Актуальность работы. Человек развивается непосредственно в окружающей его среде обитания, а она наполнена большим количеством опасностей. Безопасность существования человека является одним из наиболее важных вопросов. В России от социальных, техногенных, природных и иных катастроф каждый год погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Вследствие этого важнейшей задачей государства является – защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.
Особенно часто подвержены опасности дети. Дети доверчивы, внушаемы, открыты в общении и любознательны, что способствуют их наибольшей уязвимости. И чаще всего, ситуация которая для взрослого не является опасной, для ребенка может стать таковой, так как ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, а также подготовить его к возможным для него опасностям.
Вопросы безопасного поведения дошкольников поднимаются многими современными педагогами и психологами (Н.Н. Авдеева, К.Ю. Белая, И.А. Лыкова, Т.К. Телегина, Т.А. Шорыгина), так как они определяют успешную социализацию ребенка в будущем. Проблемам безопасности дошкольников уделяется достаточное внимание: разрабатываются парциальные программы, проекты, методические рекомендации по этим вопросам. Вопросы воспитания безопасного поведения дошкольников стоят в одном ряду с традиционными задачами охраны и укрепления жизни и здоровья детей.
Цель исследования – сформулировать и обосновать условия воспитания безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность безопасного поведения и его значение для жизнедеятельности человека;
Правила безопасного поведения ребенка дома и на улице. Возможные ...
... рассеянности, пренебрежения техникой безопасности, могут возникнуть опасные ситуации. Правила безопасного поведения ребенка в быту следующие: запрещается ... правила безопасности пребывания на улице и дома. В данном реферате я рассмотрю круг вопросов: какая опасность подстерегает Вас в быту; основные правила электробезопасности; правила безопасности при использовании газа; правила безопасного ...
2) указать возможные опасности окружающей среды для детей дошкольного возраста и проблемы их преодоления;
3) представить формы и методы работы с дошкольниками по формированию основ безопасного поведения;
4) раскрыть содержание воспитательной работы по формированию у детей основ безопасного поведения на примере МБДОУ № 350;
5) показать результаты диагностики сформированности у детей компонентов безопасного поведения;
6) спланировать деятельность воспитателя по формированию основ безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста.
Теоретической основой исследования являются работы, посвященные вопросам воспитания безопасного поведения личности в целом и детей дошкольного возраста; специальная и периодическая литература, интернет-издания.
В исследовании использовался комплекс методов исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; изучение опыта педагогической работы дошкольных образовательных учреждений; педагогическое наблюдение и педагогическая диагностика.
Практическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации материалов по вопросам воспитания детей дошкольного возраста безопасному поведению и использовании данных материалов в практике работы дошкольных учреждений.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложением.
1. Теоретические основы формирования безопасного поведения дошкольников
1.1. Сущность безопасного поведения и его значение для жизнедеятельности человека
Безопасность является не только важной характеристикой, но и критерием функционирования, стабильности и развития любой системы. Для личности ребенка характерно присутствие доверчивости, податливости, быстрая восприимчивость, а также неустойчивая нервная система, поэтому дети особенно нуждаются в защите их интересов, потребностей, что возможно только в условиях безопасности. При этом безопасность является отражением эффективного функционирования общества, государства, цивилизации.
Традиционно выделяется три основные функции системы социальной безопасности:
- экологическая – гарантия сохранности и эффективности всех видов инвестиций в человеческий капитал, сохранение и развитие социума;
- психологическая – предупреждение тревожности, преодоление неопределенностей, встречающихся в реальном развитии;
- аксиологическая – сохранение многообразия возможностей и ценностей, обеспечивающих выживание общества [11, 7].
Абсолютная безопасность как состояние полной защищенности жизненно важных интересов личности от любых внешних и внутренних угроз практически невозможна в реальном мире. Всегда существуют определенные угрозы. При этом уровень безопасности соответствует возможности управления этими рисками. Управляемость рисками обеспечивается безопасным поведением, деятельностью, направленной на управление рисками и предотвращение потенциального вреда.
«Безопасное поведение детей дошкольного возраста в быту»
... работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку ... основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто ...
Безопасность наиболее часто рассматривается в контексте таких понятий, как безопасное поведение, безопасный образ жизни, здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни. Кроме того, безопасное поведение включает в себя ответственное отношение к своей жизни, которое у детей еще слабо развито.
Таким образом, безопасное поведение представляет собой поведение, обеспечивающее безопасность жизнедеятельности личности, а также не наносящее вред окружающим людям.
Согласно определению, которое дал С.Л. Рубинштейн, поведение представляет собой особую форму деятельности. Она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений [11, 8].
У человека безопасное поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих относительно безопасный контакт индивида с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных интересов и достижение значимых целей.
Формирование безопасного поведения у детей с одной стороны подчинено общим закономерностям развития навыков, а с другой стороны, должно опираться на особенности детской психики, физиологических возможностей и жизненного опыта ребенка. Наиболее успешно поведение развивается и проявляется в ведущем виде деятельности.
Безопасное поведение в целом включает в себя начальные знания основных правил поведения и мер предосторожности. Которые в свою очередь направлены на исключение заранее неверного поведения человека, приводящего к аварийным и трагическим ситуациям. Где бы ни работал человек, дома или в государственном (частном) учреждении, вне зависимости от того какой вид деятельности он выбрал, его жизнь и здоровье контролируется правилами безопасности. Всегда самая обычная невнимательность в местах повышенной опасности чревата несчастными случаями [5, 3].
