«Педагогические основы семейного воспитания»

Во все времена семья занимала одно из важнейших мест в жизни человека. Среди общечеловеческих ценностей он занимает одно из доминирующих мест. Однако не всеми в жизни это осознается в полной мере. Только разрушив то, что было, строилось немалыми усилиями в течение не один год, люди начинают задумываться о том, когда и какие ошибки были допущены, и по какой причине нам не удалось сберечь крепкую семью, которую мы вероятнее всего не сможем воссоздать снова в том же виде. Несмотря на то, что каждый взрослый так или иначе осознает, что семейное счастье только в его руках, очень немногие думают при этом о своих детях, их счастье и благополучии. Последствия такого халатного поведения по отношению к ребенку сразу проявляются в виде каких-то отклонений в поведении маленького члена семьи и в его личном развитии.

Актуальность

Причины этого кризиса в современных семьях лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации. Наряду с величайшими достижениями духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей; увеличение возможностей производства, его усложнение и учащение ритма жизни в быту усиливает нагрузку на человека как физиологическую, так и психологическую.

Кроме того, наша работа актуальна своим вниманием к решению проблемы взаимодействия школы и семьи в воспитании детей. Успешный родитель, будь то мать или отец, должен иметь представление об образовательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родители должны стремиться быть в курсе теоретических и практических исследований экспертов по воспитанию детей и развитию личности.

Духовно крепкая семья, способная вырастить биологически и морально здорового ребенка, — основа образованного и цивилизованного общества. Физическое, социальное, духовное и нравственное здоровье подрастающего поколения — это также здоровье нации в целом. С самого раннего возраста ребенка именно в семье начинают формироваться и формироваться ценные установки и ориентации, отвечающие потребностям социально справедливого, правового и экономически эффективного общества. Начинается становление ребенка как личности гражданина. До недавнего времени семья служила связующим звеном в обучении человека выполнению основных семейных функций и была источником овладения ребенком определенными рабочими навыками, что обеспечивало успешную адаптацию в обществе.

8 стр., 3720 слов

Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей ...

... формированию здорового образа жизни у детей 4-5 лет в условиях ДОУ. Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка из 26 источников. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ...

Семейные проблемы достаточно подробно описаны в социально-психологической и педагогической литературе. Современные исследователи уделяют пристальное внимание ряду трудностей, с которыми сталкиваются российские семьи. Актуальность и социальная значимость определили выбор темы нашего исследования: «Педагогические основы семейного воспитания».

Объектом исследования является традиционная семья как малая группа и семейное воспитание в целом.

В качестве предмета исследования выступает изучение педагогических основ семейного воспитания.

проблему исследования

Гипотеза исследования

Цель курсовой работы – теоретически рассмотреть функции семьи в современном обществе, экспериментально определить степень контактности родителей в общении с детьми, а также разработать педагогические рекомендации родителям по воспитанию ребенка в семье.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач :

1.на основании анализа научной литературы по теме исследования представить семью как культурно-исторический феномен и социальный институт, рассмотреть функции семьи в современном обществе;

2. выявить негативные тенденции современного общества и семейного воспитания;

3.провести экспериментальную работу по определению степени контактности родителей в общении с детьми;

4. на основании результатов экспериментального исследования разработать педагогические рекомендации родителям по воспитанию ребенка в семье.

методы исследования

1.Теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

2. Проведение экспериментальной работы с детьми по методике «Незаконченное предложение» на тему «Свободное время»; Тест для самоанализа родителей «Достаточно ли Вы контактны с детьми?»;

3. Анализ полученных результатов.

База исследования, Структура работы, Глава I. Теоретические основы семейного воспитания

    1. Функции семьи в современном обществе

Прежде чем перейти к функциям,

Семья – группа людей, объединенных родственными отношениями. он характеризуется автономией, замкнутостью и функционирует по своим внутренним законам. Вместе с тем, семья не является чем-то статичным, неизменным [Гогоберидзе 2013: 257]. Основными факторами развития семьи являются наличие или отсутствие детей и продолжительность брака. У семьи есть своеобразный национальный колорит.

7 стр., 3107 слов

Положение детей в современном обществе. Документы, охраняющие права детей

... обеспечение прав и интересов ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов. Признав кризисное положение детей в современном обществе, государство делает последовательные шаги ... имеют родителей. В России примерно 400 тысяч семей, где дети — с одним отцом, примерно 5 миллионов семей — с матерью без отца (всего семей в стране порядка ...

Чтобы понять, какие функции выполняет семья в современном обществе, нам также необходимо понять, какие типы семей существуют.

В современном обществе можно выделить несколько типов семей. Давайте остановимся на каждом из них более подробно.

