Критерии оценки теорий личности

В наше время изучению личности уделяется достаточно большое внимание. Появляется все больше теорий и возможностей развития личности. Актуальность темы состоит в том, что изучение личности позволяет достичь понимания поведения индивида и прогнозирование его действий в будущем, что эффективно влияет на достижение организацией поставленных задач и целей.

Объект исследования: личность, различные подходы ее изучении и развития.

Предмет исследования: теории личности, критерии оценки и тенденции развития.

Цель: определить этапы развития теорий личности, дать характеристику различным направлениям изучения личности,

Задачами курсовой работы являются:

  • Определнение понятия личности ;
  • Определение способов развития личности;
  • Описание методов изучения индивида;

— Структурно курсовая работа представлена введением, тремя ми, заключением и списком литературы. Во введении ставится ключевая цель и задачи работы. В первой главе рассматриваются основные понятия личности и ключевые положения различных теорий личности. Во второй главе рассматриваются современные методики изучения индивида в организационном поведении. В третьей главе рассматривается применение теорий личности и методик на примере компании ООО «Амрест». В заключении делаются основные выводы по итогам работы.

1. Теории личности

1.1 Понятия личности и ее развитие

Для начала работы необходимо дать определение объекту изучения и выяснить его различия со схожими понятиями, такими как индивид и индивидуальность.

Индивид — это представитель человеческого рода в целом. Отличиями индивидов являются морфологические признаки (телесные признаки: рост, вес и т.д.) и некоторые психологические признаки.

Индивидуальность — это набор своеобразных внутренних личностных особенностей человека. К ним относятся индивидуальные внешние проявления, отличительные черты характера и темперамента, интересы, умственные способности, походка и т.д.

Под личностью понимают человека, который сформировался непосредственно под влиянием общества и имеет определенный набор социально значимых психологических качеств. Личность — индивид с самосознанием и сознанием, обладающий определенными социальными ценностями и личностными характеристиками, которые он получил в период социализации в обществе.

15 стр., 7276 слов

«Воспитание гражданских качеств личности при изучении обществоведческих ...

... воспитания, необходимо определиться с направлениями этой работы. Особое значение в гражданском становлении личности имеют следующие задачи: 1. Мировоззренческая подготовка молодёжи, определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни. Гражданское воспитание ...

Существует две структуры личности: статистическая и динамическая. Статистическая структура личности представляет собой общую модель описания психических свойств человека. В статистической структуре личности выделяется 3 составляющих: свойства психики, общие для всех людей (мышление, ощущение, восприятие, эмоции), социально-специфические и индивидуально-типологические особенности.

В динамической структуре личности фиксируются непосредственно основные свойства психики в момент жизнедеятельности, их изменения и взаимодействия между собой. Иначе говоря, динамическая структура личности более функциональна и привязана непосредственно к человеческому циклу жизни.

Таблица 1. Динамическая структура личности по К. Платонову

Название подструктуры

Подструктуры подструктур

Соотношение социального и биологического

Уровень анализа

Виды формирования

Направление личности

Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы

Биологического почти нет

Социально-психологический

Воспитание

Опыт

Привычки, умения, навыки, знания

Значительно больше социального

Психолого- педагогический Индивидуально — психологический

Обучение

Особенности психических процессов

Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память

Чаще больше социального

Психо-физиологический

Упражнения

Биопсихические свойства

Темперамент, половые, возрастные свойства

Социального почти нет

Нейро-психологический

Тренировка

В итоге, можно сказать, что личность это человек с большим спектром особенностей и набором различных структур. В различных теориях личности учитываются разные спектры личности, но вопрос возможности развития личности попрежнему актуален. Сейчас изучением и развитием личности занимаются достаточно активно. Издается огромное количество книг и различных рекомендаций. Одну из них рассмотрим в данной теме и выведем несколько советов по развитию личности.

Весьма известная и популярная книга «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови предлагает нам способы развития личности, в понимании высоэффективности человека. Стивен Кови является амереканским консультантом по вопросам управлении жизнью, а так же преподавателем по организационному поведению. Его книга считается одной из самых значимых для бизнеса. Рассмотрим его основные семь навыков

1. Быть проактивным. Это означает, что все события контролируем мы сами, а не мы зависим от них. Это наша сила и возможность отвечать на условия и обстоятельства. Каждый человек сам выбирает, как ему реагировать и относится к тому, что с ним происходит.

