Любой человек, получая ту или иную информацию, анализирует, обобщает и запоминает ее, а затем использует в своих действиях. Обычный очевидец тех или иных событий делает это, как правило, бессистемно, от случая к случаю.
Социологическое наблюдение — это всегда направленное, систематическое, непосредственное «отслеживание» и фиксация социально значимых явлений. Оно не только служит целям получения значимой информации, но и может быть само подвержено проверке.
Фиксация какого-либо явления (а она обязательна) может происходить при помощи различных средств — специальных бланков или дневников, аудио-, видео- и фотоаппаратуры и других технических средств наблюдения.
Темой курсовой работы является — Наблюдение как вид социологического исследования.
Цель работы — наблюдение как вид социологического исследования
Задачи работы:
1. понятие и сущность социологического исследования
2. сущность методы наблюдения
3. классификация видов социологического наблюдения
Объект исследования — социологическое наблюдение.
Методологической базой исследования послужили труды социологов И.Ф Девятко, который выделяет ведущие методы социологического исследования — опрос, эксперимент, включенное наблюдение, биографический метод и др., Г.Г. Татаровой, которая в своих трудах формирует целостное представление о работе с эмпирическим материалом, В.Я. Ядова, который подробно описывает стратегию социологического исследования и др.
1.1 Сущность и понятие социологического исследования
Общественная жизнь постоянно ставит перед человеком множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического. Однако не всякое исследование социального объекта является собственно социологическим исследованием.
Социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении и процессе.
В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и социологические исследования. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.
Социологическое исследование это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии. Социологическое исследование это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.
Сущность социологических исследований
... массовой информации и других источниках; ¾ дать понятие социологического исследования, раскрыть его сущность и важность в исследовательской работе; ¾ охарактеризовать этапы ... обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной действительности. Методика социологического исследования – это система операций, процедур, приемов ...
И так, социологическое исследование это вид социальных исследований, рассматривающее общество как целостную социокультурную систему и которая опирается на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии. Социологическое исследование следует понимать как планомерное применение научных методов с целью изучения определенного фрагмента социальной реальности.
Таким образом, в наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью Самойленко Е.Н. Социология: Курс лекций для студентов специальности «Менеджмент организаций». Тема 9. Методы социологического исследования. — Киев, КНУСА, 2005. — 125 с..
Социологические исследования в зависимости от задач, которые они решают, и методов, которыми они пользуются, могут быть подразделены на несколько типов: теоретические и эмпирические (теоретическая и прикладная социология), фундаментальные и прикладные. Выделение в социологии двух типов исследования — теоретических и эмпирических — условно, так как эмпирические исследования могут быть как фундаментальными, так и прикладными. И если теоретические социологические исследования ставят целью развитие и совершенствование научных представлений об изучаемом предмете, то прикладные посвящены решению конкретной социальной проблемы.
Эмпирическое социологическое исследование является важнейшим и основным средством изучения социальных процессов и отношений, получения полной, надёжной и репрезентативной информации об их функционировании и развитии. Структура социологии такова, что кроме теоретического уровня специальных социологических теорий, она включает и эмпирические социологические исследования, которые, кроме прочего, выступают важнейшим средством сбора эмпирической информации и для других социальных наук. Результаты эмпирических социологических исследований необходимы для более эффективного управления предприятием (организация управления трудовым коллективом, маркетинга и т.д.), отраслью, страной.
Эмпирическое социологическое исследование — это научное исследование, направленное на получение фактофиксирующего знания, т.е. установление и обобщение социальных фактов с помощью прямой или опосредованной регистрации событий, характерных для исследуемых социальных явлений, объектов, отношений Харчева В.Г. Основы социологии: Учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений. — М.: Логос, 2000. — 268 с..
Исследования: «Социальное
... выше проблем, была выбрана тема исследования: «Социальное воспитание младших школьников в образовательном учреждении». Объект исследования: процесс социального воспитания младших школьников в образовательной организации Предмет исследования: содержание социального воспитания младших школьников в организации дополнительного ...
