Любовь как нравственное чувство

любовь нравственное чувство

О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Но по-прежнему, духовный мир человека, его эстетическая сущность — это, пожалуй, одна из наименее познанных наукой сфер жизни на Земле. И именно поэтому практически невозможно дать четкого определения высшим человеческим чувствам, одним из которых является любовь. Сложность и важность любви обусловлены тем, что в ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Любовь как высшее человеческое чувство — это часть жизни любого из нас. И думаю, что каждый согласится с высказыванием Ван Гога, который говорил: «Я — человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви…иначе я замерзну и превращусь в камень.» Так говорил великий художник о любви к женщине [4].

Более того, без любви не может формироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития. Она может быть в разной степени развита, но ее не может не быть. «Любовь — единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека» — говорит Э. Фромм. Однако, что же такое любовь? Достаточно четкого определения еще не удалось дать никому. Такие научные дисциплины, как физиология, в том числе физиология высшей нервной деятельности, психология, выявляют материальные основания любви, общественные условия ее возникновения и развития. Но в ее существе частные науки разобраться не могут. И этому есть причины. Любовь целостна и уникальна в каждом личном проявлении.

Любовь как нравственное чувство позволяет развить вкус к жизни, научится замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания личности: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.

Осознание любви как нравственного чувства позволяет развить такие чувства у человека как уважение, жалость к близкому, бескорыстие в поступках.

Все эти качества просто необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

Таким образом, актуальность исследования любви как нравственного чувства обусловлена потребностью и запросами реальной жизни и практики в сфере психологии личности.

Знакомство с литературой вызвало у нас интерес к исследованию личностных особенностей человека. Эта тема была разработана такими известными психологами как: Колберг Л., Эльконин Д. Б., Фельдштейном Д.И., Леонтьевым А.Н., Рубинштейном С. Л.., и многими другими.

5 стр., 2281 слов

Общение как восприятие людьми друг друга

... перцептивной стороной общения. Процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Термин «социальная перцепция» впервые ...

Объектом исследования является любовь как нравственное чувство.

Предметом

Цель исследования: теоретическое и эмпирическое исследование любви как нравственного чувства.

В качестве гипотезы нами принято положение о том, развитие нравственного сознания в юношеском возрасте будет являться фактором формирования любви как нравственной ценности.

Гипотеза исследования определила постановку задач , которые решались в ходе исследования:

1. Изучение любви как нравственного чувства с точки зрения теории нравственного развития личности в отечественной и зарубежной психологии.

2. Выявить сущность и содержание понятия «любовь».

3. Проанализировать возрастно-психологические особенности любви в юношеских взаимоотношениях.

4. Подобрать пакет методик для диагностирования отношения к любви как нравственной ценности в юношеском возрасте.

5. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента по для диагностирования отношения к любви как нравственной ценности в юношеском возрасте.

Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать вывод, что внимание на изучение любви как нравственного чувства в психологии сориентировано достаточно давно, но данные знания в жизненных ситуациях применяются очень редко или не в полной мере.

При написании работы использовалась специальная литература по психологии личности и общей психологии, включая учебные пособия, статьи отечественных и зарубежных психологов на тему влияние любви как нравственного чувства на жизнь человека.

Глава 1. Теоретические основы анализа нравственных аспектов любви

1.1 Понятие о нравственных чувствах в отечественной и зарубежной психологии

Когда вы наблюдаете восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами познавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада — это разнообразные чувства и эмоции. Они—одно из проявлений отражательной психической деятельности человека. «Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли…» — отмечает Ф. Энгельс [6].

По мнению ряда ученых, строго научное использование термина «чувство» должно ограничиваться лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т. е. оценочного отношения к каким-либо объектам.

По П. В. Симонову (1962), чувство — это «устоявшееся отношение человека к явлениям действительности» (с. 17); Г. А. Фортунатов (1970) определяет чувства как «отражение в мозгу человека его реальных отношений, т. е. отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам» (с. 336); по А. Н. Леонтьеву, чувство — это устойчивое эмоциональное отношение. В «Психологическом словаре» (1983) чувства определяются как «устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами». А. В. Петровский (1986) пишет, что «чувства — это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает» [16].

2 стр., 654 слов

«Бунтующий человек (Альбера Камю)

... законам и непременно должен был появиться объект исследования Альбера Камю – бунтующий человек. «Бессмысленность и абсурд человеческого существования для Камю и есть та сфера, в которой бушуют страсти людские, ... а именно, любви. Это уже само по себе большое достижение. Наверное, из истории каждого человека с ограниченными возможностями можно извлечь те мысли, те слова, те чувства, которые ...

Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью. Эмоции и чувства — это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Чувства и эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения. Приятно послушать музыку, но если концерт затягивается слишком долго, то притупляются переживания и наступает утомление [12].

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также их многообразием.

Многогранность чувств, их проявление на различных уровнях отражения и деятельности, способность к слиянию и сочетанию, их приспособительный характер исключают возможность простой линейной их классификации.

Чувства различаются по модальности, по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, формы своего развития, по уровням проявления в строении психического (высшие-низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию и направленности, по особенностям их выражения, нервному субстрату [3].

Существующие классификационные схемы различаются соотношением своей теоретической и эмпирической обоснованности.

