но и с коллегами. 3 Взаимодействие личности с организацией Человеческий фактор играет значительную, а порой решающую роль в успешности деятельности ...

Слово «стиль», греческого происхождения. Первоначально это означало жезл для письма на восковой доске, а позже использовалось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что , стиль управления — своего рода «почерк» в действиях менеджера. Стиль управления — типичный тип поведения руководителя по отношению к подчиненным в процессе достижения поставленной цели. Одной из составляющих функций управления является лидерство (руководство). [6; c .6]

Стиль управления: типичные характеристики личности, устойчивая система методов, приемов, приемов воздействия лидера на коллектив с целью выполнения организационных задач и функций управления. это обычное поведение лидера по отношению к подчиненным, чтобы влиять на них и мотивировать их для достижения целей организации. Степень, в которой менеджер делегирует полномочия, типы полномочий, которые он использует, и его забота, в первую очередь о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи, отражают стиль управления, который характеризует данного лидера. [7; c .37]

Стиль отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта устойчивость относительна , так как стилю обычно характерен динамизм. Правильно выра ботанный ст иль управления соо т ве т с т вующий сложившийся ситуации способен преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. И он приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль управления во многом определяется индивидуальными качествами руководителя. Но при всей своей важности черты личности не исключают других компонентов, составляющих стиль управления. Эти составляющие составляют субъективный элемент стиля, но стиль всегда имеет общую объективную основу.

7 стр., 3279 слов

Лидерство: стиль, ситуация, эффективность

... стилей руководства, то есть того, как руководитель ведет себя со своими подчиненными. Стиль руководства в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя ... в ситуации благосклонного автократизма, когда избегается негативное принуждение, руководитель полностью сохраняет за собой власть принимать и исполнять решения. Согласно теории "Y": 1. Труд - процесс естественный, и если условия ...

Объективно, независимо от стиля, выбранного лидером, его выбор определяется осознанной целью, характеризующей манеру и метод его действий. Кроме этого существуют и другие объективные компоненты стиля. К ним относятся: закономерность управления, специфика сферы конкретной деятельности, единые требования, предъявляемые к руководителям, социально — психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.), уровень иерархии управления, способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями. Эти объективные стилистические термины показывают сочетание в деятельности руководителя производственной функции и функции регулирования отношений в коллективе, характер сложившихся в нем традиций и способов общения, а значит, и стиль работы.

Существуют два похода к изучению стиля управления.

  1. Поведенческие теории, рассматривающие проблему с точки зрения поведения лидера, который пытается эффективно организовать деятельность подчиненных ему сотрудников.

  2. Ситуационные теории, исследующие стиль управления в контексте ряда ситуационных факторов. К таким факторам относятся ясность и характер задания, объем имеющейся у руководителя информации, личные качества подчиненных, наличие профсоюза и т.п. [3; c .417]

1.2. Формирование стилей управления

Формирование стиля управления — сложный процесс, в котором присутствует большое количество субъективных и объективных факторов.

Стиль управления, помимо характеристик темперамента, учитывает профессиональную подготовку, развитие организации, ее территориальное положение и складывается в голове в процессе его работы и приобретения опыта.

Стиль формируется как осознанная потребность поиска методов и форм перехода от эмоционального, иррационального к рациональному познанию окружающей среды, условий деятельности, преодоления противоречий в процессе определения и достижения целей.

При выборе стиля управления, который включает стиль мышления, стиль поведения, манеру общения, стиль речи, технику личной работы, структуру затрат рабочего времени, надо учитывать множество факторов, но прежде всего, наряду с ситуативными характеристиками, необходимо учитывать еще три фактора.

7 стр., 3334 слов

Управление персоналом в учреждениях социальной работы

... по служебной лестнице с помощью определенной системы. кадры - от уровня управления ими зависят результаты деятельности, эффективность социальной работы. 4. Кадровый менеджмент Кадровый менеджмент представляет собой ... краткосрочной учебы - курсы, семинары, разовые программы и др. Одним из решающих факторов в повышении компетентности является индивидуальная познавательная мотивация - завтра знать и ...

  1. Решаемые сотрудниками задачи.

Для стереотипных, рутинных, повторяющихся задач разрешены авторитетные формы управления, но при условии, что требуется только поверхностное общение между руководителем и его подчиненными, а также между сотрудниками. Авторитарный стиль в иностранном менеджменте не случайно называют пионером, когда все решается легко и правильно руководителем.

Для сложных и неповторяющихся задач творческого характера необходимы демократические формы правления.

  1. Уровень квалификации работников и руководителя.

Интегральный демократический стиль требует от сотрудников высокого образования: им делегируются компетенции и полномочия для решения многих задач.