Формирование безопасного поведения включает в качестве составных частей следующие аспекты:
− общую теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.),
− формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска),
− психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к риску и т.д.),
− развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности и т.д. как основы безопасности человека и общества) [13, 47].
Исходя из этого, мы можем выделить две составляющие, которые в итоге и формируют безопасное поведение: формирование предметных действий предстоящей деятельности (как условие подготовки к этой деятельности в условиях риска) и специальная подготовка к безопасности жизнедеятельности.
Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности
... личности безопасного типа выступает деятельность психики и мозга человека, соотношение социального и биологического в психике личности. Сталкиваясь в процессе жизнедеятельности с ... формирование жертвенного (виктимного) поведения, но и в целом на формирование уязвимой личности с деформированным личностным профилем. ( В.Ю Микрюков,2008) Одним из основных факторов, влияющих на формирование поведения ...
Взрослые знают, что все виды работ и сферы жизни человека потенциально опасны (или могут осуществляться в опасных условиях).
Поэтому и процесс формирования любой деятельности является частью подготовки к безопасности жизнедеятельности. В узком понимании формирование безопасного поведения – присвоение дошкольниками части культуры поведения, основная функция которой – реализация безопасности человека и общества [2, 61].
Кроме того, в узком смысле формирование безопасного поведения – это специальная подготовка к безопасности жизнедеятельности. Она осуществляется на материале подготовки к конкретным видам опасных и экстремальных ситуаций, условиям (вредным, опасным) деятельности, результаты которой имеют обобщенный характер и способствуют безопасности в разнообразных конкретных видах и условиях деятельности [12, 67].
Формирование безопасного поведения это сложная система. Система, которая выступает в качестве компонента, элемента, этапа, функции, цели, содержания, формы, средства, закономерности, принципа, педагогического условия воспитания. Кроме этого, формирование безопасного поведения может входить в состав, как воспитания, так и педагогического процесса, учебного воспитательного процесса, учебного процесса, процесса обучения курсу ОБЖ и так далее. Из педагогических категорий, фиксирующих максимально широкий спектр педагогических явлений, обозначающих конкретное воплощение практики воспитания и обучения, наиболее приемлемым для продолжения анализа является понятие «педагогический процесс» [6, 492].
Формирование безопасного поведения – это одна из частей педагогического процесса, которая помогает сформировать личность, готовую действовать в непредвиденных (а так же опасных и экстремальных) условиях. Личность, стремящуюся к постоянному самосовершенствованию и исполнению новых возможностей. В качестве такого компонента в учебном процессе обычно выступает тот или иной учебный курс, например в школе – это основы безопасности жизнедеятельности, а в дошкольном учреждении – это ознакомление с окружающей и социальной действительностью, в нее так же входят валеология и экология. Такого рода учебные дисциплины, основным содержанием которых является культура безопасности, объединяет усилия всех педагогов по подготовке дошкольников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности [4, 64].
Формирование безопасного поведения – важный этап педагогического процесса, на котором происходит принятие культуры безопасного поведения в личности детей. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности дошкольников, в ходе которого освоение культуры безопасного поведения выступает в качестве ведущей цели [5, 5].
Формирование безопасного поведения – функция педагогического процесса, которая проявляется в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности дошкольников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Названная функция реализуется на всех НОД и свободной деятельности в дошкольном учреждении. Ее проведение, прежде всего, тесно связано с содержанием обучения и воспитания.
Педагогическая поддержка ребенка
... стали всматриваться в глубину процесса становления личности. Что же такое педагогическая поддержка? Педагогическая поддержка - это действия педагога в ситуации, когда ребенок в быстро изменяющихся обстоятельствах ... значение для развития ребенка. Деятельность педагога по сути своей должна содержать перспективно ориентированное развитие потребностей, мотивов поведения, установок, ценностных ориентаций ...
При знакомстве дошкольников с информацией о свойствах воды (ознакомление с окружающим), правильное обращение с колющими и режущими предметами (аппликация, художественный труд), о возможных действиях мошенников и преступников (ознакомление с действительностью), о безопасном поведении в общественном транспорте (ознакомление с социальной действительностью) так или иначе, развивается готовность воспитанников к профилактике рисков. В мировоззренческих идеях, нравственных ценностях, в философских взглядах, в личном опыте общения с другими представителями человечества воплощена культура безопасного поведения [12, 70].
Именно эти элементы культуры пронизывают сознание дошкольников независимо от содержания изучаемых тем в ходе образовательной деятельности. Реализация названной функции в данном случае обусловлена возможностями методов обучения и воспитания, морально-психологическим климатом на занятиях, характером общения участников педагогического процесса, личностным воплощением формирования безопасного поведения, то есть уровнем сформированности культуры безопасности у педагога и учащихся [18, 75].
Если в педагогическом процессе осуществляется систематическая превентивная работа по подготовке дошкольников к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности, то это способствует повышению уровня их безопасности, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности. Именно в этом и заключается закономерность педагогического процесса по формированию безопасного поведения у дошкольников. Данная взаимосвязь является объективной, повторяющейся, существенной, необходимой связью компонентов воспитания старших дошкольников в условиях детского сада">процесса воспитания. Прежде всего, это связи между целями, содержанием, средствами воспитания и результатами педагогического процесса [21, 27].
