Как мы знаем, рождаясь ребёнок сразу попадает в общество, на развитие ребёнка влияет огромное множество факторов, например, социальных и биологических. И нельзя не отметить того, что самым важным фактором в развитии ребёнка выступает семья. Конечно же очень важны отношения в самой семье, следует учитывать традиции и ценности, которые стоят во главе семьи, ведь опираясь на это ребёнок формирует своё отношение к миру. Именно поэтому на современном этапе важно знать в какой семье воспитывается ребёнок, благополучная ли она или нет.
Актуальность исследования: тема неблагополучной семьи в современном мире выступает острой социально-педагогической проблемой. Различными исследованиями, такими как: медицинскими, психолого-педагогическими, социологическими давно выявлено, что неблагополучная семья несёт в себе разрушительную силу, которая влияет на нравственное и психическое развитие детей. Семейное неблагополучие приводит к таким проблемам как: нарушению ценностных ориентаций, запущенности общего и физического развития ребёнка и др. Чаще всего эти дети становятся более агрессивными, имеющими различные психические травмы и сложности в общении с окружающими, то есть они являются педагогически запущенными. Именно это и является актуальностью данной работы.
Объект исследования : социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями.
Предмет исследования: основные направления деятельности социального педагога с неблагополучными семьями
Цель исследования: изучить и проанализировать деятельность работы социального педагога в работе с неблагополучными семьями.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть какие типы, понятия, функции, значения семьи существуют.
2. Выявить и изучить социально-педагогические характеристики и проблемы неблагополучных семей.
3. Определить, какие основные направления существуют в социально-педагогической работе с неблагополучными семьями.
Социальная работа с детьми из неблагополучных семей
... в петлю на шее семейного благополучия, семья из семьи риска превращается в неблагополучную, становясь тем самым объектом социальной работы. Но, обращаясь в центры социальной помощи, семьи это делают ... социально-демографическому положению); 4) По количеству поколений: a) Нуклеарные – семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми, которые никогда не состояли в браке, то есть семьи, состоящие из ...
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с неблагополучными семьями
1.1. Понятие и сущность семейного неблагополучия
Неблагополучными семьями называются такие семьи, которые обладают низкими социальным статусом, не справляющиеся с возложенными на них функциями, процесс воспитания ребенка протекает с трудностями, медленно и малорезультативно [ 10, с. 176].
Неблагополучная семья – это такая семья, где родители или их законные представители не справляются, не выполняют обязанности, которые им предписаны по воспитанию детей или каким-либо образом отрицательно влияют на поведение детей или же совершают противоправные действия в их отношении.
Чем определяются критерии благополучия и неблагополучия? Внутрисемейные отношения, которые в первую очередь направлены на отношение к ребёнку. К примеру, семья асоциальная точно неблагополучна для ребёнка, но иногда даже при очень хороших внешних условиях семья может быть неблагополучной. Рассмотрим эти параметры получше.
Внешние благоприятные условия для воспитания ребёнка:
Внутренние неблагоприятные условия для воспитания ребёнка:
1.Материальное обеспечение родителей высокое.
2. Хорошие жилищные условия для воспитания ребёнка.
3.Высокие социальный статус родителей.
4. Уровень образования и культуры родителей.
1. В семье напряжённая атмосфера и т.п.
2.Между родителями постоянные конфликты и т.п.
Как мы можем понять, что от внешних глаз это всё скрыто, выясняется это лишь при близком знакомстве с семьёй, но ребёнок каждый день сталкивается и живёт с этим, травмируется его психика, следовательно, такие семьи тоже относятся к неблагополучным.
Типы семейного неблагополучия:
Б. Н. Алмазов выделяет 4 типа неблагополучных семей:
-
Неполные семьи с маленьким общим уровнем развития у родителей, не имеющие возможности оказывать помощь в учёбе детям.
-
Семь, где постоянно происходят конфликты, в которых дети становятся неуравновешенными, демонстративно конфликтными.
-
Семьи нравственного неблагополучия, где члены семьи расходятся в мировоззрении, принципах, где преобладает достижение своих целей в ущерб интересов других членов семьи.
9 стр., 4396 словОсновные концепции воспитания родителей
... психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания детей. Таким образом, проблема воспитания родителей является актуальной, требующей дополнительных исследований. В связи с изложенным, целью данной работы является рассмотрение основных концепций воспитания родителей. Для достижения ...
