Неуспевающие дети

Цель исследования: изучение социально-педагогической деятельности с неуспевающими детьми в условиях образовательного учреждения.

Задачи:

1. Изучить научную, учебную литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть школьную неуспеваемость как социально-педагогическую проблему.

3. Выявить причины и описать пути устранения школьной неуспеваемости.

4. Разработать программу коррекции педагогической неуспеваемости.

5. Разработать рекомендации педагогу по работе с неуспевающими детьми.

Объект исследования: неуспеваемость школьников.

Предмет исследования: педагогическая деятельность в условиях образовательного учреждения с неуспевающими детьми.

Гипотеза исследования: Если проанализировать деятельность педагога с неуспевающими детьми, то можно определить направления дальнейшего совершенствования данной работы.

Методы исследования: анализ литературы, диагностическая беседа, анкетирование.

Актуальность темы работы объясняется тем, что, несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении и учебной деятельности школьников, эта проблема продолжает существовать и по сей день. Только у отдельных учителей или педагогических коллективов некоторых школ эта проблема решается успешно.

Проблему неуспеваемости школьников решали многие отечественные учёные: В.В. Воронов, СВ. Кульневич, Г.К. Селевко, А.Г. Селевко, С.Д. Поляков, Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков, А.П. Савченко, Е.А. Осипова и др. Много интересных и прогрессивных идей заложено в технологиях перечисленных авторов.

Обобщая имеющиеся в литературе и опыте данные, можно дать следующее предварительное определение этих понятий. Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения – цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.

Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставании устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.

7 стр., 3397 слов

Психологические причины неуспеваемости школьников

... школьного психолога по преодоления недостатков учебной деятельности и мыслительных процессов у неуспевающих школьников В основе неуспеваемости лежит не одна причина, ... устойчивых индивидуально-психологических особенностей. ... неуспевающих учащихся по доминирующей причине школьных неудач. Одну группу неуспевающих составляют учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, другую -- дети ...

В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в комплексе.

Исследование проблемы все более связывается с широким кругом социальных вопросов, предполагает использование данных всех наук о человеке. Один из этих подходов состоит в анализе условий, порождающих неуспеваемость. Если ребенок не достигает своих целей, не приспосабливается ни к школьному учителю, ни к учению, ни к дисциплине в школе, то возникает реальная угроза развития школьной неуспеваемости.

ГЛАВА 1. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Наш дошкольник стал школьником, жизнь его изменилась, и смысл этого изменения – смена ведущего типа деятельности. Игра уступает свое место учебе. Что же следует делать родителям, чтобы этот период прошел по возможности безболезненно, чтобы не проявилось стойкого отвращения и сопротивления по отношению к своим новым обязанностям?

К счастью, сейчас все меньше становится родителей, полагающих, что к учебе сына или дочери они могут иметь никакого отношения, что это целиком должно лежать на плечах школьного учителя.

Прежде всего, если поступление в школу является сильной ведущей деятельности для ребенка, то первая задача родителей состоит в том, чтобы помочь ему эту новую деятельность освоить.

Для любого, даже детсадовского ребенка, учебная деятельность совсем не привычна. И, начиная заниматься его, он сплошь да рядом делает промахи, совершенно немыслимые с нашей, взрослой, точки зрения. Родителям необходимо сделать

Во-первых, учеба представляет собой на столько новую и необычную деятельность для ребенка, что он допускает в ней целую цепь промахов, ошибок, настолько грубых и нелогичных, что предугадать их взрослые попросту не могут. Среди них есть и повторяющиеся, но чаще они бывают очень индивидуальны — у каждого ребенка свои. Нелогичность и нелепость – вот, что их объединяет.

Во-вторых, если на них не обращать внимания, то они могут и закрепиться, сделавшись неправильными приемами работы.

В-третьих, все эти ошибки и промахи, как правило, достаточно хорошо заметить глазу любого взрослого, и совершенно необязательно иметь специальную подготовку, быть педагогом или психологом, чтобы их обнаружить. Нужно только проявлять внимание к делам своих детей,

Наконец, в-четвертых, этого-то внимания очень часто взрослые и не проявляют. Педагогические последствия такой линии поведения не нуждаются в комментариях: неправильные приемы работы приведут к неудачам в учебе, а если это сделается стабильным явлением, то отсюда до появления отвращения к учебе один шаг.

16 стр., 7556 слов

Деятельность педагога дополнительного образования

... работу по профессиональной ориентации школьников ведут учреждения дополнительного образования (ДО). Они также решают проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Объект исследования – деятельность педагога дополнительного образования. Предмет исследования – деятельность педагога дополнительного образования ... виды трудовой деятельности, создание воспитывающих ситуаций, в которых ...

1.2 Ранняя профилактика и коррекция социально и педагогически запущенных учащихся

Психолого-педагогическая профилактика — система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.

Психолого-педагогическая коррекция – совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта обучения, деятельности и самосознания.