Принцип формирования безопасного поведения направляет участников воспитания на каждодневное усвоение и использование безопасного поведения в процессе вхождения в жизнь. Вытекая из закономерности, сформулированной выше, данный принцип пока не называется в учебниках педагогики, однако в практике педагогического процесса он на вооружении у многих педагогов, усматривающих в своей работе важную миссию – сохранение жизни воспитанников и создание предпосылок к устранению угрозы гибели человечества. Данный принцип следует отличать от педагогического принципа безопасности, который ориентирует педагога на создание безопасных условий в педагогическом процессе. При формальном анализе данные принципы могут выглядеть как противоречащие друг другу. Принцип безопасности предполагает безопасные условия воспитания, а принцип формирования безопасного поведения предполагает использование опасных ситуаций для формирования у воспитанников опыта деятельности в таких ситуациях [5, 5].
Формирование безопасного поведения является педагогическим условием ввода детей в жизнь для формирования личности, готовой действовать в непредвиденных (в том числе опасных и экстремальных) ситуациях. Признаки формирования безопасного поведения отражают разные стороны безопасного поведения: вхождение в состав педагогического процесса, наличие у педагогического процесса функции, закономерный характер формирования безопасного поведения в педагогическом процессе, осознание учителями закономерности в виде педагогического принципа [2, 38].
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением [8, 114].
Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является поощрение развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в ДОУ, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны применить в реальной жизни, на практике.
1.2. Возможные опасности окружающей среды для детей дошкольного возраста и проблемы их преодоления
Маленький ребенок открыт для существующих в обществе нормативных социокультурных представлений. Успешное усвоение норм и правил, стремление подражать примеру взрослого позволяют ему легко перенять ту культуру, в которой он живет. Внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности формируется из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности [10, 29].
По мнению К.Ю. Белой, если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, опасности можно избежать. Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы), сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях, помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности [1, 6].
Безусловно, методы формирования безопасного поведения у дошкольников напрямую связаны с условиями проживания. Окружающая ребенка среда диктует соответствующие способы поведения. Решая проблему повышения культуры безопасности, нельзя использовать единую модель планирования воспитательно-образовательной работы. Выбор основных средств работы в этой области определяется конкретными условиями.
Формирование опыта безопасного поведения в дошкольном возрасте основывается на взаимодействии трех субъектов системы образования: воспитателей, родителей, детей. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только объединяя усилия и адекватно подбирая содержание игровых занятий в соответствии с возрастом ребенка. При взаимодействии с родительской общественностью в дошкольном учреждении реализуются следующие задачи:
- знакомят детей с основами безопасности в различных ситуациях, расширяя социальный опыт общения и поведения;
- учат распознавать опасность, определять источник угрозы жизни и здоровью;
- формируют у детей положительное отношение к правилам поведения на основе расширения круга нравственных представлений и ценностных ориентиров;
- воспитывают уверенность в себе, чувство собственного достоинства, поддерживают желание самостоятельно пользоваться полученными знаниями в различных ситуациях общения и взаимодействия;
- учат моделировать комплекс мер в конкретных ситуациях, ликвидировать возможные последствия [9, 7].
Безопасность поведения и общения – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является воспитание мотивации к безопасности, стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике [19, с. 8].
Для защиты от опасностей необходимо понять, откуда исходит угроза.
Существуют самые разнообразные классификации источников опасностей. Мы выделим два условных источника: естественный и социальный.
Естественные источники опасностей связаны с природой: сезонные явления, сильное движение воздуха (ураганы, штормы и пр.), влажность (высокая или низкая), атмосферное давление, недостаточная освещенность, химические вещества в разных состоянии (твердом, газообразном, жидком), различные представители флоры и фауны, микроорганизмы и др.
Социальные источники опасностей связаны с деятельностью человека и результатами его труда: разнообразные ситуации общения и взаимодействия с социумом, рукотворные предметы, нервно-психические перегрузки (умственные, эмоциональные), техногенные источники опасности (использование транспортных средств, эксплуатация подъемно-транспортного оборудования, горючих, взрывоопасных веществ и материалов, использовании электрической энергии, химических веществ и материалов, использование электрической энергии, химических веществ и др.)
Содержательные линии в работе с детьми дошкольного возраста определяются той классификацией опасностей, которую выбирает педагог в своей работе. В большинстве программ предлагается материал по следующим содержательным линиям:
- безопасность на улицах и дорогах;
- безопасность в быту (рукотворные предметы, микроорганизмы, микробы, правила личной гигиены);
- безопасность в природе (растительный и животный мир, природные явления, стихии);
- безопасность взаимодействия с социумом;
- пожарная безопасность.
Признаками, определяющими опасность, являются: угроза для жизни; возможность нанесения ущерба здоровью; нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
Некоторые взрослые, переживая за детей и стараясь уберечь их от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путем прямых запретов. Но как показала практика — и тот, и другой путь мало приносит эффекта. При наставлениях и нравоучениях у взрослого возникает иллюзия, что ребенок понял смысл того или иного правила поведения, тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительно, и если обстоятельства немного изменить ребенок снова может допустить опасную ошибку. Другая крайность — запреты неизбежно приводят к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запретов становится слишком много, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям и травмам [6, 768].
Что же делать для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию? Необходимо чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации. Правила поведения и меры безопасности тесно связаны с условиями проживания человека: современный мегаполис или деревня, квартира в многоэтажном доме или одноэтажный дом, дом в горах или дом у леса – каждая среда предъявляет совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.