Благополучные семьи, Формально-благополучные семьи, Неблагополучные семьи, Неполные семьи, Семьи социального риска

У каждой из типов семей есть свои функции . Соловьев Н. Я. говорил: «функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» [Стожарова 1997: 91].

Существует множество функций семьи, далее мы приведем лишь несколько примеров:

Воспитательная

Однако воспитательная роль семьи снижается. Причины этого явления обусловлены происходящими в ней переменами. В современной семье формально супруги равны. Но больше всего забот на самом деле связаны с женщинами, в том числе с воспитанием детей. В этом есть немало и плюсов, и минусов. Часто встречаются семьи, где дети просто предоставлены улице, самим себе или стремятся получить заработок, раздавая листовки, убирая грязную посуду в кафе, забывая об учебе в школе;

Хозяйственно-бытовая (экономическая), Духовного (культурного) общения

Отсутствие духовных и религиозных устоев в современной семье искажает всю эмоционально-смысловую систему внутрисемейных отношений. Порождает безнравственность, негативно влияет на все функции семьи. Разводы становятся нормой.

Семья создается не только для счастья двоих, мужа и жены, но и для счастья их детей. Стабильность семьи достигается только в том случае, если она полностью функциональна.

Первичного социального контроля, Репродуктивная, Регенеративная, Рекреативная, Психотерапевтическая

1.2. Негативные тенденции современного общества и семейного воспитания

Трансформация современного общества под воздействием ряда политических факторов вызвало появление разного рода тенденций развития современной семьи, которые на данный момент широко распространены в развитых западных, и странах отделившихся от России во время распада СССР в 1991 году. К ним относятся:

  1. Рост разводов;

  2. Рост количества неполных семей и детей, рожденных вне брака;

  3. Уменьшение средней продолжительности брака;

  4. Позднее время вступления в брак;

  5. Совместная жизнь супружеских пар без оформления брака (т.н. «гражданский брак»);

  6. Уменьшение размеров семьи и рождаемости детей с дальнейшим постарением населения и даже его депопуляцией;

    7 стр., 3408 слов

    Психологическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка ...

    ... родителей; 5) ознакомление с результатами профориентационного психодиагностического изучения молодого инвалида. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, включает не только советы и рекомендации психолога, но и процедуру ее психологического ...

  7. Увеличение количества одиноких людей, которые не вступают в брак и ограждают себя от рождения детей (т.н. «чайлдфри»);

  8. Уменьшение количества повторных браков.

Указанные тенденции характерны и для развития современной семьи в России. Однако специфика семейных отношений в нашей стране заключается в том, что они чрезвычайно тесно связаны с общим кризисным состоянием российского общества, начавшимся в 2014 году в связи с серией экономических санкций, введенных в отношении Российской Федерации. Ряд материальных проблем, суть которых можно выразить очень кратко: борьба семей за выживание в кризисном обществе. Рассмотрим основные индикаторы положения семей в нашей стране, начав с демографических аспектов их существования [Фромм 2014: 105].

Прежде всего, следует отметить, что развитие семейно-брачных процессов в современной России происходит в очень сложной социально-демографической ситуации, характеризующейся феноменом депопуляции населения. Это понятие означает уменьшение численности населения страны из-за превышения числа умерших над числом рождений.

Приведенные нами выше тенденции, набравшие поистине глобальные масштабы не только во всем мире, но и в нашей стране, увеличивают количество научной литературы, в которой данный феномен изменения современной семьи достает критическую оценку и рассматривается как нечто, что находится в состоянии кризиса или даже смерти. Дж. Ґолтроп выделяет 6 критических позиций по поводу современной семьи в западных научных трудах[Фромм 2014: 107].

1. Пессимистические утверждения об упадке и разрушении семьи; обычно эти утверждения выводились из противопоставления современной семьи патриархальной семье в традиционных обществах (Г. Флетчер).

2. Оптимистическая позиция о несоответствии института семьи в современном индустриальном и постиндустриальном обществе, но с надеждой на то, что семейная жизнь сможет модифицироваться в соответствии с требованиями времени (Б. Мор) [Фромм 2014: 105].

3. Представление о том, что семья является тормозом на пути общественного прогресса, ибо свою главную задачу – социализацию детей – она выполняет не достаточно хорошо, потому что детям в семье прививаются взгляды и убеждения, не соответствующие социальной реальности, которая молниеносно меняется. Образованные и готовые к определенным условиям жизни в обществе дети, выходя в светскую жизнь, сталкиваются с новыми условиями и ситуациями, способность адаптироваться к которым они не получили. Именно поэтому они не могут жить в новом, измененном социальном окружении и сознательно или подсознательно тормозят то новое, что растет в обществе (В. Райх, Г. Маркузе).

