Одним из существенных аспектов неуклонного вхождения психологии в современную науку является изучение ею личности человека. Научная психология предпочитает работать с относительно простыми, четкими концепциями, доступными эмпирической проверке. Она также использует выверенные и точные, насколько это возможно, методы исследования.
Конкретно-психологическое изучение личности потребовало разработки специальных методов, позволяющих приобрести эмпирически контролируемое знание об её свойствах и классифицировать различия между людьми для решения практических задач.
Для того, чтобы определить и изучить индивидуально-типологические свойства личности: темперамент и характер , её способности и направленность, существует большое количество методик. Все они базируются на нескольких основных общенаучных подходах: принципе системности, операционализации и формализации исследований, повышении их надёжности, а также на использовании современных математических методов.
Оценка индивидуально-типологических свойств личности или её актуального состояния должна вестись с позиций комплексного подхода, включающего не только формальные показатели психодиагностического исследования, но и биографические данные, сведения о профессиональном, социально-экономическом и семейном статусе, о той ситуации и жизненном пространстве, в котором человек сейчас находится, о тех жизненных обстоятельствах (на момент обследования), которые могут оказать значительное влияние на результаты тестирования.
Поэтому цель нашей работы — выявить специфику методов изучения индивидуально-типологических свойств личности и рассмотреть особенности их применения.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
проанализировать литературу по данной теме;
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/metodiki-izucheniya-tipologicheskih-harakteristik-lichnosti-doklad/
- дать классификацию методов исследования в психологии;
- выделить индивидуально-типологические свойства личности и дать их обзорную характеристику;
- дать обзор методик по исследованию индивидуально-типологических свойств личности;
спланировать и провести эмпирическое исследование по выявлению индивидуально-типологических свойств личности.
Объект исследования — методы исследования в психологической науке.
Предмет исследования — методы исследования индивидуально-типологических свойств личности и особенности их применения.
Теории личности в исследованиях зарубежных и отечественных психологов
... основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы ... а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных ... личности, построение грамотного плана реферата. Глава I. Современные теории личности в психологии 1.1 Теории личности зарубежных психологов Теория личности ...
Гипотеза: Независимо от того, какими методами и методиками для диагностики одних и тех же индивидуально-типологических свойств личности пользуются, в аналогичных условиях получают аналогичные результаты.
Глава 1. Методы изучения индивидуально-типологических свойств личности
1. Классификации методов исследования в
1.1 Классификация методов психологического исследования (по Б. Г. Ананьеву)
Б.Г. Ананьев даёт схематичную классификацию методов психологического исследования (рисунок 1).
Методы психологического исследования
Организационные |
Эмпирические |
Способы обработки данных |
Интерпретационные |
|
сравнительный |
лонгитюдный |
комплексный |
обсервационные |
эксперимент |
психодиагностический |
анализ процессов и продуктов деятельности |
моделирование |
биографический |
методы математико-статистического анализа данных |
методы качественного анализа |
генетический метод |
||
Наблю-дение |
Самона-блюде-ние |
Форми-рующий |
полевой |
Естест-венный |
Филоге-нетичес-кий |
Онтоге-нетичес-кий |
Класси-фика-ция |
Типоло-гизация |
|
Рисунок 1. Методы психологического исследования
1.2 Объективные методы исследования
Слободчиков В.И. и Исаев Е.И. выделяют следующие объективные методы исследования в психологии, изображённые в таблице 1 [22]:
Таблица 1, Объективные методы исследования в психологии
Метанаучные |
Математическое моделирование |
||
Статистический анализ |
|||
Общенаучные |
Наблюдение |
Сплошное |
|
Выборочное |
|||
Эксперимент |
Формирующий |
||
Естественный |
|||
Лабораторный |
|||
Конкретно-научные |
Тесты |
Способностей |
|
Достижений |
|||
Профпригодности и др. |
|||
Анализ продуктов деятельности |
Контент-анализ |
||
Графология |
|||
Анадиз рисунков и др. |
|||
Опрос |
Беседа (интервью) |
||
Анкета |
|||
1.3 Классификация методов дифференциальной психологии
Метод в переводе с греческого означает путь, путь познания. Для того чтобы получить представление об индивидуальных различиях психики, используют различные способы получения данных. В мире животных это сделать проще — там в качестве основного применяется метод искусственной селекции. У человека можно использовать статистическое исследование сходств и различий, особенно при варьировании условий воспитания. Для разных уровней индивидуальности могут быть использованы разные методы, которые можно классифицировать по разным дихотомиям [11,21-22].
По виду используемого опыта выделяют методы интроспективные (основанные на данных субъективного опыта) и экстраспективные (опирающиеся на объективный результат, доступный измерению).
По активности воздействия выделяют наблюдение и эксперимент., По уровню обобщенности полученных закономерностей —
По стабильности — изменению изучаемого явления различают констатирующие и формирующие методы (в которых конечное состояние изучаемого качества отличается от начального).
Методы дифференциальной психологии развивались под влиянием оппозиции понимания и объяснения. Понимание привело к появлению идиографического подхода, объяснение — к экспериментальным методам. Противопоставление гуманитарной и естественнонаучной парадигм отразилось и в предпочтениях методологического аппарата, которым пользуется исследователь. В настоящее время это противостояние смягчается.
Методы, используемые дифференциальной психологией, можно условно разделить на несколько групп: общенаучные, психогенетические, исторические и собственно психологические.
1.3.1 Общенаучные методы
Общенаучные методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках.
Наблюдение — целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого даётся экспертная оценка.
Существует несколько видов наблюдения (таблица 2):
Таблица 2
Виды наблюдения
1 |
Опосредованное — Непосредственное (Косвенное — Контактное) |
По форме контакта |
|
2 |
Полевое — Лабораторное (Естественное — Экспериментальное) |
По условиям деятельности |
|
3 |
Открытое — Скрытое (Инкогнито) |
По характеру взаимодействия с объектом |
|
4 |
Включённое — Невключённое |
||
5 |
Случайное — Целенаправленное |
По цели |
|
6 |
Сплошное — Выборочное |
По упорядоченности |
|
7 |
Произвольное — структурированное |
||
8 |
Констатирующее — Оценивающее |
По фиксации результатов |
|
Преимущества наблюдения заключаются в том, что 1) собираются факты естественного поведения человека, 2) человек воспринимается как целостная личность, 3)отражается контекст жизни субъекта.
Недостатками метода являются: 1) слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями, 2) пассивность: невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию, 3) отсутствие возможности повторного наблюдения, 4) фиксация результатов в описательной форме.
В психологии вариантом наблюдения является самонаблюдение.
Эксперимент — метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами её изменения. Особенность экспериментального метода в психологии состоит в невозможности прямого изучения явлений и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чего возможны искажения, вызванные субъективным характером взаимодействующих реальностей по крайней мере трёх человек: испытуемого, экспериментатора-интерпретатора и создателя используемой методики (теста).
Преимущества экспериментального метода состоят в том, что 1) можно создавать условия, вызывающие изучаемый психический процесс, 2) возможно многократное повторение опыта, 3) возможно ведение простого протокола, 4) данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением.
К недостаткам относятся: 1) исчезновение естественности процесса, 2) отсутствие целостной картины личности человека, 3) необходимость специальной техники, 4) отрыв от естественного восприятия изучаемой реальности (экспериментатор больше ориентируется на показания стрелок приборов, тестов и так далее).
Существует несколько видов эксперимента: лабораторный, естественный, камерный и формирующий.
Эксперимент должен соответствовать требованиям валидности (пригодности, понимаемой как соответствие целей, методов и результатов), репрезентативности (представительности выборки и соответствия её структуры той популяции, на которую распространяются выводы эксперимента), надёжности (устойчивости результатов во времени).
Моделирование — воссоздание психологической реальности различного содержания (ситуации, состояния, роли, настроения).
1.3.2 Психогенетические методы
Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств.
Генеалогический метод — метод исследования семей, родословных. Посылкой для использования метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. По мере уменьшения степени родства в (предположительно) наследуемых качествах должно проявляться меньше сходства.
Для задач психодиагностических и психотерапевтических иногда используют вариант генеалогического метода, называемый генограммой, в котором, наряду с отношениями родства, фиксируют отношения психологической близости (тесные — отдалённые), конфликтности, а также семейные сценарные установки. Генограмма составляется по крайней мере для семьи в пределах трёх поколений и позволяет уточнить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить уже и о социальной наследуемости).
Метод приёмных детей состоит в том, чтобы в исследование включить детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, приёмных и биологических родителей.
Близнецовый метод:
1.Метод контрольных близнецов состоит в сравнении внутрипарно монозиготных и дизиготных близнецов.
2.Метод близнецовой пары заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко образующей замкнутую социально-психологическую систему.
3.Метод контрольного близнеца состоит в том, что на одного из близнецов оказывают формирующее воздействие, а на другого — нет, и фиксируют время появления навыка.
4.Метод разлученных монозиготных близнецов используется в условиях социальных катаклизмов, когда в силу обстоятельств близнецы оказываются в существенно разных средовых условиях. Сходство качеств связывается с фактором наследственности, различие — с фактором среды.
1.3.3 Исторические методы (методы анализа документов)
Исторические методы посвящены изучению выдающихся личностей, особенностям среды и наследственности, которые послужили импульсами для их духовного становления. Однако эти методы могут быть применены и для подробного изучения вполне ординарных людей.
Биографический метод — использование личной биографии выдающегося человека на протяжении длительного периода времени для составления его психологического портрета. В случае использования данных биографа трудность состоит в интерпретации точки зрения самого биографа, который нередко вместо фактов предоставляет выводы. Вариантом биографического является также патографический метод, введённый П. Мебиусом (описание болезней выдающихся людей).
Дневниковый метод — вариант биографического метода, обычно посвящён изучению жизни обычного человека и содержит описание его развития и поведения, проводимое в течение длительного времени.
Автобиография — это жизнеописание, основанное на непосредственых впечатлениях и ретроспективном опыте.
1.3.4 Собственно психологические методы
Эта группа составляет основное содержание дифференциально-психологических приёмов исследования [11,28].
Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка) открывают объект изучения непосредственно, что и представляет их основное достоинство. В современной науке они используются в основном на предварительном этапе исследований.
Психофизиологические (аппаратные) методы, предназначенные для изучения психофизиологических основ человеческого поведения, требуют лабораторных условий и специальных приборов:
1.Методика условнорефлекторного изменения чувствительности (адаптация и сенсибилизация под влиянием раздражителей других модальностей).
2.Методика кожно-гальванических реакций (КГР) — изменение электропроводимости кожи.
3.Измерение абсолютных и дифференциальных порогов в обычных и особых условиях.
4.Измерение других сенсорных функций.
5.Электроэнцефалографический метод (ЭЭГ).
6.Методика двигательных реакций.
7.Методика дихотомического прослушивания., Социально-психологические методы включают опросы (беседа, интервью, анкетирование) и социометрию.
Беседа — метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком. В беседе роли распределяются симметрично.
Интервью — особая форма беседы, при которой один из партнёров является лидером, а другой — ведомым, и вопросы задаются односторонне. Вариантом является стандартизированное интервью, содержащие строго определённый набор вопросов, которые должны быть заданы, но могут быть разбавлены другими, имеющими цель маскировки.
Анкетирование — получение информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы. Анкетирование бывает устным и письменным, индивидуальным и групповым.
Социометрия изучает положение (статус) человека в группе и может использоваться в качестве экспертной оценки по признакам, выделяемым в качестве социометрического критерия.
Возрастно-психологические методы «поперечных» и «продольных» срезов. «Поперечные» срезы подразумевают сравнение отдельных различных по возрасту групп людей. «Продольные» (лонгитюдные) срезы используются при изучении одной и той же группы людей в течение длительного времени.
Анализ продуктов деятельности (творчества) — опосредованное изучение психологической реальности через распредмечивание (восстановление деятельности по её результату).
Варианты — графологическая экспертиза, графические и другие проективные методы.
Тестирование — краткое стандартизованное испытание, предназначенное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий. В зависимости от изучаемой реальности тесты можно объединить в следующие группы: тесты способностей, умений и навыков, тесты восприятия, мнения (интерсы, социальные установки), эстетические тесты, проективные, ситуационные тесты (выполнение заданий в разных условиях), игровые тесты. Тесты очень экономичны, однако обладают малой надёжностью и легко поддаются фальсификации.
Психосемантические методы (личностный дифференциал Ч. Осгуда, методика репертуарных решёток К. Келли) представляют собой группу максимально индивидуально-ориентированных методов, позволяющих определить бессознательно действующие измерения (конструкты) в отношении к миру и самому себе.
Таким образом, абсолютно совершенного способа познания индивидуальности не существует, но, осознавая недостатки и достоинства каждого из перечисленных методов, можно научиться получать с их помощью вполне достоверную информацию.
2. Индивидуально-типологические свойства личности и методы их исследования
2.1 Индивидуально-типологические свойства личности как поле для исследования
Для дифференциальной психологии особенно важно, что при подходе к проблеме личности активно используется понятие «свойства личности». В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяют систему мотивов и задач, которые ставит перед собой человек; свойства его характера, обусловливающие его поступки (то есть его действия, которые реализуют или выражают отношение к другим людям); и способности человека, то есть свойства, делающие его пригодным к различным формам общественно полезной деятельности. Часто среди свойств личности называется ещё и темперамент как динамическая характеристика личности.
Наглядное представление о содержании личностных свойств даёт динамическая функциональная структура личности К.К. Платонова (рисунок 2), в которую включается [16]:
Подструктура направленности |
Подструктура опыта |
Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов |
Биологически обусловленная подструктура (темперамент) |
|
Рисунок 2. Функциональная структура личности
Основным критерием выделения подструктур являлась их «объективно существующая иерархическая зависимость», при которой черты личности подструктуры направленности каузально зависят от черт подструктуры опыта, вместе они зависят от черт подструктуры индивидуальных особенностей психических процессов и, наконец, все вместе — от черт биологически обусловленной подструктуры. Такая иерархичность определена преимущественно генетически. Любое свойство личности, входящее в любую из четырёх подструктур личности, должно рассматриваться как элементарная способность или как элемент структуры сложных способностей к определённой деятельности. Характер определяется как часть структуры личности, в которую входят только черты личности, выраженные и связанные друг с другом как целое, чтобы постоянно проявляться в различных видах деятельности. То есть любой элемент любой подструктуры может стать чертой характера. Поэтому способности и характер образуют структуры более высокого уровня [15].
Под психологическими свойствами принято понимать только такие относительно устойчивые и постоянные свойства, которые отличают одного человека или одну группу людей от другого человека или другой группы людей. Особенно это очевидно в отношении способностей, так как никто не станет говорить о способностях там, где дело идёт о свойствах, в отношении которых все люди равны [10,15].
Таким образом, психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие определённый уровень поведения и деятельности, типичный для неё. Психические свойства чаще называют свойствами личности, отличительными признаками которых являются их индивидуальная (внутригрупповая) устойчивость и межиндивидуальная (межгрупповая) изменчивость. Различают следующие индивидуально-типологические свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.
2.1.1 Направленность
Направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, включающая в себя интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение (таблица 3), которые ориентируют деятельность личности и относительно независимы от наличных ситуаций.
Таблица 3
Основные формы направленности личности (по К.К. Платонову)
Мировоззрение |
В широком смысле |
Система взглядов на окружающую человека объективную реальность |
|
В узком смысле |
Морально-политические принципы, отражающие общественное бытие людей |
||
Убеждение |
Система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением |
||
Идеал |
Образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания |
||
Интересы |
Специфическая познавательная направленность на предметы и явления окружающего мира |
||
Склонности |
Избирательная направленность индивида на определённую деятельность, побуждающая ею заниматься |
||
Желания |
Мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения |
||
Влечения |
Побуждение к деятельности, представляющее собой недостаточно осознанную потребность (это этап формирования мотива поведения) |
||
Направленность личности возникает на базе социализации ее потребностей, лежащих в основе мотивации. В системе мотиваций, определяющей направленность личности, выделяют три особых по своей роли элемента: интересы, убеждения и установки.
Интерес — мотив, способствующий ориентировки в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интересы различают по признаку цели (опосредованные и непосредственные), по широте, по устойчивости, а также по содержанию (таблица 4).
Таблица 4
Виды интересов
Виды интересов |
Особенности интересов |
|
Действенные Недейственные Устойчивые Неустойчивые Непосредственные Опосредованные Глубокие Поверхностные Сильные Слабые Активные Пассивные |
1. Активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности. 2. Большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности. 3. Расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений. 4. Своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью. |
|
Убеждения — система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений — это знания об окружающем мире природе и общества, их определенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему, то они могут рассматриваться как мировоззрение человека. Важной характеристикой убеждений является единство слова и дела, обеспечиваемое превращением знаний в мотивы поведения.
Интересы и убеждения являются осознанными мотивами поведения личности. Но есть особая сфера мотивации поведения, носящий неосознанный, подсознательный характер. И центральное место среди этих мотивов занимает УСТАНОВКА — неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена определенная потребность. Установка — это готовность, предрасположенность именно определенным образом воспринять, осмыслить объект, или действовать с ним. Предвзятость , составляющая сущность многих установок, является результатом выводов из личного опыта человека или некритического усвоения стереотипов мышления и поведения. Установки по отношению к обычным явлениям общественной жизни могут быть позитивными или негативными, принимающие характер предубеждения. Психологическими исследованиями выяснены три составные части установки:
а) познавательная (образ того, что готов познать и воспринять человек)
б) эмоционально-оценочная (комплекс симпатий или антипатий к объекту установки)
в) поведенческая (готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия).
Динамика развития направленности такова: потребности — мотивы — интересы — убеждения — установки.
Итак, направленность занимает одно из главных мест в психологической структуре личности, ибо определяет цели и содержание ее активности, деятельности.
2.1.2 Темперамент
Темперамент — это биологический фундамент личности, то есть врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики инте нсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. По определению Небылицына В.Д., темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний [18,153].
Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента (таблица 5) и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей.
Таблица 5
Основные формы проявления темперамента и их показатели
Показатели |
Характеристика показателей |
||
Общая активность |
включаемость |
скорость, с которой субъект берётся за любую деятельность |
|
инициативность |
количество инициатив, предложений, идей, выдвигаемых субъектом за установленный промежуток времени |
||
темп психических процессов |
скорость реакции, проявляющейся в быстроте ответов и реагирования на вопросы, реплики, замечания |
||
Скорость мыслительных процессов: сообразительность скорость переключения внимания скорость запоминания и другие |
|||
Эмоциональность |
впечатлительность |
степень силы эмоционального раздражителя, способного вызвать эмоциональную реакцию |
|
эмоциональная подвижность |
скорость возникновения, прекращения и смены эмоциональных состояний |
||
импульсивность |
скорость, с которой эмоции становятся побудительной силой поведения |
||
Вопрос о проявлениях темперамента в поведении неразрывно связан с вопросом о факторах, эти проявления обусловливающих. В истории учения о личности можно выделить три основные системы взглядов на этот вопрос (таблица 6).
Таблица 6
Основные учения о типах темперамента
Суть теории |
Гуморальные теории Принадлежность человека определённому типу темперамента обусловлена относительным преобладанием в организме одной из четырёх жидкостей: крови, слизи, желчи, чёрной желчи. Гиппократ, И.Кант и др. |
Конституциональные/морфологические Производность свойств/параметров психических механизмов от строения и функционирования организма. Э.Кречмер, У.Шелдон и др. |
Физиологические Рассматривается зависимость темперамента от типа нервной системы. Деятельность головного мозга по Павлову определяют два основные процесса — возбуждение и торможение. Они различаются по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре типа нервной высшей деятельности, каждому из которых и соответствует определенный тип темперамента: “безудержный” (сильный, подвижный, неуравновешенный (холерик)), “живой” (сильный, подвижный, уравновешенный (сангвиник)), “спокойный/инертный” (сильный, уравновешенный, инертный (флегматик)), “слабый” (слабый, неуравновешенный, малоподвижный (меланхолик)).
И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын и др. |
|
Психологические особенности представителей различных темпераментов
Холерик — человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевая себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движения, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы определяет цикличность в его активности и бодрости. Чередование положительных циклов подъёмов настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии, обуславливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманы, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособленность к новым условиям. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, в противном случае становится скучным, вялым, отвлекается. В острой ситуации проявляется “реакция льва”, то есть активно, обдумано, защищая себя, берется за нормализацию обстановки.
Флегматик — реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить), обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспособляется к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. Меланхолик — обладает повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель может вызвать срыв, стопор, растерянность, поэтому в стрессовых ситуациях могут ухудшиться результаты деятельности по сравнению со спокойной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности, для восстановления которой требуется более длительный отдых. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, внешне не проявлять свои чувства, не рассказывать о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться им, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникать невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.
Деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко.
Русалов В.М. выделяет критерии темперамента [20]:
Не зависит от содержания деятельности и поведения, то есть отражает формальный аспект деятельности и поведения (является независимым от смысла, мотива, цели и так далее).
Характеризует меру динамического (энергетического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности.
Универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности.
Рано проявляется в детстве.
Устойчиво в течение длительного периода жизни человека.
Высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и так далее).
Является наследуемым.
Таким образом, темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. При любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному типу. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни, воспитания и самовоспитания.
2.1.3 Характер
Характер — это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе. Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности, которые обусловливают особенности его индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми. Выделяют следующие свойства (таблица 7) и черты (таблица 8) характера:
Таблица 7
Свойства характера
Общие (глобальные) оказывают своё воздействие на широкую сферу поведенческих проявлений (А.Г. Шмелев и другие) |
Частные (локальные) влияют на частные, узкие ситуации |
|
самоуверенность/ неуверенность согласие, дружелюбие/ враждебность сознательность/ импульсивность эмоциональная стабильность/ тревожность интеллектуальная гибкость/ ригидность |
общительность/ замкнутость доминантность(лидерство)/подчинение оптимизм/ уныние совестливость/ бессовестность доверчивость/ подозрительность самостоятельность/ конформизм самоконтроль/ импульсивность деятельная активность/ пассивность миролюбие/ агрессивность деликатность/ грубость смелость/ осторожность гибкость/ ригидность и другие |
|
Таблица 8
Черты характера
Отношение |
К себе |
Требовательность, самокритичность, самолюбие, скромность, самоуверенность |
|
К другим |
Индивидуализм/ коллективизм, эгоизм/ альтруизм, жестокость/ доброта, безразличие/ чуткость, грубость/ вежливость и другие |
||
К окружающему миру |
Убеждённость, беспринципность и другие |
||
К труду (деятельности) |
Организованность/ неорганизованность, лень/ трудолюбие, аккуратность/ неряшливость, инициативность/ пассивность, ответственность/ безответственность |
||
К общественной и личной собственности |
Аккуратность, бережливость, экономность, неряшливость, скупость и другие |
||
Несмотря на то, что характер складывается из множества различных черт, он не является их механической суммой. Различные черты, входящие в характер, связаны друг с другом и создают целостную его структуру, которую можно рассмотреть в общепсихологическом и типологическом аспектах, а также в аспекте индивидуальных особенностей [9,103].
В структуру характера входят такие взаимосвязанные существенные компоненты, которые являются общими для всех людей. Структура и содержание характера каждого человека определяются:
динамикой воли (способностью человека осуществить свои цели в зависимости от того, слаба или сильна его воля);
спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона (например, конфликтного), который сопровождает те или иные его поступки;
интеллектуальными особенностями человека;
взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важно то, насколько они слиты воедино, гармоничны между собой, или же, наоборот, находятся в конфликте, противоречат друг другу).
Характер тесно взаимосвязан с напавленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требованиям реального мира и, таким образом, оказывает влияние на деятельность человека.
Особенности темперамента также накладывают свой отпечаток на характер и социальное поведение человека. Однако то, какая из сторон темперамента (положительная или отрицательная) станет чертой характера, зависит его формирование.
С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм — чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой — трудолюбие как черта характера.
Итак, характер формируется под влиянием общественных условий в результате деятельности личности. В то же время характер является проявлением целостной личности, поэтому необходимо представлять и её индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути.
2.1.4 Способности
Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладением необходимыми для нее знаниями, умениями, навыками. Они есть возможность приобретения знаний, умений и навыков и проявляются в динамике их приобретения, то есть в том, насколько быстро, глубоко, прочно, легко осуществляется это овладение. Это характеристики деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками, а не их самих.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рисунок 3. Общая структура способностей
Способности бывают общие и специальные (рисунок 3).
Общие способности — это такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную лёгкость и продуктивность в овладении знаниями об осуществлении различных видов деятельности. Такими общими способностями, например, являются возможности развития у человека находчивости, сообразительности и тому подобное. Специальные (профессиональные) способности — это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одарённость.
Высокая степень одарённости, реализованная человеком в определённой области, называется талантом. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности.
Высокая степень одарённости, выражающаяся в результатах, достигнутых в ряде областей деятельности, наивысшая степень проявления творческих сил человека называется гениальностью. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одарённости, сколько в том, что гений создаёт эпоху в области своей деятельности.
У каждого человека при рождении формируются определённые предпосылки его способностей — задатки. Задатками называются врождённые анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей [9,109].
Физиологическая основа способностей пока изучена плохо, но верное направление дает учение Павлова о трёх чисто человеческих типах высшей нервной деятельности, лежащих в основе формирования тех или иных способностей: мыслительной, художественной, средней. Представители мыслительного типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к деятельному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и контролируется разумом. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, научной деятельностью. У людей художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, эмоциональное, яркое воображение, непосредственность и живость восприятие действительности. Их интересует искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Большинство людей принадлежит к среднему типу с небольшим преобладанием деятельности одного из полушарий мозга.
Современные исследования мозга показали, что полушария мозга имеют свои специфические функции (таблица 9), и преобладание одного из них существенно влияет на индивидуальные особенности человека.
Таблица 9
Функции полушарий головного мозга
Функции левого полушария |
Функции правого полушария |
|
1. хронологический порядок |
1. Текущее время |
|
2. чтение карт, схем |
2. Конкретное пространство |
|
3. запоминание имен и символов |
3. Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц |
|
4. речевая активность |
4.Восприятие эмоционального состояния |
|
5. видение мира веселым, легким |
5. Видение мира мрачным |
|
6. детальное восприятие |
6. Целостное образное восприятие |
|
Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности
Высокий темп обучения соответствующей деятельности
Широта переноса навыка, которая состоит в том, что, обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить её в других аналогичных ситуациях
Энергетическая экономность выполнения данной деятельности
Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности
Высокая мотивация, стремление к этой деятельности, иногда вопреки обстоятельствам
Таким образом, способности выступают как сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успех деятельности.
2.2 Обзор методик по исследованию индивидуально-типологических свойств личности
Чтобы получить всесторонний портрет личности, следует использовать такую батарею методик, которая бы выявила личностные особенности на всех уровнях самосознания. При этом необходимо, чтобы полученные данные позволили объективно оценить и эмоционально-динамические характеристики, и способности, и стиль межличностного поведения, и мотивационную направленность индивида [24,60-61].
Психодиагностическая модель целостной личности задана тремя векторами (направлениями) исследования. Первый вектор предусматривает вертикальный многоуровневый подход, позволяющий оценить с помощью соответствующих методик разные уровни личностной организации — бессознательное «Я», осознаваемый образ «Я», декларативное (субъективное) актуальное «Я» и идеальное «Я». При этом последовательно и в сопоставлении учитываются феноменологически близкие показатели, отражающие:
- врождённые типологические свойства;
- характер, формирующийся в процессе взаимодействия врождённых свойств с воспитывающим влиянием окружающей среды;
- направленность социальной активности, опирающуюся на субъективную избирательность, которая ограничивает вероятностный выбор человека.
Второй вектор имеет горизонтальную направленность и параллельно изучает мотивацию, эмоции, стиль межличностного общения и познавательные способности через призму ведущей тенденции как базовой характеристики. При этом центральную позицию занимают показатели нормативного разброса, а нарастание интенсивности признаков отражает акцентированные типологические черты и дезадаптивные формы переживания и поведения.
Третий вектор направлен на изучение динамики индивидуально-личностных характеристик под влиянием стрессовой ситуации, при эмоциональной напряжённости, с обращением особого внимания на индивидуально очерченный диапазон изменчивости.
Определить приведённые выше ведущие тенденции и стиль межличностного поведения можно с помощью индивидуально-типологического опросника (ИТО), разработанного Собчик Л.Н [23].
Методика представляет собой достаточно лаконичный и простой по содержанию опросник (91 пункт), который позволяет определить степень выраженности каждой индивидуально-типологической особенности и их сочетаний в целях профориентации, кадрового отбора, индивидуализации педагогического подхода, а также степени социально-психологической адаптированности как психически здоровых людей, так и лиц с пограничными психическими расстройствами. Детский вариант — ИТДО (61 пункт) — удобен для оптимизации учебного процесса и дифференцированного подхода при выборе воспитательных мер.
2.2.1 Изучение направленности
Устойчивость направленности обеспечивается внутренней иерархией мотивов. Оценка направленности заключается в выявлении этой иерархии в результате соотнесения мотивов друг с другом. Наглядным примером такой процедуры оценки направленности могут служить методики: «Ориентировочная анкета», опросник Холланда, методика ДДО [10,113-114].
«Ориентировочная анкета», авторами которой являются В. Смекал и М. Кучера, состоит из 30 вопросов. В каждом вопросе представлены три альтернативных высказывания, из которых обследуемый должен выбрать наиболее и наименее приемлемые для себя варианты. Результаты суммируются и определяется направленность: «на себя», «на взаимные действия», «на задачу».
При работе с опросником Холланда обследуемому предлагается список профессий, представленных попарно. Он должен выбрать в каждой из 42 пар профессии, которые больше нравятся. По характеру выборов определяется интерес к практическим, исследовательским, художественным, социальным, предпринимательским, конвенциальным (преимущественно канцелярская и «бумажная» работа) профессиям.
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный Е.А. Климовым, включает в себя 20 пунктов, состоящих из двух альтернативных утверждений о деятельности. Обследуемый должен выбрать более удовлетворяющий его вариант. В результате определяется интерес к профессиям типа: человек — природа, человек — техника, человек — человек, человек — знаковая система, человек — художественный образ.
Для всех трёх методик характерна альтернативная форма вопросов, а также то, что они обращены не к опыту обследуемого, а к его воображению. Оценивание с помощью таких методик производиться по шкале порядка.
Непомнящая Н.И. разработала методики изучения и диагностики ведущей направленности (ценностности) применительно к детям от 5-6 лет до 10-12 лет: методика «Картинки предметные», методики «Три вопроса», «Неопределённый рассказ» [13].
Методика «Картинки предметные» предназначена для диагностики объективной стороны направленности. Исходным материалом служит набор картинок (24-26 штук).
На каждой из них изображён в чёрно-белом исполнении какой-нибудь единичный знакомый предмет. Предметы относятся к различным, эмпирически выделенным областям окружающей действительности: бытовой, игровой и другим. Ребёнку последовательно, по одной показываются любые несколько картинок и просят к каждой картинке придумать какое-нибудь предложение. Анализ материала по данной методике с целью определения типа направленности ведётся по следующим критериям: 1) особенности поведения и отношения к заданию и экспериментатору; 2) содержательный анализ ответов; 3) анализ языковых особенностей.
Методики «Три вопроса» и «Неопределённый рассказ» предназначены для диагностики субъективной стороны направленности. Эксперимент проводится в форме беседы на основе ответов на вопросы. При всех ответах экспериментатор просит обосновать ответ, выясняет причины предпочтений, оценок, отношений, трудностей и так далее.
Эти методики с соответствующей модификацией и интерпретацией данных пригодны и для других возрастов, в том числе и для взрослых.
Итак, основными методиками диагностики направленности личности являются «Ориентировочная анкета», опросник Холланда, методика ДДО и методики изучения ведущей направленности (ценностности), разработанные Непомнящей Н.И..
2.2.2 Изучение темперамента и характера
Методики изучения свойств темперамента и черт характера
Множество методик для выявления и оценки свойств темперамента и черт характера можно разделить на четыре группы [12,85-91].
Первая группа включает методики, основанные на естественной зависимости между свойствами нервной системы человека и его темпераментом. С их помощью на основе изучения отдельных свойств нервной системы человека судят о тех или иных врождённых особенностях его темперамента, тесно связанных именно с данными свойствами нервной системы.
Вторую группу представляют опросники, которые позволяют судить о свойствах темперамента по его практическим действиям и реакциям на различные жизненные ситуации.
К третьей группе методик относятся разного рода тесты — опросники, проективные и другие, позволяющие детально исследовать те или иные черты характера человека, давая им развёрнутую содержательную (качественную) характеристику и количественную оценку степени их развитости.
Наконец, четвёртая группа включает в себя тесты, в основу которых положено то или иное теоретическое представление о структуре личности. Они обычно содержат в себе множество подшкал, позволяющих одновременно оценивать различные личностные качества, входящие в соответствующую структуру.
Диагностика темперамента, характеризующего динамические особенности личности, осуществляется с помощью разных методических средств. В качестве примера можно привести методику В.М. Русалова ОСТ (оценки структуры темперамента), состоящую из 105 вопросов типа: «Подвижный ли Вы человек?», «Любите ли вы бывать в большой компании?» и тому подобных. Результаты суммируются по 9 независимым показателям. Вывод о доминирующем типе темперамента делается на основании сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с типичными сочетаниями этих свойств, соответствующих разным типам темперамента. Отдельно определяется тип темперамента человека, проявляющийся в работе, и тип темперамента, проявляющийся в общении с людьми.
Другой способ диагностики темперамента — применение методики «Определение преобладающего типа темперамента» (Паспорт темперамента), который позволяет вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента и составить «формулу темперамента».
В психологии характер определяется как система свойств личности, выражающих её отношение к действительности и проявляющихся в действиях и поступках. По мнению Норакидзе В.Г., методика исследования характера личности должна предусматривать все основные аспекты характера и основные компоненты, входящие в каждый аспект. Аспекты характера следующие:
Фиксированные установки личности (свойства личности).
Динамика воли личности — её позитивная и негативная стороны.
Эмоциональная диспозиция (темперамент).
Структура характера личности.
Для изучения указанных аспектов личности целесообразно применить следующие методы [14]:
Метод беседы по специально составленным вопросникам.
Метод фиксированной установки.
Опросник Айзенка.
Метод исследования уровня тревожности личности в ситуации стрессов.
Проекционные методы: психодиагностический метод Роршаха и ТАТ — метод тематической апперцепции Мюррея (рисунок 4).
Рисунок 4. Методы исследования характера личности
Главным экспериментальным методом, имеющим диагностическую ценность, по мнению Норакидзе, является метод фиксированной установки. Этот метод исследует виды адаптации личности к среде и позволяет выявить различные варианты типов установки динамичной, статичной и вариабельной и определить соотношение этих типов установки с чертами характера личности.
Для характеристики личности по интровертности и экстравертности применяют исследования английского психолога Айзенка, в частности, составленный им опросник.