  1. Характер мотивации сотрудников.

При авторитарном управлении определенные успехи могут быть достигнуты только в коллективах менее квалифицированных рабочих только за счет распределения материальных благ.

Успешность выбора стиля определяется тем, насколько руководитель учитывает способность и готовность подчиненных выполнять свои решения, традиции коллектива, а также оценивает собственные навыки, такие как уровень образования, опыт работы, качественная психологическая. Но выбор стиля также во многом зависит от подготовки и поведения подчиненных. [9; c .166]

Практика показывает, что отдельного стиля лидерства в чистом виде не найти. В реальности в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, различных стилей при преобладающей роли какого-либо одного из них. Возможность и целесообразность сочетания различных компонентов стилей лидерства определяется наличием в каждом стиле определенных характеристик, ролевых функций, которые меняются в зависимости от ситуации.

35 стр., 17111 слов

Развитие профессиональной компетентности педагогов посредством ...

... взаимозависимости внешних и внутренних факторов системы, Принцип иерархичности, Принцип множественности, Принцип историзма Исследование педагогической деятельности, факторов и условий становления ... развития (принцип «выращивания»), предполагающий такое управление педагогической деятельностью, которое строится на схемах ситуационного, рефлексивного управления как самой деятельностью, так и ...

На формировании стиля управления сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом — в других).

Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль управления на протяжении всей своей карьеры.

В формировании стиля управления есть объективные и субъективные факторы.

Объективные факторы определяют только основу стиля, имеющую свои особенности для каждого уровня иерархии. Решающая роль в формировании стиля управления на этой основе принадлежит лидеру и параметрам ситуации.

Субъективные стилистические факторы не ограничиваются только личностными ресурсами субъекта управления. Это характеристики: рабочей силы, производственного процесса, экономической и рыночной ситуации. Субъективные факторы определяют разнообразие проявлений стиля управления. Эти факторы определяют или объясняют технологию принятия управленческих решений. Разнообразие индивидуальных стилей является следствием разнообразия индивидуальных факторов и причиной разнообразия стиля аппарата управления.

Единство стилеобразующих факторов проявляется во взаимодействии:

  1. информационных, социальных, организационных, коллективных, технико-технологических условий управления на предприятии;

  2. функций управления различных уровней системы;

  3. применяемых руководителем принципов и методов управления;

  4. руководителей различных уровней и подразделений.

Общие факторы формирования стиля проистекают из самой природы социальной работы, порождаются совместной работой и являются объективными, но не существенными предпосылками для стиля управления. Эти факторы включают принципы согласованности, иерархии, необходимого разнообразия и обратной связи.

Чем дальше от стиля управления в иерархии отношений находятся факторы, формирующие стиль, тем опосредованнее их влияние на формы этих отношений и наоборот. В связи с этим становится очевидным, что характеристики субъектов управления одновременно являются непосредственными факторами формирования стилей управления.

10 стр., 4923 слов

Кафедра педагогики и психологии «Психология управления» : «Влияние ...

... менеджера. 3. Выявление зависимости личностных качеств менеджера на 4. принятия управленческих решений. Структура курсовой работы ... решения е руководителей может ... Однако в управлении принятие решения ... факторы являются объективными обстоятельствами, в которых принимается решение, а кличностным относятся особенности конкретного человека, который принимает управленческое решение. Актуальность данной темы ...

Среди особенных факторов выделяются:

  1. распределение полномочий;

  2. установление ответственности;

  3. характер процесса принятия решений;

  4. используемые методы управления;

  5. организация труда;

  6. заинтересованность в образовательном и профессиональном росте подчиненных.

В стилях управления фокусируют также другие объективно-субъективные и общие факторы:

  1. регламентированные общественные требования;

  2. средства управленческого труда;

  3. доступность и состояние социальной, экономической и технической информации;

  4. общие характеристики крупномасштабных объектов управления исторические, географические факторы, национальные традиции. [3; c .419]

1.3. Факторы эффективности выбора стиля управления

В настоящее время при формировании стиля лидерства для менеджера, наряду со всеми перечисленными факторами обучения лидерству, также учитывается эффективность конкретного стиля лидерства для данной организации.

Выбор стиля руководства во многом зависит от уровня развития группы, степени вовлеченности в деятельность и работоспособности. Поэтому на ранних этапах формирования группы важен тщательный и постепенный контроль деятельности отдельных сотрудников. Менеджер должен быть в курсе происходящего, оперативно выявлять отклонения в работе и оперативно реагировать на несоответствия. На этапе формирования рабочей группы требуются четкие объяснения, постановка конкретных задач и обозначенных ожиданий.