-
Антипедагогические семьи, в которых впоследствии воспитания могут стать безнадзорность, беспризорность [1, с. 312].
М. А. Галагузова выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации:
-
Благополучные семьи, которые прекрасно справляются со своими функциям.
-
Существующие семьи, которые входят в группу риска, где есть отклонения от норм: неполная семья, малообеспеченная семья.
-
Неблагополучные семьи, где родители обладают низким социальным статусом в любой из сфер жизнедеятельности, которые не справляются с обязанностями, возложенными на них.
-
Асоциальные семьи, где родители ведут аморальный образ жизни, дети становятся брошенными, так как их воспитанием никто не занимается [10, с. 60].
Исследователи данного вида семей, учитывая доминирующие факторы, оказывающие негативное влияние на ребенка, условно разделили их на две большие группы:
I группа: семьи с открытой формой неблагополучия – конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов.
II группа: внешне респектабельные, однако ценностные установки и поведения родителей расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что сказывается на нравственном воспитании детей. Такие семьи относятся к категории внутренне неблагополучных [ 13, с. 31-32], [14].
1.2. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности
С самого начала как стала существовать семья, главной обязанностью и заботой человека стало воспитание детей. Существует некая связь человека с семьёй на протяжении всей своей жизни. Главной обязанность родителя является воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых месяцев его жизни. Семья всегда первостепенно влияет на ребёнка, закладывая нравственность в ребёнке, приобщая его к окружающей жизни в целом, раскрывая внутренний мир, таланты и индивидуальные качества личности, формирует нормы поведения, другими словами, именно в семье происходит первоначальная социализация ребёнка.
Все активнее семья становится главенствующей сферой политики государства, направленной на социум, общество. Намечается комплексный подход к исследованию семей, их демографических, психологических, социально-правовых, социально-экономических аспектов [11, с. 449].
Неблагополучной семья считается, если родители:
- не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению детей;
- не исполняют обязанностей по содержанию детей;
- жестоко обращаются с детьми;
- имеют отрицательное воздействие на поведение детей;
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей;
- ведут аморальный образ жизни, владеют вредными привычками.
Неблагополучие имеет различные проявления, например:
Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей
... с требованием о взыскании алиментов с трудоспособных совершеннолетних детей, уклоняющихся от выполнения своих обязанностей по содержанию родителей. При рассмотрении данного иска юридическое значение имеют ... декабря 2002 г. № 187ПВ02ПР указал, что обязанность совершеннолетних трудоспособных детей по содержанию нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей носит безусловный характер и не ставится в ...
— физические (жестокие наказания, телесные повреждения, неудовлетворение потребностей в еде, принуждение к зарабатыванию денег незаконными способами и т.п.),
— психические (подавление, запугивание, разрушение психики, непонимание и т.п),
— социальные (лишение дома, бросание на произвол судьбы и т.п.).
C
Сильнейший неблагополучный фактор, который разрушает семью, душевное, психическое состояние ребёнка — алкоголизм родителей.
Семьи с алкогольной зависимостью
Созависимость это ответная реакция на долгую стрессовую ситуацию в семье, которая приводит к страданиям всю семью.
У ребёнка из-за отсутствия необходимого жизненного опыта, неокрепшей психики глубоко травмируется душа на всю жизнь, так как в доме происходят вечные скандалы, родители абстрагируются от своих детей, в доме начинает царить хаос, непредсказуемость и отсутствие безопасности. [13, с. 45].
Ещё одной из неблагополучных семей можно назвать семьи с нарушением детско-родительских отношений, эту семью можно назвать еще «конфликтная семья». Чаще всего в таких семьях сложные и нездоровые отношения между супругами, у них отсутствует взаимопонимание, уважение к друг другу, конфликт является постоянным «хроническим» состоянием такой семьи [9, с. 225]. Такая обстановка негативно влияет на формирование личности ребёнка и ведёт за собой определённые нарушения, например, к асоциальным проявлениям [13, с. 62]. В семьях с «хроническими» конфликтами почти всегда отсутствует взаимопонимание, моральная и психологическая поддержка, так как в семье полностью или частично нарушено общение. На самом деле, чаще всего за неразрешимыми конфликтами скрывается простое неумение общаться.