Эмпирическое исследование отличается от теоретического (в рамках которого исследователь оперирует научными понятиями, категориями, отражающими наиболее существенные свойства социальных объектов и процессов) тем, что здесь предметом анализа становятся:
- поведение индивидов, социальных групп;
- продукты человеческой деятельности;
- вербальные действия людей: суждения, мнения, взгляды.
Проведение эмпирических социологических исследований необходимо для полной, всеобъемлющей информации, отражающей все основные стороны изучаемого процесса:
- надёжной, достоверной информации, поскольку именно проведение подобного исследования гарантирует от множества её искажений;
- репрезентативной, информации.
Специфика эмпирического исследования состоит в том, что это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов (такой отбор может быть субъективным), а научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора информации, а также специальные социологические технологии. Социологическое исследование должно опираться на использование специальных для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур.
Для четкого и ясного понимания сущности процесса социологического исследования необходимо разобраться в системе и сущности понятий, которые наиболее часто употребляются в процессе социологического исследования.
Методология исследования (от греч. methodos — путь исследования, познания и logos — слово, понятие, учение) — это стратегия научного поиска, опирающаяся на осознание задач, метода или методов его проведения, программных установок, ценностных характеристик, нормативов и регуляторов теории изучаемой предметной области. Методология включает методы, методику и технику социологического исследования, подчиняя их общим эвристическим и прагматическим целям познавательного процесса на конкретном этапе развития науки Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И.Лапина; сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. — Политиздат, 2001. — 480 с..
Метод в социологии — способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной действительности.
Методика социологического исследования — это система операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств их анализа. Таким образом, если методология — область общей стратегии, то методика — тактика исследования.
Техника социологического анализа (греч. techne — искусство, мастерство) — совокупность преимущественно организационных и методических приемов и способов сбора, обработки и анализа данных Лавриненко В.Н. Социология учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко.-3е изд., перераб. и дополн.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 448 с (Серия Золотой фонд российских учебников)..
Изначальным этапом всех исследований, а так же и социологического, является какая то проблема, которая бывает в реальной жизни. Она, как правило, содержит наиболее острое противоречие между какими-либо элементами социального процесса. После рассмотрения проблемы и разборки ее общественной значимости исследователь изучает проблему из практической в познавательную, и доказывает ее недостаточную исследованность, а также необходимость изучения. Но не каждое социологическое исследование является проблемным. Чтобы расшифровать проблему, необходимо анализировать общественную жизнь, знать общество и их проблемы. Главное надо знать, то проблема еще не решена и не ложна и очень серьезна для эксперта.
Социологические методы исследования систем управления
... охарактеризовать основные социологические методы исследования, определить содержание и порядок проведения социологических исследований систем управления. В качестве информационной базы курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии, теории управления и исследования систем управления, а ...
1.2 Методы социологических исследований
Методы сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации:
- анализ документов;
- социологическое наблюдение;
- опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос);
- социальный эксперимент;
- некоторые социально психологические методики (групповые тесты).
Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования. Документом в конкретном социологическом исследовании называют специально созданный автором (коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы) предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Не являются документами предметы, которые не предназначены специально для передачи информации. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на компьютере и любом ином носителе информации.
Метод социологического наблюдения — метод сбора первичной социологической информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такие события называются единицами наблюдения. Ключевой особенностью метода является то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем, а не опрос свидетелей совершившегося события.
В зависимости от положения (позиции) наблюдателя различают следующие разновидности этого метода.
1. наблюдения, в процессе которых наблюдатель не вступает в общение с членами группы, а регистрирует события как бы со стороны. Это простое наблюдение;
2. наблюдатель может частично вступать в общение, действия группы, сознательно ограничивая контакты. Это промежуточная разновидность наблюдения;
3. включенное наблюдение имеет место тогда, когда наблюдатель включается в действия группы полностью, т. е. имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события изнутри. Включенное наблюдение может производиться открытым способом или же инкогнито. Возможен еще один вариант — так называемое стимулирующее наблюдение, в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку, с целью выявить такие состояния объекта, которые в обычной ситуации не наблюдаются;
4. самонаблюдение — наблюдатель регистрирует факты своих действий, состояний. Практикуется, как правило, для изучения поведения людей в совершенно новых, необычных условиях.
