Детерминизм
а.
3.Механизм процессов причинения. Полная причина.
Непричинные виды детерминации.
4.Объективный закон; типы законов.
5.Необходимость и случайность.
6.Возможность и действительность. Вероятность.
7.Свобода и необходимость. Свобода и ответственность.
Общетеоретический принцип детерминизма вместе с принципом субстанциального единства мира и принципом развития является основополагающим принципом философского учения о бытии. Принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, беспорядочный характер. Другими словами, на вопрос, является ли мир в своем существовании и развитии упорядоченным Космосом или неупорядоченным хаосом.
Первоначально значение слова «решимость» было связано с его буквальным значением и носило антропоморфный характер. Термин «определение» происходит от латинского «определять», что означает «определять», «отделять», «разграничивать», и в этом смысле он обозначал операцию определения объекта посредством идентификации и фиксации его характеристик, которые отделить объект от другого. Позже детерминацию в философии стали понимать в объективном смысле, как формирование, формирование объективных характеристик объекта под воздействием объективных факторов. именно это объективное значение термина «детерминация» характеризует существование в мире объективных обусловливающих отношений, которые имеет в виду современная философия, утверждая детерминизм всех объективных явлений.
Детерминизм
Существование универсальной универсальной взаимосвязи всех явлений является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи *.
Однако содержание принципа детерминизма не исчерпывается этим. Философский детерминизм предполагает также определенную концепцию природы и структуры отношений детерминации, находящую свое выражение в учении о причинности, необходимости (в ее соотношении со случайностью), закономерности, многообразии типов и видов отношений детерминации, существующих в мире, и в решении ряда других проблем.
Универсальные связи бытия
... которых универсальные связи бытия осмысливаются в их сложной, гибкой, противоречивой динамике, образуют группу категорий диалектики. Их взаимосвязи выражают ... современной картины мира. Являясь результатом отражения объективного мира в процессе его практического преобразования, ... его существования. Качество, количество, причина и следствие, и другие категории- все это также характеристика бытия. ...
В более развернутом виде общетеоретический принцип детерминизма может быть представлен в совокупности следующих тезисов:
1. Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов,
посредством которых каждая конкретная вещь приобретает и сохраняет свои
характерные признаки и которая объясняет изменение явлений.
2. В основе всего многообразия отношений детерминации лежит генетическая,
причинная производительность.
принцип причинности
Тезис о многообразии типов детерминации
отношений детерминации. Это означает, что принцип детерминизма не сводит все
отношения детерминации к причинной детерминации, но постулирует
существование многообразия типов отношения детерминации, непосредственно не
сводимых к причинности. В то же время причинная детерминация оказывается
основанием для существования всех других типов детерминации.
Тезис о закономерности или регулярности отношений обусловливания:
Альтернативной детерминизму позицией является индетерминизм .
Существуют различные формы индетерминизма, но все они связаны либо с отрицанием принципа причинности, либо с отрицанием объективной природы отношения детерминизма.
В современной западной философии очень распространено учение, приверженцы которого отвергают принцип причинности, но принимают принцип регулярности. Иногда эту доктрину обозначаю термином «номологический детерминизм» (от греч. «nomos» — закон).
В полном объеме сущность диалектической концепции детерминизма раскрывается с опорой на ряд философских категорий, к которым относятся прежде всего такие, как «причина» и «следствие», «закон» и «закономерность», «сущность» и «явление», «необходимость» и «случайность», «свобода», «возможность», «действительность» и др.
2. Причина и следствие. Цепи причинения.
В самом общем виде отношение причинения можно определить как такую генетическую связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных, условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием.
что причина есть взаимодействие
1) ведущее к изменениям состояний и свойств в уже существовавших объектах; пример — воздействие вирусов на органы и ткани организма, имеющие следствием заболевание человека и биохимические изменения самих вирусов:
2) порождающие новые объекты, которых не было до начала действования причины; пример — взаимодействие электрона и позитрона, порождающие два фотона:
Причина при таком ракурсе, т. е, в плане взаимосвязей, определяется как взаимодействие тел или элементов, вызывающее соответствующие изменения во взаимодействующих телах, элементах, сторонах или порождающее новое явление. Причина есть взаимодействие, следствие — результат взаимодействия.
