Методы диагностики и пути коррекции межличностных отношений посредствам игровой терапии в группе детей старшего дошкольного возраста

Диагностика и коррекция отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что нарушения в системе межличностных отношений ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение.

Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества в связи с особенностью дошкольного возраста определять все дальнейшее формирование личности могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению. Необходимость ранней диагностики и коррекции нарушений общения со сверстниками вызвана тем существенным обстоятельством, что в каждой группе любого детского сада есть дети, отношения которых со сверстниками значительно искажены, и само их неблагополучие в группе имеет устойчивый, протяженный во времени характер [7, стр.43]. межличностный отношение дошкольный коллектив

Цель опыта работы

Поставленная цель определила следующие з адачи :

1. Изучить теоретические аспекты диагностики и коррекции межличностных отношений в детском коллективе;

2. Изучить структуру межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста;

3. Определить влияние игровой терапии на коррекцию межличностных отношений в группе.

методы исследования

Работа осуществлялась на базе Государственного учреждения образования «Сновский ясли-сад» с октября 2012 года по апрель 2013 года.

44 стр., 21549 слов

Межличностные отношения в группе

... [19]. В многочисленных работах, посвященных исследованию групп и коллективов, групповой динамики и т.д., показано влияние организации совместной деятельности и уровня развития группы на становление межличностных отношений, на становление сплоченности, ценностно-ориентационного ...

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Межличностные отношения в дошкольном возрасте

Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Огромное влияние на развитие личности ребенка оказывает возможность удовлетворения своих потребностей в самоутверждении, признании со стороны ближайшего окружения — сверстников и взрослых. Формирование, развитие этих потребностей происходит в условиях активных и достаточно широких межличностных взаимодействий.

Межличностное отношение — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной и деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [4, c.13].

В нашей стране первоначально проблема межличностных отношений дошкольников рассматривалась в основном в рамках социально-психологических исследований, такими авторами как Коломинский Я.Л., Репина Т.А., Кисловская В.Р., Киричук А.В., Мухина В.С., где основным предметом были структура и возрастные изменения детского коллектива. В этих исследованиях было показано, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива, изменяется содержание и обоснование выборов детей, а также установлено, что эмоциональное самочувствие детей во многом зависит от характера отношений ребенка со сверстниками [10, стр. 49].

Наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников Смирнова Е. О. считает социометрический [7, стр. 53]. Этот же метод выделяет и Коломинский, указывая на то, что основная идея социометрии состоит в том, что испытуемые высказывают, в той или иной форме, свои предпочтения другим членам группы [6, c.124]. Проанализировав работу Смирновой Е.О. «Межличностные отношения дошкольников», мы выяснили, что межличностные отношения рассматриваются при данном подходе как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. А в многочисленных исследованиях таких авторов, как Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, А.В. Кривчук, B.C. Мухина было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива — одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Было установлено, что содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик [10, c.46].

Из всего выше сказанного можно сделать вывод — в исследованиях отечественных и зарубежных психологов показано, что в группах детей детского сада выделяется особая структура межличностных отношений. Установлено, что есть дети, которые очень популярны и с ними хотят вместе играть и дружить многие дошкольники, что обусловлено их умением придумывать и разворачивать разнообразные сюжеты. Они выступают в качестве лидеров детских игровых объединений и занимают ведущие, самые интересные роли. Наряду с популярными детьми выделяется категория непопулярных дошкольников, которые не привлекают сверстников и в связи с этим оказываются изолированными в свободной деятельности.

три основных этапа.

I этап. Для младших дошкольников наиболее характерным является индифферентно-доброжелательное отношение к другому ребенку. Трехлетние дети безразличны к действиям сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка. Малыш как бы не замечает действий и состояний сверстника. В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребенка. Дети стремятся к эмоционально-практическому взаимодействию, подражают движениям сверстника. Та легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями со сверстником, может свидетельствовать об особой общности с ним, которая выражается в обнаружении одинаковых свойств, вещей или действий. Ребенок, «смотрясь в сверстника», как бы объективирует себя и выделяет в самом себе конкретные свойства. Но эта общность имеет чисто внешний, процессуальный и ситуативный характер.

4 стр., 1783 слов

Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

... психодиагностики детей младшего и среднего дошкольного возраста следует иметь в виду как изменение формы игры, так и возникновение нового вида социальной активности, ведущей за собой психологическое развитие ребенка, - межличностного общения. Дети ... и межличностных отношений. Метод диагностики восприятия, Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Суть этой методики состоит в том, что ребенку ...

II этап. Решительный перелом в отношении к сверстнику происходит в середине дошкольного возраста. В 4—5 лет картина взаимодействия детей существенно меняется. Резко возрастает эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка. В процессе игры дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции на оценку взрослого также становятся более острыми. Успехи сверстников могут вызвать огорчение детей, а их неудачи — радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника.

