По психологии «Основные направления социально-педагогической работы с неблагополучной семьей»

Как мы знаем, рождаясь ребёнок сразу попадает в общество, на развитие ребёнка влияет огромное множество факторов, например, социальных и биологических. И нельзя не отметить того, что самым важным фактором в развитии ребёнка выступает семья. Конечно же очень важны отношения в самой семье, следует учитывать традиции и ценности, которые стоят во главе семьи, ведь опираясь на это ребёнок формирует своё отношение к миру. Именно поэтому на современном этапе важно знать в какой семье воспитывается ребёнок, благополучная ли она или нет.

Актуальность исследования: тема неблагополучной семьи в современном мире выступает острой социально-педагогической проблемой. Различными исследованиями, такими как: медицинскими, психолого-педагогическими, социологическими давно выявлено, что неблагополучная семья несёт в себе разрушительную силу, которая влияет на нравственное и психическое развитие детей. Семейное неблагополучие приводит к таким проблемам как: нарушению ценностных ориентаций, запущенности общего и физического развития ребёнка и др. Чаще всего эти дети становятся более агрессивными, имеющими различные психические травмы и сложности в общении с окружающими, то есть они являются педагогически запущенными. Именно это и является актуальностью данной работы.

Объект исследования : социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями.

Предмет исследования: основные направления деятельности социального педагога с неблагополучными семьями

Цель исследования: изучить и проанализировать деятельность работы социального педагога в работе с неблагополучными семьями.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть какие типы, понятия, функции, значения семьи существуют.

2. Выявить и изучить социально-педагогические характеристики и проблемы неблагополучных семей.

3. Определить, какие основные направления существуют в социально-педагогической работе с неблагополучными семьями.

12 стр., 5994 слов

Социальная работа с детьми из неблагополучных семей

... в петлю на шее семейного благополучия, семья из семьи риска превращается в неблагополучную, становясь тем самым объектом социальной работы. Но, обращаясь в центры социальной помощи, семьи это делают ... социально-демографическому положению); 4) По количеству поколений: a) Нуклеарные – семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми, которые никогда не состояли в браке, то есть семьи, состоящие из ...

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с неблагополучными семьями

1.1. Понятие и сущность семейного неблагополучия

Неблагополучными семьями называются такие семьи, которые обладают низкими социальным статусом, не справляющиеся с возложенными на них функциями, процесс воспитания ребенка протекает с трудностями, медленно и малорезультативно [ 10, с. 176].

Неблагополучная семья – это такая семья, где родители или их законные представители не справляются, не выполняют обязанности, которые им предписаны по воспитанию детей или каким-либо образом отрицательно влияют на поведение детей или же совершают противоправные действия в их отношении.

Чем определяются критерии благополучия и неблагополучия? Внутрисемейные отношения, которые в первую очередь направлены на отношение к ребёнку. К примеру, семья асоциальная точно неблагополучна для ребёнка, но иногда даже при очень хороших внешних условиях семья может быть неблагополучной. Рассмотрим эти параметры получше.

Внешние благоприятные условия для воспитания ребёнка:

Внутренние неблагоприятные условия для воспитания ребёнка:

1.Материальное обеспечение родителей высокое.

2. Хорошие жилищные условия для воспитания ребёнка.

3.Высокие социальный статус родителей.

4. Уровень образования и культуры родителей.

1. В семье напряжённая атмосфера и т.п.

2.Между родителями постоянные конфликты и т.п.

Как мы можем понять, что от внешних глаз это всё скрыто, выясняется это лишь при близком знакомстве с семьёй, но ребёнок каждый день сталкивается и живёт с этим, травмируется его психика, следовательно, такие семьи тоже относятся к неблагополучным.

Типы семейного неблагополучия:

Б. Н. Алмазов выделяет 4 типа неблагополучных семей:

  • Неполные семьи с маленьким общим уровнем развития у родителей, не имеющие возможности оказывать помощь в учёбе детям.

  • Семь, где постоянно происходят конфликты, в которых дети становятся неуравновешенными, демонстративно конфликтными.

  • Семьи нравственного неблагополучия, где члены семьи расходятся в мировоззрении, принципах, где преобладает достижение своих целей в ущерб интересов других членов семьи.

    9 стр., 4396 слов

    Основные концепции воспитания родителей

    ... психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания детей. Таким образом, проблема воспитания родителей является актуальной, требующей дополнительных исследований. В связи с изложенным, целью данной работы является рассмотрение основных концепций воспитания родителей. Для достижения ...