Традиционное деление чувств на низшие и высшие не отражает действительную реальность и обусловлено лишь тем, что за чувства принимаются и эмоции, отражающие биологическую сущность человека. Чувства же отражают социальную сущность человека и могут достигать большой степени обобщенности (любовь к Родине, ненависть к врагу и т. д.) [6].

14 стр., 6871 слов

Динамика эмоций человека

... Динамика эмоций детей разная и зависит в том числе от воспитания. Одновременно с формированием позитивных и негативных эмоций у детей постепенно формируются нравственные чувства. Зачатки нравственного ... людей, живших в разное время. В динамике эмоций можно проследить единство устойчивых и изменчивых компонентов. Причем надо различать динамику кратковременных переживаний и динамику длительных чувств. ...

Исходя из того, какая сфера социальных явлений становится объектом высших чувств, их делят (например: Рудик, 1978) на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Интеллектуальными называют чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. К ним К. К. Платонов (1984) относит любознательность, любопытство, удивление, радость решения задачи, а П. А. Рудик — чувство ясности или нечеткости мысли, удивление, недоумение, чувство догадки, чувство уверенности, сомнение. Из этого перечня ясно, что речь идет скорее о познавательных или интеллектуальных эмоциях, чем о чувствах в изложенном выше понимании [20].

Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического и комического. Данные чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоции удовольствия до эстетического восторга.

К. К. Платонов выделяет еще и практические (праксические) чувства, к которым относит интерес, скуку, радость, муки творчества, удовлетворение достижением цели, чувство приятной усталости, увлеченности делом, азарта. Как видно из этого перечня, большинство названных Платоновым феноменов относятся либо к эмоциям, либо к интеллектуальным процессам (понимание чего-то), поэтому его попытку расширить список чувств следует признать неудачной [17].

Нравственными называют чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали. Они отражают различную степень привязанности к определенным людям, потребности общении с ними, отношение к ним. К положительным нравственным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга и т. д. К отрицательным нравственным чувствам относят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти, недоброжелательности и др.

Нравственные чувства — исторически развившиеся чувства. Они усваиваются людьми в процессе общественной жизни и воспитания. В конечном итоге они определяются общественно-экономическим строем общества и господствующими в нем производственными отношениями между людьми.

Теория нравственных чувств как основы морали развивалась английскими философами 17 века (Адамом Смиттом, Давидом Юмом, Шефтсбери, Хатчесоном).

Главные проблемы, которые возникли в этой теории, следующие: каким образом формируются нравственные чувства и какова их иерархия. Некоторые считали, что нравственные чувства имеют врожденный характер (Шефтсбери).

Другие утверждали, что моральные чувства формируются социальной средой, воспитанием и культурой (Мандевиль) [7].

Теория нравственных чувств сыграла свою положительную роль в развитии представлений о структуре морального сознания. Действительно, чувства играют наиболее фундаментальную роль в морали. Нравственные чувства формируются в раннем детстве, и если они не сформированы в свое время, то уже не формируются никогда. Никакое образование не сможет компенсировать отсутствие нравственных чувств, а без нравственных чувств невозможны ни нравственность, ни мораль. Человек, не испытывающий сострадания к слабым, любви к своим близким, благоговения перед жизнью — способен на любое преступление, его нельзя считать человеком, он хуже животного.

3 стр., 1451 слов

Любовь и социальные сети

... Целью курсовой работы является выявление особенности любовных отношений в социальных сетях. Задачи: В ходе работы были использованы следующие методы сбора эмперического материала: Глава 1. Психология любви и понятие социальных сетей 1.1 Любовь как вид межличностных отношений Межличностное Общение ...

Следует отличать эмоции и чувства. Чувства — более устойчивые, постоянные образования. Эмоции могут быть мимолетными. Эмоции могут помогать или мешать человеку в принятии решений. Излишняя эмоциональность иногда является следствием информационного голода, и наоборот, лишняя информация порождает отсутствие эмоций. Тем не менее, эмоции выполняют важные функции. Они возникают на базе физиологических потребностей и постепенно перерастают в чувства (чувство справедливости, чести, долга, патриотизма, творческого вдохновения).

В Соловьев в книге «Оправдание добра» построил иерархию первичных нравственных чувств. Он выделяет такие фундаментальные нравственные чувства, как благоговение и поклонение (которые человек испытывает по отношению к высшим сущностям и существам), сострадание (которое он испытывает по отношению к равным себе живым существам) и стыд (возникающий по отношению к собственной животной природе) [5].

Оригинальную концепцию нравственных чувств проповедовал Н. Федоров, автор «Философии общего дела». Человек — существо вертикальное. Вертикальное положение — восстание против смерти, оно означает сверхживотное требование перестройки всего существования. Если жизнь во времени — это подчинение горизонтальной, причинно-следственной связи, то нравственность — это восстание против такой детерминации. Источник появления нравственной детерминации — в отношении к отцам, к умершим предкам, сострадание им, а также раскаяние и стыд. Именно чувства по отношению к умершим являются, по мнению Н. Федорова, первичным источником нравственности.

Таким образом, нравственные чувства — это эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам.

Нравственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости.

Нельзя обучить нравственности — моральные правила могут быть привиты лишь к «дереву чувств». Нравственный человек — не человек, боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка. Не угрозы и запреты формируют нравственную личность; она формируется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей.

