Обучение и воспитание младших школьников на основе педагогических идей Л. Н. Толстого

В наше время, время преобразований в социальной и духовной

жизни общества, педагогические поиски Л. Н. Толстого привлекают

актуальностью постановки проблем обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации народного образования. Идею создания новой школы и воспитания творческой личности Л. Н. Толстой

считал наиважнейшей, а занятия педагогикой — самым радостным и

счастливым временем своей жизни. Возможность предоставить детям

из народа полноценное образование, достойное человека нравственное развитие он связывал с прогрессом своей Родины и Человечества.

Необходимо попытаться соотнести педагогические идеи Л.Н. Толстого с теми проблемами, которыми занята современная педагогика, поскольку идеи Л.Н. Толстого, его проекты в области педагогики актуальны для ее современного состояния и места, которое педагогические идеи занимают в XXI в.

Начиная с термина «образование», без которого не обходится ни одно современное исследование на педагогическую тему, и которым одинаково часто оперируют и педагоги, и политики, когда речь заходит об обучении, воспитании, факторах формирования личности.

Л.Н. Толстой в своих ранних работах выражал мысль о том, что образование, обучение, воспитание — три неодинаковых педагогических процесса. Однако же в период наибольшего увлечения практической педагогической деятельностью, когда его взгляды на педагогику приобрели наибольшую выразительность и точность, Л.Н. Толстой писал: «…то разделение, которое я в своих тогдашних педагогических статьях делал между воспитанием и образованием, искусственно. И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».

Воспитание творческой личности ребенка Л. Н. Толстой считал

важнейшей задачей школы. «Если ученик в школе, — указывал он, —

не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только

подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись

копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

6 стр., 2722 слов

Контрольная работа: Теория свободного воспитания Руссо и свободного ...

... свободы в образовании, полностью сходятся во мнении, что государство и общество не должны определять целевые установки в педагогическом процессе. Сравнивая теорию свободного воспитания Л.Н. Толстого и Ж. ... е. со второй половины ХУШ века по настоящее время. Идея свободного воспитания, выдвинута впервые в западноевропейской педагогике, начинает интенсивно разрабатываться в отечественной педагогике ...

Цель: рассмотреть сущность воспитания и обучения младших школьников, на основе педагогических взглядов Л. Н. Толстого.

Задачи:

  • описать педагогические идеи Л.Н. Толстого;

  • рассмотреть идеал свободного воспитания, на основе взглядов великого писателя;

  • изучить систему методов и приемов обучения, в педагогической деятельности по Толстому;

  • продемонстрировать использование идей Л.Н. Толстого в современной практике обучения и воспитания младших школьников.

Объект: педагогические идеи Л. Н. Толстого

Предмет: адаптация педагогических идей Л. Н. Толстого в концепции начального образования

Глава 1. Вклад Л. Н. Толстого в развитие отечественной педагогики

1.1 Развитие и становление педагогических идей Л.Н. Толстого

Сознательная жизнь Толстого – если считать, что она началась с 18 лет – подразделяется на две равные половины по 32 года, из которых вторая отличается от первой как день от ночи. Речь идет об изменении, которое является одновременно духовным просветлением – о радикальной смене нравственных основ жизни. В сочинении “В чем моя вера?” Толстой пишет: “То, что прежде казалось мне хорошо, показалось дурно, и то, что прежде казалось дурно, показалось хорошо. Со мной случилось то, что случается с человеком, который вышел за делом и вдруг дорогой решил, что дело это ему совсем не нужно, – и повернул домой. И все, что было справа, – стало слева, и все, что было слева, – стало справа”.

Первая половина жизни Льва Толстого, по всем общепринятым критериям, сложилась очень удачно, счастливо. Граф по рождению, он получил хорошее воспитание и богатое наследство. В жизнь он вступил как типичный представитель высшей знати. У него была буйная разгульная молодость. В 1851–1854 годах служил на Кавказе, в 1854–1855 годах участвовал в обороне Севастополя. Однако его основным занятием стала писательская деятельность. Хотя повести, и рассказы приносили славу Толстому, а большие гонорары укрепляли состояние, тем не менее, его писательская вера стала подрываться. Он увидел, что писатели играют не свою собственную роль: они учат, не зная, чему учить, и непрерывно спорят между собой о том, чья, правда, выше, в труде своем они движимы корыстными мотивами в большей мере, чем обычные люди, не претендующие на роль наставников общества. Не отказавшись от писательства, он оставил писательскую среду и после полугодового заграничного путешествия (1857) занялся педагогической деятельностью среди крестьян (1858–1863).

В течение года (1861–1862) служил мировым посредником в спорах между крестьянами и помещиками.

В литературных салонах Петербурга и Москвы западниками и славянофилами горячо обсуждались проблемы просвещения и грамотности. В этих дискуссиях принимал участие Толстой весной 1856 г., что немного позднее выразилось в резком выступлении Толстого против определения цели народной школы как грамотности.

8 стр., 3786 слов

Л.Н. Толстой в педагогике

... семь дней своей жизни. 2. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого (1828--1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более ... но не получил на это разрешение министерства народного просвещения. Взгляды Л.Н. Толстого на народное образование, воспитание и школу в 60--70-е годы. В своих многочисленных ...

В это время он познакомился со славянофилами: С. Т. Аксаковым, его сыновьями — Константином и Иваном Аксаковыми, А. С. Хомяковым, Ю. Ф. Самариным, братьями Киреевскими. Славянофилы считали, что подлинное просвещение народа связано с русской сельской общиной, носительницей опыта и традиций народа, несмотря на то, что народ не знает грамоты. Позицию славянофилов достаточно определенно выразил В. И. Даль в статье «Письмо к издателю А. И. Кошелеву». На эту статью впоследствии будет ссылаться Толстой.