12 стр., 5724 слов

Стиль руководства и конфликт в коллективе

... руководству людьми получили конкретное воплощение в соответствующих его стилях. Под стилем руководства можно понимать совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Актуальность этого вопроса в современных условиях очевидна. Стиль управления руководителя своими подчиненными ...

На следующем этапе развития группы менеджер сосредотачивается на построении групповой сплоченности, расширении контактов и укреплении групповых связей со всей организацией. Сформированные базовые навыки позволяют расширить поле обучения подчиненных. На этом этапе сохраняется упор на контроль и производительность. В группе с достаточным уровнем квалификации и технических навыков стиль управления смешан в сторону повышения личной ответственности за профессиональный рост сотрудников. Контрольный пакет существенно сокращается за счет усиления самоконтроля и независимости участников группы. Выясняются важные вопросы, поощряется инициатива и чувство принадлежности к общему делу.

При высоком уровне развития группы, позитивно вовлеченной в деятельность всей организации, стиль управления, основанный на передаче полномочий, становится наиболее эффективным. Большая часть работы и часть ответственности распределяется между отдельными членами группы. Лидер избегает прямого вмешательства, сохраняя резервные полномочия. Лидерство ориентировано на квалифицированное распределение полномочий и организацию совместной деятельности.

Для оценки эффективности каждого из стилей управления американский ученный Р. Лайкерт предложил рассчитывать так называемый либерально-авторитарный коэффициент как отношение суммы либеральных и авторитарных элементов в поведении лидера, определяемое на основе экзамена. По его мнению, в современных условиях оптимальная величина этого коэффициента составляет 1.9. Другими словами, лидеры сегодня должны использовать вдвое больше элементов убеждения, чем принуждения, для достижения эффективных результатов.

У каждого стиля руководства есть недостатки и преимущества, но, возможно на конкретном предприятии какие-то из недостатков не будут иметь большого значения: в одних организациях инициативность и использование творческого потенциала не будут актуальны, а жесткий контроль качества работы или быстрое принятие решения будет намного важнее; в других — не нужно четкое разделение труда или строгий контроль руководителя, а сплоченность коллектива, инициативность имеют первостепенное значение.

Все это необходимо учитывать при формировании стиля управления на предприятии.

2. Типологии стилей управления

2.1 Управленческая схема Блейка и Моутона

Роберт Блейк и Джейн Мутон — американские психологи. Их работа основана на умении обучать и воспитывать эффективных менеджеров.

16 стр., 7589 слов

Личность менеджера

... но и без компетентных руководителей или, как сейчас принято говорить – менеджеров. Теория управления персоналом так же претерпела ... полученных данных, составить портрет современного менеджера. 1 ЛИЧНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА. ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА 1.1 Функции, ... предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; проведение собраний и ...

Они считают, что обучение менеджера — это формирование определенного отношения и поведения среди подчиненных. Работа менеджера должна быть направлена ​​на стимулирование творчества, поддержку нововведений; руководитель должен уметь ставить перед подчиненными конкретные и посильные задачи.

Схема Блейка-Мутона включает теоретическую основу, с помощью которой менеджеры могут разработать свой собственный стиль организации людей для выполнения поставленной задачи. Эта «сетка» управления успешно применяется в разных странах, в различных типах организаций и функциональных подразделениях внутри организации. Она равно применима от менеджеров низового звена до ведущих должностных лиц.

Он основан непосредственно на двух фундаментальных элементах административного поведения: интерес к людям и интерес к производству.

В этом контексте производство подразумевает все виды продукции и услуг: расчетные операции, стоимость продаж, качество предоставляемых услуг и прочее. Забота о людях также включает в себя заботу об их чувстве собственного достоинства, об их праве на справедливость и справедливое отношение, об их стремлениях и т.д., а также о их материальном благополучии. Любой менеджер будет в большей или меньшей степени проявлять одно из этих двух качеств (забота о производстве и забота о людях) при управлении своими подчиненными. Менеджер может проявить в высокой степени заинтересованность в производстве и крайне низкую заботу о людях или наоборот. Один и тот же менеджер может применить различные подходы при различных обстоятельствах, характеристики которых будут соответственно перемещаться по сетке. Любая точка сетки является реальной, но для простоты рассмотрим более детально только углы и центр схемы.

Рисунок 1. Схема Блейка-Моутон

    1. Безразличный менеджер.

Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который достаточно холодно относится как к своим подчиненным, так и к самому процессу производства. Он считает, что управленец может всегда прибегнуть к помощи постороннего эксперта или специалиста. Как правило, такого управляющего нельзя назвать лидером, маяком. Он скорее просто «хранитель своего портфеля и кресла». Но такое положение вещей не может сохраняться долго. Рано или поздно самые серьезные трудности заставят либо пересмотреть стиль руководства, либо сменить самого руководителя.

