Социальная информатика

Задание «Информационное общество»

1. В приведённом ниже тексте выделите характерные черты информационного общества, выделите существенные и несущественные черты, выберите квалификатор проранжируйте их, используя IT-инструмент мышления «Визуальное ранжирование».

2. Сохраните подготовленный файл в свою папку с именем …_своя фамилия, где вместо многоточия надо вставить название задания.

Социальная

§ 4.1. Информационные революции и информационное общество

Информационныереволюции

В истории человеческого общества несколько раз проис­ходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.

Первая информационная революция была связана с изоб­, Вторая информационная революция (середина, Третья информационная революция (конец, Четвертая информационная революция (70-е гг.

Понятие«Информационноеобщество»

Четвертая информационная революция дала толчок iстоль существенным переменам в развитии общества, чт( для его характеристики появился новый термин «информа ционное общество».

Само название впервые возникло в Японии. Специали сты, предложившие этот термин, разъяснили, что он опре деляет общество, в котором в изобилии циркулирует высо кая по качеству информация, а также есть все необходимы средства для ее хранения, распределения и использования Информация легко и быстро распространяется по требованн ям заинтересованных людей и организаций и выдается им привычной для них форме. Стоимость пользования инфор мационными услугами настолько невысока, что они доступ ны каждому.

Академик В. А. Извозчиков предлагает следующее опре деление: «Будем понимать под термином «информацион ное» («компьютеризированное») общество то, во все сфер] жизни и деятельности членов которого включены компьк тер, телематика, другие средства информатики в качеств орудий интеллектуального труда, открывающих широки доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромно скоростью производить вычисления и перерабатывать лн бую информацию, моделировать реальные и прогнозиру< мые события, процессы, явления, управлять производство» автоматизировать обучение и т. д.» (под «телематикой» ш нимается обработка информации на расстоянии).

Проследим более детально существующие тенденции развитии информационного общества. Однако вначале отм> тим, что в настоящее время ни одно государство не находи 1 ся в этой стадии. Ближе всех к информационному общест* подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы.

10 стр., 4907 слов

Философия общества. Специфика социальных законов

... им реальность. 1. Общество как философская проблема, Общество - это совокупность людей и их взаимоотношений Общество на любой ступени ... собственные производи­тельные силы. Но научно-техническая революция столкнула чело­века с новой проблемой — ... общества. Подробнее мы остановимся на этом в следующих разделах реферата. 2. Взаимодействие общества и природы. Каждое общество ... Далее, термин «сообщество» ...

фазах продвижения к инфор­

Согласно мнению ряда специалистов, США завершат в це­лом переход к информационному обществу к 2020 году, Япо­ния и большинство стран Западной Европы к 2030-2040 го­дам. Путь России в информационное общество обсудим ниже отдельно.

Изменениеструктурыэкономикииструктуры труда

Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с производства мате­риальных благ (товаров) на оказание услуг, что влечет за со­бой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии.

Вторая половина XXвека, благодаря информатизации, сопровождалась перетоком людей из сферы прямого мате­риального производства в информационную сферу. Про­мышленные рабочие, составлявшие в середине XXвека бо­лее 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, кото­рый называют «белые воротнички» — люди наемного тру­да, не производящие непосредственно материальных цен­ностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т. д. Так, к 1980 году в сельском хозяйстве США было за­нято 3% работающих, в промышленности — 20%, в сфере обслуживания — 30%, и 47% людей было занято в инфор­мационной сфере.

Самое главное, информатизация изменила и характер труда в традиционных отраслях промышленности. Появле­ние робототехнических систем, повсеместное внедрение эле­ментов микропроцессорной техники является основной при­чиной этого явления.

Приведем разительный пример: в станкостроительной от­расли в США в 1990 году было занято 330 тыс. человек, а и 2005 году, по официальным прогнозам, останется 14 тыс, человек. Это произойдет за счет массового сокращения лю­дей на сборочных линиях, вследствие внедрения вместо них роботов и манипуляторов.

Еще одна характерная черта в этой сфере — появление развитого рынка информационных продуктов и услуг. Это! рынок включает секторы:

  • деловой информации (биржевая, финансовая, статистиче­

ская, коммерческая информация);

  • профессиональной информации (научно-техническая ин­

формация, первоисточники и пр.);

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/informatika-sotsialnaya/

  • потребительской информации (новости, всевозможные

расписания, развлекательная информация);

  • услуг образования и другие.

Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий

информационных

Однако сам по себе бурный рост производства средств вы­числительной техники, начавшийся с середины XXвека, не стал причиной перехода к информационному обществу. Компьютеры использовались сравнительно небольшим чис­лом специалистов до тех пор, пока существовали обособлен­но. Важнейшим этапом на пути в информационное общество стало:

4 стр., 1884 слов

Информационно-коммуникационные технологии в деятельности преподавателя

... деятельности, состоящий: в анализе информации о возможностях различных видов новых информационных технологий, в разработке моделей образовательных сайтов по предмету специализации, сайтов учебного заведения в сети ... руководстве учебными проектами, самостоятельной деятельностью учащихся). В современном образовательном учреждении педагог, который использует в процессе чтения лекций, проведения ...

  • создание телекоммуникационной инфраструктуры, вклю­

чающей в себя сети передачи данных;

  • появление огромных баз данных, доступ к которым через

сети получили миллионы людей;

  • выработка единых правил поведения в сетях и поиск в

них информации.

Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание международной компьютерной сети Интернет. Сегодня она

представляет собой колоссальную и быстро (на 10-15% в месяц) растущую систему, число пользователей которой приближается к 200 миллионам человек. В Интернете за­действовано более 10 миллионов компьютеров и около 250 тысяч Web-серверов по всему миру. Необходимо отметить, что количественные характеристики Интернета устаревают быстрее, чем печатаются книги, в которых эти показатели приводятся. В настоящее время в мире наблюдается отказ от создания собственных корпоративных сетей в пользу по­строения открытых стандартизованных систем и их интег­рации в Интернет (за исключением, конечно, сетей специа­льного назначения, в которых очень высоки требования к безопасности информации).

Информационные и коммуникационные технологии по­стоянно развиваются. Постепенно происходит универсализа­ция ведущих технологий, то есть вместо создания для реше­ния каждой задачи собственной технологии разрабатывают­ся мощные универсальные технологии, допускающие много вариантов использования. Хорошо вам знакомый пример — офисные системы программного обеспечения, в которых можно производить множество разнообразных действий, от простейшего набора текста до создания специальных про­грамм (скажем, начисления заработной платы с помощью табличного процессора).

Универсализации информационных технологий способст­вует широкое использование мультимедиа. Современная мультимедийная система способна объединить функции, на­пример, компьютера, телевизора, радиоприемника, овер-хэд-проектора (кодоскопа), диапроектора, телефона, автоот­ветчика, факса, обеспечивая при этом и доступ к сетям передачи данных.

Совершенствование вычислительной техники приводит к персонализации и миниатюризации устройств хранения ин­формации. Крошечные, умещающиеся на ладони устройст­ва, имеющие все функции персонального компьютера, по­зволяют человеку обзавестись собственным универсальным справочником, объем информации в котором сопоставим с несколькими энциклопедиями. Поскольку это устройство может быть подключено к сети, то оно же передает и опера­тивные данные, например: о погоде, текущем времени, со­стоянии пробок на дорогах и т.д.

Преодоление

поток информации, который хлынул на человека, столь ве­

Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозмож­но без полноты информации.

Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале XXвека общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 году — уже каждые 5 лет; конца этому про­цессу ускорения пока не видно.

13 стр., 6297 слов

Информационные технологии, применяемые в обучении людей с нарушениями зрения

... информационных технологий для людей с нарушением зрения. 3. Выделить особенности обучения людей с нарушением зрения использованию информационных технологий. Объект - информационные технологии, применяемые в обучении людей с нарушением зрения. Предмет - особенности обучения людей с нарушением зрения использованию информационных технологий информационный обучение нарушение зрение Информационная ...

Приведем несколько примеров проявлений информацион­ного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут успевать в них ориентироваться, что порождает дуб­лирование работ и иные неприятные последствия.

Часто оказывается проще заново сконструировать некото­рое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.

Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политическо­го анализа, но без информации они бесполезны.

В результате наступает информационный кризис, прояв­ляющийся в следующим:

  • информационный поток превосходит ограниченные воз­

можности человека по восприятию и переработке инфор­

мации;

  • возникает большое количество избыточной информации

(так называемый «информационный шум»), которая за­

трудняет восприятие полезной для потребителя информа­

ции;

  • возникают экономические, политические и другие барье­

ры, которые препятствуют распространению информации

(например, по причине секретности).

Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедре­ние современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижают барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический ха­рактер (информация стоит денег), и юридический (информа­ция имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комп­лексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

Коротко о главном

История человечества прошла через четыре информаци­онные революции.

Четвертая революция связана с появлением и развитием микропроцессорной техники и компьютерных телекоммуни­каций.

В настоящее время в цивилизованном мире происходит процесс движения к информационному обществу.