производства или порождения
Субстанциальный характер причинной связи получил убедительное обоснование в теории относительности. Из этой теории следует, что причинно могут быть связаны только такие события, которые, в принципе, связаны с реальным физическим сигналом, процессом, который распространяется с конечной скоростью. Если мы исключаем физическое воздействие одного события на другое, мы также исключаем возможность причинной связи между ними.
Генетическая родственная связь определяет существование еще одного признака причинной связи: причинная связь характеризуется однонаправленностью или временной асимметрией. Это означает, что образование причины всегда предшествует появлению следствия, но не наоборот. Причинно-следственный процесс имеет определенное направление во времени от того, что есть, к тому, что возникает, появляется.
необходимость
пространственная и временная непрерывность,
В мире нет явлений и событий, не имеющих основания для своего возникновения и существования. Существование беспричинных событий противоречило бы принципу материального единства мира, принципу развития и принципу всеобщей взаимосвязи всех явлений. Существование беспричинного события фактически означало бы его независимость от остального материального мира. С естественнонаучной точки зрения существование беспричинных событий противоречит закону сохранения материи и энергии, поскольку демонстрирует возникновение чего-то из ничего.
«Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто».
принципом причинности
Имеются следующие виды цепей причинения :
1) Однолинейные цепи причинения . В них одно и то же явление выступает и причиной, и следствием, причиной в одном отношении и следствием в другом:
Для них характерна пространственно-временная смежность, которая только что отмечалась, и транзитивность (если в алгебре a=b, ab=c, то а=с; здесь же В, будучи причиной С, а С — причиной D, оказывается тоже причиной D, хотя и не непосредственной, но опосредованной {причиной D).
Однорядные причинные цепи сопровождаются реактивными причинными цепями.
Свойство эффекта влиять и его причина оказывается предпосылкой для образования новых причинно-следственных связей.
2) Цепи причинения двулинейные с обратной связью. Пример — работа холодильника. Когда температура внутри холодильника увеличивается, срабатывает термостат, включающий холодильный агрегат, который доводит температуру до желаемого значения.
Определение: Материальные системы, в причинных цепочках которых передача материи, энергии и информации от следствия к причине важна для функционирования системы в целом, называются системами обратной связи.
3) Разветвляющиеся цепи причинения.
Разветвленные причинно-следственные связи, помимо отмеченного типа, также включают многозначные и многозначные причинно-следственные связи.
Совокупность одно-, двухстрочных и разветвленных причинно-следственных цепей может привести к возникновению причинно-следственной сети.
Причинная сеть — это такое отношение между объективно существующими
явлениями, в котором каждое из них многократно (но в разных отношениях) выступает и причиной, и следствием.
Причинная сеть может образовывать замкнутый в себе причинный комплекс (тело, вещь, систему и пр.), способный в свою очередь на новом уровне отношений выступать как причина.
Итак, основой каузальной детерминации является элементарная причинно-следственная связь; причинные связи образуют причинные
цепи; цепи причинения могут формировать причинные сети; причинные сети могут образовывать причинные комплексы, которые, в свою очередь, могут выступать в качестве одной причины на новом структурном уровне организации материи. Существует бесконечная иерархия причинных отношений.
Механизм процессов причинения. Полная причина. Не причинные виды детерминации.
Отношение причинения имеет динамический характер. «Поступившие» от причины вещество, энергия и информация и порождают следствие.
Во время этой передачи реализуются два закона: закон сохранения массы и энергии и закон превращения одних форм энергии в другие. Количество вещества и энергии, необходимое для возникновения эффекта, точно соответствует количеству вещества и энергии, «потерянных» причиной. В то же время вещество и энергия, переносимые по цепи причинности, претерпевают качественную трансформацию, которая позволяет объяснить в процессах причинности возникновение новой, различие между произведенным следствием и производящей причиной.
Наряду с переносом материи и энергии по цепочкам причинности может происходить и структурный перенос, в результате чего в результирующем следствии отображается структура причины, обособленность определенных элементов и способы их связи.
Здесь проявляется такое атрибутивное свойства материи, как отражение, под которым понимается способность одних тел в результате взаимодействия с другими телами воспроизводить в своей природе особенности последних.