Общие принципы профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей:

  1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.
  2. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка.
  3. Профессиональная компетентность и разделение функций.
  4. Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития.
  5. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
  6. Дифференцированный подход.

Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством воспитательно-образовательного процесса, а поэтому носит общий педагогический характер. В зависимости от возраста ребенка, можно выделить 4 группы методов профилактики:

А. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности:

  • познавательные игры;
  • создание ситуаций эмоционального переживания;
  • создание ситуаций занимательности;
  • создание ситуаций опоры на жизненный опыт;
  • создание ситуации успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.

Б. Организация жизни к деятельности детского воспитательного коллектива:

  • создание ситуаций личностной и групповой перспективы;
  • коллективные игры;
  • выработка коллективно-единых требований;
  • коллективное соревнование;
  • коллективное самообслуживание.

В. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:

  • уважение;
  • педагогическая требовательность;
  • убеждение;
  • осуждение;
  • понимание;
  • доверие;
  • побуждение;
  • сочувствие;
  • педагогическое предостережение;
  • анализ поступка;
  • решение конфликтной ситуации.

Г. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка:

13 стр., 6472 слов

Арт-терапевтическая работа с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической ...

... использования арт-терапевтических методов в коррекционной работе педагога-психолога. Аристотеля о влиянии искусства на человеческий организм и его деятельность. Еще в Иудее, Индии, Китае, Древней ... считают ученые В. И. Андреев Г. М. Коджаспирова, В. И. Слободчиков, В. А. Андреев, И. В. Вачков. Проанализируем вкратце существующую ситуацию исследованности проблемы в психолого-педагогической ...

  • пример, разъяснение;
  • ожидание радости;
  • снятие напряжения;
  • обращение к самолюбию, самоуважение;
  • обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного;
  • требование;
  • внушение.

1.3 Рекомендации педагогам при работе с неуспевающими детьми

Как помочь неуспевающему ребенку преодолеть неуверенность в себе?

Учителю нужно создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций. Для этого рекомендуется ставить перед учителем такие задачи, которые будут ему посильны и выполнимы.

Нужно стараться вычленять те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе. Это могут быть работа в летнем лагере, туристический поход, занятие спортом и пр. выявление «успешных» сфер деятельности отстающего школьника позволяет изменить отношение к нему педагогов, родителей, учеников в лучшую сторону.

Американский педиатр Бенджамин Спок приводит такой пример: «Малышу с трудом давалось чтение и письмо, во-первых, двух классах, где обучение велось по предметам. Он остался на второй год. В глубине души ему было стыдно за свою неудачу, но он в этом не признавался, уверяя, что он ненавидит школу еще до того, как начались его школьные неприятности, он плохо уживался со своими товарищами. Сознание того, что все считают его тупицей, только ухудшало дело. Самолюбие ребенка было ранено. Иногда он начинал бравировать перед классом. Учительница думала, что он нарочно плохо себя ведет. На самом деле ребенок пытался таким неудачным способом привлечь внимание коллектива.

Ученик перешел в другую школу, которая была заинтересована не только в том, чтобы научить его писать и читать, но и помочь ему найти свое место в коллективе. Учительница узнала из разговоров с его матерью, что он любит рисовать и плотничать. Она увидала в этом возможность использовать положительные качества ребенка в классе. Дети были заняты рисованием картин из жизни индейцев, которую они собирались повесить на стене в классе. Они также совместно делали макет индейской деревни. Учительница включила мальчика в обе эти работы. Это была работа, из-за которой ему не нужно было нервничать, — он умел ее делать. Постепенно, его все больше заинтересовали индейцы. Чтобы правильно нарисовать свою часть картины и правильно сделать свою часть макета ему потребовалось почитать об индейцах. Он захотел научиться читать. Он стал стараться. Его новые одноклассники не считали его тупицей и из-за того что, он умел читать. Они больше думали о том, как хорошо он рисует и делает макет. Иногда они хвалили его и просили помочь. Мальчик начал «оттаивать». В конце концов, он же так долго добивался признания и дружелюбия».

17 стр., 8447 слов

«Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего ...

... лишь внешней стороной. Ребенок приходит в школу, чтобы играть, общаться с детьми, гулять. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность — игровая. ... а что хотелось бы 2. Какая у тебя учительница? Она тебе нравится? 3. Какие занятия тебе больше ... к проведению стандартны для проективных методик. Перед началом работы дается общая инструкция. Кроме того, перед показом некоторых ...

Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему.

Особое внимание следует уделить тому, чтобы не бать закрепиться новым неудачам. Для этого, тренируя волю ребенка, нужно заставлять его доводить начатое дело до конца, не откладывая его на «потом» при первых же ошибках.

Особое внимание стоит обратить на характер и форму порицания и поощрения отстающего ученика. Порицание ни в коем случае не должно касаться способностей ученика. Оно должно быть предельно конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков (например, нарушений дисциплины, небрежности в работе и т.д.).