Обычно конфликтные семьи более «молчаливы», чем бесконфликтные. В таких семьях практически никогда не говорят «мы», предпочитая говорить только «я», что свидетельствует о психологической изолированности брачных партнеров, их эмоциональной разобщенности [13, с. 64-65].
Дети получают негативный пример в таких семьях, забирая с собой во взрослую жизнь неблагоприятные картины из детства, так как конфликты родителей очень пагубно влияют на неокрепшую детскую психику [12, с. 78].
Явным показателем неблагополучной семьи является сам ребёнок, проявляется это в общении со сверстниками, взрослыми, поведении, интересах, такие дети очень часто испытывают сильнейший дефицит любви родителей, ласки, внимания из-за личной или же служебной занятости одного или каждого из родителей. Следствием такого воспитания детей очень часто становятся сильно выраженный эгоизм, заносчивость, трудности в общении со сверстниками и взрослыми людьми, нетерпимость и др.
Роль семьи в формировании здоровья детей
... многих факторов. Это и состояние окружающей среды, социально-экономическое развитие стран, устойчивое развитие семьи, культура педагогов и родителей. 4. Роль семьи в обеспечении здоровья детей, Семья – один из главных факторов развития и воспитания личности. Семья — это фундамент, ...
В практике социально-педагогической работы существует определённая модели деятельности с проблемными семьями, ниже будут представлены те модели, которыми наиболее часто пользуются при помощи семье:
-
Педагогическая;
-
Социальная;
-
Психологическая;
-
Диагностическая;
-
Медицинская.
Использование той или иной модели напрямую зависит причин, которые вызывают проблему детско-родительских отношений.
Социальный педагог при работе с семьей имеет три основные роли:
Советник – роль, в которой педагог информирует семью о важности и возможности взаимодействия взрослых и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка и дает советы по воспитанию детей.
Консультант – роль, в которой педагог консультирует родителей по вопросам семейного законодательства, информирует о существующих методах воспитания, разъясняет способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник – роль, в которой педагог защищает права ребенка, когда приходится сталкиваться с антисоциальным поведением родителей (алкоголизм, наркомания), отсутствие внимания к детям [ 10, с. 176 — 184].
Социально-педагогическая помощь имеет свои формы работы. Одна из них – социальный патронаж, представляющий собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая оперативную помощь [4].
Патронаж может проводиться со следующими целями: ознакомление с условиями жизни семьи, исследование проблемных ситуаций, оценка состояния семьи и ребенка, оказание психолого-педагогической помощи.
Патронажи необходимо проводить регулярно в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, за которыми необходимо постоянное наблюдение, которое может их дисциплинировать, а также позволит своевременно выявить и предотвращать возникающие кризисные ситуации.
Патронаж
-
диагностические проводятся для ознакомления с условиями жизни ребёнка, есть ли факторы риска, такие как медицинские, социальные, бытовые, так же проводится исследование проблемных ситуаций.
14 стр., 6910 словФормы организации работы социального педагога с трудными подростками ...
... работу училища, в частности, социального педагога ... в летний период. Задачи: 1. Изучение и анализ причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений. 2. Изучение нравственно-психологических особенностей правонарушителей. 3. Обобщение опыта работы в ... различным социально-экономическим и ... семьи, потеря подростком одного или двух родителей, если это не компенсируется своевременной помощью в ...
-
контрольные проводятся для оценки семьи и ребёнка, для выявления динамики каких-либо проблем (если контакт с семьёй не первый), так же производится анализ хода реабилитационных мероприятий, оценка выполнения родителями рекомендаций, которые были им предоставлены и др.
-
адаптационно-реабилитационные проводятся для оказания непосредственной и конкретной образовательной, психологической помощи и др.
Регулярные патронажи применяются лишь в отношении неблагополучных и асоциальных семей, постоянное наблюдение за такими семьями необходимо, так как оно позволяет мотивировать и в какой-то мере дисциплинировать родителей, так же и позволяет своевременно оказывать помощь ребёнку, выявлять её необходимость и противодействовать различным неблагоприятным ситуациям.
Важное место в деятельности социального педагога занимается не только патронаж, но и консультационные беседы, как еще одна из форм работы с проблемными семьями. Консультирование направлено на оказание помощи здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
Работая с семьей, социальный педагог может использовать распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, эмоциональное заражение, мини-тренинги и пр. Наряду с индивидуальными консультациями могут применяться групповые методы работы с семьями – тренинги.
Тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Такая групповая работа дает возможность семьям, родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы, получать поддержку и одобрение. [ 10, с. 188 — 191].
Еще одной из форм социально-психологической работы с семьями – социально-педагогический мониторинг. Мониторинг – научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа информации о процессах, протекающих в семье и принятие на этой основе решений.
Основными принципами мониторинга являются: достоверность, системность и полнота информации; оперативное получение сведений и их актуализация; сопоставление получаемых данных, сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социально-педагогического мониторинга состоит из всех компонентов источников данных, таких как, процессы, события семейной жизни, которые носят естественный характер (информация, которая предоставляется членами семьи по собственному желанию, сочинения, графические работы детей о своей семье и др.), так же есть и те, которые получены в ходе специального исследования (различные опросы и анкетирования, биографические методы, психологические методы, которые направлены на выявление показателей внутрисемейных отношений и др.).
«Методы и формы работы социального педагога»
... отношение ребят к фундаментальным социальным ценностям. Однако в социально-педагогической работе с детьми, их семьями немало противоречий, нерешенных проблем. У многих социальных педагогов нет достаточной подготовки. Введение ... он становится “трудным”. Чтобы этого не произошло, социальный педагог ведет с этими детьми активную работу. Так для работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, подключают ...
Умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученных результаты играет важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга. Существует несколько способов систематизации информации. Необходимо рассмотреть один из них.
Семья – это сложная система, поэтому социальный педагог должен уделять внимание подсистемам внутри семьи, отношениям между членами семьи и подсистемами.
«Мать-отец» как родительская подсистема. Педагог должен концентрировать внимание на взаимодействии семейной пары в качестве родителей ребенка. В семье должны быть приняты нормы взаимоотношений: отец-ребенок, мать-ребенок, должен быть выработан благополучный стиль родительского отношения. Воспитание во многом определяется содержанием и характером родительской подсистемы.
Подсистема «братья-сестры». Необходимо концентрировать внимание на взаимоотношениях детей, особенностях социальной роли каждого ребенка, разделении обязанностей между братьями – сестрами [7].
Взаимоотношения детей в семье – незаменимый опыт общения и взаимодействия, имеющий длительный характер, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить заботы и внимание взрослых и др. Данные отношения для детей приобретают значимый характер. Однако здесь возможно и десоциализируещее влияние, например, моральное и психологическое насилие, отношения подчинения, борьба за внимание взрослых и т.д.
Эффективной будет социально-педагогическая деятельность, если она будет основана на комплексном подходе. Комплексный подход подразумевает изучение и использование демографических данных (рождаемость), социологии и социальной психологии (исследование и анализ семейных отношений, причин конфликтов в семье), педагогики (воспитательные функции семьи), права (права членов семьи), экономики (бюджет семьи), этнографии (быт, история, культура), истории и философии, а также религии [10, с. 191]
Глава 2. Технологии работы социального педагога с неблагополучными семьями.
2.1. Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей
Доктор педагогических наук А.В. Мудрик дает свое понимание социального педагога – это педагог, исследующий воспитание в рамках социализации, которая осуществляется в специально созданных для этого организациях, а также и в таких учреждениях, для которых воспитание не является основной функцией [6].
Целью работы социального педагога является создание благоприятных условий для личностного (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального) развития ребенка, оказание комплексной социально-психологической помощи, а также защита его в социуме. Педагог выступает как посредник между взрослым и ребенком, ребенком и его окружением, а также как наставник при общении ребенка с окружением, социумом [ 5 с. 22].
Профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования
... подготовки социальных педагогов. Работа посвящена профессиональной деятельности социального педагога, изучению структуре и путей формирования его профессиональной культуры, поскольку именно составляющие профессиональной культуры во многом определяют успешность социально-педагогической консультативной деятельности. Тема : профессиональная культура социального педагога ...
Социальный педагог проводит диагностику проблемной семьи, составляет программу помощи ей, ведет беседы с родителями по поводу воспитания детей. По своему профессиональному назначению педагог стремится предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений. Педагог сам «выходит» на контакт с проблемной семьей, не ждет, когда к нему обратятся за помощью.
Объектом воздействия социального педагога может быть ребенок в семье, члены семьи и сама семья в целом. Деятельность педагога включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую [ 10, с. 177].
Таблица 2.1
Социально- педагогическая помощь (по М.А. Галагузовой)
1. Образовательное направление включает в себя помощь родителям в воспитании, обучении своего ребёнка.
2. Психологическое направление состоит из социально-психологической поддержки и коррекции, эта поддержка направлена на формирование здоровой психологической атмосферы в семье. Коррекция отношения производится в том случае, если в семье наблюдаются предпосылки психологического насилия над ребёнком, такие как, оскорбления, унижения, пренебрежительное отношение к его интересам, потребностям.
3. Посредническое направление включает в себя следующие факторы:
Помощь в организации
Помощь в координации
Помощь в информировании
Организация семейного досуга.
Установление и актуализация связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки.
Направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты.
У социального педагога должен быть свой определенный алгоритм работы с неблагополучными семьями. Приведем примерный алгоритм:
-
Изучение проблемной семьи, выявление существующих проблем в ней;
-
Изучение жилищных условий проблемной семьи;
-
Знакомство с членами семьи, ее окружением; беседа с детьми;
12 стр., 5912 словКультура социального педагога
... социальных педагогов. Работа посвящена профессиональной деятельности социального педагога, изучению структуре и путей формирования его профессиональной культуры, поскольку именно составляющие профессиональной культуры во многом определяют успешность социально-педагогической консультативной деятельности. Тема: профессиональная культура социального педагога ...
-
Изучение и знакомство со службами, которые оказывали помощь семье;
-
Выявление причин неблагополучия в семье, ее ценностных ориентаций;
-
Изучение личностных особенностей членов семьи;
-
Координационная деятельность с заинтересованными организациями (дошкольные, образовательные учреждения, центр реабилитации детей и подросток, центр защиты семьи и т.д.);
-
Составление программы работы с проблемной семьей;
-
Неоднократные посещения семьи и контроль за выполнением указаний;
10. Анализ работы с семьей
Образовательная социально-педагогическая помощь предполагает помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении – это пресечение проблем, возникающих в семье, организация педагогической культуры взрослых членов семьи. Второй компонент (помощь в воспитании) проводится педагогом с родителями (путем консультирования), а также с ребенком, создавая воспитательные ситуации с целью решения задачи помощи семье.
Психологическая составляющая состоит из: социально-психологической поддержки и коррекции. Поддержка помогает создать благоприятный климат в семье в период кризиса. Коррекция происходит, когда в семье существует психическое воздействие на ребенка, которое приводит к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду воздействия относятся запугивание, оскорбление, унижение, нарушение доверия.
Посреднический компонент имеет 3 составляющих – помощь в организации (организация семейного досуга), координация (активизация социальных служб) и информирование (обеспечение семьи информацией по вопросам соцзащиты).
Помощь проводится в форме консультации, вопросы затрагивают как жилищное, семейно-брачное, гражданское, пенсионное законодательство, права детей, женщин, так и проблемы, существующие внутри семьи [3, с. 23-26].
2.2. Профилактическая и коррекционная работа социального педагога с неблагополучными семьями
Неблагополучной семьей называется та семья, в которой условия для проживания детей далеки от нормальных, такая семья нацелена на деградацию, в ней утрачены вера и желание нормализовать свою жизнь. Для того, чтобы эффективно работать с неблагополучными семьями, убеждать их, вести продуктивный диалог, необходимо знать типы и проблемы семей, на основе которых классифицируются неблагополучные семьи.
Важно помнить, что любой тип семейной дезорганизации приводит к возникновению травмирующих психику ситуаций для ребенка и тем самым формирует отклонения у детей (личностные и поведенческие).
Социальному педагогу важно определить тип семейного неблагополучия, исследовать отрицательные свойства семьи, установить связи между нарушениями в семье и нарушениями в поведении ребенка. Это делается с помощью метода наблюдения, посещения семьи на дому, сбора информации о семье, заполнения социального паспорта семьи. У социального педагога должен быть индивидуальный подход к каждому члену семьи, это необходимо планировать. Необходимо установить доверительный контакт с членами семьи, определить пути выхода семьи из сложной ситуации, обсудить, кого полезно было бы привлечь к разрешению проблемы, каким может быть это вмешательство и какие образом это может помочь семье, а также необходимо выявить ресурсы семьи и стимулировать их к самопомощи.
