Использование метода проектов в дошкольном образовательном учреждении

Проектная деятельность — это дидактическое средство активизации

познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества [ Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. — Тольятти: ТГУ, 2007. — 116 с ].

В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [ Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. — 3-е изд. пспр. и доп. — М.: АРКТИ, 2011. — 96 с.]

Объект: образовательный процесс в ДОУ.

Предмет: использование метода проектов в процессе обучения и воспитании дошкольников.

Цель работы:

Задачи:

17 стр., 8475 слов

«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе». ...

... можно выделить типы форм воспитательной работы по основному компоненту, методу воздействия в одноразовом или многократном действии (мероприятии) педагога. Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности ...

1. изучить проектный метод в системе развития и воспитания дошкольников;

2. разработать проект воспитания детей дошкольного возраста;

3. сделать выводы по результатам реализации проекта.

1. Теоретические подходы к проблем

1.1 Особенности обучения детей дошкольного возраста

Обучение в школе направлено на то, чтобы дети, постепенно овладевая общественно-историческим опытом поколений, усваивали основы наук. Дети же дошкольного возраста непосредственно основы наук не изучают. В процессе обучения в детском саду они лишь включаются в учебную деятельность, их учат учиться: слушать и слышать воспитателя, воспринимать задание и выполнять его, словом, понимать учебную задачу. На занятиях у них формируются не только знания и умение осуществлять ту или иную деятельность, но и способность контролировать и оценивать свои действия.

Особенность обучения дошкольников проявляется и в том, что дети этого возраста, тем более малыши, имея небольшой объем внимания и недостаточно развитую память, не могут удержать весь объем задания, в связи с чем они не могут выполнить поставленную педагогом задачу. Чтобы этого не происходило, необходимо, особенно на первых порах, использовать поэтапное объяснение, диктантный способ сообщения задания и его выполнение. Однако постепенно следует переходить к целостному процессу сообщения детям задания и его выполнения.

Еще одна особенность обучения связана с тем, что у дошкольников в силу слабости нервных процессов процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В результате дети торопятся приступить к выполнению задания, им не терпится поскорее начать действовать, и они уже не слушают, что говорит педагог. Во избежание этого нужно очень тщательно продумывать объяснение и осуществлять его четко и кратко, сообщая лишь самое основное. Часть же указаний, дополнений можно сделать по ходу занятия. Важно помнить, что при слишком многословном объяснении задания, какие-то его положения проходят мимо ребенка, как бы растворяются. Иногда из-за этого может остаться не услышанным основное, ведь дошкольники не всегда могут в силу отсутствия достаточного опыта отдифференцировать главное от второстепенного.

Специфика обучения детей дошкольного возраста заключается и в том, что их учебная деятельность тесно связана с игрой, особенно при обучении детей младшего возраста. Так, мотив обучения будет для ребенка более действенным в том случае, если в процессе обучения предлагается что-то сделать для игры. Например, если на занятиях по лепке детям второй младшей группы предлагают вылепить печенье для кукол (в процессе обучения лепке дискообразной формы), то они с большим увлечением учатся, стараются передать форму как можно лучше.

Ребенок дошкольного возраста проходит за шесть лет жизни огромный путь в своем развитии — от совершенно беспомощного существа с неразвитым мозгом, не способного мыслить, не умеющего целенаправленно двигаться, не владеющего речью, жизнь которого всецело зависит от взрослого, до индивида, обладающего всеми основными чертами человеческой личности: мышлением, речью, произвольностью движений и действий и др. При этом определяющее значение в жизни ребенка имеет взрослый, который вводит малыша в мир людей, в мир природы и вещей, передает ему опыт поколений, направляет его развитие.

25 стр., 12177 слов

Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании

... содержания традиционных и альтернативных форм обучения в дошкольном образовании, исследование. Гипотеза: предполагаем, что при имеющихся традиционных формах дошкольного обучения и введением альтернативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовании расширяется возможность выбора форм дошкольного образования по запросам родителей, ...