«Но разве просвещение и грамотность одно и то же? Грамотность только средство, которое можно употреблять и на пользу просвещения, и на противное — на затемнение. Можно просветить человека в значительной степени без грамоты, и может он с грамотой остаться самым непросвещенным невеждой да сверх того и негодяем. Грамотность сама по себе ничему не вразумит крестьянина, она скорее собьет его с толку. Перо легче сохи, вкусивший без толку грамоты норовит в указчики, а не в рабочие, норовит в ходоки, мироеды, а не в пахари; он склоняется не к труду, а к тунеядству», — писал Даль. Видимо, Толстой в этот период, принимая участие в спорах, обдумывал и свою позицию. Ряд высказываний славянофилов ему импонировали. Так, славянофилы различали не просвещение и грамотность, а образованность книжную и жизненную. По их мнению, «знание не есть еще истинное просвещение. Знание есть расширение умственного богатства, просвещение же истинное, сверх знания, заключает в себе развитие высших начал нравственных и духовных».

Толстому могла импонировать и мысль К. С. Аксакова о «необходимости собственной деятельности», «производительной силе ума», чтобы «знания лежали не как зерна на песке, но привели бы в движение почву и дали плоды». Впоследствии Толстой в публицистической работе «Так что же нам делать?» вспомнит об этом времени и подвергнет специальному анализу проблему «отчуждения» науки и искусства.

В 1857 г. Толстой предпринял первое заграничное путешествие, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию, где ознакомился с деятельностью учебных заведений. Во время поездки у него возникла мысль организовать школу для крестьянских детей. В дневнике от 11—23 июля 1857 г. он записал: «Главное, пришло мне в голову завести у себя школу в деревне для всего околотка и целая деятельность в этом роде».

Интенсивная педагогическая работа Л. Н. Толстого началась с 1859 г., спустя 10 лет после первых занятий с крестьянскими детьми, когда он открывает бесплатную начальную школу в Ясной Поляне. Это событие прекрасно описано бывшим учеником Толстого Василием Морозовым: «В 1859 г. ранней осенью нам оповестили по деревне Ясная Поляна о желании Льва Николаевича … открыть школу в Ясной Поляне и о том, чтобы желающие дети приходили учиться, что школа открывается бесплатная. Я помню, какая была суматоха. На деревне начались сходки, начались разные толки, суждения. Как? Почему? Не обман ли, какой? Но затем толки улеглись, и ребята стали собираться в школу, надевали белые рубашки, лапти новые, головы намазывали маслом».

20 стр., 9864 слов

Особенности системы дополнительного образования детей и подростков

... образования на период до 2010 года подчеркивается, что учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии склонностей и способностей, социального и профессионального самоопределения детей ... Целью внешкольной работы было закрепление и развитие дальнейших успехов, достигнутых школой в обучении и воспитании детей. Выросла проблема коммунистического влияния на детвору. По ...

Деятельность Толстого-педагога делится на три периода: первый —1859—1862 гг., второй — 1870—1876гг., третий, — начиная с конца 80-х гг. и до конца жизни писателя.

Первый период педагогической деятельности (1859—1862) писатель назвал периодом «трехлетнего страстного увлечения, педагогическим делом». Это было время большого общественного подъема в России в связи с отменой крепостного права. Просветительскую деятельность среди крестьян Л. Н. Толстой рассматривал как выполнение своего долга перед народом. «Другое теперь нужно. Не нам нужно учиться, а нам нужно Марфутку и Тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем».

Толстой написал одиннадцать статей, в которых показал ошибочность системы народного образования в царской России и в буржуазных странах Западной Европы, одновременно изложив свои педагогические взгляды. Он убедительно доказал, что правящие классы ни в России, ни в зарубежных странах не заботятся о настоящем образовании детей из народа, что школы не отвечают интересам народа. Толстой писал тогда, что «насущнейшая потребность русского народа есть народное образование… Образования этого нет». Писатель задумал создать «Общество народного образования», целью которого должно было явиться «Распространение образования в народе». Но царское правительство не дало на это разрешения, и тогда Толстой написал, что он хотя бы и один, но будет составлять «тайное общество народного образования».

1.2 Педагогическая концепция Л.Н. Толстого

Л. Н. Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал учителям смело становиться на путь экспериментирования, что должно было содействовать развитию педагогики как науки. “Не философскими откровениями в наше время может подвинуться наука Педагогика, но терпеливыми и упорными повсеместными опытами…”.

Толстой создал оригинальную систему дидактических взглядов, обогатившую науку новым подходом к решению основных проблем образования и воспитания. Сообщение учащимся широкого круга знаний и развитие творческих сил ребенка, его инициативы и самостоятельности — такова основная задача Толстовской школы. Цель воспитания, по Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей. В своих педагогических статьях Л. Н. Толстой уделяет большое внимание обоснованию принципа свободы в воспитательно-образовательном процессе. Толстой не случайно так много занимался этой проблемой. Свободное воспитание в понимании Толстого во многом обусловлено его политическими и философскими взглядами.

Необходимо отметить, что убеждения Толстого претерпевали изменения вместе с эволюцией его философских взглядов и гражданской позиции. В ранних педагогических статьях Толстой понимал под традиционным воспитанием умышленное и принудительное формирование сознания учащихся. В своей работе “Воспитание и образование” он пишет: “Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим”. Он резко противопоставлял воспитание образованию: “…Образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого — сообщать уже приобретенное им”. Сущность образования он видел в элементарном усвоении детьми фактических знаний, сообщаемых в школе. Свободное воспитание Толстой понимал в 60-х годах как процесс самопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств, изначально присущих детям, процесс обогащения их сознания при осторожной помощи педагога, который не имеет права “принудительно” влиять на формирование взглядов детей.

7 стр., 3355 слов

Коррекционное обучение детей с нарушением речи

... природу дефектов, у детей с ОНР можно выделить следующие общие закономерности: Значительно позднее появление речи Ограниченный словарный запас; Грубые нарушения грамматического строя; Выраженные недостатки звукопроизношения; Речь детей с ОНР малопонятна. Выделяют ...