Именно от информированности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде. Постигая источник опасностей, человечество нарабатывает разнообразные правила безопасного поведения, которые можно условно отнести к двум группам:
- предупредительные правила, которые носят профилактический характер и нацелены на предотвращение возможных опасных ситуаций;
- правила поведения в ситуации опасности, которые носят действенный характер и нацелены на сохранение жизни и здоровья в ситуации возникшей (протекающей) опасности.
В работе с детьми дошкольного возраста основное содержание работы по формированию основ безопасного поведения строится на трансляции предупредительных правил. Большая часть этих правил отрабатывается в реальной жизни ребенка, например в рамках формирования культурногигиенических навыков, речевого этикета и пр. вторая группа правил (правила поведения в ситуации этикета) более активно и эффективно отрабатывается в условиях семейного воспитания [3, 67].
Поэтому работа педагогов тесно связана с работой по взаимодействию с семьями воспитанников.
Каждый день мы сталкиваемся с тем, что люди нарушают правила безопасного поведения: кто-то из-за незнания объекта воздействия, а соответственно правил безопасного поведения и способов их выполнения; кто-то из-за нежелания выполнять правила и др. Именно причины нарушения правил безопасности определяют основные блоки системы работы по формированию основ безопасного поведения. К ним относятся:
- знание (опасностей, их особенностей, причин возникновения), которые необходимо давать детям;
- навыки (защиты от опасности и предотвращения опасных ситуаций), которые надо формировать;
- культура безопасного образа жизни (отношение к безопасности с позиции себя, других людей или объектов природы), которую надо воспитывать.
Таким образом, только комплексная работа по предоставлению ребенку знаний о правилах безопасного поведения позволит сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях, помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.
1.3. Формы и методы работы с дошкольниками по формированию основ безопасного поведения
Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников в дошкольной организации необходимо осуществлять в двух направлениях: устранение опасных ситуаций в помещении и на участке, а также воспитание безопасного поведения у самих дошкольников.
Создание условий для предотвращения и устранения опасных ситуаций в помещении и на участке детского сада регламентируется санитарными правилами и нормами и является непреложным законодательным условием для функционирования образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования.
Рассмотрим наиболее распространенные методы воспитания безопасного поведения у дошкольников. Под методами обучения мы понимаем методы, с одной стороны, преподавания (деятельность взрослого), а с другой – научения (деятельность самих воспитанников).
Методы преподавания, согласно В.И. Андрееву, заключаются в разработке с учетом дидактических закономерностей и принципов системы приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых взрослым позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью детей в процессе решения определенного типа педагогических задач [3, 8].
Отечественные педагоги Е.Я. Голант, И.Т. Огородников, С.И. Перовский выделяют три группы методов: словесные (рассказ, беседа, вопросы к детям и пр.), наглядные (показ, демонстрация и пр.), практические (выполнение творческих проектов, игры и упражнения и пр.) [3, 9].
В таблице 1.3.1 представлен обобщенный вариант традиционных методов и их разновидностей, используемых в работе педагогов детских садов в настоящее время при формировании основ безопасного поведения у дошкольников. Рассмотрим представленные в таблице 1.3.1 методы подробно.
Наглядные методы применяются во всех возрастных группах. Они позволяют сформировать у детей четкое представление о способах обращения с различными предметами и взаимодействия с разными людьми (знакомые, незнакомые, потенциально опасные и дружественно настроенные), а также с объектами живой и неживой природы.
В процессе восприятия поведения взрослого и подражания им дети усваивают способы установления положительных взаимоотношений с педагогом и другими детьми, соблюдение отдельных норм и правил поведения:
- не обижать, не дразнить других, не отнимать понравившуюся игрушку;
- сдерживать свои желания, выражать чувства в приемлемой форме;
- здороваться, прощаться, благодарить за оказанную помощь, извиняться за причиненное беспокойство или в случае проступка и др.
В группах младшего дошкольного возраста показ сопровождается развернутыми комментариями, проговариванием взрослым собственных действий вслух с уточнением возможных скрытых опасностей, которых следует избегать при взаимодействии с конкретным предметом или объектом. Например, при передаче ножниц друг другу.
