1.1 Понятие структуры личности
Личность чаще всего определяют как человека в контексте его социальных, приобретенных качеств. К числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены. К понятию «личность» тесно примыкают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Личность — это социальное лицо, «личина» человека. Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Личность — высшее интегральное понятие, система отношений человека к окружающей действительности (В.Н. Мясищев).
Личность — совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев).
Личность — совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздествия (Рубинштейн).
Личность — общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен) [6, c. 23-24].
И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты [10, c. 78].
Б.Г. Ананьев: личность — субъект общественного поведения и коммуникации [4, c. 271].
А.В. Петровский: личность — человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.
К.К. Платонов: личность — человек как носитель сознания.
Б.Д. Парыгин: личность — это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое [15, c. 66-67].
В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует, в свою очередь, разноуровневого психологического анализа.
Личность как субъект политики
... субъектов политики занимает в ней одно из центральных мест. три главных аспекта: 1) личность как индивидуальные психо-физиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, ... по отношению к личности как объекту властвования. Индивид выступает в либерализме источником власти. Государство же — результат соглашения, договора свободных людей. Оно подконтрольно и подотчетно на ...
Как отмечает К.К. Платонов, за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить, по меньшей мере, четыре доминирующие теории личности:
1917-1936 гг. — личность как профиль психологических черт;
1936-1950 гг. — личность как опыт человека;
1950-1962 гг. — личность как темперамент и возраст;
1962-1970 гг. — личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности [22]
Другой известный советский психолог А.В. Петровский тоже говорил о существовании в отечественной психологии разных подходов к пониманию личности в разные исторические отрезки времени.
Период 50-60-х гг. характеризуется так называемым «коллекционерским» подходом, в рамках которого «личность выступает как набор качеств, свойств, черт, характеристик, особенностей психики человека».
К концу 70-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного (или структурно-системного) подхода, требующего выделения системообразующих признаков личности [14, c. 88].
Сегодня в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепринятая концепция личности.
Все социально-психологические теории личности вносят свою лепту в понимание личности, рассматривая при этом:
- что ее формирует;
- почему существуют индивидуальные различия;
- как происходят ее развитие;
- возможные изменение на протяжении жизни человека.
С позиций современного подхода понимания личности можно выделить три основные её подсистемы:
- Когнитивную, где результируются функции познания, которая включает в себя познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление и др.;
- Регулятивную, включающую в себя эмоционально-волевые процессы и обеспечивающую способность к саморегуляции деятельности и управление деятельностью других людей;
- Коммуникативную, которая реализуется в общении и взаимодействии с другими людьми.
Наряду с эти известный советский психолог К.К. Платонов предложил различать статистическую и динамическую структуры личности.
Статистическая структура личности — это отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности.
Всеобщие свойства психики, к ним относятся общие свойства для всех людей: ощущения, восприятие, мышление, эмоции;
- Социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);
- Идивидуально-неповторимые свойства психики, т.е.
характеризирующие индивидуально-типологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности) [10, c. 244-246].
Модель динамической личности структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе, отражается на сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.
Человек в поисках смысла жизни
... личности. Человеку важно быть нравственным – вот суть смысла жизни, по Достоевскому. Человек обязан быть не просто личностью – его жизнь должна быть идейно насыщенной. Глава 2. Смысл жизни человека – одна из главных проблем в философии Вопрос о смысле жизни ...
1.2 Составляющие структуры личности
В зависимости от того, как мы представляем психологическую структуру личности, мы по-разному строим свою работу с нею. В синтон-подходе главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности — это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела. Подробнее об этом:
Когнитивная сфера — все то, что выполняет у человека функцию рационального познания: память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия — в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями…).
Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки, разум в самом широком его понимании.
Аффективная сфера — все психические процессы, которые промоделировать разумным образом не представляется возможным. В первую очередь это все, что связано с мотивационно-потребностной сферой, процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми. Так же упрощая, это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, мотивы и потребности, впечатления и переживания. Это все то, что противопоставляют Разуму.