Критериум свободы” выражал в педагогике Л. Н. Толстого новый тип общения и подхода к личности ребенка. Если один учитель видит свою задачу только в том, чтобы научить ученика решать задачи, второй — чтобы научить детей правописанию и синтаксису и т. д., то вскоре школа, общество, семья будет пожинать печальные плоды пренебрежения нравственной идеей обучения. Толстого, прежде всего, интересует личность человека, его нравственный облик и место на земле, “в человечестве и вселенной”, формирование всей личности ребенка, а не отдельных его черт ума и характера.

Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой обосновывал и всю педагогическую концепцию. Толстой по-новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр своей педагогической концепции личность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов, которая ниже рассмотрена, в частности, следующие принципы:

  1. Принцип сознательности и активности обучения;

  2. Принцип связи обучения с жизнью;

  3. Принцип доступности обучения;

  4. Принцип прочности усвоения знаний;

Большое место он отводит принципу сознательности и активности. Обучение, как справедливо утверждал Толстой, — многосторонний процесс, а не только воздействие лишь на интеллект ребенка. Это — процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. В процессе обучения Толстой придавал большое значение развитию самостоятельности и творческого мышления у учащихся. Он писал: “Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать… В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое, вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании, и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов”.

Важным Л.Н. Толстой считал развивать: творчество детей (творческую активность); усваивать знания сознательно; использовать принцип наглядности.

Книга же для детей должна выполнять следующие требования:

38 стр., 18830 слов

Использование сюжетно-дидактических игр при обучении счету детей ...

... и игровых приемов для практического применения в обучении счету. Новизна курсовой работы заключается в том, что можно использовать разработанный ... дидактических игр и игровых упражнений. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, ... Я.А. Коменский, И.Г Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.И. Водовозов, Ф. Фребель, М. Монтессори, В.А. ...

1) высокая художественность;

2) сжатость и простота;

3) богатые и разнообразные содержания;

4) истории о русской жизни;

5) рассказы на нравственные темы.

Особое место в дидактических взглядах Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Анализируя педагогическую систему немецких школ, которая была оторвана от жизни, от народа, Лев Николаевич справедливо подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации.

В школьные учебники Толстой считал необходимым включить материал из жизни родной страны, истории народа, его быта, о русской природе, все то, что близко и доступно детям. С помощью рассказов, басен и сказок он знакомил детей с жизнью людей и животных, явлениями природы. Это вызывало большой интерес учащихся к знаниям, необычайно оживляло учебный процесс.

Из данного принципа естественным образом вытекает принцип доступности обучения, то есть сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. В качестве основ успешного обучения Толстой назвал соблюдение двух основных дидактических требований:

1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно

2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях”.

Лучшим приемом для достижения доступности обучения Толстой считал накопление учащимися возможно большего количества конкретных сведений и фактов, в отличие от традиционного сообщения обобщенных и отвлеченно-абстрактных истин. По Толстому, педагогу необходимо исходить от конкретного, жизненного опыта детей, от частных фактов и явлений вести детей к обобщениям. Толстой рекомендовал учителям обращать внимание учеников на полное понимание совершаемых ими действий, использовать элемент проблемности в обучении, подводить учащихся к самостоятельному выведению правил, заключений. Вот как он формулирует данное положение в своем педагогическом труде “Общие замечания для учителя”: “Давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания, но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии”.

Л. Н. Толстой внес неоценимый вклад в разработку принципа прочности в обучении, наметил некоторые черты своеобразной системы, а также условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, умений и навыков.

Прочность усвоения для Толстого естественным образом связана, взаимопереплетена с сознательной умственной деятельностью учеников, то есть с принципом сознания и активности. Толстой не считал зазубренные, выученные наизусть слова, фразы признаком прочности знаний или даже наличием каких-либо знаний. Механическое заучивание как способ усвоения знаний получило у Толстого отрицательную оценку.

13 стр., 6196 слов

Школа: обучение или воспитание?

... обучения. 3. Провести социологический опрос (Школа: обучение или воспитание?). Объект курсовой работы: учебно-воспитательный процесс. Предмет курсовой работы: сущность процессов воспитания и обучения. Гипотеза курсовой работы: Воспитание неотрывно от обучения, существует целостность единого образовательного процесса воспитания и обучения в школе. Структура курсовой работы: данная работа ...

Важной предпосылкой прочного усвоения знаний Лев Николаевич считал такой фактор, как наличие у школьника четкого понимания смысла, самой идеи знания и каждого из его слагаемых, осознание учеником жизненной значимости изучаемого материала. Таким образом, в педагогической концепции Толстого существует тесная взаимосвязь основополагающих принципов. Понимание целей знаний оживляет ум ученика, мобилизует его волю и силы на преодоление трудностей учения и достижение его высших результатов. Без соблюдения этого условия учитель не имеет права требовать от учеников закрепления в памяти того или иного знания или навыка. “Ни один человек и ребенок не был бы в силах учиться,- писал Толстой,- нежели бы будущность его учения представлялась ему только искусством писать или считать… Для того, чтобы ученик мог отдаться весь учителю, нужно открыть ему одну сторону того покрова, который скрывал от него всю прелесть того мира мысли, знания поэзии, в которой должно ввести его ученье. Только находясь под постоянным обаянием этого впереди его блещущего света, ученик в состоянии так работать над собой, как того мы от него требуем”.