Формирование информационного общества изменяет структуру экономики государств и структуру рынка труда.

Информационный кризис общества связан с тем обстояте­льством, что обрушившийся на человека поток информации оказался недоступным обработке в приемлемое время.

НИТ помогают разрешить информационный кризис. Од­нако в полной мере это возможно в комплексе с другими ме­рами: экономическими, юридическими и пр.

Вопросы и задания

1. Какие события и процессы определили четыре информацион­

ные революции?

2. Что такое «информационное общество»?

3. Сформулируйте критерий А. П. Ершова, определяющий ста­

дии информационного общества.

4. К каким изменениям в экономике государства и на рынке труда

приводит формирование информационного общества?

5. Каково настоящее состояние и перспективы информационных

и коммуникационных технологий?

6. В чем заключается информационный кризис общества? Каковь пути его преодоления.

5 стр., 2095 слов

Информационная культура педагога

... Информационную культуру педагога необходимо рассматривать как сложное системное образование, отражающее интеграцию знаний о человеке и культуре человечества; информационная культура отражает уровень развития социума, национальную, экономическую, экологическую, техническую и другие стороны развития общества. Информационная культура ...

§ 4.2. Информационное общество ( продолжение )

Свободадоступакинформацииисвобода еераспространения

Обсуждаемая проблема лежит больше в политической у экономической плоскости, нежели в технической, посколь ку современные информационные технологии чисто техни­чески открыли безграничный простор для информационных обменов. Без свободы доступа к информации информацион ное общество невозможно. Свобода доступа к информации и свобода ее распространения — обязательное условие демо кратического развития, способствующее экономическому росту, добросовестной конкуренции на рынке. Лишь опира ясь на полную и достоверную информацию, можно прини мать правильные и взвешенные решения в политике, эконо мике, науке, практической деятельности.

Огромное значение имеет свобода распространения ин­формации культурно-просветительного характера. Она спо­собствует росту культурного и образовательного уровня об­щества.

Вместе с тем, проблема свободы доступа к информации имеет и противоположную сторону. Далеко не всякая инфор­мация государственной, корпоративной или личной значимо­сти должна свободно распространяться. Каждый человек имеет право на личные тайны; точно так же государство или корпорация имеют секреты, жизненно важные для их суще­ствования. Не должно быть свободы для распространения ин­формации, пропагандирующей насилие и иные, неприемле­мые для общества и личности, явления. Поиск компромисса между свободой доступа к информации и неизбежных огра­ничений является непростой задачей.

Ростинформационнойкультуры

умении и потребности человека работать с ин­формацией средствами новых информационных технологий.

Целенаправленные усилия общества и государства по раз­витию информационной культуры населения являются обяза­тельными при движении по пути к информационному обще­ству. Одной из важных задач курса информатики является выработка элементов информационной культуры учащихся. Указанная задача носит комплексный характер, она не может быть решена только школой. Выработка элементов информа­ционной культуры должна начинаться в детстве, в семье, и проходить затем через всю сознательную жизнь человека, че­рез всю систему образования и воспитания.

Информационная культура включает в себя гораздо боль­ше, чем простой набор навыков технической обработки ин­формации с помощью компьютера и телекоммуникацион­ных средств. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широ­ком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, досто­верность и т. д.

Существенный элемент информационной культуры — вла­дение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людь­ми — важный признак человека информационного общества.

Изменениявсфереобразования

Большие изменения произойдут в информационном об­ществе в сфере образования. Одна из принципиальных проб­лем, стоящих перед современным образованием — сделать его более доступным для каждого человека. Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты.

8 стр., 3795 слов

Социальное расслоение общества в России

... воспроизводящийся в течение последних лет. В связи с вышесказанным, цель данной работы – рассмотреть социальное расслоение общества в России. Задачи: раскрыть сущность социальной стратификации, рассмотреть социальное расслоение общества в России. 1. Сущность социальной стратификация, Социальная стратификация дифференциация Термин «стратификация» принят в науке, ...

Однако проблемы выстраивания системы образования в информационном обществе не сводятся к технологиям. В силу своего динамизма это общество потребует от своих чле­нов непрерывного, на протяжении десятков лет, обучения. Это позволит человеку не отставать от времени, быть способ­ным сменить профессию, занять достойное место в социаль­ной структуре общества. В связи с этим даже возникло но­вое понятие: «принцип пожизненного повышения квалификации». Экономически развитые страны уже сегод­ня встали на путь создания системы непрерывного образова­ния, включающей дошкольное и школьное образование, профессиональное образование, систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации, дополнитель-

ного образования (иногда и неформального) и т. д. Уровень количественного и качественного развития образовательной системы позволяет судить о степени продвижения страны по пути к информационному обществу.