4. Критика семьи как крепости грубости и насилия. Эта позиция аргументируется статистике семейных преступлений.

6 стр., 2779 слов

Роль и функции семьи в современной жизни

... Однако воспитательная роль семьи снижается. Причины этого явления мы обозначили. Кроме того, снижение воспитательной роли семьи обусловлено происходящими в ней переменами. В современной семье формально супруги равны. Но ... не приспособленный к практической жизни человек; профессионализм -- родители перекладывают заботы по воспитанию на детские сады, школы, училища. В будущем из такого ребенка ...

5. Феминистская критика семьи как инструмента закрепощение женщины (К. Миллер, Дж. Митчел) [Немов 1995: 576].

6. Критика семьи за то, что она чаще других социальных институтов создает предпосылки для психических заболеваний и расстройств, психических состояний вследствие неблагоприятных семейных обстоятельств (Г. Лейн).

Таким образом, среди западных социологов преобладают мнения о кризисе и гибели семьи. Многие из них считают, что семья достигла состояния глубокого разложения и что этот процесс необратим. Однако Н. Смелзер отмечает, что среди западных исследователей есть много людей, которые, не закрывая глаз на определенные негативные тенденции, выражают более оптимистичные ожидания. Они, как отмечает Н. Смелзер, положительно относятся к распаду нуклеарной семьи и ожидают, что будут возникать новые формы семьи и брака, которые будут способствовать созданию благоприятной среды и увеличению возможностей самопроявления и самовыражения всех членов семьи. Другие социологи указывают на, уже существующие, новые формы семьи, которые кажутся необычными и даже шокирующими, но приобретают все большее распространение в западном мире: брачные контракты на определенный отрезок времени; брак с трехлетним испытательным сроком (без рождения детей); групповой брак; полигамия; «серийная моногамия» (т.е. многократное вступление в брак); «консенсуальный брак» (т.е. брак по согласию сторон, но без его регистрации); «визитные союзы» (то есть раздельное проживание супругов со встречами на короткий промежуток времени с заранее известным временем нанесения визита); брак между лицами одного пола; семейная жизнь в коммуне (вроде семейных коммун в американском обществе).

Даже российские социологи не склонны драматизировать состояние современной семьи и видеть ее будущее только в темной перспективе. Конечно, как и их западные коллеги, они обеспокоены нарастающими негативными тенденциями и явлениями в положении семьи и внутрисемейных отношений, во многом из-за кризиса в российском обществе. Однако и они отмечают появление позитивных изменений, как: расширение свободы выбора для мужчин и женщин, утверждение равенства положения и взаимоотношений, рост равноправия в семьях, большие возможности контактов между поколениями, в общем, большая ориентация на семью.

На основании всего вышеописанного, можно выделить основные негативные тенденции современной семьи:

1. Одна из негативных тенденций в развитии семьи состоит в том, что семья быстро переходит от многодетной, средней, к малодетной семье. Рождаемость резко упала. В некоторых областях России смертность превысила рождаемость. Сейчас у нас преобладает однодетная семья. Однодетность нередко негативно влияет на характер ребенка, его личностные качества, в целом, на детско-родительские отношения, особенно тогда, когда в семье есть дедушки и бабушки [Немов 1995: 576].

2. Следующей тенденцией является процесс личностной автономии семьи. От 50 до 70% молодых супругов хотят жить отдельно от родителей, что имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, молодая семья сначала обретает самостоятельность и ответственность, а процесс взаимной адаптации молодых супругов легче. Но с другой стороны, молодые семьи часто лишены систематической родительской помощи, в которой они нуждаются, особенно в период родов. В этом случае также нарушается постоянное общение с бабушками и дедушками, что очень выгодно внукам. Отсутствие таких контактов нарушает преемственность поколений, когда дети даже не знают своих близких предков. В этом случае появляются и заброшенные одинокие старики. В связи с ростом личной автономии семья, вероятно, продолжит развиваться в этом направлении. И здесь задача — смягчить негативные последствия этого процесса.

4 стр., 1899 слов

Брак как социологическая и демографическая категория

... Для демографии брак интересен прежде всего как предусловие создания семьи и рождения детей, а также процессов рождаемости и смертности. При этом демография традиционно интересуется не столько юридической формой брака как узаконенного союза ...

3. В семье идет активный процесс уравниловки и демократизации внутрисемейных отношений. Сложнее и труднее идет процесс демократизации между поколениями. Еще больше родителей придерживаются авторитарных методов воспитания, используют приказы, категоричные требования, запреты без особых объяснений, физические наказания.