Существенными признаками прочного знания Толстой считал понимание сути изучаемого, умение связать части знания в целое, установить причинно-следственные отношения явлений, умение объяснить и разъяснить другому то, что самому ясно и понятно. Именно о прочности знания говорит умение самостоятельно связать новое знание, с прежним запасом знаний по принципу сходства, различия, противопоставления, умение свободно оперировать ими, применить теоретическое знание к практике, объяснить те или иные явления окружающей действительности с точки зрения усвоенных знаний. И, наконец, быстрое, точное и легкое воспроизведение имеющихся знаний в связи с новым материалом, через любой промежуток времени. Прочность знаний Толстой справедливо рассматривал как один из важнейших результатов правильного обучения, одну из практических целей образования. Прочные знания учащихся — это высшая оценка работы учителя, его радость и гордость. Процесс достижения прочных знаний, умений и навыков Толстой оценивал как сложный, многоступенчатый. К важнейшим условиям достижения основательности знаний Толстой относил следующие:

  • Сознание в школе естественной, здоровой, доброжелательной обстановки (“дух школы”), отвечающей детской природе, любознательности, потребности в свободе развития;

Постоянную и разностороннюю связь обучения жизнью, обучения с воспитанием;

  • Применение в обучении различных методов и приемов в соответствии с возрастными особенностями (о них речь пойдет ниже);
  • Предоставление детям широких возможностей для самостоятельной учебно-познавательной и творческой работы, при незаметном направляющем влиянии учителя;

Стремление к установлению межпредметных связей;

Систематическое, продуманное повторение и обобщение изучаемого;

Наличие полного душевного согласия, гармонии в отношениях между учителем и учащимися;

Тесная органическая связь между урочной и внеурочной познавательной деятельностью детей;

15 стр., 7015 слов

Теория свободного воспитания Л.Н. Толстого

... что со временем признал и сам Толстой. Призыв к свободному воспитанию был, скорее всего, протестом против порядков, сложившихся в школе России и стремление сделать ее разумной, соответствующей природе ребенка. Педагогика Толст

Обеспечение в школе связи умственного с физическим развитием ребенка.

Во время «путешествия по школам Европы» Толстой посетил Германию, Францию, Швейцарию, Англию, Бельгию. Свои впечатления от увиденного он выразил словами: «Я мог бы написать целые книги о том невежестве, которое видал в школах Франции, Швейцарии и Германии». В школах, которые посетил Толстой, была палочная дисциплина, применялись телесные наказания, преобладало механическое зазубривание.

Когда Толстой вернулся в Россию и стал знакомиться с тем, как учат детей в начальных школах, он увидел, что немецкая «методика» наглядного обучения проникла и в русскую педагогику. И вот впечатление, которое вынес Толстой из своих посещений многих школ — и зарубежных и русских: «Все, что вы видите, это скучающие лица детей, насильно вогнанных в училище, нетерпеливо ожидающих звонка и вместе с тем со страхом ожидающих вопроса учителя, делаемого для того, чтобы против воли принуждать детей следить за преподаванием».

В свою очередь, Лев Николаевич разработал целую систему различных методов и приемов, стимулирующих активность учеников, их творческую деятельность, создающих раскованную и благоприятную для учения атмосферу на уроке (наглядность в обучении, «рассказ-рассказывание», методика эмоциональных воздействий, «ситуация затруднения», индивидуальный подход к учащимся, работа с сочинениями учащихся и т.д.) Среди различных методов обучения Л. Н. Толстой особое место отводил живому слову учителя (рассказ, беседа) и сам владел этим методом в совершенстве, умея глубоко заинтересовать детей и вызвать у них глубокие переживания. Придавая большое значение развитию творчества детей, Толстой рекомендовал давать учащимся самостоятельную работу, например сочинения на различные темы. В полной педагогической поэзии статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» Толстой художественно описал процесс написания учениками коллективного классного сочинения. Надо вести преподавание так, чтобы все учащиеся успевали, говорил Толстой. В методическом приложении к «Азбуке» он перечисляет условия, при соблюдении которых будет достигнуто успешное обучение: если ученику не говорят о том, чего он не может знать и понять, а также о том, что он хорошо уже знает; если там, где учится ребенок, нет непривычных предметов и лиц; если ученик не стыдится учителя и товарищей, а между ними существуют простые, естественные отношения; если ученик не боится наказаний за непонимание, если ум ученика не переутомляется и каждый урок посилен ученику.

«Азбука» графа Л.Н.Толстого — комплекс учебных материалов из четырех книг. Это своеобразная энциклопедия, объясняющая детям окружающий мир. Художественно обогащая, она раскрывала основные понятия физики, химии, ботаники, зоологии, рассказывала о жизни растений, внешних чувствах человека и животных, явлениях магнетизма, электричества и многом другом.

«Если, — писал Л. Н. Толстой, — урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим, и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении». Ученики должны усваивать знания сознательно; правила, определения должны сообщаться ученикам как выводы из достаточно усвоенного ими фактического материала.

5 стр., 2073 слов

Семья как основная среда развития ребенка

... Семья - это персональная микросреда интеллектуального, психологического и морального развития ребенка. ... Толстой, ... семьи как фактор социализации личности ребенка, как ... школе. [Куликова] Реализация семейной концепции требует выделения главного в процессе формирования личности ребенка: воспитания качеств организованности, высокой социальной ответственности детей с малых лет перед собой и перед семьей. ...

Глава II Преемственность педагогических идей Л.Н. Толстого

в концепции начального образования

2.1. Школы, работающие по методике Л.Н. Толстого

В истории педагогики имя Льва Николаевича Толстого стоит рядом с именем Жан-Жака Руссо. Оба признаны основателями свободной педагогики. Но по сравнению с Руссо Толстой сделал шаг вперед, утвердив идею ненасильственного обучения как наиболее продуктивный путь образования и воспитания. Для Л.Н. Толстого каждая школа — это «эксперимент», «опыт в лаборатории», имеющий смысл только тогда, когда в детях, учителях, родителях есть дух свободы и любви. Свобода при колоссальном чувстве нравственной ответственности за судьбу мира и рядом живущих людей, осмысленное бытие человека, потребность в единстве разума, культуры чувства, доброй воли, — эти и многие другие мысли Толстого обращены не только к настоящему, но и к будущему, к тому, что необычайно важно для сегодняшних поколений людей.