Мировосприятие — общее видение мира и отношение к нему. Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским. Я-концепция — важный элемент мировосприятия личности.
Направленность личности — это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Интегральная характеристика направленности личности — способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью.
Опыт — отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни, его привычки и автоматизмы [24].
Способности — важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Главные способности человека — это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Частных способностей — множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков.
Характер, или психотип — совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека. Соответственно, как о чертах характера, говорят о том, что есть люди по характеру (по психотипу) спокойные и нервные, рассудительные и импульсивные, решительные и сомневающиеся, люди-спринтеры и стайеры — вариантов не счесть.
Человек индивид личность взаимосвязь понятий
... Человек является носителем сознания, что означает, что он является сознательным, потому что сознание является результатом вовлечения сознания в события. Сознание как форма жизни — это, в свою очередь, способность, способность и привычка сопровождать сознанием ... функция личности. Каждый человек формируется только как личность в обществе и проявляется в общении с другими людьми. Нет никакой личности ...
Темперамент — энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек — реагирующий ярко, быстро, громко! Общераспространённо деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.
Рисунок тела. Рисунок тела складывается из рисунка походки, разворота плеч или сутулости, определенной посадки головы и определенного рисунка жестов, характерной мимики и привычных интонаций [24].
В личности есть много и других интересных и важных частей и элементов (самосознание и роли, самооценка и уровень притязаний, убеждения и ценности), но такая детализация возможна лишь при анализе разных уровней структуры личности. Важно, что в зависимости от типа и уровня развития личности в человеке может быть разный набор элементов психологической структуры и разное отношение между ними. Например, у человека-организма разум подчинен его чувствам, человек-личность подчиняет свои чувства разуму. У некоторых людей воля развита и присутствует, у других ее нет. Также далеко не у всех людей есть настоящее внутреннее «Я»: хозяин, который умеет всем этим внутренним хозяйством управлять.
2.1 «Я-концепция» личности
В реальной деятельности человека его психические проявления не изолированы, а взаимообусловлены сознанием. В ходе личностного онтогенеза психические проявления постепенно превращаются “в относительно устойчивые психические образования, в сознательно регулируемые действия, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним задач” [16, с. 457].
С переходом от животного к человеку “психика приобретает качественно новую структуру, обусловленную общественно-историческими закономерностями. Возникает сознание как ведущий уровень регуляции деятельности, формируется личность — источник высших проявлений активности психики” [16, с. 457].
Представить психику в ее функционировании одним из первых попытался З. Фрейд. Прежде всего он сравнивал сознание с айсбергом, на 9/10 погруженным в море бессознательного. Но скорее его можно изобразить в виде острова, погруженного в море неосознаваемого. Внизу следует поместить неосознаваемые механизмы сознательных действий: это — технические исполнители, “чернорабочие” сознания, многие из них образуются путем передачи функций сознания на неосознаваемые уровни. На одном уровне с процессами сознания можно поместить неосознаваемых побудителей сознательных действий. Они — того же ранга, что и осознаваемые побудители, но качественно отличаются тем, что вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и временами прорываются в сознание в особой символической форме. Наконец, надсознательные процессы находятся “островом”: они развертываются в форме длительной и напряженной работы сознания, результат которой — некоторый интегральный итог. Возвращается в сознание как новая творческая идея, новое отношение, чувство или жизненная установка,и меняет дальнейшее течение сознания [16, с. 463].
З. Фрейд писал, что “состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательно, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период — мы не знаем…” [16, с. 433].
Деятельность и сознание личности
... человека, отражается в его сознании – превращается в идеальное, а сознание как идеальное претворяется в действия, в реальное. Один из основополагающих принципов отечественной психологии, принцип единства сознания и деятельности, ... в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна при этом оставаться ...