План социального педагога должен иметь перспективу, включать как краткосрочные, так и долгосрочные задачи. Краткосрочные задачи имеют большое значение, они позволяют демонстрировать способность семьи к достижению положительных результатов. Намеченный план можно реализовать также с помощью привлечения специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не в силах разрешить самостоятельно.
Существуют возможные варианты помощи семье, например:
- помощь в решении социальных проблем (побуждение родителей к лечению, оздоровление детей);
- помощь родителям в восстановлении статуса в обществе, трудоустройство;
- правовая поддержка;
— содействие в создании благоприятных жизненных условий для жизни и развития детей, помещение в реабилитационный центр;
- оказание различных видов материально-бытовой помощи;
— помощь в психологическом оздоровлении семьи, коррекция отношений внутри семьи, преодоление коммуникативных барьеров членами семьи.
После выполненной работы социальному педагогу необходимо проанализировать свою работу: восстановился ли контакт в семье, снизилось ли употребление вредных привычек в семье, улучшилась ли посещаемость и успеваемость ребенка в школе и т.д. Социальный педагог для эффективности работы с семьей имеет право использовать возможности социума, различных государственных структур, направленных на поддержку семьи и ребенка.
Таким образом, работа, которую проводит социальный педагог в школе, включает в себя различного рода мероприятия, которые направлены на коррекцию неблагополучных семей. Данное направление деятельности социального педагога является необходимым. Предложим следующие мероприятия, которые можно проводить в рамках школы:
-
Проведение информационно-профилактической работы;
-
Организация культурной жизни учащихся (поход в кино, театр, экскурсии по городу);
-
Организация группы специалистов в школе, деятельность которых будет заключаться в привлечении родителей к работе с семьями, имеющими социальные проблемы;
-
Создание родительского комитета, ведение внеурочной деятельности.
Таким образом, основным направлением работы социального педагога с неблагополучными семьями является комплексный подход, поскольку помощь, которая будет направлена лишь на один аспект, не решит проблемы, а лишь сдвинет ее в другую сторону.
Заключение
Семья является важнейшим социальным институтом, микрогруппой, в которой происходит физическое и духовное формирование личности человека. Социальный институт семьи является объектом исследования множества общественных наук. Для нашей страны актуальны проблемы семейного неблагополучия. В настоящее время нет точных статистических данных о том, сколько молодого поколения воспитывается в асоциальных семьях, которые находятся в социально опасном состоянии. Проводя исследование, мы проанализировали психологическую, педагогическую и социологическую литературу для того, чтобы определить основные причины неблагополучия семей, а также какая работа ведется с данными семьями .
Если обобщить научную литературу по проблеме влияния неблагополучной семьи на такие важные процессы как, процесс социализации ребёнка во всех аспектах жизни и так же изучив и проанализировав исследования Мудрика А. В. и Галагузовой М. А по вопросам социально- педагогической помощи разным типам семей и разобравшись в алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьёй Гончаровой Т., мы можем увидеть какие этапы работы социального педагога с неблагополучной семьёй представлены в следующей схеме
Но только при условии осуществления обязательных комплексов мероприятий, которые направлены на:
-
ранние стадии выявления, затем и постановки на учёт ребёнка из неблагополучной семьи;
-
своевременное определение причин неблагополучия семьи;
-
осуществление оперативной информационной помощи семье;
-
организации необходимых комплексных мероприятий профилактики нарушений воспитания в семьях, которые могут быть в «группах риска»;
может быть проведено полное решение проблемы социализации ребёнка из неблагополучной семьи.
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/kursovaya-psihologicheskaya-rabota-s-semey/
1.
2. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет.сада/Л.В.Загик, Т.А.Куликова,Т.А.Маркова и др.;Под ред. Н.Ф. Виноградовой.-М.: Просвещение, 1989.-192с.
3.
4. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными семьями и подростками. Конспект лекций. – Ростов на Дону, 2005. – 274 с.
5. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М., 1996
6. Мудрик А. В. Социальная педагогика. – М.: Просвещение , 2002. –200 с.
7. Основы социальной работы/ Под. ред. Е.В. Ханжина. – М.: Академия, 2010. –144 с.
8. Организационная и социально – педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации.-М., 2004. –364 с. // Сост. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В.
9. Семья. Социально – психологические и этические проблемы: Справочник / Зацепин В. И. И д.р. Киев, 1990
10.
11. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров / Е.И. Холостова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 905 с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
12. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. – М., 2000
13. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/Д, 2004. –283 с.
14.