На сегодняшний день в мире существуют сотни образовательных систем, тысячи педагогических методик. Однако идеи известного педагога XIX века Льва Николаевича Толстого актуальны и по сей день. Педагогические идеи Толстого активно использовались на протяжении нескольких десятилетий. Они стали источником рождения Вальдорфской педагогики, педагогических взглядов В.А Сухомлинского и Л.В. 3анкова.

«Толстовские» школы существуют в Швейцарии, Германии, Японии, Италии. В России педагогический опыт Толстого используется в ряде учебных заведений: Яснополянская школа, экспериментальные площадки научно- исследовательской лаборатории «Школа Л.Н. Толстого» и т.д.

Московская школа «Путь зерна» работает по адаптированной к российским образовательным стандартам модели Вальдорфской педагогики с применением идей русских педагогов К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и авторских разработок учителей школы. Основной целью образования является пробуждение способностей через преподаваемый материал в соответствии с возрастным становлением ребенка. Также как и в педагогике Л.Н. Толстого идет принцип «от простого к сложному».

В обучении используется интеграционный принцип преподавания основных предметов методом «погружения» или «эпохами». Преподаются все основные предметы, два иностранных языка (английский, немецкий), музыка (флейта, фортепиано, скрипка), живопись, лепка, рукоделие, танцы. Знания имеют практическую направленность. Проводится выездная учеба. В начальных классах знания даются в образной форме.

Формой организации учебного процесса является преподавание «учебными эпохами» (циклами «погружения»), каждая из которых длится от 1-2-х до 3-4-х недель. Ряд общеобразовательных предметов: история, биология, география, а также (частично) математика, русский язык и литература — изучаются концентрированно в виде определенных циклов. При этом занятия происходят интенсивно: ежедневно в рамках сдвоенного урока. Это позволяет глубоко погрузиться в учебное содержание, усиливает концентрацию учащихся и повышает учебную мотивацию. В течение года эпохи сменяют друг друга, например, за математикой следует русский язык, потом опять математика и т.д. Как показывает практика, такая периодичность изучения предметов не ведет к забыванию, а, наоборот, способствует углублению понимания изучаемых на эпохах тем, что сопровождается более прочными знаниями. Данные эпохи занимают в учебном расписании школы ежедневно место первых двух уроков. Таким образом, главный урок — это первый урок каждого учебного дня. Он состоит из первых двух 45(30) — минутных уроков, и на нем изучается один «главный» на этот момент предмет. Что также соответствует педагогике Яснополянской школы. Существенной чертой главного урока как особой формы организации учебного процесса является ритмическая смена деятельности детей. Этот урок, как правило, имеет следующую структуру: ритмическая (двигательная) часть — основная часть — краткий перерыв на активную, двигательную часть — рассказ или эксперимент. «Эпохальное» преподавание позволяет ребенку «погрузиться» в предмет, а не изучать его фрагментарно.

Одновременно с этим материал, требующий постоянного упражнения — правописание в русском языке, навыки счета и решения примеров в математике, а также иностранные языки, предметы художественно- прикладной сферы и искусства, физкультура и эвритмия — преподаются на еженедельных уроках в течение всего года.

На ритмической части (логоритмика), играющей важную роль в начальной школе, происходит работа над образностью и выразительностью речи. Дети поют песни и водят хороводы, говорят хором стихотворения и скороговорки, делают различные ритмические упражнения, сопровождая их топаньем, хлопаньем, движениями. В конце урока следует рассказ учителя, ориентированный на культурно-исторические или литературные темы. В начальной школе учитель рассказывает детям сказки, легенды и саги (в соответствии с учебной программой каждой классной ступени).

Это может быть устная работа учащихся, чтение. В средних и старших классах в это время демонстрируются эксперименты или же детально описываются конкретные исторические события или биологические и географические факты. Такой вид работы сопоставим с деятельностью Льва Николаевича при работе с крестьянскими детьми. Среди различных методов обучения Л.Н. Толстой особое место отводил живому слову учителя (рассказ, беседа) и сам владел этим методом в совершенстве, умея глубоко заинтересовать детей и вызвать у них глубокие переживания.

Таким образом, как и замечал Лев Николаевич, что должно происходить естественное чередование физического и умственного труда.

Смена деятельности во время главного урока — переход от ритмической части к интеллектуальной работе и далее к практической, а от нее к спокойной созерцательной во время рассказа учителя или наблюдения экспериментов — избавляет от необходимости делить этот урок на части, так как при таком построении урока не происходит перегрузки детей.

Для образовательной программы школы принципиальной является установка на то, что не учебники, а личность педагога оказывает на детей определяющее образовательное воздействие. Именно он в состоянии оживить и сделать интересным и доступным для детей любой материал.

Поэтому школа оставляет за учителем право выбирать подходящий способ подачи материала и его источники. По мнению Льва Николаевича, рассказ талантливого учителя гораздо больше даст ребенку знаний, чем сухие данные в учебнике. Л.Н. Толстой призывал учителей проводить с ребятами непринужденные беседы на разные темы, так как дружественная обстановка в классе благотворно влияет на детей. Принимая во внимание индивидуальные особенности каждого ученика и класса в целом, а также различные возможности и опыт каждого преподающего в классе педагога, школа ориентирует свой педагогический процесс таким образом, что в каждом конкретном классе учебный процесс обладает рядом индивидуальных и неповторимых черт. Этому не могут способствовать единые для всех стандартизованные учебники. В начальной школе и в ряде предметов средней школы учебник — как основной источник усваиваемого содержания — отсутствует. Его роль выполняют устные рассказы и задания учителя, а также книги для чтения, сборники задач и прочие разнообразные учебно-методические материалы.

Все вышесказанное отнюдь не означает, что установка школы на «обучение без учебников» равнозначна идее «школы без книги». Нередко ученики, особенно начиная со среднего звена, прочитывают и перерабатывают больше текстовой информации, чем это принято при традиционном обучении, центрированном на учебник.