2. Четкое осознание цели. Важно иметь внутри себя «личного лидера», уметь направлять себя к нужной цели, которой вы действительно хотите достичь, и которая сообтветствует вашим личностным глубинным ценностям.

3. Умение главные вещи делать в первую очередь. Способность самоорганизовать себя, реализовать основные идею, а не побочные.

4. Сотрудничество. Кови считал, что успех зависит от успеха каждого члена группы. Важна непосредственно вовлеченность каждого индивида в общее дело, стремление к поиску альтернативных способ решения задач, а не компромису.

5. Стремиться сначала понять, и только потом быть понятым. Один из главных и необходимых навыков дл эффективной коммуникации, ее развития и поддержания.

6. Эффект синергии. Необходимость в общей, коллективной работе, благодаря которой образуется команда и общий вклад становится выше, чем сумма вклада индивидов.

7. «Затачивай пилу» — важнейший навык человека, соединяющий предыдущие. Он заключается в том, что человеку необходимо каждый раз совершенствовать и развивать все свои навыки постоянно, если «стоять на месте» они не будут эффективными.

По мнению автора эти навыки помогут в развитие личности и формировании высокой эффективности в себе. Появится возможность быстрее и проще достигать успехов в любых сферах деятельности.

1.2 Современные теории личности, представляющие интерес для организационного поведения

Тема личности, выявление темпераментов и прочими вопросами, связанными с личностью начинали заниматься еще во времена Гипократа, но непосредственно выделение теорий началось сравнительно недавно.

Под термином «теория личности» понимается свод предположений, гипотез, доводов и иных научных теоретических мыслей, с помощью которых выдвигаются теории описания формирования, развития и становления личности.

Главными вопросами, на которые должны отвечать теории это:

  • Врожденный или приобретенный характер имеет развитие личности?
  • В какой период жизни человека формируется наиболее важные аспекты личности?
  • Сознательные или бессознательные процессы доминируют в личности?
  • Контролирует ли человек свое поведение и есть ли у него свобода выбора?
  • Объективность внутреннего мира человека и возможность его описания с помощью определенных методов?

Теории, интересные непосредственно для организационного поведения это психоаналитическая и гуманистическая теория, теория характерных черт, теория социального восприятия, а также опыты Павлова, Скинера и Хотторские эксперименты.

Появление главных современных теорий личности и их развитие выпало на XX век. Первой была психоаналитическая теория личности, появившаяся в 1920х годах, авторами которой являются З. Фрейд и К. Юнг. Данная теория основывается на поведение индивида, исходя из инстинктов, нравственных понятиях, сексуального влечения и страха. Так же подчеркивается важность подсознания в понимании личности. В 1940х года начинает разрабатываться гуманистическая теория. Над ней трудились такие известные ученые как Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. В данной теории делается акцента на изучение и развитие самосознания личности. Чем выше самосознание, тем больше он приближен к образу идеального сотрудника.

Примерно в этих же годах начала свое распространение теория характерных черт Гордона Олпорта и Раймонда Кеттела. Главный упор делается на ценности, способности и темперамент в описании личности. В 1969 году была разработана теория социального научения, выдвинутая А. Бандурой.

Психоаналитическая теория была разработана еще в начале XX века З. Фрейдом и К. Юнгом. Вокруг этой теории до сих пор ходят споры и критика. Основу данной теории занимает достаточно жесткая позиция. Поведение личности человека зависит от подсознательных факторов, а так же от базовых инстинктов. Человек действует исходя из его типа личности и животных привычек. Главными работами, послужившими основой для данной теории были: «Психоанализ» З. Фрейда, «Аналитическая психология» К.Юнга, «Индивидуальная психология» А.Адлера, «Психоаналитическая теория невротических конфликтов» К. Хорни и т.д.

К психологическому анализу относятся такие разделы как психоаналитическая теория развития, эго-психология, теория объектных отношений, психология влечений, теория М.Кляйн, психология самости.

Психоаналитическая теория и глубинная психология в целом породили такое направление в медицине как — психосоматика. Суть этого направления состоит в том, что все наши физические болезни возникают в основном из нашего психологического состояния.

В психоаналитической теории основой личности являются такие процессы как иррациональные, аффектно-эмоциональные, интуитивные, бессознательные, инстинктивные действия. Человек считается рабом своих внутренних, заложенных программ. Он представлен в виде трех составляющих, которые непосредственно влияют на него: Я, оно и супер-эго

«Я» это сознание человека. С помощью него человек может взаимодействовать с внешним миром, соединять и выражать через себя «оно и «супер-эго». Также «Я» служит средством психологической защиты. В детстве «я» подавляется «оно» и «супер-эго», по позже выражается ярче.