Еще в древние века педагоги обращали внимание на то, что обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста должно быть интересным, чтобы не отпугивать детей от учения. Достичь того, чтобы каждое занятие было интересным детям, можно путем широкого включения в занятие игровых приемов, игровых ситуаций, сюрпризных моментов. Немаловажное значение имеет и эмоциональная атмосфера на занятии, руководство педагога, стиль его общения с детьми в процессе учебной деятельности. Педагог должен создавать обстановку доброжелательности, уважения к каждому ребенку. Важно поощрять успехи детей, отмечать достижения каждого, оказывать своевременную помощь, вместе с тем не лишая ребенка самостоятельности.

Характеризуя специфику познания ребенком мира, их окружающего, К. Д. Ушинский подчеркивал, что дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Это определяет еще одну особенность процесса обучения — оно должно строиться на основе непосредственного восприятия детьми свойств предметов и явлений. Дети дошкольного возраста оперируют наглядными, образными представлениями. Поэтому обучение дошкольников должно быть наглядным.

Спецификой обучения детей в детском саду является и то, что оно осуществляется не на уроках, как в школе, а в разных формах. Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом, который определяет в соответствии с программой воспитания и обучения детей, по которой строится педагогический процесс в детском саду, содержание занятий.

Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения занятия, как правило, это утренние часы.

Занятия организуются по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, развитию математических представлений, по физической культуре. познавательный творческий проектный ребенок

На занятиях дети систематически усваивают знания, навыки, умения, у них развивается творчество. У детей формируется отношение к миру и людям. Постепенно складываются компоненты учебной деятельности. Так, усвоение материала занятий требует сосредоточенности и внимания. Но далеко не всегда легко добиться внимания детей на занятии и удержать его. Для того чтобы добиться нужного эффекта, необходимо исключать замечания, не связанные с сообщаемым материалом, не прерывать объяснения дисциплинарными обращениями («Что ты делаешь?», «Сколько тебе можно повторять!», «Повернись ко мне!» и т. п.).

1.2 Концептуальные основы проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики.

Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965), который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»).

54 стр., 26501 слов

Педагогическая деятельность

... детального рассмотрения проблемы проектирования социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении. Целью дипломной работы является исследование эффективных методов и условий проектирования социально педагогической деятельности в образовательном учреждении. Объект исследования: проектирование социально-педагогической деятельности. Предмет исследования: методы ...

Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями. «…Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», — писал А.Эйнштейн; а «…творчество — разновидность поисковой активности», утверждал В.С.Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания»,- писал К.Н.Вентцель. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.

Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Одним из таких средств является педагогическое проектирование.

Педагогическое проектирование и его приложения исследовались достаточно плотно, однако, несмотря на интенсивные поиски ученых в целях создания единой теории, пока остаются слабо изученными вопросы терминологии данной проблематики, ее содержательного наполнения.

Новый виток понятия «проектирование» в образовании стал активно разрабатываться в конце 80-х годов XX века, и первоначально был связан с разработкой и проведением организационно — деятельностных игр в сфере образования. Но, несмотря на достаточно продолжительную историю развития представлений о педагогическом проектировании, до сих пор нет его единой трактовки.

Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». В Новое время этот термин связывается с понятием «проблема».

В последнее время проектный метод активно внедряется в отечественную педагогику. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в учебном процессе.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе «делания». Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

В научно-педагогической литературе много написано о сущности и современном прочтении метода проектов, активно разрабатываются теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий (В.С.Безруков, В.П.Беспалько, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, М.М.Поташник, И.С.Якиманская и др.).

