Игровые методы обучения

I. Актуальность темы.

II. Основы технологии игровых форм обучения.

1. Общие положения понятия игры.

2. Классификация игр.

3. Познавательная функция игры.

4. Концептуальные положения игры.

5. Цели и задачи игры.

6. Особенности отбора содержания учебного материала.

7. Средства обучения.

8. Способы мотивации.

9. Способы организации учебно-познавательной дея-тельности учащегося.

10. Способы управления учебно-познавательной дея-тельностью школьников.

11. Организационные формы.

III. Системы измерения результатов обучения, воспитания и развития.

IV. Условия воспроизведения педагогической технологии, разработанной автором.

Введение., Философское понятие игры.

Лучше всех исследовал этот вопрос голландский ученый Й.Хейзинга. Ниже приводятся выдержки некоторых его выводов.

  • ..Игра старше культуры, потому что культура предполагает присутствие человеческого общества, а животные вовсе не дожидались появления человека, чтобы научить их играть.

Психология и физиология издавна занимаются наблюдением, описанием и объяснением игр животных, детей и взрослых. Каковы же биологические функции игры? Это: выход избыточной жизненной силы; подчинение врожденному инстинкту подражания; потребность в отдыхе и разрядке; тренировка перед серьезным делом; упражнение в самообладании; стремление к главенству; компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной деятельности; удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний.

Ни одно из приведенных выше объяснений не отвечает на вопрос «Но в чем же, в конце концов,« соль »игры?». Почему ребенок кричит от радости? Почему игрок, которого тащат, забывает все об окружающем мире? Почему публичное соревнование приводит в неистовство толпу в тысячу голов? Интенсивность игры невозможно объяснить никаким биологическим анализом. И все же именно в этой интенсивности, в этой способности приводить к безумию и скрывается суть игры, ее изначальное качество. Логический рассудок говорит нам, что Природа могла бы дать своим детям все эти полезные биологические функции разрядки избыточной энергии и пр. в форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, он дал нам Игру, с ее напряжением, с ее радостью, с ее шутками и весельем.

Причины возникновения игры.

В онтогенезе:

А.Н.Леонтьев в работе “Психологические основы дошкольной игры” описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает “противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) — с другой. Ребенок хочет сам водить машину, он хочет сам грести на лодке, но не может выполнить это действие… потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия… Это противоречие… может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре…

14 стр., 6730 слов

Игра как средство обучения и воспитания дошкольников

... воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре ... средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. Игра является деятельностью, ... биологической сущности и значения игры. ... игры в воспитании и обучении дошкольников; ...

Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его условия объекта — другими условиями объекта, а содержание самого действия сохраняется.”

В филогенезе:

На ранних этапах развития общества концепции игры в том смысле, который мы имеем в виду сегодня, не существовало. Дети в то время быстро росли и имели определенную «игровую» деятельность, как и взрослые. Они делали, обучались (подражали) всему, что делают взрослые, хотя у них неважно это получалось. Эта ситуация складывалась из-за простоты мира, науки и общества.

С развитием науки и прогресса возникла потребность в серьезном образовании, появились сложные социальные отношения между людьми, а значит, и проблемы в развитии детей. Теперь, чтобы освоиться в этом мире, он прибегает к концепции роли, с помощью которой можно быть кем угодно, не опасаясь жизни. И при этом ребёнок ещё восполняет пробел в некоторых формах жизнедеятельности: ловкость, меткость и др.

Что даёт игра детям?

Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

Игра дает перерыв в повседневной жизни, с ее утилитаризмом, с ее однообразием, с жесткой определенностью образа жизни. Игра это неординарность.

Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь только правилам игры, человек освобождается от всех классовых, материалистических и других условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.

Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядка сейчас очень ценно в нашем нестабильном и беспорядочном мире.

Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя здесь присутствует элемент неопределенности, существующие противоречия, как правило, разрешаются.

Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Это интенсивно вовлекает человека в целом, активизирует его способности.

Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры настолько велика, а игровой контакт между людьми настолько полон и глубок, что игровые сообщества обнаруживают способность сохраняться даже после завершения игры вне ее структуры.

В игре присутствует элемент неуверенности, который будоражит, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Ей не важно, кто победит, но важно, чтобы победа была получена по всем правилам, и чтобы в борьбе проявились отвага, ум, честность и благородство с максимальной полнотой. Игра дает концепцию самоконтроля и самопожертвования в пользу команды, поскольку только «хорошо сыгранная» команда добьется успеха и совершенства в игре.

4 стр., 1648 слов

Жизнь и педагогическая деятельность В.А. Сластенина

... «Ленининец». Занятие журналистикой и литературным творчеством остались важной частью в дальнейшей деятельности В.А. Сластенина. В 1956 году успешно защитил кандидатскую диссертацию и в том же ... публикаций его педагогических работ в различных педагогических направлений, например: * Школа и жизнь (1951). * Педагог, педагогика и школа (1968). * Становление и развитие высшей школы (1968). * ...

Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Иллюзорный гармоничный мир противопоставляется суровому миру реальности — антиподу. Игра дает романтизм.

Игра обеспечивает физическое совершенствование, так как в своих активных формах включает в себя обучение и применение в игровом фехтовании, умение ориентироваться и передвигаться по пересеченной местности, кроме того, в доспехах и с игровым оружием.

Игра предлагает возможность проявить или улучшить свои творческие способности в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее.

Игра вызывает сильный интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается путем литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других.

Игра дает возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.

Игра обеспечивает развитие смекалки, так как процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комических ситуаций, анекдотов и анекдотов.

Игра дает развитие психологической пластичности. В игре не только соревнования, но и театральное искусство, умение вжиться в образ и довести его до конца.

Игра дает радость общения с единомышленниками.

Игра дает вам возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, играя в них неоднократно и как бы в свое удовольствие в своем воображаемом мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который сейчас так высок среди родителей и передается детям. Развивайте активное отношение к жизни и целеустремленность в реализации поставленной цели.

Поиск новых форм и методов изучения истории в наше время — явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в бесплатной школе, в которую мы идем, каждый не только может, но и должен работать, чтобы использовать все возможности своей личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на Формирование сильной лич­ности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способ­ной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учеников за результаты воспитательной работы. Эти задачи могут быть успешно решены с помощью технологии игровых методов обучения. В.П. Беспалко в своей книге «Составляющие педагогической технологии» определяет педагогическую технологию как систематическое внедрение в практику заранее спланированного образовательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, она имеет такое же значение, как деятельность, работа, служение взрослого. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. Но на самом деле она властно просит игрока дать ей максимум своей энергии, ума, выносливости, независимости.

Формы обучения в игре позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от деятельности воспроизводства через преобразование до основной цели: деятельности творческого исследования. Творческая исследовательская деятельность более эффективна, если ей предшествует репродуктивно-преобразующая деятельность, в ходе которой студенты осваивают методы обучения.

Есть великая формула «дедушки космонавтики» К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это путь формирования творческой стороны интеллекта, исследовательского таланта. И одним из эффективных средств этого является игра. В.П. Беспалко отмечает, что в технологии важную роль играют государственные и государственные заказы. Воспользуемся схемой В.П. Беспалько.

ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ

2. Цели обучения и воспитания

4. Дидактические процессы

I. Учащиеся

5. Учителя или ТСО

Содержание обучения и воспитания

6. Организационные формы

Дидактическая задача

Технология обучения

Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых методов обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений А.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности: работа, игра и обучение. Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической литературы по теории происхождения игры в целом позволяет представить себе круг ее целей для развития и самореализации детей. Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце 19в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, независимо от того, какие внешние или внутренние факторы мотивируют игры, их смысл именно в том, чтобы стать школой жизни для детей. Игра объективно является стихийной начальной школой, кажущийся хаос которой дает ребенку возможность приобщиться к традициям поведения окружающих его людей.

