Методика преподавания психологии

Актуальность работы обусловлена проблемой подготовки квалифицированных преподавателей курса психологии. Изменение социально-экономических условий жизни современного общества, обновление системы образования требуют качественно нового уровня профессионализма специалистов. В этой связи особое значение приобретает проблема подготовки высококвалифицированных кадров, готовых теоретически и практически решать профессиональные задачи, умеющих создавать, применять и корректировать систему профессиональной деятельности. Необходимость непрерывного совершенствования системы подготовки квалифицированных кадров, недостаточная их компетентность ставят в повестку дня вопросы создания целостной концепции профессионализации, совершенствования форм и процесса, в которых она происходит. В существующей же системе профессиональной подготовки концепция подготовки педагога-психолога недостаточно разработана.

Методика преподавания психологии является особой учебной дисциплиной, в вузах психологического профиля ее относят к педагогическим дисциплинам, наравне с историей и философией образования, педагогикой, но специфика психологического знания, отражающаяся как на особенностях ее содержания, так и на особенностях преподавания, не позволяет однозначно причислять ее к педагогическим дисциплинам. Психологическая специфика состоит: в содержательном наполнении методики, которой является психологическая теория; в способах преподавания – в их основе психологические механизмы; в разности целей и задач педагогики и психологии – в освоении педагогики лежит основа будущей профессиональной деятельности, а психология формирует мировоззрение, внутреннюю картину мира.

Целью работы является методическая разработка лекции и семинарского занятия по теме «Общая характеристика воображения».

Задачи:

1. Обосновать актуальность выбранной темы, определить ее место и значение в структуре целого курса, подобрать литературу по теме для преподавателя.

2. Дать характеристику аудитории, определить цели и задачи лекции и семинарского занятия.

3. Составить конспект лекции и подготовить демонстрационные материалы.

4. Разработать семинарское занятие по теме.

Объект: методика преподавания психологии.

Предмет: методическая разработка лекции и семинарского занятия по теме «Общая характеристика воображения».

Глава 1. Методическая разработка лекции

1.1. Организационно-методическая часть

13 стр., 6261 слов

Психология и педагогика профессиональной деятельности

... повышению их стрессовой устойчивости и психической надежности при решении профессиональных и других задач в различных обстоятельствах жизни и деятельности. Психология выступает одной из базовых и профессиональных наук для педагогики, этики, политологии, поскольку для ...

Лекционный материал по теме «Общая характеристика воображения» является одним из составляющих в разделе «Познавательные процессы» в курсе дисциплины «Общая психология».

Лекция составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом и тематическим планом преподавания психологии.

Лекция «Общая характеристика воображения» читается на 2-м курсе дневного и заочного отделений после дисциплины «Мышление» и продолжает изучение психических процессов. После темы «Воображение», согласно тематическому плану, студенты изучают тему «Чувства и воля».

Библиография для преподавателя:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/metodika-prepodavaniya-psihologii/

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 276 с.

2. Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. – 200 с.

3. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.

4. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. — М.: МГУ, 1989. -182 с.

5. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Мн.: Харвест, 1999. — 384 с.

6. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб. : Питер, 2004. – 320 с.

7. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология Учебник — М Юрайт-Издат, 2004 — 484 с.

8. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.В. Карпова. — М.: Гардарики, 2005. — 232 с.

9. Познавательные психические процессы / Сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова. — СПб.: Питер, 2001. – 451 с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

11. Фарман И.П. Воображение в структуре познания. — М., 1994. — 215 с.

Цель этой лекции – дать общую характеристику воображения как высшей формы психического отражения.

Задачи:

1. Информативные:

  • дать представление о воображении как познавательном процессе;
  • определить связь воображения с процессами памяти, восприятия и мышления;
  • ознакомить с видами и функциями воображения.

2. Аналитические:

  • проанализировать подходы к пониманию представленности в воображении различных уровней отражения действительности: сведение воображения к чувственному познанию (перекомбинирование перцептивных образов);
  • соотнесение воображения не только с образным, но и с абстрактным комбинированием;
  • включение в процесс воображения всего опыта субъекта (перцептивных, абстрактных знаний и эмоционально-чувственных впечатлений):
  • проанализировать особенности основных форм воображения.

