Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности — процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности.
Задача школы целесообразнее сформулировать так: развитие индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования.
Личностный подход предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии их возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.
В соответствии с личностно-ориентированным подходом успешность реализации этой модели обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей.
Способности проявляются и развиваются в деятельности. При этом согласно личностно-ориентированному подходу наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям.
В этой связи интересно познакомиться с личностно-ориентированным подходом как таковым.
Цель исследования – выявление особенностей организации личностно-ориентированного подхода к младшим школьникам в процессе обучения и разработка конспекта урока на основе данного подхода.
Объектом исследования данной работы является личностно-ориентированное обучение.
Предметом исследования выступают способы реализации личностно-ориентированного подхода в начальной школе.
Психическое развитие личности
... личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития ... в дальнейшем определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье, общественную и личную ... личности с позиций разных теорий и подходов, и здесь намечается также интегративная концепция развития, ...
На основе цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи :
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- Раскрыть сущность понятий: «личностно-ориентированный подход», «личность», «индивидуальность», «развитие», «творчество»;
- Выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий;
- Раскрыть особенности личностно-ориентированного урока, познакомиться с технологией его проведения.
- Разработать личностно-ориентированный урок в начальной школе.
Существуют различия между личностно-ориентированным подходом и методологическими ориентациями. Наиболее полно они отражены в таблице, в которой дана сравнительная характеристика личностно-ориентированного и индивидуального подходов.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика индивидуального и личностно ориентированного подходов
Параметры сравнения |
Индивидуальный подход |
Личностно ориентированный подход |
Теоретико-методологическая основа |
Идеи традиционной педагогической парадигмы |
Идеи гуманистической педагогики и психологии, философской и педагогической антропологии |
Цель использования |
На основе учета индивидуальных особенностей учащихся способствовать формированию знаний, умений и навыков, а также социально ценных качеств |
На основе выявления индивидуальных особенностей ребенка содействовать развитию его индивидуальности |
Содержательные аспекты применения |
Когнитивный, практико-операционный, аксиологический компоненты содержания образования |
Субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализации и самоактуализации, обогащения и саморазвития |
Организационно-деятельностные и отношенческие аспекты использования |
Приемы и методы педагогики формирования, преобладание субъект-объектных отношений |
Приемы и методы педагогической поддержки, доминирование субъект- субъектных «помогающих» отношений |
Критерии анализа и оценки эффективности применения |
Основные критерии — обученность учащихся; сформированность знаний, умений и навыков; воспитанность как усвоение социально одобряемых норм и ценностей |
Главный критерий — развитость индивидуальности ребенка, проявление его уникальных черт. |
ГЛОССАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ
Индивидуальность — (от лат. individuum — неделимое, особь) — неповторимость, уникальность свойств человека. [ 15]
Личность — это системное состояние, включающее в себя биологические пласты и социальные образования на их основе.
Личность понимается, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, как существо общественное, формирующееся в совместной деятельности и общении. [6, с.27]
Личность — индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. [ 8 , с.379 ]
Личностно-ориентированное образование – развитие и саморазвитие личности ученика исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. [ 8 , c.379 ]
Личностно ориентированное обучение — это такой тип образовательного процесса, при котором личность педагога и личность школьника выступают как его активные и основные субъекты. [10]
Личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, само строительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности . [7]
Парадигма (от греч. Paradeigma – пример, образец) – исходная концептуальная схема или модель постановки и решения проблем, господствующая в течение определенного периода. [10]
Развитие — процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему . [ 16 , с.316]
Развитие – процесс внутреннего изменения человека, обеспечивающий реализацию его жизненного потенциала и назначения. [8, с.380]
Творчество — англ. Creativity — человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. [15]
Технология — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства. [11]
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Понятие «личностно-ориентированное образование» появилось в начале девяностых годов прошлого столетия как реакция на кардинальные изменения, происходившие в общественной жизни России. Новые ценности и приоритеты потребовали пересмотра всей системы образования, приведения ее в соответствие с реалиями нового времени. Весьма скоро обнаружилось, что реформирование системы российского образования не может ограничиваться фрагментарными, косметическими изменениями (в виде частичного обновления содержания учебного материала, изменения поурочного плана и т.п.), а требует поистине системных изменений, затрагивающих философию и методологию всего образовательного процесса. Так возникли и стали постепенно обретать силу научные исследования, направленные на создание инновационной личностно-ориентированной системы образования в России.