Все это позволяет говорить о глубокой качественной перестройке отношения ребенка к сверстнику, суть, которой заключается в том, что дошкольник начинает относиться к самому себе через другого ребенка. В этом отношении другой ребенок становится предметом постоянного сравнения с собой. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, демонстративность, конкурентность и пр. Однако эти явления можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток. К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется.

III этап.

К 6 годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Безоценочная эмоциональная вовлеченность в его действия может свидетельствовать о том, что ровесник становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и своих предметов. Это дает основание говорить, что к концу дошкольного возраста возникает личностное начало в отношении детей к себе и к другому [10 , стр.66].

Помимо возрастных особенностей, уже в дошкольном возрасте имеются весьма существенные индивидуальные варианты отношения к сверстникам. Далеко не всегда отношения с другими складываются легко и гармонично. Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития межличностных отношений. Как правило, проблемы и конфликты между детьми, которые порождают тяжелые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость, страх), возникают, когда другой ребенок воспринимается исключительно как конкурент, которого нужно превзойти, как условие личного благополучия или как источник должного отношения. Эти ожидания никогда не оправдываются, что порождает тяжелые, разрушительные для личности чувства. Такие детские переживания могут стать источником серьезных межличностных и внутриличностных проблем уже взрослого человека. Вовремя распознать эти опасные тенденции и помочь ребенку преодолеть их важнейшая задача воспитателя, педагога и психолога.

3 стр., 1368 слов

Общение как реализация общественных и межличностных отношений

... Объясните суть термина «общение». 2. Расскажите о межличностных отношениях и реализации общения через межличностные отношения. 3. Расскажите о структуре общения. 4. Что такое коммуникативный компонент общения? 5. Какие барьеры могут ... методы оцен­ки общения. Значение проводящихся с этой целью исследова­ ний велико, так как анализ связи общественных и межличност­ ных отношений дает возможность понять ...

1.2 Методы диагностики межличностных отношений в детском коллективе

Выявление и исследование межличностных отношений связано со значительными методическими трудностями, поскольку отношение, в отличие от общения, не может быть непосредственно наблюдаемо. Вербальные методы, широко используемые при исследовании межличностных отношений взрослых людей, также имеют ряд диагностических ограничений, когда мы имеем дело с дошкольниками. Вопросы и задания взрослого, адресованные дошкольникам, как правило, провоцируют определенные ответы и высказывания детей, которые порой не соответствуют их реальному отношению к окружающим. Кроме того, вопросы, требующие вербального ответа, отражают более или менее осознанные представления и установки ребенка. Однако между осознанными представлениями и реальными отношениями детей в большинстве случаев существует разрыв. Отношение своими корнями уходит в более глубокие пласты психики, скрытые не только от наблюдателя, но и от самого ребенка [9 , стр.142].

Вместе с тем в психологии существуют определенные методы и методики, позволяющие выявить особенности межличностных отношений дошкольников. Эти методы можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным методам относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Подобная картина, так или иначе, отражает характер их взаимоотношений. При этом психолог или педагог констатирует особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии и воссоздает более или менее объективную картину взаимоотношений дошкольников. В отличие от этого, субъективные методы направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. Поэтому субъективные методы в большинстве случаев имеют проективный характер. Сталкиваясь с «неопределенным» неструктурированным стимульным материалом (картинки, высказывания, незаконченные предложения и пр.), ребенок, сам того не ведая, наделяет изображаемых или описываемых персонажей собственными мыслями, чувствами, переживаниями, т. е. проецирует (переносит) свое Я [10, стр.56].

Среди объективных методов, используемых в группе дошкольников, наиболее популярными являются: социометрия, метод наблюдения, метод проблемных ситуаций.

Уже в старшей группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие — менее. Обычно предпочтения одних детей перед другими связывают с понятием «лидерство».

Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития. Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляется социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы [1 , стр.98].

Одним из распространенных методов вскрывающих групповые межличностные отношения, является социометрический метод, предложенный американским психиатром Дж. Морено. Структура группы, выявленная с помощью этого метода, получила название социометрической структуры. Благодаря быстроте экспериментной процедуры и относительной легкости количественной обработки данных, этот метод широко применяют психологи всего мира при изучении детских групп [2, стр.89].

Т.А. Репина разработала и начиная с 1968г. широко использовала экспериментальную игру «Секрет». В основу ее положен социометрический эксперимент «выбор в действии». Методика заключается в том, что испытуемый по секрету дарит 3 детям из группы в соответствии со своим желанием подарки (прячет в шкафчики), предварительно определив степень их привлекательности. После того, как ребенок раскладывает подарки по шкафчикам, его просят обосновать свой первый выбор и высказать предположение об ожидаемых выборах.