Весьма красочно психическое пространство описывает Т. Г. Лешкевич. Так, он пишет: “Психическая жизнь окружает и охватывает сознание человека со всех сторон, оставляя ему лишь островки в океане Психеи. Зона максимально ясного сознания в психической деятельности сравнительно невелика. За ней идет полоса просто ясного сознания, затем минимального Психологічні науки сознания, за которым следует уже неосознаваемое. Понятие психического шире сознания. Психическая деятельность человека может находиться в фокусе сознания, иногда она не достигает уровня сознания (досознательное, предсознательное состояние, например у новорожденного) или же опускается ниже порога сознания (подсознательное).
Сознание не во всяком состоянии человека характеризуется своей максимальной концентрацией и прозрачностью. Рассеяно оно у человека в состоянии сильного опьянения, стресса, отсутствует во сне, в результате гипнотического воздействия, у некоторых категорий душевнобольных” [16, с. 433].
Понятием бессознательного, пишет А. Г. Спиркин, охватывается совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы разума, безотчетных и неподдающихся контролю [18, с. 171].
Т. Г. Лешкевич отмечает: “Бессознательное — глубинный фундамент психики. Оно проявляется в различных и многообразных формах: установка, влечение, ощущение, интуиция, сновидение, состояние аффекта и др. Термин “бессознательное” используется для характеристики как индивидуального, так и группового поведения, цели и действия которого не осознаются участниками процесса” [11, с. 434].
В вышеописанном психическом рождается и формируется идеальный образ. П. В. Алексеев и А. В. Панин об идеальном пишут так: “Идеальное — характерная черта, главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека… Идеальное — это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации” [3, с. 368].
Э. В. Ильенков утверждает, что сознание идеально, но идеальное не может быть сведено к сознанию, оно существует в объективированных формах. Ни о какой проблеме идеального применительно к животному миру, сколь угодно высокоразвитому, говорить всерьез нельзя. При несомненном наличии у животных психики, об идеальном речи быть не может. Человек обретает идеальный план жизнедеятельности только в ходе приобщения к исторически развивающимся формам общественной жизнедеятельности, только вместе с социальным планом существования, вместе с культурой. И в этом смысле идеальность не что иное, как аспект, измерение и определенность культуры [8, с. 432].
Э. В. Ильенков заявляет, что по отношению к психике, к психической деятельности идеальное — такой же объективный компонент, как горы и деревья, как Луна или звездный небосклон. Вследствие этого объективная реальность “идеальных форм” — это не какая-то выдумка идеалистов, а реальный факт. Вне человека и помимо человека никакого “идеального” нет [8, с. 432].
“Идеальное, — отмечает П. В. Алексеев и А. В. Панин, — по самому своему существу конструктивно. Оно стремится преодолеть наличное бытие, и в этом отношении оно критично к существующим его формам. Оно способно проникать в тенденции развития предметов, видеть их способность быть более развитыми, более совершенными. Идеальное толкает к этому, более совершенному, оно заключает в себе импульс такого движения и развития. Преобразующий характер идеального заложен в самой его сути” [3, с. 368].
Концепция сознания в психоаналитической теории Фрейда и негативной ...
... стремлений, целей, мыслей и идеалов. Средства массовой информации внушают людям, принадлежащим к самым разным общественным слоям, ... стремления Фрейда и Адорно в рамках сознания каждой отдельной личности и общества, культуры, цивилизации в целом, ... философских концепций, математических и естественнонаучные теорий, художественных стилей, школ в искусствознании, медицинских учений, теорий личности. ...
