Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников в массовой общеобразовательной школе

Введение

Актуальность выбранной темы. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей является обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся.

Новые цели образования и самообразования отмечены в нормативном государственном документе — Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где впервые зафиксировано; что личностные и метапредметные результаты так же значимы, как и предметные результаты освоения основной — образовательной программы. Преемственность цел ей и содержания мы наблюдаем в проекте стандартов второго поколения среднего (полного) общего образования. Личностные требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, включают их готовность и способность к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, умение ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Обозначенные выше способности, умения, установки квалифицируются в новом образовательном стандарте как личностные универсальные учебные действия, подлежащие формированию и развитию у учащихся на всех ступенях обучения.

6 стр., 2585 слов

Общие и специальные способности

... и старое определения способностей. 2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было распространено в психологии ... вторые - к конкретным, практическим действиям. Такие способности, в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг ...

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья[1].

Степень научной разработанности проблемы. Универсальные учебные действия (УУД) разработаны группой ученых психологов (Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым) под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. В основе личностных универсальных действий заложены такие компоненты как внутренняя позиция школьника (Л.И. Божович), самоопределение как развитие Я-концепции (Э. Эриксон, Р. Хевигхерст, Р. Бернс, И.С. Кон, М.Р. Гинзбург, Н.С. Пряжников и др.)

Исследуемая проблематика – личностные универсальные учебные действия у младших школьников, диагностика.

Цель исследования — изучить формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников в массовой общеобразовательной школе.

Объект исследования – личностные универсальные учебные действия.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников в массовой общеобразовательной школе.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников в массовой образовательной школе.
  2. Выявить психолого-педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников в массовой общеобразовательной школе.
  3. Провести эмпирические исследования, выявить уровни сформированности личностных универсальных учебных действий у младших школьников, обучающихся в массовой общеобразовательной школе в двух классах.
  4. Проанализировать полученные данные и сделать вывод.

Гипотеза исследования. Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников в массовой общеобразовательной школе позволит повысить эффективность образовательно — воспитательного процесса.

9 стр., 4320 слов

Тренинг личностного роста

... долго и далеко - перспективны. Выработкой навыков универсального действия, адаптирующих человека к широкому кругу ситуаций, дающих богатую жизненную перспективу - и занимаются тренинги личностного роста. Если ты голодному дал рыбу, ты ...

Способы решения задач. В программу психолого-педагогической диагностики вошли следующие методики:

1. тест на определение самооценки «Лесенка»;

2. методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева);

3. методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А.Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера);

4. методика «Незавершенная сказка».

Теоретическая значимость исследования. В курсовой работе описаны теоретические аспекты личностных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования. Выявленные психолого-педагогические условия, формирующие личностные универсальные учебные действия, будут полезны педагогам-психологам и учителям начальных классов.

Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников в массовой образовательной школе

В составе основных результатов основной образовательной программы, прописанные в ФГОС, выделены три блока:

1) предметные; 2) метапредметные; 3) личностные.

Универсальные учебные действия делятся на четыре больших блока — это личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия.

Наряду с предметными знаниями школьник должен овладеть универсальными надпредметными учебными действиями: уметь самостоятельно определять цели своего обучения, планировать и организовывать познавательную деятельность, осуществлять самоконтроль в процессе достижения результата, уметь работать в команде и др. [2].

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

К личностным УУД относятся:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
  • желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
  • осваивать новые виды деятельности,
  • участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
  • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Для формирования личностных универ сальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:

  • участие в проектах;
  • творческие задания;
  • зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
  • самооценка события, происшествия;
  • дневники достижений.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях [6, с.24].

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

6 стр., 2744 слов

«Значение продуктивных видов деятельности в развитии личности ...

... дошкольников. Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата. Социально-личностному развитию ... которые испытывал при восприятии этого явлении. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и ...

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

1. Формирование основ гражданской идентичности личности

  • формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину,

народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

  • осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека

  • ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности

  • формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Смыслообразование

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

  • развития познавательных интересов, учебных мотивов;
  • формирования мотивов достижения и социального признания;
  • мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Ценностно-нравственная ориентация

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств — стыда, вины, совести — как регуляторов морального поведения;
  • знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности)
  • выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
  • формирование моральной самооценки;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций;
  • формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой [4, с.89].

Критериями оценки сформированности УУД у обучающихся, соответственно, выступают:

  1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность [7, с. 112].

13 стр., 6036 слов

Основы психологии следственной деятельности

... обвинительного уклона, неукоснительная реализация закона - основные требования к следственной деятельности. Повышенная психическая напряженность работы следователя, необходимость постоянной оперативной ... очередность проведения следственных действий (например, необходимость предварительного допроса опознающих), в этой последовательности отражается логика и психология познавательного процесса. ...

Приведем пример, как формируются некоторые личностные результаты средствами разных учебных предметов в УМК «Начальная школа 21 века».

В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Начальная школа 21 века» направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:

1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.