Актуальность.
В празднествах граждан обогащалось содержание игр, появлялась сюжетность — проверялись многие виды спортивных упражнений, носящие в основном игровой характер, формировались определенные договорные правила. Эпоха капитализма явилась благоприятным периодом для развития теории и практики спортивно-игрового метода физического воспитания. С развитием социализма игровой и соревновательный методы становятся одними из основных в физическом воспитании.
Игра и соревнование являются многообразными общественными явлениями, и их значение выходит далеко за сферу физического воспитания. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игры и соревнования служат удовлетворению различных потребностей в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении. Однако одна из главных функций игр и соревнований — педагогическая: они являются одним из основных средств и методов воспитания.
С учетом указанных проблем был сделан выбор темы «Игровой и соревновательный метод в физическом воспитании»
Цель работы, Объект исследования, Предмет исследования
Задачи:
1. Изучить теоретические основы игрового и соревновательного методов
2. Раскрыть основы методики игрового и соревновательного методов
3. Рассмотреть применения игрового и соревновательного методов
При написании курсовой использовался метод изучения и анализ литературных источников.
Глава 1. Теоретические основы игрового и соревновательного методов
1.1 Особенности игрового метода
В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Основными методическими особенностями игрового метода являются [3]:
1. игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
Особенности соревновательного метода в физическом воспитании
... наблюдение. Теоретическая значимость. 1 . ПРИМЕНЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 1.1 Всестороннее воспитание личности при использовании соревновательного метода В физической культуре общая задача воспитания конкретизируется применительно к особенностям спортивной работы, получая конкретную ассоциацию с установкой на ...
2. наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
3. широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
4. соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;
5. присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям[4].
1.2 Сущность соревновательного метода
Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:
1. в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);
2. как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
Соревновательный метод позволяет [8]:-стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития.
- выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
- обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
- содействовать воспитанию волевых качеств.
Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании
В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).
Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования[10].
Глава 2. Основы методики игрового и соревновательного методов
2.1 Применение игрового метода в процессе физического воспитания
игровой соревновательный физический воспитание
Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости. В обучении с использованием игровой формы в урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер.
Принципы, методы и формы воспитания
... - метод воспитания, который характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения и поведения личности в различных ситуациях. При этом наблюдение должно иметь конкретную цель, иметь программу изучения и оценки определенных параметров процесса и ...
К игровой форме относят подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества.
Игровой метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми спортивными играми, например футболом, волейболом, подвижными играми. Он может быть применен на базе любых физических упражнений.
Таким образом, игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные физические способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентирования, находчивость, самостоятельность, инициативность.
Упражнения, выполняемые в игровой форме — подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач [13].
2.2 Соревновательный метод в процессе физического воспитания
Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет о подчиненном элементе общей организации занятия (способ стимулирования интереса и активизации при выполнении отдельных упражнений, включенных в данное занятие), во втором — об относительно самостоятельной форме организации занятий (контрольно-зачетные, официальные спортивные и другие подобные им состязания).
Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официальное определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально уровню достижений, признание общественной значимости достижений, отсев менее сильных при многоступенчатых соревнованиях-первенствах и т. д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
Функциональные сдвиги, наблюдаемые в условиях состязаний, как правило, более значительны, чем при внешне аналогичных не соревновательных нагрузках. Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные соревнования характеризуются отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели — победы.
Соревновательный метод широко используется в тренировке спортсменов высокого класса[15].
В практике используются несколько методических подходов:
- выполнение соревновательным методом подготовительных упражнений с установкой на превышение параметров тренировочной нагрузки;
- состязание в выполнении эпизодически вводимых заданий, не требующих специальной подготовки, но требующих психической мобилизации (например, состязания в быстроте освоения с ходу новых форм движения или необычных сочетаний освоенных ранее элементов);
- введение в качестве предмета состязания частично видоизмененных форм основного соревновательного упражнения (метание утяжеленного снаряда, бег на дистанциях, смежных с основной соревновательной дистанцией, и др.);
- «смещение» соревновательной установки с акцентом преимущественно на качественную сторону упражнений.
Первостепенное значение соревновательного метода в формировании черт спортивного характера определяется тем, что этот метод исходит из естественных начал спортивной деятельности (стремления к первенству, установки на достижения), приводит в действие мобилизующую силу специфических межличностных отношений, присущих спорту, ставит тем самым спортсмена перед необходимостью предельного выявления своих возможностей и требует в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях[17].
Нравственное воспитание средствами физической культуры и спорта ...