Значительную часть роли учебника по каждому учебному предмету играет своя учебная тетрадь школьника, методика работы в которой выстраивается во многом нетрадиционно. Эта тетрадь представляет собой результат собственной учебной деятельности ребенка. Красота оформления такой тетради имеет не меньшее значение, чем содержание. Это в полном смысле слова рабочая тетрадь, однако, в отличие от существующих тетрадей на печатной основе, она полностью оформляется и заполняется самим учащимся. Также в ней содержатся и результаты самостоятельного выполнения ребенком различных заданий по предмету.

Применяемая в школе «Путь зерна» идея педагогики «переживания в обучении» (телесное, осязательное, слуховое, визуальное, двигательное) предполагает определенный объем учебных предметов художественного цикла (живописи, лепки, музыки, театра, танца), которые составляют значительный удельный вес в учебном плане как дополнительные индивидуальные и групповые занятия. Предусмотренное программой обучение ремеслам (рукоделие, работа с деревом, глиной, металлом, «строительство дома» на уровне большой деревянной модели) и сельскохозяйственный труд связывают теоретическое обучение с окружающими жизненными реалиями. Л.Н. Толстой, обучая крестьянских ребятишек, считал важной задачей развитие творческих способностей. Нужно стараться, чтобы ребенок был весь поглощен уроком, давать задания, которые позволяют мыслить творчески и узнавать что-то новое. Момент способа вовлечения детей в творчество, который нашел Л.Н. Толстой, выражался в том, чтобы показать детям не только продукт, но и сам процесс творчества, процесс писания сочинения, рисования и т.д.

Сравнивая школу «Путь зерна» и Яснополянскую школу, необходимо отметить, школы схожи по своим педагогическим идеям и методам работы. Безусловно, это школы разных временных эпох. Мерилом благополучия и успешности работы может служить то, что в двух школах создана благоприятная и комфортная психолого-педагогическая атмосфера, у детей сформирована высокая мотивация к учебе и выработано положительное отношение к школе в целом.

По методике Л.Н. Толстого в РФ работают школы — экспериментальные площадки научно-исследовательской лаборатории «Школа Толстого», которой руководит В.Б. Ремизов. Педагогические методы и приемы используются в школе Е.А. Ямбурга. Его адаптивная модель подразумевает, что школа должна создаваться для ребенка, помогать его свободному развитию, а также учитывать его возрастные особенности. МБОУ СОШ «Эврика-развитие» г. Томска входит в число известных школ России, которая основывает свою педагогическую деятельность на идеях свободного воспитания Л.Н. Толстого, педагогики М. Монтессори.

Цель школы, по Л.Н. Толстому, — это воспитание творческой, нравственной личности, задача обучения и воспитания — это формирование творческого мышления и нравственного самосознания. «Если ученик в школе, — указывал он, — не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Система образования должна содействовать гармонии развития учащегося.

Начальная школа им. Льва Толстого («Lew-Tolstoi — Grundschule») является школой полного дня. Школа обеспечивает интеграцию основного и дополнительного образования обучающихся. Посещение школы является бесплатным.

Государственная европейская двуязычная русско-немецкая школа находится в районе Карлсхорст, Германия. В процессе обучения дети знакомятся с разнообразием культур и языков. Благодаря современным формам занятий ученики приобретают возможность получения дальнейшего образования.

В школе существуют два типа классов:

  • европейские классы,

  • обычные классы.

Занятия в обычных классах регулируются стандартным учебным планом г. Берлина. Кроме того, есть дополнительные занятия по английскому и русскому языкам.

Основным принципом обучения в европейских классах является одновременное и равноправное владение детьми родным и приобретаемым языком, а также воспитание и образование сразу в двух культурах. И здесь мы видим идею свободного воспитания Л.Н. Толстого, детей не ограничивают в выборе языка, учитывают интеллектуальные возможности каждого учащегося.

При поступлении в 1 класс дети проходят тест на определение уровня владения немецким и русским языками. По результатам теста устанавливается родной язык и «язык — партнер». Учебные группы формируются в равном соотношении из детей, для которых родным языком является немецкий, и детей, являющихся носителями «языка — партнера». Обучение чтению и письму на русском языке начинается с 1 класса. В первом полугодии внимание сосредоточивается на устной речи. В постоянно звучащей языковой среде ученики постепенно накапливают лингвистический багаж, с каждым днем общения обогащая его новыми словами, конструкциями и смыслами. Что полностью отвечает педагогическим взглядам Льва Николаевича, который считал, что понятно учителю не всегда будет легким для его воспитанника. Обучение грамоте начинается во втором полугодии 1 класса и продолжается во 2 классе. Уроки родного языка и «языка — партнера» проводятся в отдельных группах. В каждом классе работают 2 преподавателя, каждый из которых — носитель своего родного языка, владеющий вторым языком. Имея возможность общения сразу с двумя преподавателями, у ребенка происходит естественное включение в коммуникативный процесс как с взрослыми, так и с детьми, говорящими на ином языке.

В непосредственной близости к школе находится Германо-Российский музей, который дает возможность познакомиться с историей германо-российских отношений. Также Берлинская начальная школа им. Льва Толстого осуществляет программу ежегодного обмена учениками из Яснополянской школы им. Л.Н. Толстого. Целью такого обмена является расширение горизонта учеников, осознание ими культурных различий и совершенствование языка.