Таблица 1.3.1
Методы формирования основ безопасного поведения у дошкольников
Методы |
Младший и средний дошкольный возраст |
Старший дошкольный возраст |
Наглядные |
Образец поведения взрослых и старших дошкольников |
Образец поведения взрослых |
Рассматривание картин, иллюстраций, наглядных пособий |
Рассматривание картин, буклетов, иллюстрации, наглядных пособий |
|
Просмотр мультфильмов, диафильмов |
Просмотр обучающих мультфильмов, фильмов, онлайндиафильмов |
|
Показ мультимедийных презентаций |
Показ мультимедийных презентаций, Демонстрация электронных энциклопедий |
|
Показ кукольных представлений по проблемным ситуациям |
Показ кукольных и драматических спектаклей по проблемным ситуациям |
|
Комментированный показ безопасных действий с предметами и объектами |
Демонстрация элементарных опытов, показ приёмов самозащиты |
|
Простейшие наблюдения |
Сравнительные наблюдения, экскурсии |
|
Словесные |
Ситуационное индивидуальное общение |
Ситуационное индивидуальное и групповое общение |
Объяснение, напоминание |
Объяснение, напоминание, инструкция |
|
Чтение художественной литературы, загадывание загадок |
Чтение художественной литературы, [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/metodyi-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-2/ загадывание загадок и сочинение загадок |
|
Рассказ, рассказ-пояснение |
Рассказ, составление рассказов из личного опыта детей |
|
Беседы, обсуждение проблемн. ситуаций |
Беседы, решение проблемных ситуаций |
|
Практические |
Игры с правилами, игровые упражнения |
Игровые упражнения, игры с правилами, компьютерные игры, игры – придумывания |
Самостоятельные игры детей (сюжетные и с правилами) |
Самостоятельные игры детей (сюжетные и с правилами) |
|
Ситуационно — имитационное моделирование действий с потенциально опасными предметами домашнего обихода |
Игровые упражнения и моделирование ситуации с использованием макетов группы, комнаты, транспортных средств, улицы города; игровые упражнения в автогородке |
|
Выполнение творческих заданий продуктивного и ролевого характера |
Выполнение творческих проектов, проведе-ние викторин, конкурсов, командных игр |
|
Совместное изготовление газет |
Совместное изготовление газет, плакатов, буклетов |
|
Изготовление книжек — самоделок Игры- инсценировки |
Изготовление книжек самоделок, электронных книг, съемка мультфильмов Подготовка и показ спектаклей (дети говорят и показывают) Проведение тренингов Изготовление классификационных таблиц Встречи с сотрудниками МЧС, ГИБДД, пожарной охраны |
Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов, иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий позволяет вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме. В старших группах удобно хранить тематические подборки картин и иллюстраций в прозрачных пластиковых папках, а в младших группах целесообразно ламинировать и хранить на открытой подставке для книг.
Мультимедийные пособия используются в работе с детьми среднего возраста при непосредственном участии со стороны взрослого. Просмотр обучающих мультфильмов – это метод наиболее привлекателен для детей.
Показ кукольных и драматических спектаклей по проблемным ситуациям – это очень популярная у дошкольников форма наглядного метода. В группах младшего дошкольного возраста целесообразно самому педагогу вести ролевые диалоги с куклой, демонстрирующие или поясняющие способы поведения в различных проблемных ситуациях. Например: как поступить, если разбилась чашка? И подобные такие жизненные ситуации, обсуждаемые на примере персонажа, не несут личностной эмоциональной окраски и воспринимаются большинством детей достаточно адекватно.
Сравнительные наблюдения, экскурсии – это очень действенные разновидности наглядного метода. Они позволяют максимально приблизить детей к объектам и получить колоссальный сенсорный опыт. В группах младшего дошкольного возраста предпочтения отдается простейшим наблюдениям. В группах старшего дошкольного возраста на первый план выдвигаются сравнительные наблюдения: сравнение крапивы и одуванчика и др. это позволяет структурировать представления дошкольников об особенностях внешнего вида и функционального назначения различных объектов, стимулировать мыслительные операции анализа и синтеза.
В старших группах весьма полезно организовать экскурсию к светофору, в пожарную часть или понаблюдать за действиями пожарных во время учений. Такие наблюдения способствуют обогащению личного опыта детей и формируют уважение к профессионалам, которые спасают жизни людей.
Ситуационное индивидуальное и групповое общение относится к группе словесных методов. Для данного метода характерно обсуждение взрослого с детьми ситуации из жизни. Такое общение чаще бывает спонтанным, обусловленным возникновением каких-либо ситуаций, но может быть и специально спланировано.
Ситуативно индивидуальное общение позволяет конкретизировать представления детей о правилах безопасного поведения в быту и социуме: «Почему нельзя прятаться в шкафчике для одежды», «Что делать, если Маша плачет», «Как безопасно достать кубик из-под шкафа» В процессе такого общения дети усваивают правила личной безопасности.
Объяснение, напоминание, словесная инструкция – это самые распространенные разновидности данной группы методов, позволяющие детям осваивать опыт поведения и устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками в процессе объяснения дети узнают об основных источниках и видах опасностей в быту, природе, на улицах города, в общении с незнакомыми людьми. Дети при этом получают знания о том, как следует себя вести в случае возникновения опасности; узнают о наиболее распространенных ошибках, совершаемых в чрезвычайных ситуациях, и путях их разрешения.
Словесные инструкции являются для дошкольника своеобразным алгоритмом действий, которые необходимо выполнить. Применение словесных инструкций позволяет формировать у детей произвольность действий, способствовать развитию навыков самоконтроля.
Чтение художественной литературы, загадывание и сочинение загадок весьма востребованная разновидность словесного метода. Классическая детская художественная литература дает массу примеров, которые полезно обсудить с детьми с целью формирования у них ценностных установок и усвоения ими правил безопасного поведения в природе и социуме. Именно произведения художественной литературы впоследствии становятся основной для самостоятельных игр-драматизаций и режиссерских игр детей.
Рассказ, рассказ-пояснение используются, начиная со второй младшей группы. При этом рассказ-пояснение сопровождается показом конкретных приемов выполнения заданных действий: «Что значит быть хорошим дежурным по столовой», «Как мы с братом мы спасали кошку». Рассказ также целесообразно сопровождать наглядностью, чтобы облегчить детям восприятие вербальной информации.
Игровые упражнения и игры с правилами используются во всех возрастных группах и являются действенным средством для уточнения и закрепления представлений дошкольников об основах безопасности жизнедеятельности. Основным отличием этих двух разновидностей практического метода друг от друга является наличие или отсутствие критерия выигрыша. В игре с правилами он всегда присутствует как результат сравнения собственных достижений с достижениями партнера, а в игровом упражнении такой критерий отсутствуют.