... воспитание человека. Целью реферата является изучение нравственного воспитание в сфере физической культуры и спорте Задачами моей работы являются: Изучить роль нравственного воспитания в сфере физической культуры и спорте Рассмотреть значение физического воспитания в формировании нравственной ...
Таким образом, соревновательный метод используется при решении разнообразных педагогических задач — воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способностей рационально использовать их в усложненных условиях.
Исключительно велико значение соревновательного метода в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативы, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладании и др. Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.).
Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства
Эффективное повышение уровня физической подготовленности и формирование физических способностей, приобретение различных двигательных навыков указывают на более широкое применение в процессе занятий физической культурой игрового и соревновательного методов.
При применении игрового метода важно избегать механического переноса моделей игр (описанных в пособиях и сборниках) в практику учебной работы, а формы игрового метода модифицировать и модернизировать в зависимости от задач занятия, формы построения занятий и имеющихся условий. Целесообразно применять на уроках физической культуры следующие формы игрового метода: игровые упражнения, задания, подвижные игры, сюжетную организацию занятий, а также игровые снаряды, тренажеры.
Для воспитания скоростно-силовых качеств можно рекомендовать следующие подвижные игры, игровые задания и упражнения: «самые лучшие прыгуны», эстафета, «прыжки через мяч», «передай быстрее», «кто дальше бросит», «метание в щит», «количественная передача».
Для воспитания выносливости рекомендуются следующие подвижные игры, игровые задания и упражнения: «салки», «эстафета с возвращением», «кто быстрее перекатит мяч», «занимай свободное место», «ласточка», «охотники»[18].
Выводы
1. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта
... эстетического воздействия на человека, с другой — эстетическое воспитание повышает эффективность физического за счет внесения в него положительного эмоционального момента и дополнительных привлекательных стимулов к занятиям физическими упражнениями. Кроме того, их связь ... часть физической культуры, а также средство, метод физического воспитания и система организации различных физических упражнений ...
Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
2.Основными методическими особенностями игрового и соревновательного методов являются: обеспечивают всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, наличие соперничества, широкий выбор разнообразных способов достижения цели, соблюдение условий и правил в условиях противоборства,
3.В практике физического воспитания игровой и соревновательный метод проявляется:
1. в виде официальных соревнований различного уровня,
2. как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/igrovoy-i-sorevnovatelnyiy-metodyi-v-fizicheskom-vospitanii/
1. Ашмарин Б.А. — Теория и методика физического воспитания: Учебник. — М.:Академия,2004.-287с.
2. Ашмарин Г.А. — Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие — М.: Академия,2005.-287с.
3. Быков В.С. — Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие. — М.: Академия,2008.-174с.
4. Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. — М.,2004.-106с.
5. Гойхман П.Н. Трофимов О.Н. Физическая культура в школе. — М.,ФиС,2004.-379с.
6. Гугин А.А. Уроки физической культуры. — М.:Академия,2004.-225с.
7. Гуревич И.А. «Физическая культура в школе», журнал 2004-№9
8. Демидов В.М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников // Физическая культура в школе. -2004.- № 1.- С.31-37
9. Казначеева В.П. Теория и методы физического воспитания. М.:Академия,2003.-270 с.
10. Каюров В.С. Книга учителя физической культуры.- М.:Академия,2005. — 318с.
11. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физ.культ.-М.:Академия,2005.-305с.
12. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания: Учебник. — М.: Академия,2005.-265с.
13. Настольная книга учителя физической культуры: Пособие для учителя / Под ред. проф. Л.Б. Кофмана. — М.: Академия,2006.-372с.
14. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. М.: Физкультура и спорт, 2003.-402 с.
15. Романенко М.И. Физкультура. — Киев, 2008. — 260 с.
16. Теория и методика физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. -М.: Физкультура и спорт,2005.-230с.
17. Филиппов С.С. Физическое воспитание дошкольников. — М.: Академия, 2005. — 112с.
18. Харабуги Г.Д. — Теория и методика физического воспитания: Учебник. — М.: Физкультура и спорт, 2004.-102с.
19. Холодов Ж. К. — Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник. — М.: Академия, 2003.-480с.
20. Янсон Ю.А. Теория и методы физического воспитания: М. М.: Академия, 2005.-420с.
Теория физического воспитания
... режима жизни и рационального использования природных условий внешней среды. Эту сторону физического воспитания называют воспитанием физических качеств (или физическим воспитанием в узком смысле). В определенном смысле можно сказать, что суть ...