Педагогические идеи Льва Николаевича применяет известная русская школа в Милане. На сегодняшний день русская школа им. Л.Н. Толстого является одной из самых крупных русских школ в Италии, которую посещают 230 учеников. Главная цель школы — помочь ребенку полюбить русский язык и русскую культуру, создать условия для доброжелательной и многосторонней коммуникации на русском языке, выходящей за рамки бытовой лексики и семейного общения. Миланская школа работает под девизом: «Каждый ребенок — уникален». Итальянские педагоги стараются учитывать темпы развития и возможности каждого ребенка. Здесь мы находим отражение идей Л.Н. Толстого, который считал, что каждый ребенок особенный. Такого мнения придерживался Лев Николаевич, работая с крестьянскими детьми в Яснополянской школе. Миланские педагоги имеют опыт работы и специальное образование. Это высококвалифицированные педагоги, прошедшие жесткий конкурсный отбор и стажировку по работе с методикой Л.Н. Толстого. Воспитатели и учителя постоянно повышают свою квалификацию и активно участвуют в международных конференциях и проектах, посвященных обучению естественных билингвов. Каждый преподаватель — яркая личность, умеющая заинтересовать детей.

Учебные программы школьного отделения разработаны преподавателями школы и российскими специалистами при поддержке фонда «Русский мир» (Москва) в сотрудничестве с Институтом русского языка им. А.С. Пушкина и Академией постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга. Все программы утверждены и одобрены ведущими российскими лингвистами-специалистами по двуязычию и школьными методистами. Программы учитывают количество классных уроков в условиях русской зарубежной школы и особенности детей-билингвов.

Ученики школы участвуют в различных европейских проектах.

Отдыхая летом в лагерях, дети не только приятно проводят время, но и повышают свой уровень русского языка, знакомятся с ровесниками из других стран.

Задача школы, семьи, общества — развивать в человеке гуманистические задатки и потребность жить согласно идеям сохранения и продолжения жизни. Школа должна работать на перспективу духовного обновления. Именно такая возможность кроется в самом содержании учения Льва Николаевича Толстого. Сегодня школа должна идти несколько впереди общественного развития. Только тогда она будет формировать личность, созидающую жизнь и творчески работающую на будущее.

2.2. Использование методов и приемов работы Л.Н. Толстого в обучении и воспитании современных младших школьников

В наше время, время преобразований социальной и духовной жизни общества, педагогические идеи Л.Н. Толстого привлекают актуальностью проблем обучения, воспитания подрастающего поколения. В педагогических размышлениях Л.Н. Толстого мы находим идеи и разработки, которые отражают проблемы сегодняшних дней.

В данной главе приведены опыт и анализ работы учителей ШГ №4 им. Л. Н. Толстого г. Степногорска, на основе наблюдение в период педагогической практики.

Педагогами, в рамках реализации концепции обновленного образования, с целью поддержания интереса у детей, с учетом идей Л. Н. Толстого, используют такие методы и приемы:

  • Метод психологической адаптации (подготовка к восприятию нового материала, учитывание индивидуальных способностей учащихся);

  • Творческий метод – подразумевает свободное выражение и актуализацию творческих способностей детей;

  • Погружение ребенка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нем многовариативности подходов к действительности;

  • Интерактивные внеклассные мероприятия – расширение кругозора детей; направлены на удовлетворение творческих и познавательных запросов школьников

  • Нетрадиционное проведение уроков – создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку;

  • Моделирование проблемных ситуаций на основе опыта и предчувствия ребенка (педагог в начале урока ставит вопрос перед учащимися, в ходе урока идет поиск ответа, в конце урока происходит этап рефлексии);

  • Внеклассные мероприятия на основе концепций Л. Толстого;

  • Формирование эмоциональных опорных сигналов, способствующих воспитанию культуры памяти;

  • Метод искусства общения ученика и учителя, когда тот и другой в равных условиях не равновелики по знаниям, но равновелики по способу овладения знанием;

  • Ориентация ребенка на нравственные идеалы: духовность, любовь к ближнему, свободу, самосовершенствование.

Важно отметить, что современные педагоги учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка, психологическое состояние учащегося. Лев Николаевич был убежден в том, что настоящим учителем может быть только такой человек, который испытывает «уважение к той среде, из которой его ученики», и осознает всю важность ответственности. Наблюдения показали, что современные педагоги могут действовать четко в рамках урока, а могут отступить от привычной канвы, если дети в этом остро нуждаются.

Всей своей жизнью, творческой деятельностью, философскими убеждениями, педагогической практикой Лев Николаевич доказал, что наиболее благотворным источником педагогических идей может быть мудрость народная. Его педагогику можно назвать методологией жизни человеческого духа. Педагогика Толстого выросла из знания народной жизни, народного духа, народной педагогики. Из народной мудрости складывались педагогические заповеди Л.Н. Толстого:

  • призыв к свободному воспитанию

  • нравственная обоснованность и практическая целесообразность передаваемых знаний

  • утверждение любви, как главенствующего принципа во взаимоотношениях ученика и учителя

  • недопустимость насилия на всех уровнях педагогической деятельности.

На основе анализа теоретической литературы, попыталась сформулировать и обобщить профессионально важные качества учителя, которые выделял в своих педагогических размышлениях Лев Николаевич Толстой, обобщили их в форме рекомендаций. Данные рекомендации изложены в разработанной памятке для учителей. ( Приложение 4)

Педагогические взгляды Льва Николаевича используется педагогами, по сей день. Современные педагоги, школы не боятся становиться на путь экспериментирования, отступать от привычной рамки.

Велик и оригинален вклад Л.Н. Толстого в педагогическую науку. Гениальный художник слова, педагог, психолог, постигший тончайшие движения человеческой души, великий критик, пламенный патриот, горячо любивший свою родину. Толстой считал, что просвещение народа, воспитание и образование детей являются важнейшими задачами, для разрешения которых стоит жить, бороться и неустанно работать. Все свои силы в период из наибольшего подъема и расцвета отдал школе, детям, педагогике, служение которым считал счастливейшим временем своей жизни. Преемственность педагогических идей Льва Николаевича существует в концепции современного образования.