«Оно» является врожденным критерием. «Оно» отвечает за создание потребностей и удовлетворения их, не обращая внимания на других людей, нормы и правила. Живет по принципу «делаю то, что хочу и как мне нравится».

«Супер-эго» наоборот собирает в себя свод социальных норм и правил. Отражает рамки общества, которым должен следовать человек. «Супер-эго» находится в непосредственном споре с «Оно».

Опираясь на данную теорию можно понять некоторые поступки человека в организационном поведении, а так же использовать бессознательные свойства человека, для управления индивидом или группами. С помощью понимания теории психоанализа можно более четко представлять структуру человека, выявлять его темперамент и свойства личности. Понимать будет ли подходить человек в компанию, как будет вести себя в различных ситуациях и сойдется ли с командой.

Теория характерных черт была разработана Гордоном Олпортом и Раймондом Кеттелом. В своей теории авторами подчёркивается предрасположенность человека реагировать на ситуации одинаковым образом в зависимости от черт личности. Выделяется индивидуальность человека. Каждый индивид имеет свой набор характеристик, которые создают общую картину личности.

Данная теория помогает предсказать развитие личности с помощью набора индивидуальных черт. Для решения проблемы, такими учеными как Р. Кеттел и Г. Айзенк, были разработаны факторные анализы. Тесты помогали выявить основные черты личности. Необходимо это было для того, чтобы впоследствии определять поведенческую реакцию индивида. Факторные анализы широко используются во многих сферах. В некоторых компаниях для быстрого определения личности и потенциальных возможностей используются именно эти факторные анализы.

Гуманистическая теория начала разрабатываться еще в начале 40х годов XX века и выделилась как отдельное направление в 60х годах. Основоположниками этой теории были Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. А. Маслоу не отвергал старые школы и не являлся противником бихевиоризма, однако так же не считал их опыты эталонными и абсолютными. Он считал неправильным отбрасывание сознания и опровержение социального влияния на человека. Человек не так примитивен и несомненно нуждается в самоорганизации и саморазвитие.

Позже А. Маслоу была выведена пирамида потребностей (см. рис.1), по которой, именно в таком порядке идет развитие личности человека, т.е. пока не будет удовлетворена первая ступень потребностей нельзя перейти на другую. Позже ученые посчитали, что можно переходить от одной ступени к другой и не обязательно проходить через все ступени.

Рис. 1. Пирамида потребностей А. Маслоу

Источник: «Теория человеческой мотивации» А. Маслоу. 1943. Стр.52.

Карл Роджерс в свою очередь внес вклад в гуманистическую теорию своими работами «О становлении личности». Он использовал «Человеко-центрированный подход», поставив человека в центр непрерывно изменяющегося мира. Индивид, вне зависимости от того, осознает он это или нет, воспринимает мир и получает опыт, который влияет на его дальнейшее поведение.

Гуманистическая теория подразумевает под собой то, что человек осознает себя и мир, способен выделять цели и мотивы, обладает самоорганизацией и действует уже исходя из своих мыслей, а не инстинктов. Человек способен объективно оценки мира и себя, принимает во внимание интересы общества. Важным достижением теории было исследование личного опыта, понимание негативных качеств личности человека и выведение 8 пути к самоактуализации. (Приложение 2).

Главной задачей человека в гуманистической теории это быть самим собой и состояться в жизни. Человек является не животноподобным существом, а высшей ценностью. В организационном поведении эта теория объясняет то, что именно от человека зависит на каком уровне «карьерной лестнице» он окажется. От уровня самоорганизации человека зависят его возможности и успехи, а так же приближенность к портрету идеального сотрудника.

Теория социального научения была разработана А. Бандурой. Учёный был противником бихевиористического направления и разработал свою теорию, в основе которой лежал индивидуальный личностный портрет. Теория основывается на трех главных показателях: внешнем воздействии, внутреннем воздействии и определенных внутренних предчувствиях. При объяснении поведения людей в организации учитывал опыт индивида в группе, анализировал характер взаимоотношений индивида с другими членами группы и отдельный личностные качества. Данная теория как бы являлась «ответвлением» гуманистической теории А. Маслоу.

2. Современные методики изучения индивида в организационном поведении

2.1 Классические методики

В некоторых теориях личности были разработанны новые методы оценки личности. Каждая из них является индивидуальной и основывается на принципах теорий. Так в психоаналитической теории Кралом Юнгом была разработана теория индивидуальных психотипов человека. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, архетипов (буквально, “первичных моделей”).

Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации. В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.

Позже эта теория была преобразованна в новое направление — Соционику, созданное в начале 1970х годов Аушрой Аугустинавичюте. Тест, определяющий человека как одного из 16 социотипов. Социотип определялся путем комбинирования 8 различных критериев, сочитающиеся в человеке.

В теории личностых черт Раймондом Кеттелом был выдвинут собственный 16-факторный личностный опросник. Он предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кэттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Позже сформировалась общеизвестная классификация личности по темпераменту. Существует 4 основных темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Каждый тип отражает основные особенности человека, его эмоциональный тип, привычки, формы поведения и т.д. В зависимости от темперамента личности возможно сформировать эффективную команду, учитывая сильные и слабые стороны индивида.

Одними из самых популярных тестов являются тесты на интеллект. Впервые такие тесты появились в 1912 году, когда немецкий ученый, психолог Вильям Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта», или IQ. Данный тест представляет из себя набор заданий, которые необходимо решить за заданный промежуток времени.

Чем больше правильных ответов, тем выше считается интеллект. Интеллект — общие способности индивида к познанию, пониманию и разрешению проблем . С помощью этого теста можно примерно оценить интеллектуальные возможности будущего сотрудника компании, его умственные способности и возможность рационального мышления.

Ранее популярным был тест Векслера, разработанный в 1940-х года в США. Сейчас же более распространенным является тест Айзенка, состоящий из около 40 вопросов словесного, цифрового и графического материала.

Для оценки познавательных процессов, таких как память, мышление, внимание, восприятие используют когнитивные тесты. Одним из примеров является тест «Память на лица», с помощью которого можно определить такие критерии как память и восприятие.

В компаниях, где присутствует активное общение с большим количетвом людей необходимы сотрудники с высокими результатами по тестам данного типа.

Менее эффективный и относительный социальный метод. В данной методике личность человека описывается исходя из ее определенной принадлежности, например, пол, возраст, этническая группа и т.д.. Мое мнение по отношению к этой методике негативное, т.к. в наше время начинают стираться границы между характерным описанием женщины или же мужчины, категории определенного образа и т.д.

Практические методики или асессмент-центры изучают поведение и характеристики личности непосрдственно методами практического наблюения. Создаются необходимые условия для проведения наблюдения, фиксируется изменение индивида, после чего следуют выводы о характеристиках личности.

Так, например проводились опыты таких известных ученых как Павлов и Скинер. Все эти эксперементы были направленны на стимулирование у индивида условного рефлекса. Что в последствии доказывало вырабатыванию привычки в зависимости от объема стимулирования.

Эксперимент Павлова показал, что при повторении стимула может образоваться устойчивая реакция. И так, например, если в компании постоянно (неоднократно) поощрять работника (давать ему премию), когда он хорошо себя ведет, то у него образуется устойчивая реакция, что за хорошее поведение он обязательно получит премию. Кроме того, при одном только упоминании премии, работник будет вести себя наилучшим образом.

Практически такой же опыт провел и Скинер. Он был направлен на процессы возникновения новых рекций посредством ассоциации с конкретным стимулом. Как считал автор, — любое действие, взятое в его конкретном контексте, одобренное или поощренное каким-либо образом, имеет тенденцию к повторению в таком же контексте (виде).

Если один раз поощрить работника за хорошее поведение (например, уборку рабочего места), то работник с большей вероятностью будет и дальше убирать рабочее место. Чем больше повторять поощрения, тем вероятность благоприятного поведения будет увеличиваться.

личность бессознательный эмоциональный психологический

2.2 Спорные методики

Спорные методики это отдельные сспособы описания личности с помощью таких наук как биологическия, генетика, лингвистика, а также применением нетрадицционных наук. Некоторые спорные методики появились раньше, чем классические. Основное свое распространение они получают в странах Азии, в то время как классические методы чаще используют в Европе и Америке.

Существует несколько различных метолик: физиогномика, графиология, астрология, оценка по имени-отчеству, оценка индивидуальных характеристик по группе крови, изучение личности через геном человека.

Физиогномика — это наука которая позволяет определять тип личности и качества по внешним признакам лица.Каждый элемент внешности человека связывается с наличием определенной личностной черты. Физиогномика зародилась еще в древности и до 3 в. До н.э. считалась полноправной отраслью медицины.