  • Антипедагогические семьи, в которых впоследствии воспитания могут стать безнадзорность, беспризорность [1, с. 312].

М. А. Галагузова выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации:

  • Благополучные семьи, которые прекрасно справляются со своими функциям.

  • Существующие семьи, которые входят в группу риска, где есть отклонения от норм: неполная семья, малообеспеченная семья.

  • Неблагополучные семьи, где родители обладают низким социальным статусом в любой из сфер жизнедеятельности, которые не справляются с обязанностями, возложенными на них.

  • Асоциальные семьи, где родители ведут аморальный образ жизни, дети становятся брошенными, так как их воспитанием никто не занимается [10, с. 60].

Исследователи данного вида семей, учитывая доминирующие факторы, оказывающие негативное влияние на ребенка, условно разделили их на две большие группы:

I группа: семьи с открытой формой неблагополучия – конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов.

II группа: внешне респектабельные, однако ценностные установки и поведения родителей расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что сказывается на нравственном воспитании детей. Такие семьи относятся к категории внутренне неблагополучных [ 13, с. 31-32], [14].

1.2. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

С самого начала как стала существовать семья, главной обязанностью и заботой человека стало воспитание детей. Существует некая связь человека с семьёй на протяжении всей своей жизни. Главной обязанность родителя является воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых месяцев его жизни. Семья всегда первостепенно влияет на ребёнка, закладывая нравственность в ребёнке, приобщая его к окружающей жизни в целом, раскрывая внутренний мир, таланты и индивидуальные качества личности, формирует нормы поведения, другими словами, именно в семье происходит первоначальная социализация ребёнка.

Все активнее семья становится главенствующей сферой политики государства, направленной на социум, общество. Намечается комплексный подход к исследованию семей, их демографических, психологических, социально-правовых, социально-экономических аспектов [11, с. 449].

Неблагополучной семья считается, если родители:

  • не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению детей;
  • не исполняют обязанностей по содержанию детей;
  • жестоко обращаются с детьми;
  • имеют отрицательное воздействие на поведение детей;
  • создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей;
  • ведут аморальный образ жизни, владеют вредными привычками.

Неблагополучие имеет различные проявления, например:

4 стр., 1789 слов

Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей

... с требованием о взыскании алиментов с трудоспособных совершеннолетних детей, уклоняющихся от выполнения своих обязанностей по содержанию родителей. При рассмотрении данного иска юридическое значение имеют ... декабря 2002 г. № 187ПВ02ПР указал, что обязанность совершеннолетних трудоспособных детей по содержанию нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей носит безусловный характер и не ставится в ...

— физические (жестокие наказания, телесные повреждения, неудовлетворение потребностей в еде, принуждение к зарабатыванию денег незаконными способами и т.п.),

— психические (подавление, запугивание, разрушение психики, непонимание и т.п),

— социальные (лишение дома, бросание на произвол судьбы и т.п.).

C

Сильнейший неблагополучный фактор, который разрушает семью, душевное, психическое состояние ребёнка — алкоголизм родителей.

Семьи с алкогольной зависимостью

Созависимость это ответная реакция на долгую стрессовую ситуацию в семье, которая приводит к страданиям всю семью.

У ребёнка из-за отсутствия необходимого жизненного опыта, неокрепшей психики глубоко травмируется душа на всю жизнь, так как в доме происходят вечные скандалы, родители абстрагируются от своих детей, в доме начинает царить хаос, непредсказуемость и отсутствие безопасности. [13, с. 45].

Ещё одной из неблагополучных семей можно назвать семьи с нарушением детско-родительских отношений, эту семью можно назвать еще «конфликтная семья». Чаще всего в таких семьях сложные и нездоровые отношения между супругами, у них отсутствует взаимопонимание, уважение к друг другу, конфликт является постоянным «хроническим» состоянием такой семьи [9, с. 225]. Такая обстановка негативно влияет на формирование личности ребёнка и ведёт за собой определённые нарушения, например, к асоциальным проявлениям [13, с. 62]. В семьях с «хроническими» конфликтами почти всегда отсутствует взаимопонимание, моральная и психологическая поддержка, так как в семье полностью или частично нарушено общение. На самом деле, чаще всего за неразрешимыми конфликтами скрывается простое неумение общаться.