4. Для развития современной семьи характерен рост разводов. Развод перестал быть страшным. Общественное мнение начало воспринимать развод как нормальное и в некоторых ситуациях даже благотворное явление. В семье наблюдаются существенные перемены. Сегодня появились совершенно новые типы семьи. Если в социалистическом обществе на основе профессиональной деятельности выделялось три социальных типа семей: рабочих, колхозников и интеллигенции, то в новых условиях можно выделить семью миллионера, семью предпринимателя, семью обычного государственного служащего, семью безработного и т.д. Эти семьи наряду с традиционными семейными проблемами, порождают новые проблемы психологического и социокультурного плана, такие как ребенок и заработок, ребенок и секс, ребенок и духовное его развитие и др. При этом члены таких семей не только не знают, как их решать, но зачастую и не видят их.

Дефицит родительского внимания компенсируется деньгами, вещами. Воспитательный потенциал такой семьи невелик. Также интересна с образовательной точки зрения семья безработных, в которой родители, теряя возможность содержать семью, теряют власть над своими детьми. У ребенка разрушается чувство защищенности, которое ему необходимо для нормального роста и развития. В семье для детей и всей семьи царит неуверенность, напряжение и страх.

Еще одной негативной тенденцией семьи, и всего общества в целом, является, зародившаяся в XX веке, и успешно развивающаяся по сей день семья, где оба родителя нетрадиционной сексуальной ориентации (т.н. сексуальные меньшинства) [Немов 1995: 576].

Наряду с семьями, состоящими из супругов с детьми и без детей, получили распространение некоторые нетрадиционные семейные модели. Альтернативой полных семей являются неполные семьи с одни родителем. Неполная семья – результат овдовения (в меньшей степени) или развода (в большей степени).

Процент разводов по отношению к бракам все время растет. Эта тенденция подтверждает новые характеристики семейной жизни: наличие детей все меньше и меньше препятствует разводу. Все больше детей остается без одного из родителей. Материнская семья исходно внебрачна. Внебрачные рождения растут более быстро, чем брачные. Наибольшее и увеличившееся распространение материнская семья получила среди 15-19 летних подростков и женщин после 35 лет.

12 стр., 5896 слов

Уважение ребенком родителей Уважение родителей детьми

... В результате, у детей остаются лишь воспоминания об истериках родителей, а не о проведенных счастливых детских годах в совместных играх и беседах. Уважение и все другие высшие проявления у человека проявляются ... они сами умеют прощать и просит прощение. Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье. Еще одно немаловажное качество родителей, ...

5. В последние годы получили распространение семьи, альтернативные браку. В первую очередь, это вопрос внебрачного сожительства, когда супруги, живущие вместе и управляемые совместно, не регистрируют брак и не регистрируют его, когда ребенок может или уже появился. Сожительство – это удел молодых. Его пик приходится на вторую половину третьего десятилетия жизни человека. В последующем идет снижение удельного веса таких отношений. Либерализация общественного мнения в отношении сосуществования определяет его видение как нормальное явление и не дает оснований говорить об уменьшении их количества в будущем.

Хочется отметить еще одну своеобразную форму брака — это так называемый брак по Годвину или гостевой брак, предполагающий разлучение супругов. У. Годвин утверждал, что сожительство супругов — это зло, препятствующее самостоятельному развитию супругов из-за несовершенства людей и различия их наклонностей и потребностей. «Брачный сепаратизм», как известно, это попытка разрешить напряжение, возникшее между мужем и женой путем их временного разъезда. Более того, чем выше уровень гражданского и культурного развития общества, тем более полно индивид этого общества осознает себя как личность. Тем насущнее его потребность в обособлении. Созвучная тенденция прослеживается и в семье.

С развитием общества все более широкое распространение получает еще одна модель альтернативной семьи, которой сербский юрист М. Босанац дал название «семья-конкубинат», означающее возможность мужчины жить в официальном браке и при этом иметь параллельный союз с другой женщиной, имеющей от него внебрачного ребенка или, сохранив неформальную связь с первой женой, юридически оформить брак с бывшей конкубиной.

При этом она выполняет обязанности мужа, отца перед обеими семьями. Часто женщины знают о существовании друг друга и им все равно.

6. В настоящее время, как утверждает известный российский социолог С.И.Голод, можно сказать, что семья в своем развитии вступает в фазу брака. Это можно понять так: меняется норма семейной жизни: родители в такой семье отказываются полностью подчинять свои интересы интересам своих детей. Основные семейные ценности формируются во взаимодействиях мужа и жены и лишь впоследствии становятся естественной базой для межпоколенных отношений «родители-дети» [Немов 1995: 576].

Выводы по первой главе

Рассматривая концепцию семьи, ее функцию, на основе анализа научной литературы по предмету нашего исследования мы представили семью как культурно-исторический феномен и как социальный институт. Можно сделать вывод, что воспитание ребенка в семье имеет ряд педагогических особенностей, при соблюдении которых можно воспитать достойного гражданина своей страны, развитого и образованного физически, духовно и культурно.