Дети повторяют в играх то, к чему они относятся с полным вниманием, что им доступно для наблюдения и что доступно для их понимания. По этой причине игра, по мнению многих ученых, является разновидностью эволюционной социальной активности, формой усвоения социального опыта, одним из сложных человеческих навыков.

Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин считает, что игра носит социальный характер, немедленного насыщения и проецируется на отражение взрослого мира. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует игру как деятельность, происходящую на определенном этапе, как одну из основных форм развития психических функций и способов познания ребенка взрослого мира.

Психологи и домашние учителя понимали процесс развития как усвоение универсального человеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский: «Нет изначальной независимости личности от общества, как нет последующей социализации».

Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Нововведение заключается в установке игры, которая помогает ребенку верить или не верить всему, что происходит в сюжете игры. Во многих играх «функция реального» присутствует либо в виде условий нарезки, либо в виде предметов — аксессуаров, либо в интриге самой игры. А.М. Леонтьев показал, что ребенок осваивает более широкий круг реальности, непосредственно ему недоступной, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра — это сфера их социального творчества, полигон для их социального и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем. Игра — это способ поиска ребенком себя в коллективах своих товарищей, в целом в обществе, в человечестве, во Вселенной, доступ к социальному опыту, культуре прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, которая является понятно. Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном виде деятельности человек не проявляет такой забывчивости о себе, раскрытия своих психофизиологических и интеллектуальных способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно.

Теория педагогического образования, которая возникла в советской системе образования, активизировала использование игр в обучении дошкольных учреждений, но практически не принесла игры учащимся, подросткам и молодежи. отрадно, что в социальной практике последних лет в науке понятие игры трактуется по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра принята как общая и серьезная научная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно. В России дидактическое значение игры доказывал еще К.Д.Ушинский. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С.Макаренко и В.А.Сухамлинского. В Новосибирске есть лаборатория «Игра», в которую входят главные учителя и психологи города.

Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

1. Игра — это самостоятельный вид развивающей деятельности для детей разного возраста.

2. Детская игра — самая свободная форма их деятельности, в которой создается и изучается окружающий мир, открывается большое пространство для личного творчества, для деятельности по самопознанию и самовыражению.

3. Игра — это первый шаг в деятельности дошкольника, начальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, молодежи, меняющая их цели по мере взросления учеников.

4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

5. Игра — это свобода самораскрытия, саморазвития на основе подсознания, разума и творчества.

6. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Многие исследователи пишут, что модели обучения умственным действиям, основанные на школьном учебном материале, встречаются в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть единственным в воспитательной работе с детьми. Он не формирует способности к обучению, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников.

Игра многофункциональна. Мы сосредоточимся только на роли дидактических, познавательных, дидактических и игровых функций.

Все игры познавательные. «Дидактические игры» — этот термин правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемых в раздел дидактики.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Креативная ролевая игра в обучении — это не просто забавная техника или способ систематизировать познавательный материал. Игра обладает огромным эвристическим и убедительным потенциалом, разделяет то, что кажется одним, и объединяет то, что в обучении и в жизни сопротивляется конфронтации и равновесию. Научное предсказание, угадывающее будущее, можно объяснить «способностью игрового воображения представлять системы целостности, которые с точки зрения науки или здравого смысла не являются системами».

Игры путешествия. Они носят характер географических, исторических, краеведческих «экспедиций» путешественников по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, топографа и т.д. Студенты пишут дневники, пишут письма «с поля», собирают разнообразный познавательный материал. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

В современной психологии разработано такое понимание сущности личности, согласно которому личностью является человек, обладающим определенным творческим потенциалом. Основой творчества, основой созидания нового является воображение.

Воображение может быть творческим и воссоздающим. При чтении учебной и художественной литературы, при изучении исторических описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи воображения то, что отображено в этих книгах и рассказах.