Обычно конфликтные семьи более «молчаливы», чем бесконфликтные. В таких семьях практически никогда не говорят «мы», предпочитая говорить только «я», что свидетельствует о психологической изолированности брачных партнеров, их эмоциональной разобщенности [13, с. 64-65].

Дети получают негативный пример в таких семьях, забирая с собой во взрослую жизнь неблагоприятные картины из детства, так как конфликты родителей очень пагубно влияют на неокрепшую детскую психику [12, с. 78].

Явным показателем неблагополучной семьи является сам ребёнок, проявляется это в общении со сверстниками, взрослыми, поведении, интересах, такие дети очень часто испытывают сильнейший дефицит любви родителей, ласки, внимания из-за личной или же служебной занятости одного или каждого из родителей. Следствием такого воспитания детей очень часто становятся сильно выраженный эгоизм, заносчивость, трудности в общении со сверстниками и взрослыми людьми, нетерпимость и др.

4 стр., 1551 слов

Роль семьи в формировании здоровья детей

... многих факторов. Это и состояние окружающей среды, социально-экономическое развитие стран, устойчивое развитие семьи, культура педагогов и родителей. 4. Роль семьи в обеспечении здоровья детей, Семья – один из главных факторов развития и воспитания личности. Семья — это фундамент, ...

В практике социально-педагогической работы существует определённая модели деятельности с проблемными семьями, ниже будут представлены те модели, которыми наиболее часто пользуются при помощи семье:

  • Педагогическая;

  • Социальная;

  • Психологическая;

  • Диагностическая;

  • Медицинская.

Использование той или иной модели напрямую зависит причин, которые вызывают проблему детско-родительских отношений.

Социальный педагог при работе с семьей имеет три основные роли:

Советник – роль, в которой педагог информирует семью о важности и возможности взаимодействия взрослых и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка и дает советы по воспитанию детей.

Консультант – роль, в которой педагог консультирует родителей по вопросам семейного законодательства, информирует о существующих методах воспитания, разъясняет способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник – роль, в которой педагог защищает права ребенка, когда приходится сталкиваться с антисоциальным поведением родителей (алкоголизм, наркомания), отсутствие внимания к детям [ 10, с. 176 — 184].

Социально-педагогическая помощь имеет свои формы работы. Одна из них – социальный патронаж, представляющий собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая оперативную помощь [4].

Патронаж может проводиться со следующими целями: ознакомление с условиями жизни семьи, исследование проблемных ситуаций, оценка состояния семьи и ребенка, оказание психолого-педагогической помощи.

Патронажи необходимо проводить регулярно в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, за которыми необходимо постоянное наблюдение, которое может их дисциплинировать, а также позволит своевременно выявить и предотвращать возникающие кризисные ситуации.

Патронаж

  • диагностические проводятся для ознакомления с условиями жизни ребёнка, есть ли факторы риска, такие как медицинские, социальные, бытовые, так же проводится исследование проблемных ситуаций.

    14 стр., 6910 слов

    Формы организации работы социального педагога с трудными подростками ...

    ... работу училища, в частности, социального педагога ... в летний период. Задачи: 1. Изучение и анализ причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений. 2. Изучение нравственно-психологических особенностей правонарушителей. 3. Обобщение опыта работы в ... различным социально-экономическим и ... семьи, потеря подростком одного или двух родителей, если это не компенсируется своевременной помощью в ...

  • контрольные проводятся для оценки семьи и ребёнка, для выявления динамики каких-либо проблем (если контакт с семьёй не первый), так же производится анализ хода реабилитационных мероприятий, оценка выполнения родителями рекомендаций, которые были им предоставлены и др.

  • адаптационно-реабилитационные проводятся для оказания непосредственной и конкретной образовательной, психологической помощи и др.

Регулярные патронажи применяются лишь в отношении неблагополучных и асоциальных семей, постоянное наблюдение за такими семьями необходимо, так как оно позволяет мотивировать и в какой-то мере дисциплинировать родителей, так же и позволяет своевременно оказывать помощь ребёнку, выявлять её необходимость и противодействовать различным неблагоприятным ситуациям.

Важное место в деятельности социального педагога занимается не только патронаж, но и консультационные беседы, как еще одна из форм работы с проблемными семьями. Консультирование направлено на оказание помощи здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Работая с семьей, социальный педагог может использовать распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, эмоциональное заражение, мини-тренинги и пр. Наряду с индивидуальными консультациями могут применяться групповые методы работы с семьями – тренинги.

Тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Такая групповая работа дает возможность семьям, родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы, получать поддержку и одобрение. [ 10, с. 188 — 191].

Еще одной из форм социально-психологической работы с семьями – социально-педагогический мониторинг. Мониторинг – научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа информации о процессах, протекающих в семье и принятие на этой основе решений.

Основными принципами мониторинга являются: достоверность, системность и полнота информации; оперативное получение сведений и их актуализация; сопоставление получаемых данных, сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Сущность социально-педагогического мониторинга состоит из всех компонентов источников данных, таких как, процессы, события семейной жизни, которые носят естественный характер (информация, которая предоставляется членами семьи по собственному желанию, сочинения, графические работы детей о своей семье и др.), так же есть и те, которые получены в ходе специального исследования (различные опросы и анкетирования, биографические методы, психологические методы, которые направлены на выявление показателей внутрисемейных отношений и др.).

21 стр., 10115 слов

«Методы и формы работы социального педагога»

... отношение ребят к фундаментальным социальным ценностям. Однако в социально-педагогической работе с детьми, их семьями немало противоречий, нерешенных проблем. У многих социальных педагогов нет достаточной подготовки. Введение ... он становится “трудным”. Чтобы этого не произошло, социальный педагог ведет с этими детьми активную работу. Так для работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, подключают ...

Умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученных результаты играет важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга. Существует несколько способов систематизации информации. Необходимо рассмотреть один из них.

Семья – это сложная система, поэтому социальный педагог должен уделять внимание подсистемам внутри семьи, отношениям между членами семьи и подсистемами.

«Мать-отец» как родительская подсистема. Педагог должен концентрировать внимание на взаимодействии семейной пары в качестве родителей ребенка. В семье должны быть приняты нормы взаимоотношений: отец-ребенок, мать-ребенок, должен быть выработан благополучный стиль родительского отношения. Воспитание во многом определяется содержанием и характером родительской подсистемы.

Подсистема «братья-сестры». Необходимо концентрировать внимание на взаимоотношениях детей, особенностях социальной роли каждого ребенка, разделении обязанностей между братьями – сестрами [7].

Взаимоотношения детей в семье – незаменимый опыт общения и взаимодействия, имеющий длительный характер, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить заботы и внимание взрослых и др. Данные отношения для детей приобретают значимый характер. Однако здесь возможно и десоциализируещее влияние, например, моральное и психологическое насилие, отношения подчинения, борьба за внимание взрослых и т.д.

Эффективной будет социально-педагогическая деятельность, если она будет основана на комплексном подходе. Комплексный подход подразумевает изучение и использование демографических данных (рождаемость), социологии и социальной психологии (исследование и анализ семейных отношений, причин конфликтов в семье), педагогики (воспитательные функции семьи), права (права членов семьи), экономики (бюджет семьи), этнографии (быт, история, культура), истории и философии, а также религии [10, с. 191]

Глава 2. Технологии работы социального педагога с неблагополучными семьями.

2.1. Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей

Доктор педагогических наук А.В. Мудрик дает свое понимание социального педагога – это педагог, исследующий воспитание в рамках социализации, которая осуществляется в специально созданных для этого организациях, а также и в таких учреждениях, для которых воспитание не является основной функцией [6].

Целью работы социального педагога является создание благоприятных условий для личностного (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального) развития ребенка, оказание комплексной социально-психологической помощи, а также защита его в социуме. Педагог выступает как посредник между взрослым и ребенком, ребенком и его окружением, а также как наставник при общении ребенка с окружением, социумом [ 5 с. 22].

18 стр., 8547 слов

Профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования

... подготовки социальных педагогов. Работа посвящена профессиональной деятельности социального педагога, изучению структуре и путей формирования его профессиональной культуры, поскольку именно составляющие профессиональной культуры во многом определяют успешность социально-педагогической консультативной деятельности. Тема : профессиональная культура социального педагога ...

Социальный педагог проводит диагностику проблемной семьи, составляет программу помощи ей, ведет беседы с родителями по поводу воспитания детей. По своему профессиональному назначению педагог стремится предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений. Педагог сам «выходит» на контакт с проблемной семьей, не ждет, когда к нему обратятся за помощью.

Объектом воздействия социального педагога может быть ребенок в семье, члены семьи и сама семья в целом. Деятельность педагога включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую [ 10, с. 177].