Измененияукладажизнилюдей

Формирование информационного общества существенно отразится на повседневной жизни людей. О том, насколько глубокими будут эти изменения, можно только догадывать­ся, но по уже имеющимся примерам можно предвидеть, что изменения будут глубокими. Так, массовое внедрение теле­видения в 60-70-х годах XXвека существенно изменило быт людей, причем не только в лучшую сторону. С одной стороны, у миллионов людей появилась возможность досту­па к сокровищам национальной и мировой культуры, с дру­гой — сократилось живое общение, стало больше стереоти­пов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения.

Рассмотрим отдельные составляющие уклада жизни, ана­лизируя то, что уже состоялось, и то, что нарождается б наше время.

Работа. По данным социологического исследования, про­веденного в США, уже сейчас до 10% работающих могут вы­полнять свою работу, не выходя из дома, а 1/3 всех недавне зарегистрированных фирм основана на широком использо­вании самостоятельной занятости, не связанной с регуляр ным приходом в офис.

Учеба. В ряде стран увеличивается число детей, не посе щающих школу, а обучающихся на дому с помощью компь ютерных программ и телекоммуникаций. Если эта тенден ция будет развиваться, то школе грозит наиболее серьезна; опасность со времен ее становления в виде массового обще ственного института. Если же учесть, что школа не тольк( обучает, но и прививает детям навыки социализации, обще ственного поведения, то подобное развитие вызывает опреде ленное беспокойство.

Впрочем, большинство специалистов полагают, что шко ла для подавляющего большинства детей сохранится, н< формы обучения и организации учебного процесса сущест венно изменятся. Действительно, если возобладает индиви дуальное обучение с помощью средств информационны: технологий, то под вопросом окажется стержневой элеменч современной школы — классно-урочная система и друг» привычные установления.

Досуговая деятельность меняется на наших глазах. Компьютерные игры, уже занимающие у части людей замет­ное время, трансформируются в сетевые игры с участием не­скольких удаленных партнеров. Растет время, затрачивае­мое на «хождение» по Интернету без определенной цели, так называемый «чат», с не очень осмысленным обменом со­общениями. Вместе с тем, реализуются и познавательные путешествия по образовательным сайтам, виртуальным му­зеям и т. д. Как уже говорилось выше, информационная ку­льтура — лишь часть культуры общечеловеческой, и форма проведения досуга определяется, в первую очередь, общей культурой конкретного человека.

6 стр., 2720 слов

Разработка классификаторов технико-экономической и социальной информации

... средств вычислительной техники и новых информационных технологий путем создания единого языка формализованного описания данных. 1. Понятие классификатора Главный результат работ по единой системе классификации и кодирования - создание классификаторов технико-экономической и социальной информации. Классификатор технико-экономической и социальной информации - нормативный документ, представляющий ...

Недавнее достижение Интернет-технологий — поход за покупками реальных товаров в виртуальный Интернет-ма­газин — может развиться в информационном обществе вплоть до ликвидации современной системы торговли.

Жилище человека имеет тенденцию к все большей «ин­форматизации». Уже сдаются в эксплуатацию дома, в кото­рые вместо жгута проводов (электропроводка, телефон, теле­видение, охранная и пожарная сигнализации и т. д.) входит лишь один силовой кабель и один информационный кабель. Последний берет на себя все информационные связи, вклю­чая обеспечение многих каналов кабельного телевидения, выход в Интернет и т. д. Специальный электронный блок в такой квартире будет контролировать все устройства, вклю­чая бытовую технику и системы жизнеобеспечения, помо­гать обитателю квартиры жить максимально комфортно. Подобное здание называется «умным».

Поскольку во многих странах автомобиль рассматривает­ся как продолжение среды обитания, то к «умным зданиям» добавляются «умные автомобили». Такой автомобиль, кро­ме уже ставших обязательными микропроцессорных устройств, обслуживающих его техническую часть, постоян­но связан с городскими информационными службами, под­сказывающими наиболее оптимальный на настоящий мо­мент маршрут (с учетом занятости трасс).

Кроме того, этот автомобиль связан с «умным домом» своего хозяина и из него можно этим домом управлять. Все эти возможности, кажущиеся фантастическими, на самом деле уже постепен­но, по частям, реализуются.

Опасностиинформационногообщества

Восхищаясь возможностями, которые несет информаци­онное общество, не следует забывать о тех противоречиях,

которые оно потенциально содержит и которые уже, по мере продвижения к нему, проявляются.