Функции семьи отражают исторический характер отношений между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако некоторые функции устойчивы к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

19 стр., 9328 слов

Влияние семьи на становление личности

... человека. В течение дошкольного периода дети все лучше начинают понимать себя и то, какое место принадлежит им в конкретном социальном окружении. Они узнают, чего от них ждут члены их семьи и ...

а) репродуктивная – в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Целостность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение расы, и любовь как высшее чувство делают отделение друг от друга невозможным. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

б) хозяйственно-экономическая – включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная – (лат. regeneratio – возрождение, возобновление).

Означает наследование государства, фамилии, имущества, социального статуса. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;

г) образовательно-воспитательная – (социализация).

Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

д) сфера первоначального социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;

е) рекреативная – (лат. recreatio — восстановление).

он связан с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

ж) духовного общения – развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная – предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая – позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Семья, как одно из старейших биосоциальных сообществ, в настоящее время претерпевает огромные изменения. Эти изменения носят глобальный универсальный характер и связаны с разрушением традиционных ценностей и форм семейно-брачной жизни. Появляются негативные тенденции в развитии семьи такие как: однополые семьи, неполные семьи, однодетные, автономные семьи и т.д.

Глава II . Экспериментальная работа по выявлению эффективных педагогических условий семейного воспитания

2.1. Экспериментальная работа с семьями

В первой главе мы узнали, какую роль играет семья в современном обществе, ее функции и негативные тенденции. Проанализировав изученный материал, мы выдвинули гипотезу, что современные родители тратят очень мало времени на воспитание ребенка в личных контактах. Современные родители предпочитают заменять личное общение с детьми общением с помощью гаджетов или, по возможности, материально обеспечивать своего ребенка, практически не контактируя с ним лично.

Чтобы моя работа была полезной, интересной и полезной, нам необходимо перенести теоретическую часть в практику. Мы провели экспериментальную работу в форме анкеты для детей и в форме тестов с их родителями для определения степени контакта родителей в общении с детьми. Исследование проводилось в 4 классе «А» на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №36» г. Курска.

62 стр., 30968 слов

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста

... дошкольного учреждения в школу. Изложенные выше соображения и определили выбор темы нашего исследования. Цель исследования - определить основные направления и формы работы по психолого-педагогическому сопровождению развития детей ... эксперимент и т.д.) было охвачено более двухсот детей, учителей и родителей. Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных ...

Исходя из всего вышесказанного, целью практической части работы поставлено определение степени контактности родителей в общении с детьми.

Для достижения поставленной цели практического исследования, необходимо выполнение следующих задач :

  1. Провести исследование с детьми в виде анкетирования;

  2. Провести исследование в виде теста для самоанализа родителей.

Гипотеза : мы предполагаем, что современные родители очень мало времени уделяют воспитанию ребенка посредством личного контакта. Современные родители предпочитают заменять личное общение с детьми общением с помощью гаджетов или, по возможности, материально обеспечивать своего ребенка, практически не контактируя с ним лично.

Практическая работа по определение степени контактности родителей в общении с детьми проводилась с помощью следующих методов:

  1. Методика «Незаконченное предложение» на тему «Свободное время» для детей (вопросы к методике приведены в приложении 1.(сокращенный вариант);

  2. Тест для самоанализа родителей «Достаточно ли Вы контактны с детьми?» (вопросы к методике и интерпретация результатов приведены в приложение 2);

Ход исследования

Исследование с детьми проводилось в апреле 2016 года по методике «Незаконченное предложение» по теме «Свободное время».

В исследовании участвовало 25 детей.

В ходе исследования, нами были получены следующие результаты:

  • Свободное время – это: гулять – 45%; читать – 5%; компьютерные игры – 30%; занятие по интересам – 3%; экскурсии, туристические походы – 8%;

  • В свободное время я люблю: гулять – 40%; компьютерные игры –25%; ходить в гости – 10%; заниматься любимым занятием – 10%;

  • Я мечтаю, что с родителями я: займусь любимым делом – 23%; пойду гулять – 20%; отдохну на море – 30%; почитаю книги – 20%;

  • Любишь ли ты, читать книги: 20% – да; 40% – нет; 32% – иногда;

  • Любишь ли ты, когда тебе читают родители: 40% – да; 45% – нет; 5% – иногда;

Проанализировав и сопоставив результаты анкетирования, мы пришли к выводу: что у детей высокая потребность в общении с родителями, желание участвовать вместе с ними в проведении праздников, экскурсий, походов, спортивных соревнований.

Среди родителей 4 «А» класса проводилось исследование также в апреле 2016 года.