Метод опроса представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (в случае интервью) или опосредованного (при анкетировании) социально-психологического общения социолога (или интервьюера) и опрашиваемого (называемого респондентом) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач социологического исследования. Таким образом, опрос — это метод, основанный на ответно-вопросной ситуации.
В случае анкетного опроса процесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой. Проводит опрос анкетер. Его функция состоит в том, что, получив от социолога-исследователя инструкцию, он ведет себя в соответствии с ней, создавая положительную мотивацию респондента по отношению к опросу. Существуют специальные приемы формирования такой мотивации, например, апелляция к гражданскому долгу, к личным мотивам и др. Анкетер также объясняет правила заполнения анкеты и ее возврата.
Интервью предполагает иной вид контакта социолога с респондентом, опосредуемого не анкетой и анкетером, а интервьюером. Роль интервьюера — не просто раздача анкет и обеспечение их заполнения респондентами, но как минимум озвучивание вопросов анкеты. Функции интервьюера зависят от вида интервью. Более высокая роль интервьюера в исследовании предъявляет к нему повышенные требования. Поэтому интервьюер должен пройти более сложную подготовку, чем анкетер.
Тест — это кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний групп и коллективов Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. (2-е изд. — М.: Университет, 2002. — 295 с.).
2.1 Понятие наблюдения в социологическом исследовании
Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора и простейшего обобщения первичной информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Зафиксированные акты вербального или невербального (реального) поведения людей являются единицами информации данного метода. В социологии, в отличие от естественных наук это один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования.
Cоциологическое наблюдение интегрировано практически во все методы социологической науки. Пример, социологический опрос представим как специфическое наблюдение за опрашиваемыми посредством анкеты, а социальный эксперимент органично включает в себя два акта наблюдения: в самом начале исследования и в завершение действия экспериментальных переменных.
Cциологическое наблюдение характеризуется рядом существенных признаков.
1. оно должно быть направлено на социально важные области, на те обстоятельства, события и факты, которые являются существенными для развития личности, коллектива, и в этом оно должно соответствовать социальному заказу со стороны общества.
2. наблюдение следует проводить целенаправленно, организованно и систематизировано. Необходимость этого определяется тем, что, с одной стороны, наблюдение является совокупностью сравнительно простых процедур, а с другой стороны, объект социологического наблюдения отличается большим разнообразием свойств и существует опасность «потерять» наиболее существенные из них.
3. в отличие от других социологических методов наблюдение характеризуется определенной широтой и глубиной. Широта наблюдения это характеристика количества свойств объекта, а глубина это рассмотрение более основных свойств и более глубинных и сущностных процессов.
4. все выводы по наблюдению должны записываться и очень просто воспроизводится. Для этого необходимы некоторые инструменты, как кодирование, унификация данных, протоколирование и другие.
5. изучение и обработка исследования должно быть объективно. Объективное социологическое наблюдение тем и отличаются от наблюдения в естественных науках.
Социологические методы, а именно социологическое наблюдение имеет некоторые особенности. Первая особенность определяется объектом наблюдения, который обладает социальной активностью различной направленности. Каждый наблюдаемый обладает некоторыми качествами, такими как психика, цели, сознание, характер, эмоции, которые влияют на их неестественное поведение, нехотение быть наблюдаемым. Все это очень снижает информационную объективность реальных людей и коллектива.
Все это очень заметно, когда конечные цели не совпадают с целями социолога. В этом случае наблюдение превращаться в манипуляцию «социолога-детектива», который прячет свою деятельность. Такие ситуации часто возникают на практике.