Я.Л. Коломинский применял следующую шкалу статусных подгрупп:

1) подгруппа (звезды — 6 и более выборов);

2)- (принятые и предпочитаемые 3-5 выборов);

3)- (непринятые 1-2 выбора);

4)- (изолированные — 0).

Для изучения межличностных отношений в группе используются рисуночные методики.

Широко рисуночные методики известны за рубежом. Популярность этих методик Г.Т. Хоментаускас объясняет несколькими причинами:

1. Процесс рисования оказывает исключительное растормаживающее действие на ребенка, уменьшает напряжение, возникающее при психологическом обследовании, способствует установлению эмоционального контакта с ребенком.

2. Рисунки удобны в применении: во-первых, ребенок как бы сам фиксирует свои действия при помощи карандаша, движения мысли. Это дает возможность психологу больше обращать внимание на изменения эмоционального состояния исследуемого, отмечать особенности процесса рисования.

3. Рисуночные методики — высокоинформативное средство познания личности ребенка, отражающее то, как ребенок воспринимает себя и других, какие чувства он переживает.

4. Процесс рисования особенно при изображении значимых для ребенка ситуаций, обладает психотерапевтическом действии. В рисунке ребенок как бы избавляется от личного напряжения, проигрывает возможные решения ситуаций. Практическое использование рисуночных методик требует детального изучения опыта их применения и главное критического осмысливания принципов интерпретаций рисунков [5, стр.25].

1.3 Методы коррекции межличностных отношений в детском коллективе

Благополучие межличностных отношений дошкольников зависит от умения устанавливать контакт взаимодействия и общения со сверстниками. Коллектив может влиять на индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка в системе межличностных отношений благополучно.

Отношение ребенка к сверстнику можно увидеть в действиях направленных на него, которые ребенок проявляет в различных видах деятельности. Особое внимание необходимо обратить на ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста — игровую деятельность. Одним из главных методов, совершенствования межличностных отношений является социальная игра, которая включает в себя сюжетно-ролевые, коммуникативные игры и театральные. Игра является ведущим видом деятельности детей 3-7 лет. Играя, ребёнок начинает брать на себя определённую роль. В игре существуют два вида взаимоотношений — игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения — это взаимоотношения детей как партнёров, товарищей, выполняющих общее дело. Социальная игра оказывает всесторонне воздействие на ребенка дошкольного возраста. Играя, дети познают окружающий мир, себя и сверстников, свое тело, изобретают, творят окружающее, а так же устанавливают отношения со сверстниками, при этом развиваются гармонично и целостно. Социальная игра способствует формированию межличностных отношений и общению между сверстниками, умственному развитию ребенка, совершенствованию познавательных процессов, развитию творческой активности детей [8, стр.25].

Межличностные отношения детей дошкольного возраста формируется наиболее эффективно, когда целенаправленным педагогическим средством выступает социальная игра, в ней ребенок овладевает правилами взаимоотношений со сверстниками, усваивает мораль общества, в котором он живет, таким образом, способствует взаимоотношению детей [7, стр.63].

Изучение динамики психологического конфликта показало, что независимо от особенностей такого конфликта ребенок не в состоянии разрешить его самостоятельно, не может полноценно развиваться ни как субъект деятельности, ни как личность. Такие дети требуют к себе особого, индивидуального подхода, нуждаются в помощи взрослого (психолога или педагога) по налаживанию полноценных отношений со сверстниками.

При разработке приемов коррекции необходимо учитывать:

1) социальную ситуацию развития ребенка: конкретные отношения со сверстниками группы, удовлетворенность ими, отношения с воспитателями и родителями;

2) оказание педагогической помощи ребенку не только в налаживании внешнего (делового) плана его отношений с другими детьми, но и в регулировании внутреннего (межличностных отношений) [10, стр.103].

Наряду со специальными играми большое значение в коррекции имеют приемы неигрового типа:

1. «Ритуальные действия» (ритуалы приветствия и прощания; групповое пение; обмен впечатлениями после игры).

2. Принятие групповых решений. Многие решения в ходе занятия принимают всей группой; дети сами решают, когда надо закончить игру и перейти к другой, сами распределяют роли.

3. Усиление понимания, сочувствия — приемы на умение слушать друг друга, объяснять свои чувства.

4. Формирование самостоятельности группы. Прием основан на выходе ведущего-психолога из группы, когда детям предоставляется полная свобода действий, причем они не могут обратиться к взрослому за помощью и все ответственные решения должны принимать самостоятельно.

В процессе совместной ролевой игры отношения детей и отношения к детям проявляются в том виде, как они воспринимаются самими детьми. Именно вследствие единства психологической природы общения и игры последняя может иметь высокий психотерапевтический эффект.

Психотерапевтические функции игры заключаются в том, что она может изменить отношение ребенка к себе и другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе.