Заключение

Идея Льва Толстого о воспитании и образовании описывает ограничения, которые накладывает на Человека общественное воспитание, раскрывает разницу между воспитанием и образованием и даёт им чёткие определения. Его выводы основаны на практическом опыте работы школы, исследованиях способностей и путей развития Человека. Некоторые из проведённых им заключений дают базу для размышлений о гармоничном воспитании и целостном развитии.

Вся педагогическая концепция Л.Н. Толстого пронизана идеей свободного обучения и воспитания ребенка, отказа от принуждения и защиты от подавления детского активного мышления, творчества, самопознания, самостоятельности.

Высказываясь об особенностях семейного воспитания, Л.Н. Толстой придерживается своих взглядов на необходимость гармоничного развития личности ребенка и создание условий для естественного и природосообразного течения этого процесса.

Л.Н. Толстому принадлежит огромная заслуга распространения своих идей среди современных ему педагогов и их поддержка по передаче педагогического опыта и значимый вклад в развитие педагогики как науки.

Принципы личностного подхода, создание ситуации успеха, гуманистический характер образования, все, что считается доминирующим в теории и практике современной школы, во многом является модифицированным отражением педагогических идей, выдвинутых Л.Н. Толстым.

Л.Н. Толстой по-новому взглянул на процесс обучения и воспитания детей, реализовав свои педагогические идеи в Яснополянской школе. Он придавал большое значение творческой деятельности, поиску новых методов и приемов в учебно-воспитательной работе, стремился к постоянному совершенствованию своего педагогического мастерства. Ключевой является мысль Л.Н. Толстого о свободном воспитании, о том, что свобода выбора формирует у человека чувство ответственности, что, в свою очередь, является основой его личностного развития, источником творчества. В современной педагогике идеи свободного воспитания являются чрезвычайно востребованными, конструктивными и целесообразными.

Педагогические поиски Л.Н. Толстого и сегодня привлекают актуальностью проблем обучения, воспитания подрастающего поколения. В размышлениях Л.Н. Толстого о новой школе, о новой педагогической науке исследователи находят идеи и разработки, которые предлагают свежий, оригинальный взгляд на вопросы современной педагогики. Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества, создать благоприятную для учения атмосферу на уроке заставляло Льва Николаевича искать новые педагогические подходы и методы.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/lev-tolstoy-pedagogika/

1. Аксаков, И. С. Собрание сочинений в 4 т. / И. С. Аксаков. — М.: Художественная литература, 1886. — Т. 2. — 560 с.

2. Гусев, Н. Н. Жизнь Льва Николаевича Толстого. Л. Н. Толстой в расцвете художественного гения (1862—1877) / Н. Н. Гусев. — М., 1927. — 840 с.

3. Даль, В. И. Письмо к издателю

A. И. Кошелеву / В. И. Даль // Русская беседа. — 1856. — № 3 — С. 1—16.

4. Марков, Е. «Живая душа в школе» / Е. Марков // Вестник Европы. — 1990. — № 3. — С. 59—82.

5. Морозов, В. С. Воспоминания о Толстом ученика Яснополянской школы Василия Степановича Морозова /B. С. Морозов; Редакция и примечания

6. Смирнов, Н. Лев Толстой

редактор журнала «Ясная Поляна» / Н. Смирнов. — Тула: Приок. кн. изд-во,, 1972. — 86 с.

7. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой. — М. : Педагогика, 1989. — 544 с.

8. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений в 22 т. / Л. Н. Толстой. — М.: Художественная литература, 1984. — Т. 16. — 419 с.

10. Баланюк Г. И. Проблема прочности знаний в дидактических взглядах Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула, 2003.

11. Бондаревский В. Б. Л. Н. Толстой о внимании к личности школьника // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- ,2001.

12. Бондаревский В. Б. Проблема интереса в педагогической теории и практике Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- 1999.

13. Гончарова Е. Ю. Организация учебного процесса в инновационной школе //Тульская школа. Периодический научно-методический журнал. – 2006, № 2.

14. Ежов И. В. Введение в психологию духовного развития личности ребенка: Психологические основы духовной педагогики. — Тула: ТО ИРО, 1999.

15. Кудрявая Н. В. Лев Толстой о гуманизации наук // Педагогика.- 2004.- № 3.

16. Кудрявая Н. В. Педагогические искания Л. Н. Толстого // Сов. Педагогика.- 2001. — № 9.

17. Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность // Тезисы докладов ХХ

18. Романова Т.В. Принципы Толстовской педагогики в преддверии нового века// Русская словесность.- 2005- №1.

19. Гончаров Н.К. «Педагогические идеи и практика Л.Н. Толстого». — М., 1963.

20.

21.

22. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений, т Х., М., 1951

Приложение 1

Использования народных произведений на уроке литературы, по педагогической концепции Л. Толстого

Тема урока:

Класс: 3

Время: 80 минут (2 урока литературы)

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/lev-tolstoy-pedagogika/

Необходимый материал (оборудовани

  • Шаг 1: Поприветствовать детей, предложить детей сесть по группам, приступить к оглашению темы. После того, как тема будет известна ученикам, необходимо объяснить, что означает термин: Русские народные сказки.

Русские народные сказки

— Как вы понимаете, что такое народные сказки?

— Какие русские народные сказки вы знаете?

— Зачем нужны нам сказки?

  • Шаг 3: Дать 6 сказок на выбор, разным группам для самостоятельного ознакомления с героями и событиями сказки. При этом никому не говорить, кому какая сказка достается. Предупредить детей, об игре по ролям. ( Не обязательно чтобы дети отлично знали всю сказку, главное передать краткое содержание и сделать выводы всей группе ).

— Гуси-лебеди, Теремок, Серый волк и семеро козлят, Заюшкина избушка, Три поросенка, Колобок.

После прочтения сказок, необходимо выдать детям раздаточный материал, чтобы они могли показать и рассказать свою сказку.

  • Шаг 4: Как только ролевые игры в сказки будут закончены, нужно спросить у детей:

— Какие выводы они сделали?