3. Системообразующие:

  • представить студентам целостный взгляд на воображение как высшего психического познавательного процесса;
  • систематизировать знания о видах и формах воображения;

4. Творческие:

  • укрепить навыки создания собственных суждений о воображении;
  • мотивировать к самостоятельному изучению материала;
  • создать обстановку способствующую творческой работе.

5. Воспитательные:

8 стр., 3651 слов

Методика подготовки и чтения лекций по психологии

... В данной работе рассмотрим методику подготовки и чтения лекций по психологии. 1. Общая характеристика лекции и её функции Лекция, являясь одной из ведущих форм организации обучения в ... трудность. Кроме этого, в установочной лекции даются основные направления самостоятельной работы, а также особенности выполнения контрольных заданий. Текущая лекция служит целям систематического изложения содержания ...

  • повысить мотивацию к изучению дисциплины;
  • стимулировать творческий подход и самостоятельность в изучении темы;
  • привить интерес к изучению предмета;
  • донести важность изучения темы для дальнейшей профессиональной деятельности психолога.

Вид лекции: лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации о воображении, подлежащей осмыслению и запоминанию.

Организационная форма лекции: монолог с опорой на визуальные средства. Использование элементов визуализации в лекции позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах лекции, способствует лучшему пониманию и усвоению. Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину. Создаётся установку на изучение материала, развитие навыков наглядной информации, с включением активной мыслительной деятельности.

Дидактическое обеспечение решения задач лекции:

Основные понятия: воображение, активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное, фантазии, сновидения, галлюцинации, грезы, агглютинация, акцентирование.

Схемы, рисунки.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, CD-диск.

1.2. Содержание лекции и демонстрационные материалы

Лекция 90 мин по 45 минут с пяти минутным перерывом

1. Введение — 5 мин.

2. Обоснование актуальности темы, определение воображения и его с памятью, восприятием и мышлением – 10 мин.

3. Виды и формы воображения – 30 мин.

4. Функции воображения – 30 мин.

5. Заключение – 10 мин.

6. Вопросы аудитории – 5 минут.

Демонстрационные материалы – слайды со схемами и рисунками.

Библиография по теме для студентов:

1. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. — М.: МГУ, 1989. -182 с.

10. Веккер Л.М. Психические процессы. — Т. 1. — Л., 1974. – 326 с.

11. Галин АЛ. Личность и творчество. Психологические этюды. — Новосибирск, 1989. – 126 с.

12. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения: Экспериментальное исследование. — Тбилиси: Изд-во «Мецниереба», 1972. – 185 с.

Психология воображения. — Саратов: Саратовский Гос. пед. ин-тут, 1971. – 79 с.

2. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб. : Питер, 2004. – 320 с.

3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология Учебник — М Юрайт-Издат, 2004 — 484 с.

4. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.В. Карпова. — М.: Гардарики, 2005. — 232 с.

5. Познавательные психические процессы / Сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова. — СПб.: Питер, 2001. – 451 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

7. Фарман И.П. Воображение в структуре познания. — М., 1994. — 215 с.

8. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Собр. соч.: В 6-ти тт. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В.Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. С. 436-454.

9. Дудецкий А.Я., Лустина Е.А. Психология воображения (фантазии).

6 стр., 2721 слов

Проблема деятельности в психологии

... нам именно в своей чувственно данной предметности? Значение как проблема психологии сознания Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое ...

— Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.- 88 с.

9. Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

Содержание лекции

Введение

Сегодня мы познакомимся с понятием воображения и его основными характеристиками. Необходимо отметить, что проблема воображения стала предметом активных исследований сравнительно недавно. В работах философов и психологов относительно природы и специфики воображения убедительно обосновываются всеобщий характер воображения, интенсивность его проявления в самых разных областях материальной и духовной деятельности, направленной на созидание и творчество. Это тоже отвечает современной общественной потребности в расширении масштаба творческой деятельности до всеобъемлющей и подлинно массовой. Поэтому все возрастающий научный интерес к этой области вполне понятен и закономерен.

Знания, полученные вами на прошлых занятиях о таких познавательных процессах, как память и мышление помогут вам более полно осмыслить сущность воображения, поскольку процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с ними.

Изучение общей характеристики воображения даст вам общее представление о воображении, его видах, формах и функциях и заложит основу для дальнейшего изучения этого понятия. Изучение воображения необходимо для работы практического психолога.

План лекции (учебные вопросы):

1. Определение сущности и понятия воображение и его связь с памятью, восприятием и мышлением.

2. Виды воображения (пассивное и активное воображение; творческое и воссоздающее воображение).