Таблица 2.1

Социально- педагогическая помощь (по М.А. Галагузовой)

1. Образовательное направление включает в себя помощь родителям в воспитании, обучении своего ребёнка.

2. Психологическое направление состоит из социально-психологической поддержки и коррекции, эта поддержка направлена на формирование здоровой психологической атмосферы в семье. Коррекция отношения производится в том случае, если в семье наблюдаются предпосылки психологического насилия над ребёнком, такие как, оскорбления, унижения, пренебрежительное отношение к его интересам, потребностям.

3. Посредническое направление включает в себя следующие факторы:

Помощь в организации

Помощь в координации

Помощь в информировании

Организация семейного досуга.

Установление и актуализация связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки.

Направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты.

У социального педагога должен быть свой определенный алгоритм работы с неблагополучными семьями. Приведем примерный алгоритм:

  1. Изучение проблемной семьи, выявление существующих проблем в ней;

  2. Изучение жилищных условий проблемной семьи;

  3. Знакомство с членами семьи, ее окружением; беседа с детьми;

    12 стр., 5912 слов

    Культура социального педагога

    ... социальных педагогов. Работа посвящена профессиональной деятельности социального педагога, изучению структуре и путей формирования его профессиональной культуры, поскольку именно составляющие профессиональной культуры во многом определяют успешность социально-педагогической консультативной деятельности. Тема: профессиональная культура социального педагога ...

  4. Изучение и знакомство со службами, которые оказывали помощь семье;

  5. Выявление причин неблагополучия в семье, ее ценностных ориентаций;

  6. Изучение личностных особенностей членов семьи;

  7. Координационная деятельность с заинтересованными организациями (дошкольные, образовательные учреждения, центр реабилитации детей и подросток, центр защиты семьи и т.д.);

  8. Составление программы работы с проблемной семьей;

  9. Неоднократные посещения семьи и контроль за выполнением указаний;

10. Анализ работы с семьей

Образовательная социально-педагогическая помощь предполагает помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении – это пресечение проблем, возникающих в семье, организация педагогической культуры взрослых членов семьи. Второй компонент (помощь в воспитании) проводится педагогом с родителями (путем консультирования), а также с ребенком, создавая воспитательные ситуации с целью решения задачи помощи семье.

Психологическая составляющая состоит из: социально-психологической поддержки и коррекции. Поддержка помогает создать благоприятный климат в семье в период кризиса. Коррекция происходит, когда в семье существует психическое воздействие на ребенка, которое приводит к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду воздействия относятся запугивание, оскорбление, унижение, нарушение доверия.

Посреднический компонент имеет 3 составляющих – помощь в организации (организация семейного досуга), координация (активизация социальных служб) и информирование (обеспечение семьи информацией по вопросам соцзащиты).

Помощь проводится в форме консультации, вопросы затрагивают как жилищное, семейно-брачное, гражданское, пенсионное законодательство, права детей, женщин, так и проблемы, существующие внутри семьи [3, с. 23-26].

2.2. Профилактическая и коррекционная работа социального педагога с неблагополучными семьями

Неблагополучной семьей называется та семья, в которой условия для проживания детей далеки от нормальных, такая семья нацелена на деградацию, в ней утрачены вера и желание нормализовать свою жизнь. Для того, чтобы эффективно работать с неблагополучными семьями, убеждать их, вести продуктивный диалог, необходимо знать типы и проблемы семей, на основе которых классифицируются неблагополучные семьи.

Важно помнить, что любой тип семейной дезорганизации приводит к возникновению травмирующих психику ситуаций для ребенка и тем самым формирует отклонения у детей (личностные и поведенческие).

Социальному педагогу важно определить тип семейного неблагополучия, исследовать отрицательные свойства семьи, установить связи между нарушениями в семье и нарушениями в поведении ребенка. Это делается с помощью метода наблюдения, посещения семьи на дому, сбора информации о семье, заполнения социального паспорта семьи. У социального педагога должен быть индивидуальный подход к каждому члену семьи, это необходимо планировать. Необходимо установить доверительный контакт с членами семьи, определить пути выхода семьи из сложной ситуации, обсудить, кого полезно было бы привлечь к разрешению проблемы, каким может быть это вмешательство и какие образом это может помочь семье, а также необходимо выявить ресурсы семьи и стимулировать их к самопомощи.