Понятие «информационное общество» не связано с поня­тиями «капитализм», «социализм» и пр., то есть не указыва­ет напрямую на характер отношений собственности и эконо­мический уклад. Точно так же его не следует воспринимать как очередную утопию, сулящую всеобщее счастье.

Перечислим некоторые опасности и проблемы на пути к информационному обществу:

  • реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;
  • опасность все большего влияния на общество со стороны средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;
  • проблема отбора качественной и достоверной информа­ции при большом ее объеме;
  • проблема адаптации многих людей к среде информацион­ного общества, к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;
  • столкновение с виртуальной реальностью, в которой

трудно различимы иллюзия и действительность, создает

у некоторых людей, особенно молодых, мало изученные,

но явно неблагоприятные, психологические проблемы;

  • переход к информационному обществу не сулит ка­

ких-либо перемен в социальных благах и сохраняет соци­

альное расслоение людей; более того, информационное

неравенство может добавиться к существующим видам

3 стр., 1121 слов

Что называется информационным обществом

... влиять на деятельность организаций. Структура информационного общества Структуру информационного общества можно рассматривать с социальной и институциональной точки зрения. Социальная структура Ее составляют: Собственники . ... и креативных профессионалов. Роль информационного общества в развитии человечества возрастанию влияния информации на общество Информационная эра до неузнаваемости изменила ...

неравенства и, тем самым, усилить социальную напря­

женность;

  • сокращение числа рабочих мест в экономике развитых

стран, не компенсируемое полностью созданием новых

рабочих мест в информационной сфере, ведет к опасному

социальному недугу — массовой безработице.

Крайним проявлением негативных последствий перехода

к информационному обществу являются так называемые «информационные войны». Этот термин трактуется как от­крытое или скрытое информационное воздействие государ­ственных систем друг на друга с целью получения опреде­ленного выигрыша в политической или материальной сфере. Основными объектами поражения в таких войнах бу­дут информационные инфраструктуры и психология про­тивника.

Под информационным противоборством понимается комп­лексное воздействие на систему государственного и военного

управления противостоящей стороны, на ее военно-политиче­ское руководство. Это воздействие еще в мирное время дол­жно приводить к принятию благоприятных для стороны — инициатора информационного давления — решений, а в ходе конфликта полностью парализовать функционирование инф­раструктуры управления противника. Информационное про­тивоборство достигается путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой собственной информации и информа­ционных систем и инфраструктуры. На определенном этапе информационная война может перейти в обычную, с приме­нением традиционных видов оружия, для подавления ослаб­ленного противника. К сожалению, примеры состоявшихся информационных войн уже есть.

2. Какие негативные стороны имеет свобода доступа к информа­

ции?

3. Что такое «информационная культура»?

4. Как соотносится информационная культура с общечеловече­

ской культурой?

5. Какие проблемы образования будут решены в информационном

обществе?

6. Определите изменения, которые произойдут в укладе жизни

членов информационного общества: в работе, в учебе, в быту.

7. Какие наиболее существенные проблемы и опасности существу­

ют на пути к информационному обществу?

8. Что такое «информационная война»?

9. Попробуйте привести конкретные исторические примеры веде­

ния информационных войн.

Коротко о главном

Без свободы доступа к информации информационное об­щество невозможно.

Информационная культура в современном понимании за­ключается в умении и потребности человека работать с ин­формацией средствами новых информационных технологий.

Основы информационной культуры человека должны за­кладываться в школе.

Задача информационного общества в сфере образова­ния — сделать его доступным для каждого человека, прео­долеть неравенство в этой области.

Формирование информационного общества приведет к из­менениям в укладе жизни людей по всем его составляющим: в работе, в учебе, в быту и отдыхе, в жилищных условиях.

Эволюция информационного общества таит в себе ряд опасностей и проблем.

Одной из наиболее серьезных опасностей являются «ин­формационные войны».

Вопросы и задания

1. Определите связь между понятиями «информационное обще­ство» и «свобода доступа к информации».

7 стр., 3103 слов

» Информационно-коммуникационные технологии обучения

... искусства. Современные информационные технологии используют и в работе с одаренными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации. Одно из направлений применения ИКТ в реализации ...

§ 4.3. Особенности формирования информационного общества в России

В нашей стране формирование элементов информацион­ного общества является задачей актуальной и чрезвычайно сложной в силу тех исторических обстоятельств, в которых находится Россия. Экономические и политические пробле­мы, нестабильность в устройстве общественных институтов и другие факторы требуют поиска своих, не столь затрат­ных, как в ведущих промышленно-развитых странах, путей вхождения в информационное общество.