Анализ механизма причинности играет фундаментальную роль в обосновании познаваемости мира, в демонстрации адекватности познавательного образа объекту.
В последние несколько десятилетий в философию вошло понятие «информативная причинность». В сложных системах информация может не только передаваться по причинно-следственным цепочкам, но также храниться, преобразовываться и использоваться в целях контроля.
Одна и та же информация может передаваться по причинным цепочкам с разными основами субстрата. Это позволяет анализировать существующие в системах информационные связи, абстрагируясь от их материально-энергетической основы, что позволяет некоторым авторам говорить об информационной причинности как об особой форме причинно-следственных связей.
Представители «кондиционализма» (от лат. «conciitio» — условия) абсолютизируют роль условий а возникновении явлений.
Правильно сфокусировавшись на важной роли условий в процессе создания эффекта, кондиционалисты эффективно растворили причину в условиях, тем самым лишив концепцию причинности познавательной значимости. Соотношения причины и условий могут трактоваться различным образом.
Основная проблема — это определение критериев различения причин и условий. Большинство авторов различают причину и условия в зависимости от характера действия составляющих их факторов. Факторы, составляющие причину возникновения следствия, имеют активный характер действия. Изменение причины вызывает значительные изменения в характере последствий.
Условия — это «набор различных факторов, от наличия которых зависит возникновение, существование и исчезновение вещей, но они не производят Koropbix сами по себе». Изменение условий может предотвратить причину соответствующего эффекта, но не может существенно изменить характер этого эффекта.
Другими словами, это означает, что условия влияют на следствие не прямо, а косвенно, через причину.
Граница, отделяющая причину от условий, весьма относительна. Сама зависимость возникновения явления от состояния объективна. Это означает, что детерминацию по условиям можно рассматривать как вид независимой детерминации вместе с причинно-следственной связью.
Каждое явление в процессе своего возникновения и изменения является точкой пересечения различных типов детерминации. Поэтому причина не действует в чистом виде.
Попытка выявить причины и условия приводит не только к субъективистской линии в понимании причинности, но и делает необъяснимой практическую деятельность человека по преобразованию окружающего мира. Реализуя свою цель в практической деятельности, человек, опираясь на знание причин окружающих его явлений, пытается добиться желаемых последствий.
Полная причина — это совокупность всех обстоятельств, факторов, при которых этот эффект возникает с необходимостью. Состав полной причины: специфицирующая причина, кондициональные причины, реализаторная (пусковая) причина. Специфицирующая причина — это такой генетический фактор, который вызывает и определяет качественное своеобразие, специфичность (или главное в «поведении») того или иного следствия. Кондициональные причины (или «условия») — это внешние и внутренние факторы, способствующие приведению специфицирующей причины в активное состояние, превращающие возможность явления в реальную действительность.
Реализаторная причина
целевая, телеономная детерминация.
В философии формулируется следующее положение: целесообразность имеет место там, где обратное воздействие следствия на причину приобретает вид отрицательной обратной связи; в этом случае информация о разнице между требующимся конечным состоянием и фактически достигнутым, передаваемая по каналу обратной связи, превращается в причину, заставляющую регулируемую часть системы двигаться так, чтобы она все более приближалась к заданному состоянию.
В обществе цель является отправной точкой человеческой деятельности, и эта цель становится одной из причин создания определенных продуктов деятельности: материальных и духовных. Сама эта цель имеет своей предпосылкой материальный мир и его законы.
В современную философскую литературу вошло новое понятие — «телеономия». Это означает естественную связь процессов, определяемых исходной программой, и поведения систем с правильно организованной обратной связью. Он обозначает решимость, которая имеет место в живой природе в форме органической возможности, и определение целевой характеристики человека.
Помимо рассмотренных видов детерминации существуют другие;
- но все они так или иначе в своем основании имеют причинную детерминацию.
4. Объективный закон;
Принцип регулярности утверждает регулярный, упорядоченный характер отношений решимости. Естественная природа действительности означает подчинение всех явлений в их происхождении и существовании объективным законам. Одни явления детерминируют другие в соответствии с законами.