На современном этапе образование рассматривается в качестве важнейшего фактора становления личности как индивидуальности. Поэтому большое внимание уделяется личностно-ориентированному обучению, связанному не только с изменением содержания, но и функцией современного образования, разработкой новых технологий.
Личностно-ориентированная технология предполагает максимальную опору на субъектный опыт каждого ребенка, его анализ, сравнение, выбор оптимального содержания этого опыта.
Таким образом, личностно-ориентированное образование – это образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. Личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, само строительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
- СУЩНОСТЬ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное образование – это образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции личностно-ориентированного образования:
- гуманитарная, суть, которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала.
- культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования.
- социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога :
- оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
- отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
- опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию. [ 7, с.257-258]
В основе личностно-ориентированной парадигмы обучения – признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории.
Признаки личностно-ориентированного обучения:
- Признание уникальности и индивидуальной самоценности каждого ученика как самобытного человека, имеющего собственную предопределенность, генетически заложенную «программу» образования, реализуемую в форме его индивидуальной траектории по отношению к общему образованию.
Не следует путать личностную ориентацию с эгоцентризмом, потаканием прихотям ученика.
- Признание каждым учеником и педагогом уникальности и индивидуальной самоценности любого другого человека. То есть система образовательных координат может и должна выстраиваться относительно каждого ученика, который в обязательном порядке признает существование аналогичных систем у каждого из других учеников.
Признавать право других быть другими – не единственное условие личностно-ориентированного обучения.
- Каждый ученик, признавая уникальность другого человека, обязан уметь взаимодействовать с ним на гуманных основаниях.
Коммуникативность – универсальная компетенция личности, а толерантность – одна из важнейших характеристик данной компетенции. Ученик, умеющий понять другую точку зрения или мотивы деятельности другого человека, реализуется тем самым свою социальную роль и предназначенность. Умение личности взаимодействовать относится не только к другим отдельным ученикам, но и к группам, коллективам, обществам, а также к самому себе (рефлексивно).
Взаимодействие ученика с другими субъектами предполагает наличие, сохранение или изменение его первоначальной позиции. Коммуникативная деятельность обеспечивает развитие ученика, создание им новых образовательных результатов, обогащенных знанием, пониманием, диалогом с результатами других его современников.
- Личная или коллективно создаваемая образовательная продукция ученика не отрицает, а сопоставляется с культурно-историческими достижениями. Знакомство и выстраивание учеником отношений с общечеловеческими достижениями происходит не изначально, а лишь после личностной проявленности его собственного понимания сути изучаемых вещей.
- Получаемые учеником образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются как им самим, так и учителем по отношению к индивидуально формулируемым целям ученика, соотносящимся с общеобразовательными целями. Таким образом, результативность личностно-ориентированного обучения характеризуется, прежде всего, личностным приращением ученика, лишь во вторую очередь сопоставляемым с общеобразовательными требованиями и стандартами. [8, с.21 – 23.]
Система принципов личностно-ориентированного обучения строится на определенной методологической или мировоззренческой основе, исключающей внутренние противоречия.
- Принцип личностного целеполагания ученика: образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.
- Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории: ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.
- Принцип метапредметных основ образовательного процесса: основу содержания образовательного процесса составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность субъективного, личностного познания их учениками.
- Принцип продуктивности обучения : главным ориентиром обучения являются личное образовательное приращение ученика, складывающееся из внутренних и внешних образовательных продуктов его учебной деятельности.
- Принцип первичности образовательной продукции учащегося: создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области.
- Принцип ситуативности обучения: образовательный процесс строится на ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и поиск ими решения. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении.
- Принцип образовательной рефлексии: образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования.
Рефлексия – необходимое условие для того, чтобы ученик и учитель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали ее в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.
В рассмотренных выше принципах выражены нормативные основы организации личностно-ориентированного обучения на разных уровнях: отдельного ученика, класса, предмета, школы в целом.
Реализация данных принципов происходит с учетом конкретных условий, относящихся к содержанию, технологии, формам и методам организации образовательной деятельности ученика. [8, с. 26-36.].
- ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Понятие «технология» происходит от греческих слов «техно» — искусство, мастерство и «логос» — учение, и переводится как учение о мастерстве. Педагогические технологии, если правильно их использовать, гарантируют достижение того минимума, который определяется государственными стандартами в образовании.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий — уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «творчество».
Личность — общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно. Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного. Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.
Личностно-ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.
Сегодня в отечественной педагогике и педагогической психологии можно вести речь о следующих педагогических технологиях ориентированных на личность ученика:
— система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В, Давыдова;
— дидактическая система обучения Л.В. Занкова;
— система обучения «по Ш.А. Амонашвили»;
— школа диалога культур В.С. Библера;
— теория планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина – Н.Ф. Талызиной;
— подходы к организации обучения учителей-новаторов (И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, В.Г. Хазанкин; С.Н. Лысенкова и др.).
Условно все названные системы можно разделить на две группы, основанием для выделения которых служит уровень их методологической проработанности: культурологический или инструментальный.
Культурологические системы образования в своей основе имеют некоторые мировоззренческие представления о сущности человека и особенностях вхождения его в культуру.
Инструментальные системы в своей основе, как правило, имеют тот или иной конкретный метод, найденный в практике и составляющий основу определённой педагогической технологии. Типологически это можно представить следующим образом: (см. табл. 1)
Таблица 1
Типология образовательных школ и подходов
Личностно-ориентированные |
|
Культурологические |
Ш.А, Амонашвили В.С. Библер Д.Б. Эльконин – В.В. Давыдов |
Инструментальные |
Л.В. Занков В.Ф, Шаталов С.Н. Лысенкова П.Я. Гальперин – Н.Ф. Талызина И.П. Волков Е.Н. Ильин, В.Г, Хазанкин |
Эти технологии обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой и дидактикой, несовместимы с этими технологиями.
Они требуют смены приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе классных занятий на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учётом его особенностей и возможностей.
- ТЕХНОЛОГИЯ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА
Технология — это совокупность знаний о способах осуществления каких-либо производственных процессов; совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс.
Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»).
Основные особенности личностно ориентированного урока
Цель — создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения учителем этой цели:
• использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
• создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
• стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
• использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
• оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения;
• поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
• создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
Подходы к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного урока
• Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения.
• Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на увеличение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания , но и на обогащение личного опыта каждого ученика.
• В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний.
• Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.
• Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала.
• Важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения.
Критерии эффективности проведения личностно ориентированного урока
Ниже обозначены те критерии, которые позволяют анализировать деятельность учителя на уроке с личностно ориентированной направленностью:
• использование проблемных творческих заданий;
• применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
• создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока;
• сообщение в начале урока не только темы, но и предполагаемого порядка организации учебной деятельности;
• обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «нового узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
• оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждений использовал, почему и в чем ошибся;
• оценка определяется по ряду параметров: по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности. [11]
ВЫВОД К I ГЛАВЕ
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции личностно-ориентированного образования:
— гуманитарная, суть, которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
— культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
— социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения: «личностно-ориентированное обучение» — такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира».
ГЛАВА 2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность. Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка.
Личностно-ориентированное обучение позволит:
- повысить мотивированность учащихся к обучению;
- повысить их познавательную активность;
- создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;
- отследить динамику развития учащихся;
- учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Учитель не сможет построить свою работу на уроке в русле личностно-ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности. Должна присутствовать педагогическая поддержка. Современный учитель должен владеть этой технологией. [ Ошибка! Источник ссылки не найден. ]
2.1. КОНТЕНТ — АНАЛИЗ СТАТЕЙ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Название статьи.
|
Аннотация к статье. |
«Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в начальной школе» Л.Д.Болехивская – учитель нач. классов, школа №39,г. Павлодар, Казахстан. Журнал «Начальная школа» 2013г.
Развитие вычислительных навыков у учащихся младшего школьного возраста через применение личностно — ориентированной технологи и Голубева Любовь Владимировна. Журнал «Начальная школа» 2014г.
Организация проектно-исследовательской деятельности как одно из средств личностного развития младших школьников. Т. А. ШТУКАНОВА, учитель начальных классов, Светлополянская средняя школа, Болотнинский район, Новосибирская область. Журнал «Начальная школа» 2014г. |
Образование — важнейший фактор становления и развития личности и ее индивидуальности. Дети с разноуровневым подготовленностью приходят в школу и при временных затратах учителю надо организовать работу, при котором нужно получить желаемый результат, а для того, чтобы достичь этого позволяет внедрение в учебный процесс принципов личностно-ориентированного обучения. Учебный процесс разделен на два блока — лекционный и практический . Лекция носит проблемно-развивающий характер , учителем ведется объяснение нового материала и по ходу ставятся проблемы, в результате которого решаются эти проблемы и с помощью учителя ученики приходят к выводу. На практической части занятия учащиеся приступают к реализацию личностно-ориентированного учебного плана, составленного учителем. Тем самым создаются условия для движения по коллективному учебному маршруту сообразно индивидуальным особенностям каждого ученика. К примеру, в статье разработан урок на тему «Имя прилагательное», который составлен с принципами личностно-ориентированного обучения. Личностно-ориентированный план – задания трех уровней и дополнительные задания. 1 уровень – репродуктивный – базовый стандарт, выделения главного. 2 уровень – алгоритмический – задания на развитие умений обобщать, распознавать, применять, осуществлять, и соответствуют оценке «хорошо». 3 уровень – творческий – задания на развитие самостоятельности мышления и творческого подход к изучению учебного материала и соответствуют оценке «отлично». А дополнительные задания выполняют те учащиеся, которые справились с заданиями 3 уровней. Личностно-ориентированный урок состоит из нескольких этапов: 1.Мотивационно-целевой этап включает в себя эмоционально-психологический настрой, выявление базовых знаний, определение темы урока, целеполагание. 2.Операционный этап состоит из проверки теоретических заданий, а для этого учащимся нужно заполнить тест. 3. Этап итоговой рефлексии, в ходе которого учащиеся анализируют свою работу, отмечают настроение, используя цветограмму. И 4 этап – выбор д/з, при котором учащиеся имеют право выбрать д/з разного уровня сложности. Такой образовательный процесс обеспечивает организацию единого пространства познания и индивидуального развития. Формирование вычислительных навыков — одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Используемые вычислительные задания должны характеризоваться вариативностью формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно водить ребенка в мир математических понятий, терминов и символов. Таким образом, на современном этапе развития начального образования необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности младших школьников, которые способствуют не только формированию прочных осознанных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации. саморазвития и самореализации личности учащегося. Среди новых педагогических технологий, в которых существует возможность для реализации рефлексии, выделяется проектная деятельность. Сущность метода проектов состоит в том, что в процессе обучения учащиеся сами определяют конкретную интересующую их практическую цель, составляют (проектируют) план ее достижения, самостоятельно осуществляют деятельность, а затем представляют ее результаты. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Использование проектной деятельности позволило более эффективно решать задачи развития у детей навыков культуры общения, взаимодействия и сотрудничества, готовности к обсуждению проблемной ситуации, умения находить конструктивные решения, способствовало улучшению психологического микроклимата в классе, расширению кругозора детей, формированию первоначальных навыков самостоятельного социального действия. Таким образом, выполняя исследовательские проекты, дети самостоятельно открывают для себя новые знания, которые приобретают для них личную значимость, решают возникающие проблемы, делают собственные открытия, что способствует развитию активной, творческой личности, дает возможность сформировать обогащенную систему представлений о мире. |
В личностно-ориентированном образовании индивидуализация рассматривается как стержневой принцип организации учебного процесса, а максимальное раскрытие и развитие индивидуальности каждого ученика является одной из важнейших задач.
Именно личностно — ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности младшего школьника, опираясь на его индивидуальные особенности, способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, дает возможность ученику реализовать себя в познавательной учебной деятельности.
2.2. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК: ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик».
В таблице 3 представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком.
Таблица 3
Традиционный урок |
Личностно-ориентированный урок |
1. Целеполагание. Урок преследует цель — вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и понимается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят либо ничего не делают. 2. Деятельность учителя : показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура – учитель. Развитие ребенка – абстрактное, попутное! 3. Деятельность ученика : ученик объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель – дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажима учителя, зубрежки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются. 4. Отношения «учитель ученик» субъектно-объектные. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается, лавирует, иногда учит. Ученик – лицо второстепенное. |
1. Целеполагание. Цель – развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Учащиеся работают весь урок. На уроке – постоянный диалог: учитель-ученик. 2. Деятельность учителя : организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура – ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика. 3. Деятельность ученика: ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера. 4 . Отношения «учитель – ученик» субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения. |
При подготовке и проведении личностно-ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, затем деятельность, определяя собственную позицию. Вот как это представлено в таблице 4.