Еще одна особенная черта метода социологического наблюдения это когда наблюдатель очень эмоционален к восприятию. Некоторые несоциальные явления не вызывают эмоций у наблюдателя, а некоторые наоборот вызывают сильные переживания и волнения, и тогда, бывает хочется исправить результаты наблюдения. Просто наблюдатель — это часть социальной жизни. Между ним и наблюдаемым есть и гносеологическое и социально-психическое взаимодействие, которое иногда сложно преодолеть.
В результате сделаем выводы, что социологическое наблюдение должно быть объективным, не связанные с личными переживаниями, что бы научное исследование было четким.
2.2 Преимущества и недостатки метода социологического наблюдения
Преимущества и недостатки метода социологического наблюдения рассмотрим в таблице 1.
Таблица 1. Преимущества и недостатки метода социологического наблюдения
Преимущества метода |
Недостатки метода |
|
1.Непосредственность восприятия |
1. нет мотива к наблюдению |
|
2.Можно рассматривать точное поведение групп реальных людей |
2.Социальное положение наблюдателя |
|
3.Исследование не должно зависеть от готовности наблюдаемых лиц |
3. Наблюдатель записывает только то, что может быть в природе |
|
4. Есть много вариантов, что бы записывать все исследования полно и всесторонне |
4. Комплексность исследования может быть не только его достоинством, но и недостатком |
|
6. Записывать каждый элемент исследования можно один раз |
||
6. Эффект снисходительности и эффект ревизора и др. рассмотрены ниже |
||
Рассмотрим подробнее преимущества метода:
1. Непосредственность восприятия, позволяющая фиксировать конкретные ситуации.
2. Можно учитывать конкретное поведение групп реальных людей. Сейчас эта задача неразрешима другими социологическими методами.
3. Исследование не зависит от готовности наблюдаемых лиц. Т.к. наблюдатели могут притворятся, хотя им может быть известно, что за ними наблюдают.
4. Есть много способов, что бы зафиксировать все процессы полно. Для более опытных наблюдателей может быть широкая многомерность.
Недостатки метода наблюдения:
1. Бывает, что у наблюдателя плохое настроение, и тогда наблюдатель не очень хочет участвовать в исследовании и неохотно отвечает на вопросы.
2. Социальное положение наблюдателя. Иногда наблюдатель может отвечать на некоторые вопросы только частично, поверхностно, а некоторые наблюдатели способны отвечать очень глубоко и широко на ряд вопросов исследования.
3. Наблюдатель оказывается слишком привержен определенной гипотезе и фиксирует лишь то, что соответствует ей. Это может привести к тому, что наблюдатель просто не увидит существенных и важных свойств наблюдаемых, не укладывающихся в его первоначальную гипотезу. Наблюдаемые могут уловить эту предрасположенность и изменить свое поведение, как в лучшую, так и в худшую сторону.
4. Достоинством и недостатком может быть комплексность наблюдения, приводящим к потере существенного среди огромного набора фиксируемых качеств.
5. Порой жизнь меняет события и какие то детали, и однократность наблюдаемых обстоятельств может препятствовать фиксации всех деталей.
6. Если наблюдаемы и наблюдатель встречались до исследования, то иногда результаты исследования могут быть искаженными из-за симпатии или антипатии наблюдателя и наблюдаемого друг к другу.
7. Иногда бывает опасность записать не реальные факты, какие то их трактовки.
8. Психологическая усталость наблюдателя, сказывается на снижении фиксировать второстепенные события, пропускает некоторые из них, делает ошибки и т. д.
9. Этому методу присущ гало-эффект, основанный на общем впечатлении, производимом наблюдаемым на наблюдателя. Если наблюдатель отмечает у наблюдаемого ряд положительных актов поведения, то все остальные акты освещаются им в ореоле сформировавшейся ранее престижности наблюдаемого. Это напоминает школьный эффект отличника, когда тот плохо выполнил контрольное задание учителя, но последний под влиянием авторитета отличника ставит ему завышенную оценку.
10. Когда опрашиваются исследованные, то порой их ответы фиксируют как средние, и не впадают в крайности. От этого исследования получаются усредненные, типичные и отбрасывают крайности.