В 1999 году по инициативе профильных комитетов Госу­дарственной Думы была разработана Концепция формиро­вания информационного общества в России. Ее цель — определение российского пути перехода (или построения) информационного общества, основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию. В Концепции формулиру­ются политические, социально-экономические, культурные и технико-технологические предпосылки и условия этого перехода и обосновывается специфика российского пути к информационному обществу. Познакомимся с ее основными элементами.

констатирующей части

1. Информация становится общественным ресурсом разви­

тия, масштабы ее использования стали сопоставимыми с

традиционными (энергия, сырье и т. д.) ресурсами. Объ­

ем продаж в России средств вычислительной техники и

информатики достигает величины более одного миллио­

на штук в год (на самом деле, в 1999-2000 гг. этот объем

был существенно больше).

Общие расходы на информати­

зацию составляют порядка 5% ВВП России, что уже име­

ет макроэкономическую значимость.

2. В России сформировался и успешно развивается отечест­

венный рынок телекоммуникаций, информационных

технологий, продуктов и услуг.

3. В целом в стране быстро растет парк ЭВМ, ускоренными

темпами идет развитие систем и средств телекоммуника­

ций. Растет количество корпоративных информацион­

ных сетей. Количество российских пользователей Интер­

нета приближается к миллиону (в 2000 г. этот рубеж

превзойден; по предварительным данным, за 2000 г. чис­

ло пользователей Интернета в России удвоилось).

Интен­

сивно расширяется национальная сеть связи, осуществ­

ляется телефонизация страны и растет рынок средств

мобильной связи.

4. В значительной степени информатизированы многие от­

расли хозяйства, банковская сфера и сфера государствен­

ного управления.

5. В общественном мнении сложилось понимание актуаль­

ности задачи перехода к информационному обществу с

политической и экономической точек зрения.

6. Сегодня Россия является частью мирового политического

и экономического сообщества в такой степени, в какой

она никогда не была в прошлом. Россия подсоединена к

остальному миру кабельными и спутниковыми каналами

связи, активно используемыми сотнями тысяч сотовых и

простых телефонов, факсов, компьютеров и т. д.

базовых положений.

2. В ближайшей перспективе переход к информационном

обществу должен рассматриваться как необходимое услс

вие выхода страны из сегодняшнего экономическог

кризиса, как инструмент преодоления трудностей соцга

льной, политической и духовной жизни, как фактор ив

теграции общественного сознания вокруг непреходящи

гуманистических ценностей и национально-историч«

ских традиций народов России.

3. Переход к информационному обществу полностью отве

чает концепции устойчивого развития — формированш

экономики, основанной на знаниях, а не на расширяк

щемся потреблении природных ресурсов, сокращени)

отходов производства, решению экологических npof

л ем.

4. Государство играет ведущую роль в обеспечении процесс

перехода к информационному обществу, прежде всего щ

тем создания законодательной и нормативно-правово

базы, регулирующей информационные отношения в of

ществе. На начальном этапе создания социально-значх

мых информационно-коммуникационных систем и komi

лексов (в сферах трудоустройства, образование

здравоохранения, социального обеспечения и др.) госд

дарство берет на себя основные расходы.

5. Государство обеспечивает доступ к общественной инфо]

мации. Информация должна быть открыта для всех и пр<

доставляться постоянно с гарантией достоверности и noj

ноты.

6. Процесс перехода России к информационному обществ

должен быть тесно связан с развитием мирового инфо]

мационного сообщества. Должно быть обеспечено акти)

ное участие России в международном разделении тру/!

на мировом рынке информационно-коммуникационны

средств, продуктов и услуг, в реализации междунаро;

  • ных проектов и программ информатизации.

особенности перехода России

Среди них отмечается:

  • опережающее, сравнимое по темпам роста с развитыми

странами, создание различных систем связи и индустрии

предоставления информационных услуг;

  • наличие, в основном, высокого научного, образовательно­

го и культурного потенциала;

  • сравнительно дешевая интеллектуальная рабочая сила,

которая способна ставить и решать сложные научно-тех­

нические проблемы.

В предстоящие 10-15 лет Россия не сможет продвигаться по пути информатизации, лишь копируя опыт стран с высо­коразвитой и эффективно функционирующей рыночной эко­номикой. Мировой опыт показывает, что каждая страна движется к информационному обществу своим путем от на­чального рубежа, определяемым сложившимися политиче­скими, социально-экономическими и культурными условия­ми. Возможный для России вариант — нахождение пути, ориентированного на российские критерии и характеристи­ки качества жизни, социально-культурные особенности, и требующего в сегодняшних социально-экономических усло­виях лишь минимальных капиталовложений со стороны го­сударства.