Проект понимается как специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

2. Специфика реализации метода проектов в дошкольном образовательном учреждении

При проектировании важно опереться на технологии как объективную основу педагогического процесса, обеспечивающую достижение запланированных результатов. Существует противоречие между требованием гуманистического подхода к разнообразию форм, методов обучения и строгой определенностью технологического подхода. Снять противоречие позволит вариативно-технологический подход к проектированию педагогического процесса. «Проектировать — составлять проект, т. е. план, замысел чего-либо» [Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 1600 с.]. Аналогично рассматривается проектирование в издании «Новые ценности образования», в котором приводится следующее определение: «Проектирование — деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть» [Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. — М.: ИПИ РАО, 1995. — 113 с, с. 76]. Методологические подходы к педагогическому проектированию раскрываются в работах Н.Г. Алексеева, Е.С. Заир-Бек, В.В. Краевского, М.М. Леви- ной, О.Г. Прикота, М.И. Рожкова, В.А. Сластенина, Г.П. Щедровицкого. На основе анализа широкого поля работ Г.Е.Муравьева в своей докторской диссертации приводит следующую трактовку понятия. Проектирование — деятельность по осмысливанию будущего преобразования действительности с учетом природных и социальных законов на основе выбора и принятия решений, направленных на удовлетворение каких- либо человеческих потребностей [Муравьева, Г.Е. Проектирование образовательного процесса в школе: дис. … доктора пед. наук. — Шуя, 2003. — 400 с, с. 198]. Важно отметить, что человек, исходя из своих потребностей, прежде всего рисует образ, который бы его удовлетворил, затем промысливает путь получения этого результата, потом осуществляет свой план материализованного воздействия на реальный мир, в результате которого и получается продукт, изделие, результат. Полноценное проектирование должно проходить несколько итераций в уточнении первоначального замысла.

Данная мысль подтверждается исследованием Н.Г. Алексеева, описывающего социокультурное проектирование, выращивающее принципиально новую мыследеятельность. Автор фиксирует его развертывание по схеме «замысел — реализация — рефлексия» [Алексеев, Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательной системы / Н.Г. Алексеев // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. — М., 1994.].

Н.А. Алексеев приводит обобщенную схему проектировочной деятельности в педагогике:

1. Определение цели проектирования (целеполагание).

2. Выяснение системы педагогических факто- ров и условий, влияющих на достижение цели (ориентировка).

3. Описание педагогической действительности, подлежащей проектированию (диагностика исходного состояния).

4. Фиксирование (выбор) уровня и оперативных единиц педагогического мышления для принятия решений по созданию проекта (рефлексия).

5. Выдвижение гипотез о вариантах достижения цели и оценка вероятности их достижения в конкретных условиях (прогнозирование).

6. Построение конкретной модели (проекта) педагогического объекта (моделирование).

7. Построение методики измерения параметров педагогического объекта (экстраполирующий контроль).

8. Реализация проекта (внедрение).

9. Оценка результатов осуществления проекта и сравнение их с теоретически ожидавшимися (оценивание).

10. Построение оптимизированного варианта конкретного педагогического объекта (коррекция) [Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н.А. Алексеев. — Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. — 216 с., с. 131].

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).

Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей: в младших группах малыши наблюдают за деятельностью педагога и родителей, в среднем — ребята начинают участвовать в реализации проекта, в старшем возрасте — являются полноправными участниками проекта.

Выбор темы — это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг — это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. [Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.]. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.

М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, обобщив исторический опыт проектной работы с детьми дошкольного возраста, выделили основные этапы разработки метода проектов [Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.// методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2010. — 80с]:

Этапы реализации проекта

1 этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ш Формулирует проблему

Ш Вхождение в проблему

Ш Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию

Ш Вживание в игровую ситуацию

Ш Формулирует задачу (не жёстко)

Ш Принятие задачи

Ш Дополнение задач проекта

2 этап

Ш Помогает в решении задачи

Ш Объединение детей в рабочие группы

Ш Помогает спланировать деятельность

Ш Распределение амплуа

Ш Организует деятельность

3 этап

Ш Практическая помощь (по необходимости)

Ш Формирование специфических знаний, умений и навыков

Ш Направляет и контролирует осуществление проекта

4 этап

Ш Подготовка к презентации

Ш Продукт деятельности готовят к презентации

Ш Презентация

Ш Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности

Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны 3взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей. Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования, педагогическому коллективу дошкольного учреждения необходимо было решить ряд проблем:

  • Ш низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;
  • Ш нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;
  • Ш недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов;
  • Ш низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности [ Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с. ].

Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.