Тест: «Достаточно ли вы контактны с детьми?»

Цель исследования

В исследовании участвовало 25 родителей.

Были получены следующие результаты:

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание? 20%- да; 51%- нет.

  2. Говорят ли с вами дети по душам, просят совета? 16%- да; 40%- нет; 40%- редко.

  3. Интересуются ли они вашей работой? 17% — да; 48%- нет; 20%- редко.

  4. Есть ли у вас общие занятия и увлечения? 15%- да; 60%- нет.

  5. Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников? 20% — да; 50% — нет; 15% — иногда.

  6. Участвуете ли вы вместе с ними в прогулках, в туристических походах?10%- да; 17% — иногда; 65% — нет.

  7. Обсуждают ли вы прочитанные книги? 7%-да; 15%- иногда; 75% нет.

  8. Участвуют ли дети в подготовке к домашним праздникам? 10%- да; 10%- иногда; 80%-нет.

Проанализировав и сопоставив результаты анкетирования, мы пришли к выводу: в связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (телевидение) и индивидуального досуга (компьютерные игры, аудиомузыкальные устройства и т. д.) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми. Родители много времени проводят на работе и у них не остается времени на общение с детьми, на отдых на природе и прогулки в лес, посещение выставок и музеев. Они считают, что достаточно материально обеспечить детей, купить щедрые подарки, вещи. А вот свое свободное время они отдают детям неохотнее всего остального. Некоторые родители хотели бы помочь учителю, но не знают с чего и как начать. Для того чтобы помочь родителям, верно, выстроить педагогические основы семейного воспитания, далее мы приведем педагогические рекомендации родителям по воспитанию ребенка в семье.

    1. Педагогические рекомендации родителям по воспитанию ребенка в семье

Проведя экспериментальную работу в виде анкетирования для детей и в виде теста с их родителями, для определения степени контактности родителей в общении с детьми, мы выяснили, что современные родители много времени проводят на работе и у них не остается времени на общение с детьми. Современные родители очень мало лично контактируют с детьми, считая, что достаточно, материального обеспечения детей, покупая им подарки и вещи. А вот свое свободное время они отдают детям неохотнее всего остального.

Для осуществления помощи родителям, верно, выстроить педагогические основы семейного воспитания, далее мы приведем педагогические рекомендации родителям по воспитанию ребенка в семье.

Воспитание не только наука, но и искусство – это самая трудная и ответственная работа на свете. От того, как эта работа исполняется в семье, зависит, каким ребёнок вырастет, кем станет в будущем, какой будет его собственная семья и как он, будучи уже взрослым, сможет воспитывать своих детей.

Во-первых, чаще лично контактировать с ребенком. Общаясь с малышом, вы должны придерживаться некоторых правил:

  1. Создание благоприятной семейной атмосферы.

  • Помните: от того, как вы разбудите ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

  • Научитесь встречать детей. Задавайте нейтральные вопросы: «Что было интересного? Чем сегодня занимались?»

  • Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

  • Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

  • Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

  1. Поддержание инициативы ребёнка и оказание ему помощи.

  • Необходимо уделять ребёнку столько внимания, сколько он требует. Совершать с ним экскурсии в те места, куда он стремится.

  • Разрешать выполнять ту работу, которую он добровольно вызвался сделать (если надо, помочь ему в этом).

  • Чрезмерно не опекать (особенно матери).

    Много, но ненавязчиво общаться с ребёнком (особенно отцу) и в то же время предоставлять ему возможность иногда оставаться наедине с самим собой (например, во время творческих занятий).

  • Оказывать ребёнку помощь, когда он проявляет слабость или с ним кто-то обращается несправедливо.

  • Подготавливать ребёнка к потенциально трудной ситуации, например, к разлуке (не показывать, что сами сильно огорчены, а говорить о том, что будет после возвращения).

  • Незамедлительно обсуждать «экстремальные» события, произошедшие в семье (например, если кто-то умер из близких людей, надо спокойно сказать об этом ребёнку и объяснить причину случившегося).

  • Если в семье появляется младший брат или сестра, по-прежнему уделять много времени старшему, бывать с ним наедине (прежде всего отцу).

  1. Уважать ребёнка и служить для него примером.

  • Не приказывать, а учить что-либо делать.

  • Вместо запрета предлагать творческое решение проблемы.

  • Давая указание (без него иногда невозможно обойтись), объяснить ребёнку причину, которая побудила это сделать.

  • Не наказывать (не бить) ребёнка, не поощрять его деньгами.

  • Стараться привлекать к принятию семейных решений, например, в выборе покупки для дома, проведении выходного дня, чтобы он внёс свой эмоциональный вклад в принятие решения. Заранее обсуждать с ребёнком прогулку, поход в магазин (например, какую игрушку купить).