Таблица 4
Направления деятельности учителя |
Пути и средства реализации |
1.Обращение к субъектному опыту школьника |
а) Выявление этого опыта путем постановки вопросов: как он это делал? Почему? На что опирался? б) Организация через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъектного опыта между учениками. в) Подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме. г) Выстраивание на их основе нового материала: путем высказываний, суждений, понятий. д) Обобщение и систематизация субъектного опыта учеников на уроке на основе контакта. |
2. Применение на уроке разнообразного дидактического материала |
а) Использование учителем различных источников информации. б) Побуждение учащихся к выполнению проблемных учебных заданий. в) Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы. г) Стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям. д) Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения, т.е. технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля. |
3.Характер педагогического общения на уроке. |
а) Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего независимо от уровня его успеваемости. б) Обращение к ученикам по имени. в) Беседа с детьми не свысока, а «глаза в глаза», поддержка беседы улыбкой. г) Поощрение в ребенке независимости, уверенности в себе при ответе. |
4.Активизация способов учебной работы . |
а) Стимулирование учеников к применению различных способов учебной работы. б) Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения учащимся. в) Анализ действий каждого ученика. г) Выявление значимых способов, избираемых учащимися. д) Обсуждение наиболее рациональных способов – не хорошо или плохо, а что в данном способе положительно. е) Оценивание и результата и процесса. |
5.Педагогическая гибкость учителя в работе с учащимися на уроке |
а) Организация атмосферы «включенности» каждого ученика в работу класса. б) Предоставление детям возможности проявить избирательности к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения учебных заданий. в) Создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным. г) Проявление отзывчивости к эмоциям ученика. д) Оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса. |
Учителю при подготовке и проведении личностно-ориентированного урока надо знать характеристику субъектного опыта учащихся, это поможет ему выбрать рациональные приемы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого.
Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика. [11, с. 53-57.]
ВЫВОДЫ К II ГЛАВЕ
Современное образование должно быть направленно на формирование личности человека, раскрытие его талантов, возможностей, становление самосознания, самореализации.
Развитие ученика как личности, его социализация идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.
Учение как субъектная деятельность ученика, которое обеспечивает познание должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, которые отражают его природу, психологическое содержание.
Главным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
В процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
Личностно ориентированное обучение позволяет построить учебный процесс с учетом личностных особенностей каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности. Позволит учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося, а также индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс. Для того чтобы сделать процесс обучения личностно ориентированным, нужно немногое, а всего лишь признать право каждого ребенка на индивидуальность, самоценность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неудовлетворённость многих стран результатами школьного обучения привела к необходимости его реформирования. Сравнительный анализ подготовки учащихся 50 стран мира показал, что самые высокие результаты имеют школьники Сингапура, Южной Кореи, Японии. Результаты российских школьников попадают в промежуточную среднюю группу. Причём, нетрадиционная постановка вопросов значительно снижает уровень их ответов.
Были сделаны некоторые рекомендации к реформированию системы образования:
— усиление практической направленности содержания курсов; изучение объектов, явлений, процессов, окружающих учащихся в их повседневной жизни;
— изменение акцентов в учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитие учащихся за счёт уменьшения роли репродуктивной деятельности, увеличения веса заданий на применение знаний для объяснения окружающих явлений.
Главное стратегическое направление развития системы школьного образования в разных странах мира лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования. Такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором познавательная деятельность была бы ведущей в тандеме учитель- – ученик. Чтобы традиционная парадигма образования учитель – учебник — – ученик была бы со всей решительностью заменена на новую: ученик – учебник – учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира.
В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль, иную функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель к тому же являлся и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной, познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника.