18 стр., 8791 слов

Конфликты в системе управления и стратегии их преодоления

... руководителей. Однако они обычно рассматривали конфликт как признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в ... сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, который - один из самых главных врагов менеджера, т.к. ... эта система административ­но-командного управления, то принята одна концепция, все молчат, трений и конфликтов не ...

Достоинство этой модели в том, что такое ведение дел поможет избежать конфликтов, неурядиц, создаст благоприятные условия для работы самого руководителя а, кроме того, расширит диапазон новых идей, воплощаемых в производство.

Недостаток заключается в том, что деятельность менеджера будет ограничиваться лишь тем уровнем, который необходим для поддержания работы, а сам он будет устраняться от беспокойства и предоставлять своих подчиненных самим себе. Персонал у такого менеджера будет ленивым и апатичным, а результат деятельности предприятия — минимальным.

1.9 Менеджер типа «управляющий загородным домом».

Эта позиция характеризует руководителей, которые уделяют особое внимание нуждам и потребностям своих подчиненных, чего нельзя сказать о процессе производства. Менеджеры такого типа полагают, что основа успеха заложена в поддержании атмосферы доверия, взаимопонимания в коллективе.

Достоинства этого стиля управления заключаются в том, что руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях с подчиненными. Такой руководитель, как правило, любим подчиненными, они готовы в трудную минуту поддержать своего лидера. Текучесть кадров на предприятиях с таким стилем управления очень низкая, как, впрочем, и количество прогулов, а уровень удовлетворения трудом очень высок.

Недостатки заключаются в том, что руководитель мало заботится об эффективности выполнения заданий. Излишняя доверчивость к подчиненным часто ведет к принятию половинчатых непродуманных решений, за счет этого страдает производство. Расторопные подчиненные весьма часто злоупотребляют доверием к себе либо даже стараются заменить собой мягкотелого лидера. Так же, люди начинают избегать разногласий и критического отношения к работе, а при решении производственных проблем пытаются умолчать о недостатках.

    1. Менеджер, сосредоточенный на выполнении задачи.

Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. Эта позиция характерна для менеджеров, которые во главу угла ставят заботу о производстве и практически не осуществляют никакой социальной деятельности. Они считают, что такая деятельность является проявлением мягкотелости и ведет к посредственным результатам. Кроме того, они считают, что качество управленческих решений не зависит от степени участия подчиненных в его принятии. Однако между таким руководителем и его подчиненными постоянно сохраняется дистанция, часто отсутствует прямая связь и взаимопонимание, сохраняется лишь удовлетворительный уровень групповой дисциплины.

Положительными чертами менеджеров такого типа являются высокий уровень ответственности, трудоспособности, организаторский талант, интеллект. Применяя данный стиль управления, можно достигнуть высокой производительности, правда, на небольшой промежуток времени.

Недостатки заключаются в том, что менеджер игнорирует нужды людей и рассматривает персонал как часть производства, точнее, инструмент, посредством которого обеспечивается максимальный выход продукции. Индивидуальное творчество будет скорее подавляться, чем поощряться. Этот стиль легко приводит к конфронтации между коллективом и дирекцией.

5.5 Посредник.

Эта позиция характеризует тот тип руководителя, который умело, сочетает заботу о людях с заботой, о производстве. Такой менеджер считает, что компромисс во всех случаях — лучшее решение, он есть основа для эффективного управления. Решения должны приниматься руководителем, но обязательно обсуждаться и корректироваться с подчиненными. Контроль над процессом принятия решений является как бы компенсацией для рабочих за осуществлением контроля над их деятельностью в процессе производства. Положительными чертами руководителей такого типа являются, постоянство, заинтересованность в успехе начинаний, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды.

Достоинства этого стиля в том, что руководитель достигшего приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.

Недостатки в том, что прогрессивность взглядов мало распространяется непосредственно на сам стиль управления, что не способствует развитию и движению вперед всего производства. Конкурентоспособность фирм с таким стилем управления иногда оставляет желать лучшего. Как, впрочем, и некоторые стороны внутренней жизни коллектива.

9.9 Команда.

Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую производительность. Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который одинаково бережно относится как к людям, так и к возглавляемому им производству. В отличие от менеджера позиции (5.5), который считает, что залог успеха в компромиссе, данный тип управленца не останавливается на полпути. Он стремится приложить максимум усилий, как в сфере социальной политики, так и в самом производстве. Причем наилучшим способом увеличения производительности, повышения качества выпускаемой продукции и услуг они считают активное вовлечение подчиненных в процесс принятия решений. Это позволяет повысить удовлетворенность трудом всех работающих и учесть малейшие нюансы, влияющие на эффективность процесса производства.

Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства — оптимальным стилем — было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым, повышая эффективность своей работы. [8; c .230]

Матрица стилей руководства, несомненно является наиболее популярным подходом к изучению стилей руководства. Он является не только удачной комбинацией других исследований на эту тему, но также дает руководителям особую возможность оценить свою позицию и попытаться начать движение в сторону усовершенствования стиля управления.

2.2 Модель Дугласа МакГрегора

Автократичный лидер в управлении авторитарен. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. Дуглас МакГрегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией «X». Согласно теории «X»:

1.Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.

2.У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

3.Больше всего люди хотят защищенности.

4.Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

На основе таких исходных предположений, автократ обычно как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений, стремится упростить цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить свою специфическую задачу, что позволяет легко контролировать ее исполнение, т.е. плотно руководит всей работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать.

Иерархическое деление в таких организациях, как правило, очень строгое, каналы сбора информации работают четко и оперативно. Руководитель такого типа концентрируется на удовлетворении элементарных потребностей своих подчиненных и использует наиболее автократичный стиль управления.

Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает название благосклонного автократа. Хотя он продолжает оставаться авторитарным руководителем, благосклонный автократ проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных. Он может даже пойти на то, чтобы разрешать или поощрять их участие в планировании заданий. Но он сохраняет за собой фактическую власть принимать и исполнять решения. И как бы благосклонен ни был этот руководитель, он простирает свой автократический стиль дальше, структурируя задания и навязывая неукоснительное соблюдение огромного количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника.

Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя. МакГрегор назвал их теорией «Y»

1.Труд — процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.

2.Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

3.Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.

4.Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным.

Организации, где доминирует демократичный стиль, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Довольно часто, объяснив цели организации, руководитель позволяет подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, которые он сформулировал. Вместо того чтобы осуществлять жесткий контроль за подчиненными в процессе их работы, низовой руководитель обычно ждет, когда работа будет выполнена до конца, чтобы провести ее оценку. Руководитель действует как связующее звено, обеспечивая соответствие целей производственной группы целям организации в целом и заботясь о том, чтобы группа получала необходимые ей ресурсы.

Поскольку демократичный лидер предполагает, что люди мотивированы потребностями более высокого уровня — в социальном взаимодействии, успехах и самовыражении, — он пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными. В некотором смысле он старается создать ситуацию, в которой люди до некоторой степени сами мотивируют себя, потому что их работа, по природе своей, сама является вознаграждением. Он также способствует тому, чтобы подчиненные понимали, что им предстоит решать большую часть проблем, не ища одобрения или помощи. Но руководитель вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия с тем, что если подчиненным и понадобится помощь, они, не стесняясь, могли бы обратиться к руководителю. Чтобы добиться этого, руководитель организует двухстороннее общение и играет направляющую роль.

Различного рода исследования позволяют утверждать, что руководители

— приверженцы как теории X, так и теории Yдостигают значительных успехов в бизнесе. Однако если менеджер стоит перед выбором, но чувствует в себе силы создать систему управления по типу теории Y, стоит остановиться именно на ней, поскольку это будет лучше как него самого, так и для его подчиненных. Но каждый руководитель должен оценить, возможно ли в тех условиях, которые свойственны развитию его бизнеса, применение теории Y, а также какие последствия может вызвать применение теории X.

1.Существуют такие условия, при которых развитие организации изначально идет по принципам теории Y. Поскольку основными инициаторами в создании и развитии любой идеи, главным образом, являются руководители организации, в условиях равноправия они должны заручиться полной поддержкой со стороны подчиненных и руководителей среднего звена. При этом руководитель для подчиненного является наставником. Они могут иметь различные позиции по тем или иным вопросам, но мнение друг друга обязаны уважать. Менеджер среднего звена не в праве ущемлять права подчиненного, если не согласен с его действиями. Он может даже иметь определенные неприятности, если его мнение не совпадает и с позицией вышестоящего руководства. Сходные ситуации выглядят абсолютно различными, если рассматривать их с противоположных позиций. Менеджер, придерживающийся теории Y, может позволить подчиненному самому устанавливать сроки выполнения заданий, если он хочет совмещать два различных вида деятельности. Эта ситуация может рассматриваться как обоюдный шаг навстречу. Представьте, однако, как сложно будет выполнить приказ менеджера по теории Хо сокращении срока поставки хотя бы на один день, если все условия по сделке уже согласованы с конкретным покупателем.