Творческое воображение отличается от воссоздающего тем, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие пути воображения преобладают в ее структуре. Если творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности. Воображение необходимо развивать. Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.

Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр – забота каждого учителя. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать».[1]

Концептуальные положения игровых форм обучения:[2]

1. Целевым ориентиром в обучении является развитие и формирование творческой индивидуальности человека. А самое начальное звено – осознание уникальности своего интеллекта, самого себя.

2. Переориентация сознания школьника с обезличенного общественного на сугубо личное социально важное развитие.

3. Свобода выбора, свобода участия, создание равных возможностей в развитии и саморазвитии.

4. Приоритетная организация учебного процесса и его содержания на общее развитие учащихся, выявление и «взращивание» открытых талантов, формирование предпринимательской деловитости.

Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых методов обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Задачи:

I. Образовательные:

1. Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.

2. Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников.

II. Развивающие:

1. Развивать у учащихся творческое мышление.

2. Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.

III. Воспитательные:

1. Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.

2. Вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям.

3. Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы. Общеизвестно, что образное знание истории является живым и полноценным. Если учащиеся не видят картин общественной жизни, людей-участников и творцов, исторического процесса, то усваивают лишь словесные формулировки, лишенные жизненного содержания, которые быстро забываются. В работе с учащимися помимо текста учебного пособия и учителя есть богатая возможность использовать тексты художественных произведений, исторических художественных произведений. Для учащихся 3-х – 5-х классов хорошим подспорьем для учителя будет рубрика «Страницы истории нашей Родины», где красочным, доступным для понимания учащимися языком авторы воссоздают словесные картины прошлого. Великолепные иллюстрации этих книжек позволяют детям фиксировать не только словесные, но и зрительные образы прошлого. Этой же цели служат исторические учебные картины и альбомы русских и советских художников, живописующих русскую историю.

В дальнейшем такой подход в отборе содержания учебного материала помогает учащимся при работе над канвой ролевой заготовки. Они используют те же источники, что и учитель. Обратная связь – учитель показал, как он собирает информацию, по крупицам, как это позволяет оживить, сделать интересным, эмоционально насыщенным свой урок – учащиеся, в свою очередь, используют те же средства в своей самостоятельной уже работе.

В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразный спектр средств обучения:

a) Работа с учебником.

b) Использование аппарата учебника.

c) Иллюстрации учебного пособия.

d) Исторические карты.

e) Учебные исторические картины.

f) Учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки.

g) Тексты художественных произведений.

h) Творческие работы самих учащихся – рисунки, поделки, лепка, исторические миниатюры.

Как эти средства использует учитель, см. в приложении (стр. 3-6)

Познание невозможно без активности мысли, поэтому наиболее значительны для интереса к познанию являются процессы мышления, но такие, которые дают эмоциональные переживания, не оставляя места холодной рассудочности. Любая учебная деятельность школьника мотивирована. В.П.Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение мотива, как потребность, побуждение, влечение… При этом отмечает, важный показатель – быстрота включения учащихся в учебную работу, степень устойчивости их интереса к ней и настойчивости в решении учебных задач.

Мотив – направленность школьника на отдельные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.[3]

Виды мотивации:

a) Познавательные:

1. Широкие мотивы (овладевание знаниями).

2. Учебно-познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний).

b) Социальные:

1. Широкие мотивы (долг, ответственность понимания социальной значимости учения).

2. Позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение).

3. Мотивы социального сотрудничества (ориентации на разные способы взаимодействия с другим человеком).

В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться. Обратимся к книге группы авторов «Формирование мотивации учения»,[4] где достаточно подробно рассматривается определение, виды мотивации учения по возрастным группам.

Младший школьный возраст.

1. Широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям.

2. Учебно-познавательные мотивы – интерес к способам приобретения знаний.

3. Мотивы самообразования – простая форма – интерес к дополнительным источникам знаний, эпизодическому чтению дополнительных книг.

4. Широкие социальные мотивы – значимость учения, глубокое осознание причин необходимости учиться.