Помимо терапевтической игровая психотерапия выполняет также диагностическую и обучающую функции. Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие — достижение более адекватной адаптации и социализации детей [8, стр.59].

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Изучение структуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

(приложение 1).

социометрическая методика «Секрет».

(приложение 2).

Затем мы определяли статусное положение каждого и распределяли детей по условным статусным категориям: «звезда» — 5 и более выборов; «принятые» — 2-4 выборов; «непринятые» — 1 выборов; «изолированные» -0 выборов. Индекс изолированности не должен превышать 20%.

(приложение 3).

Результаты диагностики показали низкий уровень благополучия взаимоотношений. Индекс изолированности был равен 21% (он не должен превышать 20 % процентов).

2.2 Коррекция межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста

приложение 4).

Коррекционный этап проводился в форме игровой терапии. Длительность одного игрового занятия составляет 40-50 минут. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать проблемы переутомления детей на занятиях. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Всего было организовано 12 занятий.

В процессе игровой психокоррекции нами были использованы разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения, а также направлены на совершенствование операциональной стороны игровой деятельности детей, на осознавание детьми своего места в группе сверстников. Особое внимание во время коррекционных занятий уделялось изолированным детям. Им давали ведущие привлекательные роли, отмечалось их участие, успехи.

(приложение 6, приложение

Результаты диагностики показали высокий уровень благополучия взаимоотношений. Индекс изолированности был равен 10.5% (не должен превышать 20%).

2.3 Анализ результативности работы

Результаты двух исследований можно отобразить в таблице :

Результаты

Статус ребёнка

октябрь 2012г

(%)

апрель 2013г

(%)

«Звёзды»

31,6

31,6

«Принятые»

15,8

42,1

«Непринятые»

31,6

15,8

«Изолированные»

21

10,5

Для того чтобы проследить динамику изменений в межличностных отношениях детей старшего дошкольного возраста в результате проведённых коррекционных занятий отобразим данные сравнительного анализа в диаграмме (рисуоки 1-2):

Рисунок 1 — Сравнение результатов двух экспериментов

Рисунок 2 — Благополучная и неблагополучная группы. Динамика октябрь-апрель

Как показал сравнительный анализ, в структуре группы после организации коррекционных занятий произошли изменения. Уменьшилось количество «изолированных» и «непринятых». Процент благополучия в группе составляет 73,6% (был 47,6%).

Таким образом, можно сделать вывод, что проведенное формирующее воздействие оказало положительное влияние на систему межличностных отношений в группе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диагностика и коррекция отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что нарушения в системе межличностных отношений ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.

В своей работе мы изучили особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, выделили параметры, характеризующие качество межличностных отношений, подобрали методики для диагностики; провели комплексную диагностику с целью выявления особенностей межличностных отношений; составили и провели коррекционные занятия; с целью выявления эффективности коррекционных занятий провели контрольный эксперимент.

Проанализировав динамику межличностных отношений после проведенных занятий в отношении детей появились положительные сдвиги. У 6 человек повысился социометрический статус. Увеличились показатели взаимности и благополучия. По наблюдениям воспитателя снизилась тяга детей к уединению, одиночеству; коллектив стал дружнее, терпимее; дети стали больше помогать друг другу; ребята стали увереннее, чаще стали общаться друг с другом; у них появились новые друзья.

Наше исследование показало возможность получения положительных результатов в процессе целенаправленного формирования положительных межличностных отношений у детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/mejlichnostnyie-otnosheniya-v-detskom-kollektive-diagnostika-i-korrektsiya/

1. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе / В.В.Абраменкова. — М.Просвещение, 2008.-168с.

2. Амельков, А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А.А. Амельков. — Мозырь: Содействие, 2006.-96с.

3. Галигузова, А.П., Смирнова, Е.О. Ступени общения: от года до семи лет/ А.П.Галигузова, Е.О. Смирнова. — М.: Просвещение, 1992. -143с.

4. Донцов, А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования/ А.И. Донцов. — М.Просвещение, 2008. — 236с.

5. Ермолаева, М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников/ М.Ермолаева// Дошкольное воспитание, 1995. — №9. — С.21-28.

6. Коломинский, Я. Л. Психология педагогического взаимодействия: Учебное пособие/ Я.Л.Коломинский, Н.М. Плескачева, И.И.Заяц; под ред. Я.Л. Коломинского. — СПб.: Речь, 2007. — 200c

7. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры/ М.А. Панфилова. — М.: Гном и Д, 2000. — 160с.

8. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада/ С.В.Петрина. — М.: Просвещение, 2006.-168с.

9. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группах детского сада. /Под ред. Репиной Т.А.- М.: Педагогика.- 2008.-168с.

10. Смирнова, Е.О. Диагностика межличностных отношений дошкольников/ Е.О.Смирнова, В.М. Холмогорова. — М.:Владос, 2003. -252с.