Основой российского пути должны явиться:

  • информатизация всей системы общего и специального об­

разования от детского сада до окончания высшей школы

и последующих форм подготовки и переподготовки спе­

циалистов;

  • формирование и развитие индустрии информационных и

коммуникационных услуг, в том числе домашней компь­

ютеризации, ориентированной на массового потребителя;

  • обеспечение сферы информационных услуг духовным со­

держанием, отвечающим российским культурно-истори­

ческим традициям, в том числе организация мощного

русскоязычного сектора в Интернете.

Решение этих трех масштабных, исторических для Рос­сии задач будет означать реальное превращение информа­ции и знаний в подлинный ресурс социально-экономическо­го и духовного развития. Оно будет также означать укрепление институтов гражданского общества, реальное обеспечение права граждан на свободное получение, распро­странение и использование информации, расширение воз­можностей саморазвития личности.

Коротко о главном

Вхождение России в информационное общество имее свои особенности, связанные с особенностями ее современнс го этапа развития.

В России имеется ряд объективных предпосылок к пер( ходу в состояние информационного общества. Среди ни» быстрое развитие материальной базы информационной сф< ры, информатизация многих отраслей производства управления, активное вхождение в мировое сообществе подготовленность общественного сознания и др.

Движение России к информационному обществу реализ} ется государством как стратегическая, приоритетная цель.

Достижению этой цели способствует достаточно высоки кадровый и научно-технический потенциал России.

Среди приоритетных задач процесса движения к инфо{ мационному обществу — информатизация всей системы ofразования; развитие индустрии информационных услуг; содержательном наполнении следование национальным kjльтурно-историческим традициям.

Вопросы и задания

1. Почему задача движения к информационному обществу дл

России относится к числу приоритетных?

2. В чем состоят особенности условий вхождения России в инфо]

мационное общество?

3. Какие существуют предпосылки для успешного решения это

задачи?

4. Приведите известные вам примеры, с которыми вы сталкив;

лись, отражающие наличие процесса национального движени

к информационному обществу.

§ 4.4. Проблема информационной

безопасности

и государства

По мере продвижения к информационному обществу вс более острой становится проблема защиты права личности общества и государства на конфиденциальность (то есть се* ретность) определенных видов информации. Уже сегодня

странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий инфор­мацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что она не будет разглашена или испо­льзована ему во вред.

Доктрина информационной

объектам, информационной безопасности РФ

  • все виды информационных ресурсов;
  • права граждан, юридических лиц и государства на полу­

чение, распространение и использование информации, за­

щиту информации и интеллектуальной собственности;

  • система формирования, распространения и использова­

ния информационных ресурсов, включающая в себя ин­

формационные системы различного класса и назначения,

библиотеки, архивы, базы и банки данных, информаци­

онные технологии и т. д.

  • информационная инфраструктура, включающая центры

обработки и анализа информации, каналы информацион­

ного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспече­

ния функционирования телекоммуникационных систем и

сетей;

  • система формирования общественного сознания (мировоз­

зрение, моральные ценности, нравственные оценки, соци­

ально допустимые стереотипы поведения и взаимоотно­

шения между людьми), базирующаяся на средствах

массовой информации и пропаганды.

Национальные интересы РФ

а)соблюдение конституционных прав и свобод человека и

гражданина в области получения информации и ее исполь­

зования, обеспечение духовного становления России, сохра­

нение и укрепление ценностей общества;

б)информационное обеспечение государственной полити­

ки РФ, связанное с доведением до российской и междуна­

родной общественности достоверной информации о государ­

ственной политике РФ;

в)развитие современных информационных технологий

отечественной индустрии информации;

г)защита информационных ресурсов от несанкциониро­

ванного доступа, обеспечение безопасности информацион­

ных и телекоммуникационных систем.

методы обеспечения инф

проблему информационного неравенст

  • появилась тенденция разделения образовательных

реждений на элитные и массовые с соответствующей р

ницей в ресурсном обеспечении;

  • велико различие уровней доходов семей учащихся;
  • значителен разрыв в размерах финансового обеспече*

образовательных учреждений в различных регионах ст

ны.

Преодоление информационного неравенства является дачей первостепенной государственной важности.

Коротко о главном

Наиболее острой проблемой информационного общее является проблема информационной безопасности, начт от отдельного человека до государства.