1.2 Любовь как высшая нравственная ценность

Любовь — исключительно сложный объект для психологического анализа. О любви сказано очень много — частотные словари современных языков свидетельствуют, что это одно из самых употребительных слов. При этом, как отмечают Дж. Каннингем и Дж. Антил, “все сказанное верно хотя бы для кого-нибудь”. Кроме того, любовь еще меньше, чем какой-либо другой аспект реальности, может быть с достаточной полнотой описана в рамках какой-либо одной науки, ее познание требует междисциплинарного исследования, включающего в себя данные и приемы не только психологии, но и социологии, биологии, этнографии, истории, искусствоведения и многих других дисциплин [9].

Если опросить людей, какие чувства, имеющиеся у них, они могут назвать, то в первую очередь будет названо чувство любви. Философы, психологи, физиологи посвятили ей много страниц в своих работах. Уже в Древней Греции была разработана типология любви: эрос — стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюбленность; филия — любовь-дружба, приязнь одного человека к другому; сторге — привязанность, особенно семейная; агапе — жертвенная любовь, любовь к ближнему. В настоящее время Д. Ли (Lee, 1977) разработал более детальную типологию любви:

1) эрос — страстная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

2) людус — гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены;

3) сторге — спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

4) прагма — возникает из сочетания людуса и сторге — рассудочная, легко поддающаяся контролю; любовь по расчету;

5) мания — появляется как сочетание эроса и людуса, иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;

6) агапе — бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.

Для женщин более характерны сторгические, прагматические и маниакальные проявления любви, а молодым мужчинам более свойственна эротическая и особенно людическая любовь [22].

В древних философских учениях любовь выступает как космическая сила, подобная силе тяготения. Она строящая, сплачивающая, движущая энергия мироздания. Даже движение планет приписывалось любви (спустя несколько столетий Данте писал по этому поводу: «Любовь, что движет солнце и светила»).

Было создано учение о всемирной «симпатии» вещей и природных сил. Этот взгляд существовал вплоть до времен Гете.

Другая линия разрабатывалась Платоном. В диалоге «Пир» он истолковал любовь как чувственную влюбленность и эстетический восторг перед прекрасным телом (отсюда — платоническая любовь) — с одной стороны (это низшая ступень лестницы духовного восхождения по Платону), и как абсолютное благо и абсолютная красота-с другой стороны (это высшая ступень лестницы духовного восхождения человека).

Одно из основательных рассмотрений аффекта любви можно найти у голландского философа-материалиста XVII века Б. Спинозы. Согласно его представлениям, любовь к кому-либо возникает вследствие того, что человек, совершивший добрый поступок, доставляет другому удовольствие. Таким образом, любовь у Спинозы — это не обязательно сильное чувство, а просто положительное отношение к другому, благожелательность. Он показал зависимость эмоций любящего от эмоций любимого человека: «Кто воображает, что предмет его любви получил удовольствие или неудовольствие, тот и сам также будет чувствовать удовольствие или неудовольствие, и каждый из этих аффектов будет в любящем тем больше или меньше, чем больше или меньше он в любимом предмете» [9].

Любовь порождает желание иметь и сохранять предмет своей любви, доставлять ему всякого рода удовольствие и отрицать все то, что причиняет ему неудовольствие. В свою очередь у любимого возникает ответное эмоциональное отношение: «Если кто воображает, что его кто-либо любит, и при этом не думает, что сам подал к этому какой-либо повод… то и он со своей стороны будет любить его. Если он будет думать, что подал справедливый повод для любви, то будет гордиться…» [17].

Тема любви нашла отражение и в трудах английского философа XVIII века Д. Юма Он также рассматривал любовь как положительное отношение к человеку, вызываемое его добродетельностью, знаниями, остроумием и прочими достоинствами, но в отличие от Б. Спинозы, считал, что причиной любви является не человек, доставляющий нам удовольствие, а сам его поступок.

Пессимистическая философия XIX века, ярким представителем которой является А. Шопенгауэр, стремилась разоблачить любовь. Так, Шопенгауэр утверждал, что любовь между полами есть обман, иллюзия, при помощи которой иррациональная мировая воля заставляет обманутых индивидов быть слепыми орудиями продолжения рода.

На рубеже XIX—XX веков 3. Фрейд попытался перевернуть платоновскую доктрину эротической любви. Признавая в ней, как и Платон, единую причину соединения половой страсти с духовной жизнью человека, это одухотворение эроса он принимал не за конечную цель, а как обман, переряживание подавляемого полового влечения, названного им либидо.

Э. Фромм (1990) пишет, что «вряд ли какое-нибудь слово окружено такой двусмысленностью и путаницей, как слово «любовь». Его используют для обозначения почти каждого чувства, не сопряженного с ненавистью и отвращением. Оно включает все: от любви к мороженному до любви к симфонии, от легкой симпатии до самого глубокого чувства близости. Люди чувствуют себя любящими, если они «увлечены» кем-то. Они также называют любовью свою зависимость и свое собственничество. Они в самом деле считают, что нет ничего легче, чем любить, трудность лишь в том, чтоб найти достойный предмет, а неудачу в обретении счастья и любви они приписывают своему невезению в выборе достойного партнера. Но вопреки всей этой путанице и принятию желаемого за должное, любовь представляет собой весьма специфическое чувство; и хотя каждое человеческое существо обладает способностью любить, осуществление ее — одна их труднейших задач. Подлинная любовь коренится в плодотворности, и поэтому собственно может быть названа «плодотворной любовью». Сущность ее одна и та же, будь это любовь матери к ребенку, любовь к людям или эротическая любовь между двумя индивидами… Это — забота, ответственность, уважение и знание» [4].