2.Концепции, соответствующие теории Y, работают наиболее эффективно в ситуации, когда все члены коллектива адаптированы к подобному стилю управления. Такие профессии, как научный работник, учитель, медик, наиболее приспособлены к руководству по теории Y.

Низкоквалифицированные работники, требующие постоянного надзора и контроля, как правило, лучше адаптируются к управлению по теории X.

3.Широкое применение теории Y в работе управления позволяет достичь высокого уровня производительности, развить творческий потенциал у работников, создавать гибкие рабочие места, поощрять коллективный труд, а также достичь высокого уровня квалификации всего персонала.

    1. Эшриджская модель

Эта модель была разработана Эшриджским колледжем по менеджменту в Англии в 60-70 года. Она различает четыре стиля управления:

  1. приказы;

  2. реклама;

  3. консультации;

  4. единение.

Приказы: менеджер вырабатывает собственное решение и передает его подчиненным для исполнения. Персонал ожидает указанный к выполнению безо всяких вопросов.

Недостатки приказного стиля таковы, снижается инициативность управляемого персонала, создается напряженная обстановка в коллективе.

Достоинство — способность руководителя взять на себя персональную ответственность, особенно в критических ситуациях.

Реклама: в данном случае менеджер также вырабатывает собственное решение, но вместо простого объявления его подчиненным, он пытается убедить их, что данное решение является наилучшим, то есть он рекламирует данное решение, чтобы свести на нет любое потенциальное сопротивление.

Достоинство — персонал чувствует свою вовлеченность в принятие решений, что хорошо сказывается как на психологическом климате в организации, так и на работе персонала.

Консультации: менеджер, применяя этот стиль, не выносит решения до тех пор, пока не проконсультируется со своими подчиненными. Он предоставляет им удобный случай высказать мысли, предложения и советы, осознавая, что служащие в действительности могут знать в определенных областях больше, чем он сам. Такой менеджер может иметь хороших специалистов-консультантов по отдельным отраслям знаний. Окончательное решение все же принадлежит менеджеру, но оно не будет принято, пока не выслушано мнение подчиненных, которые таким образом чувствуют себя вовлеченными в дело и ощущают свою значимость.

Единение: применяя этот стиль, менеджер вместе с подчиненными на равноправной основе вырабатывает демократичное решение. Менеджер определяет проблему и может обозначить границы, в пределах которых может быть выработано решение (например, бюджетные ограничения).

Затем проблема обсуждается в свободной дискуссии среди подчиненных, и окончательное решение обычно бывает отражением решения большинства.

Эти четыре стиля легки для понимания и чаще всего встречаются в повседневной жизни. Несомненно, вы сами можете привести такие примеры из своей работы. Большинство менеджеров применяют разные стили в различных ситуациях. Если горит здание, менеджер прикажет вам уходить, так как это не время для демократических решений. С другой стороны, если перекрашивается комната отдыха, он может успешно применить стиль единения, допускающий свободную дискуссию для решения вопроса цвета окраски, мебели и т.д. Это, так сказать, примеры крайних случаев.

Таким образом, некоторые менеджеры действуют в рамках определенного стиля, но большинство фактически применяют в зависимости от обстоятельств все четыре стиля. [5; c .206]

2.4 Классические стили управления

Впервые вопрос о стилях управления разработан в 30-гг ХХ в немецким психологом Куртом Левиным. В его классификации в качестве крайних полюсов были поставлены авторитарное и либеральное управление, а демократически стиль выступал как наиболее приемлемый вариант.

2.4.1. Авторитарный (директивный) стиль

Определяется ярко выраженной жаждой личной власти, стремлением к доминированию, манипулированию подчиненными и ситуацией. Менеджер авторитарного стиля рассматривает других людей как средство достижения целей. Авторитарный стиль основывается на жестких и односторонних действиях руководителя по отношению к подчиненным. Общая стратегия организационного развития доступна только самому руководителю. Эффективность организационного взаимодействия определяется жесткой дисциплиной и четкостью критериев результативности. При этом авторитарный руководители, как правило, окружает себя многочисленными символами власти, стремиться отгородиться от подчиненных психологически и активно использует невербальные приемы оказания давления на окружающих. Авторитарный руководитель часто проявляет нетактичность, склонность к личному произволу. Инициатива, творчество не поощряется. В группе отсутствует дух сотрудничества и взаимодоверия.

В демократических организациях директивный руководитель окольными путями концентрирует власть в своих руках, выдавая собственное мнение за мнение большинства, манипулируя отношениями и подбирая безотказных исполнителей.

Возможны такие варианты директивного руководства, проявляющиеся в мелочной опеке, пошаговом контроле, боязни делегировать свои полномочия и желании знать все лично, полностью концентрируя ответственность. Такой стиль формует у подчиненных стереотип ожидания «указаний сверху».