Связывая идеальное только с человеком, как существом социальным, общественным, мы должны ассоциировать идеальное не с любым субъективным в нем, не с любым психическим и не со всяким субъективным образом, а только с таким, который оказывается соотнесенным с будущим результатом его деятельности. Из всего многообразного содержания сознания выделяется тот тип чувственных и понятийных образов, в которых закладывается результат — то, что должно быть достигнуто, произведено, осуществлено. Идеальным может быть идеал общественного устройства, общий характер жизненного поведения человека, ориентированный на осуществление добра и справедливости, замысел художественного произведения, та или иная идея решения научной проблемы, замысел решения какой-либо технической задачи (создание определенного прибора, машины и т. п.), план строительства дома и т. п. Диапазон идеального весьма широк — от идеала общества и идеала всей жизни индивида до текущих житейских, “мимолетных” целей и решений. При этом проекты, идеи ближайшего и отдаленного будущего схватываются в представлении и мысли, в основном структурно, в их внутренней форме, в определенном порядке частей, компонентов, элементов. Процесс реализации же идеи (идеального) как раз и будет означать его (идеального) “угасание”, “умирание” и становление нового материального (или, если это научная гипотеза, теория, художественный образ — объективирование идеального в духовном), причем результат осуществления идеального будет, конечно же, отличаться от самого идеального своей конкретностью, уникальностью [3, с. 370].
Подчеркивание проективной сущности идеального “снимает” психолого-гносеологический подход к решению проблемы идеального, оставляя только то, что относится к целеполаганию, причем такому, которое связано с решением общественно и индивидуально значимых задач. Одно дело — пассивно отражать в формах психической реальности груду кирпичей, стальных балок и т. п., и другое дело — создать образ (сформировать замысел, план, т. е. идею) конкретного дома. В первом случае не будет никакого идеального, хотя и при этом складываются психические образы существующего и будет иметь место “информация в чистом виде”. Во втором же случае тоже появляется “информация в чистом виде”, но она уже оказывается отвлеченной, помимо прочего, от будущего результата деятельности (заметим, между прочим, что эта “пассивность” у человека не абсолютна, а относительна), а посредствующим звеном, предпосылкой выступает творчество человека. Без творчества, пусть едва уловимого, не может быть никакого идеального.
Необходимо теперь, в качестве общего итога рассмотренной проблемы, попытаться дать определение понятию “идеальное”. Одно из определений, которое можно взять для продумывания и осмысления следующее: идеальное -это гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программы, модели) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, Психологічні науки справедливость, красота и т. п.), которые подлежат реализации в деятельности человека [3, с. 370].
Ценности и ценностные ориентации личности
... ценностям — это ценностное отношение. 2. Классификация ценностей 2.1 Ценностные ориентации и их социальная обусловленность В окружающей действительности мало явлений, безразличных для людей, явлений, к которым они не выражают никакого ценностного отношения. Поэтому ценностей ...
Само понятие “Я-концепция” родилось в 1950-е годы в рамках некоторых психологических течений — феноменологического и гуманистического направлений, представителями которых были А. Маслоу, К. Роджерс и др. В отличие от бихевиористов и фрейдистов они рассматривали человеческое “Я” как некую целостность, фундаментальное, базовое основание поведения и развития личности [1, с. 15].
В. С. Агапов в работе “Возрастная репрезентация Я-концепции личности” пишет о том, что “Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности саморазвития в будущем” [2, с. 76].
Все исследователи данной проблемы изначально столкнулись с ее многоаспектностью и многовекторностью. Хорошо об этой проблеме сказал Р. Бернс в своей работе “Я-концепция и воспитание”. Процитируем этот момент полностью: “Даже такой простой материальный объект, как стакан, можно определить по-разному, в зависимости от практического или теоретического контекста. Тем более это верно в отношении таких понятий, как “личность”, “сознание” или “самосознание”. Дело не столько в терминологической нестрогости гуманитарных наук, сколько в том, что разные исследователи озабочены разными аспектами проблемы личности и человеческого “Я”. Но в чем, собственно, его загадка? Ф. Т. Михайлова волнует вопрос, каков источник творческих способностей человека, диалектика творящего и сотворенного. А. Г. Спиркина “Я” интересует как носитель и одновременно элемент самосознания. Д. И. Дубровский подходит к “Я” как к центральному интегрирующему и активирующему фактору субъективной реальности. Психологи (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Е. В. Шорохова и другие) рассматривают “Я” то как внутреннее ядро личности, то как ее сознательное начало, то как сгусток индивидуального самосознания, систему представлений человека о самом себе.