3. Формы воображения (агглютинация, гиперболизация, схематизация, заострение, типизация)

4. Функции воображения (целеполагание, предвосхищение, комбинирование и планирование, замещение действительности, проникновение во внутренний мир другого человека).

Конспект первого учебного вопроса

1. Сущность воображения (слайд №2)

Взаимодействуя с объективным миром, человек не только воспринимает, запоминает, осмысливает этот мир, но и создает образы того, с чем она непосредственно не встречается. Эти образы могут отображать события, факты, явления, свидетелем которых она не была. Нередко в жизни ей придется создавать образы таких объектов, которых не существуют в действительности, над созданием которых она работает. Этот процесс называют воображением или фантазией. Он значительно расширяет и углубляет познание мира. Да, слушая рассказ, читая книгу из истории, мы мысленно рисуем себе картины далекого прошлого, и будто видим красоту природы. Представляя литературных героев, мы мысленно странствуем с ними. При изучении точных дисциплин – математики, физики, воображение помогает нам оживлять абстрактные понятия, наполнить выведенные формулы конкретным содержанием. Следовательно, рядом с восприятием, памятью и мышлением воображение является одним из важных познавательных процессов человека.

Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности. Посмотрите на слайд (№2), здесь схематично переставлена сущность воображения, заключающаяся в следующем: воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:

13 стр., 6108 слов

Воображение и его роль в жизни человека

... обстоит как раз противоположным образом, а именно: мы знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже ... нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических ...

1) вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой — как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;

2) изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т.д.);

3) соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков).

4) конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

5) мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

6) переноса этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);

7) мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок);

8) создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин, и др. наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются).

Физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие базу образов воображения.

Процесс воображения чрезвычайно сложен, и об этом нас удостоверяет тот факт, что и до сих пор нет его удовлетворительного определения.

Л.С. Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением».

С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение — это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов».

2 стр., 941 слов

Психология мышления и воображения

... Воображение и его вязь с мышлением Воображение - Способность человека к непреднамеренному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, ... мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека ...

Согласно Е.И. Игнатьеву, «основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление».

А , согласно Философскому словарю, о воображение есть «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений».

Таким образом, воображение – психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала восприятия и представлений образов памяти, полученных в предшествующем опыте. Запишите определение со слайда №3.

Важную роль в создании новых временных связей играет слово.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет его мысленно. В этом существенное отличие психической и практической активности человека от активности животных. Так, паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека.

Воображение — важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение, преобразуя воспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие.

Деятельность воображения зависит от общей направленности личности.

С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убежденность, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремленность, настойчивость.

Воображение связано со всей психической жизнью человека. Особое значение в создании образов воображения имеет мировоззрение личности, его идейная направленность. Процесс воображения неразрывно связан с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности.

Воображение, как и восприятие, память, мышление,— познавательный процесс. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. Ц в этом отношении оно неразрывно связано с памятью.

Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от восприятия.

Воображение тесно связано с мышлением.

Общее и отличное между мышлением и воображением. И мышление и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.

Конспект второго учебного вопроса

Виды воображения (слайд №4)

Рассмотрим виды воображения, представленные в виде схемы на слайде.

В психологии принято различать два вида воображения: пассивное (непроизвольное, произвольное) и активное (воссоздающее и творческое):

7 стр., 3264 слов

Образ человека в экзистенциализме

... жизни и для жизни, она пропитана гуманизмом и заботой о человеке, именно поэтому я и выбрала эту тему для написания реферата. Целью своей работы я вижу изучение образа человека в философии экзистенциализма. Для ...

Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение (слайд №5) — это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Произвольное (активное, преднамеренное) воображение (слайд №6) — создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Мечта (слайд №7) — это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями (слайд №8):

  • а) ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;
  • б) слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой пока еще тенденции);
  • в) эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;
  • г) стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

Творческое воображение (слайд №9)- это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т. п.).

Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

Этапы творческого воображения (слайд №10):

  • возникновение творческой идеи;
  • «вынашивание» замысла;
  • реализация замысла.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение (определение на слайде №11) — это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался, Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.

Необходимо отметить, что деление воображения на творческое и воссоздающее в некоторой степени относительно, поскольку в каждом из них есть элементы другого.

Конспект третьего учебного вопроса

Формы воображения.

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах.

– агглютинация является самой распространенной и наиболее распространенной формой создания образов — соединение элементов и свойств, которые в повседневной жизни не совмещаются. На основе этого приема были созданы древние греческие мифологические образы (слайд №12) , которые являют собой сочетание частей тела человека и животного: гарпии — крылатые чудовища – птицы, крылатый конь Пегас, который стал символом вдохновения и др. Агглютинация используется не только в литературе, искусстве, но и в технике. Примером может быть создание троллейбуса (сочетание трамвая и автобуса), аккордеона (пианино и баян) и тому подобное. Однако эти образы были созданы не на основе механического склеивания представлений, а на основе их сознательной переработки.

4 стр., 1888 слов

Значение воображения в творческой деятельности

... пассивным воображением. В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта форма воображения ...

– Вторым приемом, который используется при создании образов воображения, является гиперболизация (акцентирование), то есть подчеркивание тех или других черт. Это достигается на основе выделения, абстрагирования и превращения существенных особенностей объектов. При акцентировании одни из черт совсем опускаются, или — упрощаются, освобождаются от ряда частичных деталей. В результате превращается весь образ, он приобретает обобщенный характер. Одним из видов акцентирования есть изменение пропорций отдельных сторон объекта, которого изображают. Этот прием часто используют при изображении дружеских шаржей, карикатур. Примером использования приуменьшения могут быть сказочные персонажи Дюймовочка или Мальчик-с-пальчик), а гиперболы — богатыри огромных размеров и невиданные существа. Таким образом, гиперболизация – это увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей (слайд №13)

— Если в процессе создания образа воображения представления, из которых он строится, сливаются, отличия стираются, а черты сходства выступают на первый план, то такой прием называется схематизацией. С его помощью создается, например, разнообразный декоративный орнамент, элементы которого взяты из растительного мира. Т.е., схематизация — соединение отдельных представлений, при котором различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко (слайд 14).

— В художественной литературе, живописи при создании образов воображения используется прием типизации, для которого характерным является выделения существенного в однородных фактах и воплощения его в конкретном образе. Например, создавая типичный образ определенного человека, грамотный пристально присматривается к жизни, глубоко его изучает, выделяет главные, наиболее существенные выразительные черты, свойственные представителям определенной группы людей, синтезирует, обобщает их в конкретной образной форме. Типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах (слайд № 14)

  • заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Отмеченные способы создания образов воображения используются при заранее поставленной задаче, а также в процессе непреднамеренного воображения. Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению с действительностью. Выделяют реалистическое воображение, которое отражает действительность, предвосхищает события, и фантастическое воображение, не совпадающее с действительностью.

Конспект четвертого учебного вопроса

Основные функции воображения:

Воображение, как познавательный процесс, выполняет несколько функций, представленных на слайде (слайд №16) (по Л.В. Карпову).

  • целеполагание — будущий результат деятельности создается в воображении, он существует только в сознании субъекта и направляет его активность на получение желаемого;
  • предвосхищение (антиципация) — моделирование будущего (положительных или отрицательных последствий, хода взаимодействия, содержания ситуации) за счет обобщения элементов прошлого опыта и установления причинно-следственных связей между его элементами;
  • в воображении будущее рождается из прошлого;
  • комбинирование и планирование — создание образа желаемого будущего за счет соотнесения элементов восприятия и прошлого опыта с результатами аналитико-синтетической деятельности рассудка;
  • замещение действительности — человек может быть лишен возможности реально действовать или находиться в определенной ситуации, тогда силой своего воображения он переносится туда, совершает действия в своем воображении, замещая тем самым реальную действительность воображаемой;
  • проникновение во внутренний мир другого человека — на основе описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого в данный момент времени) другим существом, тем самым делая возможным приобщение к его внутреннему миру; эта функция служит основой для понимания и межличностной коммуникации.
  • защитная функция — в воображении человек может пережить будущие возможные неприятности, что предохраняет его от стресса, подготавливает к реальным трудностям.

Вам, как будущим практическим психологам, необходимо знать, что наличие у человека ряда личностных особенностей (невротических черт, внушаемости, аутичности и т.п.) накладывает отпечаток на протекание процессов воображения. Так, высокая внушаемость резко снижает активность и устойчивость образов воображения (например, целей, идеалов), делает их легко изменяемыми, корректируемыми со стороны других людей. А склонность уходить в себя (аутичность) тесно коррелирует с высокой продуктивностью процессов воображения. Но рассмотрение этих особенностей является задачей специальных разделов психологии. Заметим лишь, что психический склад личности проявляется не только в поведении, но и в особенностях протекания психических процессов, в частности воображения.

10 стр., 4531 слов

Психология деятельности

... деятельности. Знание мотивов поведения необходимо во всех случаях жизни, когда приходится оценивать поступки человека. Особенно оно необходимо психологу, социальному работнику, учителю, воспитателю. Распознать мотивы отдельных действий человека и его поведения в ...

Таким образом, воображение является неотъемлемой частью человеческой деятельности и жизнедеятельности, социального взаимодействия и познания.

Вопросы к аудитории:

  • Что такое воображение?
  • Чем воображение отличается от восприятия, памяти и мышления?
  • Каковы основные виды воображения человека?
  • Что такое агглютинация?
  • Приведите пример гиперболизации.
  • Для чего человеку нужно воображение? Каковы основные функции воображения?
  • Какова роль воображения в различных видах творческой деятельности человека?
  • Какова связь воображения с тем, что происходит в жизни человека, вокруг него?

Указания к самостоятельной работе

В процессе работы с предложенной литературой найти и выделить основные характеристики воображения.

Глава 2. Методическая разработка семинарского занятия

2.1. Организационно-методическая часть

Тема занятия: «Воображение как познавательный процесс. Основные характеристики воображения».

Выбор темы осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Составлено в соответствии с учебным планом и требованиями уровня подготовки выпускника по специальности, в заключение темы «Общая характеристика воображения» следует семинарское занятие.

Цель занятия закрепление лекционного материала по теме «Общая характеристика воображения» и дополнительное рассмотрение основных характеристик воображения (было задано в качестве самостоятельной работы)

Задачи семинара:

Познавательные:

  • расширить знания студентов о связи воображения с памятью, восприятием и мышлением, их общими чертами и отличием;
  • пополнить знания студентов об основных характеритиках воображения.

Воспитательные:

  • развитие умения самостоятельного поиска, отбора и переработки информации;
  • повысить мотивацию изучения психологии;

Методические:

  • формирование навыков работы с психологическими научными текстами (первоисточниками);
  • формирование навыков самостоятельной работы.

Библиография для студентов при подготовке к семинарскому занятию:

При подготовке студентов к семинарскому занятию чтение литературы начинается с основных источников (учебник, лекция) и заканчивается работой над дополнительной литературой.

Учебная литература отбирается с учётом темы семинарского занятия и вопросов вынесенных на него.

1. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. — М.: МГУ, 1989. -182 с.

10. Веккер Л.М. Психические процессы. — Т. 1. — Л., 1974. – 326 с.

11. Галин АЛ. Личность и творчество. Психологические этюды. — Новосибирск, 1989. – 126 с.

12. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения: Экспериментальное исследование. — Тбилиси: Изд-во «Мецниереба», 1972. – 185 с.

Психология воображения. — Саратов: Саратовский Гос. пед. ин-тут, 1971. – 79 с.

2. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб. : Питер, 2004. – 320 с.

3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология Учебник — М Юрайт-Издат, 2004 — 484 с.

4. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.В. Карпова. — М.: Гардарики, 2005. — 232 с.

5. Познавательные психические процессы / Сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова. — СПб.: Питер, 2001. – 451 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

7. Фарман И.П. Воображение в структуре познания. — М., 1994. — 215 с.

8. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Собр. соч.: В 6-ти тт. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В.Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. С. 436-454.

9. Дудецкий А.Я., Лустина Е.А. Психология воображения (фантазии).

— Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.- 88 с.

9. Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

Организация семинарского занятия

Итоговый семинар по теме «Общая характеристика воображения». Проводится с целью закрепления и расширения знаний студентов о воображении как мвысшем психическом познавательном процессе. Студенты имеют возможность продемонстрировать не только теоретические знания, но и навыки самостоятельной работы и самостоятельного анализа. А так же студенты принимают активное участие в коллективном объяснении вынесенных для обсуждения вопросов.

Форма семинара доклады с обсуждением. Это активная форма учебного занятия, все студенты могут дополнять докладчиков, выступать с дополнениями и замечаниями, после прочтения доклада. В семинар входит теоретический материал, который оставлен студентам для самостоятельного изучения. Написание и прочтение докладов способствует развитию таких качеств, как логичность, последовательность и адекватность выражения мысли.

Формы педагогического контроля, соответственно, групповая и индивидуальная. Семинар заключается в проверке усвоения программного материала по теме курса. При прочтении доклада оценивается правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения излагаемых знаний; полнота ответа; понимание знаний; самостоятельность суждений и выводов; логическая последовательность, завершенность ответа и культура речи.

В процессе семинара мы рассматриваем три учебных вопроса, перед каждым вопросом студенты, читают доклады по каждому вопросу, а затем следует обсуждение, дополнения студентов и преподавателя.

Требования к оформлению докладов

Размер бумаги – А 4

Поля: верхнее, нижнее — 2,5см; левое, — 3,5 см; правое- 1,5см.

Шрифт — Times New Roman 14

1,5

Выравнивание — по ширине.

Оформляется титульный лист с инициалами студента, названием учебного заведения, предмет, преподаватель, год. В верхней части первой страницы текста заглавными буквами печатается название доклада, размещенное в центре. Далее, через одну строку печатается текст доклада. Весь текст с рисунками, таблицами или без них должен размещаться и выполняться согласно перечисленным выше требованиям. Объем текста не должен превышать 5 страниц, и по времени не должен превышать 12 минут.

При подготовке к докладам используем материал, изученный на лекциях, а так же рекомендованной литературой.

2.2 Содержание семинарского занятия

Расчет времени семинарского занятия

Семинар продолжительностью 90 мин.

Вступительное слово 5 мин.

Вопрос 1 . Связь воображения, восприятия и памяти.

Чтение доклада 12 мин.

Дополнение, обсуждение 21 мин.

Вопрос 2. Общие черты и различие воображения и мышления.

Чтение доклада 12 мин.

Дополнение, обсуждение 12 мин.

Вопрос 3. Основные характеристики воображения (яркость, отчетливость, реалистичность, контролируемость, степень активности образов).

Чтение доклада 12 мин.

Дополнение, обсуждение 12 мин.

Заключение 4 минуты

План проведения семинарского занятия.

Темы докладов и выступлений

Вопросы для размышления и дискуссии:

1. Сущность различий воображения и мышления.

2. Сущность различий воображения и представления.

3. Значение основных характеристик воображения для человека.

Вводная часть

На предыдущей лекции мы изучали сущность, определение, виды, формы и функции воображения. На данном семинаре, мы подробнее рассмотрим связь воображения с такими познавательными процессами, как память, восприятие и мышление, а так же познакомимся с основными характеристиками воображения.

В ходе семинара, докладчик выступает на заданную тему. После выступления происходит обсуждение: остальные участники задают вопросы, делают дополнения.

Основные моменты для преподавателя, которые должны отразится в докладе.

1. Связь воображения, восприятия и памяти.

  • Сходство и различие воображения и восприятия.
  • Роль восприятия в формировании образов воображения.
  • Связь воображения и памяти.

2. Общие черты и различие воображения и мышления.

  • Роль потребностей в мышлении и восприятии.
  • Роль проблемной ситуации в процессах воображения и мышления.
  • Общие черты воображения и мышления.
  • Отличие воображения от мышления.

3. Основные характеристики воображения

  • Яркость
  • Отчетливость.
  • Реалистичность.
  • Контролируемость.
  • Степень активности образов.

Заключительная часть

1. Воображение, как и восприятие, память, мышление — познавательный процесс. Специфика воображения заключается в переработке прошлого опыта, который сохраняется в виде представлений и понятий. Потому она неразрывно связана с процессами памяти, то есть, превращает то, которое содержится в памяти.

Воображение тесно связано и с процессом восприятия. Включаясь в восприятие, она обогащает новые обиды, делает их более производительными. Чтобы понять момент, изображенный художником на полотне, необходимо представить прошлую жизнь персонажей, их состояние и чувство.

2. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Реальному удовлетворению потребности часто предшествует живое яркое представление ситуации, при которой эта потребность может быть удовлетворена.

Встречаясь с неизвестного, человек начинает анализировать, синтезировать, сравнивать то, что она воспринимает, с прошлым опытом, и на этой основе пытается проникнуть в суть соответствующих явлений. В этом ей помогает не только мышление, но и воображение, которое проявляется в воссоздании целостного образа с дополненными недостаточными элементами. Например, учитель, встретившись с фактов нарушения дисциплины учеником, создает яркий образ поведения ученика в соответствующей ситуации и тем самым помогает мышлению распознать логику поступка.

Как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации. Если проблемная ситуация полностью определена и в процессе осознания превращается в отмеченную задачу, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышления. Если же проблемная ситуация является недостаточно определенной, то выходные данные трудно поддаются точному анализу. В этом случае на помощь приходит воображение. Чем точнее описана ситуация, тем меньше пространства для фантазии. Таким образом, ценность воображения в том, что она, дополняя ситуацию, позволяет принять решение и найти выход из положения даже при отсутствии надлежащей полноты знаний для мышления. Но в этом кроется слабость такого решения. Намеченные пути являются часто недостаточно четкими и строгими. Следовательно, одной из причин возникновения воображения у человека есть необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией.

3. К ведущим характеристикам воображения относятся яркость, отчетливость, реалистичность, контролируемость, степень активности образов. Человек может просто думать о каком-то предмете или явлении, в данный момент времени отсутствующем в поле его восприятия, а может представлять его столь живо и ярко, что образ будет неотличим от реального объекта. Это зависит от яркости, отчетливости образов воображения данного индивида. Под реалистичностью образов воображения понимается их приближенность к объектам и действиям, отражаемым в форме образа. Особенно важна реалистичность для целей. Чем полнее в цели будут представлены все параметры деятельности, тем с большей легкостью она будет реализована в жизни. Под свойством контролируемости понимается возможность менять содержание процесса воображения или влиять на отдельные параметры образов воображения (их модальность, детали и др.) по усмотрению самого человека. Обычно высокая контролируемость коррелирует с высокой продуктивностью процессов воображения. Степень активности определяется возможностью образов воображения выступать в качестве регуляторов, мотивов деятельности и поведения. Повышает активность эмоциональная насыщенность образов.

Таким образом, воображение является своеобразной формой отображения, познания объективной действительности. Она углубляет познание человека, помогает устанавливать новые свойства объектов и связки между ними. Потому воображение является особенно ценным в научном и художественной творчестве.

Заключение

В этом процессе отражение действительности происходит в особой форме создания объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), основанного на образах восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения. Воображение – это деятельность по анализу и синтезу сенсорного опыта, которая либо обусловливается влиянием сознательно поставленной цели (в процессе творчества), либо происходит спонтанно, под воздействием чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Воображение присуще только человеку. Животные могут оперировать образами, присутствовавшими ранее в их непосредственном опыте. Но создавать новые образы ни одно живое существо, кроме человека, не в состоянии. Только для человека характерно, что он может мысленно представить себе нечто, чего не воспринимал или не совершал в прошлом. Только у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он не сталкивался в своем прошлом опыте.

Воображение является необходимым условием любой деятельности человека – от игровой до трудовой. Это связано с тем, что, прежде чем осуществить тот или иной род деятельности, человек должен, как минимум, представить, что именно он будет делать и как он это будет делать. В более сложной, творческой ситуации человек должен еще и представить, каков будет конечный продукт его деятельности. Только создав образ результата, он может наметить адекватные пути разрешения задачи.

Среди прочих психических процессов воображение занимает место между восприятием и памятью, с одной стороны, и мышлением – с другой. Но, несмотря на тесную взаимосвязь, оно является отдельной, совершенно особой психической функцией. Можно сказать, что это самый идеальный (или самый «психический») из психических процессов, поскольку он замкнут внутри психики человека и сам по себе не имеет соприкосновения с реальностью, а только через другие процессы – на входе это восприятие, а на выходе – мышление.

Однако, несмотря на эту замкнутость, воображение оказывает огромное влияние на развитие человеческого общества. Именно эта функция дает человеку возможность осуществлять творческую деятельность, а также предвидеть последствия своей повседневной деятельности, строить планы на будущее.

Таким образом, вся человеческая культура, как материальная, так и духовная, не могла бы существовать, если бы люди не обладали функцией воображения.

Список литературы Бадмаев Б.У. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 2004. -304 с.Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 250 с.Ляудис В.Я.методика преподавания психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.Стоюхина Н.Ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика. Учебное пособие — Москва: Флинта, 2009.- 184 с.Общая психология: мышление, речь, воображение: Учебный комплекс (для студентов очной и заочной форм обучения, специальность 020400 «Психология», специализация «Социальная психология» / Сост.: В.В. Лемиш, И.В. Шагарова. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 76 с.