Игры с правилами, компьютерные игры используются преимущественно в группах старшего дошкольного возраста и способствуют повышению интереса детей к изучению предложенного материала. Самостоятельные игры детей (сюжетные с правилами) используются во всех возрастных группах. Воспитатель создает условия для возникновения и развития активной игровой деятельности детей на темы «Семья», «Детский сад», «Больница», «Путешествие на транспорте», включая в сюжетные линии ситуации, связанные с соблюдением норм и правил безопасного поведения: «Пожар в кукольном доме», «В лечебнице у Айболита», «Чужой хочет проникнуть в дом» и др.
Критерием успешного усвоения детьми правил является перенос опыта безопасного поведения в самостоятельную игру (дети объясняют кукле основные источники и виды опасностей в быту, социуме и природе, обучают правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, предупреждают о возможных опасностях в ситуациях «Один дома», «Чужой рядом»).
Ситуативно-имитационное моделирование действий с потенциально опасными предметами домашнего обихода используется в группах младшего дошкольного возраста для обработки у детей навыков безопасного обращения с предметами быта (обойти няню, несущую кастрюлю с горячим супом, и др.).
Игровые упражнения и моделирование ситуаций с использованием макетов группы, комнаты, транспортных средств, улицы города; игровые упражнения в автогородке используются в практике взаимодействии со старшими дошкольниками и способствуют конкретизации представлений о правилах дорожного движения для пешехода и пассажира транспортного средства. Применение этих разновидностей практического метода способствует воспитанию осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе.
Выполнение творческих проектов, проведение викторин, конкурсов, командных игр – традиционно используемые в работе со старшими дошкольниками. Совместное изготовление газет, плакатов, буклетов способствует обобщению представлений детей о различных аспектах безопасного поведения.
Встречи с сотрудниками МЧС, ГИБДД, пожарной охраны позволяют детям приобрести уникальные опыт общения с людьми этих профессий и обсудить волнующие их проблемы, связанные с личной безопасностью в различных жизненных ситуациях.
Таким образом, подводя итоги первой главы, мы можем сделать следующие выводы:
- безопасное поведение представляет собой поведение, обеспечивающее безопасность жизнедеятельности личности, а также не наносящее вред окружающим людям;
- формирование безопасного поведения – важный этап педагогического процесса, на котором происходит принятие культуры безопасного поведения в личности детей;
- традиционные методы формирования основ безопасного поведения у дошкольников: словесные, наглядные, практические.
2. Эмпирическое исследование формирования основ безопасного
поведения у детей дошкольного возраста на базе МБДОУ № 350
2.1. Результаты диагностики уровня воспитания у детей безопасного поведения
С целью выявления уровня воспитания безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста, нами была организована исследовательская работа на базе МБДОУ № 350. В работе приняли участие 12 детей в возрасте 3 лет, регулярно посещающих детский сад.
При организации работы мы взяли за основу Программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина).
Цель работы – выявить уровень воспитания безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить состояние работы в ДОУ по вопросам формирования основ безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста;
2) обобщить результаты исследования;
3) разработать и реализовать план по реализации организационно-педагогических условий формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Для определения уровня воспитания безопасного поведения были использованы исследования Р.Б. Стеркиной. Критерии оценки Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б.) представлены в таблице 2.1.1.
Допускается один вариант ответа. Допустима подсказка воспитателя.
Для выявления представления об основах безопасного поведения, мы провели индивидуальную беседу с каждым ребенком. Для того чтобы нам лучше понять, как дети усвоили материал, о чем думают, мы использовали беседы – как индивидуальные, так и групповые.
Таблица 2.1.1
Критерии оценки уровня сформированности безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста по программе
«Основы безопасности детей младшего дошкольного возраста»
Раздел программы |
Методы обследования |
Уровень сформированности |
|
Свободно ориентируется в группе (приемной, спальне), знает назначение этих помещений. Может назвать части тела человека. |
Наблюдение, метод тестирования при помощи карточек. Знаете ли вы строение тела человека? Какие гигиенические процедуры вы знаете и их необходимость? |
Низкий |
Не помнит места хранения личных вещей, свое место за столом, свою кровать |
Средний |
Частично помнит |
||
Высокий |
Помнит места хранения личных вещей, свое место за столом, свою кровать |
||
Понимает слова “хорошо”, “плохо”, “нельзя”, “можно” “нужно” и действует в соответствии с их значением. |
Тестирования при помощи карточек. На рисунках изобра-жены различные действия, ребенок должен разложить карточки на группы “хорошо”, “плохо”, “нельзя”, “можно”. |
Низкий |
Не понимает значение слов |
Средний |
Частично понимает |
||
Высокий |
Понимает слова и действует в соответ-ствии с их значением |
||
По разделу “Безопасность дома”: Имеет первичные представления о последствиях нарушения правил поведения, об опасности предметов бытовой техники и опасных ситуациях в ближайшем окружении, огне, недоброка-чественных продуктах, об опасности приема лекарственных препаратов. |
Метод тестирования при помощи карточек. 1. Знаете ли вы опасные для жизни предметы, встречающиеся в быту, их необходимость и правила пользования? Выберите эти предметы. 2. Знаете ли вы пожароопасные предметы, которыми нельзя самостоятельно пользоваться? Какая пища полезная? Выберите эти предметы |
Низкий |
Не знает и не может показать их на карточках |
Средний |
Частично понимает |
||
Высокий |
Знает опасные предметы бытовой техники, огня, продуктов, лекарств и может показать на карточках |
||
По разделу “Безопасность на природе” 1. Имеет первичные представ-ления о ядовитых растениях. 2. Осторожен при встрече с животными. |
Метод тестирования при помощи карточек. Знаете ли вы правила безопасного поведения с животными и насекомыми (могут укусить, ужалить)? Знаете ли вы правила безопас-ного пребывания на солнце? |
Низкий |
Не знает и не может показать их на карточках |
Средний |
Частично понимает |
||
Высокий |
Знает ядовитые растения, опасных животных и может показать на карточках |
||
По разделу “Ребенок и другие люди”: 1. Адекватен в различных неожиданных ситуациях, при встрече с незнакоцами. |
Метод тестирования при помощи карточек Дети должны выбрать карточки c изображением опасных героев сказок. |
Низкий |
Не знает как вести себя c незнакомцами |
Средний |
Частично понимает |
||
Высокий |
Знает как вести себя c незнакомыми людьми |
||
По разделу “Безопасность на улице и дороге”: Имеет представления о правилах поведения на дороге |
Метод тестирования Знаете ли вы правила безопас-ного перехода улицы, ваши знания о светофоре? Карточки светофора, дорожные знаки |
Низкий |
Ребенок растерялся и не может ответить. |
Средний |
Ребенок думает и отвечает правильно |
||
Высокий |
Ребенок безошибочно отвечает на вопрос |
Это позволит педагогу выделить для себя те направления, по которым необходимо провести специальное обучение или по необходимости провести дополнительную работу по тому или иному направлению с детьми и выбрать адекватную методику (образовательная деятельность, игра, чтение, беседа, мультфильм).