11. Иногда в исследованиях бывают логические ошибки, это когда наблюдатель фиксирует связи между признаками, не имеющими на самом деле этих связей. Например, считается, если человек нравственный, то он обязательно добрый, а если добрый — то доверчивый, а если доверчивый — то тучный и т. д.
12. Бывает, что наблюдатель записывает такие качества, которых нет у исследуемого.
13. Выводы по исследованию часть написаны под влияние некоторых факторов — присутствия третьих лиц, присутствия каких-то начальников и т. д.
14. Ограниченность количества наблюдаемых лиц вызывает трудности в распространении результатов наблюдения на более большие группы лиц.
15. Наблюдение требует больших затрат времени, а также человеческих, материальных и финансовых ресурсов. Допустим, на сто часов наблюдения приходится двести часов записи и триста часов для составления отчета об итогах наблюдения.
16. Существуют определенные требования к исследователю, на которые необходимы расходы, это подготовка, инструктаж и т.д.
2.3 Виды социологического наблюдения
Успешность социологического наблюдения определяется типом наблюдения, так пишет В.И. Добреньков Добреньков, В.И. Методология и методика социологического исследования [Текст] / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с.. Различают некоторые типы (виды) наблюдения: структурированное, неструктурированное, включенное, внешнее, полевое, лабораторное, систематическое, случайное (рисунок 1).
Рисунок 1. Виды наблюдений Осипов, Г.В. Рабочая книга социолога [Текст] / Г.В. Осипов. — 3-е изд. М., 2003. — 345 с.
Неструктурированное наблюдение (иногда его называют неконтролируемым) порой не имеет четкого содержания. В таком исследовании не четких проблем, нет единиц измерения этих проблем, нет конкретных элементов изучаемого объекта. Такие исследования часть полагаются на интуицию наблюдателя, целью которого является получение первичной информации об объекте.
Часто в социологическом исследовании применяются неконтролируемое наблюдение. Такое наблюдение бывает, когда социологу не разработали документ исследования.
Структурированное (контролируемое) наблюдение предполагает наличие разработанных документов исследования, наличие всех показателей, составления четкой схемы действий, четкого плана исследования.
Контролируемое наблюдение используются для сбора первичной информации или дополняет другие методы социологического исследования. С его помощью проверяют основные гипотезы, и данные, полученные при использовании других методов.
Невключенное наблюдение, его называют еще внешним, так как оно ведется исследователем, который находится вне объекта и который старается не влиять на ход событий. Это наблюдение сводится к регистрации событий.
Включенное наблюдение — это когда социолог участвует в изучаемых процессах, общается с работниками, может вмешиваться в события. Очень Хорошо, когда социолог полностью освоил конкретную социальную роль в коллективе, был признан его членом. Но надо учитывать диалектику адаптации своего наблюдателя в трудовом коллективе. К социологу могут относится с настороженностью, необходимо наладить отношение с коллективом, не был лидером, иначе это все может повлиять на результаты исследования.
Отличия между полевыми и лабораторными исследованиями, по словам Г.В. Осипова Методы социологического исследования [Текст]: Социологический словарь / Отв.ред.Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев. М.: Изд-во `НОРМА`, 2008. — 460 с. связаны с разницей в условиях осуществления наблюдений. Полевое исследование проводится в естественной для данного объекта среде (в деревне, городе и т.п.) Лабораторное исследование это искусственно организуется социологом, который создает экспериментальную ситуацию, моделирует ее внешние условия.
Cистематические и случайные наблюдения различаются периодичностью и спецификой цели исследований. Cистематические позволяют выявить на динамику изучаемых процессов. Недостатком этого метода является трудность операционализации и сравнения данных за различные сроки, и есть риск сделать социологический вывод на основе разнопорядковых данных.
Статистическое же наблюдение осуществляется в двух формах: путём предоставления отчётности и проведения специально организованных статистических наблюдений.
Любое статистическое наблюдение осуществляется с помощью оценки и регистрации признаков единиц совокупности в соответствующих учетных документах. Таким образом, полученные данные представляют собой факты, которые, так или иначе, характеризуют явления общественной жизни.
Статистическое наблюдение должно отвечать следующим требованиям:
1. Наблюдаемые явления должны иметь научную и практическую ценность, выражать определенные социально-экономические типы явлений.
2. Непосредственный сбор массовых данных должен обеспечить полноту фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу, так как явления находятся в постоянном изменении, развитии. В том случае, если отсутствуют полные данные, анализ и выводы могут быть ошибочными.
3. Для обеспечения достоверности статистических данных необходима тщательная всесторонняя проверка (контроль) качества собираемых фактов.
4. Для того чтобы создать наилучшие условия для получения объективных материалов, необходима научная организация статистического наблюдения.
Таким образом, успешность наблюдения как социологического метода во многом определяется типом наблюдения, что касается статистического наблюдения, то оно осуществляется с помощью оценки и регистрации признаков единиц совокупности в соответствующих учетных документах.
2.4 Этапы наблюдения
Этапы наблюдения, по мнению В.А. Ядова Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст] / В. А. Ядов. — 3-е изд., испр. — Москва: Омега-Л, 2007. — 567 с.:
1. объект наблюдения;
2. изучение целей и задач;
3. необходимость налаживание контактов с объектом;
4. выбирает способы наблюдения и определяем основные процедуры;
5. подготавливаем необходимые документы и технические средства;
6. этап сбора информации;
7. запись ответов и выводов;
8. отчет об исследовании.
От времени записи ответов зависит качество исследования. Если запись ответов производилась уже позже получения ответов, то часть информации может быть утеряна, факты могут быть скаженны и исследования не верны. Идеальным вариантом может быть краткая фиксация ответа и далее последующая обработка по принятой методике с помощью компьютерного обсчета.
Есть некоторые требования к профессиональной подготовке наблюдателей, которые описывает В.А. Ядов Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст] / В. А. Ядов. — 3-е изд., испр. — Москва: Омега-Л, 2007. — 567 с.. Когда проводится включенное наблюдение, то исследователь должен быть умным и знающим социологом, а так же внимательным, общительным человеком с высоким интеллектуальным быстродействием и адаптационной пластичностью и культурой. Требования к личным качествам работника, выполняющего включенное наблюдение — это умение контролировать свое поведение, объективно оценивая его достоинства и недостатки, согласовывать весь спектр интересов трудового коллектива с интересами социологической группы.
Подготовка наблюдателей должна основываться на некоторых знаниях и умениях. Наблюдатель должен знать теорию социологии, социальную психологию, специальную социологию, которая используется в конкретном исследовании, методы и тактику наблюдения, материалы и документы, регламентирующие деятельность изучаемого объекта.
Чтобы привить наблюдателю некоторые знания и умения, необходимо провести ряд практических заданий и разных условиях — полевых или лабораторных. В решении таких задач можно обнаружить ряд ошибок и проработать пути решения данных проблем. Практические задания должны проводиться под руководством опытных социологов. Их задачей является отбор кадров, т.к. не каждый может стать квалифицированным наблюдателем. Существуют естественные «противопоказания», например, для слишком рассеянных людей.
Необходима инструкция проведения исследований, неважно какой квалификации наблюдатель. В инструкции указывают: последовательность этапов и процедур наблюдения; критерии оценок действий наблюдаемых; способ фиксации информации; принятые шкалы измерений; рекомендации по полученным данным и составление отчета.
По словам В.А. Ядова инструкция содержит задание наблюдателю, на основании которого проводится пробное исследование с последующим обсуждением вскрытых ошибок. Оно рецензируется опытным социологом, определяющим степень готовности наблюдателя и его умение работать с инструкцией. Возможны варианты смены кандидатов либо изменения инструкции в соответствии с предложениями кандидата. Пробное исследование позволяет учесть наиболее характерные для конкретного наблюдения ошибки, неточности, составить индивидуальную карту наблюдателя. Далее можно подобрать наблюдателя по картотеке.