Достоинством авторитарного стиля является централизованность управленческих воздействий, быстрое достижение единичной цели.

Сосредоточенная в одних руках власть позволяет оперативно вмешиваться в организационные процессы на любом уровне.

Недостатки этого стиля таковы — сотрудники в основном относятся к навязанным руководителем решениям безразлично или негативно, радуются любой его ошибке, находя в ней подтверждение своей правоты. В целом в результате этого в организации или подразделении формируется неблагоприятный морально-психологический климат и создается почва для развития производственных конфликтов.

При более мягкой «благожелательной» разновидности авторитарного стиля руководитель относится к подчиненным снисходительно, по-отечески, интересуется при принятии решений их мнением, хотя, несмотря на его обоснованность, может поступить по-своему, и если это делается демонстративно, психологический климат ухудшается, предоставляет подчиненным определенную самостоятельность, пусть даже в ограниченных пределах. Мотивирование страхом наказания здесь имеет место, но оно минимально.

Возможность использования авторитарного стиля обуславливается следующими объективными причинами: отсутствие дисциплины и порядка в организации; жесткий лимит времени для принятия решений или внедрения изменений в организации; сложные, опасные условия функционирования организации; игнорирование группой нового руководителя.

Важно учитывать, что длительное использование авторитарного стиля способствует выработке авторитарных черт характера даже у гармоничной личности.

Французский социолог Б. Гурней показал, что невозможно добиться даже среднего уровня эффективности деятельности подчиненных, если ограничиваться только властными методами воздействия: их использование порождает безынициативность и равнодушие. [3; c .417]

Таблица № 1

2.4.2 Демократический (коллегиальный) стиль управления

Демократический стиль определяется коммуникативными навыками руководителя, способностью продуктивного взаимодействия, умением мотивировать и увлекать окружающих общими задачами и целями. Менеджер демократического стиля рассматривает других людей не как средство, а как цель, как важнейшее содержание организационного взаимодействия. Демократический лидер привносит стратегические задачи развития в окружение, формируя у подчиненных чувство уверенности, сопричастности общему делу. Такой руководитель уверенно делегирует полномочия, а стремление к власти реализует в коммуникационном влиянии. Коллегиальный стиль опирается на взаимные соглашения, правовую систему и деловые характеристики организационных взаимоотношений. Однако демократический стиль зачастую рискует превратиться в панибратство, если желание нравиться у руководителя становиться сильнее, чем потребность во власти.

Демократический стиль позволяет гибко перестраивать систему управления. Власть основывается на деловом и личном авторитете, а искусство управления предполагает активное участие подчиненных в принятии решений. Для демократического стиля органичны свободная критика, обсуждение и инициативность, что не исключает требования дисциплины и соблюдения менеджером разумной дистанции в отношении подчиненных. Демократический руководитель стремиться создать дух сотрудничества и взаимопонимания в группе с целью увеличения эффективности деятельности. По своим индивидуально — психологически особенностям демократический менеджер, как правило, экстравертирован, оптимистичен, честолюбив, но с развитым чувством ответственности, устойчив, не мнителен. Личные и деловые качества взаимно уравновешенны, что формирует целостные мировоззрение. [9; c .196]

Однако руководитель демократического стиля должен уметь в кризисных ситуациях принимать единоличные, директивные решения, разумно менять стиль управления.

Обычно демократический стиль руководства применяется в том случае, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее много новизны и творчества.

Исследования показали, что в условиях авторитарного стиля руководства можно выполнить в два раза больший объем работы, чем в условиях демократического, но ее качество, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут на столько же ниже. Из этого можно сделать вывод, что авторитарный стиль предпочтительнее для руководства

более простыми видами деятельность, ориентированными на количественные результатов, а демократический — сложными, где на первом месте выступает качество. [ 2 ; c .1 18 ]

Положительные и отрицательные последствия реализации демократического стиля управления представлены в таблице №2

Таблица №2

2.4.3 Либеральный (попустительный) стиль управления

Там, где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный стиль управления. Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты. Группа же имеет полную свободу принимать решения и контролировать собственную работу. [ 1 ; c. 208 ]

Подчиненные избавлены от назойливого контроля, самостоятельно принимают решения на основе обсуждения ищут в рамках предоставленных полномочий пути их реализации. Такая работа позволяет им выразить себя, приносит удовлетворение и формирует благоприятный морально — психологический климат в коллективе, порождает доверие между людьми, способствует добровольному принятию на себя полномочий и ответственности.