Забота и ответственность означают, что любовь — это деятельность, а не страсть, кого-то обуявшая, и не аффект, кого-то «захвативший».

Акцентирование внимания в любви на заботе и ответственности необходимы Э. Фромму для того, чтобы обосновать любовь ко всему человечеству и конкретно к каждому человеку, поскольку испытывать страсть ко всем или эмоции по поводу каждого человека нереально. Не случайно любовь к конкретному человеку, по Фромму, должна реализовываться через любовь к людям (человечеству).

В противном случае, как он считает, любовь становится поверхностной и случайной, остается чем-то мелким.

Полностью соглашаясь с тем, что слово «любовь» в обыденном понимании подчас теряет конкретное содержание [19] и что любовь — не аффект (если его понимать как эмоцию), трудно признать правоту Фромма относительно того, что любовь — это деятельность, проявляемая лишь в заботе, ответственности (я бы добавил к ним и такие поведенческие проявления, как нежность, ласку).

Все это следствие любви, ее проявление, а не ее сущность. Сущностью же остается чувство, т. е. эмоционально-установочное отношение к кому-либо.

К. Изард пишет: «…Существует несколько разновидностей любви, однако меня не покидает ощущение, что все они имеют нечто общее в своей основе, нечто, благодаря чему каждая из них важна и значима для человека, нечто, что проходит красной нитью через все типы любви…» (2000, с. 411).

Я полагаю, что одним из главных признаков этого чувства, «красной нитью» проходящего по всем видам любви, судя по данным ряда авторов (Bowlby, 1973; Ainswort, 1973), является сердечность {warmth) и привязанность {attachment) к объекту любви. Сердечность проявляется в объятиях, поцелуях, ласкании, а привязанность — в устойчивой потребности в общении с данным человеком, в близости с ним.

Хотя эти два параметра любви (присущие в какой-то степени и дружбе, и особенно влюбленности) взаимосвязаны, в то же время они функционируют автономно, что связано с наличием для каждого из них различных нейрофизиологических систем [15].

Очевидно, что быть привязанным ко всем людям невозможно, поэтому любовь -это интимная привязанность, обладающая большой силой, настолько большой, что утрата объекта этой привязанности кажется человеку невосполнимой, а его существование после этой утраты — бессмысленным. С этой точки зрения «любовь» учителя к учащимся, врача к больным — это в большинстве случаев не более, чем декларируемая абстракция, отражающая проявление интереса, эмпатии, уважения личности, но не привязанности. Ведь привязанность — это чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому- или чему-нибудь [10].

Имеются и другие крайние взгляды на любовь. П. В. Симонов (1966), правильно утверждая, что любовь — это не эмоция и что в зависимости от обстоятельств она порождает разные эмоции, без всяких серьезных оснований свел ее к потребности. «Любовь — это разновидность потребности, потребности очень сложной, сформированной влияниями социальной среды, этикой и мировоззрениями данного общества», — пишет он (с. 10).

Не относя любовь к чувствам, своим утверждением, что «любовь неправомерно относить к разряду эмоций» (Там же), он дает основание полагать об исключении им этого чувства вообще из эмоциональной сферы человека. Конечно, в чувстве любви, особенно в ее острой стадии — влюбленности, присутствует влечение, которое является разновидностью потребности, но сводить любовь только к последней, значит сильно упростить этот феномен [14].

Выделяют несколько разновидностей любви. Так, говорят об активной и пассивной формах любви; в первом случае любят, а во втором — позволяют себя любить. Подразделяют кратковременную любовь — влюбленность и длительную — страстную любовь. Э. Фромм, К. Изард и другие говорят о любви родителей к своим детям (родительская, материнская и отцовская любовь), детей к своим родителям (сыновняя, дочерняя), между братьями и сестрами (сиблинговая любовь), между мужчиной и женщиной (романтическая любовь), ко всем людям (христианская любовь), любовь к Богу. Говорят также о взаимной и неразделенной любви.

Любовь проявляется в постоянной заботе об объекте любви, в чуткости к его потребностям и в готовности удовлетворить их, а также при обострении переживания этого чувства (сентиментальности) — в нежности и ласке. Какие эмоциональные переживания сопутствуют человеку при проявлении им нежности и ласки, сказать трудно. Это что-то неясное, почти эфемерное, практически не поддающееся осознанному анализу. Эти переживания сродни положительному эмоциональному тону впечатлений, который тоже довольно сложно вербализовать, если не считать, что у человека возникает что-то приятное, близкое к легкой и тихой радости.

Сексуальная любовь. Э. Фромм дает следующее абстрактное определение этой любви: это отношение между людьми, когда один человек рассматривает другого как близкого, родственного самому себе, отождествляет себя с ним, испытывает потребность в сближении, объединении; отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления и, что весьма существенно, добровольно духовно и физически отдает себя другому и стремится взаимно обладать им.