Проблемы информационной безопасности в России perментируются Доктриной информационной безопасности I

В Доктрине определен перечень информационных объ тов, требующих защиты; национальные интересы РФ в формационной сфере; методы обеспечения информацион] безопасности.

Доктрина обращает особое внимание на проблему инф мационного неравенства в области школьного образовали:

Вопросы и задания

1. Какую информацию вы считаете конфиденциальной для г< дарства, для вашей школы, для себя лично?

2. Что относится к объектам информационной безопасности Рос­

сии?

3. Что относится к национальным интересам России в информа­

ционной области, требующее защиты?

4. Как проявляется информационное неравенство в системе шко­

льного образования?

5. Сталкивались ли вы в своей жизни с проявлениями информа­

ционного неравенства?

§ 4.5. Правовое регулирование проблем ,

связанных

и компьютерами

Уже на раннем этапе продвижения к информационному обществу необходимы меры правового регулирования вновь возникающих отношений. Каждая страна идет в этом на­правлении своим путем. Юридические вопросы, возникаю­щие в информационной сфере, столь сложны и запутанны, что гармоничного законодательства, решающего все соответ­ствующие проблемы, нет ни в одной стране мира.

Коротко опишем некоторые законы, действующие в этой сфере в Российской Федерации.

Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз

Для современного состояния нашего общества именно во­просы, связанные с нарушением авторских и имуществен­ных прав, являются наиболее актуальными. Значительная часть программного обеспечения, использующегося отдель­ными пользователями и даже организациями, получена пу­тем незаконного копирования. Эта практика мешает станов-

лению цивилизованного рынка компьютерных програм­мных средств и информационных ресурсов.

Закон «Об информации, информатизации и защите ин­

Закон создает условия для включения России в междуна­родный информационный обмен, закладывает основы пред­отвращения бесхозяйственного отношения к информацион­ным ресурсам и информатизации, частично обеспечивает информационную безопасность и права юридических и фи­зических лиц на информацию. Закон рассматривает инфор­мационные ресурсы в двух аспектах: как материальный продукт, который можно покупать и продавать, и как ин­теллектуальный продукт, на который распространяется пра­во интеллектуальной собственности, авторское право.

Особое внимание обратим на статью 11 закона «информа­ция о гражданах (персональные данные)». В ней содержатся гарантии недопущения сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни граждан (это может делаться лишь на основании решения суда), недопус­тимости использования собранной любым путем информа­ции для дискриминации граждан по любому признаку.

уголовный кодекс

  • неправомерный доступ к компьютерной информации;
  • создание, использование и распространение вредоносных

программ для ЭВМ;

  • умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их

сетей.

Отметим, что правовое регулирование в этой сфере, в силу ее быстрого развития, всегда будет отставать от жизни. Как известно, наиболее счастливо живет не то общество, в котором все действия людей регламентированы, а наказания за все дурные поступки прописаны, а то, которое руководст­вуется, в первую очередь, соображениями этического поряд­ка. Это значит, в данном случае, что государство не злоупот­ребит информацией, доверенной ему гражданином, потому что оно устроено должным образом; что информация не кра­дется не потому, что за это предусмотрено наказание, а пото­му, что человек считает воровство, в любом его проявлении,

низким поступком, порочащим его самого. Именно к таким отношениям между государством и личностью, а также между отдельными членами общества, мы должны стреми­ться.

Коротко о главном

Правовое регулирование в информационной сфере явля­ется новой и сложной задачей для государства. В Россий­ской Федерации существует ряд законов в этой области.

Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз дан­ных» регламентирует юридические вопросы, связанные с авторскими правами на программные продукты и базы дан­ных.

Закон «Об информации, информатизации и защите ин­формации» позволяет защищать информационные ресурсы (личные и общественные) от искажения, порчи, уничтоже­ния.

Статья 11 этого закона «информация о гражданах (персо­нальные данные)» содержит гарантии недопущения сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни граждан (это может делаться лишь на осно­вании решения суда), недопустимости использования со­бранной любым путем информации для дискриминации граждан по любому признаку.

В Уголовном кодексе

  • неправомерный доступ к компьютерной информации;
  • создание, использование и распространение вредоносных

программ для ЭВМ;

  • умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их

сетей.

4. На какой закон вы сошлетесь, если вам будет нанесен ущерб пу

тем использования информации, касающейся вашей частно!

жизни?

5. Какие действия уголовный кодекс классифицирует как пре

ступления в компьютерной информационной сфере?

6. Появилось ли у вас желание после прочтения этого параграф)

заняться производством и распространением компьютерны}

вирусов?