5. Позиционные социальные мотивы – желание ребенка получить, главным образом, одобрение учителя.

Младшие школьники научаются понимать и принимать цели исходящие от учителя, удерживают эти цели в течение длительного времени, выполняют действия по инструкции. Начинают складываться умения соотнесения цели со своими возможностями.

Средний возраст.

1. Мотивы самообразования, активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления.

2. Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуется социальные мотивы учения (нравственные ценности общества).

3. Позиционные мотивы – усиливается мотив поисками контактов и сотрудничества с другим человеком, овладение рациональными способами этого сотрудничества в учебном труде.

4. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной задачи, но и последовательность нескольких целей, причем, не только в учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности.

Старший школьный возраст.

1. Широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям.

2. Учебно-познавательный мотив – интерес к способам добывания знаний совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов анализа на уроке).

3. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения.

Перед учителем стоят задачи:

1. Опираться на достижения предыдущего возраста.

2. мобилизовать потенциальные возможности данного возраста.

3. Очень важно подготовить «почву» для последующего возраста, т.е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.

Игровые формы обучения как никакая другая технология способствует использованию различных способов мотивации:

1. Мотивы общения:

a) Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

b) В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности учащихся. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.

c) Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.

2. Моральные мотивы:

a) В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

3. Познавательные мотивы:

a) Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

b) В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки).

Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.

c) Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.

d) Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

e) Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках истории и усиливает желание изучать предмет.

f) В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает не поиск ответа.

g) В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач.

Управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка. К педагогическим подходам организации детских игр, с нашей точки зрения, необходимо отнести ряд следующих моментов.

Выбор игры. Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний и др. В игре подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.

Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки, или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления и т.п. В предложения игры входит объяснение ее правил, и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании, и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров и т.д.

Оборудование и оснащение игровой площади, ее архитектура. Место игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию, подходить по размеру для количества играющих; быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом иных занятий взрослых и детей и т.п.) Любой микромир игры в квартире, во дворе, в школе требует своего архитектурного и смыслового решения. Под архитектурной игровой площадью мы понимаем такую ее разработку, которая соответствует конструктивным основам детских игр, имеет игровой эстетический план, отвечающий требованию возраста детей, их стремлению к яркому, необъятному, героическому, романтическому, сказочному.

Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Игровым обычно называют коллектив детей, созданный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки и т.п.

Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре – дело трудное. И щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, воспитатель использует следующие приемы:

1) Назначение на роль непосредственно взрослым.

2) Назначение на роль через старшего (капитана, водящего).

3) Выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий).

4) Добровольное принятие роли ребенком, по его желанию.

5) Очередность выполнения роли в игре и т.д.

При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми.

В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие, роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях. Например, наши – белые, красные – фашисты и т.д.

Развитие игровой ситуации. Под таковым развитием мы понимаем изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

Основные принципы организации игры:

1. Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.

2. Принципы развития игровой динамики.

3. Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей).

4. Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.

5. Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам, от возрастных игр – к безвозрастным, «вечным».

Безусловно, одно – воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов, воспитателей, родителей.

При соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен. На первых порах, т.е. в младший школьный возраст, игровые действия ребят носят развернутый характер и требуют материальной опоры (игрушки, игровые предметы).

В дальнейшем, к периоду повзросления, сокращается и обобщается, идет их вербализация. В последствии они могут совершаться частично, или полностью в умственном плане и плане воображения. В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие, сюжетно-ролевые игры).

Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать.

Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:

1. Использование игровых элементов на уроке.

2. Урок – игра.

I. Игровые элементы.

Цель: ввести в урок творческие задания игрового характера.