Р. Стернберг (Sternberg, 1986) разработал трехкомпонентную теорию любви. Первая составляющая любви — интимность, чувство близости, проявляемое в любовных отношениях. Любящие чувствуют себя связанными друг с другом. Близость имеет несколько проявлений: радость по поводу того, что любимый человек рядом; наличие желания сделать жизнь любимого человека лучше; желание оказать помощь в трудную минуту и надежда на то, что у любимого человека тоже имеется такое желание; обмен мыслями и чувствами; наличие общих интересов [4].

Традиционные способы ухаживания могут помешать близости, если они состоят из одних ритуальных действий и лишены искреннего обмена чувствами. Близость может разрушаться негативными чувствами (раздражением, гневом) возникающими во время ссор по пустякам, а также страхом быть отвергнутым.

Вторая составляющая любви — страсть. Она приводит к физическому влечению и к сексуальному поведению в отношениях. Хотя половые отношения здесь важны, но они не являются единственным видом потребностей. Сохраняется потребность в самоуважении, потребность получить поддержку в трудную минуту.

Между интимностью и страстью соотношения не однозначные: иногда близость вызывает страсть, в других случаях страсть предшествует близости. Бывает и так, что страсть не сопровождается близостью, а близость — страстью. Важно при этом не путать влечение к противоположному полу с половым влечением.

Третья составляющая любви — решение-обязательство (ответственность).

Она имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный аспект отражается в решении о том, что конкретный человек любит другого, долговременный аспект — в обязательстве сохранять эту любовь («клятва в любви до гроба»).

И эта составляющая не однозначно соотносится с двумя предыдущими. Чтобы продемонстрировать возможные комбинации, Р. Стернберг разработал систематику любовных отношений (табл. 1).

Таблица №1 Систематика видов любви Р. Стернберга

Вид любви

Интимность

Решение-обязательство

Симпатия

+

+

Придуманная любовь

+

Романтическая любовь

+

+

Любовь-товарищество

+

+

Слепая любовь

+

+

Совершенная любовь

+

+

+

Таким образом, эти виды любви представляют собой предельные случаи. Большинство реальных любовных отношений попадает в промежутки между этими категориями, поскольку разные компоненты любви континуальны, а не дискретны[7].

Большинство вступающих в брачные отношения полагают, что они руководствуются совершенной любовью. Однако нередки случаи, когда за таковую принимают слепое увлечение. Чаще всего бывает, что страсть в ходе супружеской жизни умирает, а ее место занимает любовь-товарищество.

Острой стадией любви является влюбленность, о которой речь уже шла выше. Однако если влюбляются чаще во внешне красивых, то любят за душевную красоту, тем более что внешняя красота не вечна.

1.3 Возрастно-психологические аспекты любви в юношеских взаимоотношениях

Если изменения детского самосознания большей частью выглядят плавными и постепенными, то отрочество и юность издавна считаются эпохой скачка, «второго рождения», возникновения нового качества, и в первую очередь открытия собственного «Я». Существенные изменения наблюдаются в стиле общения и межличностных отношений у юношей и девушек.

Для понимания психологических отличий любви взрослых людей от юношеской особенно важны три момента: относительное завершение формирования самосознания; расширение и дифференциация сферы общения и деятельности; появление новых интимных привязанностей.

Любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Любовь — высокая степень эмоционально-положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов. Если в начале юности главным конфидентом (лицом, с которым обсуждаются личные проблемы) обычно бывает друг своего пола, то позже это место девушкой уже не компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша иногда становится менее откровенен и с друзьями, замыкается в себе. Психосексуальные трудности — одна из главных причин юношеского одиночества [23].

Зачастую юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Психологическая близость вначале легче достигается с человеком собственного пола, с которым подростка связывает широкий круг общих значимых переживаний, включая и эротические.

Несмотря на демократизацию и упрощение взаимоотношений между юношами и девушками, они вовсе не так элементарны, как кажется некоторым взрослым. «Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован. Это создает нормативную неопределенность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, всей сложности которой они еще не осознают, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации ухаживания, во время свидания, когда можно целоваться и т.д.». Озабоченность ритуальной стороной дела иногда настолько сильна, что молодые люди зачастую глухи к переживаниям друг друга, даже собственные их чувства отступают перед вопросом, «правильно» ли они поступают с точки зрения норм своей половозрастной группы. Ухаживание — игра по правилам, которые, с одной стороны, весьма жестки, а с другой — довольно неопределенны.

Ожидание любви и ее переживание у юношей и девушек неизбежно связано с сексуальным поведением, которое, в свою очередь, определяется у них, как скоростью полового созревания, так и социальными факторами [16].

«Разделив обследованных ими испытуемых на до- и постпубертатных, западногерманские исследователи Ю.Шлегель и сотрудники, сопоставили уровни социосексуальной активности обеих групп (влюбленности, поцелуи, объятья, петтинг, вступление в половые отношения).

Оказалось, что постпубертатные мальчики по всем показателям опережают допубертатных, т.е. половое созревание стимулирует их социальную активность. Однако у девочек такой зависимости не обнаружилось, постменархеальные девочки только чаще влюбляются. Видимо дело не только в физиологии, но и в системе половых ролей. Подростки начинают ухаживать не только в зависимости от уровня собственной половой зрелости, сколько в соответствии с культурными нормами их возрастной группы, школьного класса и т.д. У детей с преждевременным созреванием наступление половой зрелости в большинстве случаев не сопровождается ранней сексуальной активностью, их сексуальные интересы больше соответствуют их психическому, нежели гормональному возрасту».

Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки. В социальной психологии по этому поводу имеются три гипотезы:

1) Идеальный образ любимого предшествует образу реального объекта, побуждая личность искать того, кто бы максимально соответствовал этому образу. У молодых людей этот идеальный образ расплывчат и содержит множество нереалистичных деталей;

2) Бессознательная идеализация предмета любви, которому приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле;

3) Свойства реального объекта любви определяют идеал влюбленного.

«По всей вероятности, все три гипотезы имеют под собой известные основания. В одних случаях «предмет» любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся образом, в других — имеет место идеализация, в третьих — идеал формируется или трунсформируется в зависимости от свойств реального объекта. Но каково соотношение этих моментов и как они сочетаются у разных людей и в разных обстоятельствах — наука сказать не может» [5].

В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни. «Она несколько «запаздывает» по отношению к сексуальной мотивации». И.С. Кон отмечает, что у юношей вообще часто бывает расхождение между возвышенной любовью к определенной девушке и сексуальными устремлениями к женщинам вообще. Готовность к семейной жизни часто выражается в сближении, совпадении, как духовных, так и физических устремлений по отношению к определенному партнеру. Э. Шпрангер, понимая эротику как духовное, эстетическое проявление любви людей, отмечает: «Для психологии подростка, однако, самым важным является установление того факта, что в годы развития природа сохраняет обе стороны еще отдельными в переживании друг от друга, и что созвучие обоих моментов в одном большом переживании и связанном с ним акте оплодотворения является симптомом зрелости. В сознании подростка эротика и сексуальность вначале резко отделены друг от друга. Это самое существенное положение, которое следует установить в данной связи». Также готовность проявляется «в реалистичных представлениях о материально-финансовой стороне жизни семьи, сформированности чувства долга по отношению к супругу и семье в целом».

Глава 2. Экспериментальное исследование любви как нравственного чувства в юношеском возрасте

2.1 Изучение констатирующего эксперимента по исследованию значения любви в нравственном сознании личности студентов

Констатирующий эксперимент проходил на базе Филиала ГОУ ВПО Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, в нем участвовало 12 студентов 2 курса направления 050300.62 Филологическое образование (050301.62 Русский язык и литература).

Цель: на основе пакета диагностического материала, выявить отношение студентов к «любви» как нравственному чувству.

Методика №1. Ранжирование жизненных ценностей посредством матрицы Боулса

Эта система позволяет оставить список жизненных ценностей и приоритезировать его.

Подумайте, пожалуйста, о том, что представляет для вас в жизни наивысшую ценность. Возможно, это деньги. Или семья. Дружба? Любовь? Творчество? Или это что-то другое?

У каждого человека есть свои собственные ценностные ориентиры. Составьте список из 10 основных своих жизненных ценностей и запишите его в секцию А прилагаемой ниже матрицы.

Затем заполните секцию B матрицы. Это делается следующим образом: слово (или словосочетание) под номером 1 из секции А последовательно сравнивается со всеми остальными из списка и в каждой паре обводится номер того высказывания, значимость которого для вас является большей. Например, первой в списке секции А у вас значится любовь, а второй дружба. Вы сравниваете эти ценности между собой и приходите к выводу, что любовь в вашей жизни все же важнее дружбы. В этом случае в секции В в первом квадрате вы обводите единицу. Таким образом все позиции из списка ценностей секции А сравниваются друг с другом и результат сравнения всех пар отмечается в секции В.

В секции С затем фиксируется, сколько раз был отмечен в секции В соответствующий номер из общего списка ценностей. Например, по ходу сравнения со всеми остальными ценностями, любовь была выбрана как превалирующая 5 раз, творчество 4, дружба 3, свобода тоже 3. Эти цифры заносятся в первую строчку секции С. Та ценность (или ценности), которые были отмечены большее количество раз, получают высший ранг. Например, в нашем случае любовь получает ранг 1, творчество 2, а свобода и дружба 3. Ранг заносится в соответствующие клетки второй строки секции С. В соответствии с рангом список ценностей переписывается в секцию D. На верхней ее ступени фиксируется ценность, отмеченная наибольшее количество раз, и далее по убывающей.

Для дальнейшего анализ понадобятся не более 3 наиболее значимых жизненных ценностей. Если Вам сложно самостоятельно сформулировать свои основные ценности, можете воспользоваться предложенным ниже списком ценностей.

Список ценностей:

1. Твердая воля

2. Целеустремленность

3. Верность принципам

4. Прямота, откровенность

5. Искренность

6. Жертвенность

7. Терпимость

8. Мудрость

9. Доброта

10. Признание

11. Слава, известность

12. Деньги

13. Щедрость

14. Честность.

15. Порядочность

16. Смелость

17. Секс.