План социального педагога должен иметь перспективу, включать как краткосрочные, так и долгосрочные задачи. Краткосрочные задачи имеют большое значение, они позволяют демонстрировать способность семьи к достижению положительных результатов. Намеченный план можно реализовать также с помощью привлечения специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не в силах разрешить самостоятельно.

Существуют возможные варианты помощи семье, например:

  • помощь в решении социальных проблем (побуждение родителей к лечению, оздоровление детей);
  • помощь родителям в восстановлении статуса в обществе, трудоустройство;
  • правовая поддержка;

— содействие в создании благоприятных жизненных условий для жизни и развития детей, помещение в реабилитационный центр;

  • оказание различных видов материально-бытовой помощи;

— помощь в психологическом оздоровлении семьи, коррекция отношений внутри семьи, преодоление коммуникативных барьеров членами семьи.

После выполненной работы социальному педагогу необходимо проанализировать свою работу: восстановился ли контакт в семье, снизилось ли употребление вредных привычек в семье, улучшилась ли посещаемость и успеваемость ребенка в школе и т.д. Социальный педагог для эффективности работы с семьей имеет право использовать возможности социума, различных государственных структур, направленных на поддержку семьи и ребенка.

Таким образом, работа, которую проводит социальный педагог в школе, включает в себя различного рода мероприятия, которые направлены на коррекцию неблагополучных семей. Данное направление деятельности социального педагога является необходимым. Предложим следующие мероприятия, которые можно проводить в рамках школы:

  • Проведение информационно-профилактической работы;

  • Организация культурной жизни учащихся (поход в кино, театр, экскурсии по городу);

  • Организация группы специалистов в школе, деятельность которых будет заключаться в привлечении родителей к работе с семьями, имеющими социальные проблемы;

  • Создание родительского комитета, ведение внеурочной деятельности.

Таким образом, основным направлением работы социального педагога с неблагополучными семьями является комплексный подход, поскольку помощь, которая будет направлена лишь на один аспект, не решит проблемы, а лишь сдвинет ее в другую сторону.

Заключение

Семья является важнейшим социальным институтом, микрогруппой, в которой происходит физическое и духовное формирование личности человека. Социальный институт семьи является объектом исследования множества общественных наук. Для нашей страны актуальны проблемы семейного неблагополучия. В настоящее время нет точных статистических данных о том, сколько молодого поколения воспитывается в асоциальных семьях, которые находятся в социально опасном состоянии. Проводя исследование, мы проанализировали психологическую, педагогическую и социологическую литературу для того, чтобы определить основные причины неблагополучия семей, а также какая работа ведется с данными семьями .

Если обобщить научную литературу по проблеме влияния неблагополучной семьи на такие важные процессы как, процесс социализации ребёнка во всех аспектах жизни и так же изучив и проанализировав исследования Мудрика А. В. и Галагузовой М. А по вопросам социально- педагогической помощи разным типам семей и разобравшись в алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьёй Гончаровой Т., мы можем увидеть какие этапы работы социального педагога с неблагополучной семьёй представлены в следующей схеме

Но только при условии осуществления обязательных комплексов мероприятий, которые направлены на:

  • ранние стадии выявления, затем и постановки на учёт ребёнка из неблагополучной семьи;

  • своевременное определение причин неблагополучия семьи;

  • осуществление оперативной информационной помощи семье;

  • организации необходимых комплексных мероприятий профилактики нарушений воспитания в семьях, которые могут быть в «группах риска»;

может быть проведено полное решение проблемы социализации ребёнка из неблагополучной семьи.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/kursovaya-psihologicheskaya-rabota-s-semey/

1.

2. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет.сада/Л.В.Загик, Т.А.Куликова,Т.А.Маркова и др.;Под ред. Н.Ф. Виноградовой.-М.: Просвещение, 1989.-192с.

3.

4. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными семьями и подростками. Конспект лекций. – Ростов на Дону, 2005. – 274 с.

5. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М., 1996

6. Мудрик А. В. Социальная педагогика. – М.: Просвещение , 2002. –200 с.

7. Основы социальной работы/ Под. ред. Е.В. Ханжина. – М.: Академия, 2010. –144 с.

8. Организационная и социально – педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации.-М., 2004. –364 с. // Сост. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В.

9. Семья. Социально – психологические и этические проблемы: Справочник / Зацепин В. И. И д.р. Киев, 1990

10.

11. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров / Е.И. Холостова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 905 с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс.

12. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. – М., 2000

13. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/Д, 2004. –283 с.

14.