Исследовательский интерес нейрофизиологов направлен на выявление того, где, в каких разделах мозга локализованы регулятивные механизмы психики, позволяющие живому существу отличать себя от других и обеспечивать преемственность своей жизнедеятельности. У психиатров проблема “Я” фокусируется на соотношении сознательного и бессознательного, механизмах самоконтроля (“сила Я”) и т. д. и т. п”, — размышляет над проблемой “Я” известный философ и социолог И. С. Кон в своей нашумевшей книге “В поисках себя” [10].
Оценочная составляющая связана с отношением к себе или к отдельным своим качествам, самооценкой или принятием себя. Он пишет, что “Я-концепция” определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Описывая юношескую “Я-концепцию”, Р. Бернс указывает на общеизвестное противоречие: с одной стороны, “Я-концепция” становится более устойчивой, с другой стороны, “…претерпевает определённые изменения, обусловленные целым рядом причин. Во-первых, физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием, не могут не влиять на восприятие индивидом своего внешнего облика. Во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации “Я-концепции”, в частности к способности различать реальные и гипотетические возможности. Наконец, в-третьих, требования, исходящие от социальной среды (родителей, учителей, сверстников), могут оказаться взаимно противоречивыми. Смена ролей, необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т. д., могут вызвать ролевой конфликт и статусную неопределенность, что также накладывает явный отпечаток на “Я-концепцию” в пору юности” [10].
Физическая культура личности и ценности физической культуры
... культура личности - это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, ...
То есть, в зависимости от исходной проблемы и способов её расчленения меняется и значение понятий и их бесчисленных производных. Выявляя гносеологические корни Я-концепции, ее локус, мы обратили внимание на исследование Н. В. Щербатых. Автор прямо указывает местоположение “Я-концепции”: она находится в сознании, а именно в четвертом его элементе, о чем будет сказано ниже. Прежде всего для ученого “сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов” [21, с. 180].
К неотъемлемым признакам сознания Ю. В. Щербатых относит “речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий” [21, с. 180].
Структуру сознания у Ю. В. Щербатых составляет шесть элементов и именно четвертый — творческий — и является, по его мнению, началом “Я-концепции” личности. Исходя их логики нашего исследования, представляем структуру сознания в полном оригинальном объеме, как она представлена у данного исследователя. При этом Ю. В. Щербатых отмечает, что каждый из элементов “отвечает за определенную функцию сознания: 1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память).
На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире. 2. Различение субъекта от объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение “Я” и “не Я”).
Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка. 3. Отношение человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение)” [21, с. 180].
Одним из первых исследователей “Я-концепции” был У. Джеймс. В его представлении “Я-концепция” — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
В этой “Я-концепции” он видел “Две стороны Я” (Self) — субъективную и объективную. Одна сторона личности — есть “сознающее Я” (I), а вторая — та часть, которая осознается — “Я как объект”) (Me).
В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной.
Представления У. Джеймса о “Я-концепции” носят системный характер и выглядят следующим образом: а) “Духовное Я” (внутреннее и субъективное бытие человека, набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок); б) “Материальное Я” (то, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, друзья и пр.); в) “Социальное Я” (признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль); г) “Физическое Я” (тело человека, его первичные биологические потребности) [7, с. 224].
Сравнительные особенности ценностных ориентаций юношей и девушек ...
... понятий «ценности», «ценностные ориентации», «социально-психологические установки ценностных ориентаций личности»; выявить гендерные особенности ценностных ориентаций юношей и девушек; 4) выявить гендерные особенности способностями к эмпатии у юношей и девушек; организовать исследование особенностей ценностных ориентаций юношей и девушек на фоне гендерных особенностей эмпатии; 6) получить ...
Субъективно для индивида личность выступает как его “Я” (“образ Я”, “Я-концепция”), система представлений о себе, подтверждающая себя в процессах общения, деятельности.