Целью беседы является определение уровня сформированности у детей младшего дошкольного возраста представлений об основах безопасного поведения. Тест для выявления представлений об основах безопасного поведения по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б.) представлен в таблице 2.1.2.
Таблица 2.1.2
Тест для выявления представлений об основах безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста
№ вопроса |
Подраздел программы |
Вопрос |
Баллы |
||
Высо-кий В |
Сред-ний С |
Низ-кий Н |
|||
1 |
Ориентация в пространстве группе |
Покажите свое место для сна в |
5 |
3 |
1 |
2 |
Знание строения тела человека |
Покажите на карточках части тела человека и назовите их. |
5 |
3 |
1 |
3 |
Знание понятий «хорошо», «плохо» |
Знаете ли вы значение слов «хоро-шо», «плохо»? Приведите пример |
5 |
3 |
1 |
4 |
Безопасность дома |
Знаете ли вы опасные для жизни предметы, встречающиеся в быту, их необходимость и правила пользования? |
5 |
3 |
1 |
5 |
Знаете ли вы пожароопасные предметы, которыми нельзя самостоятельно пользоваться? |
5 |
3 |
1 |
|
6 |
Безопасность на природе |
Знаете ли вы какие животные могут укусить, ужалить, поцарапать? |
5 |
3 |
1 |
7 |
Знаете ли вы опасные растения, которые ядовитые и жалятся? |
5 |
3 |
1 |
|
8 |
Ребенок и другие люди |
Выбрать карточки c изображением опасных героев сказок. |
5 |
3 |
1 |
9 |
Безопасность на улице и дороге |
Знаете ли вы правила безопасного перехода улицы? |
5 |
3 |
1 |
10 |
Что означают цвета светофора? |
5 |
3 |
1 |
|
Итого |
36-50 |
26-35 |
10-25 |
Высокий уровень оценивается в 5 баллов; средний уровень – 3 балла; Низкий уровень – 1 балл.
Результаты беседы представлены в таблице 2.1.3.
Таблица 2.1.3
Результаты констатирующего этапа
№ Ребенка |
Вопросы |
Итого |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
22 |
2 |
5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
3 |
5 |
42 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
32 |
4 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
24 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
32 |
6 |
5 |
5 |
5 |
5 |
1 |
3 |
5 |
1 |
1 |
1 |
32 |
7 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
22 |
8 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
26 |
9 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
34 |
10 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
30 |
11 |
5 |
3 |
5 |
5 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
28 |
12 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
38 |
По результатам исследования можно сделать следующий вывод. Из 12 детей – 3 ребенка имеют низкий уровень воспитания безопасного поведения; 7 детей имеют средний уровень; и только 2 ребенка имеют высокий уровень воспитания безопасного поведения. Более наглядно в процентах это можно увидеть на рисунке 2.1.1.
Рис. 2.1.1. Результаты констатирующего этапа, %
То есть, по результатам индивидуальной беседы с детьми получены следующие данные: низкий уровень безопасного поведения характерен для 25 % воспитанников. Даная группа детей имеет отдельные несистематизированные представления во всех разделах об основах безопасного поведения, но не уверенно отвечает на вопросы. Это связанно еще и с личностными особенностями детей. Большинство детей младшего дошкольного возраста называют лишь отдельные источники опасности в быту. Они не знакомы с мерами предосторожности и действиями в случае опасности. У детей не сформированы навыки пользования опасными предметами.
Средний уровень воспитания безопасного поведения показали 58 % детей. Эти дети имеют достаточно систематизированные представления об основах безопасного поведения.
Высокий уровень воспитания безопасного поведения показали 20% детей. Данные дети имеют систематизированные представления на уровне понимания об основах безопасного поведения.
Таким образом, по результатам опроса детей, можно сделать вывод о том, что у половины воспитанников достаточно сформированы представления об основах безопасного поведения. Дети имеют частичные представления о безопасном поведении.