Урок должен обязательно включать в себя:
— набор методик, позволяющих провести стартовую психолого-педагогическую диагностику развития личности и составить характеристику класса;
— материал, позволяющий выявить субъектный опыт ученика, связанный с изучаемой на уроке темой; личностный смысл изучаемого; психическое состояние ребенка на уроке с последующей коррекцией; способы учебной работы, предпочитаемые учеником;
— материал, позволяющий поддерживать в ходе урока высокий уровень мотивации; обеспечить индивидуальную работу по закреплению изученного материала с предоставлением выбора вида и формы работы и уровня ее сложности; привить детям навыки совместной работы; использовать на уроке игровые форме деятельности; стимулировать саморазвитие, самообразование, самовыражение; организовать домашнюю работу как индивидуальную творческую деятельность;
— материал, позволяющий ученику активно участвовать в работе на уроке вне зависимости от уровня его подготовки; научить выявлять и оценивать способы учебной работы одноклассников и свои собственные; научить оценивать и корректировать свое эмоциональное состояние;
— материал, позволяющий учителю стимулировать учеников к использованию различных приёмов выполнения заданий; иллюстрировать яркими примерами возможность многовариантного выполнения задания; своевременно оценивать учебную деятельность ученика и корректировать ее.
Проверка эффективности подобных уроков, по мнению психологов и педагогов, осуществляется путем длительных (в течение 8 лет) психолого-педагогических исследований развития личности по многим параметрам. Подобное построение уроков активизирует развитие психических процессов (по сравнению с традиционной системой обучения на 10-15%); повышает уровень сформированности орфографических и вычислительных навыков на 8-26%; улучшает психический климат в классе на15-29% и существенно повышает мотивацию обучения.
Личностно-ориентированное обучение позволит:
- повысить мотивированность учащихся к обучению;
- повысить их познавательную активность;
- создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;
- отследить динамику развития учащихся;
- учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.
Личностно-ориентированный подход в образовании – концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
Таким образом, личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. При использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств.
Список используемой литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/lichnostno-orientirovannoe-obuchenie/
- Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.-М.,1995
- Горелик И.Ф. Характерные черты личностно-ориентированного урока. Завуч, 2000, № 6 с. 130-137
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М.,2000.с 94
- В.В. Шоган. Технология личностно-ориентированного урока. 2003г.
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М.2002 г.
- Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Москва – Ростов на-Дону. 1999 г.
- А.В. Хуторской. Методика личностно-ориентированного обучения. Москва 2005 г.
- В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, Т.Н. Щербакова и др. Теоретические основы организации обучения в начальных классах.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
- Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.
- Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно — ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2002.
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. — М: Воронеж, 1998.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирование образовательных систем. — М: 1999.
- Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь
- Учебное пособие под редакцией В. П. Сергеевой
- С.Ю.Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.
Приложение №1
На конкретной разработке урока закрепления пройденного материала рассмотрим реализацию ЛОО.
Чтобы сделать процесс обучения личностно – ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Как целесообразно изменить существующую деятельность контроля и оценки, чтобы развивать у каждого школьника самоконтроль и самооценку? Предлагаемый урок по русскому языку в 3-м классе поможет ответить на этот вопрос.
Урок русского языка.
3-й класс
Тема . Второстепенный член предложения – определение (система Л.В.Занкова).
Тип урока. Закрепление пройденного материала.
Цели:
1. Совершенствование умения определять главные и второстепенные члены предложения.
2. Развитие орфографической зоркости, внимания, речи учащихся.
3. Воспитание интереса к русскому языку, при работе в группах – умение слушать и слышать друг друга, сотрудничать на уроке.
Оборудование : лист успеха, магнитофон, картина весны, схемы предложений, учебник, индивидуальные карточки с заданием по уровням, слова карточки: определение, дополнение, имя существительное.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Девиз сегодняшнего урока – “Каковы труды – таковы и плоды”.
Совет – “Прежде чем ответить, хорошо подумай”
II. Целевая установка.
Над какой темой мы работаем несколько уроков подряд?
Чем мы будем заниматься на уроке?
Да, сегодня на уроке мы будем выполнять разную работу:
— Проведём аукцион знаний.
— Продолжим совершенствовать умения определять главные и второстепенные члены предложения.
— Оценим и увидим свой результат в листе успеха (Приложение 1).
III. Разминка-аукцион
Наш урок начнём с разминки.
Что видите?
На доске карточки :
определение
дополнение
имя существительное
Что здесь лишнее?
Вспомним всё, что знаем об имени существительном
Кто последним назовёт то, что он знает об имени существительном, тот получит – приз
Начинаем… (дети называют правила по теме “Имя существительное”)
Победитель получает книжку-раскраску.