Итак, для усиления эффективности наблюдения важен не только выбор вида наблюдения, но и составление содержания наблюдения, отражающего исходные представления о характеристиках изучаемого объекта, и фактах, которые надо собирать, утверждает А. С Готлиб Готлиб, А. С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики [Текст]: учеб. пособие / А. С. Готлиб. — М. : Флинта : МПСИ, 2005. — 384 с.. В плане отражаются сроки, определяются средства сбора информации. Масштаб наблюдения, широта обхвата явлений зависит от объема финансирования, использования технических средств, кадров наблюдателей и обработчиков данных.
2.5 Карточка наблюдения
Социологическое наблюдение поддается программированию в зависимости от его видов в большей или меньшей степени. Элементы, которые выделяют в структуре метода наблюдения:
- установление объекта и предмета наблюдения, его единиц, определение цели и постановка исследовательских задач;
- обеспечение доступа к наблюдаемым ситуациям, получение соответствующих разрешений, завязывание контактов с людьми;
- выбор способа наблюдения и разработка его процедуры;
- подготовка документов (размноживание карточек наблюдения, протоколов, инструктаж наблюдателей, подготовка фото- или телекамер и т.
д.) и технического оборудования;
- сбор данных, накопление социологической информации, проведение наблюдения;
- фиксация результатов наблюдений в виде: краткие записи; оформление специальных карточек (для наблюдения за появившимся в группе новичком, за его поведением и ближайшим окружением в табл.
1) заполнения протоколов наблюдения, являющихся расширенным вариантом карточек наблюдения; ведение дневника; использование видео-, фото-, кино- и звуковой аппаратуры;
наблюдение социологический исследование
Таблица 1. Модель карточки наблюдения
Новый элемент ситуации |
Реакция новичка |
Реакция учащихся |
Примечание |
|||
Сосед по парте |
Сидящие сзади |
Сидящие спереди |
||||
Появление на уроке новичка |
Ведет себя спокойно |
Проявляет любопытство,Пытается заговорить с новичком |
А совершенно спокоен,Б делает вид, что не замечает новичка |
В совершенно спокоен,Г часто оглядывается на новичка |
Б украдкой следит за новичком |
|
- контроль за наблюдением, предполагающее отражение к документам;
- проведение повторных наблюдений;
- обращение к другим подобным исследованиям;
- изучение отчета о проведении наблюдения, который содержит основные положения программы наблюдения;
- характеристику времени, места и ситуации;
- информацию о способе наблюдения;
- подробные описания наблюдаемых фактов;
- интерпретацию результатов наблюдения.
Процедура социологического наблюдения предусматривает следующий порядок исследовательских действий социолога.
1. Значение цели и задач наблюдения.
2. Определение объекта и предмета наблюдения.
3. Определение ситуации наблюдения.
4. Определение способа (вида) наблюдения.
5. Определение способа регистрации наблюдаемого события.
6.Обработка полученной информации.
Без ответа на все эти вопросы эффективно сделать социологическое наблюдение трудно. При всей привлекательности наблюдения как метода сбора социологической информации, его сравнительной простоте у него, есть немало недостатков. Это трудности с достоверностью данных.
При наблюдении трудно охватить большое количество явлений. Поэтому возникают ошибки в интерпретации событий и поступков людей с точки зрения мотивов их действий. Вероятность ошибок существует еще и потому, что социолог не только наблюдает. У него собственная система отсчета, опираясь на которую, он по-своему толкует, интерпретирует те или иные факты и события. Однако при всей субъективности восприятия основное содержание материалов отражает и объективную ситуацию.
Использование наблюдения на практике подтверждает принципиальную способность данного метода давать объективную информацию, и служит решающим средством выявления и преодоления субъективности результатов.
Чтобы получить объективную информацию об изучаемом социологическом явлении или факте используют некоторые способы контроля, такие как:
- наблюдение за наблюдением,
- контроль с помощью других социологических методов,
- обращение к повторному наблюдению,
- исключение из записей оценочных терминов
Так, социологическое наблюдение считается достоверным.