18. Жизнерадостность

19. Чувство юмора

20. Духовность

21. Авторитет

22. Дружелюбие

23. Альтруизм

24. Влияние

25. Оптимизм

26. Уважение к людям

27. Вера в Бога

28. Власть

29. Смекалка

30. Терпение

31. Удовольствия

32. Развлечения

33. Понимание людей

34. Отдых

35. Дети

36. Любовь

37. Семья

38. Практичность

39. Спокойствие

40. Спорт

41. Бережливость

42. Широта взглядов

43. Сочувствие

44. Художественные интересы

45. Досуг, хобби

46. Деньги

47. Общение

48. Работоспособность

49. Тактичность

50. Патриотизм

51. Профессионализм

52. Самоконтроль

53. Хорошее настроение

54. Домашний уют

Методика №2. «Ассоциативный словарь эмоций»

Методика разработана А. Г. Закаблуком. Используется с целью определить, знают ли испытуемые признаки основных видов эмоций, выраженных через слово.

Процедура проведения эксперимента

1. Установочная беседа.

Я провожу работу по составлению словаря названий эмоций и чувств. Для составления словаря необходимо знать, какими словами пользуются люди, когда говорят о любви. Поэтому я прошу вас помочь мне.

2. Задание испытуемым.

К словам «симпатия», «влюбленность», «любовь» вам нужно подобрать как можно больше синонимов, т. е. слов, равнозначных им по смыслу. Запишите их в протокол в колонках.

Образец протокола

Симпатия

Влюбленность

Любовь

Обработка полученных данных и выводы. Подсчитывается число названных синонимов. Чем больше испытуемый называет синонимов, тем в большей степени у него сформировано представление о смысле того или иного эмоционального понятия.

Опрос №1 Определение приоритета любви среди других понятий

Учащимся необходимо оценить по баллам (0 баллов — неважно, 8 баллов — очень важно), значимые для них понятия: здоровье, любовь, слава, деньги, красота, дружба, семья, развитие. Далее следует обработка результатов.

Образец протокола

№п/п

Понятие

Баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

здоровье

любовь

слава

деньги

красота

дружба

семья

развитие

Проективное сочинение «Любовь в современном мире»

Студентам предлагается написать сочинение, высказать свою точку зрения по теме. Результаты предполагается обработать. Проективное сочинение представляет собой вид проективных методик для выявления некоторых представлений у современных студентов о любви. Цель данной методики — анализ продуктов деятельности (сочинение и есть такой продукт) и самой проекции интересов, желаний и стремлений.

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента по исследованию значения любви в нравственном сознании личности студентов

Методика №1. Ранжирование жизненных ценностей посредством матрицы Боулса

В основе регуляции жизни человека находится система его ценностных ориентации, которая представляет собой сложное и динамическое образование.

В результате проведенного исследования мы определили, что «любовь» как нравственное чувство находится в системе иерархических отношений у 3 респондентов.

Таблица №2

№п\п

ФИО студента

1

2

3

1

Анастасия А.

Любовь

Доброта

Жизнерадостность

2

Наталья Б.

Деньги

Общение

Развлечения

3

Алена В.

Домашний уют

Сочувствие

Деньги

4

Татьяна В.

Честность

Верность

Общение

5

Жанна И.

Любовь

Отдых

Оптимизм

6

Анастасия П.

Доброта

Спокойствие

Практичность

7

Екатерина С.

Оптимизм

Дружелюбие

Деньги

8

Елена С.

Деньги

Искренность

Дружелюбие

9

Марина С.

Семья

Отдых

Домашний уют

10

Юлия Ф.

Любовь

Сочувствие

Развлечения

11

Юлия Ш.

Семья

Жизнерадостность

Спорт

12

Мария Ш.

Семья

Дружелюбие

Доброта

Методика №2 «Ассоциативный словарь эмоций»

Наибольшие затруднения у экспериментальной группы вызвала данная методика. Максимальное количество синонимов приведено на слово «любовь» — 13, меньше всего на слово «симпатия» — 2. В таблице №3 приведены наиболее часто встречающиеся синонимы.

Таблица № 3

Симпатия

Влюбленность

Любовь

расположение

наклонность

увлечение склонность тяготение благоволение

доброжелательство

дружба благорасположение

влечение

слабость

любовь

привязанность

пристрастие мания

верность

привязанность, склонность

слабость (к чему), страсть

преданность

тяготение

мания

верность

амур

Диаграмма №1. Сравнительный анализ количества синонимов на понятия «симпатия», «влюбленность», «любовь»

Опрос №1 Определение приоритета любви среди других понятий

В результате проведенного опроса на первом месте любовь как нравственное чувство стоит у 2 студентов, диаметрально противоположенное понятие «деньги» поставили на первое место так де 2 студента. Анализ результатов опроса приведен в таблице №4.

Таблица № 4

ФИО студента

1

2

3

4

5

6

7

8

Анастасия А.

Л

Др

З

К

Сл

Дн

См

Р

Наталья Б.

Дн

З

Л

Др

К

См

Сл

Р

Алена В.

См

Л

З

К

Др

Сл

Дн

Р

Татьяна В.

З

Л

Др

См

Дн

К

Сл

Р

Жанна И.

Л

Др

См

З

К

Сл

Дн

Р

Анастасия П.

Др

См

З

Л

Дн

К

Сл

Р

Екатерина С.

Др

Л

З

См

К

Сл

Дн

Р

Елена С.

Дн

З

Л

См

Сл

См

К

Р

Марина С.

См

Л

Др

З

К

Дн

Сл

Р

Юлия Ф.

К

См

Л

З

Р

Др

Сл

Дн

Юлия Ш.

См

Л

К

З

Др

Р

Дн

Сл

Мария Ш.