А 2 ученика в это время работают у доски, выполняют задание по индивидуальным карточкам
1 карточка
– Вставить орфограмму, поставить ударение, подобрать и записать прилагательные к этим словам.
п_м_дор
_ д_яло
сах_р
мес_ц
Ответить на вопросы:
1.Что объединяет эти слова?
2.Каким членом предложения являются прилагательные в предложении?
2 карточка
Составить из данных слов предложение, вставить пропущенную орфограмму.
На какие вопросы отвечает второстепенный член предложения – определение?
Что обозначает определение?
IV. Минутка чистописания
На минутке чистописания мы будем писать окончания этих вопросов, чтобы повторить соединения: нижнее(ая.яя), среднее(ое, ее, ые), верхнее(ий,ой, ый)
Образуйте и запишите имена прилагательные от существительного – лес
с данными окончаниями. Составить и записать предложение, в котором данное прилагательное было бы определением. Подчеркнуть основу предложения и определение.
Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями, оцените друг друга. Выставите оценку в листок успеха.
V. Конкурс теоретиков
На какие две группы делятся все члены предложения?
Назовите главные члены предложения.
Взаимозачёт правил
1 вариант
Что называется подлежащим?
2 вариант
Что называется сказуемым?
Что называется определением? (Взаимопроверка)
Оцените ответы — правила в листе успеха
Кто покажет образец ответа на “5” (3 ученика у доски отвечают правило)
Физминутка (музыкальная с движениями)
VI. Работа со схемами предложений.
Что это? (Схемы предложений)
Составьте и запишите предложения по данным схемам по картине о весне.
(Звучит музыка Чайковского “Времена года”)
Зачитать составленные предложения. Назвать основу предложения.
Кто использовал образные сравнения? Зачитать.
Как в русском языке и литературе называются такие образные сравнения?
(Эпитеты)
Самооценка. Оцените себя в листе успеха.
Физминутка. (Игра в антонимы)
(Учитель, называя прилагательные, бросает мяч ученику, а ученик, называя антоним, возвращает мяч)
Например:
большой –
горячий –
тяжёлый –
высокий –
солнечный –
трудолюбивый –
мирный –
VII. Самостоятельная работа по учебнику .
Откройте учебник
Проверите свои знания по учебнику.
Задания на доске к упражнению выбираете любого уровня сложности.
А) Дополнить предложения определениями
Б) Разобрать по членам предложения и частям речи.
В) Выписать словосочетания с вопросами.
На оценку “3”выполняете задание под А)
На оценку “4” выполняете под А) и Б)
На оценку “5”выполняете под А), Б), В)
Проверка:
Кто успел выполнить задание только под А), ставит себе оценку “3” в листе успеха (ученик зачитывает свои предложения).
Кто успел выполнить задание только под А) и Б), ставит себе оценку “4” в листе успеха (ученик рассказывает, как разобрал).
Кто успел выполнить задание под А), Б), В), ставит себе оценку “5” в листе успеха.
VIII. Итог урока. Рефлексия .
Как вы себя чувствовали на уроке, отметьте на листке успеха + или –
Всё было понятно
Было трудно
Было интересно
Могу рассказать другим
Вернёмся к девизу нашего урока.
По листу успеха посмотрите, над чем вам каждому надо ещё поработать, где было трудно.
Надо ли ещё поработать над этой темой.
Подведение итогов по листу успеха.
Кто получил
от 18 до 20 баллов, сегодня получает за урок “5”
от 14 до 17 – оценку “4”
от 11 до 13 – “3”
ниже 10 – “ещё работать над темой”.
Фамилия имя ученика |
|||||
Номер задания |
1задание – минутка чистописания |
2 задание – конкурс “теоретиков” |
3 задание – работа со схемами |
4 задание – самостоятельная работа |
итог |
|
|
|
|
|
|
Рефлексия |
Всё было понятно |
Было трудно |
Было интересно |
Могу рассказать другим |
|
|
|
|
|
|
И в заключение составим пожелания друг другу.
Учитель: Будем людьми, которые любят труд. Значит какими?
Дети: Трудолюбивыми
Учитель: Стремящимися всё знать
Дети: Любознательными
Учитель: Никогда не обманывать
Дети: Честными
Учитель: Никогда не болеть.
Дети: Здоровыми
Учитель. Никогда не обижать, а помогать друг другу
Дети: Добрыми, вежливыми …
IX. Домашнее задание (по выбору одно из трёх).