“Образ Я” — то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким бы он хотел быть, каким бы он мог быть, если бы захотел и т. д.
“Я-концепция” — это совокупность представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Именно описательную составляющую “Я-концепции” называют “образом Я”. Составляющую, связанную соотношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой.
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут стать его тело, способности, социальные отношения, отдельные личностные проявления” [10, с. 138].
В отечественной научной литературе разработаны структура и функции “Я-концепции”. Изучив данный аспект проблемы, Ю. В. Щербатых пишет: “Я-концепция” возникает в процессе развития человека как итог трех процессов развития самосознания личности: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и прочее); самонаблюдения (своей внешности, своего поведения); самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними) [21, с. 225].
Н. Д. Творогова представила функциональную структуру “Я-концепции” в самосознании личности. К ней она отнесла три компонента “Я концепции”: когнитивный (“образ Я”); оценочный (самооценка); поведенческий. В оригинальном формате это выглядит следующим образом: “1. Когнитивная составляющая. Представления индивида о самом себе кажутся ему убедительными независимо от того, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия могут быть самыми разнообразными. Можно до бесконечности перечислять характеристики своего самовосприятия. К ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики, описание своего имущества, жизненных целей и т. п. Все они входят в “образ Я” с раздельным удельным весом, который (удельный вес) может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта или просто под влиянием момента. Такое самоописание — способ охарактеризовать неповторимость своей, личности через сочетание ее отдельных свойств.
2. Оценочная составляющая. Источником оценочных значений индивида является его социокультурное окружение. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Кроме того, важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа “реального Я” с образом “идеального Я” (с представлением о том, каким человек хотел бы быть)” [19, с. 138-139].
Все исследователи данного вопроса подчеркивают важную роль “Я-концепции” в жизни личности, что проявляется, прежде всего, в следующих ее функциях:
- а) способствует достижению внутренней согласованности;
- б) определяет характер интерпретации жизненного опыта личности;
- в) является источником установок и ожиданий личности.
Таким образом, научный анализ системы “идеального”, “идеального образа” и “Я-концепции” личности позволяет нам сделать несколько заключений: во-первых, идеальный образ, формируемый в течение жизни, является высшей формой “Я-концепции” личности; во-вторых, локусом идеального образа является психическое пространство личности; в-третьих, актуальность проблемы “идеального” не вызывает сомнения и требует своего дальнейшего изучения.
2.2 Ценностные ориентации в структуре личности
В отечественной психологии неуклонно растет интерес к ценностно-ориентационной сфере личности и особенностям ее проявлений в деятельности и поведении. Долгое время понятие «ценность» всерьез не использовалось в психологии, поэтому его научный статус оставался довольно неопределенным. Ценности рассматривались как субъективные отношения личности (Б. Ф. Ломов), как общие смыслы жизни, принятые человеком (Б. С. Братусь), абстрактные ориентиры и жизненные цели (Е. И. Головаха).
Таким образом, роль ценностей и ценностных ориентаций в мотивационном процессе достаточно велика и заслуживает эмпирического рассмотрения.
Ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности и определяющий общий подход человека к миру [3, с. 29]. По М. И. Боришевскому, ценностные ориентации — одна из важнейших детерминант самоактивности личности, поскольку ценности являются таким образованием сознания и самосознания, которое тесно связано со сферой потребностей личности. Ценностные ориентации, выполняя функцию отбора, влияют на функции целеполагания, планирования и самоорганизации. Они являются фактором, который регулирует и частично детерминирует мотивацию [11, c. 261].
В философском понимании под ценностными ориентациями понимают наиболее важные элементы внутренней структуры личности, которые закреплены жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяют важное, существенное для данного человека от несущественного.
Под ценностями исследователи понимают духовные общечеловеческие принципы, которые становятся составной частью личности, а под ценностными ориентациями — определенные убеждения личности относительно важности этих ценностей. По мнению современного исследователя Н. Н. Оксы, ценностные ориентации — это элемент структуры личности, который характеризует общую направленность человека на цель и способы деятельности, имеет субъективно-объективную основу, представляя таким образом, сердцевину личности. Ценностные ориентации рассматриваются им как относительно самотоятельный компонент структуры сознания, образующий индивидуальный облик личности [6, с.222].