См

З

Др

Л

К

Сл

Р

Дн

Условные обозначения: Здоровье-З, любовь-Л, слава-Сл, деньги-Дн, красота-К, дружба-Др, семья-См, развитие-Р.

Диаграмма № 2

Проективное сочинение «Любовь в современном мире»

Нами было предложено написать проективное сочинение «Любовь в современном мире».

Из 12 испытуемых, — 8 написали, что в современном мире любовь — это, прежде всего, взаимность чувств: «когда люди чувствуют взаимность, понимают друг друга», «это самое замечательное чувство на свете очень важно, чтобы она была взаимной», «когда ты чувствуешь то, что чувствует тот человек, который рядом».

А 3 человека ответили подобным образом на вопрос: «что такое любовь?»: «Любовь — это даже не чувство, скорее химическая реакция, гормоны; она основана на привлекательности и взаимном общении», «ее просто нужно почувствовать», «Любовь нельзя описать, ведь для каждого она своя».

Восемь человек указали, что имеют уже некоторый опыт в данном вопросе. Так, например: «любовь у каждого человека разная. Например, для меня любовь — беда, в которой можно утонуть по уши, влюбляясь в какого-нибудь рыжего дурака», или «не все понимают, что это такое, не умеют ценить, а ведь это очень важная вещь. Я уже испытала это чувство».

Примечательно, но один из испытуемых ограничился стандартными фразами при ответе: «Любовь — это река, в которой тонут два дурака» и «любовь — это розы, обман и вечные слезы».

Проанализировав результаты проективного сочинения, мы можем предположить, что по вопросу любви представления большинства респондентов идеализированы, с возрастом и приобретением определенного опыта идеализация ослабевает, уступая место более реалистическому восприятию. Поразителен тот факт, что ни один из испытуемых не написал, что любви нет в современном мире (хотя, некоторые отметили, что это довольно редкое чувство): «В современном мире, конечно же, она существует, ведь без нее нельзя, без нее было бы тяжело жить».

Мы сочли нужным привести еще несколько определений: «Любовь столь всесильна, что перерождает нас», «Любовь — это полет души. Это когда тебя окрыляет, когда доставляет удовольствие, что любимый рядом», «Любовь — это что-то такое, что нельзя описать или объяснить».

Проведенное нами исследование предусматривало решение целого ряда задач.

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

  • все студены нашей выборки отметили, что считают любовь неотъемлемой частью своей жизни, они позволяют им глубже познать свою личность и овладеть новыми видами человеческих взаимоотношений.

— при изучении различных особенностей представлений студентов о любви нами получены следующие данные: идеализация понятия «любовь» зависит, главным образом, от возраста и опыта в такого рода отношениях, чем взрослее человек, чем больше опыт, тем меньше он идеализирует, тем он более реалистичен в своих представления о любви.

В целом, можно сказать, что проведенная нами работа подтвердила, что актуальные для студентов потребности в любви и дружбе являются объективными психологическими реальностями, допускающими возможность экспериментального их исследования.

Заключение

Любовь — это морально-эстетическое чувство человека, выражающееся в самозабвенном и бескорыстном стремлении к определенной личности с ее индивидуальной неповторимостью. Чувственное влечение — это не что иное, как биологически целесообразный источник возникновения любви.

Представители философской мысли эпохи Возрождения (Пикоделла Мирандола, Джордано Бруно, Спиноза, Шефсбери, Гельвеции, Кампанелла и др.) рассматривали любовь, как силу, организующую социальную жизнь, освобождающую душу человека от аффектов и ведущую к познанию и покорению природы.

Гегель писал: «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою»

Л. Феербах считал, что любовь — «универсальный закон разума и природы». Он, как известно, обожествлял половую любовь и создал религию любви. Как ни странно, 3. Фрейд, которого считают защитником любви,— сводит ее и все ее виды к простому, слепому физиологическому инстинкту.

А. Шопенгауэр также считал любовь выражением простого физиологического инстинкта, который лишь занимает существа иллюзией счастья и делает их своим орудием.

Существует много разновидностей любви: любовь к родине (патриотизм), любовь к науке, профессии, труду; родительская любовь, дочерняя, сыновняя, любовь между мужчиной и женщиной.

Истинная любовь включает в себе доброту, ласку, отзывчивость, дружбу, симпатию, душевное тепло, мягкость, нравственную близость, милосердие.

Зрелая сексуальность включает в себя чувственность, физическую страсть, но главную особенность ее составляет эмоциональная привязанность, предполагающая духовную, человеческую близость любящих. Этот духовный компонент появился у человека из опыта социального общения.

Любовь обладает своеобразной силой преобразовывать человека, вносит в душу мужчины и женщины высокие чувства нравственного долга. Эмоциональные переживания взаимоотношений в юношеском возрасте носят яркую эмоциональную окраску и редко забываются во взрослой жизни. Воспоминания сохраняются так долго еще и благодаря тому, что яркие, значимые отношения строят, прежде всего, самосознание, «Я-концепцию» самого молодого человека. В этом возрасте появляется новый тип общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений.

Юношеская мечта о любви выражает жажду эмоционального контакта, душевной близости. Впервые появляется потребность в самораскрытии, чувственно-эротические желания. В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни. Любовь является важнейшим видом эмоциональной привязанности и межл…