Применение этого стиля находит все больше распространение в связи с растущими масштабами научных исследований и опытно-конструкторских разработок, осуществляемых силами высококлассных специалистов, не приемлющих давления, мелочной опеки и пр. Его эффективность обусловлена реальным стремлением подчиненных к самостоятельности, четкой формулировкой руководителем задач и условий их деятельности, его справедливостью в отношении оценки результатов и вознаграждения.

В передовых фирмах принуждение уступает место убеждению, строгий контроль — доверию, подчинение — сотрудничеству, кооперации. Для них характерны коллективное управление, открытость новым идеям, благоприятный морально-психологический климат. Подобное «мягкое управление», нацеленное на создание «управляемой автономии» отдельных структурных единиц, облегчает естественное применение новых методов руководства, что особенно важно при распространении нововведений.

В то же время такой стиль легко может трансформироваться в попустительский, когда руководитель вовсе устраняется от дел, передовая их в руки «выдвиженцев». Последние от его имени управляют коллективом, применяя при этом все более и более авторитарные методы. Сам он при этом

лишь делает вид, что власть находится в его руках, а на деле все больше и больше становиться зависимым от своих добровольных помощников.

Положительные и отрицательные последствия реализации либерального стиля управления представлены в таблице №3.

Таблица №3

Если руководитель – либерал лишен творческих способностей, то он стремится соблюдать только формальности, содержать в порядке бумаги, избегать конфликтов, действовать по указанию сверху, не проявлять инициативы. Такой стиль управления не эффективен в сложных экстремальных ситуациях. К такому стилю пригодны люди меланхолического темперамента, а также флегматики и в меньшей мере – сангвиники. Стиль управления – это не только совокупность определенных методов, избираемых руководителем, но это еще и влияние его индивидуальности. Поэтому стиль управления всегда субъективен, хотя проявляется объективно в определенных формах деятельности.

«Метод и стиль можно сравнивать с нотами и манерой исполнения музыкального произведения, ноты одни для всех, но каждый исполнитель трактует произведение по-своему» — Питер Друкер. [9;с. 197]

Исследования немецких ученных выявили зависимость между результатами труда и стилем руководства. Эффективность различных стилей оценивалась в течении трех лет. Самые высокие результаты наблюдались у коллектива, где преобладает демократический стиль руководства, и самые низкие у коллектива с либеральным и авторитарным.

Исследовались производительность труда, психологический климат, текучесть кадров и прибыль.

Следует отметить, что каждый из указанных стилей «в чистом виде» встречается очень редко. Гибкость руководителя и заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей ситуации.

Заключение

Стиль управления менеджера — это не личное дело руководителя в связи с тем, что он сказывается на деятельности всей системы. Стиль руководителя постоянно анализируется, оценивается и воспринимается подчиненными и формирует определенную систему отношений на всех уровнях иерархии. Поэтому стиль руководства руководителя важен для развития и функционирования всей организации. Не имеет значения, какой стиль управления присутствует на организации, главное, чтобы он был эффективным и подходящим для предприятия, учитывающим внешние и внутренние факторы организации.

Факторы формирования стиля управления — многочисленные и сложные. Их можно объединить в три группы: общие (объективные), особенные (объективно-субъективные), единичные (субъективные).

Они взаимосвязаны между собой и формируют стиль управления как систему, в которой соединены индивидуальные особенности руководителя и параметры функционирования организации (территориальные, исторические, организационные).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование стиля руководства — сложный процесс, на который трудно повлиять и изменить искусственно.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/lichnost-rukovoditelya-i-stil-rukovodstva/

1.Основы менеджмента: Учебное пособие 4-е издание / Под ред. Н.И. Кабушкин. – М: Новое знание, 2001.-208-225с.

2.Менеджмент. основы лидерства / Под ред. Беляцкий Н.П. – М- Новое знание, 2002.- 115-205с.

3.Основы теории управления, / Под ред. Тарахиной В.Н., Ушвицког Л.И. – М: Финансы и статистика, 2003. 416-420 с.

4.Деловая психология: Учебник для вузов

5.Человек и персонал в управлении. / Под ред. Чернышев.- М.: Санкт-Петербург, 1997-204-209с.

6.Дворсков К.П. О стиле и культуре руководства / К.П. Дворсков, С.А. Ширлев. Новосибирск: АКМС, 2005.

7.Стиль и методы управления / А.М. Омаров. М.: Высш. шк., 2003.

8.Психология управления: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. с. 164-168.

9.Психология управления / Под ред. Бандурка А.М., Богарова С.П., Землянская Е.В.; «Фортуна – пресс-Ренаме», Харьков – Симферополь, 1998. с. 194-198.

10.Психилогия управления: Учебное пособие / Мананикова Е.В. М.: Издательство – торговая корпорация «Дашков и К», 2009 с. 90-92.