Из результатов исследования можно сделать вывод, что не все дети знают, как правильно переходить дорогу, для чего нужен светофор, правила поведения в транспорте, что делать, если незнакомец подошел к тебе, для чего необходимо мыть руки и т.д.
Анализ наблюдений, бесед с детьми показал, что дети в основном не владеют необходимыми знаниями и умениями по безопасности, причем по каждому разделу. Это свидетельствует о том, что работа в группе педагогами ведется, однако она проводится бессистемно: не всегда планируется в полном объеме в календарных и перспективных планах.
Дети, имеющие средний уровень представлений о безопасном поведении, могут своими словами сформулировать и дать определение понятию «безопасность», но не все имеют представление, как правильно поступать в определенных ситуациях. Так же есть дети, уровень представления о безопасном поведении, которых ниже среднего, они не знают, что такое безопасность и как правильно поступать в сложившейся ситуации.
2.2. Организация деятельности воспитателя по формированию основ безопасного поведения детей
Анализ результатов констатирующего этапа позволил нам наметить следующие направления работы:
- разработать и реализовать комплекс наглядных пособий, посвященных таким сферам жизни, с которыми соприкасается ребенок и может встретиться с опасностями. В итоге по каждой теме должен быть свод правил поведения, которые дети должны не просто запомнить, а осознать необходимость их соблюдения;
- обогатить среду в группе с целью лучшего усвоения детьми материалов по формированию безопасного поведения;
- взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на формирование безопасного поведения детей.
Для реализации поставленных задач, мы внесли изменения в условия развивающей среды. Мы решили поделить уголок по безопасности на две зоны – зону практической и наглядной деятельности. Это позволило детям свободно использовать предоставленный материал в процессе игровой деятельности.
Также мы пополнили уголок предметно-развивающими пособиями, играми, соответствующими возрасту детей. В этом нам помогли родители воспитанников, которые приобрели необходимый наглядный материал. Кроме этого, была приобретена серия наглядно-демонстрационного материала по правилам дорожного движения, плакаты по тематическим темам. Совместно с родителями был сделан макет по правилам дорожного движения.
С целью обогащения предметно-развивающей среды в группе был оформлен тематический уголок. Уголок «Азбука безопасности» пополнили наглядным и демонстрационным материалом. Родители вместе с педагогами сделали настольный макет «Наш город» для изучения правил дорожного движения. А также помогли изготовить атрибуты для подвижных игр, сшили жилетки и приобрели фуражку и жезл для игры «Регулировщик» по правилам дорожного движения, сделали разметку на территории ДОУ. В наличии имеются наборы дорожных знаков, атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Автомобили и пешеходы», «Регулировщик» и т.д.
С целью расширения знаний о существующих опасностях был приобретен иллюстративный материал и дидактические игры по ОБЖ, ПБ и ПДД. В группе разместили следующие материалы и оборудование по ОБЖ, дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Здоровый 44 малыш», «Малыши-крепыши», «Если малыш попал в беду», «Природные и погодные явления», «Съедобные и ядовитые грибы», «Дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода».
В уголке для родителей поместили информацию по темам: «Экстремальные ситуации в быту», «Дети и дорога», «Служба 01» «Правила ОБЖ».
Таким образом, в группе была создана насыщенная предметно-развивающая среда, которая включает: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке, наглядную информацию для родителей.
С целью формирования у детей базовых представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе мы разработали перспективный план работы (приложение 1).
Третья задача тесно взаимосвязана с первыми, поэтому воспитателю необходимо начать сотрудничать с родителями детей, которые помогут достичь поставленных целей по воспитанию безопасного поведения у детей.
Для того чтобы активизировать участие родителей в образовательном процессе воспитателю необходимо объяснить о значимости данного вопроса для детей младшего дошкольного возраста. Ведь задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы научить его как правильно себя вести: дома, в быту, в детском саду, на улице, со сверстниками. Передача опыта от взрослого к ребенку происходит через обучение, которое дается воспитателем в детском саду, а закрепляется дома на практике. Именно поэтому так важно педагогу активизировать внимание родителей на обучение детей основным правилам безопасного поведения.
Для того чтобы лучше сориентировать родителей, что должны знать дети в этом возрасте и с чего начинать, необходимо познакомить их с перспективным планом работы по формированию основ безопасного поведения. Данный план мероприятий представлен в таблице 2.2.2.
В процессе реализации поставленных задач, мы увидели, что повысился интерес родителей к образовательному процессу, они с удовольствием помогали воспитателю при достижении поставленной цели.
Таким образом, дальнейшая работа в группе велась по следующим направлениям:
- разработка и реализация комплекса наглядных пособий, посвященных тем сферам жизни, где ребенок может столкнуться с опасностями;
- обогащение среды в группе с целью лучшего усвоения детьми материалов по формированию безопасного поведения;
- взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на формирование безопасного поведения детей.
Таблица 2.2.2
Перспективный план работы c родителями по вопросу формирования основ безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста
Сроки |
Мероприятия |
Цель |
Сентябрь |
Беседа с родителями «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения» |
Повышение уровня педагогической культуры родителей |
Октябрь |
Памятка для родителей «Уроки поведения детей на улице» Консультация: «Что должны знать родители, находясь с ребенком на улице». |
Просвещение родителей воспитанников по вопросам профилактики травматизма |
Ноябрь |
Информационный стенд: Безопасность твоего ребенка в твоих руках.
|