Хотя суть понятия «ценность» трактуется в научной литературе неоднозначно, в зависимости от концептуальных основ научных направлений (натурализм, экзистенционализм, материализм, феноменология и др.), можно выделить такие подходы к пониманию данного понятия: ценности как атрибут культуры в широком понимании выступают социальным эквивалентом общественного сознания, его идеалов и нормативов, в таком понимании ценности всегда объективны; ценности на уровне индивидуального сознания приобретают для человека субъективную значимость предметов и явлений в соответствии с системой его интересов, идеалов, стремлений; ценности в личностном аспекте составляют избирательное отношение человека к различным сторонам действительности, что отражается в формах ценностных ориентаций, установок, суждений, оценок и выступает объектом осмысления, источником переживаний и регулятором поведения [6].
Именно в этом значении преимущественно используют понятие «ценность» психологи (Б. С. Братусь, М. С. Каган, А. Маслоу, Г. Олпорт и другие).
Б. Г. Ананьевым ценностные ориентации были отнесены к первичному классу личностных свойств, которые преимущественно определяют особенности мотивации и структуру общественного поведения, составляющих как бы второй ряд личностных свойств [4, с.51]. То, что ценности во многом определяют поведение, подтверждается мнением В. Франкла: «В действительности… человека не побуждают влечения, а притягивают ценности» [20, c. 74].
Ценностные ориентации — одно из основных понятий, используемых при построении психологических концепций личностной регуляции поведения. По мнению И. С. Кона ценностные ориентации составляют устойчивое ядро, вокруг которого интегрируются и иерархизируются мотивы. Ценностные ориентации, таким образом, подчиняют себе частные, преходящие стремления [9, с.29].
Необходимо рассмотреть основные подходы к классификации ценностных ориентаций. В. Франкл выделяет три группы позитивных смыслов-ценностей:
- ценности творчества, которые реализуются через труд человека, вносящего определенный личностный смысл в свою работу;
- ценности переживания, проявляющиеся в чувствительности человека к другим людям, природе, некоторым предметам;
- ценности отношения, связанные с реакцией человека на ограничение его возможностей, когда он оказывается во власти
- обстоятельств, которые не может изменить.
Исследователь считает, что мерой состоятельности человека как личности является то, как он относится к своей судьбе, тяготам жизни, неудачам, ошибкам, какую позицию по отношению к ним занимает. Благодаря ценностям-отношениям, человеческое существование не может быть бессмысленным. [20] А. Маслоу рассматривает ценность в смысле греческого telos, конечной цели, к которой стремится человек, и как сам процесс жизни. Выделяя ценности-средства и целевые ценности, он описывал ситуацию преобразования первой во вторую: «Практически любую деятельность, выступающую как средство, (и ценную в этом качестве), можно преобразовать в деятельность, служащую целью (в целевую ценность), если мы достаточно мудры, чтобы пожелать этого. Труд, которым человек занялся, чтобы заработать на жизнь, он может полюбить ради самого этого труда» [12, с. 110]. Ценности, составляющие структуру и содержание ценностных ориентаций, разделяются таким образом на две основные группы с точки зрения целей и задач, которым служит та или иная ценность: ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные).
Терминальные ценности — это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу (то, к чему человек стремится сейчас и в будущем), как бы определяют смысл жизни человека.
Ценности определяют в значительной степени мотивы и цели организации деятельности, регулируют степень усилий субъекта. По В. Франклу: «…Ценности ведут и притягивают человека… У человека всегда имеется свобода: свобода делать выбор между принятием и отверганием предлагаемого, то есть между тем, осуществить потенциальный смысл или оставить его нереализованным» [20, с. 246]. По его мнению, стремление к смыслу выражает экзистенциальную потребность человека, в отличие от биологических и социальных потребностей. Стремление к смыслу можно определить как базовое стремление человека найти и осуществить смысл и цель. В то же время, ценностные ориентации являются внутренне противоречивым образованием, так как наиболее важные жизненные ценности могут быть наименее доступными. Такая несогласованность между ценностями и их реализацией является неотъемлемой частью ценностно-смысловой сферы личности.
Ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития, зависят от того, в какую деятельность включена личность.
В данном случае мы исходим из возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, который рассматривал психическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения [2, с. 66]. В зависимости от этого ценностные ориентации можно классифицировать по двум группам: предметные и межличностного общения. Основные координаты личностного пространства по Т. М. Титаренко — психологическое время и психологическое пространство. В своей структурированной форме жизненный мир личности предусматривает ценностную иерархизацию окружающей действительности в соответствии с отношением к времени собственной жизни, самому себе и отношением к окружающему, другим людям. Единицей измерения психологического пространства по данной теории являются отношения, а психологического времени — индивидуальная мера самореализации [17, с.14-15]. Выделенные Т. М. Титаренко два измерения ценностных ориентаций проявляются и на этапе их становления. Опираясь на данную теорию, можно выделить две группы ценностных ориентаций: выражающие отношение личности к самой себе, собственной жизни (психологическое время) и выражающие отношение личности к другим людям (то есть, наиболее значимые роли личности — психологическое пространство).
Ценностные ориентации как один из элементов структуры личности играют решающую роль в регуляции поведения и выборе жизненного пути. Ценностные ориентации можно рассматривать в контексте более сложных образований личности, а именно в структуре самосознания, жизненных отношений и направленности личности. В зависимости от выраженности психологического времени и пространства, ценностные ориентации можно классифицировать по двум группам: выражающие отношение личности к самой себе, собственной жизни (психологическое время) и выражающие отношение личности к другим людям (наиболее значимые роли личности — психологическое пространство).
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. М., 1991. 260 с.
2. Агапов, В. С. Возрастная репрезентация Я-концепции личности / В. С. Агапов. М., 1992. 360 с.
3. Алексеев, П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. П. Панин. М.: Проспект, 1997. 568 с.
4. Ананьев Б. Г. Психологическая структура личности и её становление в процессе индивидуального развития человека / Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Куликов Л. В. СПб.: Питер, 2000. 480 с.
5. Батаршев А. В., Алексеева И. Ю., Майорова Е. В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб.: Питер, 2007. 192 с.
6. Гиппенрейтер Ю. “Введение в общую психологию”. Москва, 1996 г.
7. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс. М.: Педагогика, 1991. 420 с.
8. Ильенков, Э. В. Диалектика идеального / Ильенков Э. В. // Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. С. 229-274.
9. Кирилова Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников// Вопросы психологии, 2000. №4. С. 29-38.
10. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
11. Лешкевич, Т. Г. Философия. Вводный курс / Т. Г. Лешкевич. М.: Контур, 1998. 461 с.
12. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы/ Пер. с англ. М.: Смысл, 1999. 425 с.
13. Общая психология, Маклаков, Питер, 2001 г.
14. Психология личности. Дж.Капрара, Д. Сервон, Питер, 2003 г.
15. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. ред. Райгородский Д.Я. Самара, 2008 г.
16. Словарь практического психолога / под ред. С. Ю. Головина. Минск: Харвест, 1997. 799 с.
17. Современный психологический словарь. Мещеряков Б.Г., В.П. Зинченко, СПб., 2007 г.
18. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. М.: Наука, 1972. 362 с.
19. Творогова, Н. Д. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов / Н. Д. Творогова. М.: Педагогика, 2003. 360 с.
20. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. Пер. с англ. и нем./ Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
21. Щербатых, Ю. В. Общая психология / Ю. В. Щербатых. СПб.: Питер, 2008. 272 с.
22. http://becmology.ru/blog/psychology/person_rus01.htm.
23. .
24. http://www.psychologos.ru/articles/view/struktura_lichnosti.