  • Не сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Оценивать следует не самого ребёнка, а его поступки. Давать ему возможность самому оценить себя и свой поступок. Апеллировать к лучшим сторонам его личности. Не бояться извиниться перед своим ребёнком, если неправы. Показывать своё уважение к словам ребёнка. Не прерывать его и не говорить за него. Больше слушать, чем говорить (особенно, если он рассказывает о том, что его беспокоит).

    Не пугать страшными событиями и опасными людьми.

  • Быть честным и искренним (правдивым) по отношению к ребёнку. Постоянно подавать пример уверенности и настойчивости, справедливости и самоконтроля. Формировать на собственном примере и путём изучения вместе с ним соответствующей литературы правильные привычки.

  1. Беречь и укреплять психику ребёнка.

  • Быть в курсе настроения ребёнка. Никогда (чтобы ни случилось!) не драматизировать ситуацию. Одинаково спокойно относиться к неудачам и достижениям ребёнка в детском саду.

  • Поощрять открытое выражение ребёнком своих переживаний. Если он проявляет беспокойство, предложить неожиданное развлечение. В ситуациях, которые могут вызвать страх, стараться находиться рядом с ним и готовить его к ним (например, перед посещением больницы рассказать, что должно произойти).

    В случаях стрессов создавать позитивные ситуации, которые способны восстановить его психику.

  • Не ссориться при ребёнке.

  • Не винить его в своём плохом настроении.

  • Не укладывать ребёнка спать насильно (тем более не пугать при этом).

  • Вовлекать в занятия, укрепляющие уверенность в себе, прежде всего, в занятия различного рода физическими упражнениями.

  1. Играть с ребёнком.

  • Изучать склонности ребёнка к игровой деятельности (знать, в какие игры он любит играть, а в какие нет).

  • Чаще играть с ним в подвижные и интеллектуальные игры. При этом акцентировать его внимание на процессе игры, а не на её результате, чтобы проигрыш не расстраивал ребёнка.

  • Предоставлять возможность играть одному и с другими детьми (игры с элементами агрессии и насилия должны быть сведены к минимуму).

  • Вносить элементы игры в повседневную жизнь, побуждая таким образом лучше обслуживать себя: делать уборку комнаты, готовить пищу, стирать и гладить и ухаживать за другими людьми.

  • Приучать «делиться» с другими детьми, прежде всего своими игрушкам.

  • Уважать привязанность ребёнка к старым игрушкам (они служат хорошим средством психосаморегуляции).

    В то же время заинтересовывать его более сложными играми, соответствующими его возрасту и полу.

  • Заниматься с ребёнком различными видами творчества: рисованием, конструированием, сочинительством.

  1. Воспитание трудолюбия у детей в семье

  • Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте ребенка начатую работу доводить до конца.

  • Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи. Не наказывайте ребенка трудом.

Выводы по второй главе

1. Проанализировав и сопоставив результаты анкетирования и тестирования, мы пришли к выводу: что родители в современном обществе должны больше уделять ребенку личного внимания и непосредственных контактов с ним.

2. Приведенные нами выше педагогические рекомендации должны способствовать объединению родителей и детей, общему интересу и пониманию одной цели, общего увлечения. Следуя данным педагогическим рекомендациям родители, смогут сформулировать родительскую адекватность самооценки, желание понять и познать своего ребенка, стремление к самосовершенствованию, к созданию любви и поддержки в отношениях с ребенком.

Заключение

Таким образом, анализирую роль семьи, как фактор развития ребенка, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру, к людям, у ребенка, сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни.

Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна – большую роль играет самовоспитание и тот багаж жизненного опыта, который человек получил в своих прошлых жизнях генетически зафиксированная в родителях. Именно поэтому все люди рождаются уже с присущими им чертами характера, а также роль внесемейного воспитания, который человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения, и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и светлая роль семьи.

Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных (порой достаточно устойчивых) взаимоотношений между ними. И если деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами, насильственное навязывание ему своих взглядов и представлений с жесткой критикой в адрес его собственных также как и политика «невмешательства», игнорирование интересов ребенка, полное отсутствие заинтересованности к его жизни (гипоопека) формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребенку без излишней навязчивости, стремления «залезть в душу» c любовью и готовностью помочь, если об этом попросят, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим человека.

Опытному педагогу достаточно посмотреть на ребенка, пообщаться с ним, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга.

В данной работе мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу и определили теоретические основы семейного воспитания и охарактеризовали функции семьи в современном обществе; смогли рассмотреть негативные тенденции современного общества и семейного воспитания; провели экспериментальную работу семьями, в виде анкетирования для детей и в виде теста с их родителями, для определения степени контактности родителей в общении с детьми.

Проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу о том, что современным детям не хватает личного внимания родителей и на основании полученных данных попытались разработать методические рекомендации по педагогическим основам семейного воспитания.

Таким образом, цель, поставленная в начале исследования, достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologo-pedagogicheskie-osnovyi-semeynogo-vospitaniya/

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2000. – 240 с.

  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – С.257.

  3. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии – 1985. – №2. — С. 186 – 187.

  4. Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеренбург: АРД ЛТД, 1997. – 150с.

  5. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. – М.: Знание, 1976. – 40 с.

  6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.

  7. Корытова Г.С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.: Дис. канд. псих. наук. – Улан-Удэ, 1998. – 166 с.

  8. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. — М.: Медицина, 1985. – 416 с.

  9. Любина Г. Как воспитать ребенка удачника? //Дошкольное воспитание. 1997. №1, С.73.

  10. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. – 486 с.

  11. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т.А.Маркова, М., 1979. – 318 с.

  12. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. – №2. – С. 17.

  13. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общая основа психологии. – 2е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 576 с.

  14. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. – М.: Молодая Гвардия, 1980. – 223 с.

  15. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. – 360 с.

  16. Педагогика: учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики нач. Обучения пед. Ин-тов. / под ред. С.П. Баранова и др. – М.: Просвещение, 1976. – 352 с.

  17. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. – М.: Знание. 1981. – С. 95.

  18. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М.: МГУ, 1988. – 200 с.

  19. Стожарова М.Ю. Гуманизация общения взрослого с ребенком в семье // Дошкольное образование: История, традиции, проблемы и перспективы развития: Материалы юбилейной науч.-практ. конф. М.: МПГУ, 1997. – С. 91 – 93.

  20. Теория личности в западно-европейской и американской психологии./Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 1996. – 480 с.

  21. Филиппова Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход// Психологический журнал.1999.Т.20, №5.

  22. Формирование взаимоотношение дошкольников в детском саду и семье. /Под ред. В.К. Котырло. М.: Педагогика, 1987. – 342 с.

  23. Фрейд А. Эго и механизмы защиты//Теория и практика детского психоанализа. – М., 1999. – Т.1.

  24. Фрейд З. .Основные психологические теории в психоанализе: Сб. статей. – М., 1927. – 217 с.

  25. Фрейд З. Методика и техника психоанализа. – М.; СПб., 1923. – 314 с.

  26. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1989. – 124 с.

  27. Фромм Э. Искусство любить /ред. Д.А. Леонтьев. – 2-е изд. – СПб: 2001. – 224 с.

  28. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993. – 212 с.

  29. Харламов и.Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990. – 576 с.

  30. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 160 с.

  31. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989. – 322 с.

  32. Хорицкая Ю.Г., Щевченко С.М. У одиночества характер крут. – М., 1990. – 238 с.

  33. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. – М., 1993. – С.62.

  34. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях. – М., 1994. – 96 с.

  35. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.

  36. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996. – 344 с.

Приложение 1.

Методика «Незаконченные предложения».

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Свободное время – это____________________________________________

2. В свободное время я люблю________________________________________

3. Я мечтаю, что с родителями я_______________________________________

4.

5.

Приложение 2., Тест для самоанализа родителей

«Достаточно ли Вы контактны с детьми?»

  1. Считаете ли Вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?

  2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным вопросам?

  3. Интересуются ли они вашей работой?

  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

  5. Бывают ли друзья детей у вас дома?

  6. Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?

  7. Проверяете ли Вы, как они делают уроки?

  8. Есть ли у Вас общие с ними увлечения и занятия?

  9. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?

  10. Предпочитают ли дети, чтобы Вы были с ними во время детских праздников?

  11. Обсуждаете ли Вы прочитанные книги?

  12. Бываете ли Вы вместе в театре, на выставках, на концертах?

  13. Обсуждаете ли Вы с детьми телевизионные передачи и фильмы?

  14. Участвуете ли Вы вместе с детьми в прогулках, в туристических походах?

  15. Предпочитаете ли Вы проводить отпуск вместе с детьми?

Обработка результатов теста

«Достаточно ли Вы контактны с детьми?»

Утвердительный ответ оценивается двумя баллами. Ответ, выраженный «отчасти», «иногда», — одним баллом, «никогда» — нулем.

А теперь подсчитайте.

Если Вы набрали 20 баллов, ваши отношения с детьми можно назвать благополучными.

От 10 до 20 баллов – удовлетворительными, но недостаточно многосторонними. Подумайте, в чем они должны быть углублены и дополнены.

Если менее 10 баллов – ваши контакты с детьми явно недостаточны. необходимо решить, как их улучшить.