Формы деятельности

Решаемые задачи

1. Организация экспедиций

— в пещеру древнего человека

— на Олимп

— в

— в древнегреческий театр

— в хижину средневекового крестья-нина

— на пир феодала

— путешествие на ярмарку в Шампань

2. Урок-игра (сюжетно-ролевые игры)

— крестики-нолики

— пресс-конференция:

a) с участниками крестовых походов

b) с участниками великих геогра-фических открытий

c) с жителями средневекового города

— заседание городского совета средневекового города

— конкурс рисованных фильмов

— урок-игра в форме суда (над историческими деятелями)

1. Эмоциональный настрой на получение знаний.

2. Умение

3. Создание образного представления о посещаемом месте.

4. Получение конкретных знаний через личное ощущение.

Цель: через разнообразие игровых ролей, игровых положений дать возможность выхода самоактуализации, возможности самоконтроля, самоорганизации, самооценки учащихся.

Задачи: 1.Умение работать со словарем.

2. Умение ориентироваться в исторических знаниях, с целью подобрать нужный исторический факт, иллюстрирующий определенный исторический момент или факт.

3. Умение и навык работы в библиотеке:

a) Составление библиографии конкретного вопроса.

b) Библиографическое описание книги, журнала, статьи.

c) Правильное составление заявки на литературу, работа с каталогами.

d) Работа с различными источниками исторических знаний: учебной литературой, документами, художественной и политической литературой.

e) Отбор нужной информации.

4. Умение защищать и отстаивать (аргументировано) свою позицию, точку зрения.

5. Участвовать в дискуссии, вести диалог по-деловому и в конкретной форме.

6. Формировать артистические способности учащихся, их умение заинтересовать слушателей той или иной проблемой, которую они излагают.

7. Умение грамотно, лаконично и ясно задать вопрос.

Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:

1. Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

2. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

3. Обязательна констатация результата игры.

4. Компетентное жюри.

5. Обязательны игровые моменты не обучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т.д.) для переключения внимания и снятия напряжения.

Главное – уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

I. Диагностика выявляет отношение к предмету. Учащимся были предложены анкеты с целью выявления отношения к истории. Вопрос: какие предметы тебе нравятся изучать, а какие не нравится? Положительный ответ в отношении истории дали 86% учащихся. Анкеты позволяют сделать вывод о наличии комфортной ситуации на уроках истории и об интересе к этому предмету для большинства учащихся. Вторая анкета была направлена на выявление предпочтительных форм работы. Вопрос: какие формы работы на уроке тебе нравятся? Результаты показывают, что игра является любимой формой работы учащихся на уроке.

По графику видно, что среди различных видов методов обучения в процентном отношении лидирует – часто играем(53%), отсюда, соответственно, среди форм работы приоритет игре (96%).

Показательно и то, что детям нравится отвечать на вопросы учителя, следовательно, у них сформирован, по крайней мере, частично-поисковый уровень познавательной деятельности.

II. Диагностика результатов обучения показала, что на параллели классов, где регулярно проводятся уроки с игрой, выше успеваемость учащихся. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения основных понятий. Результаты показали, что дети значительно лучше усваивали те темы, в которых использовались игры.

Показатели по темам, изученным традиционным путем, оказались значительно ниже:

— Учащиеся составляют кроссворды, и мы их разгадываем на уроках, либо проводим конкурсы любителей кроссвордов по темам.

— Учащиеся пишут интересные сочинения, в которых используются приобретенные знания, делают рисунки к своим ответам.

— Овладевают умением создавать тексты в публицистическом стиле на общественно-политические, морально-этические темы.

— Умеют слушать и слышать, умеют отстаивать свои взгляды, убеждения.

— Происходит расширение кругозора, интеллектуальное взаимообогащение, развитие эстетического вкуса.

— Творчески подходят к решению той или иной проблемы.

III. Диагностика результатов развития учащихся:

a) В процессе игровой деятельности учащиеся имели возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках.

— Ребята стали четче формулировать вопросы для выяснения существенных признаков предмета, или явления.

— Научились объяснять свою точку зрения, пытаются отстаивать ее.

— Умение вести диалог.

— Умение слушать оппонента.

— Давать рецензию на ответ.