Графология — направление в прикладной психологии, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. Графологическая экспертиза популярна в американских и западноевропейских компаниях при отборе кадров. В компаниях США часто используется стандартная графологическая экспертиза анкет претендента по 238 признакам. По почерку можно определить такие качества, как: эмоциональность, уравновешенность, аккуратность и т.п..

Рис. 2. Картина физиологических признаков

Еще одной методикой описания психотипа человека выведненной Японским учёным в 1971 году является изучение индивидуальных характеристик по группе крове. Всего существует 4 группы крови и для каждой группы существует индивидуальное описание характеристик.

Выделяется охотник, земледелец, кочевник и загадка. Для первый группы крови характерно лидерство, амбициозность, уверенность в себе. Вторая же группа крови выполняет больше роль подчиненного, трудолюбивы, внимательны, усидчивы и спокойны. Третья группа является спокойной, чувствительной категорией, такие люди умеют сопереживать, обладают высоким интеллектком, мнительны, закрыты. Четвертая группа появилась совсем недавно из слияния первой и второй группы. Эти личности одухотворенные, многогранные, творческие, артистичные, харизматичные.

Также часто в странах Азии применяется астрология. Обязательным во многих фирма является предоставление своего гороскопа. В России данная тенденция не распространена, но существует такой термин как «бизнес-астрология». С помощью этой спорной методики по дате рождения и даже времени можно определить личностные характреистики индивида и его манеру поведения. Существуют таблицы совместимости в работе различных знаков, следовательно можно подбирать сотрудников по строго выстроенной форме.

Последним спорным методом является экстросенсорика. Под экстросенсорикой понимают гипотетические формы восприятия, использующее неизвестные (или кажущиеся таковыми) органы чувств и/или мало изученные механизмы восприятия. Самы закрыый и нераспространенный тип методики. Пока еще не существует достаточно точных подтверждений действительности данной методики и действие ее механизмов. В компаниях данный метод не используется, поэтому можно считать его не значимым в рамках организационного поведения.

3. Применение теорий личности и методик на примере компании ООО «Амрест»

3.1 Роль корпоративной культуры в развитии личности в компании ООО «Амрест»

АмРест — это крупная ресторанная компания, работающая на рынке Центральной и Восточной Европы, а также Индии и Китая. Развивая систему франчайзинговых отношений, начиная с 1993 года компания собрала портфолио хорошо известных всему миру американских брендов, таких как KFC, Pizza Hut, Burger King, Starbucks и La Tagliatella.

АмРест сегодня — это 818 ресторанов по всему миру. Основной формат ресторанов — это рестораны быстрого обслуживания. Холдинг представлен более, чем в десяти странах: Польше,Германии,России, Китае,Чехии, Сербии, Венгрии, Болгарии, Испании, Индии,Франции, Хорватии.

АмРест в России — это 101 ресторан KFC и 7 ресторанов Pizza Hut в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Вологде, Петрозаводске и Череповце.

AmRest открывает рестораны:

  • как франчайзи Yum! Brands Inc. по брендам KFC и Pizza Hut;
  • как франчайзи Burger King Europe GmbH по ресторанам Burger King;
  • по соглашению о совместном сотрудничестве между Starbucks и AmRest Coffee (82% AmRest и 18% Starbucks), дающему права на развитие и управление ресторанами Starbucks в Польше, Чехии и Венгрии;
  • как владелец бренда La Tagliatella;
  • Управление персоналом — это комплекс методов воздействия на работников и организаций с целью достижения успехов компании и ее эффективного функционирования. Все процессы в компании строятся на основе культуры.

Корпоративная культура влияет на стиль управления командой, способствует выстраиванию прочных взаимоотношений в коллективе и повышает эффективность коммуникации. Если сотрудники разделяют культуру компании, этот ведет к высокому уровню внешней мотивации, они воспринимают цели компании как свои собственные. Они поддерживают решения, изменения, стараются достичь большего, готовы к более высокому объему работы и к более качественному ее выполнению.

Главное, чтобы люди понимали, для чего они выполняют данную работу и видели подтверждение, что корпоративная культура помогает создать сильную вовлеченную команду, которая в свою очередь приведет компанию к успеху.

Вовлеченность — это физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние, которое мотивирует сотрудников выполнять их работу как можно лучше.

В различных компаниях данный показатель измеряется по-разному. В «Амресте» существует общее понятие качеств вовлеченного сотрудника, отличающих его. Так, вовлеченный сотрудник всегда: