Общение, также как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом исключительно психологического исследования. Оно изучается многими общественными науками.
Психологическая наука доказала, что основным средством обучения и воспитания, ведущим фактором формирующейся и развивающейся личности является общение. Сфера общения – едва ли не главный источник эмоционального благополучия детей, поэтому, если мы всерьёз, а не на словах хотим решить задачу психического здоровья, мы не можем обойтись без изрядного вложения времени и сил в организацию сферы общения. Не обучая общению и сотрудничеству, мы не научим детей учиться, ибо первая ступень этого умения предполагает способность компенсировать собственную неумелость, некомпетентность вовсе не с помощью книг, а с помощью других людей: учителя, родителей, одноклассников.
Психологи всего мира показали, что, отсекая прямое общение между детьми во время занятий, мы делаем каждого ребёнка ещё более беспомощным, незащищённым, несамостоятельным, а поэтому гораздо более зависимым от учителя, склонным во всём подражать ему и не искать собственной точки зрения.
В процессе учебной деятельности ребёнок выступает и как субъект, и как объект общения. Круг и виды общения у школьников весьма разнообразны, они определяются социальной ситуацией развития ребёнка, его возрастными и индивидуальными особенностями и т.д.
Учебная деятельность неразрывно связана с общением. Поэтому нарушение общения школьника с людьми, с которыми он взаимодействует в процессе учебной деятельности, непременно сказываются и на поведении ребёнка, и на процессе его учения.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения.
Если процесс этого развития рассматривать односторонне и оценивать его реально, то сразу окажется, что предметная деятельность человека во всех её модификациях и его общение с другими людьми переплетены в его жизни самым тесным образом и фактически ни одна из них не может существовать без других.
Играя, ребёнок общается. Длящееся многие годы учение обязательно предполагает общение. Наконец, труд, как известно, в подавляющем большинстве
Создание условий для развития навыков общения является сегодня особенно актуальным. Проблема общения изучалась в 30-е годы ХХ века, но пристальное внимание ей уделили в 60-70-е годы, она стала предметом теоретических и экспериментальных исследований.
Роль речевого общения в развитии речи детей
... необходимо поощрять правильные поступки ребенка и положительные качества, а не осуждать недостатки ребенка. Развитие речи детей в процессе общения со сверстниками В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничен ... вызывает у детей радость, а агрессия и злость – негативные чувства и страх. Внеситуацтивно-познавательное общение формируется с 3 до 5 лет. С возрастом возможности детей становятся ...
Большой вклад в историю вопроса внёс классик отечественной психологии Л.С. Выготский. Он писал, что общение есть фактор развития личности, его саморегуляции. Согласно его позиции, психология развития ребёнка с самого рождения определяется социальными закономерностями. Важнейшее место во взаимодействии человека с окружающей действительностью от рождения и в течение всей жизни занимает общение.
Б.Ф. Ломов считал, что подобно отражению и действительности, общение принадлежит к базовым категориям психологической науки.
По своему значению для теоретических, экспериментальных и прикладных исследований она, пожалуй, не уступает проблемам деятельности, личности, сознания и ряду других фундаментальных проблем психологии.
Линия исследований, заложенная Бехтеревым, нашла своё продолжение в работах его учеников – В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева.
Значительный вклад в разработку этой проблемы внесла М.И. Лисина. Она одна из первых в психологической науке
Таковы особенности и основные этапы разработки проблем общения в отечественной психологии. Но проблема общения, конечно, не ограничивается только психологической наукой. Она разрабатывается также в лингвистике, литературоведении и т. д. При этом важно подчеркнуть, что достижения в изучении общения другими, пограничными с психологией, областями знаний сыграли (и продолжают играть) важную роль в определении собственно психологической тематики и методики психологического анализа общения.
На современном уровне психологической науки мы не вправе просто констатировать, что у ребёнка есть трудности в общении. Надо постараться выяснить, почему у него они возникли, что послужило причиной их возникновения, как их устранить и как это всё отразиться в учебной деятельности.
Проблема – зависит ли социальный статус младшего школьника от уровня успеваемости.
Объектная область, Объект исследования, Предмет исследования
Гипотеза – «Мы предполагаем, что уровень успеваемости связан с социальным статусом. Чем ниже социальный статус, тем ниже уровень успеваемости. Неблагоприятный социальный статус чаще имеют дети с низким уровнем успеваемости».
Цель исследования
Задачи: 1) Провести анализ литературы по теме исследования.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы нами были использованы теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез, классификация, сравнение и обобщение информации; эмпирические: эксперимент, анализ документации (классный журнал).
Курсовая работа состоит из двух глав, введения и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические основы общения младших школьников. Вторая глава посвящена исследовательской работе по выявлению взаимосвязи социального статуса и уровня успеваемости младших школьников.
«Значение продуктивных видов деятельности в развитии личности ...
... в деятельности детей. Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Основная часть Значение продуктивных видов деятельности в развитии личности ребенка. Развитие продуктивных способностей неотделимо от гармоничного развития всех сторон личности. Только ...
Базой нашего исследования послужил 4 «А» класс МОУ Топчихинская средняя школа № 1 имени Дм. Ерофеева. Эти дети занимаются по традиционной системе. Всего участвовало 53 человека. В это количество входят 26 учеников, 26 родителей и учитель. Исследование проводилось с 15 по 27 марта.
Глава 1.Теоретические основы изучения проблемы общения младших школьников
1.1.Сущность общения, его функции, роль в психологическом развитии человека, В психологической науке очень много определений такому понятию, как общение. Приведём некоторые.
А.Л. Бодалёв полагал, что общение – это взаимодействие людей, содержанием которого является взаимный обмен представлениями, идеями, настроениями и т.д. с целью установления определённых отношений. [5, c.13]
В кратком психологическом
Под оптимальным педагогическим общением А.А. Леонтьев понимает «такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создаёт наилучшие условия для развития мотивации и творческого характера учебной деятельности, обеспечивает благоприятный психологический климат обучения, обеспечивает управление детским коллективом». [17, с.127] Общение есть и основа, и суть, и интегральный метод воспитания, общаясь с учителем, ребёнок усваивает не только знания, но и умение жить среди людей, понимать других, сопереживать, заботиться о другом.
Ряд психологов (А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) рассматривают общение как особый вид деятельности – коммуникативный.
М.В. Гамезо дал следующее определение, общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. [9, с. 76]
Общение играет большую роль в жизни общества и личности, являясь одним из условий их формирования. В определённые периоды жизни человека общение приобретает ведущую роль, становится ведущей деятельностью (младенчество, подростковый возраст) и внутри которой формируются основные, качественные особенности психики, личности (человеческие потребности, цели, интересы, ценностные ориентации, самосознание и другие характеристики).
Установлено, что общение взрослых (особенно родителей) с детьми играет огромное значение для их интеллектуального, эмоционального и волевого развития. С другой стороны, доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями (в детских домах) характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, испытывают трудности в общении со сверстниками.
Мотивация деятельности личности в организации
... стимулируют, поддерживают и объясняют поведение и активность человека. Рассмотрению всех этих факторов и посвящена данная работа. 1. Мотивация деятельности личности в организации 1.1 Формы и факторы мотивации персонала в организациях Мотивационная система стимулирования включает ...
Итак, можно выделить следующие основные функции общения:
- передачи и усвоения общественно-
исторического опыта; - условия развития личности (убеждений, интересов, идеалов, самосознания, качеств личности);
- движущей силы развития личности (потребность в общении);
- планирования, организации и регуляции
совместной деятельности детей; - познание людьми друг друга;
- выражения отношений личности к другим людям, деятельности.
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский в общей профессиональной подготовке будущего учителя большое значение уделяли подготовке к педагогическому общению. А.С. Макаренко писал: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать своё настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть весёлым, сердитым… Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса…» [18, с. 243]
Сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно этим она отличается от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью.
В подавляющем большинстве
Особенности межличностных взаимодействий в любой общности в значительной степени обусловлены тем, как её члены воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный отклик преимущественно вызывают друг в друге и какой стиль поведения избирают.
Взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно выступать в роли субъекта и объекта общения. Как субъект он познаёт своего партнёра, определяет к нему своё отношение, (это может быть интерес, безразличие или неприязнь), воздействует на него с целью решения какой-либо конкретной задачи. В свою очередь, он сам является объектом познания для того, с кем общается. Партнёр адресует ему свои чувства и старается на него повлиять. При этом следует подчеркнуть, что пребывание человека одновременно в двух «ипостасях» — объекта и субъекта – характерно для любого вида непосредственного общения людей, будь то общение одного учащегося с другими или учащегося и учителя.