3акон определяется прежде всего как связь (или отношение),
Характерный и признак закона — повторяемость. Тот факт, что закон есть
связь всеобщая, присущая неограниченно большому классу явлений, указывает и на то, что она в этом классе явлений постоянно повторяется в пространственно-временном отношении.
Понятие «закон природы» тесно связано с понятием «условие». Необходимость действия любого закона природы всегда проявляется при наличии определенных условий.
Знание закона может служить основой для целенаправленной практической деятельности людей. именно во взаимозависимости условий и закона люди могут использовать объективные законы природы и общества в своих целях. Эта связь закона и условий его действия находит свое непосредственное отражение и в логической (или языковой) форме утверждений о законах природы: положения, в которых формулируются законы, имеют вид условных предложений,
Закон природы — это связь, характеризующаяся основными чертами существенного отношения: универсальность, необходимость, повторяемость, стабильность.
В приведенном выше определении признак существенности закона не классифицируется в месте с признаками необходимости и универсальности. Признак существенности, в конечном счете, обусловливает и наличие всех других признаков закономерной связи, субординирует их. соотнести понятия «необходимость», «универсальность», «повторяемость» с понятием права можно не напрямую, а только через категорию сущности.
Признание разнообразия типов объективной обусловленности, типов детерминации позволяет нам говорить о разнообразии типов регулярных отношений или о разнообразии типов и типов законов, изучаемых наукой.?
Прежде всего законы классифицируются по формам движения материи.
Еще одно важное подразделение законов — их подразделение на законы существования и функционирования объектов и законы развития. Первый тип законов характеризует объекты, процессы, явления с точки зрения их устойчивости, как они уже стали, и относительно устойчивых образований. Второй тип раскрывает предметы с точки зрения их развития; в них фиксируется связь между различными стадиями развития предметов.
Связь между законами существования и функционирования и законами развития отражается в принципе историзма, в единстве исторического и логического, в единстве структурных, функциональных и генетических методов исследования.
Основанием для классификации законов также может служить структура детерминационных отношений. Исходя из этого, в современной науке законы принято делить на динамические и вероятностно-статистические. Динамический закон — это закон, который регулирует поведение отдельного объекта и позволяет установить уникальную связь между его состояниями.
Вероятностно -статистический закон — это закон, управляющий поведением больших совокупностей и в отношении индивидуального объекта позволяющий делать лишь вероятностные (неоднозначные) заключения о его поведении. Обращаем внимание: он характеризует поведение не отдельного элемента в этом коллективе, а поведение коллектива в целом.
законы можно подразделить на причинные и непричинные.
деление законов по степени их общности.
Конкретные законы или частные случаи регулируют поведение качественно ограниченной сферы объектов. Общие законы характеризуют поведение объектов, относящихся к довольно большой дисциплинарной области. Принято делить мир на три большие сферы: природу, общество и мышление. Общие законы распространяют свое действие на одну из них.
Всеобщие законы — это такие законы, которые действуют во всех трех сферах действительности и изучаются философией.
5. Необходимость и случайность
В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности.
Необходимость — это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе.
Случайность же — то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому.
Важным вопросом философского детерминизма является вопрос об объективном познавательном статусе категории случайности/ Суть проблемы заключается в следующем.
В истории философии предлагались два выхода из этой ситуации:
или случайность выводилась за рамки действия принципа детерминизма и постулировалось объективное существование абсолютной случайности как ни чем не детерминированного события, явления, процесса, или случайность объявлялась лишь продуктом нашего незнания причин того или иного явления. Первое решение вело к отрицанию принципа детерминизма, второе — к лишению категории случайности объективного познавательного значения.
Если необходимости приписывается абсолютный, ни от чего не зависимый характер, то случайности действительно но остается места в науке. Необходимость такого рода приобретает характер рока, судьбы, предопределенной миру раз и навсегда свыше. Как было показана ранее, и необходимость причинного обусловливания, и необходимость закона зависят от наличия определенных условий. Необходимость всегда опосредуется определенным кругом условий, наличие или отсутствие которых но всегда определяется необходимостью. Эта предпосылка лежит в основе познания наукой необходимости и целенаправленной деятельности людей по преобразованию окружающего мире. Необходимость относительна. Говоря о необходимости того или иного предмета, процесса, явления, мы всегда неявно или явно определяем и совокупность тех условий, по отношению к которым явления являются необходимыми. Приписывая относительный характер необходимости, мы одновременно должны приписывать относительный характер и случайности. Одно и то же явление может выступать и как необходимое, и как случайное, но по отношению к разным условиям.
Обращение к понятию условия является одним из путей обоснования объективного существования случайности. Другой путь обоснования объективного существования случайности был предложен Г. В. Плехановым. Он отмечал, что случайность возникает как результат пересечения двух независимых причинных, закономерно обусловленных цепей или линий существования различных объектов. Необходимой является и последовательность событий, обусловленных внутренними закономерностями данного предмета. Такая последовательность образует линию его существования. Пересечение внутренне необходимых линий существования двух или более различных объектов в одной точке порождает.
Случайными в науке считаются также события, которые возникают при вариации условий.
Соответственно к необходимым относятся такие события, которые вытекают из существенных связей и которые осуществляются в стабильных условиях
Любое случайное событие причинно обусловлено и по отношению к определенной группе детерминирующих факторов является закономерным.
Традиция анализа взаимосвязи, существующей между случайностью и необходимостью, была заложена Гегелем. Можно выделить несколько моментов, характеризующих взаимосвязь необходимости и случайности.
Первый момент связан с пониманием категорий необходимости и случайности как парных категорий, между которыми имеет место отношение диалектического противоречия: они предполагают друг друга, не существуют друг без друга и вместе с тем отрицают друг друга. Ни случайности, ни необходимости не бывает в чистом виде,
Второй важный момент связан с характеристикой случайности как формы необходимости. Необходимость всегда накладывает себе дорогу через массу случайностей.
Третий момент в диалектике необходимости и случайности связан с пониманием случайности как дополнения необходимости. Наше познание в основном нацелено на раскрытие существенных и необходимых связей предмета, определяющих его существование. Познание сущности и закона одновременно является и познанием общего, того, что характеризует целый класс однородных явлений
Еще одна черта, характеризующая диалектику необходимости и случайности, связана с процессом их превращения друг в друга в ходе развития и эволюции материальных систем.
Вообще говоря, диалектическая взаимосвязь между необходимостью и случайностью коренится в самом процессе развития материальных систем и связана с диалектикой превращения возможности в действительность в ходе этого процесса. Каждый реально осуществившийся этап процесса развития той или иной материальной системы порождает целый спектр возможностей ее дальнейшего развития. Потенциально реализация любой из этих возможностей в будущем является случайным событием. Но фактически реализуется только та возможность, для осуществления которой имеются в наличии необходимые условия. По отношению к этим конкретным условиям осуществляющаяся возможность оказывается необходимой, хотя первоначально она была только случайной. Превращение одной из возможностей в действительность порождает новый спектр возможных путей дальнейшего развития и так до бесконечности. В таком представлении процесса развития одновременно происходит и превращение случайности в необходимость, и проявление необходимости сквозь массу случайностей.
6. Возможность и действительность. Вероятность.
В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью. На последний момент в характеристике
категории действительности обращал особое внимание Гегель, отмечая, что «действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего» . В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях; действительность отдельного конкретного материального объекта — это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности.
Возможность — это такое состояние (или такая ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление.
Под возможностью понимается также то, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличным бытием.
Если действительность есть актуальное бытие, то возможность — потенциальное бытие, это будущее, содержащееся в настоящем. В категории возможности отражаются предпосылки возникновения новой действительности, которые уже имеются в наличном бытии. Антонимом понятия возможности является понятие невозможного, т.е. таких событий и явлений, возникновение которых исключается закономерностями, присущими действительности.
Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности проявляется в ряде отношений. Прежде всего они предполагают друг друга. . Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей. В категориях возможности и действительности мир характеризуется прежде всего с точки зрения его становления, изменения, развития.
Эти две категории, с одной стороны, выступают как категории диалектической концепции развития, с другой — как категории детерминизма. Весь процесс развития в самом общем виде может быть охарактеризован как процесс зарождения и действительного определения спектра возможностей, дальнейшего сужения этого спектра до одной реальной возможности и дальнейшего ее превращения в новую действительность. Диалектика возможности и действительности придает связность процессу развития, ведет к пониманию развития прежде всего как саморазвития: действительность через порождение возможностей и их последующую реализацию как бы разворачивает процесс своего становления во времени.
Вместе с тем в категориях возможности и действительности раскрывается сущность объективного процесса обусловливания, в них выражается закономерный характер процесса становления, конкретизируется диалектика взаимосвязи сущности (закона) и явления, необходимости и случайности, причины и следствия.
Связь категорий возможности и действительности с категориями детерминизма проявляется в раде отношений.
Прежде всего, само определение понятия возможности содержит явное обращение к понятию закона, закономерности, регулярной обусловленности: возможно то, что не противоречит законам функционирования и развития объекта, что предполагается действующими законами. Отрицание регулярной обусловленности процесса развития и становления делает бессмысленным само понятие возможности.
Имеются разные виды возможностей (существенная и несущественная, обратимая и необратимая, формальная и реальная и др.).
Обратимой возможностью, Необратимой, . Реальные, Абстрактные возможности, Конкретная возможность
Для превращения возможности в действительность необходимо действие объективных законов, которые задают спектр возможных тенденций развития предмета, и формирование определенных условий для реализации одной из возможностей.
разработано понятие вероятности
Вероятность — это количественная мера возможности. Вероятность характеризует те пределы, в которых существует возможность; она определяет степень близости возможности к осуществлению, к действительности. Вероятность указывает на величину основания возможности в реальной действительности.
Для определения степени близости возможности к действительности используется шкала вероятности от 0 до 1 (или, в процентах — до 100%).
Вероятность есть степень необходимого в возможном
Известный афоризм гласит: «Политика есть искусство возможного». Секрет этого «искусства» и заключается в умении путем целенаправленной деятельности создать такие условия, в которых нежелательные возможности теряли бы свой реальный характер и не могли превращаться в действительность, а желательные возможности приобретали бы реальный характер и превращались в действительность.
7. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность.
Упрощенчески- материалистическое понимание свободы воли человека, связывающее его только с необходимостью, даже познанной, фактически лишает человека этой свободы. Французский философ П.Гольбах отмечал: «во всех своих поступках человек подчиняется необходимости… его свобода воли есть химера» .
По Бюхнеру свобода — это свобода человека со связанными руками, свобода птицы в клетке. Действительно, если все однозначно необходимо, если нет случайностей, возможностей, если человек действует как автомат, то не останется места для свободы. Даже если человек познает необходимость чего-либо, то это познание тоже не меняет положения. Преступник, находящийся в тюрьме и «познавший» эту необходимость, нс становится от этого свободным.
Имеется и другая трактовка свободы, противоположная первой. Свобода, считают, это «возможность поступать так, как хочется. Свобода — это свобода воли. Воля — по своей сущности всегда свободная воля» . Екатерина Великая говорила: «свобода — это когда никто не может меня заставить делать то, чего я не хочу». В ее устах это звучит привлекательно, она уловила противоположность свободы не столько необходимости (с ней-то справиться легче!), сколько принуждению.
Но как быть с абсолютной свободой, провозглашаемой некоторыми теоретиками-философами? Наличие такой свободы сомнительно.
Представим, что индивид достиг максимальной или абсолютной свободы в мире. Став таким свободным, человек начнет понимать, что его свобода обернулась беспредельным одиночеством. «Бегство от свободы» — так называется книга американского философа Э. Фромма. Название хорошо передает настроение такого человека: «а зачем мне такая свобода?» Устранив все формы зависимости, индивид в конце концов остается наедине со своей индивидуальной «самостью». Исчезает природа, общество… Исчезают многочисленные узы, которые хотя и ограничивали свободу человека, но зато делали его близким определенному кругу людей, связывали его с определенными вещами. «Человек свободен» — «это значит, он одинок». В «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевский словами Великого инквизитора подчеркнул важную мысль: «ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы», а потому «нет заботы беспредельнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться» .
Одной из наиболее разработанных концепций свободы является экзистенциальная концепция Н.А. Бердяева (см. его работы: «Философия свободы», «Философия свободного духа», «Дух и реальность», «О рабстве и свободе человека», «Царство духа и царство кесаря» и др.).
Он считает, что связь свободы с природной или социальной необходимостью лишает подлинную свободу всякого смысла. Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свобода безосновна. Свобода не есть только выбор возможности (такой выбор тоже принудителен), свобода есть творчество, созидание ранее не бывшего. «Определение свободы как выбора есть еще формальное определение свободы. Это лишь один из моментов свободы. Настоящая свобода обнаруживается не тогда, когда человек должен выбирать, а тогда, когда он сделал выбор. Тут мы приходим к новому определению свободы, свободы реальной. Свобода есть внутренняя творческая энергия человека. Через свободу человек может творить совершенно новую жизнь, новую жизнь общества и мира. Но было бы ошибкой при этом понимать свободу как внутреннюю причинность. Свобода находится вне причинных отношений. Причинные отношения находятся в объективированном мире феноменов. Свобода же есть прорыв в этом мире»
Творческий акт человека не есть только перегруппировка и перераспределение материи мира и не есть только эманация, истечение первоматерии мира, не есть также лишь оформление материи в смысле налегания на нее идеальных форм. В творческий акт человека, указывает Н.А- Бердяев, привносится новое, не бывшее, не заключенное в данном мире, прорывающееся из иного плана мира, не из вечно данных идеальных форм, а из свободы, не из темной свободы, а из просветительной свободы. Свобода неотрывна от творчества. Лишь свободный творит.
В концепции свободы Н.А. Бердяева ценным является обоснование того, что подлинная, действительная свобода есть, прежде всего, творчество. И какой бы момент свободы мы не имели бы в вицу — выбор ли возможности в материальном мире или создание новой ситуации — везде мы обнаруживаем творчество человека. И все-таки, как бы ни импонировал нам общий пафос его концепции, мы не можем согласиться с его устранением детерминизма.
В детерминистской философии свобода понимается как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Антонимом термина «свобода» в таком случае выступает «принуждение», т.е. действие человека под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям и интересам.
Это противопоставление свободы принуждению принципиально важно, поскольку принуждение не тождественно необходимости. На этот момент обращал внимание Б. Спиноза. «Вы полагаете, — писал он своему оппоненту, — никакого различия между необходимостью и принуждением, или насилием. Стремление человека жить, любить и т.п. отнюдь не вынужденно у него силой, и, однако, оно необходимо…» .
То, что свобода и необходимость не являются антиподами, предполагает признание возможности существования свободы без отказа от необходимости.
Человеческий опыт и наука показывает, что даже самые на первый взгляд иррациональные поступки человека всегда обусловлены внутренним миром человека или внешними обстоятельствами. Абсолютная свобода воли — это абстракция от реального процесса формирования волевого акта человека. Безусловно, волевое решение человека, связанное с выбором целей и мотивов деятельности, определяется в основном его внутренним миром, миром его сознания, но ведь этот внутренний мир человека или мир сознания не противостоит внешнему миру, а является в конечном счете отражением этого внешнего объективного мира, и диалектическая взаимообусловленность событий в этом внутреннем мире является отражением диалектической взаимообусловленности явлений в мире внешнем. Объективная детерминация явлений в мире, объективная естественная необходимость отражаются в мире сознания в виде логической и психологической необходимости, связывающей человеческие идеи, познавательные образы, понятия и представления.
Реальное свободное действие человека выступает прежде всего как выбор альтернативных линий поведения. Свобода есть там, где есть выбор; выбор целей деятельности, выбор средств, ведущих к достижению целей, выбор поступков в определенной жизненной ситуации и т. д.
Основанием для ситуации выбора является существование объективного спектра возможностей, а объективным основанием возможности является закономерность и совокупность различных условии, необходимых для се реализации. Возможно то, что не противоречит объективным законам, для реализации чего существуют необходимые условия. Другими словами, мера возможности того или иного события прямо пропорциональна мере его необходимости. Однако сама ситуация выбора — это не свобода, а лишь необходимая предпосылка свободы, свободного действия. Сам акт свободного действия связан с выбором определенной альтернативы в ситуации выбора и ее реализацией в действительности. Выбор альтернативы поведения определяется прежде всего целевыми установками человека, а они в свою очередь определяются характером практической деятельности и той совокупностью знаний, которой человек располагает. Знание же, на которое опирается субъект в своем выборе альтернатив, есть прежде всего знание необходимости. Человек выбирает ту линию поведения, которая для него обладает внутренней необходимостью в свете имеющегося в его распоряжении знания.
Одним из аспектов проявления человеческой свободы является способность человека преобразовывать окружающий его мир, его способность преобразовывать самого себя и тот окружающий социум, частью которого он является. Предпосылка этой способности творить самого себя также возникает еще на досоциальном уровне эволюции материи с возникновением систем с органической целостностью.
Свободное действие человека всегда предполагает его ответственность перед обществом за свойпоступок. «Свобода и ответственность — это две стороны одного целого — сознательной человеческой деятельности. Свобода есть возможность осуществления целеполагающей деятельности, способность действовать со знанием дела ради избранной цели, и реализуется она тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем больше избранная цель и средства ее достижения соответствуют объективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности. Ответственность же есть диктуемая объективными условиями, их осознанием и субъективно поставленной целью необходимость выбора способа действия, необходимость активной деятельности для осуществления этой цели… Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу» .
Согласно научно-философскому мировоззрению, и свобода, и ответственность могут быть мыслимы только в мире, где существует объективная обусловленность, детерминизм. Принимая решение и действуя с опорой на знание объективной необходимости, человек способен одновременно формировать в себе чувство ответственности перед обществом за свои поступки. Ответственность обусловлена уровнем развития общественного сознания, уровнем социальных отношений, существующими социальными институтами. И даже тогда, когда человек несет ответственность перед самим собой, перед своей совестью, в нем отражаются современные ему социальные связи и отношения. Понятие свободы оказывается связанным и с понятием покаяния.
Проблема свободы, включающая в себя проблему познания и социального действия, является одной из ведущих проблем, связывающих в единое целое диалектику, теорию познания и этику, а также философию бытия и социальную философию.
Список используемой литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnyiy-determinizm-i-ego-raznovidnosti/
1. Философия П.В. Алексеев, А.В. Панин
2. Кедров Б.М. «Научная концепция детерминизма» «Современный детерминизм, законы природы». 1973.
3. Огородников В.П, «Познание необходимости. Детерминизм как принцип научного мировоззрения». 1985, раздел «Индетерминизм и метафизика против науки»).
4. материал по работам В. Г. Борзенкова, В. П. Бранского, М. Бунге, И.В. Кузнецова
5. Тюхгин В., Пономарев Я. «Отражение» , «Философская энциклопедия». 1967. С. 184—186;Тюхтин B.C. «Отражение» «Философский энциклопедический словарь». 1989.
6. Парнюк М.А «Концепция детерминизма в диалектическом материализме» «Современный детерминизм и наука». Новосибирск, 1975.
7. «Философский словарь». Пер. с нем. Ред. Г.Шмидт.
8. Косолапов Р. И., Марков B.C. «Свобода и ответственность»)
* (См.: Кедров Б.М. «Научная концепция детерминизма» // «Современный детерминизм, законы природы». М., 1973. С. 8).
(См.: Огородников В.П, «Познание необходимости. Детерминизм как принцип научного мировоззрения». М., 1985, раздел «Индетерминизм и метафизика против науки»).
- ва)
(Об отражении см.: Тюхгин В., Пономарев Я. «Отражение» // «Философская энциклопедия». Т. 4. М., 1967. С. 184—186;Тюхтин B.C. «Отражение» // «Философский энциклопедический словарь». М., 1989. С. 454—455).
(Парнюк М.А «Концепция детерминизма в диалектическом материализме» // «Современный детерминизм и наука». Т. 1. Новосибирск, 1975. С. 13).
(«Соч». М.—Л., 1929. Т. 1. С. 238).
(«Здравый смысл»; М., 1941. С. 60)
(«Философский словарь». Пер. с нем. Ред. Г.Шмидт. С. 523)
(«Собр. соч. в десяти томах». Т. 9. М., 1958. С. 319).
(«Царство духа и царство кесаря». М., 1995. С. 325)
(«Избранные произведения». В 2 т. М., 1957. Т. II. С. 584-585)
(Косолапов Р. И., Марков B.C. Свобода и ответственность. М., 1969. С. 72)