Основной задачей написания работы было подробное изучение наблюдения как вида социологического исследования, его актуальности, методики, сущности.
Проведение социологического исследования — процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Каждому социологу следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, способных к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных.
Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности. С помощью его можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы.
Особенности метода социологического исследования как наблюдение, изучен теоретический аспект наблюдения как метода социологического исследования, приведена классификация видов наблюдения, проанализированы типичные ошибки в применении метода наблюдения в социологическом исследовании.
Основной проблемой социологического наблюдения это обеспечение большей объективности информации об объекте.
Главная задача наблюдателя это необходимость придерживаться принципов и критериев наблюдения, не подменять их эмоциями.
Правильное социологическое наблюдение подразумевает соблюдение двух принципов: дополнительности и параллельных наблюдений.
Первый принцип — объект наблюдения под влиянием наблюдателя (в его присутствии) корректирует свое поведение, и это приходится учитывать при окончательном истолковании результатов исследования.
Второй принцип требует организации нескольких одновременных наблюдений с последующим согласованием и анализом результатов.
Наблюдение имеет несколько преимуществ. До разработки программы исследования социолог должен почувствовать специфику объекта, ознакомиться с местной практикой распределения авторитетов, ценностей, социальных ролей, понять особенности среды и т.п.
В то же время наблюдение является рядовым и далеко не единственным методом социологического исследования, что связано с ограниченностью самого метода.
1. Голенкова З.Т. и др. Общая социология: учеб. пособие — М.: Гардарики, 2005. — 474 с.
2. Горшков, М.К. Прикладная социология: методология и методы : учеб. Пособие / М.К. Горшков — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. — 416 с.
3. Готлиб, А. С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики : учеб. пособие / А. С. Готлиб. — М. : Флинта : МПСИ, 2005. — 384 с.
4. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. — М.: Университет, 2006. — 295 с.
5. Добреньков, В.И. Методология и методика социологического исследования / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с.
6. Елсуков А.Н. Социология: Учебник. Пособие для студентов вузов/ А.Н. Елсуков, Е.Н. Бабосов, А.Н. Данилов.- Издание 4-е, стереотип. — Мн.: «Тетра-Системс», 2003. — 317 с.
7. Иванов Д.В. Социология: Учебник / Под ред. Д.В. Иванова — М., Высшее образование, 2005.- 326с.
8. Кравченко, А.И. Социология: Общий курс : учеб. пособие для вузов / А.И. Кравченко. — М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002. — 640 с.
9. Лаборатория социолога: из опыта полевых исследований : учебное пособие / под ред. В.А. Ядова. — М.: Таус. 2008. — 389 с.
10. Лавриненко В.Н. Социология учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко.-3е изд., перераб. и дополн.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 448 с (Серия Золотой фонд российских учебников).
11. Методы социологического исследования : Социологический словарь / Отв.ред.Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев. М.: Изд-во `НОРМА`, 2008. — 460 с.
12. Общая социология : учеб. пособие / под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. — М. : ИНФРА-М, 2004. — 654 с.
13. Романов П. И, Ярская-Смирнова Е.П. Исследования в социальной работе. Оценка, анализ, экспертиза.- Саратов, 2004. — 285 с.
14. Самойленко Е.Н. Социология: Курс лекций для студентов специальности «Менеджмент организаций». Тема 9. Методы социологического исследования. — Киев, КНУСА, 2005. — 125 с.
15. Социология Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова, Под ред. Проф В.Н. Лавриненко — М.: ЮНИТИ 1998.- 349с.
16. Татарова, Г. Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях: учеб. пособие / Г. Г. Татарова. — М.: Новый учебник, 2004. — 206 с. — 385 с.
17. Татарова, Г.Г. Методы социологического исследования: Социологический словарь / Отв.ред.Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев. М.: Изд-во `НОРМА`, 2008.
18. Харчева В.Г. Основы социологии: Учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений. — М.: Логос, 2000. — 268 с.
19. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. — 3-е изд., испр. — Москва: Омега-Л, 2007. — 567 с.