— Творческие работы учащихся.

b) В процессе подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр учащихся:

— Развивают умение фантазировать, слышать других, контактировать с ними.

— Научаются подключать весь свой жизненный опыт.

— Синтезируют умения и навыки в едином акте действия.

— Научаются постигать особенности данного периода (отечественной) истории.

«Человек – наивысшая ценность жизни»

Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям-предметникам.

У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Есть игры литературные, лингвистические, математические. Есть игры по истории, зоологии, физике, химии, ботанике, географии. Есть игры, включающие познавательные элементы нескольких учебных предметов (межпредметные связи).

Как правило, они требуют от школьников умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, о главное – знать сам предмет.

Технология универсальна. Любая из рассмотренных организационных форм легко воспроизводима. Например, огромная популярность рожденных на телевидении интеллектуальных игр типа: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Брэйн-ринг», «Колесо истории», «Счастливый случай» может быть перенесена в учебный класс. Эта форма, которую учитель-предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, интеллектуального творческого развития. Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов.

При работе в данном направлении можно использовать принципиальную схему функциональной системы игры В.П.Беспалько[5]

КЗ ЭКЗ ТЗ БУК ИК ПНК ОПИ + ТР

КЗ – конкретные знания

ЭКЗ – элементы конкретного знания

ТЗ – таблица знаний

ОПИ – основные правила игры

БУК – блок учебных карт

ИК – игровая конструкция

ПНК – полученный набор карт

ТР – таблица результатов

– обратная связь

Эта схема позволяет любому учителю-предметнику составить учебную игру на любую из перечисленных форм. Автор использует данную схему для работы со старшеклассниками. Было дано задание – составить свои игровые задания. Опыт показал, что учащиеся справляются с данной задачей.[6] Любой учитель может с помощью своих помошников-учеников получить хороший комплект игрового материала по предмету, который всегда можно использовать как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

При подведении итогов игры можно использовать таблицу результатов игры, приведенную Беспалько В.П. в своей книге.

Этапы

Подготовительный

Основной

Дополнительный

Сумма

циклы

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

Игроки

Команды

А

В

С

С ее помощью определяется победитель-ученик, или команда-победитель.

Что касается сюжетных, ролевых игр, то, используя способы и принципы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и правила подготовки таких уроков, описанные ранее, учитель способен воспроизвести и их.

Тем более что творческие сюжетно-ролевые игры не просто копия сделанной работы одного учителя другим, они являются проявлением свободной деятельности любого учителя, школьников, их свободной фантазией.

Литература.

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/igrovyie-metodyi-obucheniya-v-pedagogike/

1. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г.

2. Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М.Просвещение, 1990г.

3. Оконь В. «Введение в общую дидактику» Пер. С.Кольского. – М.Высшая школа, 1990г.

4. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение, 1992г.

5. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» — М.Просвещение, 1991г.

6. Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание» 1966г. №3

7. Завгородняя О.Д. «Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки» М. – 1987г.

8. В.П. Дроздовский, В.И.Спадарщ., Н.И.Данильченко «Преодолеть пропасть», М – Просвещение, 1989г.

9. Каплан С.Д. «Я делаю уроки». Минск, 1998г.

10. Бабанский «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г.

11. Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 1986г.

12. Лукин А.И. «Аудитория. Музей. Театр». Новосибирск, 1992г.


[1] С.А.Шмалов «Игры учащихся – феномен культуры». М.Новая школа,1994г.,

[2] П.И.Пидкасистый, Хайдаров «Технология игры в обучении и развитии». М.Педагогика, 1989г., стр. 8-10.

[3] Маркова А.К. и другие «Формирование мотивации учения». М.Просвещение 1990г., стр. 9

[4] Маркова А.К. и другие «Формирование мотивации учения». М.Просвещение 1990г., стр. 13

[5] В.П.Беспалько «Слагаемые педагогической технологии» М.Педагогика 1989г.,

[6] Составлены игры: Исторические викторины, Казино времен, Лото истории, Акулы истории и т.д.